Пособия Acta sanctorum ex latinis et graecis aliorumque gentium monumentis collecta. Editio Bollandiani. Allatius Leo. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres. Colon. 1648. Arcudius Petrus. De concordia ecclesiae occidentalis et orientalis in septem sacramentorum administratione. Lutetiae Parisiorum. 1672. Augusti Wilhelm. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Achäologie. Leipzig. 1828. Band. 9. Billot Ludovic. De ecclesiae sacramentis. Romae. 1901. Binterim Ant. Jos. Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-katholischen Kirche. Mainz. Band. 4. Theil. 3. Beth Karl. Die orientalische Christenheit der Mittelmeerländer. Berlin. 1902. Dalleus Io. De duobus latinorum ex unctione sacramentis confirmatione et extrema ut vocant unctione. Genev. 1659. Denzinger Henr. Ritus orientalium, coptorum, sirorum et armenorum. Virceburg. 1863. Denzinger Непг. Enchiridion symbolorum et definitionum. Virceburg. 1856. Du Cange. Glossarium ad scriptoris mediae et infimae Graecitatis. Paris. 1688. Einig Petr. Tractatus de sacramentis. Treveris. 1901. Geitler Lav. Euchologium Glagolski spomenic manastira sinai Brda. Zagrebu. 1882. Gihr Nik. Die heiligen Sacramente der katholischen Kirche. Freib. 1903. Gläser. Die Krankenölung in ihrer biblischen und historischen Begründung. Regensburg. 1831. Gaume I. Catechisme de perseverance ov historique, dogmatique, moral et liturgique de la Religion depuis 1 " origine du monde jusqu’a nos jours. Paris. 1845. Galenus Matth. Catecheses Christianae. Lugdun. 1593. Goar lac. Εχολγιον, sive rituale Graecorum complectens ritus et ordines. Venetiis. 1730. Hahn G.L. Die Lehre von den SaCramenten in ihrer geschichtlichen Entwikelung innerhalb der abenländischen Kirche bis zum Consil Von Trient. Breslau. 1864. Hase Karl. Handbuch der protestantischen Polemik. Leipzig. 1871. Heimbucher M. Die heilige Oelung mit besonderer Rücksicht auf d. prakt. Seelsorge. Regensburg. 1888. J. Kern. De sacramento extremae unctionis. Tract. dogm. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Имп. Констанций Хлор. Бюст. IV в. (Музей Ватикана, Рим) [лат. Marcus Flavius Valerius Constantius Herculius Augustus] (31.03 ок. 250, Дардания - 25.07.306, Эборак, ныне Йорк, Великобритания), рим. император (цезарь с 1 марта 293; август с 1 мая 305), основатель династии Флавиев (Константинов). Его титул Chlorus (букв.- зеленый) известен в источниках лишь с VI в. Муж св. равноап. Елены и отец имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337). Согласно сб. Scriptores Historiae Augustae и имп. панегирикам в честь имп. Константина, К. был сыном Евтропия, некоего знатного гражданина из Сев. Дардании (пров. Мёзия), и Клавдии, племянницы имп. Клавдия II Готского (XII Panegyrici latini. VII (6). 2. 2; VIII (4). 2. 5; Scr. hist. Aug. Prob. 22). Вероятно, Евтропий также был братом Евтропии, жены имп. Максимиана Геркулия. Генеалогия К. большинством совр. исследователей считается недостоверной и сфабрикованной при сыне К. имп. св. равноап. Константине I для обоснования прав Константина на Римский престол, хотя убедительных доказательств подложности сведений об этих родственных связях также нет. К. сделал военную карьеру; находился в составе личной охраны имп. Аврелиана (270-275), участвовал с ним в походах против царства Пальмиры , позднее получил чин трибуна, а при имп. Каре (282-283) стал наместником (президом) пров. Далмация. После захвата власти на Востоке империи имп. Диоклетианом К. поддержал его, перейдя на сторону императора незадолго до сражения на р. Марге (май 285). К 288 г. К. занимал пост префекта претория при дворе имп. Максимиана Геркулия, соправителя Диоклетиана, управлявшего Западом империи. В 289 г. из политических соображений К. развелся со своей 1-й женой св. равноап. Еленой и женился на Флавии Максимиане Феодоре, дочери Максимиана Геркулия. В этом браке родились 6 детей: Флавий Далмаций, Юлий Констанций (оба соправители имп. Константина с кон. 20-х гг. IV в.; убиты в К-поле в 337 в ходе борьбы за власть после смерти Константина), Ганнибалиан Старший (ум. до 337), св. Констанция (впосл. супруга имп. Лициния в 313-324), Анастасия (впосл. супруга сенатора Бассиана) и Евтропия (ум. в 350; впосл. супруга Вирия Непоциана, консула 336 г.).

http://pravenc.ru/text/2057134.html

Г.Е. Захаров Сокращения ВДИ – Вестник древней истории. М., 1937–1941, 1946. ПЭ – Православная энциклопедия. М., 2000. AASS Martii – Acta Sanctorum quotquot toto in orbo coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur. Martii. Antverpiae, 1668. ACO – Acta Conciliorum Oecumenicorum. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1914–1974. Ambros. De fide – Ambrosius Mediolanensis. De fide. Ambros. Ep. – Ambrosius Mediolanensis. Epistulae. Amm. Marcell. – Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt. Ath. Ad Antioch. –Athanasius Alexandrinus. Tomus ad Antiochenos. Ath. Apol. contr. ar. – Athanasius Alexandrinus. Apologia contra arianos. Ath. De synod. – Athanasius Alexandrinus. Epistula de synodis in Arimino et in Seleucia Isaurica. Ath. Ep. ad ep. Aeg. – Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. Ath. Ep. ad Afros – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. Ath. Ep. ad Epict. – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum Corinthi. Ath. Ep. ad Rufi nianum. – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. Ath. Hist. arian. – Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum ad monachos. Ath. Or. contr. arian. – Athanasius Alexandrinus. Orationes contra Arianos. Aug. Ep. – Augustinus Hipponensis. Epistulae. Basil. Ep. – Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae. Bonif. I. Ep. – Bonifacius I, papa. Epistulae. Caelest. I. Ep. – Caelestinus I. Epistulae. CCSL – Corpus Christianorum. Series latina. 1953. CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. Claud. Claudian. – Claudius Claudianus. Clem. Rom. Ep. I ad Corinth. – Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios. Conl. cum Max. – Aurelii Augustini Conlatio cum Maximino. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866 . CTh. – Codex Theodosianus. Cyprian. Ep. – Cyprianus Carthaginiensis. Epistulae. DHGE –Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. P. 1912. Diss. Max. – Dissertatio Maximini contra Ambrosium. DTC – Dictionnaire de théologie catholique. P. 1903–1950. 15 t.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Поль Аллар Библиографический указатель Источники Acta primorum martyrum sincera et celecta, publies par Ruinart, Paris 1689. Acta Sanctorum quotquot toto orbe colunter, publies par les Bollan-distes, Anvers et Paris 1643–1894, janvier a novembre, t. I-LX. Ammicn Marcellin, ed. Valois, Paris 1681; ed. Gardthausen, Leipzig 1874–5. Analecta Bollandiana, Bruxelles depuis 1882, t. I-XV. The Apology and Acts of Apollonius, edites par Conybeare, Londres 1894. The Apology of Aristides, editee par Rendel Harris et Armitage Robinson, Cambridge 1891. Augusta historia, Paris 1620; ed. Peter, Leipzig 1865. Corpus inscriptionum graecarum, quatre volumes, Berlin 1828–1877. Corpus inscriptionum latinarum (en cours de publication), Berlin 1863 et suiv., t. I-XV. Corpus juris civilis, ed. Freiesieben, Munich 1789; ed. Krüger-Mommsen, Berlin 1872–7. Corpus juris romani antejustiniani, ed. Böcking, Bonn 1841; ed. Huschke, Leipzig 1861. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum(en cours de publication), Vienne 1867 et suiv., t. I-XVIII. Doctrina duodecim apostolorum, ed. Funk, Tubingue 1887. Dion Cassius, ed. Valois, Paris 1634; ed. L. Dindorf, Leipzig 1863–5. Eunape, ed. Boissonade, Amsterdam 1822. Eutrope, ed. Zell, Stuttgard 1829; ed. Dietsch, Leipzig 1875. Exempla inscriptionum latinarum, ed. Wilmans, Berlin 1873. Herodien, ed. Bekker, Berlin 1826. Inscriptions chretiennes de la Gaule, editees par Edmond Le Blant, Paris 1856–1865. Inscriptiones christianae urbis Romae saeculo septimo antiquiores, editees par J. B. de Rossi, Rome 1861–1888. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio, editees par Orelli et Henzen, Turin 1826 et 1856. Julien, ed. Hertlein, Leipzig 1875–1876. Libanius, ed. Reiske, Oldenbourg 1791–1797. Liber Pontificalis, ed. Duchesne, Paris 1886–1892. Martyrologium hieronymianum, ed. J. B. de Rossi et Duchesne, Bruxelles 1894. Opera Patrum apostolicorum, ed. Funk, Tubingue 1878 et 1881. Panegyrici (a la suite du Pline le Jeune de Casaubon), 1504. The Passion of S. Perpetua, with an Appendix on the Scillitan martyrdom, editee par Rendel Harris, Cambridge 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) [Марк Аврелий Валерий Клавдий; лат. Claudius Gothicus] (10.05.213/4, Сирмий, ныне Сремска-Митровица, Сербия - янв./март 270, там же), рим. имп. (авг./сент. 268 - янв./март 270). Правление К. Г. пришлось на одну из наиболее острых фаз социально-политического кризиса Римской империи III в., когда она временно распалась на ряд нестабильных и противостоящих друг другу гос-в. К. Г. управлял лишь центральными областями империи (Италия, Паннония, Иллирик, Балканский п-ов, зап. часть М. Азии, Сев. Африка, Египет). Одновременно крайний Запад империи (Галльская империя) и Восток (Пальмирская империя) враждовали с К. Г. В связи со скудостью и с недостоверностью источников мн. обстоятельства жизни и правления К. Г. остаются предметом дискуссий. К. Г. по происхождению иллириец. Согласно легендарной родословной, изложенной в историческом своде «Scriptores historiae augustae» (IV в.), род К. Г. происходил от троянцев Ила и от Дардана (прародителя населения обл. Дардания в Иллирике) (Scr. hist. Aug. XXV 11. 9). По версии историка Секста Аврелия Виктора (IV в.), К. Г. был внебрачным сыном имп. Гордиана II, но эти сведения также скорее всего легенда ( Aur. Vict. De Caes. 34. 1). К. Г. сделал военную карьеру; с нач. 50-х гг. III в. занимал различные должности трибуна, командовал отдельными легионами; при имп. Валериане (253-260) стал наместником Иллирика; имп. Галлиен (260-268) назначил К. Г. командующим конницей, что традиционно в Риме считалось 2-м по значимости военным постом. К. Г. стал императором после того, как летом 268 г. имп. Галлиен был убит близ Медиолана (ныне Милан, Италия), где он осаждал узурпатора Авреола. Неясно, участвовал ли К. Г. в заговоре против Галлиена. По сведениям Аврелия Виктора, К. Г. в это время командовал рим. соединением у Тицина (ныне Павия), к-рое должно было охранять альпийские перевалы и сдерживать возможное наступление на Италию галльского имп. Постума. Получив известие о смерти Галлиена, войска провозгласили К. Г. императором. Взойдя на престол, он воспрепятствовал намерениям сената в Риме проводить репрессии против родственников Галлиена и добился обожествления этого императора. Автор «Scriptores historiae augustae» утверждает, что К. Г. был провозглашен императором в храме Великой Матери (Кибелы) в один из ее праздников, 24 марта, и рим. сенат славословил императора в храме Аполлона (Scr. hist. aug. XXV 4). Вероятно, это упоминание относится к некоему обряду, к-рый совершал К. Г. в 269 г.

http://pravenc.ru/text/1841219.html

На протяжении I-II вв. АПЦ не испытывала гонений от гос. власти (ап. Марк пострадал в ходе возмущения толпы, а не по приговору суда). Нет сомнений, что христиане неоднократно становились жертвами погромов. Сами рим. императоры, видимо, не всегда хорошо разбирались в религ. ситуации в Египте. В сб. «Scriptores Historiae Augustae» (Писатели истории Августов, кон. IV в.) приведено письмо посетившего Египет в 132 г. имп. Адриана , где отмечается неоднозначность религ. привязанностей александрийцев: «Почитающие Сераписа являются христианами, а те, кто называет себя епископами Христа, преданы Серапису; нет ни одного главы иудейской синагоги [archisynagogus Iudaeorum], самаритянина или христианского пресвитера, кто не был бы астрологом, гаруспиком, шарлатаном; даже сам патриарх (ipse ille patriarcha - очевидно, иудейский первосвященник.- И. Ч.), когда прибывает в Египет, увлекаем одними к почитанию Сераписа, другими - Христа» (Ser. hist. Aug. Quadr. Tyran. 8). Несмотря на то что аутентичность этого послания подвергается сомнению, во всяком случае, оно отражает представления об Александрии этой эпохи. I. Гонения Септимия Севера (193-211) В 202 г. имп. Септимий Север посетил Палестину, после чего запретил под угрозой жестоких наказаний обращение в иудаизм и принял такие же меры применительно к христианству (Ibid. Sever. 17. 1). Прибыв в Александрию, он издал декрет против христиан. Преследование коснулось всех Церквей, но нигде оно не было столь свирепым, как в Александрии, поскольку со всех концов Египта и Фиваиды в город стекались самые мужественные ревнители веры. Верующие стойко претерпевали мучения. Климент Александрийский писал за неск. лет до этого: «А если Господь и говорил: «Когда будут преследовать вас в этом городе, бегите в другой»,- увещевает бежать от преследований не из боязни смерти и не повелевает бегством уклоняться от нее, но хочет, чтобы мы ни для кого не стали виновниками или совиновниками какого-либо греха, ни для самих себя, ни для преследующего и губящего нас» (Strom. IV 10). Сам Климент прекратил свои занятия в Александрийской школе и покинул страну. Др., напротив, пользовались возможностью проявить свою неустрашимость. Одним из первых мучеников был св. Леонид (пам. 5 июня), сын к-рого Ориген, также пострадавший от гонителей, описал мученичество отца. Многие ученики Оригена (Плутарх, два Серена, Ираклид, Ирон), вдохновленные учителем, отдали свою жизнь за веру. Прошедшая оглашение мц. Ираида была «крещена огнем»; жестокой казни подверглась дева Потамиена , сохранившая целомудрие во имя Христа. Гонения, прекратившиеся вскоре после смерти Септимия Севера, не достигли цели. Напротив, стойкость невинных мучеников подвигла к обращению в христианство многих александрийцев.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Не сохранилось сведений о том, были ли преследования христиан при К. Г. В средневек. Зап. Европе распространилось предание, что при К. Г. в Риме пострадал сщмч. Валентин (пам. зап. 14 февр.). Об этом упоминалось в агиографическом своде «Золотая легенда» Иакова из Варацце (1260), где святой исповедал свою веру перед неким имп. Клавдием. Интерпретаторы этого рассказа предполагали, что, поскольку при имп. Клавдии в I в. преследований христиан не было, речь могла идти только о К. Г. Тем не менее эти сведения не находят подтверждения в древнейших версиях Актов св. Валентина и, видимо, являются ошибочными. К. Г. умер от чумы, поразившей его армию в нач. 270 г., когда он в ходе продолжавшихся военных действий против готов начал концентрацию своих главных сил в Сирмии для отпора племени вандалов. После смерти К. Г. императором был провозглашен его брат Квинтилл, но он был убит через 17 дней. Власть принял Аврелиан, бывший при К. Г. начальником конницы. Рим. сенат провозгласил К. Г. божественным. В его память на Капитолии перед храмом Юпитера была установлена статуя высотой 10 футов; в рим. курии по решению сената был помещен золотой щит. Древние биографы К. Г. положительно отзывались о нем как о человеке и правителе. Утверждали, что подданные и солдаты любили его, как мало кого из проч. императоров. Автор «Scriptores historiae augustae» написал о К. Г. в панегирическом тоне, сравнивая его с Августом, Траяном, Адрианом и др. лучшими правителями Римской империи. В его жизнеописание был включен также ряд скорее всего подложных писем, в которых императоры - современники К. Г. (Деций, Валериан и Галлиен) отзывались о нем весьма уважительно (Scr. hist. aug. XXV 14-18). Повышенное внимание к К. Г. со стороны историков позднеантичной эпохи было связано с тем, что в IV в. при дворе имп. Констанция I Хлора (293-306), Константина I Великого (306-337) и их наследников (династия Флавиев) были широко распространены сведения о родстве их семьи с К. Г. В сб. «Scriptores historiae augustae» указывалось, что биография К.

http://pravenc.ru/text/1841219.html

§3. Biographies and Authorities for the Life of St. Ambrose. (a.) Ancient. Many of his own writings.–Life of St. Ambrose by Paulinus, 6 a deacon of the Church of Milan.–St. Augustine, Confessions, V. 23, 24; VI. 1–6; IX. 13–16; and many other passages in his writings.–St. Jerome, De Scriptoribus Ecclesiasticis, c. 134.–Rufinus, Ecclesiastical History, XI, 11, 15, 16, 18.–Socrates, Eccl. History, IV. 30; V. 11.–Sozomen, Eccl. History, VI. 24; VII. 13, 25. (b.) Modern. Baronius, Annals, a.d. 397, n. 25–35; Life of St. Ambrose in the prolegomena to the Roman Edition of his works.–The Life of St. Ambrose gathered from his own writings, in the Benedictine Edition (excellent).–Hermant, Vie de St. Ambroise, Paris, 1678.–Tillemont, Mémoires, etc., Tome X. St. Ambroise [pp. 78–386], and notes, pp. 729–770.–Ceillier, Histoire générale des Auteurs sacrés, Tome V. pp. 328 ff. Ed. 2, Paris, 1860.–Dupin, Tome ii. pp. 438–515. [This writer says that the text of St. Ambrose is more corrupt than that of any other Father. See Alzog, Patrologie, p. 296. Ed. i.]–Cave, Hist. Lit. Vol. I. 262.–Schœneman, Biblíotheca historica PP. Lat. I. 388–419.–Silbert, Leben des heiligen Ambrosius, Vienna, 1841–Baunard, Histoire de St. Ambroise, Paris, 1872 [translated into German, Freiburg, 1873].–Life of St. Ambrose, by Archdeacon Thornton, London, and other shorter sketches.–Fessler [Jungmann], Institutiones Patrologiæ, I. 655 [also Patrologies of Mœhler, Alzog, etc.]. Articles in the Freiburg Kirchen-Lexikon, the Dictionary of Christian Biography, and other encyclopædias. II. Notes on Secular and Church History During the Latter Part of the Fourth Century. After the Council of Nicæa, a.d. 325, the faith of the Catholic Church was established, but a considerable time was to elapse, and the tide of heterodoxy was to ebb and flow many times before peace should finally ensue. The “conversion” of the Emperor Constantine, though not followed, till he was dying, by baptism, led not merely to the toleration but to the protection and, as it were, the “establishment” of the Christian religion. This very naturally was followed by a large influx of worldliness into the Church, and bishops began to be time-servers and courtiers. St. Ambrose, however, was not of this number, but whether in defence of the Catholic faith, of the property of the Church, or, as in his legations to Maximus, for the protection of those in peril or anxiety who sought his aid, he braved every danger, even that of death itself.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В 274 г. имп. Аврелиан устроил триумф в Риме, во время к-рого плененная З. была проведена по городу в золотых цепях. После триумфа З. поселили на вилле в окрестностях Рима, близ Тибура (ныне Тиволи). Впосл. она вышла замуж за рим. сенатора (имя неизв.) и имела от него детей. Потомки З. были известны среди рим. знати в Италии IV-V вв. Одним из них, возможно, был свт. Зиновий Флорентийский († 417). Об отношении З. и ее двора к христианству сведений нет. Она, видимо, не была христианкой, но к Церкви относилась толерантно. По сообщениям рим. историков, З. вела крайне аскетический образ жизни и славилась своим благочестием по отношению к традиционным культам. По политическим соображениям З. поддерживала еп. Антиохии Павла Самосатского , учение к-рого вызвало споры в Церкви. По делу еп. Павла Самосатского в Антиохии созывались Соборы в 264 и 268 гг. На последнем он был осужден и низложен, однако продолжал оставаться в Антиохии, сохраняя за собой епископскую кафедру и пользуясь покровительством пальмирского двора. После разгрома Пальмиры в 272 г. еп. Павел был изгнан из Антиохии распоряжением имп. Аврелиана. Портреты З. сохранились лишь на монетах. Ее облик напоминает известные изображения Юлии Мамеи (мать имп. Александра Севера и его соправительница в 223-235). Возможно, это связано с тем, что З., провозгласив себя августой, приняла имя Септимия, подкрепляя тем самым свое право на власть родством с династией Северов. Ист.: Euseb. Hist. eccl. VII 27-30; Ioann. Malal. Chron. P/297-300; Scriptores historiae Augustae/Ed. E. Hohl. Lipsiae, 1927. Vol. 2. P. 116-119; Zosim. Hist. I; Евтропий. Бревиарий от основания города. IX 12. СПб., 2001. Лит.: F é vrier J. G. Essai sur l " histoire politique et economique de Palmyre. P., 1931; Downey G. A History of Antioch in Syria. Princeton, 1961. P. 262-271; Пиотровский М. Б. Арабская версия истории царицы Зенобии (аз-Заббы)//ППС. 1970. Вып. 21. С. 170-184; Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М., 1990. С. 238-241; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 378-381; Kaizer T. The Religious Life of Palmyra: A Study of the Social Patterns of Worship in the Roman Period. Stuttg., 2002.

http://pravenc.ru/text/199731.html

Ее собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, напр., плащ, вытканный для героя Ясона ( Apoll. Rhod. I 721-768). Мудрость А. отличалась от мудрости Гефеста и Прометея, философ Демокрит называл ее «разумностью» (φρνησις - Orion. Etymol. P. 153). Для А. была характерна мудрость в гос. делах, необходимая для всякого классического полиса ( Plat. Prot. 321d). Поэтому как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А., называемая Фратрией (братская), Булайей (советная), Пронойей (Провидящая). Для поздней античности А. являлась принципом неделимости космического Ума ( Procl. in Tim. 35 A, II 145, 18; Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости ( Procl. Hymn. VIII). Культ А. был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Аттика, Беотия, Крит, Родос), но особенно почиталась богиня в Аттике, где ей были посвящены многочисленные земледельческие праздники, на к-рых происходило омовение статуи А., а юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщим был праздник великих панафиней - апофеоз А. как олицетворение гос. мудрости. Основателем торжества считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие - установил Писистрат. В Афинах богине была посвящена 3-я декада каждого месяца. В Риме А. почиталась под именем Минервы наряду с исконной рим. богиней войны Беллоной. Ист.: Orionis Thebani Etymologicon/Ed. F. G. Sturz. Lpz., 1820. Hildesheim, 1973r; Scriptores rerum mythicarum Latini tres/Ed. G. Bode. Cellis, 1834. 2 t.; Plinii Historiae naturalis libri XXXVII. Parisiis, 1848-1850. 2 t.; Apollonii Rhodii Argonautica/Emendavit R. Merkel. Lipsiae, 1854. [T.] 2: Scholia vetera/Ed. B. Keil; Hygini Fabulae/Ed. M. Schmidt. Lipsiae, 1872; Tragicorum graecorum fragmenta/Ed. A. Nauck. Lipsiae, 1882; Plotini Enneades/Ed. R. Volkmann. Lipsiae, 1883-1884. 2 t.; Eudociae Augustae, Procli Licii, Claudani Carminum graecorum reliquae/Ed. A.

http://pravenc.ru/text/77076.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010