Приняв все человеческие грехи на Себя, Он принес Себя в искупительную жертву правосудию Божию за согрешившее человечество: Он совершил искупление, ибо мог сделать это». Св. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. 2. М., 1998. С. 329–330. 171 Данное «приближение» вряд ли следует мыслить только во временных и пространственных категориях. См. у преп. Максима: «Слова: Приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) не означают, я думаю, уменьшения времени. Ибо [Царствие Божие] не придет приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там (Лк. 17, 20–21), но оно зависит от [внутренней] связи с ним достойных, соответствующей их душевному предрасположению к этому Царству. Ведь Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21)». Св. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 253. 172 Подразумеваются сидящие во тьме грехов своих. Ср. у преп. Симеона Нового Богослова, который, ссылаясь на Пс. 106, 10, говорит о «сидящих во тьме страстей» (ο ν σκτει παθν καθμενοι), которые имеют ум, ослепленный неведением. См.: Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses. T. II. Ed. par B. Krivochèine et J. Paramelle//Sources chrétiennes. 104. Paris, 1964. P. 226. Естественно, что подобное «сидение» в здешней жизни влечет и вечную тьму в жизни будущей. 173 Св. Григорий Палама употребляет выражение: φρνημα ταπεινν («смиренный образ мыслей»), которое является синонимом термина «смиренномудрие» (ταπεινοφρονη). По словам С. Зарина, этим термином «выражается собственно смиренный образ мыслей человека и предполагается — непременно — момент сознательно–свободного участия в обозначаемом им настроении». Зарин С. Аскетизм. С. 469. 174 В одной из своих проповедей св. Григорий, ссылаясь на то же место Евангелия, говорит: «Поскольку Царствие Божие и приблизилось, и в нас есть, ради чего и приходит, то делами покаяния сделаем себя достойными его; сделаем усилие над собою, отвергая злые произволения и навыки; ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12)». Св. Григорий Палама. Беседы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

83 О. Гессе (Hesse) посвятил этому специальную статью: «Markus Eremita in der syrischen Literatur»//Deutscher Orientalistentag. Teil 2. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Supplementa 1. Wiesbaden, 1969. S. 450–457. Прив. по: Durand G.-M. Introduction//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 17. 84 Hesychius Hierosolymitanus. De temperantia et virtute. PG. 93. Col. 1479–1544, ср. Leg., Justif. и Causid. 85 Юрьевский A. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 30–31. 87 Theodorus Studita. Testamentum S. Theodori PG. 99. Col. 1816. Здесь и далее цитаты значительного объёма выделяются отдельным шрифтом и приводятся в отдельном блоке. 89 К догматико-полемическим преп. Марка относятся сочинения: «О Мелхиседеке», «Против несториан». 90 Georgius Hamartolus. Chronicon. 2. 12. PG. 110. Col. 147–149. Там сдержится пересказ Melch. 4, 6, 7. 95 Другого мнения придерживается Ж.-М. Дюран, по которому речь у святителя идёт об остатках монархианства (Durand G.-M. Introduction//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 21). Но свт. Фотий говорит о ереси, которая должна была появиться уже после написания сочинения, а на эту роль монархианство подходить не может. 99 Callistus et Ignatius Xanthopuli. Methodus et regula cum Deo accuratissima. 6. PG. 147. Col. 641–644, ср. Bapt. 17. 116 Παπαδοπολου-Κεραμως A. Ανλεκτα Ιεροσολυμιτικς σταχυολογας, , συλλογ ανεκδτων κα σπανων ελληνικν συγγραφν περ τν κατ τν Εαν ορθοδξων εκκλησιν κα μλιστα τς τν Παλαιστινν. T. Α´. Σ. 89–113. 117 Marcus Eremita. Sermo dogmaticus adversus eos qui dicunt sanctam carnem non fuisse unitam cum Verbo/Ed. J. Cozza-Luzi and A. Mai//Novae Patrum Bibliothecae. Vol. 10/1. 1905. 124 Богословский сборник. ПСТБИ. 1999. 4. С. 129–152. [гл. 1–26]; 2000. 5. С. 118–182. [Гл. 27 сл.]. 129 В Приложении 1 приведена таблица соответствия нумерации текста «Sources Chrétiennes» нумерации переводов на русский. 138 Название по CPG: De his qui putant se ex operibus justificari. В диссертации используется сокращение: Justif.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

А.А. Ашмарин Принятые сокращения Творения преп. Марка В русском переводе О законе духовном Justif. De his qui putant se ex operibus justificari. О тех, которые думают оправдаться делами De paenitentia. О покаянии. De baptismo. О Крещении. Consult. Consultatio intellectus cum sua ipsius anima. Советы ума своей душе. Causid. Disputatio cum quodam causidico. Прение со схоластиком. Ad Nicolaum praecepta animae salutaria. Послание к монаху Николаю. De jejunio. О посте. Melch. De Melchisedech. О Мельхиседеке. Adv. nest. Против несториан. Другие сокращения АСО Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwartz, contin. J. Straub. Strassburg; Berlin; Leipzig, 1914–1974. 4 vol. (17 pt.) Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon/Hrsg. F.W. Bautz. Hamm, 1975–2003. 21 Bde; [Электр, ресурс]//www.bantz.de/bbkl. Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Tumhout, 1974–1987. 6 vol. Vol. 1: Patres Antenicaeni; Vol. 2: Ab Atanasio ad Chrysostomum; Vol. 3: А Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum; Vol. ЗА: Ibid., Add.; Vol. 4: Conciliae. Catenae; Vol. 5: Indices. Initia. Concordantiae; Suppl./Cura et stud. M. Geerard, J. Noret. A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines/Ed. W. Smith and H. Wace. London, 1877–1887. 4 t. Dictionnaire de spiritualité, ascétique et mystique, doctrine et histoire. Paris, 1937–1994. 16 t. Dictionnaire de théologie catholique/Éd. A. Vacant, E. Mangenot, cont É. Amann. Paris, 1903–1950. 15 t. Encyclopedia of the Early Church/Ed. A. Di Berardino; Inst. Patristicum Augustinianum. Cambridge, 1992. 2 vol. New Catholic Encyclopedia. New York, 1967–1979, 1981 r. 17 vol., ind., suppl. Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935–. Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1857–1866. 161 t. Patrologiae cursus completus. Ser. Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1844–1864. 221 t. Sources Chrétiennes. Paris. 1940–. Thesaurus linguae Graecae: A Digital Library of Greek Literature/Univ. of California, Irvine. Irvine, http://ww.tlg.uci.edii/; Idem: versio E (CD- ROM).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

На данный момент вышло 5 томов. 3-й том «Анафора» готовится к изданию: A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. 6 vols. Rome, 1978–2008. (Orientalia Christiana Analecta; 261). Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб, 2005. Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк/пер. с англ А. А. Чекаловой. СПб., 2000. С. 20–21. Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб., 2005. С. 102. Докторская диссертация под руководством Матеоса: Haneras Sebastia, Le Vendredi– saint dans la tradition liturgique byzantine. Structure et histoire de ses offices. Rome, 1988. (Studia Anselmiana; 99. Analecta Liturgica; 12). Maï Józef. Coislin 213, Eucologio della grande Chiesa. Manoscritto della Biblioteca Nazionale di Parigi [Foi. 101–211] (texte manuscrit). Roma, 1990. Zanetti Ugo. Les lectionaires coptes annuels: Basse-Égypte. XXIII. Louvain-la-Neuve, 1985. Meyendorff Paul. St Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy. Translation, introduction and commentary. Crestwood, 1984. Русский перевод: Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. Lossky André. Le Typikon byzantin: Edition d’une version grecque, partiellement inédite: Ana ly se de la partie liturgique/ed. André Lossky. Strasbourg, 1987. Job (Getcha), archimandrite. Le typikon decrypte: Manuel de liturgie byzantine. Paris, 2009. Paprocki Henryk Józef. Le Mystère de l’Eucharistie. Genèse et interprétation de la Liturgie eucharistique byzantine. Paris, 1993. Salaville S. Nicolas Cabasilas, Explication de la divine liturgie. Paris; Lyon, 1943. (Sources chrétiennes; 4). Raes А. Liturgies orientales, notions générales, éléments principaux, in Bibliothèque Catholique des Sciences Religieuses. Paris, 1932. Dalmais Irénée-Henri. Les liturgies d’Orient. Paris, 1980. Gy Pierre-Marie. La Liturgie dans l’histoire. Préface de Jacques Le Goff. Paris, 1990. Engberding H. Das eucharistische Hochgebet der Basileiosliturgie: Textgeschichtliche Unter su chun gen und kritische Ausgabe. Münster, 1931.

http://bogoslov.ru/article/6194141

К., 1890. Ч. 1: Источники для истории христианства в Нубии: Ист.-крит. и церк.-археол. исслед.; Monneret de Villard U. I vescovi giacobiti della Nubia//Mélanges Maspero. Le Caire, 1934. T. 2. Fasc. 1. P. 57-66; idem. La Nubia Medievale. Cairo, 1935-1957. 4 vol.; idem. Storia della Nubia Christiana. R., 1938. (OCA; 118); Kirwan L. P. Notes on the Topography of the Christian Nubian Kingdoms//JEA. 1935. Vol. 21. N 1. P. 57-62; idem. The Oxford University Excavations in Nubia, 1934-1935//Ibid. N 2. P. 191-198; Shinnie P. L., Shinnie M. New Light on Medieval Nubia//J. of African History. L.; N. Y., 1965. Vol. 6. N 3. P. 263-273; Michalowski K. Faras: Centre artistique de la Nubie chrétienne. Leiden, 1966; Kunst und Geschichte Nubiens in Christlicher Zeit/Hrsg. E. Dunkler. Recklinghausen, 1970; Vantini G. The Excavations at Faras: A Contribution to the History of Christian Nubia. Bologna, 1970; idem. Oriental Sources concerning Nubia. Hdlb.; Warsz., 1975; idem. Il Cristianismo nella Nubia Antica. Verona, 1985; Jakobielski S. A History of the Bishopric of Pachoras on the Basis of Coptic Inscriptions. Warsz., 1972. (Faras; 3); O " Fahey R., Spaulding J. Kingdoms of the Sudan. L., 1974; Munro-Hay S. C. Kings and Kingdoms of Ancient Nubia//RSE. 1982/1983. Vol. 29. P. 87-137; Adams W. Y. Nubia: Corridor to Africa. L., 19842; idem. Ceramic Industries of Medieval Nubia. Lexington, 1986. 2 pt.; Bowers P. Nubian Christianity: The Neglected Heritage//Africa J. of Evangelican Theology. Machakos, 1985. Vol. 4. N 1. P. 3-23; Dzierzykray-Rogalski T. The Bishops of Faras: An Anthropological-Medical Study. Warsz., 1985; Шинни П. Христианская Нубия//Из истории африканского средневековья: Ст. британских ученых/Пер. с англ.: Л. С. Клейн; отв. ред.: Л. Е. Куббель. М., 1986. С. 148-183; он же. Нубийцы: Могущественная цивилизация древней Африки/Пер. с англ.: В. Д. Кайдалов. М., 2004; CoptE (по указ.); Christides V. New Light on Early Christianity in Nubia: The Martyrium of St. Athanasios of Clysma//Σμμεικτα.

http://pravenc.ru/text/2577981.html

234 На русский язык его перевел и снабдил небольшим предисловием А. И. Сагарда. См.: Сагарда А. И. Климент Александрийский , «Извлечения из Феодота» и «Избранные места из пророческих книг»//Христианское чтение. 1912. 11. С. 1286–1302. Феодот принадлежал к «восточной» школе учеников гностика Валентина. Дело в том, что после смерти этого ересиарха среди валентиниан четко наметились два течения: «западная (италийская) школа», центром которой был Рим и которая своим влиянием охватывала всю Италию и Южную Галлию; основными ее представителями были такие личности, как Птолемей и Гераклион, и именно против этой школы направлял острие своей антигностической полемики св. Ириней Лионский . Сферой распространения «восточной школы» были Египет, Сирия и Малая Азия, а ее наиболее яркими представителями являлись Марк Волхв, Аксионик Антиохийский и Феодот. Главной причиной разделения валентиниан на школы был, помимо чисто географического фактора, вопрос догматический или, точнее, христологический. «Западные валентиниане» считали, что Иисус обладал телом «душевным» (но не «материальным») и лишь при крещении в это тело вошел Дух (Логос или София); «восточные» же полагали, что Иисус с момента рождения обладал «духовным» телом. Названные «школы» просуществовали вплоть до IV в. См.: Rudolph К. Gnosis. The Nature and History of an Ancient Religion. Edinburgh, 1983. P. 322–325. Анализ учения Феодота см.: Sagnard F. La gnose valentinienne et la témoignage de saint Irenee. Paris, 1947. P. 521–561. 236 См. предисловие к изданию: Clement d’Alexandrie. Extraits de Théodote/Ed. par F. Sagnard//Sources chrétiennes. Paris, 1970. 23. P. 8–21. 239 Собственное толкование Священного Писания у свт. Фотия было, несомненно, выдержано целиком в духе антиохийской экзегезы. См. диссертацию: Amsler О. Die exegetische Methode des Photius. München, 1981. S. 556–560. 241 Кроме того, можно еще отметить, что в этом произведении Климент толковал первые строки Книги Бытия, используя метод духовного изъяснения; в частности, он рассматривал повествование о творении мира не только как изложение о начале космоса, но и понимал его как указание на учение о происхождении души и духовной жизни (см.: Nautin P. Genèse 1,12, de Justin à Origène//In Principio. Interprétations des premiers versets de la Genese. Paris, 1973. P. 8788). Это также могло оттолкнуть св. Фотия, весьма нерасположенного к таким изысканным духовно-анагогическим толкованиям, и настроить в общем пристрастно к данному сочинению Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

3 См.: De generatione divina. 1.1 (=Ep. 1); Ep. 2.1.1; Victorin. De gen. divin. Verb. 1. 1; 3.1; 30. 1; 30.6; Adv. Ar. I 1.4–5. 4 См.: Simonetti M. Nota sull’Ariano Candido//Orpheus, X (1963). P. 151–157; Idem. Candido ariano//Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiane/Diretto da A. Di Berardino. Vol. 1. Genova; Milano. 2006. P. 842; Nautin P. Candidus l’Arien//L’homme devant Dieu: Mélanges oferts au P. H. de Lubac. P., 1964. T. I. P. 309–320; Hadot P. Marius Victorinus… P. 272–275. Высказанное еще в XVII в. предположение о том, что этот Кандид Арианин является одним и тем же лицом с Кандидом (Κνδιδος), которого упоминает в своей Церковной истории Филосторгий и которого арианин Аэтий назначил епископом Лидии (Eccl. Hist. VIII 2–4), не было поддержано учеными ввиду ничтожно малой вероятности того, что этот Кандид мог быть другом Викторина (см.: Hadot P. Introduction//MariusVictorinus. Traités théologiques sur la Trinité/Texte etabli par P. Henry, introd., trad. et not.par P. Hadot. P., 1960. (SC; 68). P. 23, n. 23). 11 «Développements purement philosophiques», см.: Hadot P. Porphyre et Victorinus. P., 1968. Vol. I. P. 68. 12 Ibid. Vol. I. P. 68–69, 147–211; Vol. II. P. 13–20. подробнее эти модусы Сущего и неСущего, их значение и источники рассматриваются нами в комментариях к переводу. См. также нашу статью: Фокин А.Р. Модусы Сущего и не Сущего у Мария Викторина//Платоновские Исследования IV (2016/1). М.; Спб., 2016. С. 130–169. остальные две группы фрагментов, посвященных проблематике соотношения единого и так называемой «умопостигаемой триады» (бытие, жизнь, мышление), встречаются в трактате Викторина Adversus Arium (см.: Hadot P. Porphyre et Victorinus. Vol. I. P. 69–72, 213–344; Vol. II. P. 21–38). 16 Данное издание, наиболее авторитетное на сегодняшний день (его текст воспроизводится в итальянском издании 2007 года, подготовленном Клаудио Морескини), является исправленной версией первого критического издания теологических трактатов Мария Викторина, подготовленного теми же специалистами – полем Анри и Пьером Адо – для серии «Sources Chrétiennes» (Vol. 68). Кроме того, существует еще одно критическое издание в серии Bibliotheca Teubneriana: Marius Victorinus. Opera theologica/Ed. A. Locher. Lpz., 1976. Существенных разночтений в тексте трактата De generatione divini Verbi между этим зданием и изданием П. Анри и П. Адо мы не обнаружили.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

434 Схолия: «Искусной Премудростью он называет не ту, которая [происходит] от научения, но ту, посредством Которой Бог все сотворил». – Эта схолия хорошо объясняет то, что понимает преп. Максим под τεχνικς σοφας, которая в уме существует как ψιλ κα νυπστατος, что, вероятно, следует постигать в том плане, что человеческая мудрость является отражением Премудрости Божией, но лишена ипостасного бытия Ее. Как отмечает В. Лосский , данная глава опять предполагает различие между сущностью и энергиями в Боге. Ибо мы знаем только то, чему сопричаствуем, а сущность Божия недоступна сопричастию. Поэтому через сопричастие энергиям Бога мы обретаем доступное нам Богопознание, восходя от знания тварей к ведению Божественных атрибутов (см.: Lossky V. The Vision of God. N. Y., 1983, p. 131–132). Указанное различие между сущностью и энергиями преп. Максим воспринимает, помимо свв. каппадокийцев, и от Дионисия Ареопагита , но в отличие от последнего он сильнее подчеркивает, что сопричастие Божественным энергиям дарует человеку через благодать подлинное ведение Бога. См.: Fraigneau- Julien В. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Symeon le Nouveau Theologien. P., 1985, p. 83–84. 435 Разграничение «образа» и «подобия» встречается и в других произведениях преп. Максима, который в этом плане опирается на достаточно устойчивую патристическую традицию, восходящую к св. Иринею Лионскому , Клименту Александрийскому , Оригену , св. Григорию Нисскому и др. Например, Ориген говорит: «Достоинство образа человек получил в первом творении, совершенство же подобия получается в конце, т. е. человек сам должен приобрести его себе собственными прилежными трудами в подражании Богу, так как возможность совершенства дана ему в начале чрез достоинство образа, совершенное же подобие он должен получить в конце сам, чрез исполнение дел» (Ориген. О началах, с. 291). Примерно в том же духе высказывается и св. Василий Великий : «по образу» мы обладаем благодаря творению, а «по подобию» стяжаем собственным произволением ( κ προαιρσεως κατορθομεν) (см.: Basile de Cesarée. Sur l " origine de l " homme (Нош. X et XI de l " Hexaemeron). P., 1970 (Sources chrétiennes, 160), p. 206208). В данной главе преп. Максим явно развивает мысли, высказанные его предшественниками, особенно св. Василием. Эту же традицию продолжает и св. Григорий Палама , который, хотя и не настаивает на жестком разграничении «образа» и «подобия», тем не менее часто использует его в духе предшествующего святоотеческого предания (см.: Mantzaridis G. I. The Deification of man. St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition N. Y., 1984, p. 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

F. C. Conybeare. Oxf., 1905; История Армении Агафангела/Изд.: Г. Тер-Мкртчян, С. Малхасянц, С. Канаянц. Тифлис, 1909. С. 432-435 (на арм. яз.); Маштоц, или Требник. Иерусалим, 19335, 19616. С. 5-81 (на арм. яз.); Garitte G. Documents pour l " étude du livre d " Agathange. Vat., 1946. P. 98-100. (ST; 127); Чемчемян С., [свящ.] Формула таинства крещения//Базмавеп. Венеция, 1967. T. 125. C. 135-142 (на арм. яз.); он же. Помазание оглашенных в Армянской Церкви//Там же. 1968. Т 126. C. 21-29. (на арм. яз.); он же. Канон крещения//Там же. 1971. Т. 129. C. 36-46; 1972. Т. 130. C. 211-230, 400-419 (на арм. яз.); он же. Чин крещения согласно Требникам//Там же. 1971. Т. 129. C. 25-35; 1972. Т. 130. C. 183-210, 381-399 (на арм. яз.); Lages M. F. The Hierosolymitan Origin of the Catechetical Rites in the Armenian Liturgy//Didaskalia. Lisboa, 1971. Vol. 1. P. 233-250; Thomson R. W. Agathangelos: History of the Armenians: Transl. and Comment. Albany, 1976. P. 365-371; Winkler G. The History of the Syriac Prebaptismal Anointing in the Light of the Earliest Armenian Sources//Symposium Syriacum, 2, 1976. R., 1978. P. 317-324. (OCA; 205); eadem. Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungeschichtliche und liturgievergleinchende Untersuchung der Quellen des 3. bis 10. Jh. R., 1982. (OCA; 217); Le Sacrement du baptême du rite apostolique arménien/Ed. C. Papazian, V. knadiossian. Marseille, 1987; Renoux Ch. Initiation chrétienne. P., 1997. Т. 1: Rituels arméniens du baptême; Таинства и обряды Армянской Апостольской Церкви/Изд. Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ. [S. l.], К. в коптской традиции: Codex liturgicus Ecclesiae universae in XV libros distributus/Ed. J. A. Assemani. R., 1749. Vol. 1. P. 141-167; 1749. Vol. 2. P. 150-183; Denzinger H., ed. Ritus orientalium, Coptorum, Syrorum et Armenorum, in administrandis Sacramentis. Wurceburgi, 1863. Vol. 1. P. 191-235; Evetts B. T. A. The Rites of the Coptic Church: The Order of Baptism and the Order of Matrimony: according to the use of the Coptic Church, translated from Coptic mss.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

12 Tertullianus. De praescriptione haereticorum , XIX, 3. [Русский перевод А. А. Столярова. Общ. ред. и сост. А. А. Столярова: Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков Избранные сочинения. — М.: Прогресс-Культура, 1994. — С. 114). 13 Cf. E. Flesseman-van-Leer . Tradition and Scripture in the Early Church . — Assen, 1954. — P. 145—185; Damien van den Eynde. Les Normes de l " Enseignment Chrétien dans la littérature patristique des trois premiers siècles . — Gembloux-Paris, 1933. — P. 197—212; J. K. Stirniman. Die Praescriptio Tertullians im Lichte des römischen Rechts und der Theologie . — Freiburg, 1949; а также введение и примечания Р.Ф. Рёфуле (R. F. Refoulé) в издании De praescriptione haereticorum, in: «Sources Chrétiennes», 46. — Paris, 1957. 14 Irenaeus Lugdunensis. Ibid . I. 8, 1. 15 Центон (от лат . cento, centonis — платье из разноцветных лоскутов; от греч . %Г [к?%Г [ntrwn, %Г [к?%Г [ntwn) — стихотворное или прозаическое произведение, составленное из строк разных произведений. Здесь, произведения, составленные из стихов Гомера (гомероцентоны). — Прим. перев. 16 В первой публикации статьи (The Function of Tradition in the Ancient Church, in: The Greek Orthodox Theological Review. — Vol. IX. Winter, 1963. — P. 181—200.) в этом месте сноска на энциклопедическую статью о центонах: Cf. Crusius. s.v. «Centones», in: Pauly-Wissowa R.E. — Bd. III. — 1899. s. 1929—1932. — Прим. перев . 17 Op. cit . I. 9, 4. 18 Tertullianus. Op. cit . XXXIX. [Там же. С. 126). 19 Corpusculum veritatis ( лат .) — «тельце истины» . — Прим. перев. 20 Деминутив (от лат . deminutus — уменьшенный). Существительные с общим словообразовательным значением «уменьшительность». Основные способы словообразования — аффиксальный и безаффиксный. %Г [Swm?%Г [tion ( греч .) — деминутив от существительного %Г [s?%Г [ma. %Г [S?%Г [ma — тело как нечто воспринимаемое; противоположность другому древнегреческому слову %Г [s?%Г [r_ks — плоть как нечто воспринимающее). — Прим. перев. 21 Corpus ( лат. ) — тело, как материальная субстанция (прот. anima, animus ). — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3032...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010