Что касается исторического авторитета первой книги Маккавейской, то его высоко ценят все исследователи. Автор цитирует очень много официальных письменных памятников. Таковых памятников, дословно им приводимых, 13: 1) письмо израильтян к Иуде Маккавею (1Мак.5:10—13); 2) письмо римлян к Иуде (1Мак.8:22—28); 3) письмо царя Александра к Ионафану (1Мак.10:17—20); 4) письмо царя Димитрия к нему же (1Мак.10:25—45); 5) письмо царя Димитрия 2-го к нему же и Ласфену (1Мак.11:30—37); 6) письмо Антиоха Младшего к Ионафану (1Мак.1:57); 7) письмо Ионафана к спартанцам (1Мак.12:6—18); 8) письмо спартанского царя Арея к первосвященнику Онии (1Мак.12:20—23); 9) письмо Димитрия 2-го к Симону (1Мак.13:36—40); 10) письмо спартанцев к Симону (1Мак.14:20—23); 11) письмо царя Антиоха к Симону (1Мак.15:2—9); 12) письмо римского консула Левкия к Птоломею (1Мак.15:18—21); и 13) летопись первосвященства Иоанна Гиркана (1Мак.16:24). Это множество письменных памятников, обычно приводимых дословно, заставляет думать, что автор был исторически очень осторожен в своем повествовании. Новое критическое исследование цитируемых автором «писем» заставляет относиться к ним с надлежащим доверием. Их форма показывает подлинность, а естественные отступления могли произойти от двоякого их перевода: с греческого и латинского (письма спартанцев и римлян) на арамейский (язык Маккавейской книги), а потом снова с арамейского на греческий, язык нынешнего перевода книги. Заметна у автора точность в описании событий, например тщательное вычисление войск сражавшихся (1Мак.15:13), павших на войне (1Мак.4:34; 7:32; 11:47); сокровищ и даров (15:31); вооружение слонов (6:37); описание местностей (1Мак.7:45); тщательная хронология по эре Селевкидов. Писатель рассматриваемой книги имеет также себе близкого по времени жизни к описываемой им эпохе ученого тогдашнего историка Иосифа Флавия, пользующегося очень часто его книгой в описании событий Маккавейского периода (Древн. XII и XIII кн.). Как исторический достоверный памятник первую Маккавейскую книгу цитируют: Киприан (1Мак.2­­ Testim. III, 4, 15, 54), Ипполит (1Мак.2­­ Толк. на Дан.9:24), Ориген (Сот. Ер. ad Rom. VIII ­­ 1Мак.2:24), Августин (De doctr. christ. II, 8. De civit. Dei. XVIII, 36, 45), Феодорит (Толк. на Дан.8:10; 11:25); Ефрем Сирин (Толк. на Дан.8 гл.); Амвросий Медиоланский (Epist. 40 ­­ 1Мак.1:7; De offlc. 40 ­­ 2:38, 41; 6:43—46; 9:4—10) и другие христианские писатели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

19. 1-20. 5). Послание начинается с рассказа о спасении, совершенном Иисусом Христом по отношению к человечеству, к-рое пребывало во тьме, не имея надежды (гл. 1). Далее автор переходит к теме Церкви, к-рая составлена из обратившихся язычников и пророчество о которой содержится в Ис 54. 1 (гл. 2). В ответ на милость, оказанную Христом язычникам, уверовавшие должны исповедовать Христа исполнением заповедей (гл. 3). Далее приводится их краткий перечень (гл. 4), после чего автор переходит к теме вечного блаженства и призывает не бояться страданий и смерти и отвергать земные блага (гл. 5). Он резко противопоставляет век нынешний и век грядущий (гл. 6) и призывает проводить жизнь в подвиге (гл. 7). Особое внимание должно быть уделено сохранению плоти в нравственной чистоте (гл. 8), поскольку каждому человеку предстоят воскресение и суд во плоти (гл. 9). Нужно избегать земных наслаждений (гл. 10), ожидая воздаяния в будущем (гл. 11). Хотя сроки наступления Царства Божия неизвестны, надо ожидать его постоянно (гл. 12) и каяться в прежних грехах (гл. 13). Далее подробно говорится о Церкви и о том, что плоть является вместообразом (νττυπος) Духа и может стать причастной нетлению (гл. 14). Главы 15-19 посвящены призывам к воздержанию и покаянию в перспективе Судного дня и обретения блаженства. Претерпевание страданий в наст. время приносит «бессмертный плод воскресения» (Ibid. 19. 3-4). В заключение автор призывает терпеливо переносить искушения и не ожидать скорой награды (гл. 20). VII. Богословие. Учение о Боге во 2-м Послании к Коринфянам может быть реконструировано лишь в самых общих чертах. Автор часто использует титул «Господь», но не всегда понятно, говорит ли он о Боге Отце или об Иисусе Христе. К Богу Отцу несомненно может быть отнесена заключительная доксология, в к-рой Он называется Единым, невидимым и Отцом истины ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 20. 5). Он Отец Иисуса Христа (Ibid. 3. 2; 9. 11; 12. 6), пославший Его в этот мир для спасения человека (Ibid. 20. 5). Бог также именуется Творцом человека (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

βλιον, τ Spielmarke, Loskugel, Würfel: VAlex 18,6. DeCerV II 144,5. DrexlTraum 65.66. AnonTraum 352,36. Gewicht: ζγια βλια EpBib 6,4. Geschoß, Kugel: JoKan 107.– LS, Kr, Duc, TLG, LexByz 190f. βολς, Lichtstrahl: CommArat Sch. 445. EustrTheotok 13 (Romanos). β. κα βροντ VDonat 30 М 12. Pfeil, Stichelei: μπαιγμος κα βολδας ScriptOr 46,9.– DGE, LS, L, Ren II, Kr, Duc. βλισμα, τ Senkblei, Lot: TheognMon 853D. NByzMo 772D=Zigab III 1345C.– (Stam). βολιστικς zum Loten: σδηρα DeCer I 672,9; 673,6 (cf. KukDiorth 84.102).– (LS), L, Stam, (KL). βολστρα, Katapult: StephProg 167,16.– HL s.v. βολστης. βολθριον, τ Ferkel: PhilesDüb 49,27 mss. (μολβριον ed., cf. LS). βολοθριοτρφος Ferkel nährend: ς τς -ους Philes I 92,19 (app.: leg. μολοβρ.). βλος, Tau: δρσος Suda, τ δκτυον κα δρσος EtymGudSte 277,17.– (LS, DGE), Tgl, Duc, (Kr). βολουντριος (lat. voluntarius) freiwillig: CAG XXI/II 296,33. π τς βολ. Bas В 505,33; βουλουμπτρια δαπανματα В 722,19.– TriantLex. βολοχρσανθον, τ σαγαπηνν DelAn II 308,16; 321,17. βομβζω dröhnen, summen: VBasVes I 14=VBasVil 13,7.– (LS, DGE); s. βομβζω. βμβαξ ein Ausruf: τ νν βμβαξ λεγμενον πππαξ λεγον ScholPlat Euthyd. 303a.– LS, DGE, Tgl βομβξ. βομβεω dröhnen, summen, brummen: Rom. XLIX 17,3 (Grosdidier SC 283). Eret 122,132.–Vgl. βομβω LS, DGE, Stam. βομβ, Gebrumm, Murren: MartSebast 199 C.3.–Vgl. βμβος LS. βμβηθρον, τ Hummel: NByzMo 757B (-υθρον ed.).– Vgl. βομβυλις LS, Stam. βμβημα, τ Dröhnen: σαλπιγγδει -μτι NChonOr 62,9.– L. βομβητικς summend, brummend: ργανον EustΙl 1372,40. ζωφιον EustOd 1591,34.– LS, DGE (Eust.). βομβκυμα, τ rauschende Welle: ScholOpp Hal. 5,222. βομβολαλω summend schwatzen: BlemCarm 129,42. βομβολλος dumpf redend, summend schwatzend: τς -ους ψευδες αγριτητας LascEp 131,26. βομβφωνος summend sprechend: AesP 81,5. βομβζω summen: DidymZach IV 8. βομβζει bilbit CorpGloss II 29,50.– Vgl. βομβρζω LS. βομβλιον, τ ein enghalsiges Gefäß, Kanne, Krug: gutus CorpGloss. βομβλον Suda=βμμυλον GennSchol VIII 430,26.– (LS), DGE; LS,DGE, AndrArch, Stam -ς.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Re’ na prieme v est’ delegacii Cerkvi Norvegii..., ebda 117. Re’ na prieme v dest» ekumenideskoj delegacii VSC (8.10.1982), ebda 118. Kkonine L.L. Breneva: Re’..., in: MP1983 ,l,4f. Slovo na Novyj god, in: MP 1983,1,34. Slovo v Prošenoe voskresen " e, ebda 35f. Re ‘ na prieme v est‘ g-na Nikke Kosej-kaj (Japonija), in: MP1983 ,1 ,46f. Sobranie predstavitelej religioznoj obšestvennosti Moskvy i Moskovskoj oblasti: Privetstvie, in: MP1983,l,52f. Otvety na voprosy Agenstva peati Novosti, in: MP1983,2,2–5. K25-lemju episkopskoj chirotonii Sv. Patr. Pimena: Re», slovo, in: MP 1983,2,14–16. Slova venoj izni, ebda 37–44. (K.E. Skurat). Slovo pered svjatoj Plašannicej, in: MP 1983,2,54.· Re ‘ vo vrema vizita... delegacii Nacional ‘ nogo Soveta Cerkvej Christa v SŠA (7.12.1982), in: MP1983 ,2 ,72f. Slovo na molebne v Antiochijskom podvor " e v Moskve (20.12.1982), in: MP1983 ,3 ,47f. Slovo pri vruenii arch, ezla ep. Solnecnogorskomu Sergiju, in: MP 1983 ,4 ,8f. Slovo na akademieskom veere 14.12.1982 g., in: MP1983,4, 17–18. Slovo v Nedelju syropustnuju, in: MP1983,4,32. Re» pri vrueniju emo ordena «Bol " šaja Zolotaja Zvezda Druby Narodov» 9 . 3 .1983 g., in: MP 1983 ,5 ,2f; 4f. Slovo posle paschal " noj veerni, in: MP1983,5,31. Medunarodnaja Konferencija «Kruglyj stol» (7.–9.3.1983): Obrašenie, in: MP 1983,5,39; Slovo: ebda 59f; StdO 1983, 6.17. Otkrytoe poslanie Prezidentu SŠA R. Rejganu, in: MP1983,6, 2–4; StdO 1983,7,15–17; Sowjetunion heute, 1983,5,30–31. Re ‘ na prieme v est» delegacii regional " nogo ob-edinenia ChMK v SSR (21.4.1983), in: MP1983,6,53. Pjatoe sobesedovanie predstavitelej RPC i «Paks Kristi Internationalis» (Antwerpen 5.–9.4.1983), Poslanie, in: MP 1983 ,6 ,54f; StdO 1983 ,8 ,23 . Slovo (15.5.1983), in: MP 1983 ,7 ,27f. Re‘ na prieme v est» ... D-ra F. Pottera (16.5.1983), in: MP 1983 ,7 ,45f. Privetstvie na vstree s... D-rom E. Skottom (25.4.1983), ebda 46f. Vsemirnaja christianskaja konferencija «izn» i mir» (Uppsala 20.–24.4 .1983): Poslanie, in: MP1983 ,8 ,47f.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Alex. Strom. V 14; Exc. Theod. 2. 38//PG. 9. Col. 677 b). Наказание Г. разделяется по степеням и мере осуждения прегрешивших ( Macar. Aeg. Hom. Spiritual. 40. 3//PG. 34. Col. 764 c). В святоотеческом учении, как и в новозаветном богословии, особый акцент делается на нравственно-этическом понимании наказания Г., к-рое наиболее подробно раскрыто в трудах свт. Иоанна Златоуста. Ярким прообразом наказания Г. в ВЗ является Всемирный потоп. Г. не менее обещания Царства Небесного показывает попечение Божие о нас, поскольку страх перед Г. подвигает людей к Царству Божию ( Ioan. Chrysost. In ep. 1 ad Tim.//PG. 62. Col. 583 sq.). Господь уготовал Г., потому что Он благ, страх наказания Г. не позволяет добрым стать злыми. Если человек исправляется, то это наказание становится для него лишь угрозой (In ep. ad Philem. 3. 2//PG. 62. Col. 717 sq.). Оскорбить Христа грехами для верующего мучительнее и ужаснее самой Г. (In Matth. 36. 4). Св. отцы подчеркивали вечность наказания Г. Свт. Иоанн Златоуст говорил: «Христос открыл нам, что гееннский огонь не имеет конца» ( Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. 9. 1; ср.: Cyr. Alex. Hom. div. 14.). Ориген подразумевал существование более тяжкого наказания для грешников, чем Г., мучениям в к-рой он приписывал очистительный характер ( Orig. In Ier. hom. 19. 15//PG. 13. Col. 497c). Г.- символ ужаса грехов в настоящей жизни ( Ioan. Chrysost. In Ep. ad Rom. 5. 8), ей подвергается тот, кто уже в этой жизни оказывается без лицезрения Бога (Ibid. 6. 14). Умереть для греха, прибегать к таинствам Церкви и исполнять заповеди Христовы - единственный возможный способ избежать Г. (Ibid. 12. 11; In Ioan. 25. 3). Изображения Г. (ада) является одним из элементов иконографии «Страшного Суда» . Лит.: Jeremias J. Γεννα//ThWNT. Bd. 1. S. 657-658; Apocalypse syriaque de Baruch. P., 1969. Vol. 2. (SC; N 145); Bailey L. R. Gehenna: The Topography of Hell//BiblArch. 1986. Vol. 49. P. 187-191; Milikowsky C. Which Gehenna?: Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts//NTS.

http://pravenc.ru/text/161896.html

1) Die Anfänge der abendländischen Rezeption des Nizänums, PTS 39, Berlin/New York 1994. 2) Euseb von Caesarea und die Juden. Studien zur Rolle der Juden in der Theologie des Eusebius von Caesarea, PTS 49, Berlin/New York 1999. 3) Phoebadius von Agen: Streitschrift gegen die Arianer, eingeleitet und übersetzt von Jörg Ulrich, FC 38, Freiburg 1999. 4) Klausurenkurs Kirchengeschichte. 61 Klausurentwürfe für das 1. Theologische Examen (gemeinsam mit Uta Heil), UTB 2164, Göttingen 2002. 5) Augustinus, Confessiones. Bekenntnisse, übers. von Joseph Bernhart, hg., kommentiert und eingeleitet von Jörg Ulrich, Frankfurt 2007.   Статьи 1) Einige Bemerkungen zum angeblichen Exil des Ossius, in: ZKG 105 (1994) 143-155. 2) Euseb, HistEccl III 14-20 und die Frage nach der Christenverfolgung unter Domitian, in: ZNW 89 (1996) 269-289. 3) Nicaea and the West, in: VigChr 51 (1997) 10-24. 4) Publizistik II. Vorformen, in: TRE 27 (1997) 703f. 5) Aërius, Presbyter, in: LACL, Freiburg 1998, 7 [=LACL3, 2002, 9]. 6) Agapetus, Diakon, in: LACL, Freiburg 1998, 8 [=LACL3, 2002, 10f.]. 7) Basiliscus, in: LACL, Freiburg 1998, 98f. [=LACL3, 2002, 112f.]. 8) Euseb von Caesarea, in: LACL, Freiburg 1998, 209-214 [=LACL3, 2002, 240-245]. 9) Julius I. von Rom, in: LACL, Freiburg 1998, 364f. [=LACL3, 2002, 410]. 10) Palladius von Rathiaria, in: LACL, Freiburg 1998, 473f. [=LACL3, 2002, 542f.]. 11) Phoebadius von Agen, in: LACL, Freiburg 1998, 506. [=LACL3, 2002, 578]. 12) Potamius von Lissabon, in: LACL, Freiburg 1998, 514f. [=LACL3, 2002, 588]. 13) Sabinus, in: LACL, Freiburg 1998, 539. [=LACL3, 2002, 616]. 14) Sokrates, in: LACL, Freiburg 1998, 562f. [=LACL3, 2002, 646f.]. 15) Sozomenus, in: LACL, Freiburg 1998, 565f. [=LACL3, 2002, 648f.]. 16) Wallfahrt und Wallfahrtskritik bei Gregor von Nyssa, in: ZAC 3 (1999) 87-96. 17) Euseb und die Juden: Der origeneische Hintergrund, in: Origeniana SeptimaIII, hg. von W. Bienert u.a., Leuven 1999, 134-140. 18) Vorwort  (gemeinsam mit H.C. Brennecke), in: Friedrich Loofs, Patristica (w.o.),  VII-XII.

http://bogoslov.ru/person/3740068

Свв. мучч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория, в Самосате страдавших. Пролог. (Act SS. iann. II. р. 950.) Свв. мучч. Силвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца, в Емисе страдавших. В царствование Нумериана (284 г.). Пролог. (Act. SS. Febr. I p. 777.) Мес. В. Март. Р. 6 февр. Преп. Лаврентия, затворника Печерского. Жил, как полагают, в 12 веке. Чет. Минея из Патерика Печерского. 30 Св. священномуч. Ипполита, в Риме пострадавшего, и с ним Кенсорина и Савина и Хрисии девицы, и прочих двадесяти мучеников. Пострадали в царствование Клавдия (около 268 г.). Чет. Минея. (Act. SS. aug. t. IV. р. 501. Fabr. VII. р. 183. Прибавления к Твор. О. Ц. 1816. М. стр. 309). Мес. В. 29 янв. Март. Р. о Ипполите 22 авг., о Хрисии 24 авг., о прочих 23. Есть канон на повечерии, Иоанна монаха. Св. муч. Феофила Нового. Воевода христианский при Константине и Ирине, плененный в Кипре Агарянами и казненный за твердость в вере в 784 г. Пролог. (Act. SS. Jul. V. р. 320). Мес. В. Март. Р. 22 июля. Преп. Зинона. Каппадокианин, подражатель Василию Великому , подвизался 40 лет в гробнице близ Антиохии. Перед смертью завещал Александру еп. Антиохийскому (413–420 г.) раздать нищим оставшееся после него имение. Пролог. (Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 12. Act SS. Febr. II. р. 380). Собор трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Сие празднество установлено в 1084 году, при Алексии Комнине. Чет. Минея. Отдельно воспоминаются Василий В. 1 янв., Григорий Богослов 25 янв., Иоанн Златоуст 14 сент., 13 ноября и 27 янв. В службе два канона Иоанна Евхаита. 31 Свв. чудотворцев и безмездных врачей Кира и Иоанна, и св. мученицы Афанасии, и трех дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии. Св. Кир был из Александрии, Иоанн из Едессы; пострадали в 9-й год Диоклетианова гонения (в 311 году) в Каноне, близ Александрии, со св. Афанасией и ее дочерями, которых пришли укрепить на подвиг мученический. Чет. Минея из древних рукописцев. (Act SS. ian. t. 2. р. 1084. Angcli Maii Specil. Rom. t. III. р.1–669, et IV. 230–253.) Март. Р. Мес. В. Перенесение мощей свв. Кира и Иоанна 28 июня. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

El salmista, implorando a Dios, también profetiza que el mundo actual no es eterno . «Desde el principio tú fundaste la tierra, y los cielos son obra de tus manos. Ellos perecerán, mas Tú permanecerás; y todos ellos como una vestidura envejecerán, como un vestido los mudarás y serán cambiados» (Sal. 102:26–27). Y el Señor Jesucristo dijo: «El cielo y la tierra pasarán, pero mis palabras no pasarán» (Mat. 24:35). El fin del mundo no consistirá en su completa destrucción y aniquilación, sino en su completo cambio y renovación. El quinto Concilio Ecuménico, al refutar una serie de errores del origenismo, condenó solemnemente también aquellas falsas doctrinas, que declaran que el mundo material no sólo se trasformará, sino que se destruirá totalmente. En cuanto a aquellas personas a las cuales la venida del Señor las sorprenda vivas en la tierra, a ellos, según dice el Apóstol , les ocurrirá un cambio instantáneo, igual que a los muertos resucitados: «No todos dormiremos, pero todos seremos trasformados, en un momento, en un abrir y cerrar de ojos, a la final trompeta, y los muertos serán resucitados incorruptibles, y nosotros seremos trasformados. Porque es necesario que esto corruptible se vista de incorruptible, y esto mortal se vista de inmortalidad» ( 1Cor. 15:51–53 ). El juicio universal E ntre los numerosos testimonios en las Sagradas Escrituras del real e indudable juicio universal futuro ( Jn 5:22,27–29 ; Mat. 16:27; 7:21–23; 11:22 y 24; 12:35, 41–42; 13:37–43; 19:28–30; 24:30; 25:31–46. Hechos 17:31; Judas 14–15; 2Cor. 5:10 ; Rom. 2:5–7, 14:10 ; 1Cor. 4:5 ; Efes. 6:8; Col. 3:24–25; 2 Tes. 1:6–10; 2Tim. 4:1 ; Apoc. 20:11–15) la más completa imagen del último juicio la da el Salvador en Mat. 25:31–46 (Cuando el Hijo del Hombre venga en su gloria...). Por este modelo se pueden deducir las características de este juicio. Este será: total, es decir, extendido a todos, vivos o muertos, buenos y malos, e incluso, según otras indicaciones de la palabra de Dios, a los mismos ángeles caídos (2 Ped. II:4; Judas VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

25; 5. 9; Кол 1. 20); слова «я сораспялся Христу» в Гал 2. 19 могут указывать на то, что ап. Павел знал о распятых рядом с Иисусом разбойниках; он также четко говорит, что Иисус был погребен (1 Кор 15. 4; Рим 6. 4; Кол 2. 12). Он несомненно знал о молении Христа «Авва Отче!» (Рим 8. 15; Гал 4. 6; ср.: Мк 14. 36) и, возможно, знал о Его наставлении бодрствовать (Кол 4. 2; ср. указание на Гефсиманское моление в Евр 5. 7). Хотя принадлежность 1 Тим 6. 13 ап. Павлу ставится под сомнение совр. исследователями, сам стих представляет собой независимое от евангельского нарратива свидетельство суда у Пилата (хотя тут может быть аллюзия на Ин 18. 36-37) ( Allison. 2010). Место в каноне и история толкования Хотя Евангелие от Марка воспринималось в ранней Церкви как Евангелие, возвещающее учение ап. Петра ( Tertull. Adv. Marcion. IV 5. 3), это не давало ему преимуществ перед др. каноническими Евангелиями даже на уровне к.-л. поместной Церкви. Более того, это Евангелие, судя по количеству сохранившихся папирусов и цитат у раннехрист. писателей, могло быть утеряно, если бы не стало частью Четвероевангелия. Вероятно, причиной было то, что евангелист Матфей не просто включил текст М. в свое Евангелие как один из источников, но сделал это, намереваясь заместить весь текст 2-го Евангелия новым, более полно раскрывающим Благую весть. Поэтому со II в. прослеживается, что, хотя Евангелие от Марка широко известно (следов знакомства с ним нет в «Дидахе», Clem. Rom. Ep. ad Cor. I-II, в «Послании Варнавы», у сщмч. Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, но его знали Папий, Иустин Мученик, Татиан, сщмч. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан), все предпочитают цитировать др. канонические Евангелия (напр., у Иринея Лионского из 626 новозаветных цитат только 2-3 из Евангелия от Марка в чистом виде, у Климента Александрийского более чем из 1 тыс. евангельских цитат только одна из Евангелия от Марка, причем в необычной форме, см.: Schildgen. 1999). Поэтому сформулированное блж. Августином решение синоптической проблемы не только ничего не изменило в отношении к Евангелию от Марка, но и оформило то, как это Евангелие воспринималось в ранней Церкви: «Последовавший за ним [т.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Проповедовал ап. Павел в Коринфе по субботам в синагоге, его слушателями были иудеи и «боящиеся Бога», т. е. сочувствующие иудаизму язычники (Деян 18. 4; ср.: Гал 2. 9). В этот период содержанием его проповеди было утверждение, что пророчества и закон были исполнены Иисусом Христом (Деян 18. 4, 5; ср.: Деян 17. 2-3; 1 Кор 15. 3-4; 2 Кор 1. 19). Среди первых его успехов - обращение Тита Иуста (к-рого нек-рые исследователи отождествляют с Гаием , «странноприимцем всей Церкви» (Рим 16. 23) - см.: Bruce. 1985. P. 97-98), начальника синагоги Криспа и «всего дома его» (Деян 18. 8; ср.: 1 Кор 1. 14-15). Апостол упоминал также о «доме Стефана», к-рый называл «начатком Ахайи» (1 Кор 16. 15), и отмечал, что в Коринфе только они, а также Крисп и Гаий приняли крещение лично от него (1 Кор 1. 14, 16). После прихода Силуана и Тимофея из Македонии (Деян 18. 5; ср.: 1 Фес 3. 1, 6; 2 Кор 1. 19) и конфликта с иудеями (Деян 18. 6-7; ср. 12-16) начинается новый этап миссии ап. Павла в Коринфе. Он переместился из синагоги в дом Иуста, где проповедовал чаще и более открыто, прямо называя Иисуса Христом, т. е. Мессией (Деян 18. 5). Эта перемена в деятельности ап. Павла, вынужденного ранее самостоятельно зарабатывать на жизнь ремеслом (Деян 18. 3), возможно, произошла благодаря доставленным из Македонии пожертвованиям, собранным христианами из Филипп (Флп 4. 15; ср.: 2 Кор 11. 7-11). Имена и количество обращенных в этот период неизвестны. Упоминаемые в Посланиях апостола коринфские христиане - Хлоя, Фортунат, Ахаик, Луций, Иасон, Сосипатр, Ераст, Кварт, Тертий, Фива из Кенхрей - могли обратиться как в это время, так и позднее, когда Павел уже ушел из города. Воспринятое ап. Павлом во сне пророчество о «многих людях», принадлежащих Богу в Коринфе (Деян 18. 9-10), очевидно, относится к более позднему времени, когда коринфская община стала достаточно многочисленной (ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 3. 1). В первый период все ее члены могли собраться вместе в одном доме (1 Кор 14. 23; Рим 16. 23). А по мнению исследователей, даже самое крупное домовладение едва ли могло тогда вместить более 100 чел. ( Blue. 1994. P. 175; Elliger. 1998. S. 112; Horrell. 2004; Williams II. 2005. P. 244).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010