Все сочинения И. И. так или иначе касаются 3 тем: воплощения Христа, Его распятия и воскресения. По учению И. И., это 3 главных события мировой истории, к-рые имели одну цель - спасти погибающего падшего человека от греха и смерти. О грехопадении Адама И. И. говорит образно, он не пытается объяснить, как и из-за чего произошло падение первого человека, но очень ярко изображает, каковы последствия падения, какова его тяжесть для Адама и Евы и для происходящего от них человечества. С одной стороны, падение принесло физическую и духовную смерть (In Ps. magn. 81//PG. 55. Col. 732C, 754CD); человек лишается союза с Богом и достоинства быть Его сыном, теряет благодать Св. Духа (In Ps. magn. 52. 3//PG. 93. Col. 1209D). С др. стороны, грехопадение ослепляет сознание человека (In Lev. I 5//PG. 93. Col 843A) и приводит естество грешника к нищете телесной и душевной (In Ps. magn. 85. 1//PG. 55. Col. 740AB). «Отпадение,- говорит И. И.,- сделало пленником род человеческий; Адам обольщался, но не воспринял чувства разочарования: Бог для него - не Бог, камни же - боги; Творец - не Творец, дела же рук и изваяния пальцев - творцы... Затем подскочил враг жизни; [заповедь] «не убивай» считал шуткой, «не прелюбодействуй» осмеивал, «не кради» полагал зависящим от обстоятельств, «не лжесвидетельствуй» называл бессмыслицей и мифом, [говорил, что] заповедь «не желай ничего, что у ближнего твоего» была чем-то враждебным для жизни, и закон являлся чуждым существующего порядка вещей» (Hom. fest. 14. 4. 8-24// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 550). В состоянии падения каждый человек не только лишен небесного наследства, но и является носителем некоего грязного пятна (πος), которое он получил от Адама (In Ps. magn. 50. 7//PG. 93. Col. 1201AB). Объясняя способ передачи повреждения природы, И. И. утверждает, что природа первозданного Адама до грехопадения была благой (In Lev. III 12//PG. 93. Col. 922BC; In Ps. magn. 50. 12//PG. 93. Col. 1201D - 1204A) и что причиной греха является не тело. Поэтому, если ребенок рождается зараженным грехом, то это следует приписывать не порождающему акту как таковому, но тому, что зараженные грехом родители могут родить только зараженных грехом детей (In Lev. III 12; V 15//PG. 93. Col. 922D - 923A, 925C - 926A, 974D, 976D).

http://pravenc.ru/text/674956.html

Apologia David 7, 36, 40: Ergo et remissionem meruit (David) iniquitatis et texit caritate atque operuit peccata sua et texit operibus bonis. Dr. Th. Förster пытается ослабить силу этого утверждения указанием на то, что здесь идёт речь о ветхозаветном праведнике – Давиде (S. 160, Anm. 136). 2943 In ps. 43, 12; Ibidem: Nichil suis operbus deputabat (Jesus Nave), credens indigna esse opera hominum tanta gloriae remuneratione coelestis: quan Dominus ex sua magis misericordia, quam pro nostrum contemplatione fatorum statuit in se credentibus conferendam. 14: Ergo qui non in brachio suo, hoc est, in sua operatione praesumit. sed in Dei gratia; credens, quod non facta sua unumquemque justificam, sed fides prompta… Ex mandato ergo Dei salus homini non ex sua operatione confertur. Deus enim maluit ut salus homini fide potius, quam operibus quaereretur: ne quis gloriaretur in suis factis et peccatum incurreret. Qui autem gloriatur un Domino, fructum pietatis acquirit, et jactantiae crimen evadit. 2950 De Cain et Abel I, 7, 25, 27. Cp. Philo, Qu. rer. div. her. 103: «Всё, что только ты имеешь благого, ты имеешь от Бога»; ср. 108; De ebrietate: «Без божественной милости не возможно ни покинуть тленное, ни пребыть всегда нетленным». 2961 Св. Амвросий даже в сравнительно позднейшем своём произведении, толковании на псалом 118, пишет, что сознающий себя праведным не будет притязательным, если он станет, подобно пророку Давиду и апостолу Павлу, просить вознаграждения за свои великие труды (118, 3, 2 – 3; 20, 55). 2965 In ps. 118, 20, 42: «Кто из нас может пребывать без божественного милосердия?» Cp. 19, 33; In ps. 43, 1. 2972 In ps. I, 26. Dr. I. Niederhuber неправильно видит в данном подразделении св. отца категории лишь грехов мысли. «Троякого рода грехи мысли, – пишет он, различает при этом св. учитель (ps. 1, 1): преходящие греховные мысли, пребывание в мыслях (stare in cogitatione) и формальное утверждение в таких мыслях (perseverare in iis cogitationibus) (“Die Eschatologie”, 238).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1800 De parad. 2, 10: “Non metuamus eum, qui eo usque infirmus est, ut ipse casurus in terram sit; accepit quidem temptandi licentiam, sed non accepit copiam subruendi, nisi sua sponte labatur infirmus affectus, qui sibi auxilium non norit accersire. 1821 De bono mortis 2, 5: “Sunt enim velut vincula quaedam corporis huius et quod est gravius vincula temptationum, quae nos alligant et ad iniuriam captivitatis adstringunt quadam lege peccati”. 1831 De Cain et Abel II, 10, 36: “Inseritur hoc loco dogma de incorruptione animae, quod ipsa vera et beata vita sit, quam unusquisque bene conscius vivit multo purius et beatius, cum hujus carnis anima nostra deposuerit involucrum et quodam carcere isto fuerit absoluta corporeo, in illum superiorem revolans locum, unde nortis infusa visceribus conpassione corporis hujus ingemuit, donec commissi gubernaculi munus impleret, ut carnis hujus inrationabiles motus rationabile ductu regeret et cohereret”. Cp. Cicero, De rep. VI, 14 – De Abraham I, 2, 4 1839 In ps. 36, 13; In Luc. VIII, 49 – 50; De fide V, 13, 109; De poenitentia Ii, 8, 74; Ep. 70, 20: «Движения тела суть тяжкие противники нашей души». 1841 In Luc. VIII, 50. Иногда похоть тела св. Амвросий приравнивает к мужскому началу, а душу – к женскому и говорит, что, если душа и поддаётся похоти, то болеет чуждым бременем и рождает грехи. In Luc. VII, 143 – 144. 1843 In ps. 118, 4, 8: «Кто прельщается красотой женщины, кто захватывается страстью к ней, те суть плоть». Cp. De Noe 3, 6. 1845 In ps. 37, 5; De paradiso 12; 54; In ps. 118, 11, 15. Cp. Origen, Selecta in ps. CXVIII, vers. 83; Pitra, “Analecta sacra”, III (1883), 284. 1860 De Iacob I, 1, 5. Cp. De Maccabaeis liber seu de rationis imperio 2 (Flavii Iosepi “Opera”. Recognovit G. Dindorfius. Volumen secundim. Parisiis, MDCCCXLVII, p. 393). Филон указывает следующие четыре аффекта: удовольствие, похоть, страх и печаль (De Abraham 236); худшее между ними – удовольствие, присущее в качестве начала всем страстям (Leg. alleg. III, 113). Соответственно четырём παθη он указывает четыре ε πθειαι, лучшей между которыми является радость (Quaest. in Genes. II, 57; Congr. erud. gr. 36; De praem. et poen. 5, 413).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1374 In ps. 35, 1; Ep. 78, 8 (cp. Dr. G. Wilbrand, “Ambrosius”, 28); De Abraham, II, 11, 79; In ps. 118, 12, 36. Поскольку новозаветной Кровью Христовой упраздняется кровь Ветхого Завета, св. Амвросий говорит, что «Христос продал народ иудейский (продаётся то, что считается ненужным) и купил Своей Кровью народ христианский». In ps. 43, 42. 1382 De Spiritu Sanctu, II, 7, 65: Qui renovatur Spiritu mentis, induit novum hominem, qui secundum Deum creatas est; De Isaaac, 8, 75. 1383 Ер. 78, 1: «Мы дети не служанки, а свободной, каковой свободой освободил нас Христос. Отсюда следует, что те более дети Авраама, которые от веры, ибо они преимуществуют перед наследниками по рождению. Закон – педагог; вера – свободна; отложим дела рабства, будем держаться благодати свободы, оставим тень, последуем солнцу; оставим установления иудеев ( Гал. 3, 24 )». 1384 In Luc. III, 29: «Имел прийти тот, кто «воззвал опыт древней жизни и в Новом Адаме воссоздал ту свободу, которой наделил первого Адама, дабы род человеческий пребывал без закона рабства». De Iacob, I, 3, 9 и др. 1385 Ер. 7, 42: «Мы искуплены от смерти и рабства, чтобы не были больше подчинены миру, от которого мы отреклись… Христос пришёл на землю, чтобы взять грех мира, чтобы всем отпустить грех ( Иоан. 1, 29 ), Он уничижил Себя, чтобы всем дать свободу ( Фил. 2, 7 ), Он восприял плоть, чтобы Своей смертью приобрести всем воскресение». Косвенно эта мысль подтверждается теми местами из творений св. отца, в которых он говорит о свободной воле человека и его безусловной ответственности за грехи, например: De Nabuthae 16, 68; De Cain et Abel, II, 3, 11. 1389 Подробнее об этом см. у Dr. I. E.Pruner " a: “Die Theologiedes heiligen Ambrosius”, S. 23 – 24. 1396 In ps. 118, 3, 22; cp. Orig., Selecta in psal. CXVIII, vers. 18; Pitra, “Analecta sacra”, III (1883),259. 1401 In ps. 118, 16, 35: Intellectus spiritales munus est; et ideo quod Dei est, a Domino postulatur. 1409 Ep. 45, 15; De poenit. II, 7, 65: Ideo enim et passus et mortuus est Dominus, ut nos redimerit a morte. Hoc excellentissimum indicat pretium suac mortis, quo peccator absolvitur et im novam assumitur gratiam.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1. Ps. 5:9 : Domine deduc me in iustitia tua propter inimicos meos dirige in conspectu meo viam tuam Cfr. Psalom 5:9: κριε, δγησν με  ν τ δικαιοσν νεκα τν χθρν μου κατεθυνον νπιον μου τν δν σου. 2. Ps. 9:9 : et ipse iudicabit orbem terrae in aequitate iudicabit populos in iustitia Cfr. Psalom 9:9: κα ατς κρινε τν οκουμνην ν δικαιοσν, κρνε λαος ν εθτητι. 3. Ps. 16:15 : ego autem in iustitia apparebo conspectui tuo satiabor cum apparuerit gloria tua Cfr. Psalom 16:15: γ δ ν δικαιοσνη φθσομαι τ προσπ σου, χορτασθσομαι ν τ φθναι τν δξαν σου. 4. Ps. 30:2 : in te Domine speravi non confundar in aeternum in iustitia tua libera me Cfr. Psalom 30:2: π σο, κριε, λπισα, μ καταισχυνθεην ες τν ανα· ν τ δικαιοσν σου σα με και ξελο με. 5. Ps. 88:15 : iustitia et iudicium praeparatio sedis tuae misericordia et veritas praecedent faciem tuam Cfr. Psalom 88:15: δικαιοσνη κα κρμα τοιμασα το θρνου σου, λεος και λθεια προπορεσεται πρ προσπου σου, etc. Подробнее см. Филиппов И.С. Римское право и Вульгата: право, закон и справедливость.//Ius antiquum. Древнее право. 1999. 1 (4). С. 164–166. 597 Isidori Etym. II.10.1: Institutio aequitatis duplex est, nunc in legibus, nunc in moribus (Исидор. Этимологии. II.10.1: Устройство справедливости двояко: и в законах, и в обычаях). 598 Isidori Etym. 1.17.5: ‘Aequus’ quod est iustus, per AE dipthonga scribendum; Idem. Differ. 1.428 (122): Ritus vero ad iustitiam pertinet, quasi rectum, ex quo pium, aequum, sanctumque, etc. 599 Isidori Etym. II. 14.5: Ethicam Socrates primus ad corrigendos conponendosque mores instituit, atque omne Studium eius ad bene vivendi disputationem perduxit, dividens earn in quattuor virtutibus animae, id est prudentiam, iustitiam, fortitudinem, temperantiam. Cfr. Isidori Etym. II. 21.5: ...hinc denique aequitas, temperantia, fortitudo, prudentia, vir-tutes. omnes certant cum iniquitate, luxuria, ignavia, temeritate, cum vitiis omnibus. 601 Ulp. 1 inst. (D. 1.1.1 pr.): Iuri operam daturum prius nosse oportet, unde nomen iuris descendat. Est autem a iustitia appellatum...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

5. О вере. Кн. 3. Гл. 2. 6. См. ниже: гл. 14. 7. О вере. Кн. 5. Гл. 7. 8. См.: exam. 1. 4. 12; 7. 25, а также: Winden J. C. M. van. Saint Ambrose’s Interpretation of the Concept of Matter/Vigiliae Christianae. 1962. 16. P. 205–215. 9. Cm.: exam. 1. 9. 34; 3. 7. 32; 3. 11. 85; expl. ps. 10, 7. 2–3. 10. Cp.: exp. Luc. 2. 11–13; 2. 95; 10. 5; exp. ps. 118, 6. 3. O значении aequalis cm.: Moreschini. P. 169, not. 8. 11. Cp.: Ин. 14:3. 12. См.: Быт. 18:2–3. Cp.: Abr. 1. 5. 32; expl. ps. 8, 50. 2, а также у Оригена: hom. in Gen. 4. 2. 13. Подробнее историю Самсона свт. Амвросий объясняет в epist. 62 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 81–105). — Примеч. ред. 14. См.: Суд. 15:14–15. 15. См.: Суд. 14: 6. 16. См.: Суд. 14:5–9. 17. См.: Суд. 14:17. 18. См.: Суд. 14:20–15:5. 19. См.: Суд. 13:7; 16: 17. 20. См.:Суд. 15:15–16. 21. См.:Суд. 15:18–19. 22. См.: Суд. 16:7–14. 23. Ср. у Вергилия: Aen. 2:274–275. 24. См.: Лк. 7:38, 44–46; Ин. 12:3. 25. Свт. Амвросий употребил слово cephaz, напрямую взятое из Септуагинты, где стоит κα φαξ, что является заимствованием еврейского päz (чистое золото); ср. также: exp. ps. 118, 15. 12; подробнее: Moreschini. Р. 175, not. 20. 26. См.: 2 Пар. 9:21; Ис. 60:9; 3Цар. 10:22. 27. Об образе фарсисских кораблей см.: epist. 19:5. — Примеч. ред. 28. См.: Ис. 9. 29. См.: spir. s. 1.76–78, об участии Святого Духа в крещении см.: spir. s. 1. 42. 30. См. О суде: spir. s. 3.35; о храме: 3.87–91; о даре жизни: 2.29–31; об освящении: 2.62–69; о царстве: 3.153–159. 31. Полемике с арианами и омеями посвящен трактат свт. Амвросия «О вере». 32. См. Ин. 14:17. 33. См. Ин. 16:3. 34. См. Ин. 14:17. 35. См. Ин. 15:19; 17:14, 16. 36. Ср.: exp. ps. 118, 22.27. 37. См. у Вергилия: Aen. 6.450–451. 38. СМ.: Быт. 1:2. 39. См. у Вергилия: Aen. 6. 724–727. 40. Убеждение, что Дух имеет природу ветра, подчеркивается соответствующими эначениями термина как в греческом (πνεμα), так и в латинском (spirimus)языke — дуновение, дыхание, ветер.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Под «буквальным смыслом» в данном случае следует понимать историю, которую описывает пророческий текст. Исторический или пророческий текст Писания в своем непосредственном значении, как считает Диодор, не может иметь несколько смыслов. См.: Diodor. Tars. Commentarius in Psalmos I — L, Prolog., 125 — 160; Prolog. in Ps. CXVIII. 90, 1 — 33; 92, 1 — 9. Diodor. Tars. Comm. in Ps. LXXI/Ed. par Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. P. 141. См.: Diodor. Tars. Comm. in Ps. LXXI/Ed. par Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes.P. 141, 142. Diodor. Tars. Comm. in Ps. LXXI/Ed. par Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes.P. 141. См. так же: Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. P. 133 — 134, 138 — 139; Nassif Bradley. The “Spirtual Exegesis” of Scripture: The School of Antioch Revisited. P. 444 Diodor. Tars. Comm. in Ps. LXXI/Ed. par Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes.P. 142. Так пишет об этом последователь экзегетических методов Диодора Юлиан Экланский: «Итак, учитель язычников показывает, что это обещание исполнилось в его счастливое евангельское время. Однако, как бы то ни было, он не отрицает того, о чем говорит текст пророка: очевидно возвращение пленников, которые были уведены в Вавилон (Ос. 1, 10/Рим. 9, 26). Он показывает, что необходимо в пророческих книгах сохранять правило понимания. То есть чтобы когда заурядность одного народа берет больше в событиях израильской истории, нечто оказалось достойным для того, чтобы мы узнали, что отчасти оно исполнилось на этом народе, а посредством теории (узнали, что оно) относится также и к другим (народам), то есть ко всем язычникам. И действительно, что прежде было сказано гиперболически, то в конце концов едва ли может соответствовать величине событий. Так же и то, что иудейский народ тогда испугало известие о грядущем плене и последующем освобождении. Также они имели перед собой откровение о другом плене и другом освобождении, которые были куда тяжелее» ( Julian. Eclan . Comm. in Osiam/PG 21, 971B). Так же сравни: Theodor. Mops. Comm. in duodecim prophetas minores/PG 66, 229B — 233B; 556B — 557A.

http://bogoslov.ru/article/2610447

Ps. 35. 4). Христос един (unus) и не разделен по числу (inseparabilis numero - Exp. Ps. 61. 5). В одном Лице Иисуса Христа соединились две природы - Божественная и человеческая: «Христос, будучи Образом Божиим, то есть пребывая в полноте Божества, воспринял образ раба, то есть полную и совершенную человеческую природу, чтобы у Него не было недостатка как в Божественном, так и в человеческом, и Он был бы совершенен в обеих природах» (perfectus in utraque forma - Ep. 39. 6). Т. о., Христос одновременно «Бог и человек» (Deus et homo), в Нем следует различать Божество и плоть (Exp. Luc. Х 3; De fide. I 32). Обе природы Спасителя были совершенными и истинными (utrumque verum - De fide. II 44). Божество Сына Божия не было затронуто кеносисом , уничижением (exinanitus, minoratus - Expos. Ps. CXVIII. 3. 8): «В воплощении Он не отложил то, чем был, но соблюл [это], и не перестал быть во Образе Божием, но сохранил [его]; и поскольку через восприятие плоти не изменилась [Его] Божественная слава, но осталась неизменной, Он одержал победу и не утратил Своего могущества» (Exp. Ps. 61. 28). Господь «всегда оставался вечным Богом, хотя и воспринял таинства воплощения» (De incarn. 5. 35). С т. зр. А., кеносис состоит в смиренном восприятии Богом человеческой природы, так что Христос остался «равным [Богу Отцу] во Образе Божием, но меньшим [Его] в восприятии плоти и человеческих страданий» (De fide. II 70), одновременно «и Великим, и малым» (De interpel. Iob. III 17). Умаление же Божественной природы во Христе невозможно уже потому, что она неизменна и не может превратиться в природу плоти (De incarn. VI 56). Особенно А. подчеркивает полноту и истинность человеческой природы Спасителя. Плоть Бога Слова была истинной плотью (vera caro), имела «естественную сущность плоти» (naturalis substantia carnis), а не просто «подобие плоти» (similitudo carnis - Exp. Ps. 37. 5). А. учит, что Бог воспринял не только человеческую плоть, но и душу: «Если Он воспринял человеческую плоть, то было бы последовательным, чтобы Он совершил воплощение во всем его совершенстве и полноте, то есть Он воспринял плоть, чтобы ее воскресить; воспринял и душу, причем душу совершенную, разумную, [подлинно] человеческую» (De incarn.

http://pravenc.ru/text/114346.html

2611 De officiis ministrorum I, 47, 228; 22, 99; 3, 12. De paradiso 15, 77: «Закон плоти противодействует закону ума, и нам нужно трудиться и стараться, чтобы очистить тело и привести его в рабство». 2619 De officiis ministrorum I, 36, 180; In ps. 118, 19, 19: «Тот заслуживает похвалы, кто вёл борьбу прежде всего в самом себе, который противящуюся ему плоть укротил силой ума, очистил умеренностью и привёл в состояние рабства». 2620 De poenitentia I, 13, 61; cp. In ps. 118, 4, 7: «Кто живёт по хотению тела, тот есть плоть, кто – по заповедям Божиим, тот дух. Итак, да не будет наша душа плотью». Cp. Exhortatio virginitatis 10, 68. 2625 De Cain et Abel I, 6, 23. Св. Амвросий отрицательно относится ко всем страстям за исключением гнева, который, по его мнению, можно только утишить и умирить, но не искоренить (Ep. 63, 60; De Noe 23, 84; De Iacob I, 1, 1; De officiis ministrorun I, 21, 90), почему он из снисхождения к природе допускается де и Самим Богом: «Гневайтесь и не согрешайте» ( Пс. 4; 5 ), т. е., гневайтесь, но не впадайте в грех, не наносите себе вреда (Ep. 63, 60; De officiis ministrorum I, 3, 13; Exhortatio virginitatis 11, 77). Иногда же св. отец прямо выражается о гневе, как об аффекте, вполне естественном и законном (cp. De officiis ministrorum I, 21, 96). 2633 Как и св. Василий Великий , св. Амвросий в своих похвалах посту доходит до крайностей, указывая, например, в качестве побуждения к нему на приятность насыщения после продолжительного поста. De helia 9, 32; cp. Basil. m., De jejunio hom. I, 8. 2652 In ps. 118, 20, 3; cp. 18, 32; De officiis ministrorum II, 14, 67; De viduis 10, 62; De poenitentia II, 10, 91. 2653 In ps. 118, 3, 41; cp. Basil. M., Sermo de renunt. saecul. etc. 10: «Смирение – подражание Христу, а превозношение, вольномыслие и бесстыдство – подражание диаволу». 2664 In Luc. prol. 3: «Смирением, воздержанием и верой человек, как бы по ступеням, доходит до бессмертия. 2665 De interpellatione Iob et David IV (II), 6, 22; cp. Basil. M., Sermo de renunt etc. 10: «Преуспеяние души – преуспеянние в смирении».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Origenes, Deprinc. 1,6,2: SC 252,196–200). Григориева метафора двух тарелок кимвалов, которые именно своей встречей издают триумфальный звук, указывает, однако, на сохраняющееся различие двух природ. Так, по крайней мере, считает R. Е. Heine, Gregory of Nyssas Treatise, с. 52: «Если бы оба были одним, это была бы только одна тарелка, а не музыка». См. там же, с. 69, прим. 169. 395 На оригинальность понимания Григорием Псалтири как длящегося духовного пути обращает внимание M.-J. Rondeau, указывая, впрочем, и на отдельные местами непоследовательности его построения (см. M.-J. Rondeau, «Exégèse du psautier et anabase spirituelle chez Grégoire de Nysse»//J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, изд., Epektasis, c. 517–531. О строении сочинения Григория см. также A. Le Boulluec, «L’unité du texte. La visée du psautier selon Grégoire de Nysse»//Le texte et ses représentations (Études de littérature ancienne, 3), Paris 1987, c. 159– 166; R. E. Heine, Gregory of Nyssas Treatise, c. 11–20 и 50–79. 410 Τλος το κατ’ ρετν βου μακαριτης στν (In inscr. Ps. 1,1 : GNO V, 25, 11). J.-M. Rondeau (D’où vient, c. 282 ff) подчеркивает значение первых слов комментируемого текста для всей интерпретации («l’initiale prégnante») в рамках неоплатонических экзегетических приемов и в Григориевом толковании Псалмов. A. Le Boulluec, однако, отрицает обязательность этого правила (см. A. Le Boulluec, L’unité du texte, c. 162 ff). R. E. Heine (Gregory of Nyssas Treatise, c. 31 ff) считает, что соответствующее правило было знакомо Григорию, вероятнее всего, по Аристотелевой Риторике (III, 14:1415а5–25). 417 Напр., Пс 6, 52 O’] или 84 O’] в Септуагинте имеют надписание, начинающееся словами Ες τ τλος. В несептуагинтные версиях вместо этого фигурируют Ες τ νκος (Θ’), Τ νικοποι (Α’), πινκιος (Σ’), cm. Hexapla, ad loc. Очевидно, именно поэтому при их толковании Григорий развивает мотив «от победы к победе», см. In inscr. Ps. II, 11; II, 13; II, 16 : GNO V, 120,27; 133, 21 ff; 175, 21 ff. 419 В своем кратком толковании Псалма 6 Григорий следующим образом комментирует восхождение Псалтири «от силы в силу»: «кто таким образом простирается непрестанно в предняя ( Флп 3:13 ), тот никогда не прекратит доброго восхождения, всегда возвышенными мыслями путеводимый к уразумению того, что еще выше» (In Ps.: GNO V, 187, 8 ff). 421 … σ, φησν, πρ τς κτσεως ε, πν τ ανιον μπεριχων διστημα, φ’ ο τε ρχν σχεν το ανος φσις κα ες τι προελεσεται πρας. πρας δ το τελευττου πειρα (In inscr. Ps. I, 7 : GNO V, 46, 8–12; рус. пер. – с. 91). Читать далее Источник: Святитель Григорий Нисский. Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека/Ленка Карфикова; ; перевод с чешского: Илья Бей. – Киев : Изд. Дух 2012. - 330 с. (Bibliotheca Clementina). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010