А. его главой (тогда он и получил свое прозвище). Д. А. освятил алтарь Неведомому Богу. Однажды во время языческого праздника в Баальбеке случайно была низвергнута статуя бога Сараписа , из-за этого произошли беспорядки и народ хотел убить жреца бога, считая, что это случилось по его вине. Для расследования прибыл Д. А. как славнейший в мире мудрец. В это время и произошло затмение солнца и луны одновременно. Исчезли все звезды, и в полной тьме никто не мог видеть друг друга. Сделалось великое землетрясение, реки вышли из берегов, великолепный храм в Баальбеке рухнул, и по всей земле слышались стенания. Когда все закончилось, жрецы и начальники приступили к Д. А., чтобы он объяснил им смысл происшедшего. Не зная, что отвечать, Д. А. велел ученику Асклепию (Аслифу, Аслипу) принести книгу о вращении звезд под названием «Астрономия». Изучая ее, он понял, что Неведомый Бог, сошедший на землю ради людей, в этот час пострадал где-то, распятый нечестивцами. Д. А. поведал языческим мудрецам то, что ему открылось. Он в точности записал все случившееся и отметил день и час страшного явления. Д. А. вернулся в Афины к обычным делам. Спустя 12 лет (в араб. эпитоме 14 лет) в Афины с проповедью о Христе пришел ап. Павел. О нем доложили Д. А., и он повелел народу на следующий день собраться в ареопаге. Ап. Павел произнес проповедь и рассказал о смерти Спасителя, упомянув день и час события. Тогда Д. А. понял смысл видения в Баальбеке и того, что ему открылось в кн. «Астрономия» о распятии Неведомого Бога. Д. А. уверовал во Христа и крестился вместе с женой Дамарью (нек-рые рукописи арм. версии называют ее Марией). В финале повествования сообщается, что ап. Павел посвятил Д. А. в епископы Афин. Версии «Истории» на разных языках отличаются лишь второстепенными деталями. Груз. и арм. тексты совпадают почти дословно, и можно говорить об общей грузино-арм. версии. Арм. текст является переводом с грузинского ( Peeters. 1910. P. 280-282), согласно колофонам рукописей, выполненным неким Иоанном Медиком в 880 г.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Котович Борис, священник 282. Краснопольское, с. верхотурского у. 83. Крейтон Николай Николаевич, в звании камергера 125. Кречетович Иосиф Павлович, протоиерей 280. Кронштадт 58. 59. Ксения Александровна, Великая Княгиня 285. Куломзин Анатолий Николаевич, председатель Государственного Совета 128. 130. 261 Куплетский М.А. 284. Курды 194. 222. 225. Курская дружина 281. Лавров – см. Сергий Латино-униатская вера 198. Латинский язык 215. Латинство 196. Латышенков – см. Смарагд. Латыши 168. Латышская оргапизация 168. Леонид (Сенцов), архимандрит 218. 219 Лепорский Петр Иванович, протоиереи 281. Литейный, проспект в Петрограде 68. 69 Литовская епархия 150. Литсвский архиеипскоп 175. 280. Лондон 32. Лука, евангелист 282. Лукашевич Илиодор, священник 282. Львов, город 194. 202. 211. 216. Мадьярское иго 195. Мазепинская пропаганда 191. Маклаков Николай Алексеевич, министр 90. 188. Максимович Даниил, священник 282. Малиновский Николай Платонович, протоиерей 216. Малороссийская речь 202. Малорусская речь 205. Мальдев Алексей Петрович, протоиерей 226. Манявский скит, в Галиции 194. 201. 202. Мардарий Ускокович, иеромонах сингел 193. Марии, Императрицы, Ведомство 108. Мария Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Мария Феодоровна, Государыня Императрица 32. 63. 281. Марк, евангелист 282. Марфо-Мариинская обитель милосердия, в Москве 281. Матвей, евангелист 282. Мельникова – см. Сусанна. Минская епархия 150. Минск, г. 72. 73. Мироносицкий Порфирий Петрович , редактор 273. Мирон, св. 291. Митрофан, митрополит черногорский 139. Михаил Александрович, Великий Князь 134. Михаил, архангел 292. Можайский епископ 281. Моисей, пророк 38. 40. Молдаване 191. Москва 5. 6. 38. 39. 49. 57. 58. 59. 60. 95.215. 225. 229. 264. 276. 281. 299. Московская: Духовная Академия 197.257; губерния 6; епархия 281. 308; Синодальная Контора 214. 215; епархиальная Миссия 275; 276; синодальная типография 69. 215. 276. 277. 278. 281. Московский: местный Комитет Россииского Общества Красного Креста 279. 281; митрополит 182. 215. 276; монастырь новоспасский 225; донской 310; полк 292; Университет 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

О втором полугодии 2017 года данные отсутствуют. Понятно, что осужденных не меньше, чем в первом полугодии. Вообще-то, по-хорошему, 282 (или подобная ей) статья в УК РФ нужна. Для пресечения действий всякого рода исламистских радикалов, лиц, сеющих межрелигиозную рознь, порочащих Православие, за русофобские и антигосударственные действия и высказывания, идеологов всевозможных сект, разлагающих общество и мораль, сепаратистов всех мастей, ряда иных категорий потенциальных преступников. Но разве у нас «по-хорошему»? Если и попадаются осужденные по вышеуказанным мотивам, то в большей степени в качестве исключения. Справедливости ради нужно сказать, что 282 статьей иногда возмущаются и радикальные либералы и всякого рода правозащитники. К сожалению, именно они в основном занимаются анализом применения 280 и 282 статей, поэтому из их тенденциозных комментариев можно сделать вывод, что неправомерно наказываются в основном либералы и «модернисты». Действительно, иногда 282 статья, правда, обычно, идущая второй и второстепенной, применяется и по отношению, например, к сепаратистам или богохульникам. Как отмечает одна из правозащитных организаций: «Властями (России) успешно применяются… законы для преследования за интернет-высказывания. Всё чаще критика властей приравнивается к " экстремизму " , особенно в отношении таких тем, как Крым, Русская Православная Церковь (РПЦ), война в Сирии и так далее». Если верить этим «правозащитникам», то почти только по отношению к сепаратистам и кощунникам статья и применяется. На самом деле это не так. Что касается призывов «сдать Крым» и иных сепаратистских заявлений, то для наказания за это существует статья 280.1 «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности России» (не путать со статьей 280 части 1 и 2, тоже «русской статьей» «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», это разные статьи). Правда, ни «нерусская» 280.1, ни «русская» 280 статьи не применяется к оголтелым сепаратистам. Как я уже отмечал , Ксюша Собчак, помимо глубоких познаний в вопросах защиты геев и всех ЛГБТ, разбирается еще и в международных «меморандумах» о нераспространении ядерных вооружений. «С точки зрения международного права Крым украинский. Точка... Мы нарушили Будапештский меморандум 94 года. Мы обещали, и мы это обещание не выполнили. Точка», - заявила она в октябре 2017 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/23/ru...

Хронологические указания, приводимые агиографом, позволяют заключить, что П. пострадал в сер. или во 2-й пол. янв. Год мученичества зависит от идентификации халифа Валида. По мнению К. Кекелидзе , речь идет о Валиде II (743-744), по мнению Петерса и большинства последующих исследователей,- о Валиде I (705-715), сын к-рого Умар был наместником в Заиорданье и который скончался в мон-ре Дайр-Мурран, расположенном на склоне горы Касиюн, в февр. 715 г. ( Peeters. 1939. P. 307-308). При этом прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» (нач. IX в.) упоминает 2 мучеников по имени Петр, пострадавших при Валиде II: митрополита Дамаска (см. Петр II , сщмч., еп. Дамаска) и хартулария, отвечавшего за сбор государственных налогов в Маюме (PMBZ, N 6000), к-рый, исходя из сообщаемых прп. Феофаном деталей, может быть отождествлен с П. В таком случае прп. Феофан мог ошибочно отнести его кончину ко времени правления одноименного халифа, при к-ром пострадал др. мученик по имени Петр. Петерс считал идентификацию П. как хартулария тоже ошибкой, произошедшей, возможно, из-за неверной интерпретации топонима «Капитолиада» при переводе сир. текста Мученичества на греч. язык ( Peeters. 1939. P. 322-323). По мнению Р. Хойленда, напротив, прп. Феофан сохранил оригинальные сведения о социальном статусе П., а в Мученичестве агиограф изобразил святого священником и монахом, либо спутав его с Петром Дамасским, либо сознательно избегая говорить о его службе у мусульман ( Hoyland. 1997. P. 360). Появившийся в сообщении прп. Феофана топоним Маюма, как предположил Петерс, может быть отнесен к мон-рю Дайр-Мимас (Маймас; арабизированный вариант названия Маюмы) близ Хомса (Эмесы), если принять как свидетельство рассказ мусульм. географа Якута (ум. в 1229) о попытке сжечь мощи почитавшегося здесь безымянного мученика. Согласно предположению Хойленда, Маюма - это искаженное имя Каюма, фигурирующее в Мученичестве, причем изначально это могло быть имя начальника, в подчинении к-рого находился П. на гос. службе, либо же этот топоним мог возникнуть в тексте «Хронографии» из-за смешения П. с Петром Ивером , епископом одноименного города в Палестине (Ibid. P. 355 (not. 69), 360). По мнению Петерса, именно из-за ошибочного отождествления с Петром Ивером П. мог получить в нек-рых источниках сан епископа ( Peeters. 1939. P. 328).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

Сербский; министр-президент 2; санитарный отряд 142.143; посланник 9; престол 143. Сербское подворье в Москве 229. Сербы 139. 143. 144. 191. 194. 227. 229. Сергиева лавра 182. Сергий (Дабич), архимандрит 218. Сергий (Лавров), епископ 222. 226. Сергий (Страгородский) , архиепископ 277. Сибирский 52 стрелковый полк 280. Симеон (Нарбеков) , архимандрит 227. Синай 229. Синайская Гора 194. 230. Сирийские селения 222. Сирийцы 222. 224. Славяне 178. 190. 193. 283. Славянские народы 12. 35. Славянский язык 280. Славянские государства 140. Славянское; дело 35; благотворительное Общество 120. 140. 141. 142. 143. 144. 208. 210; см. петроградское, киевское; происхождение 258. Славянство 35. 141. 145. Словаки 191. Смарагд (Латышенков), иеромонах 202. Смирнов – см. Антоний. Смольный Институт 184. Смолянка 184. Соболевский Алексей Иванович, академик 141. 144. «Собрание узаконений и распоряжений Правительства» 166. 286. Соколов Виктор Павлович, дворянин 169. Солунь 218. Соснин Павел, священник 281. Старорусский 2-й полевой сводный госпиталь 282. Стокгольмский посланник 183. Стокгольм 178. 179. Страгородский – см. Сергий. Судейкин Власий Тимофеевич, сенатор 169. Супурганский епископ 194. 225. Суражский 280-й пехотный полк 282. Сусанна (Мельникова), игуменья 282. Сухомлинова Екатерина Викторовна 58. 59. Сухомлинов Владимир Александрович военный министр 81. 137. 290. Северные уезды 152. Северный район 154. 157. Северо-американское Филантропическое Общество 183. Сенцов – см. Леонид. Таврический архиепископ 309. Тамбовская Семинария 225. Татаре 49. Татиана Николаевна, Великая Княжна 10. 12. 72. 73. 130. 132. 170. 326. Татьянинский Комитет 120. 176. Тергявар, город 222. Тернавцев Валентин Александрович, чиновник особых поручений 157. 175. 279. Тифллс 60. 225. Тихон (Беллавин), архиепископ 175; 280. Тихон задонский , святитель 279. Толстой Иван Иванович, граф, петроградский городской голова 145. Торнео, г. 281. Торопец, г. псковской губ. 6. Трифон (князь Туркестанов), епископ 308. 309. Троицкий – см. Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

269 . Lang D. M. St. Euthymius the Georgian and the Barlaam and Joasaph Romance//Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1955. 17. 306–325. 270 . Lang D. M. The Life of the Blessed Iodasaph//Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1957. 20. 389–407. 271 . Lang D. M. The Wisdom of Balahvar. A Christian legend of the Buddha. L. 1957. 272 . Peeters P. La première traduction latine de «Barlaam et Joasaph» et son original grec//AB 1931. 49. 276–312. 273 . Tarchnishvili M. Les deux recensions du «Barlaam» géorgien//Muséon. 1958. 71. 65–86. 274 . Tarchnisvili M. Le roman de Balahvar et sa traduction anglaise//OCP 1958. 24. 83–92. Гиорги (Георгий) Иверский (Святогорец) BHG 2143, 2161 1009–1065. Афонский подвижник. Житие 275 . 1960 . 337–412. [Гиорги Мцире. Житие и гражданство святого и блаженного отца нашего Гиорги Святогорца. Публ. по рукописи XI в.//Рай Грузии 14 .79). 437–488; Чвени саундже (Наша сокровищница) 14 .82). 337–412]. Рус. пер.: Гиорги Мцире. Житие и гражданство святого и блаженного отца нашего Гиорги Святогорца/Пер. с древнегруз. прот. Иосифа Зетеишвили//Символ. 1997. 38. 253–317. [Публ. с кратким комм.]. Лат. пер.: Vita et mores sancti et beati patris nostri Georgii Hagioritae/Trad., préf. Peeters P.//Histoires monastiques géorgiennes 14 .151). 69–159. 276 . 1982 . [Греч. «Житие Иоанна, Евфимия и Георгия Афонских». Греч. текст с груз. пер. и иссл-нием подготовила Мачханели М. Под ред. Метревели Е. П., Фонкича Б. Л. Тбилиси 1982]. 277 . 1994 . [Гиорги Мцире. Житие Гиорги Святогорца. Текст для издания подготовил, снабдил исследованием и лексиконом Лолашвили И. Тбилиси 1994]. Исследования 278 . Вачнадзе Н. 3., Куция К. К. Апостольские деяния святого отца Георгия Святогорца и христианизация «Боргал» (Болгар)//Славяне и их соседи. М. 1995. 7–9. 279 . Георгий Святогорец//Полный Правосл. Богосл. Энциклоп. словарь. СПб. Б.г. М. 1992. 1. 629–630. 280 . Джавахов И. Иоанн, сын его Евфимий Афонские и Георгий Святогорец//ПБЭ 1906. 7. 34–44. [Библ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

857 282: во всем противницы Христу являвшеся. 401: во всем ему противник Христу ему являющуся. 345: во всем послушни являющеся. 150: во всем противные Христу ему являющуся. 858 401: горделивии, высоцы, богатии, славнии, Христовым рабом славнии (282: лютии) в страшливии (282: стравливи). 150, 282, 401: слова «полками» нет. 860 489: читается: «до того бы, отцы и братие, посмеяние, но в чувстве никакими не написали». Правильно читается: 150, 710, 282, 401. 875 401, 150: не бывает. Здесь эти списки кончаются. Но списку 282 здесь следует: Да аще вы, отцы святии и братия, пишете к нам, грешным, о том, еже нецыи у вас на Тюмени льют кресты новым переводом с голубками: и мы о том новом переводе впервые и слышим, не токмо видети. Аще бо кто паче святых отец притворяет во образе Божим или в Кресте животворящем надписание украшения ради, на таковых от святых отец положено проклятие. Аще и не исповедуют Духу Святому от Сына исходити; а таковому новому воображению последуют, еже быти на Кресте Духу во образе голубине превыше Лица Сыновня. Того мы доднесь не видали, ниже слыхали, и свидетельства святых отец нигде не положено о том, еже бы воображать голубя на Кресте превыше Лица Сыновня. 880 Здесь одна строка выскоблена, очертания первого из выскобленных слов, как будто, обличают слово священники или священноиноки. 896 По изданию 1700 года: «В 3-ю по Пасхе слово Кирилла епископа о снятии тела Христова со креста и о мироносицах от сказания евангельского и похвала Иосифу». См. л. об. 663. 897 Текст Соборника: «Како не иму веры? Яко Царь укоряем, и титла вопиет, тварь свидетельствует; яже чту написанная, знаю вещми, и глаголю: Господи помяни мя во царствии Твоем. О, разбойниче, Петру помошниче, иудеом обличителю» (М. 1700). 899 В Синодике поминается: «Павла, епископа Коломенского – в Новеграде сожжен в лето 7164, апреля 3 дня» (Ркп. библ. П. И. Щукина, 150: Яцимирский – Опись, вып. 1, стр. 239). 900 Известие диакона Феодора: VI, 256 – «Виноград» Денисова, гл. I. – «Церковная история» Павла Белокриницкого, ч. III, стр. 49, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ САВВАИТ [Михаил Черноризец; груз. - Микел Сабацмидели], прмч. (пам. 23 мая, 29 июля). По мнению большинства исследователей, оригинальное Мученичество М. С. было написано на араб. языке в IX в. (не сохр.). Происходящая от него груз. версия известна в 2 ранних рукописях: из собрания афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. 57=Ath. Iver. 8. Fol. 223-231, X в.) и из Бодлианской б-ки (Bodl. georg. 1. Fol. 64v - 78v, XI в.- см.: Peeters. 1912. P. 307). Также она содержится в рукописи 1897 г. из Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. Q 843. Л. 27-32 об.). Текст был впервые опубликован в 1903 г.; комментированное издание осуществили К. Кекелидзе (1918) и Л. Датиашвили (1967); перевод на лат. язык опубликовал П. Петерс ( Peeters. 1930. P. 66-77), на англ. язык - М. Дж. Бланчард ( Blanchard. 1994. P. 149-158). Повествование в Мученичестве начинается от лица анонимного автора, который передает рассказ, услышанный им от пресв. Василия из Саввы Освященного лавры (возможно, игумен лавры в нач. IX в.). В свою очередь Василий узнал эту историю от Феодора Абу Курры , жившего в уединенной келье у стен лавры. По словам Феодора, когда по всей земле установился мир, мн. христиане и язычники захотели посетить Иерусалим. Тогда халиф Абд аль-Малик также решил поехать в этот город со своей женой, с детьми и с многочисленной свитой, чтобы поговорить с человеком, сведущим в христ. вере. В то время в лавре прп. Саввы жил мон. Моисей из Тивериады Галилейской, у которого был преданный ученик, исполненный всяческих добродетелей, по имени Михаил, также родом из Тивериады. Юноша изготавливал своими руками шкатулки, корзинки и др. домашнюю утварь, а затем продавал поделки на рынке и отдавал полученную выручку наставнику. Однажды М. С. попросил Моисея отпустить его в город, чтобы продать изделия, и тот, имея дар предвидения, благословил его. На торговой площади М. С. встретил евнуха Сеиды (вероятно, от араб.

http://pravenc.ru/text/2563764.html

15 . S. Joannes Damascenus. De Imaginibus Oratio III//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca . Vol. 94: 1283–1420. 16 . Катасонов В. Н. Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки. Автореферат… на соискание степени доктора богословия. М., 2012. 17 . Гайденко П. П. Христианство и наука: к истории понятия бесконечности//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. 3. С. 5–11. 18 . Карфикова Л. Святитель Григорий Нисский . Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека. Киев: Изд-во Дух и Литера (Bibliotheca Clementina), 2012. 19 . Sweeney L. Divine Infinity in Greek and Medieval Thought. New York: Peter Lang, 1992. 20 . Мефодий (Зинковский) , иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2014. 21 . Василий Великий , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2008–2009. Т. 1. 2008. С. 651 22 . S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca . Vol. 30: 117–668. 23 . S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermons//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca. Vol. 31: 163–618. 24 . Bennet B. The Person Speaking: Prosopopoeia as an Exegetical Device in Didymus the Blind’s Interpretation of Romans 7. Studia Patristica/J. Baun et al. (eds.) Leuven: Peeters, 2010. V. XLVII. P. 173–177. 25 . S. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca. Vol. 94: 789–1228. 26 . Иустин (Попович) , преп. Догматика Православной Церкви. Сотериология.//Он же. Собрание творений. Т. III. 2006. 27 . Zhyrkova A. Jh. Damascene’s Conception of Individual: Hypostasis versus Person//Studia Patristica. Peeters, 2012. Vol. LII. P. 375–387. 28 . Staniloae D. Theology and the Church. Crestwood, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. 29 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на 1-е соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Изд-во Московского подворья ТСЛ, 1998. 30 . Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко. М.: Изд. совет РПЦ, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Возможно, при написании Мученичества произошло смешение 2 легенд (в обеих историях важную роль играют гончары, мощи И., так же как и глава Предтечи, покоятся в пещере и др.). При этом в одной из редакций повествования об обретении главы св. Иоанна Предтечи встречается упоминание о существовавшей в Эмесе древней базилике во имя некоего Иулиана (см.: Peeters. 1929. P. 50-51), а единственным известным святым по имени Иулиан в древности был Иулиан Аназарвский. Т. о., Петерс сделал следующее заключение. Мученичество И. было написано не ранее VIII в.; в это время глава св. Иоанна Предтечи была перенесена в более надежное место из мон-ря Спилеон, к-рый вскоре пришел в упадок. Тогда и было составлено Мученичество И. с целью возвратить мон-рю известность и былую славу. Существует также гипотеза, что еп. Сильван был упомянут агиографом для придания большей достоверности повествованию, при этом в действительности он не имел к И. никакого отношения. При написании сочинения агиограф ориентировался на более ранние произведения, среди к-рых упоминаются груз. Мученичество Феодора, Иулиана, Еввула, Малкамона и др., пострадавших в Филадельфии ( Peeters P., Blake R. P. La Passion géorgienne des SS. Théodore, Julien, Eubulus, Malcamon, Mocimus et Salamanes//AnBoll. 1926. Vol. 44. P. 88-101), и Мученичество Илиана, принявшего кончину в том же городе ( Garitte G. La Passion de S. Élien de Philadelphie//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446). В рассказе об обретении мощей мч. Марина, о к-ром сообщает Иоанн Малала в Хронографии, также прослеживаются параллели с Мученичеством И. (тело святого было найдено с вбитыми в голову длинными гвоздями, а перенесли его в ц. во имя мч. Иулиана) ( Ioan. Malal. Chron. P. 452). В греч. Синаксарях и Минологиях память И. указана под 6 февр. При этом в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) в этот же день помимо памяти И. отдельно приведена память «Иулиана, в царствование Нумериана» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48); в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X в.) ошибочно приводится память Иулиана, мч. Эдесского, и под тем же числом - память Силуана (Сильвана), мч. Эмесского ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-228). Также под 6 февр. память И. содержится в груз. календарях. В Римском Мартирологе (XVI в.) под этим числом упоминаются еп. Сильван, Лука и Мокий, но памяти И. в этот день нет.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010