Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf IMPERIALISM IMPERIALISM. While the urge to dominate and build empires is universal among human beings and their societies, this term has a specific application to the history of the Orthodox Church. Inheriting the ideology of the Roman Empire as civilizer and pacifier of the world (see, for example, Virgil’s Aeneid), the newly Christian Empire under Constantine (q.v.) and his successors took over and promulgated a “baptized” version of this imperial theology. (See Church and State.) The oikoumene of Byzantium (qq.v.) theoretically embraced all Christians and sought-in theory, at least, and under Justinian (q.v.) in fact-to effect this dominion. Where possible, this was accomplished via the tools of diplomacy and armed force and, where impossible, through an elaborate hierarchy of titles bestowed by the imperial court on neighboring rulers. The latter, if only by a kind of fiction, preserved the theory of a family of nations presided over by the one emperor. Following the fall of Constantinople to the Ottoman Empire (qq.v.) in 1453, the universal claims of the Christian emperor found two claimants. Under the Sultans the Ecumenical Patriarch (q.v.) was given effective rule over all the formers’ Christian subjects. Later, with the advent of the Phanariots (q.v.) to power within the patriarchate, this rule was translated into an active Greek imperialism in the modern sense, leading to the suppression of the native hierarchies of the Empire’s Slavic and Romanian Orthodox subjects. The second claimant, the Russian tsar with the Church of Russia, displayed much the same policy of narrowly nationalist political and ecclesiastical conquest. All Orthodox within the tsardom were subjected to Russian political and ecclesiastical rule. These included the peoples of Western Rus’ (modern Ukraine and Belarus), Russian Moldavia (Bessarabia), and Georgia. One may note that the progress of the same imperial idea was different in the West. With the crowning of Charlemagne in 800, and the fabrication of the Donation of Constantine, the papacy laid claim to the presidency of the Christian oikoumene (qq.v.). It put these claims into effect during the Gregorian Reforms of the 11th-13th c. That the latter era was also the period which saw the definitive split between Orthodoxy and the Roman Catholic Church (q.v.) is not accidental. The two imperialisms in Orthodoxy (q.v.), Constantinopolitan and Muscovite, have come close to splitting the Church. The earlier competition between East and West succeeded in doing so. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

834 Gregorius Turonensis. Historia Ecclesiastica Francorum. Praef. Оценку литературного искусства Григория см. Auerbach. Р. 103–112. 837 Brown Р. The Cult of the Saints. Chicago, 1981. P. 17–22. Wallace-Hadrill. The Frankish Church. P. 9, 78, считает, что почитание мощей, которое широко распространилось в Галлии в V веке, хотя и имело языческие параллели, было не только определенно христианским, но даже аристократическим явлением. Таким образом, жития снятых, написанные в конце VI века образованными авторами, имели целью привлечь внимание народных масс и оказать влияние на их благочестие. Читатели этих житий были из народа, но их авторы – нет. 838 Brown. The Cult of the Saints. P. 119–120. Wallace-Hadrill. The Frankish Church. P. 50, утверждает, что reverentia, ‘почтение’, проявляемое в культе святого, – это вопрос образа действий, а не язычества. Reverentia контрастирует с rusticitas ‘грубостью’, а не с какой-то более чистой формой христианства. 840 Riché. Р. 20–21; Dill S. Roman Society in the Last Century of the Western Empire. London, 18992. P. 874. 842 Riché. P. 62, 64. Аристократия вандалов в Северной Африке и Амальская (Amal) королевская семья в Италии были исключениями. В целом варвары стремились сохранять свою собственную культуру ради поддержания своих особенностей и сплоченности. 843 Riché. Р. 76–78. О раннем этапе развития христианских школ в Галлии см. Haarhorff Т./Schools of Gaul: A Study of Pagan and Christian Education in the Last Century of the Western Empire. Johannesburg, 1958. P. 175–197. 850 Vita II.5–6; Hanson R. P. C. The Reaction of the Church to the Collapse of the Western Roman Empire in the Fifth Century//Vigiliae Christianae, 26 (1972). P. 281; Riché. P. 124–126. 851 Riché. P. 128–129; Beck. P. 61–62. Первое правило собора в Вэзоне (529 г.) устанавливает, что все приходские священники должны иметь при себе молодых чтецов и наставлять их в Псалтири, Св. Писании и Законе Божием, чтобы подготовить себе достойных преемников. 854 Klingshirn. Р. 16–32; Riché. Р. 122–123; Introduction//Saint Caesarius of Arles: Sermons. Washington, 1956. Vol. 1. P. v-vii. О несколько иной хронологии см. Griffe Е. La Gaule chrétienne à époque romaine. Paris, 1966. Vol. 3. P. 321–322; Sancti Caesarii Arelatensis Vita ab eius familiaribus conscipta, 1.3–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

436 Hackett J. A History of the Orthodox Church of Cyprus. London, 1901. P. 114–123; Magoulias H.J. A Study in Roman Catholic and Greek Orthodox Church Relations on the Island of Cyprus between the Years A.D. 1196 and 1360//GOTR 10 (1964). P. 75–106. 437 Ср.; Jacoby D. The Encounter of Two Societies; Western Conquerors and Byzantines in the Peloponnesus after the Fourth Crusade//American Historical Review 78 (1973). P. 873–906. 439 Charanis P. The Monastic Properties in the Byzantine Empire//DOP 4 (1948). P. 51118, особенно P. 93–97; ср. также: Janin R. Les sanctuaries de Byzance sous la domination latine (1204–1261)//Etudes Byzantines 2 (1944). P. 134–184. 440 Georgii Acropolitae Annales/Bekker I., ed. Bonn, 1836. S. 32, 35. Ср. также: Regestes, 1277 (письмо патриарха Германа II 1234 года). 442 Wolff R.L. The Latin Empire of Constantinople and the Franciscans//Traditio 2 (1944). P. 213–237; Brown E.A.R. The Cistercians in the Latin Empire of Constantinople//Traditio 14 (1958). P. 63–120. См. также: Richard J. The Establishment of the Latin Church in the Empire of Constantinople (1204–1227)//Latins and Greeks in the Eastern Mediterranean after 1204/Arbel B. et al., eds. London, 1989. P. 45–62, особенно P. 51–55. 445 Alberigo. Р. 212. Ср. вдумчивый анализ: Foreville R. Le probteme de l’union des Eglises dans la perspective des conciles du Latran//L’Annee Canonique 12 (1968). P. 11–29. 446 Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. Bd. 1–3 (Sitzungsberichte der bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch–philologische und historische Klasse). Miinchen, 1922– 1923. Bd. 1. S. 53; переиздано в: Heisenberg A. Quellen und Studien zur spatbyzantinischen Geschichte. London, 1973. 447 См. послание к Иннокентию от константинопольского духовенства и монашества, письменного ответа на которое не сохранилось: PL, 140, col. 293–298 (особенно col. 297с). Первый черновой вариант этого послания, написанный Иоанном Месаритом, см.: Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. Bd. 1. S. 63–66; L’Huillier P. La nature des relations ecclesiastiques greco–latines apres la prise de Constantinople par les croises//Akten des XI. Internationalen Byzantinistenkongresses (Munchen, 1958). Munchen, 1960. S. 312–320, особенно S. 318–319.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

48 См: Курбатов Г. Л. История Византии... С. 148–149. Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 42. 49 Левченко М. В. Задачи современного византиноведения//Византийский сборник. М., 1945. С. 3–11. 50 Удальцова 3. В. Советское византиноведение... С. 43–44.; Курбатов Г. Л. История Византии... С. 186–187. 51 Lemerle P. Esquis pour une histoire agrarie de Byzance (le sources et les problemes)//Revue historique. 1958. Vol. 219–220. 55 По этому вопросу см.: Svoronos N. 1) Sur quelques formes de la vie rurale a Byzance. Petite et grande exploitation//Etude sur 1 " organisation interieure de la societe et 1 economie de I " Empire Byzantin. London, 1973; 2) Recherches sur les structures economiques de I " Empire Byzantine//TM. 1976. T. 6. P. 125–152. 58 Ahrweiler H. L " histoire tn la geographie de la region de Smyrne entre les deux occupations turques (1081–1317)//TM. 1965. T. I. P. 1–204. 60 Ф. Дэльгер продолжал издавать документы государственных и монастырских архивов: Dolger F. Aus dem Schatzkammer des Heiligen Bergen. Miin-chen, 1948. – В 1956 г. ученый выступил с докладом о феодальных отношениях в Византии, в котором феодализм рассматривался как иерархическая система политических отношений и форм собственности: Dolfer F. Der Feodalismus in Byzanz//Vortrage und Forschungen. 1961. Bd V. Lindau und Konstanz. S. 53–61. 62 Charanis P. 1) The monastic proprietas and the state Byzantine Empire//DOP. 1948. T. 4; 2) The aristocracy of Byzantium in the XIII centuri. Princeton, 1951; 3) On the social structure and economic organisation of the Byzantine Empire in the Xlllth century and later//Byzantinoslavica. 1951. T. XII. 63 Bryonis Sp. The social basis of decline in the eleventh century//Greek, Roman and Byzantine Studies. 1959. T. II. P. 145–165. 64 См. общий труд исследователя: Ostrogorsky G. 1) Geschichte des Byzan-tinischen Staates. Miinchen, 1963; 2) Pour l " histoire de la feodalite Byzantine. Bru-xelles, 1954; 3) Quelques problemes d " histoire de la paisannerie byzantine. Paris, 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46. История Византии. Ответ проф. Ю. Кулаковскому. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XXXVI, 1911, с. 190–195. 47. Несколько заметок по поводу появления статьи Г. Земеля Э. Долэ в исторической литературе». – Ученые записки Юрьевского университета, т. XX, 1912, N 4, с. 1–16. 48. J. В. Bury. A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (A. D. 802–867). – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXII, 1913, SS. 501–503. 49. F. Chalandon. Les Comnenes. Etudes sur l " Empire byzantin au Xie et au Xlle siecles. Jean II Comnene (1118–1143) et Manuel I Comnene (1143–1180). – Византийский временник, т. XXI, 1914, Часть 2, с. I-3. 50. Ф. И. Успенский. История Византийской империи, I. – Вестник Европы, т. XLIX, 1914, с. 389–395. 51. Ф. И. Успенский. История Византийской империи, 1. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. LV, 1915, c. 227–241. 52. Исторические известия, 1, 1916. -Журнал Министерства Народного просвещения, н. с., т. LXVII, 1917, с. 219–221. 53. П. А. Яковенко. -Анналы, т. II, 1922, с. 258–259. 54. Ch. Diehl. Histoire de l " Empire byzantin. – Анналы, т. II, 1922, с. 271–272. 55. С. Chapman. Michel Paleologue, restaurateur de l " Empire byzantin. – Revue de l " Orient Chretien, vol. XXV, 1925–1926, pp. 220–221. 56. J. Kulischer. Russische Wirtschaftsgeschichte, 1. – American Historical Review, vol. XXXII, 1927, pp. 306–308. 57. E. Elnett. History of Origin and Social Development of Family Life in Russia. – American Historical Review, vol. XXXII 1927 1911. 58. A. Andreades. Istoria thV ellhnikhV dhmosiaV oikonomiaV apo tou hroikhn cronwn mecri thV sustasewV tou EllhnikoV BasileioV (Susthma DhmosiaV OikonomiaV,t, А, m B»). – Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. V, 1926–1927, SS. 442–444. 59. M. Canard. Les expeditions des Arabes centre Constantinople l " histoire et dans la legende. – Byzantinische Zeitschrift, 21. XXVIII, 1928, SS. 142–143. 60. В. Н. Златарски. История на Българската държава през средните векове, 1, 2. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVIII 1928, SS. 407–411.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

55 «Moniteur», 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye . 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622—623. 56 A. Sorel . Montesquieu. Paris, 1889, p. 64. 57 The Autobiographies of Edward Gibbon. Ed. Murray J. London, 1896, PP. 148, 152. 58 Ibid., p. 302. 59 The Autobiographies of Edward Gibbon. London, 1896, p. 311. 60 Ibid., p. 333—334. 61 Е. A. Freeman . Historical Essays. London, 1879, vol. Ill, ser. 3, pp. 234—235. 62 E. Gibbon . The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, ed. J. B. Bury. London, 1897, vol. I, p. III. 63 О восприятии современного читателя см., например: W. Chamberlain . On Rereading Gibbon. — The Atlantic Monthly, vol. CLXXIV (October, 1944), pp. 65—70. 64 Среди многочисленных биографий Лебо см. в особенности: Dupuy . Eloge de Lebeau. Опубликовано в: Ch. Lebeau . Histoire du Bas-Empire, ed. M. Saint-Martin, M. de Brosset. Paris, 1824, vol. I, pp. XIII-XXVII. 65 Во французском языке прилагательное bas имеет два значения — «низкий» (в разных значениях) и «поздний», если речь идет о времени. Лебо имел в виду последнее. 66 Ch. Lebeau . Histoire du Bas-Empire, ed. M. Saint-Martin, M. de Brosset. Paris, 1824, vol. I, p. XI. В 1847 г. вышло сокращенное переложение сочинения Лебо в 5 томах: Delarue . Abrege de l " histoire de Bas-Empire de Lebeau. Первые 22 тома первого издания были переведены на немецкий И.А. Хиллером (Leipzig, 1765—1783). См.: E. Gerland . Das Studium der byzantinischen Geschichte vom Humanismus bis zur Jetztzeit. Athen, 1934, S. 9. По сообщению Н. Иорги, сочинение Лебо было переведено на итальянский. cm.: Revue historique du sud-est europeen. IX, 1932, p. 428, note 3. 67 Ссылка по второму изданию — Paris, 1814, vol. I, pp. XIV-XV. 68 Ibid., р. 6. 69 Эти далекие от сути излагаемого материала цитаты из второстепенного французского исследователя появились в английской версии работы, видимо, во многом под влиянием ассоциаций А. А. Васильева с бесспорно памятными ему событиями 1917 г. в России.  Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

X 3. 2; Aur. Vict. De Caes. 40. 22; Idem. Epitom. 40. 5). Согласно версии, к-рая изложена Лактанцием, Евсевием Памфилом и Евтропием, Константин при встрече с плененным М. упрекнул его за преступления, лишил титула, но пощадил. Однако затем (видимо, в течение неск. дней) М. якобы вновь начал готовить покушение на Константина. Он подговаривал Фавсту изменить мужу и провести его тайно в спальню супруга. Та притворно согласилась, но рассказала обо всем Константину, и ночью, когда М. прокрался в покои императора и убил там некоего евнуха, Константин с охраной застал его с мечом в руках. После этого М. был обвинен в покушении на Константина, ему было предложено по рим. традиции покончить с собой, и он повесился ( Lact. De mort. persecut. 30. 2-5). Скорее всего, эта история была придумана имп. пропагандой, чтобы объяснить тяжелое решение Константина казнить своего тестя, а также скрыть, возможно, неблаговидные подробности суда над ним и его смерти. В связи с этим реальные обстоятельства кончины М. остаются неизвестны. Лит.: Burckhardt J. Ch. Die Zeit Constantin " s des Grossen. Lpz., 18802 (рус. пер.: Буркхардт Я. Век Константина Великого. М., 2003); Pauly, Wissowa. Bd. 14. Sp. 2417-2484; Seeck O. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Stuttg., 19214. 6 Bde.; Seston W. Dioclétien et la tétrarchie. P., 1946; Вгиип P. The Roman Imperial Coinage. L., 1966. Vol. 7; Sutherland C. H. V. From Diocletian " s Reform (AD. 294) to the Death of Maximinus (AD. 313). L., 1967; PLRE. Vol. 1. P. 573; McMullen R. Roman Government " s Response to Crisis: AD. 235-337. L.; New Haven, 1976; R ö sch G. Ονομα βασιλεας: Studien zum offiziellen Gebrauch des Kaisertitel in Spätantiker und frühbyzantinische Zeit. W., 1978; Liebeschuetz J. H. W. G. Continuity and Change in Roman Religion. Oxf.; N. Y., 1979; Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Camb. (Mass.), 1981; idem. The New Empire of Diocletian and Constantine. Camb. (Mass.), 1982; Grant M. The Roman Emperors: A biogr. Guide to the Rulers of Imperial Rome, 31 BC - AD 476.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

842 Sordi M. The Christians and Roman Empire. London; Sydney, 1983. P. 81; подробнее об этом эдикте и проблемах, связанных с ним, см.: Barnes T. D. Legislation against the Christians//Journal of Roman Studies. Vol.58. 1968. P. 40–41; Frend W. H. C. A Severan Persecution? Evidence of the Historia Augusta//Forma futuri: studi in onore del cardinale Michele Pellegrino. Torino, 1975. P. 471–480. 843 Davies J. G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the cause of the persecution 202–3?//Journal of Theological Studies. Vol. 5. 1954. P. 73–76; BakkerH. Potamiaena. P. 339–340. 844 Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 526–527; Kerestzer P. The emperor Septimius Sever: a precursor of Decius//Historia. Vol. 19. 1970. P. 570; Frend W. H. C. Open questions concerning the Christians and the Roman Empire in the age of Severi//Journal of Theological Studies. Vol. 25.1974. P. 337. 845 Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 526; Reinmuth O. W. A Working List of the Prefects of Egypt. P. 109. 846 Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 527; Grant R. M. Early Alexandrian Christianity//Church History. Vol. 40.1971. P. 135. 847 Той же цели служит сообщение о юношеском стремлении Оригена пострадать, чему смогла помешать мать, спрятавшая его одежду (VI, 2, 3–4). Впрочем, достоверность этого рассказа ставится под сомнение (Bienert W. Dionysios von Alexandrien. Zur Frage des Origenismus im Dritten Jahrhundert. Berlin; New York, 1978. S. 88). 852 Казнь кипящей смолой упоминается в более поздних текстах (мученичества Бонифация, Параскевы, Еликониды и др.), но их достоверность находится под вопросом. 853 Евсевий не упоминает о том, что Потамиена была рабыней. Возможно, это объясняется тем, что он вообще не акцентировал на этом свое внимание: так, в рассказе о лионских мучениках мы узнаем, что Бландина была рабыней, только из случайных слов о беспокойстве за нее ее госпожи (НЕ, V, 1, 18). 856 Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. С. 115–141; Пантелеев А. Д. Христиане и римская армия в первой половине III в.//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 11.2012. С. 330–331.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

578 См.: L. Caetani . Annali dell " lslam. Milano, 1905, vol. I. pp. 731—734. Юар рассматривает посольство Мухаммеда к «Цезарю Византии» как сомнительное. См.; С. Huart . Histoire des arabes. Paris, 1912, vol. 1. pp. 145—155. Ж. Масперо называет этот призыв Мухаммеда «арабской легендой, содержащей, возможно, историческую основу» (Histoire des patriarches d " Alexandrie. Paris, 1923, p. 23); см. также: Ch. Diehl, G. Marcais . Le Monde oriental, p. 174. 579 J. B. Bury . The Constitution of the Later Roman Empire. Cambridge, 1910, vol. П, p. 261; М. Butler . The Arab Conquest of Egypt. Oxford, 1902, pp. 139 ff. 580 Р. К. Hitti . History of the Arabs. London, 1937, pp. 164—165. 581 История великих завоеваний с позиций арабиста обстоятельно изложена в отмеченном выше втором томе «Истории Халифата» О. Г. Большакова. Тот же материал с позиций византиниста подробно рассмотрен в третьем томе «Истории Византии» Ю. А. Кулаковского. Примечание научного редактора. 582 См.: С. Bekker . The Expansion of the Saracens — the East. — The Cambridge Medieval History. Cambridge, 1913, vol. II, p. 352; С. Bekker . Vom Vereden und Wesen der Islamischen Welt: Islamstudien, 1. Leipzig, 1924, S. 96; P. Kahle . Zur Geschichte des mittelalterischen Alexandria. — Der Islam, Bd. XII, 1922, SS. 32—33, 35. 583 Н. Gelzer . Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte. Munchen, 1897, S. 951. 584 L. Brehier . La Transformation de I " Empire byzantine sous les Heraclides. — Journal des Savants, n. s., vol. XV, 1917, p. 402. 585 См.: А. П. Рудаков . Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917, с. 65. 586 Рецепт греческого огня сохранился в трактате, приписываемом некоему Марку Греку (Marcus Graecus), который был, без сомнения, составлен по-гречески не позже IX века. Известен он в латинском переводе под заголовком «Liber ignium a Marco Graeco descriptus». Лучшее издание осуществлено М. Вертело (М. Berthelot . La Chimie au Moyen Age. Paris, 1893, vol. I, pp. 100—135). Есть французский перевод и хорошие комментарии. Более новое издание: Н. W. L. Hime . The Origin of Artillery. London, 1915, pp. 45—63. См. также: К. Krambacher . Geschichte derbyzantinischen Litteratur... SS. 636—637; E. Gibbon . Decline and Fall of the Roman Empire, ed. J. B. Bury, vol. VI, pp. 539—540. Они не знали об издании Вертело и цитировали старое издание: F. Hofner . Histoire de la Chimie. Paris, 1842, vol. I, pp. 491—497. См. также: М. Johns . Handbuch einer Geschichte des Kriegswesens von der Urzeit bis zur Renaissance. Leipzig, 1880, SS. 512—514; С. Oman . A History of the Art of War in the Middle Ages. London, 1924, vol. П, pp. 206, 209—210; С. Zenghelis . Le feu gregeois. — Byzantion, vol. VII, 1932, pp. 265—286; N. D. Charanis . Chemical Warfare in the Middle Ages. Kallinikos Prepared Fire. — Journal of Chemical Education, vol. XIV, 8, 1937, pp. 360—365. Каллиник открыл, что добавление селитры к известным уже горючим смесям увеличивает их горючесть (р. 364).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

65 Досточтимый Беда. Гомилия на праздник благовещения всеблаженной Богородицы Марии ( Лк. 1:26–38 )//Альфа и Омега 4(18)/Пер. М. Ненароковой. М., 1998; Досточтимый Беда. Житие блаженного Феликса//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 8/Пер. М.Р. Ненароковой. М., 2002. 70 ЦИ. I.5. Имея возможность сослаться насобственныйопыт, Беда, тем не менее, цитировал описание Вегеция из его трактата «О военном деле». См.: Jones С. W. Bede and Vegetius//The Classical Review, 46. 1932. Pp. 248–49. 72 См.: Barrnett А.А. Knowledge of the literary classics in Roman Britain//Britannia. V. IX. 1978. P. 307–313. 76 Г. Дэвис замечает, что «после падения Рима Британия представляла уникальный пример прежней римской провинции, полностью отказавшейся от использования чеканной монеты на протяжении почти двухсот лет... Это отсутствие монеты указывает на интенсивность упадка торговли и цивилизованной жизни». Davies G. А History of Money from Ancient Times to the Present Day. Cardiff, 1996. P. 641. См. так же: Dark К. Britain and the End of the Roman Empire. Среди исследователей есть и иные точки зрения. Так, по мнению Р. Риса, трансформация римской Британии произошла раньше, не в V, а уже в III-IV вв. Римские города пришли в упадок, поскольку урбанистическая культура оставалась чуждой бриттам. Римская культура исчезла вместе с имперской администрацией. В V в. бритты переняли стиль жизни у англо-саксов. См.: Reece R. The Later Roman Empire. Tempus, 2000. 81 Гильда Премудрый. О погибели Британии/Пер. Н. Ю. Чехонадской. СПб., 2003. Гл. 23. В «Церковной истории» Беда называл «тирана» «Vurtigernus» (в историографии это имя нередко понимается как имя собственное, но оно переводится как «верховный вождь» или «верховный повелитель»). – НЕ. I,15. См. также: Chadwick Н.М. Vortigern//Studies in Early British History/Ed. N.K. Chadwick. Camb., 1954; Chadwick N.K. Bretwalda, Gwledig, Vortigern//The Bulletin of the Board of Celtic Studies, XIX. 1961. Позднее Вортигерн, вождь одного из бриттских племен, стал персонажем легенд.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010