Связь общины Келл-Дары с правителями из династии О Дунланге повлияла на формирование образа св. Бригиты как защитницы и покровительницы Лагена. В поэме еп. Ортанаха О Коэлламы († 840) «Славься, Бригита» (Hail Brigit) О Дунланге представлены как исконные властители Лагена, правящие под эгидой св. Бригиты. Однако земные князья смертны, их власть преходяща, св. Бригита же - «вечная владычица» (bithfhlaith), «владычица победоносных воинств» (banfhlaith buidnib slúaig), которая царит над своей землей (Hail Brigit. 1912; см.: Byrne. 2001. P. 151-156). О покровительстве, к-рое Бригита оказывала жителям обл. Лаген, часто говорится в связи с отражением агрессии верховных правителей из династии О Нейл, которые пытались контролировать положение в Лагене. Так, в Житии I св. Бригита благословляет не названного по имени правителя Лагена, дарует ему долголетие и победу в войне с О Нейлами. После смерти правителя, когда О Нейлы снова вторглись в Лаген, его тело вывезли на колеснице перед войском, и враги обратились в бегство ( Connolly. 1989. P. 40-41). Влияние политической пропаганды прослеживается и в др. эпизоде Жития: невестка Коналла Кремтанне, предка Южных О Нейлов, обратилась к св. Бригите с просьбой исцелить ее от бесплодия, но святая не пожелала сотворить чудо, объяснив, что сыновья правителей - «змеи, сыны кровей и смерти, за исключением немногих, избранных Богом». Затем, уступив мольбам, св. Бригита исцелила женщину, но предсказала, что ее потомки будут нести бремя проклятия. Тем не менее святая помогала и правителям из рода О Нейл, примиряла враждовавших братьев, оберегала их от опасности (Ibid. P. 31-32). В повести «Битва при Алму» говорится о событиях 722 г.: св. Бригита возглавляет победоносное лагенское войско, тогда как на стороне О Нейлов выступает св. Колумба (Cath Almaine/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1978; Предания и мифы средневек. Ирландии/Пер.: С. В. Шкунаев. М., 1991. С. 193-197). О том, что святая благословляла лагенов на сражение и защищала их от врагов, сообщается в повести «Борома» (The Bóroma/Ed. W. Stokes//Revue Celtique. P., 1892. T. 13. P. 32-124, 299-300; Предания и мифы средневековой Ирландии. 1991. С. 173-192), а во «Фрагментарных анналах», происхождение к-рых связано с Зап. Лагеном, подчеркивается превосходство св. Бригиты над св. покровителями О Нейлов (Fragmentary Annals of Ireland. Dublin, 1978. P. 6-10). Под 870 г. в анналах повествуется о сражении лагенов с племенами Осраге, при этом лагены уповали на помощь св. Бригиты, а их противники - на помощь св. Киарана Старшего. То, что конфликт разрешился без большого кровопролития, приписывается заступничеству святых (Ibid. P. 140-143).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Mil., 1983; Capitula Episcoporum/Hrsg. P. Brommer, R. Pokorný, M. Stratmann. Hannover, 1984-2006. 4 Bde; Taft R. Penance in Contemporary Scholarship//Studia liturgica. 1988. Vol. 18. P. 2-21; Isaac J. Taks a   d-Hussa  ya  : Le rite du pardon dans l " Église syriaque orientale. R., 1989. (OCA; 233); Saint-Roch P. LaPénitence dans les conciles et les lettres des papes des origines à la mort de la Gregoire le Grand. Vat., 1991. (Studi di antichità cristiana; 46); Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. [Печоры]; М., 1992. М., 2011 [и мн. др.]; Arranz M. Les formulaires de la confession dans la tradition byzantine//OCP. 1992. P. 423-459; 1993. P. 63-89, 357-386; idem. I penitenziali bizantini: il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono. R., 1993. (Kanonika; 3); он же (Арранц М.). Путь Покаяния: Таинство Покаяния в Византийской традиции: Исторический опыт. Рим, 1999; K ö rntgen L. Studien zu den Quellen der frühmittelalterlichen Bussbücher. Sigmaringen, 1993. (Quellen und Forschungen zum Recht im Mittelalter; 7); Murray A. Confession before 1215//Transactions of the Royal Historical Society. Ser. 6. 1993. Vol. 3. P. 51-82; Paenitentialia Franciae, Italiae et Hispaniae saeculi VIII-XI. Turnhout, 1994. T. 1: Paenitentialia minora Franciae et Italiae saeculi VIII-IX/Ed. L. Körntgen, U. Spengler-Reffgen, R. Kottje; 1998. T. 2: Paenitentialia Hispaniae/Ed. L. Körntgen, Fr. Bezler; 2009. T. 3: Paenitentiale Pseudo-Theodori/Ed. C. van Rhijn. (CCSL; 156, 156A, 156B); Connolly H. Irish Penitentials and their Significance for the Sacrament of Penance Today. Dublin, 19952; Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in Thirteenth-Cent. France/Cornell Univ. Ithaca, 1995; Parenti S. Il Rito di Confessione dell " Eucologio Γ.β. XIII di Grottaferrata (XIII seculo)//Ecclesia Orans. 1995. Vol. 12. P. 103-125; Jong M., de. Transformations of Penance//Rituals of Power: From Late Antiquity to the Early Middle Ages/Ed. Fr. Theuws, J. L.

http://pravenc.ru/text/675011.html

Ист. и лит.: Hauler E. Didascaliae apostolorum fragmenta Veronensia Latina: Accedunt Canonum qui dicuntur Apostolorum et Aegyptiorum reliquiae. Lpz., 1900; Schwartz E. Über die pseudoapostolischen Kirchenordnungen. Strassborg, 1910; Connolly R. -H. The So-Called Egyptian Church Order and Derived Documents. Camb., 1916. (Texts and Studies; VIII, 4); Lorentz R. De egyptische Kerkordening en Hippolytus van Rome. Haarlem, 1929; Dix G. Αποστολικ παρδοσις: The Treatise on the Apostolic Tradition of St. Hyppolitus of Rome. L., 1937; Salles A. La «Tradition apostolique» est-elle un témoin de la liturgie romaine?//Revue de l " histoire des religions. P., 1956. Vol. 148. P. 181-213; Hanssens J. M. La liturgie d " Hyppolite: Ses documents, son titulaire, ses origines et son caractère. R., 19592; Botte B. Un passage difficile de la «Tradition apostolique» sur le signe de croix//Recherches de théologie ancienne et médiévale. Louvain, 1960. Vol. 27. P. 5-19; idem. La Tradition apostolique de saint Hippolyte: Essai de reconstitution. Münster, 1963, 19895. (Liturgiewiss. Quellen u. Forschungen; 39); idem. «Tradition apostolique» et Canon romain//La Maison-Dieu. P., 1966. Vol. 87. P. 52-61; Lanne E. Les ordinations dans le rite copte: leurs relations avec les «Constitutions Apostoliques» et la «Tradition» de saint Hippolyte//L " Orient syrien. Kaslik (Lebanon), 1960. Vol. 5. P. 81-106; Θουντολης Ι. Η εχ τς ναφορς το γου Επιφανου Κπρου. Θεσσαλονκη, 1967; Hippolyte de Rome. La Tradition apostolique: d " après les anciennes versions/Introd., trad. et not. par B. Botte. P., 19682, 1984. (SC; 11bis) [Библиогр.]; H ä nggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 80-81; «Апостольское предание» св. Ипполита Римского/Пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бубуруза//БТ. 1970. Сб. 5. С. 277-296; Rordorf W. L " Ordination de l " évêque selon la Tradition apostolique d " Hippolyte de Rome//Questions liturgiques. Louvain, 1974. Vol. 55. P. 137-150; Бубуруз П. , прот. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского: Происхождение памятника и его отношение к литургико-каноническим памятникам III-V вв.//БТ.

http://pravenc.ru/text/ Апостольского ...

имеет принципиальное значение, поскольку в случае признания авторства сщмч. Ипполита Римского следует сделать вывод о том, что А. п. отражает древнюю богослужебную практику Римской Церкви (A. Salles). Отождествление А. п. с «ποστολικ παρδοσις», упомянутым на статуе св. Ипполита, имеет под собой следующие основания: а) наличие термина «апостольское предание» в тексте; б) заглавие раздела о хиротониях в «Эпитоме» (Διατξεις τν γων ποστλων περ χειροτονιν δι Ιππολτου - Апостольские постановления о хиротониях, [переданные] через Ипполита) упоминает имя Ипполита; в) ряд стилистических особенностей текстов 5 сборников (прежде всего их прологов и эпилогов) являются характерными для известных творений св. Ипполита, гл. обр. для трактата «Против ересей» ( Hanssens. P. 249-252); г) анафора А. п., по мнению Коннолли, близка к известным творениям св. Ипполита по своей лексике и нек-рым особенностям догматического характера ( Connolly R. -H. The Eucharistic Prayer of Hippolytus//JThSt. 1938. 39. P. 355-369). С др. стороны, А. п. имеет, бесспорно, александрийское (егип.) происхождение, на что указал уже Э. Хаулер, опубликовавший Веронский палимпсест: а) конечные славословия молитв А. п. соответствуют традициям александрийского богослужения (см. ниже); б) порядок церковного устройства, описанный в А. п., совпадает с егип. III в., но отличается от рим. того же времени; в) структура анафоры А. п. не соответствует традиц. рим. структуре. Тем не менее до 70-х гг. XX в. общепринятой была т. зр., что А. п. является утраченным «ποστολικ παρδοσις» сщмч. Ипполита Римского (александрийские особенности памятника пытались объяснить вост. происхождением Ипполита, см. об этом: J. M. Hanssens), что, в частности, оказало огромное влияние на литургическую реформу в католич. Церкви, начатую Ватиканским II Собором (1962-1965), переработанный текст анафоры А. п. был даже сделан одной из основных католич. анафор (Евхаристическая молитва II; см. Novus ordo ). С 70-х гг. ХХ в. авторство св. Ипполита все чаще ставится под сомнение - напр., Ж. Мань вновь обосновал старую т. зр., что, возможно, с текстом, указанным на статуе св. Ипполита, «Περ χαρισμτων ποστολικ παρδοσις» (Апостольское предание о харизмах), следует отождествить первые 2 главы VIII кн. «Апостольских постановлений» («трактат о харизмах»), поэтому в научной лит-ре А. п. все чаще называют просто «Διατξεις τν ποστλων» (Уставы апостолов). Структура и содержание

http://pravenc.ru/text/ Апостольского ...

A History of Medieval Ireland. L., 1968; Mooney C. The Church in Gaelic Ireland: 13 th to 15 th Cent. Dublin, 1969; Gwynn A., Hadcock R. N. Medieval Religious Houses: Ireland. L., 1970; Watt J .A .The Church and the Two Nations in Medieval Ireland .Camb., 1970; idem. The Church in Medieval Ireland. Dublin, 1972; Asplin P. W. A. Medieval Ireland, c. 1170–1495: A Bibliography of Secondary Works. Dublin, 1971; Nicholls K. W.Gaelic and Gaelicised Ireland in the Middle Ages. Dublin, 1972; Осипова Т. С . Ирландский город и экспансия AhrлuuXIII–XIV вв. М., 1973; Frame R. Power and Society in the Lordship of Ireland, 1272–1377//Past and Present. 1977. N 76. P. 3–33; idem. English Lordship in Ireland. Dublin, 1982; История Ирландии/Ред.: Л. И.  Гольман. М., 1980; Millett B. Les dioc èses d’Irlande jusqu’au XV e si ècle//RHE. 1985. Vol. 80. P. 5–50; Barry T. B. The Archaeology of Medieval Ireland. L.; N. Y., 1987; Simms K. From Kings to Warlords: The Changing Political Structure of Gaelic Ireland in the Later Middle Ages. Woodbridge, 1987; Stalley R. The Cistercian Monasteries of Ireland: An Account of the History, Art and Architecture of the White Monks in Ireland from 1140 to 1540. New Haven; L., 1987; Medieval Dublin: The Making of a Metropolis/Ed. H. B. Clarke. Blackrock, 1990; A New History of Ireland. Oxf., 1993 2 . Vol. 2: Medieval Ireland, 1169–1534/Ed. A. Cosgrove; Frame R. Ireland and Britain, 1170–1450. L.; Rio Grande, 1998; Britain and Ireland, 900–1300: Insular Responses to Medieval European Change/Ed. B. Smith. Camb.; N. Y., 1999; Medieval Ireland: An Encyclopedia/Ed. S. Duffy. L.; N. Y., 2005; Waters K. A. The Earls of Desmond and the Irish of South-Western Munster//J. of Medieval History. 2006. Vol. 32. P. 54–68; Connolly S. J. Contested Island: Ireland 1460–1630. Oxf.; N. Y., 2007; M üller A. Conflicting Loyalties: The Irish Franciscans and the English Crown in the High Middle Ages//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. C. Dublin, 2007. Vol. 107. P. 87–106; Ireland and the English World in the Late Middle Ages: Essays in Honour of R.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

142  Например, Dem. XII. – De paschate. 10, col. 527–529; Dem. VII, 20: qui ad connubii opus animum tradidit ante baptismum conjungatur, ne in praelio occumbat et occidatur (col. 346). 143  Существует мнение Burkitt’a, Schwen’a, что сыны Афраата не выделялись из общины христиан в какой-нибудь особенный институт – это, по выражению Burkitt’a, просто крещёные миряне. Но анализ самых гомилий или demonstrationes Афраата удостоверяет, что мнение названных учёных малоосновательно. Афраат ясно представляет специальные задачи сынов завета (например, Dem. VII, 18, 21, col. 342–347, Dem. X, 9 col. 464–466). Разбор мнения Schwen’a, Burkitt’a см. в цит. соч. иером. Анатолия, который в заключение определяет bar Q’yâmâ, как аскетов, принадлежавших к клиру и являвших собой естественный рост аскетизма; сыны завета – клерико-монашеский институт (26, 28 стр.). Ср. Dom Connoly – cit. op. в The journal of theological Studies, 1895, p. 522. В самом слове Q’yâmâ, в его буквальном значении, есть признак обозначения общества людей, обязавшихся клятвенно христианскому поведению – иером. Анатолий – стр. 27. 144  Так сынов завета называет и сам Афраат. У него есть даже специальное произведение De monachis (Demonstratio VI). 154  См. выше, сноски К сожалению, личность Картерия остаётся до сих пор совершенно не уяснённой в исторических документах – мы знаем только одно имя Картерий. 155  Neander А. Der heilige Johannes Chrysostomos und die Kirche, besonders des Orients, in dessen Zeitalter. Berlin, 1821–1822 (2 Aufl.). 17 S., 2 Ammerk. (см. 3–4 Aufl. 29 S.). В первом своём издании Неандер не противоречил историкам Сократу и Созомену. Из остальных церковных историков, никто не останавливался на монашестве Диодора. Большинство (Basnagius Annalles politico-ecclesiastici Т. III, XV, p. 61; Fabricius. Bibliotheca Graeca Ed Harles. Т. IX, р. 277; Tillemont Memoires VIII, p. 236; Olearius J. G. Bibliotheca Scriptorum Ecclesiasticorum. Т. II. Jenae, MDCCX. 199 p. Cave Hist. SS. litter, eccles; I vol. 266. Schröckh Christl. Kirchengesch Cit. ed. Т. X, 247–251. S. M. Ange Marin cit. op. VII, 10; Receveur G. Histoire de l’église, depuis son établissement jusqu’ au pontificatde Gregoiro. Т. II, 105 p. Gfrörer – cit. op. 347 S.; Gieseler Lehrbuch d. Kirchengeschichte B. I, 2 Abth. 295 S. Venables – DChB v. I, 836 p.; Semich – RE 3 IV. S. 672; Godet – DCT, col. 1364; Kihn, Baidenhewer cit. ор. и другие) называют Диодора монахом и настоятелем или архимандритом монастыря, со слов Сократа и Созомена. Ceillier de Remy cit. op. VII, 693 p.; Dupin – Bibliotheca Nova auctorum ecclesiasticorum. Т. II, p. 417 указывают, как характерную черту жизни Диодора, особенную пастырскую его заботливость о просвещении ближних (=миссионерство).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Tradition orthodoxe et monde contemporain. Symposium interorthodoxe de théologie, Thessalonique, 12–16 septembre 1973//POC. 23. 1973. P. 33–54, здесь 51; все упоминается: Mojze. Мойзеш утверждает, что в современных попытках литургического обновления в Православной Церкви Эллады есть две главные тенденции: частое причащение и чтение анафоры вслух. О недавнем православном сопротивлении этой инновации см. работу Quatrone C. The Celebrant: Priest or Pastor, an Investigation of the Mystical Prayers of the Divine Services of the Holy Catholic and Apostolic Orthodox Church//Orthodox Life. 46/4. 1996. P. 17–41, ссылкой на которую я обязан Павлу Мейендорфу. 488 Несмотря на данное суждение, существующая библиография на тему гласного чтения анафоры относительно невелика, хотя литургические исследования быстро развиваются. Самым ранним современным трудом была статья 1905 г. профессора археологии и литургии Московской Духовной Академии Российской Православной Церкви А.П. Голубцова «О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным», Богословский вестник, 1905, стр. 69–75. Основным исследованием остается Bishop E. Silent Recitation in the Mass of the Faithful//Connolly R. Narsai. P. 121–120. См. также очень простое и одно из лучших исследований по данному вопросу де Моро (Moreau); Юнгманн (Jungmann J. A. Praefatio und stiller Kanon//ZkTh. Bd. 53. 1929. S. 66–94, 247–271) исследует западный материал с традиционной тевтонской скрупулезностью; Hanssens J. M. Institutiones III, 481–485, §§1358–1360; Filias; Harris C. Liturgical Silence/Lowther Clarke W.K., Harris C. (eds.)//Liturgy and Worship. A Companion to the Prayer Books of the Anglican Communion. London, 1954. P. 774–782, особ. 775–781; Martimort. P. 384–385; Petras D. The Public Recitation of the Presbyteral Prayers//ECJ. 2002. 8/2. P. 97–106; Taft R.F. Questions on the Eastern Churches//eCj. 8/2. 2001. P. 107–114; Trembelas P. L " audition de l " anaphore; Воронов Л. К вопросу о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной Литурии//Бт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

628 Martimort. P. 385: «Ne lions donc pas l " idée de mystère à l " idee de " voix bassé: cette liaison était inconnue des Anciens. Les prières du canon ont été écrites, à l " origine, pour être déclamées ou chantées et entendues de l " assemblée». 630 Напр., Pierre le Lorrain, abbé de Vallement (†1721) Du secret des mystères ou apologie de la rubrique des missels... 2 vols. Louvain, n.d.; цитируется по Moreau de. P. 65–66. 631 Kretschmar G. Die frühe Geschichte der Jerusalemer Liturgie//Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. 1956. Bd. 2. P. 22–46, здесь 511–519 и прим. 542. 632 Cyrille de Jérusalem Catéchèses mystagogiques/Introduction, texte critique et notes de A. Piédagnel, traduction de P. Paris//SC. Vol. 120bis. Paris, 1982. P. 152–155. 633 Мы впервые встречаем такое отношение к святым тайнам в Апостольских постановлениях (ок. 380 г.) VIII, 12, 2//SC 336, 176–177; Огласительных беседах (после 380 г.) Кирила/ Uoahha II Иерусалимских; Тайноводственных беседах 1, 5; 5, 4, 9//SC 126bis, 90–91, 15–53, 158–159; у Иоанна Златоуста в Антиохии (ок. 390) Cat. 2, 12, 14/Jean Chrysostome Huit catéchèses baptismales inédites/Wenger A. (ed.)//SC 50bis. Paris, 1970. P. 138–141 (датировка, 63–65); и особенно у Феодора Момсуестского (ок. 388–392), Hom. 6; 14, 2, 6, 10, 18; и Hom. 15 и 16 passim//Tonneau-Devreesse. P. 377, 407, 413–415, 425, 461–605 passim. О теме «страха и трепета» перед Богом, особенно в контексте евхаристии см. Betz J. Die Eucharistie in der Zeit der griechischen Väter. Bd. 1.1–11.1 Freiburg/B., 1955. Bd. 1.1. S. 126; Bishop E. Fear and Awe Attaching to the Eucharistie Service//Connolly R. Narsai. P. 92–97; Daniélou J. Introduction//Jean Chrysostome Sur l " incompréhensibilité de Dieu. Tome I.//SC 28bis, 30–39, 55–59; Fittkau G. Der Begriff des Mysteriums bei Chrysostomus//Theophaneia. Bonn, 1953. 9. S. 122–145; Dix. P. 200; Jung- mann J. A. Place of Christ. P. 245ff; Kretschmar G. Abendmahl//Theologische Realenzyklopädie I, 77–78; Quasten J. Mysterium tremendum. Eucharistische Frommigkeitsauffassungen des 4. Jahrhunderts/Mayer A. C. et alii//Vom christlichen Mysterium. Düsseldorf, 1951. P. 66–73; важнейшие святоотеческие цитаты: Arranz M. Le «sancta sanctis» dans la tradition liturgique des églises//ALW. Bd. 15. 1973. S. 31–67, здесь 62–66. См. также Taft R.F. Precommunion. P. 130–133, 149–150, 179ff, 237–238, 512–513 и «parrhesia» в указателе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Первый издатель «К. И.» фон Ханеберг не сомневался, что сочинение в соответствии с заглавием принадлежит Ипполиту Римскому . Однако открытие и издание множества других литургико-канонических памятников показали, что вопрос об авторстве решить крайне трудно, сначала необходимо определить место «К. И.» в ряду подобных произведений. Согласно Ахелису, «К. И.» являются древнейшими среди них. «К. И.» легли в основу «Египетского церковного чина» («Апостольского предания»), а позже - 8-й кн. «Апостольских постановлений». Ядро памятника сложилось в III в. в Риме, что, по мнению Ахелиса, доказывается параллелями «К. И.» с произведениями Тертуллиана ( Achelis. 1895). К ранней датировке (кон. II в.) и рим. происхождению «К. И.» склонялся и П. Батиффоль ( Batiffol. 1901). Ф. К. Функ предположил обратную зависимость памятников друг от друга, так что «К. И.» становились самым поздним текстом ( Funk Fr. X. Die Apostolischen Konstitutionen//ThQ. 1892. Bd. 74. S. 396-438; 1893. Bd. 75. S. 594-666). Ж. Морен попытался доказать, что автором «К. И.» является свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский ( Morin. 1900), а А. Баумштарк предположил, что Abûlid в заглавии араб. версии - это не Ипполит, а Римский еп. Юлий I ( Baumstark. 1902; см. отклик Функа: Funk Fr. X. Analekten//ThQ. 1903. Bd. 85. S. 478-480; окончательное опровержение: Coquin. 1966). Ридель выявил несколько параллелей с «К. И.» (прежде всего с канонами 27 и 38) в трактате «О девстве», к-рый приписывался свт. Афанасию I Великому ( Riedel. 1903). Зависимость чинов хиротонии «Египетского церковного чина» от «К. И.» доказывал Дж. В. Бартлет ( Bartlet J. V. The Ordination Prayers in the Ancient Church Order//JThSt. 1916. Vol. 17. N 4. P. 248-256). Однако дискуссия практически прекратилась после выхода работы Р. Х. Конноли, который провел детальное сравнение «К. И.» с «Апостольским преданием» ( Connolly. 1916), доказав, что «К. И.» являются его поздней переработкой и их следует датировать V-VI вв. (см. также: M ü ller. 1924; этой же теории придерживались И. Квастен, Г. Дикс, Г. Чедвик и др.).

http://pravenc.ru/text/1470261.html

Лит.: Achelis H. Hippolytus im Kirchenrecht//ZKG. 1895. Bd. 15. S. 1-43; Morin G. L " origine des canons d " Hippolyte//RBen. 1900. Vol. 17. P. 241-246; Batiffol P. Les canons d " Hippolyte d " après des travaux récents//Rb. 1901. Vol. 10. P. 252-259; Baumstark A. Kanones des Hippolytos oder Kanones des Julius?//Oriens chr. 1902. Bd. 2. S. 191-196; Arendzen J. P. The XXXII Canon of Hippolytus//JThSt. 1903. Vol. 4. N 14. P. 282-285; Riedel W. Bemerkungen zu den Kanones des Hippolytus//Theologische Studien und Kritiken. Lpz., 1903. Bd. 76. S. 338-342; Leclercq H. Canons Apostoliques//DACL. 1910. Vol. 2. Part. 2. Col. 1910-1950; Ö hlander C. J. J. Canones Hippolyti och besläktade skrifter. Lund, 1911; Connolly R. H. The So-Called Egyptian Church Order and Derived Documents. Camb., 1916. P. 50-134; Malvy A. L " onction des malades dans les «Canons d " Hippolyte» et les documents apparentés//RechSR. 1919. Vol. 9. P. 222-229; M ü ller K. Kleine beiträge rur alten Kirchengeschichte: Hippolyts Αποστολικ παρδοσις und die Canones Hippolyti//ZNW. 1924. Bd. 23. N 2. S. 214-247 (226-231); Jourdan G. V. Agape or Lord " s Supper: A Study of Certain Passages in the Canons of Hippolytus//Hermathena. Dublin, 1944. Vol. 64. P. 32-43; Graf. Geschichte. 1944. Bd. 1. S. 602-605; Botte B. L " origine des Canons d " Hippolyte//Mélanges en l " honneur de Mgr. Michel Andrieu. Strassburg, 1956. P. 53-63; Hanssens J. M. L " edition critique des Canons d " Hippolyte//OCP. 1966. Vol. 32. P. 536-544; Brackmann H. Alexandreia und die Kanones des Hippolyt//JAC. 1979. Bd. 22. S. 139-149; Steimer B. Vertex traditionis: Die Gattung der altchristlichen Kirchenordnungen. B.; N. Y., 1992; Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the Third Century: Communities in Tension before the Emergence of a Monarch-Bishop. Leiden; N. Y.; Köln., 1995; Markschies Chr. Wer schrieb die sogenannte «Traditio Apostolica»?// Kinzig W., Markschies Chr., Vinzent M. Tauffragen und Bekenntnis. B.; N. Y., 1999. S. 1-74; Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship. Oxf., 2002 2; Barrett-Lennard R. The «Canons of Hippolytus» and Christian Concern with Illness, Health, and Healing//JECS. 2005. Vol. 13. N 2. P. 137-164.

http://pravenc.ru/text/1470261.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010