СВЯТЫЙ МУЧЕНИЧЕ АПОЛЛОНИЕ, МОЛИ БОГА О НАС! Литература I. Издания и переводы А. Армянский текст [прибл. V в.] Издания 714 Vitae et Passiones Sanctorum. Venetiis, 1874, v. 1, p. 138–43 [Титул без паралл. лат. перевода. Назв. на арм. см.: Bibliotheca hagiographica Orientalis, ed. P. Peeters. Brux., 1910, p. 20, 79]. Переводы Англ .: F. C. Conybeare. – In: «Guardian», 21 (18?).6.1893; переизд.: The Apology and Acts of Apollonius and other Monuments of Early Christianity. L., 1894, 29–48; 2 1896, 35–48. " Нем .: Burchard’a. – In: Harnack A. Der Prozeß des Christen Apollonius vor dem praefectus praetorio Perennis und dem römischen Senat. – Sitzungsberichte der preussischen Akademie der Wissenschaften, (Berlin) 1893, 37, S. 721–46. Перевод переиздан у Klette 1896, Gebhardt’a 1902 и др. R. Seeberg’a: Das Martyrium des Apollonius. – Neue kirchliche Zeitschrift 4, 1893, 836–72 (комментир. перевод на с. 840–55). P. Rohrbach’a (?): Sic et Non. Neue Actenstücke aus der Zeit der Christen Verfolgungen. – Deutsche Rundschau, April 1895, S. 42 ff. (кроме § 4–11, 24–7, 43–5, 47). Латин .: Василия Саркисьяна. – В кн:. Der heilige Märtyrer Apollonius von Rom. Eine historisch-kritische Studie von Max, Prinz von Sachsen. Mainz, 1903, 4–35. Лат. перев. сделан по просьбе Макса венецианским мехитаристом. Однако он настолько отличается от оригинала и прочих переводов, что либо недопустимо волен, либо сделан по-другому арм. тексту, хотя Макс не пишет о какой-нибудь иной рукописи. В примечаниях Макс указал расхождения лат. перевода с переводами Конибира и Бурхарда. Русск .: А. Л. Римский сенатор-апологет. Недавно открытая апология мученика Аполлония, римского сенатора. – ХЧ 1896, 11/12, 495–516 и отд. Перев. на с. 499–504 с нем. перев. Рорбаха, недостающие §§ переведены с англ. по Конибиру. В. Греческий текст Издания BHG, 149, р. 52 (BHG 1984, р. 29). [Editio princeps sec. Paris. Gr. 1219 (olim – Colb. 4137), saec. XI:] Apollonii Romani Acta graeca ex codice Parisino graeco 1219. – AB 14, 1895, 286–94 (предисловие на с. 284–6).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

89 Turner Jh. D. Sethian Gnosticism and the Platonic Tradition. Peeters-Louvain Press, 2001. P. 395; Dihle A. The Theory of Will… P. 107, 114. О влиянии гностических триад на неоплатонических мыслителей см. также: Turner Jh. D. The Gnostic Threefold Path to Enlightenment//Novum Testamentum. Vol. 22. Issue 4. 01 (January). 1980. P. 324–351. 93 Прокл в V в. уже употреблял термин «πστασις» в двух различных значениях. «Одно из них – это традиционно присущее неоплатонизму значение “ипостаси” как проявления более высокого принципа на более низком уровне реальности». Второе заимствовано из христианской среды и применимо Проклом даже к Единому. См.: Месяц С. В. Есть ли ипостась у Первоначала? С. 331. 97 Кирилл (Говорун), архим. Понятие «ипостась» в восточном христианском богословии//Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26. С. 184. 98 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 510. 100 Ramelli I. L. Origen, Greek Philosophy, and the Birth... P. 303–304; Zachhuber J. Basil and the Three-Hypostases Tradition – Reconsidering the Origins of Cappadocian Theology//Zeitschrift für Antikes Christentum-Journal of Ancient Christianity. 2001. 5 (1). P. 69; Edwards M. J. Origen No Gnostic//Journal of Theological Studies. 1992. 43 (1). P. 32. 101 Dillon Jh. Μ. Origen’s Doctrine of the Trinity and some Later Neoplatonic Theories. Neoplatonisn and Christian Thought. State University of New York Press, 1982. P. 23. 102 Origen. Dialogue with Heracledes/M. Wiles, M. Santer (eds.)//Documents in Early Christian Thought. Cambridge University Press, 1975. P. 23–26. Оригинальный текст см.: Sources chrétiennes (далее –– SC) 67. Paris: Cerf, P. 52–62. 104 Eusebius. Praeparatio evangelica 7. 19. 7: κατ τν αυτο σοφαν ποωσε τν λην… ληθς οτος λγος κα προστι κα τν πστασιν τν λων. 107 Р. Витт выражал мысль, что Аммоний активно оперировал термином «ипостась». См.: Witt R. E. πστασις. P. 335. 108 И. Рамелли подчеркивает, что сам Порфирий никогда бы не признал подобного заимствования, поскольку критиковал христианство , см.: Ramelli I. L. Origen... P. 332, 350. См. также: Грезин П. К. Богословский термин «ипостась»… С. 214. Многие современные ученые склонны мыслить в противоположном направлении, считая более плодотворной философскую почву неоплатонизма и полагая, что это именно христианские богословы постоянно заимствовали идеи из современной им философии. Однако, не все здесь так однозначно. Так, например, еще в XIX в. французский исследователь Ж.-М. Прат (J.-M. Prat) тоже считал, что неоплатонизм усвоил именно от христианского троичного догмата идею о трех началах-ипостасях: см.: Prat J.-M. Histoire de l " éclectisme alexandrin considéré dans sa lutte avec le christianisme: in 2 vol. Lyon; Paris, 1843. T. 1. P. 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Congar Y.,o.p. Le mystère du Temple, Paris, 1958, p. 234 [iv] Congar Y.,o.p. Le Saint Esprit dans la theologie thomiste morale, Napoli, 1974,p. 18 [v] Congar Y.,o.p. J’aime l’Orthodoxie//Ecrits Reformateurs. Choisis et prèsentè par Jean-Pierre Jossua, Les Editions du CERF, 1995,p . 325-326 [vi] Kallistos (Ware), bishop Preface//Flynne G. Yves Congar theologian of the Church , Peeters Press , Louvain-Paris-Dudley , 2005 , p. 31-32 [ix] Mellinger J. Yves Congar and Stanley Grenz on the Work of the Holy Spirit in the Church. The Catholic University of America. 2005, p.36 [x] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991, с. 231 [xii] Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. С. 56 [xiv] Congar Y.,o.p. J’aime l’Orthodoxie//Ecrits Reformateurs. Choisis et prèsentè par Jean-Pierre Jossua, Les Editions du CERF, 1995,p . 325-326 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 22 января 2020 10 20 января 2020 10 22 января 2020 10 20 января 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/1601151

Нэльдеке, 1890. – Noldeke Th. Beitrage zur Geschichte des Alexanderromans. Wien, 1890. Ольденбург, 1890. – Ольденбург С. Ф. Персидский извод о Варлааме и Иоасафе. – ЗВОРАО. 1890, т. 4. Ольденбург, 1892. – Ольденбург С. К вопросу об источниках Слова о двенадцати снах Шахаиши. – ЖМНП. 1892. Ольденбург, 1924. – Ольденбург С. Сны Кейда, царя Каноджского, и сны Шахаиши. – Историко-литературный сборник, посвященный Вс. Изм. Срезневскому. Л., 1924. Оранский, 1960. – Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. М., 1960. Орлов, 1916. – Орлов А. С. Переводные повести древней Руси. – История русской литературы. Под ред. А. Е. Грузинского, акад. Д. Н. Овсянико-Куликовского и проф. П. Н. Сакулина. Т. I. M., 1916. Орлов, 1934. – Орлов А. С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII – XVIII веков. Л., 1934. Орлов, 1937. – Орлов А. С. Древняя русская литература XI – XVI веков. М. – Л, 1937. Отечник, 1903. – Отечник. Избранные изречения св. иноков и повести из жизни их, собранные еп. Игнатием (Брянчаниновым) . СПб., 1903. Памятники византийской литературы. – Памятники византийской литературы IV – IX веков. М., 1968. Памятники древней Руси, 1978. – Памятники литературы древней Руси. М., 1978–1982. Памятники отреченной литературы, 1863. – Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Н. Тихонравовым. Т. 2. М., 1863. Памятники старинной литературы, 1862. – Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 3. СПб., 1862. Панченко, 1987. – Панченко А. М. Василий Калика. – СККДР, 1987. Паркер, 1910–1914. – Parker H. Village Folk-Tales of Ceylon. Vol. 3. L., 1910–1914. Патанджали, 1878. – The Vyakarana-Mahabhasya of Patanjali. Ed. by. F. Kiel-horn. II. Bombay, 1878. Патерик, 1970. – Gerontikon etoi apophegmata agion geronton. Athenai, 1970. Пеетерс, 1931. – Peeters P. La premiere traduction latine de «Barlaam et Joa-saph» et son original grec. – Analecta Bollandiana. 1931, t. 49, fasc. 3–4. Перумалил, 1942. – Perumalil A. C. A. Few Christian Writers on Earlv India. – JBOR. 1942, vol. 28, pt. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может показаться самонадеянным оценивать исторический сдвиг, в который и сам вовлечен. Пророки древнего Израиля отваживались на такое рискованное дело, но, по их собственным словам, они наделялись особой помощью от Бога. Будучи оставленным на наш суд, новое социальное измерение, приобретенное патристикой в последние полвека, должно быть очень точно определено, чтобы оценить природу нашей научной дисциплины в меняющемся постмодернистском мире. То, что я назвал «герменевтикой европейских оснований», поможет прояснить суть дела. Как ученые-патрологи, большинство из нас трудится на кафедрах богословия, религии или религиозных исследований. Отдельные исследователи принадлежат к религиозным организациям и занимают неакадемические должности, но они также близки к академической науке, к которой принадлежат в более широком смысле. Нынешний объем и активность патристической науки можно показать на примере последнего издания Studia Patristica (Peeters: Leuven, 1989). Я имею в виду пять томов работ, представленных на Оксфордской патристической конференции в 1987 г. 204 работы отражают основные направления исследований и исключительное разнообразие тем, которые привлекают внимание сегодняшних ученых-патрологов. Еще большее количество работ были представлены в Оксфорде, но не были изданы в Studia Patristica, и намного большее количество экспертов занимались патристикой в 1987 г., чем те, что приехали в Оксфорд. Тем не менее в Studia Patristica мы находим поразительную картину патристического сообщества в его современном состоянии. Ранее я уже высказывался на страницах этого журнала 528 об объемном вкладе Studia Patristica, который к настоящему времени составляет 23 тома. Позвольте здесь мне выразить глубокое почтение к покойному Ф.Л. Кроссу, который умер в декабре 1968 г., но чья проницательность и преданность делу сделали концепцию Оксфордских конференций неизменной по сию пору, а успех – непревзойденным с 1951 г. В благочестивом начинании Кросса эти собрания, проводимые раз в четыре года, должны были стать началом объединения всех христианских Церквей на базе общего изучения исторических оснований христианства как таковых. Я не уверен, что реальность совпадает с этим идеалистическим экуменизмом, но социальная представительность Оксфордских конференций ни у кого не вызывает вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

П. Яковлев, 1917). Актуальные труды с использованием агиографии в качестве источника достойны подражания: Rydén L. Gaza, Emesa and Constantinople: Late Ancient Cities in the Light of Hagiography; Rosenqvist J. O. Asia Minor on the Threshold of the Middle Ages: Hagiographical Glimpses from Lycia and Galatia/iidem (eds.)//Aspects of Late Antiquity and Early Byzantium. P. 133–144, 145–156 соответственно. 688 Я уже использовал агиографические источники в исследовании некоторых вопросов по позднеантичной литургике; например, чтобы показать родственную связь сослужения византийской и ассиро-халдейской традиций: Taft R.F. Byzantine Liturgical Evidence in the Life of St. Marcian the fficonomos: Concelebration and the Preanaphoral Rites//OCP. 48. 1982. P. 159–170; чтобы определить значения термина хапакс в агиополитской богослужебной литературе: id. The βηματκιον in the 6/7th Century Narration. P. 675–692; чтобы продемонстрировать место женщин за литургией: id. Women; чтобы провести границу между кафедральной и монашеской литургией: id. Cathedral vs. Monastic Liturgy in the Christian East: Vindicating a Distinction//BBGG. Series 3, 2. 2005. P. 173–219; id. «Eastern Saints» Lives and Liturgy: Hagiography and New Perspectives in Litur- giology/Skira J. Z., Attridge M. S. (eds.)//In God " s Hands. Essays on the Church and Ecumenism in Honour of Michael A. Fahey, S.J.=Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Vol. 199. Louvain: Peeters, 2006. P. 33–53. 689 Haight R. Lessons from an Extraordinary Era//America. Vol. 198. 9=Whole 4808. March 17, 2008. P. 11–16. 690 Общая история литургиологии пока не написана из-за недостатка опубликованных исследований и источников. Для немецкоязычного пространства есть сборник статей Liturgiewissenschaft-Studien zur Wissenschaftsgeschichte/Kohlschein F. & Wünsche P. (eds.)//LQF. Bd. 78. Münster, 1996 с бесценным исследованием Kohlschein F. Zur Geschichte der katholischen Liturgiewissenschaft im deutschsprachigem Bereich//ibid. 172); кроме того, имеются статьи об отдельных факультетах и ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

8 Об обряде омовения ног Севериан говорит в подлинной проповеди CPG 4205, сказанной в Великий Четверг, а также в проповеди CPG 4216, широко распространенной в греческих рукописях, при условии, что она принадлежит Севериану, как предполагают некоторые патрологи (см.: Voicu S. L’omelia In lotionem pedum (4216) di Severiano di Gabala. Due note//Le Muséon. Vol. 107. 1994. P. 349–365). 9 О цикле бесед Севериана на Шестоднев см. исследование Иоганна Целлингера, вышедшее в 1916 г., однако доныне не потерявшее своей актуальности: Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala//Alttestamentliche Abhandlungen. Vol. VII. No. 1. Münster i. W., 1916. 10 Το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου τν ερισκομνων τμος Ζ//Δι’πιτελεας κα ναλωμτων ρρκου το Σαβιλου κ παλαιν ντιγρφων κδοθες. Etonae, 1612. P. 587–640. 12 Об ошибке, проникшей в справочник Clavis patrum graecorum, см. вкратце в нашей рецензии на: Thomson R. W. Saint Basil of Caesarea and Armenian Cosmology. A Study of the Armenian Version of Saint Basil’s Hexaemeron and its Influence on Medieval Armenian Views about the Cosmos. In aedibus Peeters, 2012//Вестник ПСТГУ. Сер. I. Богословие. Философия. I(56). 2014. С. 124–126. 13 Благодарю д-ра Тамару Патаридзе за фотокопию этого издания, настолько редкого, что оно даже не было учтено в Clavis patrum graecorum. 15 См.: Villadsen H. Det tidlige perikopesystem i Konstantinopel if.lge Severian af Gabala… P. 237. 16 Το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου τν ερισκομνων τμος Ε//Δι’πιτελεας κα ναλωμτων ρρκου το Σαβιλου κ παλαιν ντιγρφων κδοθες. Etonae, 1611. P. 648–653. 17 Более подробно о данном тексте Севериана см. нашу статью: Ким С. С. Проповедь Севериана, епископа Гавальского, из цикла гомилий о сотворении мира (CPG 4195). С. 262–275. 19 См. его диссертацию: Altendorf H.-D. Untersuchungen zu Severian von Gabala. Tübingen, 1957. (машинопись). S. 87–92. 20 Uthemann K.-H. et al. Homiliae pseudochrysostomicae. Instrumentum studiorum. Vol. I. Turnhout, 1994. P. 124–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

В 20 веке ведущим специалистом по Фотию стал чешский проф. Ф.Дворник. Он написал ряд статей и монографию о Фотии (Dvornik F. Тне Photian Schism: Hismory and Legend. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1948, 1970; Dvornik F.: Photius et la réorganization de l’académie patriarchal//Mélanges Paul Peeters, vol. 2 (Analecta Bollandiana 68). Brussels: Société des Bollandistes, 1950, pp. 108–125; Patriach Photius: Scholar and Statesman//Classical Folia, 13 (1959), pp. 3–18; 14 (1960), pp. 94–107; Photius, Nicolas I and Hadrian II, Byzantint acclesiastical studies/ed. Frantisek Dvornik. London: Variorum Reprints, 1974. За последние годы помимо работ Ф.Дворника патриарху Фотию и его трудам было посвящено несколько монографий следующих исследователей: К.Коварнос, Л.Камфора, Т.Хёг, Д.Уайт, С.Манго, Ж.Шамп. Также был написан ряд исследовательских статей. Некоторые их них были изданы в особом сборнике Г.Пападеметриу – Photian Studies. Ed. By George Papademetriou. Brookline, Mass.: Hoiy Cross Orthodox Press, 1989. Что касается издания произведений Фотия, несмотря на то, что разрозненно они публиковались на Западе (преимущественно в протестантских странах) по мере их обнаружения с XVII века, впервые целиком они были изданы Жак-Полем Минем в его «Греческой патрологии» (Patrologia Graeca) – тома 101–104, Следует упомянуть, что в серии Biblioteca Teubneriana в XX веке были изданы философские сочинения Фотия, Арафы и Пселла С.93]. Предваряя непосредственный разговор о предмете нашей статьи, кратко рассмотрим обстоятельства жизни Фотия, способствовавшие появлению данного труда. Фотий родился в начале IX века в Константинополе, семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе константинопольскому патриарху Тарасию (784–806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры августы Феодоры. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле (829–842) отец Фотия был осужден, имущество было конфисковано, вся семья была анафематствована и отправлена в ссылку (ок. 832/833 гг.). Впрочем, и в изгнании у родителей Фотия было достаточно средств, чтобы дать ему и его братьям (Сергию и Тарасию) приличное образование. Из-за тягот гонений Сергий и Ирина прожили недолго. После смерти их стали почитать исповедниками – в Византийском синаксаре их память отмечается 13 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Cf. Baumstark. Liturgie Compares. P. 171. 232 Cf. Botte. Les origines… Pp. 78–79. 233 Baumstark. Pp. 200, 170. 234 McArthur. 77 sqq. 141 sqq. J. W. Tyrer. Historical Survey of Holy Week, its Services and Ceremonies. London, 1932. P. 31 sqq. 235 См. J. В. Ferreres in Ephemerides theol. Lovaniensis, V. P. 623 sqq. Baumstark. Oriens Christianus. 3, XI, 1936, 113. 236 См. P. Parsh. Le Guide dans 1 " Annee Liturgique. Т. II. Le Cycle Pascal 1. Mulhouse, 1954. P. 143 sqq. 237 См. M. Jugie. La premiere fete mariale en Orient et en Occident. L " Avent primitif. Echos d " Orient, 22, pp. 153–181, cf. Baumstark, pp. 199 sqq. B. Botte. La premieere fete mariale de la liturgie romaine, Ephem. liturg. 1933, 425–30 и 1935, 61–264., 22. Pp. 153–181. Cf. Baumstark. P. 199 sqq. B. Botte. La preminere fkte mariale de la liturgie romaine. Ephem. liturg. 1933, 425–430 и 1935, 61–264. 238 Baumstark. P. 202 sq. См. E.Flicoteaux. Notre Dame dans 1 " Annee liturgique. «Maison Dieu», 38, 1954. (La Vierge Marie dans la priere de l " Eglise.) Pp. 95–121. 239 F. Cabrol. «Assomption» in Dict. Arch. Chr. Lit.; cf. Baumstark. P. 202. 240 P. de Puniet. La fete de la Nativite de la Vierge. Vie et Arts liturgiques. 1926. Pp. 481–489. 241 H. Leclercq. Presentation de Marie. Dict. Arch. Lit. Chr., 14, 2, 1729–1731. E. Bouvy. Presentation de la Vierge, Bessarione, 1. 1897. Pp. 552–562. S. Vailhe. La fete de la Presentation, Ech. Orient., 5, 1901. Pp. 221–224. E. Bouvy. Les origines de la fete… Rev. August, 1902. Pp. 581–594; cf. Holweck. Fasti Mariani. Freiburg, 1892. 242 Baumstark. P. 196. 243 Baumstark. P. 195. 244 См. Н. Delehaye. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano nunc Berolensi, adiectis synaxariis selectic. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembus. Bruxelles, 1902. P. Peeters. Le Trefonds Oriental de l " Hagiographie Byzantine. Bruxelles, 1950. Архиеп. Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. R. Aigrain. L " Hagiographie. Paris, 1953 245 Baumstark. Op. cit. P. 192. 246

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

EkklPh – Ekklesiastikos Pharos (Alexandria). ΕΠΕ – λληνες Πατρες της Εκκλησας. Πατερικα εκδσεις «Γρηγριος ο Παλαμς», Θεσσαλονκη. T. 43–50. EThL – Ephemerides theologicae Lovanienses. Louvain-la-Neuve: Université catholique de Louvain, Collége Albert Descamps; Leuven: Peeters. etc. – et cetera (лат.) – и так далее. ff. – following (pages) – и следующие (страницы). FZPHTh – Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. Freiburg (Schweiz). 4. Ser. 1954–. GRBS – Greek, Roman and Byzantine studies. Durham (N.C.): Duke University, Department of Classics. Gregorianum – Gregorianum: periodicum trimestre a Pontificia Universitate Gregoriana editum. Roma: Pontificia Università Gregoriana. GCS – Die Griechischen Christlichen Schriftsteller. GenT – Sur la Genèse 1976, 78 – Didyme l’Aveugle. Sur la Genèse. Texte inédit, d’après un papyrus de Toura. Introduction, édition, traduction et notes P. Nautin & L. Doutreau. Coll. Sources chrétiennes. 233 & 244. Paris Ed. Du Cerf. 1976–1978. 348 p. [Polyglott.]. H – Hermes. Zeitschrift für klassiseche Philologie. HThR – Harvard theological review. Cambridge: Cambridge University Press. HiT – Didymos der Blinde, Kommentar zu Hiob (Tura-Papyrus). Bisher publiziert: Bd I (PTA 1) (HiT 1–112). hrg., übersetzt, erläutert von A. Henrichs, Bonn 1968. 333 р. TLG 2102/1. Bd II (PTA 2) (HiT 112–185 und Katenenfragmente), hg., übers, u. erläutert von A. Henrichs, Bonn 1968. Bd III (PTA 3) (HiT 209–309), hg., übers, u. erläutert von U. Hagedorn, D. Hagedorn und L. Koenen, Bonn 1968. Ibid. – ibidem (лат.) – там же. Inc. – incipio (лат.) – начинается. i. e. – id es (лат.) – то есть. JA – Journal Asiatique. Paris, Geuthner. JAW – Jahresbericht über die Fortschritte der klassischen Altertumswissenschaft. JbAC – Jahrbuch für Antike und Christentum. Münster: Aschendorff. JBL – Journal of biblical literature. Atlanta (Ga.): Society of Biblical Literature. JEA – The Journal of Egyptian archaeology. London: Egypt Exploration Society. JHPh – Journal of the historu of philosophy. Atlanta (Ga.): Emory University, Department of Philosophy, Journal of the History of Philosophy.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010