Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» ( Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому . «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие ). И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель». Ист.: BHO, N 550; Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 96-99, 101-104; Kugener M.-A. Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518: Textes syriaques. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 78. (PO; T. 2. Fasc. 1. N 6); Nau F. Jean Rufus, évêque de Maïouma. Plérophories. P., 1912. P. 27-28, 47-48, 101, 121-122, 148. (PO; T. 8. Fasc. 1. N 86); Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi//Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. [Pt. 1: Syriac text.] P. 1-16; [Pt. 2: Latin trasl.] P. 1-10. (CSCO; 7, 8. Syr.; 25); Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 142, 168. Лит.: Krüger G. Wer war Pseudo-Dionysios?//BZ. 1899. Bd. 8. S. 302-305; Kugener M. A. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre I " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scolastique//Ibid. 1900. Bd. 9. S. 464-470; Vailhé S. Le mystique monophysite, le moine Isaïe//EO. 1906. Vol. 9. P. 81-91; Petit L. Isaïe (2)//DTC. T. 8. Col. 79-81; Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 60; Devos P. Quand Pierre l " Ibère vint-il à Jérusalem?//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 337-350; Draguet R. Les 5 recensions de I " Ascéticon syriaque de l " abba Isaïe. Louvain, 1968. [Vol. 2. Pt. 1:] Introduction au problème isaïen P. (CSCO; 293. Syr.; 122); Chitty D. J. Abba Isaiah//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 47-72; Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza//DSAMDH. T. 7. Pt. 2. Col. 2083-2095; Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Brescia, 1980. P. 27-93; Aubert R. Isaïe de Gaza//DHGE. 1997. T. 26. Col. 115-117. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674850.html

9  Jean Frek, Euchologium Sinaiticum (suite) (Paris: Firmin-Didot, 1943=Patrologia Orientalis, 25 fasc. 3), 175–181 10  Stefano Parenti, «Un testimone glagolitico della liturgia romano-bizantina di S. Pietro», in A Oriente e Occidente di Costantinopoli: Temi e problemi liturgici di ieri e di oggi (Citta del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2010=Monumenta Studia Instrumenta Liturgica, 54), 219–233; see also my remarks in «Литургия апостола Петра», in Православная энциклопедия 41 (Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016), 260–263. 11  René Bornert, Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VII e au XV e siècle (Paris: Institut français d’études byzantines, 1966=Archives de l’Orient chrétien, 9), 125–160. Bornert himself was at pains proving Germanos’ authorship of the commentary, but his arguments seem to me unconvincing. 12  Cf. Michael Zheltov, «The Disclosure of the Divine Liturgy by Pseudo-Gregory of Nazianzus: Edition of the Text and Commentary», Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata 12 (2015): 215–235, here pp. 229–233. 13  Bonyu Stoyanov Angelov, Kuio Kuev, Christo Kodov, Klimentina Ivanova, eds. Климент Охридски: Събрани съчинения, том 2 (София: Издателство на Българската академия на науките, 1977), 522–560, 771–784. 14  Mikhail Zheltov, «Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV bb.) славянских Служебниках», Богословские труды 41 (2007): 272–359. 15  Michael Zheltov, «The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (I3 th –I4 th centuries)», in Bert Groen, Steven Hawkes-Teeples, Stefanos Alexopoulos, eds., inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the Second international Congress of the Society of Oriental Liturgies, Rome, 17–21 September 2008 (Leuven: Peeters, 2012=Eastern Christian Studies; 12), 293–309. 17  Among other things, these formularies adopted one of the aforementioned homilies of St Clement, partly reworked into a prayer (as I am going to show in a separate publication). 18  See my edition of the Greek text of the latter in: Zheltov, «The Disclosure», 230–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

н. раскола (между Востоком и Западом): «августиновский дух всей мощью своих крыльев устремляется к благодати visio beata [блаженного в и дения], ибо только оно может даровать ему " свет славы " . Он ощущает и сознает себя призванным к блаженству - а не к обожению ; последнее остается для него запретным, поскольку он не может допустить ... взаимопроникновения природы божественной и природы человеческой». Хосе Орос Рета ( Oroz Reta José . De l " illumination à la déification de l " âme selon saint Augustine//Studia Patristica 27 (Papers presented at the Eleventh International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1991), ed. E. Livingstone. Louvain: Peeters, 1993. Р. 364-82), хотя и утверждает, что «несправедливо считать, что сотериология св. Августина отрицает богословие обожения» ( Там же. Р. 373), признает, тем не менее, что «как и в других богословских вопросах, в отношении учения об оБожении, обнаруживается очевидное и глубокое различие между греческими и латинскими отцами. В этом смысле Ж. Барди имел основания написать [‘Divinisation " , в: DSp 3,1389]: «Тогда как для греков достижение богоподобия и даже, в меру возможного, превращение в бога не переставало быть идеалом, к которому стремились философы, латиняне, в большей мере реалисты, удовлетворялись проповедью вполне человеческой морали, осуществимой за счет естественных возможностей человека. Это фундаментальное различие ориентаций продолжает выказывать себя в ходе завоевания христианством средиземноморского мира. Целью, к которой устремлены христиане-греки, остается обожение. Целью, которую преследуют христиане Запада, является обретение святости».... Маубасбах ( Maubasbach J . Thomas von Aquin als Meister christlichen Sittenlehre. Munich, 1925. S. 37-8) утверждает: " Для греческих отцов благодать - это чудесное возвышение, прославление, обожение человека, для Августина же, напротив, это исцеление, освобождение, примирение [с Богом] человека больного, пребывающего в рабстве, в отчуждении от Бога " . Мы склонны согласиться с этим утверждением как с выражением наглядного различия между греческими отцами и епископом Гиппонским» ( Oroz Reta .

http://bogoslov.ru/article/740788

16 . Ephraem Syrus (1896) – Ephraem Syrus. Evangelii concordantis expositio/In lat. transl. a J.-B. Aucher, ed. G. Moesinger. Venetiis: Libraria pp. mechitaristarum in monasterio S. Lazari, 1876. 17 . Ephraem Syrus (1963) – Éphrem, saint. Commentaire de l’Évanile concordant: texte syriaque (manuscrit Chester Beatty 709)/Éd. & tr. par L. Leloir. Dublin: Hodges Figgis & Co., 1963. 18 . Isaac (1995) – Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). The Second Part, Chapters IV–XLI. Vol. 1/Ed. S. Brock. Louvain: Peeters, 1995 (Corpus scriptorium christianorum orientalium; vol. 554. Scriptores syri; vol. 224). 19 . Isaacus Ninivita (1909) – Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. P., Leipzig: Otto Harrassowitz, 1909. 20 . Philoxenus Mabbugensis (1963) – Philoxenus Mabbugensis. Epistola ad Patricium 46, 6–9//La letter à Patricius de Philoxène de Mabbug/ed. R. Lavenant. Paris: Firmin-Didot et Cie, 1963 (Patrologia Orientalis; vol. 30). 21 . Theodoretus Cyri (1642) – Theodoretus, episcopus Cyri. Quaestiones in Genesin XX//Theodoretus, episcopus Cyri. Opera omnia. T. I. Lutetiae Parisiorum: sumptibus Claudii Sonnii & Dionysii Bechet, 1642. 22 . Theodorus Mopsuestenus (1869) – Theodorus Mopsuestenus. Fragmenta Syriaca/ed. E. Sachau. Lpz.: Typus Guilelmi Drugulini, 1869. 23 . Theodorus Mopsuestenus (1882) – Theodorus Mopsuestenus. In epistolas B. Pauli commentarii. Vol. II/Ed. H. B. Swete. Cambridge: At the University Press, 1882. 24 . Theodorus Mopsuestenus (1971) – Theodorus Mopsuestenus. Ex libro quinto commenti de creatura//Concilium universal Constantinopolitanum sub Iustiniano habitum. Concilii actiones VIII/ed. J. Straub. Berolini: In aedibus Walter de Gruyter & Co., 1971 (Acta Conciliorum Oecumenicorum; [T. IV], vol. I). P. 64–65. 25 . σακ Σρος (2012) – σακ Σρος, σιος. Λγοι σκητικο/Κριτ. κδ. Μ. Πιρρ. γιον ρος: ερ μον βηρν, 2012. 26 . Бумажнов (2012) – Бумажнов Д. Ф. Мир, прекрасный в своей слабости. Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4, 89//Символ. 2012. С. 177–194.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

    Obolensky D. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500—1453. L., 1971/[Оболенский Д. Византийское содружество наций; Шесть византийских портретов. М., 1998].    См.: Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. P. 69—89 [Иисус Христос. С. 77—100]; похожие оценки византийского богословия см.: Idem. Byzantine Theology. [Византийское богословие]; а также в статье: Idem. Byzanz//TRE. Bd. 7. Lfg. 4/5. 1981. S. 500—531. Замечательную общую историю идей и направлений мысли см.: Pelikan J. The Christian Tradition. Vol. 2 [Пеликан Я. Христианская традиция. Т. 2]. Ссылки и библиографию см.: Beck H. — G. Kirche und theologische Literatur; а по поздневизантийскому периоду см.: Podskalsky G. Théologie und Philosophie in Byzanz.    Codex Theodosianus, XIV, 9, 3; VI, 21, 1; Fuchs F. Die hoheren Shulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; B., 1926 (BA,/8); Bréhier L. Notes sur l’histoire de l’enseignement supérieur à Constantinople//Byzantion. T. 3. 1. 1926. P. 72—94; T. 4. 1. 1927/28. P. 13—28; Idem. L’enseignement classique et l’enseignement religieux à Byzance//RHPR. Vol. 21.1941. P. 34—69; Dvornik F. Photius et la réorganisation de l’Académie patriarcale//AB. Vol. 68.1950 (Mélanges Paul Peeters, 2). P. 108—125.     Mango С. Discontinuity with the Classical Past in Byzantium//Byzantium and the Classical Tradition/ed. M. Mullett, R. Scott. Birmingham, 1981. P. 49—50.     Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. P. 305—324; Niarchos C. The Philosophical Background of the Eleven Century Revival of Learning in Byzantium//Byzantium and the Classical Tradition… P. 127—135.     Meyendorff J. Byzantine Theology. P. 64 [Византийское богословие. С. 92].     Browning R. The Patriarchal School at Constantinople in the Twelfth Century//Byzantion. T. 32.1962. P. 167—202; T. 33. P. 11—40.     Mango С. Op. cit. Р. 50.     Lossky V. The Mystical Theology. P. 8/[Лосский В. Мистическое богословие. С. 112].     Evagrius Ponticus. De oratione, 60//PG 79, col. 1180b [Евагрий. Слово о молитве, 61//Его же. Творения. С. 83]; англ, пер.: Idem. The Praktikos and Chapters on Prayer/tr. J. E. Bamberger. Spencer, Ma, 1970 (Cistercian Studies Series, 4). P. 65.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

by E. A. Wallis Budge. Camb., 1923. Amst., 1976r. 2 vol. (BHO, N 144); славянские: Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерус. переводной лит-ры XI-XII вв./Подгот. текста, исслед. и коммент. И. Н. Лебедевой. Л., 1984; ПЛДР, XII в. М., 1980. С. 197-226; БЛДР. СПб., 1999. Т. 2. С. 360-387, 544-546; русские: Сказание о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа, сост. св. Иоанном Дамаскиным: Пер. с греч. по древним пергаментным рукописям, хранящимся на Св. Афонской горе. Серг. П., 1910; Джавахишвили И. Премудрость Балавара//ЗВОРАО. 1897/98. Кн. 11. С. 1-48 (переизд.: Джавахишвили И. А. Вопросы истории груз. языка и лит-ры. Тбилиси, 1956); Балавариани. Мудрость Балавара/Предисл. и ред. И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1962 [исслед. и пер. обеих ред.]. Лит.: Liebrecht F. Die Quellen des «Barlaam und Josaphat»//Jb. f. romanische und englische Literatur. 1860. Bd. 2. S. 314-384; Кирпичников А. И. Греческие романы в новой лит-ре: Повесть о Варлааме и Иоасафе. Х., 1876; Веселовский А. Н. Византийские повести и Варлаам и Иоасаф//ЖМНП. 1877. 7. С. 122-154; Zotenberg H. Notice sur le text et les versions orientales du livre de Barlaam et Joasaphat//Notices et extraits des mss de la Bibliothèque Nat. 1887. T. 28/1. P. 1-166; Франко И. Варлаам i Иоасаф - старохристьянський духовний роман i його лim. icmopiя. Льbib, 1895-1897; Rabbow P. Die Legende des Martinian//Wiener St. 1896. Jg. 17. S. 253-293; Марр Н. Я. Армянско-грузинские материалы для истории Душеполезной Повести о Варлааме и Иоасафе//ЗВОРАО. 1899. Т. 11. С. 74-76; Wahren S. J. De grieksch-christelijke roman Barlaam en Ioasaf en zijne parabels. Rotterdam, 1899; Peeters P. La première trad. lat. de «Barlaam et Joasaph» et son original grec//AnBoll. 1931. T. 49. P. 276-312; Wolff R. L. Barlaam and Joasaph//HarvTR. 1939. Vol. 32. P. 131-139; D ö lger F. Der griechische Barlaam-Roman: Ein Werk des H. Johannes von Damaskos. Ettal, 1953; Lang D. M. St. Euthymius the Georgian and the Barlaam and Joasaph Romance//BSOAS.

http://pravenc.ru/text/154239.html

355 Сочинение было написано в 1938 г., издано в 1944. Цитация осуществлена по третьему изданию, второму репринту, издательства «Агра», выполненному в Афинах в 1987 г. Отрывок находится на Σ. 35–36. Следует отметить, что в нашей работе перечислена не вся возможная библиография. Для последнего периода можно дополнительно предложить следующие публикации: Χριστοφορδης В. Ο συχαστικς ριδες κατ τ ΙΔ» ανα. Παρατηρητς, 21993; Ματσοκας Ν. . Ζηλωτικ πλεως Θεσσαλονκης (1342–1349). Θεσσαλονκη Βνιας, 1993; Papademetriou G. Maimonides and Palamas on Cod. Brookline-Massachussetts: Holy Cross Orthodox Press, 1994; Τερζης Χ. θση τς λληνικς φιλοσοφας στν ρθδοξη νατολ. Σπουδ στν γιο Γρηγριο Παλαμ. θνα, 1995; Demetracopoulos J. Is Gregory Palamas an existentialist? The restoration of the true meaning of his comment on Exodus 3, 14 «γ εμ ν». θνα, κδ. Παρουσα, 1996; Он же. Αγουστνος κα Παλαμς. Τ προβλματα τν ριστοτελικν κατηγοριν κα τς τριαδικς ψυχοθεολογας. θνα: Παρουσα, 1997; Λιλιος Δ. γιορετικος Τμος πρ τν ερς συχαζντων (ντυπον κ τς «Κληρονομις»: Τμος 28. Τεχη – Β». 1996). Θεσσαλονκη: Π.Ι.Π.Μ., 1997; Β. Θερμς, π. να-ζητντας τ πρσωπο. ληθς κα ψευδς αυτς κατ τον Donald Winnicott κα κατ τον Αγ. Γρηγριο Παλαμ. θνα: ρμς, 1997; Κωτσιπολος Κ. Τ κνημα τν Ζηλωτν στ Θεσσαλονκη (1342–1349). Ιστορικ, Θεολογικ κα Κοινωνικ διερενηση. Θεσσαλονκη, 1997. 356 Bienert W.A. Die Bedeutung der Patristik fur das okumenische Gesprach – aus prote-stantischer Sicht//Zwischen Altertumswissenschaft und Theologie. Zur Relevanz der Patristik in Geschichte und Gegenwart/C. Markschies, J. van Oort. Leuven: Peeters, 2002. S. 122–138. 357 Ср.: Feige G. Die Vater der Kirche – eine okumenische Herausforderung?//Bienert W., Feiereis K., Rohrig H.-J., hrsg. Unterwegs zum einen Glauben. Festschrift L. Ullrich zum 65. Geburtstag (Erfurter theologische Studien 74). Leipzig, 1997. S. 430–447; указания на другую литературу см. с. 430, примеч. 1; о католической позиции с. 435–438; о евангелической позиции с. 441–443; см. также: Schneemelcher W. Wesen und Aufgabe der Patristik innerhalb der evangelischer Theologie//Evangelische Theologie 10. 1950, S. 207–222; Bienert W. A. Die Bedeutung der Kirchenvater im Dialog zwischen der EKD und Orthodoxen Kirchen (Okumenische Rundschau 44). 1995. S. 451–472.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Хижая Т.И. «Образам св. не поклоняться...»: восприятие библейского запрета в культуре русских субботников XVIII–XIX вв.//Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2018. 1. С. 115 - 133. Чекалова А.А., Уваров П.Ю. Византия эпохи " темных веков " и иконоборчества//Всемирная история в 6 томах. Российская академия наук, Институт всеобщей истории. Москва, 2012. С. 203 - 216. Шайхисламова Р.М. Иконоборчество как разрушительная сила симфонии властей//Мир Евразии: от древности к современности Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Отв. ред. Е.А. Круглов. 2018. М ., С. 77 - 82. Baranov V. A. Origen and the Iconoclastic Controversy//Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian Tradition/Ed. Lorenzo Perrone. Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium 164. Vol. 2. Leuven: Peeters, 2003. P. 1043 - 1052. Baynes N. Idolatry and the Early Church//Byzantine Studies and Other Essays. London: Athlone Press, 1960. P. 116 - 43. Besançon A. The Forbidden Image: An Intellectual History of Iconoclasm. Chicago; University of Chicago Press, 2000. Brown P. A Dark-Age Crisis: Aspects of the Iconoclastic Controversy//English Historical Review 88 (1973). P. 1 - 34. Brubaker L. Inventing Byzantine Iconoclasm. London , Bristol Classical Press , 2012. Brubaker L. On the Margins of Byzantine Iconoclasm//Byzantina-Metabyzantina: La périphérie dans le temps et l " espace/ed. P. Odorico, Dossiers Byzantines, vol. 2. Paris: École des Hautes Études en Sciences Sociales, 2003. P. 107-117. Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclastic Era, c. 680-850: A History. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. Eisner J. Iconoclasm as Discourse: From Antiquity to Byzantium//Art Bulletin. 2012. Vol. XCIV. 3. P. 368 - 394. Florovsky G. Origen, Eusebius and the Iconoclastic Controversy//Church History, 19/2 (1950). S. 77 - 96. Freedberg D. The Structure of Byzantine and European Iconoclasm//Iconoclasm/Ed. A. Bryer, J. Herrin. Birmingham: Center for Byzantine Studies, 1977. P. 165 - 77.

http://bogoslov.ru/article/5997383

270 Tarchnisvili-Aßfalg. S. 72; ранние литературные источники см. S. 35. Ср. Peradse G. L " activité littéraire des moines géorgiens au monastère d " Iviron, au Mont Athos//RHE. 1927. 23. P. 530–539. 271 Peradse G. Ein Dokument aus der mittelalterlichen Liturgiegeschichte Georgiens//Kyrios. 1936. 1. P. 77. 273 Jacob A. Tradition. P. 111–113 и более пространно Jacob A. Formulaire. P. 43–56, где автор цитирует Евфимия в этом же контексте (р. 54). 274 Vita, 25 и Tarchnisvili-Aßfalg. S. 131–53, особ. 150–151. К. С. Кекелидзе обнаружил фрагмент Синаксария Евфимия в кодексе Тифлисского церковно-археологического музея 648, который он описал в следующем издании: Иерусалимский канонарь VII века (грузинская версия). Тифлис, 1912. С. 38–39, 297–310. 277 Дмитриевский. I, 240; Meyer. S. 124–25. По этому вопросу см. Lemerle P. Lavra. I, 19–21, 45–46. 278 О Георгии и его трудах см. Lefort J. Iviron. P. 50ff, 94; Tarchnisvili-Aßfalg. S. 154–74; Житие, изданное Абуладзе (прим. 55 выше), II и Peeters. P. 69–159. 279 Об этом типиконе и его рукописных источниках, датировке и т. п. см. Esbroeck M. van L " empereur Jean Tzimisces dans le calendrier de Georges l " Athonite//BK. 1983. 41. P. 68–69; Bertonière G. Easter Vigil. P. 115, 136, 141–143, 169–171; Кекелидзе К. Памятники. C. 483–506. Кекелидзе приводит русский перевод списка A–193 (там же, 228–272) с утраченным циклом Поста-Пасхи-Пятидесятницы из списка XII в. Тбилиси A–222 (ibid. 272–313). Грузинский текст издан Э. Габидзашвили в сборнике под ред. Абуладзе (прим. 55 выше), IV (Тбилиси, 1968). 283 Garitte G. Analyse d " un lectionnaire byzantino-géorgien des évangiles (Sin. georg. 74)//Mu. 1978. P. 150–152; id. Un fragment d " évangéliaire géorgien à la Bodléienne//Mu. 1972. P. 144, прим. 17–18; Blake R.B. Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de la Laure d " lviron au Mont Athos//ROC. 1933–1934. 9 (29). P. 249–250, 60. 284 Jacob A. Version géorgienne. P. 65–119. О грузинских монахах на Синае см. Tarchnisvili-Aßfalg. S. 62–64, 69.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

263 См. Повесть временных лет. 1051 г./Лихачев Д. С. (пер.) Часть I: текст и перевод. Москва/Ленинград, 1950. С. 107; английский перевод: Cross S.H., Sherbowitz-Wetzor O. P. The Russian Primary Chronicle: Laurentian Text, Mediaeval Academy of America Pub. Vol. 60. Cambridge, Mass., n.d. P. 142; и Житие Феодосия от 1064 г.//Успенский сборник XII–XIII вв./Котков С.И. (ред.). Москва, 1971. С. 89. Я благодарен моей коллеге ин. Софии Сенык ЧСВВ за эту ссылку. Ср. Скабалланович М.Н. Типикон. Вып. I. С. 399400. 266 Кекелидзе К. Памятники. С. 478; о грузинских монахах в Палестине см. с. 23, 61–64, 185; также Peradze G. An Account of the Georgian Monks and Monasteries in Palestine as Revealed in the Writings of Non-Georgian Pilgrims//Georgica. Vol. 1. 4–5. 1937. P. 181–237. 267 О Евфимии и его труде, см. Tarchnisvili-Aßfalg. P. 126–154; Житие Евфимия и его сподвижником см. Звели картули агиографиули литературули Зеглибис симфониа [Памятники древнегрузинской житийной литературы]/Абуладзе И.В. (ред.) Тбилиси, 1967. Т. II; латинская версия Peeters. P. 8–68; французский перевод: Irénikon. 1929. 6. P. 767–784; 1930. 7. P. 50–67, 181–196, 448–460. 268 Lefort J. Histoire du monastère d " Iviron, des origines jusqúau milieu du XIe siècle//Actes d " Iviron. T. I: Texte, Archives de l " Athos. Vol. 14. Paris, 1985. P. 3–91 (далее Iviron. I). 269 Хотя многое написано о различных аспектах иверской истории довизантийского периода, до сих пор нет общего синтеза. Среди других особенно полезны обзоры Мишеля ван Эсбрука: Esbroeck van M. Eglise géorgienne des origines au Moyen Age//BK. 1982. 40. P. 186–199, особ. 195–196; Le manuscrit géorgien 34 et les publications récentes de liturgie palestinienne//OCP. 1980. 46. P. 125–141; Les manuscrits de Jean Zosime Sin. 34 et Tsagareli 81//BK. 1981. 39. P. 63–75; L " Hymnaire de Michel Modrekili et son sanctoral (Xe siècle)//BK. 1980. 38. P. 113–130; и работы других авторов: Metreveli H. Die georgischen Liturgie-Handschriften des 9. u. 10. Jahrhunderts und ihre Bedeutung für die Erforschung der byzantinischen Hymnographie//XX. Deutschen Orientalistentag, ZDMG. Suppl. 4. Wiesbaden, 1980. S. 161–169; Wade A. The Oldest Iadgari: The Jerusalem Tropologion, V–VIII c//OCP. 1984. 50. P. 451–456 и литература, упомянутая там.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010