246 Как мало можно полагаться на эти основания, нас научает тому пример самого Пауля. Цитируя Иустина, он, без сомнения, повсюду справлялся с лучшим изданием его сочинений (См.: S. 3). Однако и в нём находятся ошибки в цитатах, например, на с.22 Иустин процитировал так: «λαμφτω δ μν τ λλα ργα κτλ.» вместо «λαμφτω τ καλ ργα» (Ар. I. С. 16, ed. Otto. Ρ. 50); точно так же в цитате из гл. 15 Первой апологии (Paul. S. 16) выпущены целых два предложения, причём вместо μεριμνσητε стоит μεριμντε. 249 По замечанию Пауля (S. 9), слово ξχε в приложении к глазу более приличествует, нежели слово κκοψον ... Но, кажется, «изъять» к глазу также неудобно, как и «вырубить» его. Слово κκοψον здесь, очевидно, значит «выколоть». 267 Βος κα μαθματα τν χριστιανον служит в «Апологии» обычным обозначением христианства, слово же χριστιανισμς даже не встречается. См.: Engelhardm. Christ. lust. d. Mart. S. 328 tg. Об отношении между μαθματα и βος см.: Ар. I. С. 4, 7, 16. 268 Отсюда хорошо объясняется и то обстоятельство, что «Апология» по преимуществу изобилует дидактическими цитатами, которые редки в «Диалоге». 269 Это, конечно, не означает того, чтобы понимание существенного в христианстве у Иустина было новое в сравнении с Матфеем. Одно и то же в себе христианское учение поставляется здесь только в иное отношение, в каком оно не рассматривалось Матфеем. 279 См.: Ар. I. C. 63: «πλεονας τε κα ληθεστρους τος ξ θνν τν π Ιουδαων κα Σαμαρων Χριστιανος εδτες...». 295 Histor. Iosephi falvi lignar. C. 2, 7, ed. Thilo. I. P. 9, 17. – Evang. Infant. servat. C. 2 (Thilo. P. 67). – Evang. de navit. Maria. C. 10 (Thilo. P. 335). 307 Обзор различных мнений см. у Münter’a (der Stern. d. Weisen. S. 15) и Thiess " a (Krit. Comm. II, 349). 316 Ответ христианина: Демиург всего, Которого ты, комедианствуя, называешь сыном плотника, приготовляет тебе местечко, и т.д. 319 Hilgenfeld. Krit. Unt. S. 164 fg.; Credner (sh. Bindemann. S. 281) et Paul. S. 41. Также Schwegler. Nach. Zeitalt. I, 216 fg.; Eichhorn. Einleit. I, 84 tg.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Остаток 10-й главы и вплоть до 11:32 является заключительным, поучающим разделом, построенным в первую очередь вокруг ряда увещеваний, за которыми следует мотивировка, чтобы слушаться этого увещевания (например: увещевание (10:12:13); мотивировка (10:14:15); увещевание (10:16); мотивировка (10:17:18)). Особенно интересна забота Моисея о том, чтобы народ обрезал «крайнюю плоть сердца вашего» (10:16). Таким образом, уже во Второзаконии подчеркивается, что истинное обрезание происходит в сердце, что это не просто надрез на внешней плоти. Это увещевание гармонирует с повторением Моисея (6:6–8) в 11:18–21. Закон должен быть положен вначале в сердце человека, затем на руки, глаза, ворота и дверные косяки. Мы можем задать себе вопрос, не использовал ли Иеремия умышленно некоторую иронию, когда говорил о новом завете, одной из отличительных черт которого является то, что Бог напишет закон в сердце ( Иер.31:33 ). Поскольку, в конце концов, многое из нового завета является старым, если только мы не уклонились настолько далеко от его указаний, что даже старое звучит для нас как новое. Второзаконие (11:26–32) служит переходом от проповеди 5–11-й глав к списку законов, которые начинаются в 12-й главе. Как заметил У. Моран, три события перечислены здесь в обратном своему описанию в последующих главах порядке: благословения и проклятие (11:26–28 и 28-я глава); церемония в Сихеме, между горой Гевал и горой Гаризим (11:19–31 и 27-я глава); и законы Господа (11:32 и главы 12–26) 228 . Теперь все готово для возвещения законов Второзакония. Библиография Childs, В. Introduction to the Old Testament As Scripture. Philadelphia: Fortress, 1979, c. 215–217. Crump, W. «Dt.7: A Covenant Sermon». RestQ 17 (1974): 222–235. Fretheim, T. E. «The Ark in Deuteronomy». CBQ 30 (1968): 1–14. Gammie, J. G. «The Theology of Retribution in the Book of Deuteronomy». CBQ 32 (1970): 1–12. Horowitz, H. L. «The Sh " ma Reconsidered». JudlA (1975): 476–481. Ishida, T. «The Structure and Historical Implications of the Lists of Pre-Israelite Nations». Bibl 60 (1979): 461–490.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Древневавилонская монархия и господство ее религии гораздо древнее ассирийского. Торжество Ассирии было сравнительно поздним и недолгим (главным образом VIII в. до Р.Х.). В эту эпоху выступают и заявляют о себе и особенности ассирийской религии. Но с падением Ассирии погибает и ее бог Асур и всё, что в их религиозных представлениях и действиях было особенного сравнительно с вавилонянами. И ассирияне и вавилоняне несомненно имеют общее происхождение, – язык ассириян рассматривается, как наречие незначительно отличавшееся от вавилонского. Пантеон вавилонян, оказывается, почитался и в Ассирии, но кроме вавилонских богов Ассирия имела своего, которого считала высочайшим Асура и в отношения к богам, которые почитались вавилонянами, сравнительно с последними, вносила некоторые особенности. Очень может быть, что имя Асур происходит от Ansar – название творческого начала в вавилонской истории творения, – от которого произошла высшая триада богов (Тиле). В еврейском и ассирийском языках корень a–sh–r означает – быть милостивым, благословенным, оказывать счастье, это сближают с тем обстоятельством, что имя Асур иногда писалось идеографически, как «добрый бог», но это звуковое сближение, а не историческое. Название города Асура, который был древнейшей столицею Ассирии, надо полагать, произошло от имени бога, затем, когда территория ассириян расширялась, они всё, что оказывалось в их власти, называли Ассирией, т.е. областью бога Асура. Город Асур был забыт, столицами Ассирии становились Нина (Ниневия), Калху (Келах), Дур-Саррукин, но бог Асур во всех столицах почитался неизменно. Замечательно, что нет древних изображений Асура. Позднейшее его эмблематическое изображение (полагают, заимствованное от изображения египетского солнечного диска, и в свою очередь, несомненно послужившее моделью для персидского Агура-Мазды) таково: бог с натянутым луком или с вытянутой стрелой, с обеих сторон у него крылья, снизу птичий хвост. В Асуре не было элементов солнечного бога или бога природы. Он называется отцом и царем богов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Tcherikover A. Hellenistic Civilization and the Jews. Phil., 1959; Hengel M. Judentum und Hellenismus. Tüb., 1969; Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135)/Ed. G. Vermes, F. Millar. Edinb., 1973. Vol. 1; Jagersma H. Israels Geschichte. Konstanz, 1987. Bd. 2: Von der hellenistischen bis zur römischen Zeit; Goldstein J. A. The Hasmonean Revolt and the Hasmonean Dynasty//Cambridge History of Judaism/Ed. W. D. Davies, L. Finkelstein. Camb., 1989. Vol. 2. P. 292-351; Sievers J. The Hasmoneans and their Supporters: From Mattathias to the Death of John Hyrcanus I. Atlanta, 1990. P. 148-152; Thoma C. John Hyrcanus I as Seen by Josephus and Others Early Jewish Sources//Josephus and the History of the Greco-Roman Period/Ed. F. Parente, J. Sievers. Leiden; N. Y., 1994. P. 127-140; Hayes J. H., Mandell S. R. The Jewish People in Classical Antiquity: From Alexander to Bar Kochba. Louisville, 1998; Weitzman S. Forced Circumcision and the Shifting Role of Gentiles in Hasmonean Ideology//HarvTR. 1999. Vol. 92. N 1. P. 37-59; Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М.; Иерусалим, 2000; Sacchi P. The History of the Second Temple Period . Sheffield, 2000; Meshorer Y. A Treasury of Jewish Coins From the Persian Period to Bar-Kochba. Jerusalem, 2001; Sasse M. Geschichte Israels in der Zeit des Zweiten Tempels. Neukirchen-Vluyn, 2004; Bringmann K. Geschichte der Juden im Altertum. Stuttg., 2005; Ostermann S. Die Münzen der Hasmonäer. Fribourg; Gött., 2005; Keel O. Die Geschichte Jerusalems und die Entstehung des Monotheismus. Gött., 2007. Bd. 1; Shatzman I. Jews and Gentiles from Judas Maccabaeus to John Hyrcanus according to Contemporary Jewish Sources//Studies in Josephus and the Varieties of Ancient Judaism: L. H. Feldman Jubilee Volume/Ed. Sh. J. D. Cohen, J. J. Schwartz. Leiden; Boston, 2007. P. 237-270 . К. В. Неклюдов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/469568.html

сохраняет право принимать решение о предоставлении полномочий религ. судам. Состав мусульм. духовенства формируется из местных жителей. Мин-во по делам религий назначает, по рекомендации кади, мусульм. кандидатов на соответствующие должности и обеспечивает выплату им жалования. Гос-во также взяло на себя обязанность финансировать реставрацию старых и строительство новых мечетей. В общем бюджете Мин-ва по делам религий ассигнования на нужды мусульман составляют ок. 2%. Стремясь обеспечить свободу вероисповедания своим гражданам-мусульманам (в частности, возможность совершать хадж в Мекку), израильские власти предоставляют им право пользоваться иорданскими документами для въезда в араб. страны, с к-рыми И. не имеет дипломатических отношений. Мусульмане в И. имеют свои общественные и политические организации, а также право создавать попечительские советы, формируемые при согласовании кандидатур с Мин-вом по делам религий, к-рые занимаются вопросами, связанными с вакфом . Лит.: Eytan W. The First Ten Years: A Diplomatic History of Israel. N. Y., 1958; Cohen A. Israel and the Arab World. N. Y., 1970; Herzl Th. The Jewish State. N. Y., 1970; Eban A. S. My Country: The Story of Modern Israel. N. Y., 1972; Harkabi Y. Palestinians and Israel. Jerusalem, 1974; Porath Y. The Emergence of the Palestinian Arab National Movement. L., 1974-1977. 2 vol.; Aumann M. Land Ownership in Palestine: 1880-1948. Jerusalem, 19763; Mandel N. J. The Arabs and Zionism before World War I. Berkeley, 1976; Avineri Sh. The Making of Modern Zionism: The Intellectual Origins of the Jewish State. N. Y., 1981; Religion and Politics in the Middle East/Ed. M. Curtis. Boulder (Colorado), 1981. P. 69-77, 163-216; Bauer Y. A History of the Holocaust. N. Y., 1982; Cohen M. Zion and State: Nation, Class and the Shaping of Modern Israel. N. Y., 1992; The Israeli-Palestinian Conflict: A Documentary Record/Ed. Y. Lukacs. N. Y., 1992; Voices from Jerusalem: Jews and Christians Reflect on the Holy Land/Ed. D. Burrell, Y.

http://pravenc.ru/text/293910.html

Сохранившиеся в среде зороастрийского духовенства и дошедшие до наших дней авест. тексты - это собрание фрагментов литургического назначения. Эта Авеста состоит из 5 частей: Ясна, Висперед, Вендидад (Видевдад), Яшты и Хорда Авеста (т. н. Малая Авеста). Она включает отдельные молитвы и фрагменты литургических текстов, необходимые для мирянина. Ясна, Висперед и Видевдад входят в зороастрийское богослужение и представлены рукописями 2 видов. Одни рукописи содержат авест. тексты, записанные как единое целое в каноническом порядке, и используются за богослужением. Эти тексты не содержат перевода и комментариев, такие рукописи называются «саде» (букв.- чистые). В рукописях др. вида каждая из авест. книг сопровождается З., т. е. пехл. переводом и комментариями: они предназначены для систематического изучения и понимания авест. текста. Заучивать авест. текст вместе с З. всегда предписывалось только жрецам (хербедам). З. не был тайным знанием, жрецы громко читали тексты во время богослужения. З. содержится в отдельных среднеперсид. (пехл.) текстах, в к-рых имеются цитаты из Авесты, напр. некоторые назидания (андарзы), ритуальные сочинения Хербедестан и Нерангестан, эсхатологический Хадохт-наск и др. Сборники извлечений из З. на различные темы составляли сочинения, написанные на пехлеви, к-рые предназначались для обучения и просвещения единоверцев. Самые известные из таких сочинений - Бундахишн , называемое также «Занд-агахих» (Знание зенда), которое посвящено космогонии и космологии, и апокалиптическое произведение «Занд-и Вахуман Яшт» (Зенд (т. е. пехл. версия) Яшта Вахумана). Лит.: Bailey H. W. Zoroastrian Problems in the 9th-Cent. Books. Oxf., 1943. P. 154-156, 162-167. (Ratanbai Katrak Lectures); Wikander S. Feuerpriester in Kleinasien und Iran. Lund, 1946. P. 136-143, 182-186; Tavadia J. C. Die mittelpersische Sprache und Literatur der Zarathustrier. Lpz., 1956. P. 25-27; Duchesne-Guillemin J. La fixation de l " Avesta//Indo-Iranica: Mélanges prsentés à G. Morgenstierne. Wiesbaden, 1964. P. 62-66; Widengren G. Die Religionen Irans. Stuttg., 1965. P. 246-259; Boyce M. Middle Persian Literature//Handbuch der Orientalistik. Leiden, 1968. Abt. 1. Bd. 4: Iranistik. Absch. 2. Lfg. 1: Literatur. S. 33-38; idem. Zoroastrianism: Its Antiquity and Constant Vigour. Costa Mesa (Calif.), 1992; Shaked Sh. Esoteric Trends in Zoroastrianism//Proc. of the Israel Academy of Sciences and Humanities. 1969. Vol. 3. N 7. P. 14-18; Belardi W. Il nome dell " Avesta: alla ricerca di un significato perduto. R., 1979; Shaki M. The Denkart Account of the History of the Zoroastrian Scriptures//Archív orientální. Praha, 1981. T. 49. P. 114-125.

http://pravenc.ru/text/199727.html

Vol. 13. N 1. P. 5-32; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19812; Nyansako-ni-Nku, ed. Journey in Faith: The Story of the Presbyterian Church in Cameroon. Yaounde, 1982; idem., ed. Cry Justice: The Church in a Changing Cameroon. Buea, 1993; Камерун//Африка: Энцикл. справ. М., 1986. Т. 1. С. 613-625; Mbuy T. H. The Impact of Catholic Christianity on the Cameroonian Society. Limbe, 1991; Stanley B. The History of the Baptist Missionary Society, 1792-1992. Edinb., 1992; Weber Ch. W. International Influences and Baptist Mission in West Cameroon. Leiden, 1993; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-275, 408-437; Okafor G. M. Christians and Muslims in Cameroon. Würzburg, 1994; Bediako K. Christianity in Africa: The Renewal of a Non-Western Religion. Edinb., 1995; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. L., 1995. P. 187, 264-271; Nwel P. T. The Churches and the Democratic Upheaval in Cameroon, 1982-1993//The Christian Churches and the Democratisation of Africa/Ed. P. Gifford. Leiden, 1995. P. 168-187; Ardener E., Ardener Sh. Kingdom on Mount Cameroon: Studies in the History of the Cameroon Coast, 1500-1970. Oxf., 1996; Gifford P. African Christianity: Its Public Role. Bloomington (Ind.), 1998. P. 246-289; Vries J., de. Catholic Mission, Colonial Government and Indigenous Response in Kom (Cameroon). Leiden, 1998; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb.; N. Y., 2000. P. 259-273, 750-757, 957-959; Bongmba E. K. African Witchcraft and Otherness: A Philosophical and Theological Critique of Intersubjective Relations. Albany, 2001; Regis H. A. Fulbe Voices: Marriage, Islam, and Medicine in Northern Cameroon. Boulder, 2003; Parietti G., Ayanz J. A. Musulmans et Chretiens au Cameroun//Islamochristiana. R., 2004. Vol. 30. P. 153-170; Adama H. Islam and State in Cameroon: Between Tension and Accommodation//Local Practices, Global Controversies: Islam in Sub-Saharan African Contexts. New Haven, 2005.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

1402 Отрывки опубликованы в: Assematms J. S. Bibliotheca orientalis Clementino-vaticana. Т. IÏ De scriptoribus syris monophysitds. Romae, 1721. P. 30–33. Полностью сир. текст с англ. переводом издан: Frothingham A. L. Stephen Ваг Sudaili the Syrian Mystic… Pp. 28–48. См. также: Jansma T. Philoxenus’ Letter to Abraham and Orestes concerning Stephen Bar Sudaili//Le Museon. 87,1974. Pp. 79–86. 1403 Frothingham A. L· Stephen Ваг Sudaili the Syrian Mystic… Pp. 28–29. Ср.: jansma T. Philoxenus’ Letter to Abraham and Orestes… P. 80. 1405 Guillaumont A. Les ‘Kephalaia Gnostica d’Evagre le Pontique… Pp. 316– 338; Pinggera K. All-Erlosung und All-Einheit… S. 11–12. 1409 Указание на «иудейский» характер того или иного учения служит в ранней Церкви традиционным обвинением. Епифаний Кипрский обвиняет в «иудаизме» Павла Самосатского в «Панарионе». «Иудействующим» нередко называет Ария Афанасий. Это обвинение постепенно превращается в своего рода клише, за которым чаще всего нет смысла искать действительного влияния иудейских представлений на обвиняемых. Тем не менее в случае с Бар Судайли оно может служить указанием на его знакомство с иудейскими (прежде всего эллинистическими) текстами. 1413 Сир. текст с параллельным англ. переводом опубликован в: Ibid., pp. 11–27. Сир. текст был переиздан с привлечением большего числа рукописен в: Iacobi Sarugensis epistulae quotquot supersunt/Ed. G. Olinder. Parisiis, 1937. (CSCO 110; Syri 57). Pp. 2–11. 1417 Anonymi auctoris chronicon ad 1234 pertinens/Ed. I. – B. Chabot. Louvain, 1916. (CSCO 82; Syri 37). P. 258. 1418 Gregorii Barhebraei Chronicon Ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. J. Lamy. Т. I. Lovanii, 1872. P. 221–222. 1419 The Synodicon in the West Syrian Tradition II/Ed. by A. Voobus. Louvain, 1976. (CSCO 375; Syri 163). P. " l82. 1420 В «Книге о воскресении тела». Соответствующий отрывок цитирует Frothingham Л. L Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic… P. 66. 1421 Текст приводится в изд.: Frothingham A. L. Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic… P. 65; Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos… P. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

12 . Парфёнов В.Н., Лобачёва Г.В. Смерть апостола Петра: Рим или Палестина?//Центр и периферия. 2018. 4. С. 23–28. 13 . Попов, Н. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел//ЖМП. 1950. 7. 7. С. 58–67. 14 . Робертсон А. Происхождение христианства/Пер. с англ. М., 1959. 15 . Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. М., 2006. 16 . Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A. D. 62//Andrews University Seminary Studies. 1983. Vol. 21. No 1. P. 3–25. 17 . Benselers Griechisch-deutsches Worterbuch/Bearb. von A. Kaegi. Leipzig, 1962. 18 . Breeze D.J. The Career Structure below the Centurionate during the Principate//Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II. Principat. 1. Bd. Berlin; New York, 1974. P 435–451. 19 . The Cambridge Greek Lexicon/Ed. by J. Diggle et al. Cambridge, 2021. Vol. II. 20 . Campbell J.B. Centurio//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1068–1069. 21 . Campbell J.B. Auxilia//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 364–365. 22 . Carrier R. The Prospect of a Christian Interpolation in Tacitus, Annals 15, 44//Vigiliae Christianae. 2014. Vol. 68. P. 264–283. 23 . Cotton H.M. The Impact of the Roman Army in the province of Judaea/Syria Palaestina//The Impact of the Roman Army (200 B. C.–A. D. 476)/Ed. by L. de Blois, E. L. Cascio. Leiden; Boston, 2007. P. 393–407. 24 . Dobson B. The Significance of the Centurion and «Primipilaris» in the Roman Army and Administration//Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II. Principat. 1. Bd. Berlin; New York, 1974. P. 392–434. 25 . Elliot J.K. Imitations in Literature and Life. Apocrypha and martyrdom//The Routledge Company to Early Christian Thought/Ed. D.J.L. Bingham. London; New York, 2010. P. 87–107. 26 . Fortsch R. Castra praetoria//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1025–1026. 27 . Green T.Sh. A Greek-English Lexicon to the New Testament. A New Edition with additions and alterations. L., 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

179 Никольский Н. , прот. Суд над апостолом Павлом и его кесарийские и римские узы (к 1900-летию события)//ЖМП. 1960. 1. С. 74. Расхождение во мнениях по поводу прибытия св. Павла в Италию достаточно существенно. К примеру, А. Робертсон относит это событие к 5 г. (Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959. С. 186. Прим. 1), В. Маротта и ряд других западных исследователей – к 5 г. (Marotta V. St. Paul’s Death. Roman Citizenship and summa supplicia. In: A. Puig I Tarrech, J.M.G. Barclay, J. Frey (eds.). The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference June 2013. Tubingen, 2015. P 258. Note 67). 181 Das Neue Testament unsers Herrn... S. 168. «Эта фраза, вариант 28:16, отсутствует в наиболее авторитетных рукописях, но, вероятно, содержит подлинную информацию» (Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A. D. 62//Andrews University Seminary Studies. 1983. Vol. 21. No 1. P. 21. Note 55). 183 См.: Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. т. II. С. 1512; Benselers Griechisch-deutsches Worterbuch. Leipzig, 1962. S. 732. 186 Green T.Sh. A Greek-English Lexicon to the New Testament. A New Edition with additions and alterations. L., 1976. P. 173. 187 See: Gutsfeld A. Praefectus praetorio//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 2001. Bd. 10. Sp. 249. 188 See: Förtsch R. Castra praetoria//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1025 f. 189 See: Rapske B. The book of Acts and Paul in Roman Custody. Grand Rapids; Carliste, 1994. P 177. 193 See: Hitzig H.F. Custodia//Pauly’s Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. wissowa u. a. Stuttgart, 1901. Bd. 4. Sp. 1898; Meissel F.-S. Custodia//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 3. Sp. 251; Никольский Н., свящ., доц. Св. Апостол Павел... С. 50; его же: Суд над апостолом Павлом... С. 74. 194 Вплоть до Первой мировой войны германская наука занимала лидирующие позиции как в изучении классической древности, так и в библеистике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010