В Англии современное византиноведение в течение долгого времени с конца XIX в. было представлено фигурой Джона Бэгнэлла Бёри (Bury, 1861–1927) 18 . Без сомнения, Бёри является одним из наиболее значительных историков Византии всех времен: это исследователь с большим кругозором и необыкновенной ученостью, отличающийся проницательной остротой анализа и образцовой методической строгостью. Наряду со многими важными специальными исследованиями он также оставил несколько обобщающих работ, которые охватывают большие периоды византийской истории: в 1889 г. вышел в свет его двухтомный труд «История поздней Римской империи» (A History of the Later Roman Empire), охватывающий 395–800 гг. За ней в 1912 г. последовала превосходная книга «История Восточной Римской империи» (History of the Eastern Roman Empire), которая описывает время от имперской коронации Карла Великого до восхождения на престол Василия I, а в 1923 г. Бёри предложил в качестве нового издания своей первой книги под тем же названием новый труд, который, также в двух томах, но с куда большей подробностью, описывает время от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана I . Особенного упоминания заслуживает прекрасный комментарий Бёри к подготовленному им новому изданию «Клиторология» Филофея: «Имперская административная система в IX в.» (The Imperial Administrative System in the Ninth Century. London, 1911). Как русское византиноведение заложило основание исследованию византийской аграрной системы, так Бери дал начало систематическому изучению истории византийского управления, которое позднее самым удачным образом было продолжено Эрнстом Штайном (Stein) и Францем Дёльгером. Достойного продолжателя Бери нашел в лице Нормана Хэпберна Бейнса (Baynes, (1877–1961)), который прежде всего отличился работами по ранневизантийской истории. История поздней Византийской империи в ее сношениях с латинскими государствами Востока была значительно продвинута важными работами Уильяма Миллера (Miller) по истории латинского Востока. Рано начинается занятие византийской историей в Греции, поскольку для греческих ученых история Византии была частью истории их собственного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    С. Paparrigopulo. Histoire de la civilisation hellenique. Paris 1878 p. 194.    В соответствующем месте русской версии здесь стоит несколько слов, которые были затем исключены А. А. Васильевым из последующих изданий. Между тем для характеристики сочинения Гопфа они важны. Согласно А. А. Васильеву, выборочная проверка сообщаемых Гопфом сведений показывает, что они не всегда точны (А. А. Васильев. Лекции по Истории Византии... с. 20). Примечание научного редактора.    Об этом любопытном вопросе речь будет ниже.    В соответствующем месте русской версии далее следует фраза, которая не была включена в последующие издания труда А. А. Васильева. Между тем она представляется существенной для характеристики научного наследия Гопфа: «Гопф умер рано, не успев ни использовать, ни издать всего собранного им рукописного материала» (А. А. Васильев. Лекции по истории Византии... с. 21). Примечание научного редактора.    В соответствующем месте русской версии есть еще три слова, выпущенные в последующих изданиях: «особенно в русском переводе» (А. А. Васильев. Лекции по истории Византии... с. 22). Примечание научного редактора.     F. Gregorovius. Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter von der Zeit Justinian " " s bis zur turkischen Eroberung. Stuttgart, 1889. Bd. I, S. XVIII- XIX.    В соответствующем месте русской версии есть еще одна фраза, опущенная в последующих изданиях: «Сочинение Грегоровиуса существует в русском переводе (СПб., 1900) и может быть с большой пользой прочтено всеми интересующимися историй Византии» (А. А. Васильев. Лекции по истории Византии... с. 23). Примечание научного редактора.     N. Н. Baynes (ed.). A Bibliography of the Works of J. B. Bury. Cambrige, 1929. Это прекрасная работа. На страницах 1—124 приведена биография Бьюри; на с. 124 — некролог; на с. 125—175 — полная библиография его трудов.     J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395—800), London, 1889, vol. I, preface, p. VII.     J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... vol. I, p. 1. cm. Также: G. Ostrogorsky. Die Perioden der byzantinischen Geschichte. — Historische Zeitschrift, Bd. CLXIII, 1941, S. 235, Anm. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

638 При императоре Коммоде (180–192) Антиохия получила право раз в четыре года проводитъ Олимпийские игры. Они были запрещены только в 521 г. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 312, n. 1.) В своей автобиографии Ливаний рассказывает об Оллимпийских играх в Антиохии в 328 г. (См.: Jones А. Н. M. The Later Roman Empire. Vol. 2. P. 977.) 639 Явно отрицательно относясь к театральным зрелищам, Палладий уподобляет им хиротонию Порфирия. Народ, находившийся в театре, наслаждался зрелищем олимпийских состязаний, а в это время в городе разворачивалась другая драма, сочиненная Акакием Верийским. 640 Росс – город, находящийся в провинции Вторая Киликия и описанный блж. Феодоритом в «Истории боголюбцев»: «Есть киликийский город Росс, остающийся по правую руку у того, кто вплывает в Киликипский залив. К юго-востоку от него есть высокая, обширная и тенистая гора, которая в своих чащах питает диких зверей». (См.: Феодорит. История боголюбцев. С. 209.) Селевкию следует идентифицировать с Селевкией Пиерийской – гаванью в Антиохии. О нападениях исаврийцев на Сирию в 404 г. блж. Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев» писал, что они не давали «пощады ни городам, ни селениям», опустошали «все, чем могли завладеть» и предавали «все огню». (См.: Феодорит. История боголюбцев. С. 211; а также: Созомен. Указ. соч. С. 599.) 641 Знаком отличия солдат милиции была застежка в виде креста, поддерживающая одежду на плече. (См.: Dialogue. Т. 1. Р. 314–315, n. 3.) 643 В Константинополе ночной префект назначался префектом города. Под началом ночного префекта находились начальники кварталов и общественные рабы. Он занимался охраной порядка и тушением пожаров по ночам. (См.: Jones A. H. M. The La ter Roman Empire. Vol. 2. P. 694–695.) 644 Нерон (37–68), римский император, при кοтοροм произошло первое гонение на христиан, поводом для которого был пожар в Риме. Возникли слухи, что Нерон сам приказал поджечь город, чтобы с близлежащего холма наслаждаться видом огня, воспевая пожар Трои. Желая отвести от себя подозрение, Нерон свалил вину на христиан. (См.: Тацит. Анналы/Сочинения в двух томах. Л., 1969. Т. 1. С. 298.) О гонениях Нерона см. также: Болотов B. В. Указ. соч. Т. 2. С. 49–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Interpreting Late Antiquity. Essays on the Postclassical World/Ed. G.W. Bowersock, Peter Brown, Oleg Grabar. Cambridge (MA) and London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2001. Brown Peter.  The World of Late Antiquity. 150–750 A.D. London: Thames and Hudson, 1989. Cambridge Ancient History. Vol. 13. The Late Empire. A.D. 337–425/Ed. Averil Cameron. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Gabriele Matthew.  An Empire of Memory. The Legend of Charlemagne, the Franks and Jerusalem before the First Crusade. Oxford: Oxford University Press, 2011. Hingley Richard.  Roman Officers and English Gentlemen: The Imperial Origins of Roman Archaeology. London; New York: Routledge, 2000. Kaldellis Anthony.  Hellenism in Byzantium. The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2008. Kaldellis Anthony.  The Byzantine Republic. People and Power in New Rome. Cambridge (MA) and London: Harvard University Press, 2015. Lucas C.P.  Greater Rome and Greater Britain. Oxford: Clarendon Press, 1912. The Oxford History of Byzantium/Ed. Cyril Mango. Oxford: Oxford University Press, 2002. Pirenne Henri.  Mahomet et Charlemagne. Paris: Presses Universitaires de France, 1992. Romanides John S.  Franks, Romans, Feudalism and Doctrine. Brookline (MA): Holy Cross Orthodox Press, doctrine.01.htm. Syme Ronald.  The Roman Revolution. Oxford: Clarendon Press, 1939. Toynbee Arnold J.  A Study of History. Vol. 12 (Reconsiderations). Oxford: Oxford University Press, 1961. Ward-Perkins Bryan.  The Fall of Rome and the End of Civilization. Oxford: Oxford University Press, 2005.  Подробный анализ концепции трех Римов (древнего – собственно Рима, Константинополя – второго Рима и Москвы – третьего Рима) и их преемственности см.: Три Рима/Сост. Н.Н. Лисовой, Т.А. Соколова. М., 2001.  Об этом см. интересную статью:  Шевцов С.П.  Римское право в свете истории ментальности//ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2010. Т. 4. Вып. 1. С. 9–31.

http://pravoslavie.ru/104769.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf JUSTINIAN I JUSTINIAN I. This Roman emperor reigned at Constantinople (q.v.) from 527 to 565, and was effectively in power from the accession of his uncle, Justin, in 518. A native Latin-speaker from Illyricum (q.v.), Justinian’s eyes were on Rome and the recovery of the Empire’s western half from the beginning of his reign. He nearly succeeded, recapturing Italy, North Africa, and portions of Spain, but at a cost that left the Empire weakened. Following his death, it was a ready prey to invasions from the north (the Slavs), east (Iran), and south (Islam [qq.v.]) that were to remove large parts of the ancient imperium permanently from the rule of the capital. Justinian’s accomplishments, other than conquest, were considerable. He contributed a refinement of Eusebius of Caesarea’s theology of Church and state (qq.v.), specifically the notion of “symphony,” meaning the theoretically equal roles of imperium and sacerdotium. The latter was included in Justinian’s justly famous codification of Roman law, the Corpus Juris Civilis (see Justinian, Code of), which he ordered compiled and which has since served as the basis of civil law for most of the European continent. Coming closer than any emperor before or since (excepting the attempts of the Isaurian Dynasty [q.v.]) to the actual realization of caesaropapism (q.v.), he planned, orchestrated, and carried off the convocation and the decisions of the Fifth Ecumenical Council (q.v.) in 553. The council failed, however, in achieving the primary purpose for which the Emperor had called it: the realization of union between Chalcedonian and non-Chalcedonian Christians within the Empire. The failure contributed to the loss of Egypt and Syria to Islam (qq.v.) a century later. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

205 П. Нотэн проанализировал эти письма: Nautin Р. Lettres et Ecrivains chrétiéns. Paris, 1961, pp. 13–32. 210 Они были сочинены по-латыни не позднее III в. и опубликованы в XX в.: Barlow C. W. Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam quae vocantur. Rome, 1938, PLS, I, pp. 673–678. 212 Vanutelli P. Actorum Pilati textus synoptici. Rome, 1938. Эта фальшивка относится уже к Средним векам. 225 Перевод на французский язык см.: L " Empire et la Croix. Paris, 1957, pp. 181–194; La Geste…, pp. 46–59. 228 См. папирус из Файюма, хранящийся в Берлине: Ägyptische Urkunden aus den königlichen Museen zu Berlin, 1896–1898, II, n° 423. См. также: Deissmann A. Licht vom Osten, S. 145–153. 238 Опубликовано в: Grenfell, Hunt. The Amherst Papyri, 1, п. За. См. также: Deissmann A. Op. cit. S. 172–177. 241 Orat., 11. См. также: Deman A. Science marxiste et histoire romaine//Latomus, 19б0, pp. 781–791. 249 Minutius Félix. Octavius, 9, 3; Aristide. Apol., 15; Lucien. Peregrin., 1, 13; Tertullien. Apolig., 39. 250 Contra Cels., III, 24; Leclercq H. Esclaves//DACL, V, pp. 390–391; Allard P. Les esclaves chrétiens. Paris, 1900, p. 240. 251 Dion Cassius. Hist., 67, 14; Suétone. Domitianus, 15; Еесевий. Церковная история, III, 17. См. также: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung… S. 572. 254 Acta Just., 4. О значении рабов – выходцев с Востока, см.: Gordon M. L. The Nationality of Sclaves under the Early Roman Empire//JRT, 14, 1924, pp. 93–111. 255 Hippolite. Philosophoumena, IX, 12; Aubé B. Le christianisme de Marcia//Revue archéologique, 37, 1879, pp. 154–175. 269 La Piana G. Roman Church at the end of 2 Century//Harvard Theol. Review, 18, 1925, pp. 201–277. 282 В тексте не говорится, что Фелицита была рабыней, тем более невольницей Перпетуи. См. систему доказательств в работе: Poirier M.//Studia Patristica, X, TU, 107, pp. 306–309. 296 Член государственного совета назывался булевтом. См.: Cumont F. Les inscriptions chrétiennes d " Asie Mineure//Mélanges d " archéologie et d " histoire, 15, 1895, n. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Martindale J.R. (ed.). Prosopography of Byzantine Empire, Ï 641–867. Aldershot,2001 [CD-Rom]. Trapp E. u.a . Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. Wien, 1976–1996. 12 Fasz., Reg. Σαββδης Α. Γ. Κ. ( εκδ.). Εγκυκλοπαιδικ προσωπογραφικ λεξικ βυζαντινς ιστορας και πολιτισμο. Αθνα, 1996–1998-. T. 1–3– [буква А]. Nicol D.M. A biographical dictionary of the Byzantine Empire. London, 1991. Fedalto G. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis: Series episcoporum Eccle-siarum Christianarum Orientalium. Padova, 1988. 2 vol. Ferluga J. e.a. Glossar zur fruhmittelalterlichen Geschichte im ostlichen Europa. Serie B: Griechische Namen bis 1025. Wiesbaden, 1980–1988. Bd. 1–3 [прервался на букве А]. География Ангелов Д., Коледаров П. и др. Атлас по българска история. София, 1963. Еремян С.Т. Атлас Армянской ССР. М., 1961. Коледаров П. Политическа география на средновековната българска държава. София, 1979–1989. 2 т. Мусхелишвили Д. и др . Исторический атлас Грузии. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). Atlas of the Early Christian World. London, 1966 (3 ed.). Haldon J . The Palgrave atlas of Byzantine history. Basingstoke, 2005. Hewsen R.H. Armeniä a historical atlas. Chicago, 2001. Hild F . Das byzantinische StraBensystem in Kappadokien. Wien, 1977. Janin R. La géographie ecclésiastique de l " Empire byzantin, [I]: Les églises et les monastères [de Constantinople]. Paris, 1969; [II]: Les églises et les monastères des grands centres byzantins: Bithynie, Hellespont, Latros, Galésios, Trébizonde, Athenes, Thessalonique. Paris, 1975. Kennedy H. (ed.). An historical atlas of Islam. Leiden, 2002 (2 ed.). Malamut E . Les îles de l’empire byzantin. Paris, 1988. Riley-Smith J. (ed.). The atlas of the Crusades. London, 1991. Talbert R.J.A. e.a. (ed.). The Barrington atlas of the Greek and Roman World. Princeton, 2000. Tabula Imperii Byzantinï 1: Koder J ., Hild F . Hellas und Thessalia. Wien, 1976; 2: Hild F ., Restle M . Kappadokien (Kappadokia, Charsianon, Sebasteia und Lykandos). Wien, 1981; 3: Soustal P ., KoderJ . Nikopolis und Kephallënia. Wien, 1981; 4: Belke K ., Restle M . Galatien und Lykaonien. Wien, 1984; 5: Hild F ., Hellenkemper H . Kilikien und Isaurien. Wien, 1990. 2 Bde; 6: Soustal P . Thrakien (Thrake, Rodope und Haimimontos). Wien, 1991; 7: Belke K ., Mersich N . Phrygien und Pisidien. Wien, 1990; 8: Hellenkemper H ., Hild F . Lykien und Pamphylien. Wien, 2004. 3 Bde; 9: Belke K . Paphlagonien und Honorias. Wien, 1996; 10: Koder J . Aigaion Pelagos (Die nördliche Ägäis). Wien, 1998; 12: Külzer A . Ostthrakien (Europe). Wien, 2008. Лексикография

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

865 . Eckstein-Diener B. Imperial Byzantium/Transl. from the German by E. and C. Paul. – Boston: Little, Brown and Co., 1938. – 3, 396 p. (книга немецкого историка первой половины ХХ в.) 866 . Ennis M. Byzantium. – New York: Atlantic Monthly Press, 1989. – XII, 768 p. 867 . Flusin B. La civilization Byzantine. – Paris: PUF, 2005. – 168 р. (книга Б. Флюзена вышла в одной серии c книгой Жана-Клода Шейне, которая может рассмативаться как первая часть задуманного изложения истории Византии) 868 . Franzius E. History of the Byzantine Empire. – New York: Funk & Wagnalls, 1967. – XV, 487 p. 869 . Gregory, Timothy E. A History of Byzantium, 306–1453. – Malden, Mass.: Blackwell Pub., 2005. – XIV, 382 p., ill. (научно-популярная работа по истории Византии, рассчитанная на неспециалиста). 870 . Haldon J. Byzantium. A History. – Stroud, Gloucestershire, 2000 (обобщающая, превосходно написанная монография современного ведущего английского византиниста Дж. Хэлдона). 871 . Haussig H. W. A History of Byzantine Civilization. – London, 1971. 872 . Hussey J. M. The Byzantine World. – London, 1957. – 191 p. 873 . Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries. A. D. 610–1071. – London: Weidenfeld and Nicolson, 1966. – 400 p. (обобщающее исследование известного английского византиниста Ромилли Дженкинса по истории раннесредневековой Византии). 874 . Lawhead S. Byzantium. – New York: HarperPrism, 1996. – 645 p. 875 . Loverance R. Byzantium. 3rd ed., with revisions. – London: British Museum Press, 2004. – 96 p., ill. 876 . Mango C. Byzantium. The Empire of New Rome. – London: Weidenfeld & Nicolson, 1980. – XIII, 334 p. (одна из самых лучших обобщающих монографий авторитетного английского византиниста Кирила Мэнго). 877 . Mitchell S. A History of the Roman Empire, A. D. 284–641. – Oxford, 2007 (популярно написанная книга С. Митчелла о ранневизантийском периоде истории Восточной Римской империи). 878 . Le Monde byzantin/Dir. C. Morrissson. – Paris: PUF, 2004. – Vol. 1 (330–641); Vol. 2 (641–1204); Vol. 3 (1204–1453) (фундаментальная коллективная работа о разных сторонах трех периодов жизни Ромейской империи).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Das Zeitalter Justinians I. Köln. 2 Bde; B., 1960; Визант. очерки. Т. 1-7. М.; СПб., 1961-2001; Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII - 1 пол. IX в. М.; Л., 1961; Guilland R. Recherches sur l " administration byzantine. P., 1964. 2 t.; Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic and Administrative Survey. Oxf., 1964. 3 vol.; Hunger H. PROOIMION: Elemente d. byzant. Kaiseridee in den Arengen der Kaiserlichen Urkunden. W., 1964; Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West: two Worlds of Christendom in Middle Ages and Renaissance. Oxf., 1966, 1976; Jenkins R. The Imperial Centuries. 610-1071. L., 1966; The Cambridge Medieval History. Vol. 4: The Byzantine Empire. Camb., 1966-1967; История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 72-207; Barker J. W. Manuel II Paleologus (1391-1425). New Brunswick, 1969; Weiss G. Joannes Kantakuzenos: Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969; Setton K. M. (ed.) A History of the Crusades. Madison, 19692, 19852, 19892. Vol. 2, 5, 6; Lemerle P. Le premier humanisme byzantine. P., 1971; Vryonis Sp. Byzantium: it " s Internal History and Relations with the Muslim World. L., 1971; Tinnefeld F. Kategorien der Kaiserkritik in der Byzantinischen Historiographie. Münch., 1971; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1972; он же. Византийская культура. СПб., 19982; он же. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Podskalsky G. Byzant. Reichseschatologie. Münch., 1972; Inal ç ik H. The Ottoman Empire: The Classical Age (1300-1600). L.; N. Y., 1973; Toynbee A. Constantine Porphyrogenitos and his World. L., 1973; Dagron G. Naissance d " une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974; idem. Constantinople imaginaire: Études sur le recueil des «Patria». P., 1984; Guillou A. La civilisation byzantine. P., 1974; Античность и Византия: Сб. ст. М., 1975; Медведев И. П. Визант. гуманизм XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/372674.html

The next year the Magyars were decisively defeated by the Bulgarians in the extremely fierce Battle of Southern Buh (in today’s Ukraine) which eventually led their tribes to retreat to the west and settle in the region of Pannoniaessentially founding today’s Hungary. During the later years of the First Bulgarian Empire the region around today’s Silistra was known for its rock monasteries. In 927 AD, Drastar became the seat of the first internationally recognizedPatriarch of the Bulgarian Orthodox Church, Patriarch Damyan. In 969 AD, it was captured by Knyaz Sviatoslav I of Kiev, the ruler of Kievan Rus in 945-972 AD, but two years later it was conquered byByzantium under Emperor John I Tzimiskes (r. 969-976 AD) in the Battle of Dorostolon, and renamedTheodoropolis, after military saint Theodore Stratelates. In 976 AD, Bulgaria’s Tsar Samuil (Samuel) (r. 977/997-1014 AD) regained the city until 1001 AD when it was again conquered by the Byzantine Empire. Drastar was a metropolitan’s residence and a major fortress during the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD). In 1279 AD, under Tsar Ivailo (r. 1277-1280), Drastar withstood a three-month siege by the Mongols. It was conquered by the invading Ottoman Turks in 1388 AD (ca. 1400 AD, according to some sources), and turned into a major Ottoman fortress. Subsequently, Silistra has remained a major urban center in the Lower Danube region. 17 октября 2015 г. Предыдущий Следующий Смотри также Archaeologists Find Last Fragment of Early Christian Christogram in Bishop " s Basilica in Bulgaria " s Sandaski Archaeologists Find Last Fragment of Early Christian Christogram in Bishop " s Basilica in Bulgaria " s Sandaski Archaeologists excavating the so called Bishop’s Basilica of the Ancient Roman and Early Byzantine city of Parthicopolis located in the town of Sandanski in Southwest Bulgaria have discovered the last fragment from a marble slab with a christogram, a Christian symbol consisting of a monogram of letters standing for the name of Jesus Christ. Skeletons Found in Early Christian Tomb on St. Ivan Islan Off Bulgaria " s Sozopol Belonged to Syrian Monks Who Brought St. John the Baptist " s Relics Skeletons Found in Early Christian Tomb on St. Ivan Islan Off Bulgaria " s Sozopol Belonged to Syrian Monks Who Brought St. John the Baptist " s Relics “After completing the excavations we have found that the way [the tomb] was built differs from all other known tombs in Bulgaria from this time period. Its foundation is tiled with 18 tiles of equal size covering all four walls. Above the tiles comes the arched structure of the roof. The floor is tiled with the same kind of tiles,” Popkonstantinov explains. Комментарии © 1999-2015 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/86852.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010