1 Насколько эта проблема актуальна, показывает доклад G. P. Bognetti на X Междунар. конгрессе историков «I repporti etico-politici fra Oriente e Occidente dal sec. V al sec. VIII». Relaz. X Congr. Intern. Sc. Stor., vol. III, Storia del Medioevo, 65; даю по Byzantinische Zeitschrift, Bd. 48, 1935, H. 2, стр. 465. 2 Sancti Leonis Magni, Romani pontificis-opera, I-III, Venetiis, 1757. 3 De antiquis tum editis tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum; Appendix ad S. Leonis opera, t. III. 4 Appendix ad S. Leonis opera. De antiquis collect. canonum, II, cap. 12, cmp. CLVIII и сл. 5 „Iste liber est monasterii Sanctae Crucis fonte Avellane Eughubin(e) dioc(esis)”, - Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 6 „Hunc librum acquisivit domn. Damianus St.”, — Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 7 Fridolin Dressler, Petrus Damianis Leben und Werk, Rom, 1954, 247 стр. (­ Studia Anselmiana, 34); M. H. Löwe, Petrus Damiani, Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, t. VI, 1955, стр. 65—79; P. Jean Gonsette, Pierre Damien et la culture profane, Louvain, 1956; J. Josph Ryan, Saint Peter Damiani and his canonical sources, Toronto, 1956, 213 стр. (­ Studies and Textes, Ν 2). 8 Сирлети был кардиналом во второй половине XVI в. 9 Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Anfange des Mittelalters, von Friedrich Maassen, 1 Band, Gratz, 1870, стр. 787—792. 10 „Über eine Sammlung Gregor " " s I von Schreiben und Verordnungen der Kaiser und Päpste”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Classe der Kaiser. Akademie der Wissenschaften zu Wien, Bd. LXXXV, 1877, стр. 227—239. 11 Sybel " " s Historische Zeitschrift, N. F., Bd. IV. 1885, стр. 154—161. 12 Göttinger Indices scholarum vom Sommer 1888 und Winter 1888 89, Bd. l. стр. 3—18. 13 „Beträge zur Chronologie der Briefe des Papstes Hormisda”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Cl. der Akad. der Wiss. zu Wien, Bd. CXXXVI, Abh. XI, стр. 50—68 и 1892 г. Abh. XIX, стр. 1—54. 14 „Die Überlieferung der Sammlung in Sachen des Monophysitismus”, Nachrichten der Göttinger Gesellschaft der Wissenschaften, 1894, N 2, стр. 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

29). Но, как показывают далее др. послания ап. Павла, озвученные на Соборе решения в действительности сохранили противостояние 2 лагерей, к-рое в дальнейшем только усилилось. Тема О. проникает во все Послания ап. Павла и становится центральной в полемике со сторонниками исполнения закона. Наиболее существенным образом она определяет содержание Послания к Галатийской Церкви, смута в к-рой была вызвана христианами из евреев, полагавшими, что наследниками божественных благословений могут стать только принадлежащие к евр. народу. Очевидно, они требовали от галатийцев О. как знака, делающего их наследниками завета с Авраамом (Гал 2. 3; 5. 2-6, 11-12), и пытались получить оправдание посредством дел закона (Гал 2. 16, 21; 3, 11; 5. 4). Они подвергали сомнению авторитет ап. Павла, что вызывает риторическое обращение апостола к самому себе как к тому, кто сам «проповедует обрезание»,- это, очевидно, указывает на слухи, распространяемые его оппонентами, или свидетельствует о непонимании христианами из евреев его взглядов (Гал 5. 11- см., напр.: Betz H. D. Galatians: A Comment. on Paul " s Letter to the Churches in Galatia. Phil., 1979. P. 268). Также ап. Павел упрекает ап. Петра в непостоянстве его позиции относительно О., когда тот в отдельных случаях из-за боязни вставал на сторону обрезанных, требующих от язычников соблюдения обрядовых иудейских правил в Антиохии (Гал 2. 11-15). Отказ в принятии требований своих оппонентов ап. Павел аргументирует принципиальным утверждением, что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2. 16). В Гал 6. 13 встречается парадоксальное утверждение о том, что «сами обрезывающиеся не соблюдают закона». Наряду с распространенным взглядом на ο περιτεμνμενοι (т. е. на тех, кто обрезываются; или, как в отдельных рукописях, περιτετμημνοι - тех, кто уже обрезаны) как на иудеохристиан (как в Гал 6. 12), существует и др. толкование, согласно к-рому речь может идти о христианах из язычников, к-рые, приняв О., склоняют к нему др. новообращенных. В таком случае оппоненты ап. Павла, призывавшие к соблюдению иудейской обрядности в церквах Галатии, сами оказываются по происхождению язычниками ( Betz H. D. Galatians. Phil., 1979. P. 316). В Гал 5. 2 он поясняет, что христианин, к-рый сделал О., служащее признаком рабства, не приобрел никакой пользы от спасения во Христе, Принесшего освобождение от закона. Жизнь во Христе подразумевает, что как О., так и необрезание отныне больше не значат ничего: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал 5. 6). Последовательное отстаивание временного характера О. в свете христ. богословия строится на принципиальном утверждении о том, что во Христе «ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь [творение]» (Гал 6. 15; ср.: 1 Кор 7. 19).

http://pravenc.ru/text/2578081.html

В действительности оно обозначает звук слова, как целое и как носителя значения, помимо составляющих его букв... Так как буквы, ни в их отдельности, ни в их соединении, не могут произвести признания, то должно существовать что-нибудь другое, посредством чего производится знание и это и есть Sphota, звук, отдельный от букв, хотя и открываемый ими... Отдельные буквы никогда не составляют ещё слова, как цветы без перевязки не составляют венка или букета. И так как буквы не могут комбинироваться в силу того, что они исчезают, как только их произносят, то мы и должны признать Sphota и принять первые буквы открывающими нам это невидимое Sphota, тогда как следующие буквы служат только к тому, чтобы сделать это Sphota более и более ясной, и проявленной“. 1870 Карика 11: ... „такова первоматерия, душа же противоположна“... См. Лунный свет Санкья-Истины, перев. с немецкого (сделанного Гарбе) г. Герасимова. М. 1900. стр. 109. 1871 Richard Garbe: Sâmkya-Philosophie, Leipzig. 1894, Ss. 294–304, его-же: Sàmkya und Yoga, Strassburg, 1896, ss. 28–30. Cp. Макс Мюллер: Шесть систем индейской философии, перев. с англ. Николаева, М. 1901, стр. 219–223 и 256–259. 1872 Всего определённее и точнее, при краткости, учение Санкьи о Пракрити изложено у Deussen’a: Allgem. Gesch. d. Phil., 1, 2, 216 и 226–228. Ср. у Garbe: Samkya-phil., ss. 201 folg, и Samkya und Yoga, 18–28, а также у Макса Мюллера, ор. стр. 252. 259–262 и др. 1873 Переводы термина гуна словами: свойство, элемент и т. д. известны уже давно. Что же касается его перевода словом: фактор, то такой перевод предложен лишь очень недавно – авторитетным Дейсеном (ор. cit., 226). Однако, если прежние переводы грешат тем, что сообщают понятию о гунах характер пассивный, то перевод Дейсена, наоборот, излишне динамизирует это понятие. Наше толкование (в тексте) хочет пройти между этими двумя крайностями. 1874 Так в Çvetâçvatara-Upanichad 4, 5. Это место Deussen (ор. cit, S. 226 ср. его перевод: Sechzig Upanishad " s des Veda, S. 301) считает несомненным выражением учения Санкьи о Пракрити.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Levillain L., Samaran Ch. Sur le lieu et la date de la bataille dite de Poitiers de 732//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1938. Vol. 99. P. 243-267; Mikoletzky H. L. Karl Martell und Grifo//FS E. E. Stengel. Münster; Köln, 1952. S. 130-156; Heidrich I. Titulatur und Urkunden der arnulfingischen Hausmeier//Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1965/1966. Bd. 11/12. S. 71-279; Nonn U. Das Bild Karls Martells in der lateinischen Quellen vornehmlich des 8. und 9. Jh.//Frühmittelalterliche Studien. B., 1970. Bd. 4. S. 70-137; idem. Die Schlacht bei Poitiers 732: Probleme historischer Urteilsbildung//Beiträge zur Geschichte des Regnum Francorum/Hrsg. R. Schieffer. Sigmaringen, 1990. S. 37-56; Semmler J. Zur pippinidisch-karolingischen Sukzessionskrise 714-723//DA. 1977. Bd. 33. S. 1-36; Schieffer Th. Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas. Darmstadt, 1980r; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf.; N. Y., 1983. P. 123-161; Fouracre P. J. Observations on the Outgrowth of Pippinid Influence in the «Regnum Francorum» after the Battle of Tertry (687-715)//Medieval Prosopography. Kalamazoo (Mich.), 1984. Vol. 5. N 2. P. 1-31; idem. The Age of Charles Martel. Harlow; N. Y., 2000; idem. The Long Shadow of the Merovingians//Charlemagne: Empire and Society/Ed. J. Story. Manchester; N. Y., 2005. P. 5-21; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984; Geary P. J. Aristocracy in Provence: The Rhône Basin at the Dawn of the Carolingian Age. Stuttg., 1985; Gerberding R. A. The Rise of the Carolingians and the Liber Historiae Francorum. Oxf.; N. Y., 1987; Rich é P. The Carolingians: A Family Who Forged Europe/Transl. M. I. Allen. Phil., 1993. P. 34-50; Karl Martel in seiner Zeit/Hrsg. J. Jarnut et al. Sigmaringen, 1994. (Beihefte der Francia; 37); Wood I. N. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994; idem. Teutsind, Witlaic and the History of Merovingian Precaria//Property and Power in the Early Middle Ages/Ed. W. Davies, P. Fouracre. Camb., 1995. P. 31-52; Fouracre P., Gerberding R. A. Late Merovingian France: History and Hagiography, 640-720. Manchester; N. Y., 1996; Joch W. Legitimität und Integration: Untersuchungen zu den Anfängen Karl Martells. Husum, 1999; Becher M. Eine verschleierte Krise: Die Nachfolge Karl Martells 741 und die Anfänge der karolingischen Hofgeschichtsschreibung//Von Fakten und Fiktionen: Mittelalterliche Geschichtsdarstellungen und ihre kritische Aufarbeitung/Hrsg. J. Laudage. Köln, 2003. S. 95-133; Fischer A. Karl Martell: Der Beginn karolingischer Herrschaft. Stuttg., 2012.

http://pravenc.ru/text/1681079.html

9. Эстетика и психология O.Kulpe. Anfange psycholog. Asthetik bei d. Griechen. (Philos. Abhandl. fur M.Heinze, 1906, 107 — 127); W.Borner. Die Kunstlerpsychologie im Altertum, Ein Beitrag zur Geschichte d. Asthet. (Zeitschr. f. Asthet. u. allgem. Kunstwissensch. VII 82 — 103); R.B.English. The nature of the soul as set forth by certain pre–socratic philosophers (Proc. of the Amer. philol. assoc., 1911, 42, XXI — XXIII); E.Rhode. Psyche. 9 u. 10 Auf1., Tubing, 1925; H.Siebeck. Geschichte d. Psychologie, I 1, Die Psychologie vor Aristoteles, Gotha, 1880; F. Ruesche. Das Seelenpneuma, Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele (Stud. zur Gesch. d. Kultur des Altertums, XVIII, 3 Paderb., 1933); G.Antonopulos. Die Idee des " Theoros " in der griechischen Kunst) (Actes du IV Congres… стр. 45 — 48, см. выше). A. Delatte. Les conceptions de l " anthousiasme chez les philosophes presocratiques, 1934; M.W.Bundy. The theory of imagination in classical and medieval thought, Univ. of Illinois, stud. in langu. and lit. XII, 1927. 10. Эстетика и учение об уме M. Patrik. The birth of the idea of spirit in Greek thought (Popul. science monthly, Oct. 1906); S.Firmiani. Alcune asservazioni su la razione trail noys e la psychC nella dottrina filos. di A. (Riv. ital. di filos. 1889, 4, 66 — 77); M.Heinze. Uber d. noys des Anaxagoras. (Ber. d. Gesel. d. Wiss. phil. — hist., kl., Lpz, 1890, 1 — 45); E.Arleth. Die Lehre des Anaxagoras vom Geist u. der Seele (Arch. f. Gesch. der Philosophie, 1895, 8, 59 — 85, 190 205); E.Dentler. Der noys nach Anaxagoras (Philos. Jahrb. 1898, 11, Heft. 1,2.3). F.Krohn. Der noys bei Anaxagoras. Munster, 1907; E.Neustadt. Des Anaxagoras Lehre von Geist. Charlottenb. 1914; K.Kuiper. De mente Anaxagorea (Mnemos, 1919, 47, 125 — 137); K. v. Fritz. Noys, noein and the derivatives in pre–socratik philosophy (excl. Anaxagoras) I From the beginning to Parmenides (Class. philol., 1945, 223 — 242) II The post–Parmenidean period (Class. Phil., 1946, 12 — 34). 11. Эстетика и этика

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Deut. 5:9. 2549 О том, что Василид учил о перевоплощении Климент пишет в четвертой книге своего основного произведения. Грешные души, согласно Василиду, вынуждены проводить здесь еще одну жизнь как наказание, избранные же за их свидетельствование (или мучения — diaÜ marturi/ou) получают отпущение грехов (Strom. IV, 83,2). Об этом же говорит Ориген (In Epist. ad Rom., 5). 2550 Двусмысленный пассаж. Тишина понимает Отца, но свойственным ей образом (см. след. Извл. 30). Фактически, только Сын знает его. Casey предложил kate/laben исправить как не понимала ou) kate/laben. Однако такое исправление, как справедливо замечает Sagnard, в данном контексте неоправданно. Термин kate/laben cf. Io. 1:5. 2551 Col. 2:9. 2552 Io. 1:2; Phil. 2:7. 2553 Текст испорчен. Casey предполагает лакуну после слова Топос: w(/ste kaiÜ tou=To/pou tw=n klh/twn taÜ a)ggelikaÜ au)th?=proba/llousa par ) au(th?=kate/xei… Избранные — это духовные сущности, которые созданы от начала. Что может создать и оставить при себе София? Очевидно, душевные сущности (то есть, женское семя или душевную природу) и того самого архонта, который здесь называется Топосом, в то время как у Иринея и Ипполита — Творцом или Демиургом. Возможно, это особенности терминологии самого Теодота. 2554 Mt. 5:16. 2555 Io. 1:9. 2556 Cf. Lc. 14:27. 2557 Весь последующий третий раздел базируется на том же источнике, что и Irenaeus, Adv. Haer. I 4,5 — 7,5. 2558 Col. 1: 16; Phil. 2: 9–11; Eph. 4: 9. 2559 I Cor. 11:10. 2560 Io. 1:3. 2561 Cf. Irenaeus, Adv. Haer. I 8, 5; Heracleon, fr. 2; Philo, De opifitio Mundi 30,31. 2562 Rom. 8: 20–22. 2563 Cf. Mt. 5:25; Rom. 7:25; Lk. 12:58; Mt. 12:29. 2564 Cf. Mt. 13:25; 13:39; Io. 10:1. 2565 Ср. фр. А Валентина. 2566 I Cor. 15: 47. 2567 Rom. 11:17.24. 2568 Rom. 11:25 sq. 2569 Cf. Rom. 5:12.14.20–21; Hebr. 2:14–15. 2570 o( me/gaj a)gwnisth/j. Cf. Clemens, Prot. 110, 3. 2571 eu(=ren )Ihsou=j (чтение предложенное Bunsen, MSS: Ihsou=n) Xristo/n e)ndu/sasqai toÜn prokekhrugme/non. 2572 LP. sfo/dra, Sofi/a? Sagnard. 2573

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Grand Rapids, 1982, 1985. (NIGTC); Fung R. Y. K. The Epistle to the Galatians. Grand Rapids, 1988. (NICNT); Longenecker R. N. Galatians. Dallas, 1990. (WBC; 41); Dunn J. D. G. The Epistle to the Galatians. Peabody (Mass.), 1993. (BNTC); Hansen G. W. Galatians. Downers Grove (Ill.), 1994. (IVPNTC); Martyn J. L. Galatians. N. Y., 1997. (ABD); Witherington B. Grace in Galatia: A Comment. on Paul’s Letter to the Galatians. Grand Rapids; Edinb., 1998; Légasse S. L’Épître de Paul aux Galates. P., 2000. (Lectio Divina. Comment.; 9). Исследования: Barnikol E. Der nichtpaulinische Ursprung des Parallelismus der Apostel Paulus und Petrus (Gal 2. 7–8). Kiel, 1931; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христ. поколение. П., 1950. М., 20014; O’Neill J. C. The Recovery of Paul’s Letter to the Galatians. L., 1972; Sanders E. P. Paul and Palestinian Judaism. Phil., 1977, 1989; idem. Paul, the Law and the Jewish People. Phil., 1983; Hurtado L. W. The Jerusalem Coll. and the Book of Galatians//JSNT. 1979. Vol. 5. P. 46–62; Howard G. Paul: Crisis in Galatia: A Study in Early Christian Theology. Camb., 1979, 19902. (SNTS. MS; 35); Byrne B. «Son of God»—«Seed of Abraham»: A Study of the Idea of the Sonship of God of All Christians in Paul Against the Jewish Background. R., 1979. (AnBib; 83); Lull D. The Spirit in Galatia: Paul’s Interpretation of Pneuma as Divine Power. Chico (Calif.), 1980. (SBL. DS; 49); Hays R. B. The Faith of Jesus Christ: An Investigation of the Narrative Substructure of Gal. 3:1–4:11. Chico (Calif.), 1983, 20022. (SBL. DS; 56); Donaldson T. L. The «Curse of the Law» and the Inclusion of the Gentiles: Gal. 3.13–14//NTS. 1986. Vol. 32. P. 94–112; Barclay J. M. G. Obeying the Truth: A Study of Paul’s Ethics in Galatians. Edinb., 1988; Hansen G. W. Abraham in Galatians: Epistolary and Rhetorical Context. Sheffield, 1989. (JSNT. Suppl.; 29); Dunn J. D. G. Jesus, Paul and Law: Studies in Mark and Galatians. Louisville, 1990; idem. The Theology of Paul’s Letter to the Galatians.

http://pravenc.ru/text/161503.html

п.) (изд.: Guillaumont et al. 1959; Layton. 1989. Vol. 1. P. 37-93; см. также: Scholer. 1971. 1853-1856; рус. пер.: Трофимова. 1979. С. 160-170). « Евангелие от Филиппа » ( peuag - gelion pkata vilippos : 86. 18-19; NHC. II 2: Evang. Phil.) - собрание (часто пространных) рассуждений о миссии Христа, о христианских таинствах, о христ. поведении, в которые «вкраплены» речения Иисуса (7 из них известны из канонических Евангелий). Цитируемое Епифанием ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XXVI 13. 2) «Евангелие от Филиппа», бывшее в ходу у собственно гностиков, не находит параллелей в Evang. Phil. (изд.: Till. 1963; M é nard. 1967; Layton. 1989. Vol. 1. P. 129-217; Schenke. 1997; рус. пер.: Трофимова. 1979. С. 170-188). « Евангелие египтян(ам) » ( peuag - gelion < N > NrM_Nkhme в колофоне: 69. 6; III 2; NHC. III 2 и IV 2: Evang. Aeg.) - богословский, перегруженный мифологическими реалиями трактат, авторство которого приписано Сифу: 1-я часть сочинения посвящена происхождению небесного мира, 2-я - происхождению рода Сифа, его судьбе и окончательному спасению, 3-я представляет собой гимн. Несколько раз цитируемое Климентом Александрийским ( Clem. Alex. Strom. II 45. 4; III 45. 3; 63. 1; 64. 1; 92. 2) « Евангелие от египтян » (τ κατ Αγυπτους εαγγλιον) не имеет ничего общего с Evang. Aeg. (изд. обеих версий: Böhlig -Wisse. 1975; рус. пер.: Смагина. 1995). Еще одно сочинение, которое по начальным словам текста: « Евангелие истины является радостью… » ( peuaggelion Ntmhe outelhl pe …: 16. 31) получило условное название « Евангелие истины » (NHC. I 3; на субахмимском диалекте), представляет собой валентинианскую гомилию о Христе и Его спасительной миссии. Возможно, именно это сочинение имел в виду сщмч. Ириней Лионский, когда писал о том, что последователи Валентина «составили veritatis Evangelium» (τ εαγγλιον τς ληθεας: Iren. Adv. haer. III 11. 9), считая, что понятие «Евангелие» обозначает здесь жанр, а не «благовестие» в его широком христ. понимании (ср.: Holzhausen. 2003) (изд.: Malinine et al.

http://pravenc.ru/text/2564598.html

1327 Ср. Deuseen, op. cit., I-ter Bd. 2-te Abteil., S. 18 и 110. См. краткие, но ясные указания на отношение кшатриев к браминам у Мах’а Müller’s.: The six systems of Indian philosophy, New Iork and Bombay, 1899, p. 11 и след. (ср. русский перевод П. Николаева: Шесть систем индийской философии М. Мюллера, М. 1901, изд. Солдатенкова, стр. 17 и след.). 1328 Cp. Edmund Hardy: Die vedisch-brahmanische Periode etc., s. 215 и 212. Wir haben allen Grund, – пишет, между прочим, Гарди, – anzunehmen, dass mehrere Iahrhunderte vor dem Beginn unserer Zeitrechnung sich eine starke rationalistische Strömung der gebildeten Kreise Indiens bemächtigte, die den Brahmanismus in eine verhängnissvolle Lage zu bringen drohte. In dieser Krisis war es ganz natürlich, dass derselbe nach Bundesgenossen ausschaute, aber überraschend ist die Art und Weise, wie er sich dureh einen Akt diplomatischer Klugheit aus der Verlegenheit zu helfen wusste. Er machte mit der Neuerung selbst gemeinsame Sache, indem er sie, als wäre ihre Legitimität ganz ausser Frage, liebreich in seine Arme schloss. Dadurch war der Bewegung selbstredend ihre antibrahmanische Spitze abgebrochen, und die «freie» Forschung segelte fürderhin unter brahmanischer Flagge. 1331 С понятиями deryâna (=путь богов=место пребывания блаженных богов и блаженства) и pitriyâna (=путь отцов=место очищения и наказания), которые имеют в браманизме очень важное значение, нам еще придется встретиться. Ср. у Deussen’a: Allg. Gesch. der Phil., 1, 2, Ss. 58. 63. 293. 301. 303. 1334 Так в позднейших Упанишадах, склонявшихся к теизму. Ср. у Deussen’a: Allg., Gesch. d. Phil., 1-ter Bd., 2-те Авт. S. 72. 1337 На основании анализа относящихся сюда текстов, Дейсен (Allg. Geschichte der Ph. I, 2, 73) в такой форме выражает этот тезис Упанишад, в его двух основных моментах: 1) «Верховный Атман непознаваем», так как он есть Все – Единство, между тем как всякое познание необходимо предполагает двойственность субъекта и объекта; 2) но и «индивидуальный атман так же непознаваем», так, как, при всяком познании, он есть субъект познания (познатель=Erkenner) и, следовательно, никогда не может быть объектом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Weisse Chr. Rezension über Lotzes Mikrokosmus (Ztschr. f. Philosophie u. phil. Kritik, Bd. 47:1865). Wentscher E. Das Kausalproblem in Lotzes Philosophie. Halle a. S. 1903. Wentscher M: a) Das problem der Willensfreiheit bei Lotze, Halle a. S. 1902, b) Hermann Lotze. I Band: Lotzes Leben und Werke. Heidelberg. 1913; c) Lotze’s Gottesbegriff und dessen metaphysische Begründung. Halle a. S. 1893; d) Zur Weltanschauung Lotzes Erwiderung auf Nenerdorfs Rezension (Ztschr. f. Philosophie u. philos. Kritik, Bd. 117:1900). Владиславлев М. а) Современные направления в науке о душе, Спб. 1866; b) Психология. Исследование основных явлений душевной жизни т. I–II. СПБ. 1881 (под одной только фамилией автора цитуется первый труд). Wolff I. Ueber Lotze’s Metaphysik. Fulda. 1892. Wright W. Lotzes Monisme (The phil. Rev., 1897:1) Введенский Алексей И. проф. a) Вера в Бога, ее происхождение и основания. М. 1891. b) Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Пос. 1894. Zöller Egon. Der Gottesbegriff in der neueren schwedischen Philosophie mit besonderer Berücksichtigung der Weltanschauungen Böströms und Lotzes. Halle a. S. 1888. Zshau. Lotzes Ethik. 1885. 1 На русский язык, кроме «Микрокосма» в 3 т. (пер. Е. Корша, Москва, 1866 г.), переведено: «Основания практической философии» (пер. Я. Огус, Спб. 1882); «Основания психологии» (Спб. 1884). «Из Лоце. Наслаждение в жизни и труд» (Эпоха, 1864. 10). 11 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909. I, VIII; Kleine Schriften. II, 17; Medizinische Psychologie, 1852 г., 473; Krebs O. D. Wissenschaftsbegriff bei H. Lotze. Leipzig. 1897, 35, пр. 2. 15 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909. I, IX; ср. Medizinische Psychologie, 1852 г., 36–7; Kleine Schriften, Il, 16–7. 24 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 442, ср. Metaphysik, 1841 г., 329; Metaphysik, 1879 г., 604. 39 Таковы статьи: Falckenberg " a в Zeitschrift f. Philosophie u. philos. Kritik», Bd. 150 (1913 г.) и Т. Райнова в «Новых идеях в философии», 7 (1913 г.) и монографии итальянского исследователя L. Ambrosi (1912 г.) и немецких Kronheim " a (1910), M. Wentscher’a и Lang " a (1913).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010