У Франка – «постольку», явная опечатка. 11 В книге: «объективного очевидного», без запятой. 12 В этой части мы опираемся на итоги, к которым мы пришли в книге «Предмет знания» (СПб, 1915). Эта книга вышла по-французски под заглавием «La Connaissance et l’Etre». Paris, 1937. Fernand Aubier. 13 Гуссейн ал-Галладж – арабский мистик, один из основателей так наз. «суфизма» в магометанстве (казнен в 920 г.) – был одним из величайших мистиков человечества. О его жизни и учении см. Luis Massignon. La Passion d’al Hosayn Mansour al-Hallaj. 2 v. Paris, 1922 и Christopher Dawson, статью «Islamic Mysticism» в его книге «Inquiries into Religion and Culture», London, 1933. 14 Точнее – окончании. 15 Пусть погибнет мир, но торжествует истина! (лат.).. 16 У Бэкона: «знание и могущество человека совпадают…» См.: Бэкон Ф. Новый Органон./Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1972. С. 12. 17 Уильям Джемс (1842–1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. См.: James W. Essays in radical empiricism. N.-Y., 1912. В Предисловии к своей книге «Прагматизм» Джемс пишет: «Между прагматизмом, как я его понимаю, и выдвинутой мной недавно теорией „радикального эмпиризма“ нет никакой логической связи. Учение радикального эмпиризма вполне самостоятельно и независимо. Можно целиком отвергнуть его и все-таки быть прагматистом». (Джемс У. Прагматизм. СПб., 1910. С. 8). 18 См.: Husserl E. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins. Halle, 1928. 19 Ср.: «Дух вечно остается островом, и достигнуть его, отправляясь от материи, можно, какой бы путь мы ни избрали, только прыжком». Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма./Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1987. С. 310. 20 По определению (лат.). 21 Слова Ньютона, сказанные незадолго перед смертью, в передаче Спенса. См.: Spence J. Anecdotes, Observations, and Characters of Books and Men. London, 1820, p. 54. 22 От нашего нюха очень многое остается скрытым (нем.). 23 У Паскаля: «Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня». (Указ. соч. С. 258). 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Montgomery, J. W. 1972 The Quest for Noah " s Ark. Second Edition. Minneapolis: Bethany Fellowship, Dimension Books. Morris, J. D. 1977 Noah " s Ark Goes to Hollywood. Institute for Creation Research Impact Series no. 47, in Acts and Facts 6, no. 5. Navarra, Fernand 1974 Noah " s Ark. I Touched It. Edited by Dave Balsiger. Translated from the French by Richard Utt. Plainfield, NJ: Logos International. Noorbergen, Rene 1974 The Ark File. Omaha: Pacific Publishing Association. Olsson, Ingrid, ed. 1970 Radiocarbon Variations and Absolute Chronology. Nobel Symposium 12. New York: John Wiley and Sons. Parrot, Friedrich 1855 Journey to Ararat. New York: Harper and Brothers. Ralph, E. K.; Michael, H. N. and Han. M.C 1973 Radiocarbon Dates and Reality. MASCA Newsletter 9, no. 1. Philadelphia: The University Museum. Science News 97, no. 24. (June 13, 1970): 574. In the Wake of the Ark. Science News 111, no. 13 (March 26, 1977): 198-99. Ararat " Ark " Wood Dated to a.d. 700. Seuss, H. 1970 The Three Causes of the Secular C14 Fluctuations. Pp. 595-605 in Radiocarbon Variations and Absolute Chronology, ed. Ingrid Olsson. New York: John Wiley and Sons. Whitcomb, J. C, and Morris, H. M. 1961 The Genesis Flood, Philadelphia: Presbyterian and Re­formed. Превращение в каменный уголь – пер. Стоит подчеркнуть, что благодаря дендрохронологии мы имеем знание о фактическом, а не теоретически вычисленном уровне радиоуглерода, свойственном органическим останкам в том или или ином возрасте на протяжении последних 7500 лет (пер.). Lloyd R. Bailey. WOOD FROM " MOUNT ARARAT " : NOAH " S ARK? The Biblical Archaeologist, Vol. 40, No. 4 (Dec, 1977), pp. 137-146. Автор на момент написания статьи – адъюнкт-профессор Ветхого Завета в Духовной семинарии при Университете Дьюка (Divinity School at Duke University).   Комментарии ( 10): игумен Арсений (Соколов) 12 января 2011г. 05:34 Интересная статья, спасибо! диакон Владимир. 12 января 2011г. 19:42     С чего начать? Вот в чём Вопрос - " БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ " НОЕВУ КОВЧЕГУ НА ГОРЕ АРАРТСКОЙ " ?     Однако,   " что или кто "  мучало и мучает ныняшних " Гамлетов " в этом вопросе?!!!

http://bogoslov.ru/article/1374720

Н.И. Оловяшников Библиография 823 . При составлении настоящего очерка автор пользовался следующими источниками: Abbass F.W. Handbuch der Metallgiesserei. – 2 aufl./Aufl. von F. Wust. – Weimar, 1897. 2 aufl.: Weimar, 1875. – 160 s. – S. 50–72. Die glockengieizerci. Blavignac J.D. La Cloche. Etudes sur son histoire et sur ses rapports avec la socicte aux differents ages. – Paris, 1877. Buchetti, Jacques. La fonderie de cuivre acuivre actuelle (Bronzes, laitons, aluminium etc.; precedes, outils, materiel.) – [Paris], 1905. Colas, Alphonse. Les Cloches au point de vue seculier. – Paris, 1881. Donnet, Fernand. Les cloches d " Anvers. Les fondeurs Anversois. – Anvers, 1899. Doorslaer G., van. Le Carillon son origine et son developpement//Annales de 22 e congres Federation archeologique et historique de Belgique. – Malines, 1911.–T. 2 – S. 353–390. Doorslaer G., van. Les carillons et les carillonnaurs a Malines. – Malines, 1896. Gillot A., Lockert L. Nouveau manuel complet du fondeur . – Vol. 1–2. – Paris, 1879. – (Encyclopedic-Roret; Manuels-Roret). Vol. 1 – Chapitre 9: «Fabrication des cloches». – P. 266–317. Harzer, Friedrich. Die Glockengiesserei und ihre Nebenarbeiten. – Weimar, 1854. (Neuer Schauplatz der kunste und Handwerke; Bd. 214). Havard, Henry. Les Bronzes d’art et d " ameublement. – Paris, 1897. (Les Arts de Tameublement). – 158 s. S. 99–113. Jadart, Henri. Le bourdon de Notre-Dame de Reims. – Reims, 1884. (Travaux de l " Academie de Reims; T. 73). Kummel, Otto. Das Kunstgewerbe in Japan. – Berlin, 1911 (Bibliothek fur kunst und antiquitaten sammler; Bd. 2). Montferrand, Auguste Ricard. Description de la grande cloche de Moscou. – Paris, 1840. Mailer, Ludwig. Die Bronzewaaren–Fabrikation. Anleitung zur Fabrikation von Bronzewaaren aller Art . – Wien; Pest; Leipzig, 1877 (Chemischtechnische bibliothek; Bd. 29). Munsterberg, Oskar. Chinesische kunstgeschichte. – Bd. 1–2. – Esslingen, 1910–1912. Munsterberg, Oskar. Japanische kunstgeschichte. – Bd. 1–3.– Braunschweig, 1904; 1905; 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13  And this could intimate the idea of the Logos-epiclesis, which I will not discuss further. See McKenna, The Eucharistic Epiclesis, 107–109; Maxwell E. Johnson, The Prayers of Sarapion of Thmuis: A Literary, Liturgical and Theological Analysis, Orientalia Christiana Analecta 249 (Roma: Pontificio Istituto Orientale, 1995), 233–253; Robert F. Taft, «From Logos to Spirit: On the Early History of the Epiclesis», in Gratias Agamus. Studien zum eucharistischen Hochgebet: Für Balthasar Fischer, ed. Andreas Heinz and Heinrich Rennings (Freiburg e. a.: Herder, 1992), 489–502. 14  See my critical edition of this anaphora, Michael Zheltov, «The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century», Vigiliae Christianae 62 (2008): 467–504. I am unable to accept Paul Bradshaw’s conclusions on this anaphora appearing elsewhere in this collection (pp. 129–138), and I hope soon to be able to respond in detail. 15  See Jules Souben «Le canon primitive de la messe», Les Questions écclesiastiques 1 (1909): 326; Paul Cagin, L’Anaphore apostolique et ses témoins (Paris: Lethielleux, 1919), 234–236; Fernand cabrol, «Épiclese», in Dictionnaire de théologie catholique, vol. 5, part 1a (Paris: Letouzey et Ané, 1924), 142–184, here 174; Louis Bouyer, L’Eucharistie: Théologie et spiritualité de la prière eucharistique (Paris: Les Éditions du cerf, 1966), 176–184, 301–303; McKenna, The Eucharistic Epiclesis, 117–119. 16  See Éphrem Boularand, «L’épiclèse au concile de Florence», Bulletin de littérature ecclésiastique 60 (1959): 241–273. 17  See a review of the problem: Robert F. Taft, «Ecumenical Scholarship and the catholic-Orthodox Epiclesis Dispute», Ostkirchlische Studien 45 (1996): 201–226. 18  It is unfortunate that his book The Eucharistic Prayer (or Anaphora): An Historical-Liturgical Investigation [original title in Russian: Карабинов И.А. Евхаристическая молитва (анафора): Опыт историко-литургического исследования] (Saint-Petersburg, 1908), which contains many remarkable insights, remains largely unknown to Western scholars. This liturgical scholar died a martyr’s death, having been killed by the communists in 1937 solely because he was a professor at a Spiritual Academy.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

106.  Карабинов, op. cit., p. 53. 107.  Ibid., p. 34. 108.  Amann. «St. Hippolyte» in: Dict, de Théol. Cath. T. VI, col. 2502-2504; Frere, op. cit., pp. 47-62. 109.  F. Е. Brightman. «Liturgies Eastern and Western». Oxford, 1896. Appendix В & C, pp. 464-481. 110.   Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. 111.  Brightman, op. cit. Appendix N, p. 526-531. 112.  Brightman, op. cit. Appendix D & E, pp. 481-490. 113.  А. Maltzeff. «Die Liturgien der orthodox-katolischen Kirche». Berlin, 1894, Ss. 234-235. 114.  «Собрание древних литургий». СПб, 1874, стр. 26-28. 115.  «Origines du culte chrétien». Paris, 1899, p. 54. 116.  Dom Fernand Cabrol. «Les origines liturgiques». P., 1906, pp. 108-124. 117.  Dom F. Cabrol. «Anaphore» in: DACL. T. I, col. 1899. 118.  Dr. Baumstark. «Liturgia romana e liturgia dell " Esarcato». 119.  Rahmani. «Tesmam. Dom. Nostri J. Chr».. Moguntiae, 1899, pp. 190-191. 120.  Brightman, op. cit., p. XVI sqq.   121.  Карабинов, op. cit., 30-31. C некоторыми изменениями придерживается ее и Salaville. «An Introduction in the Study of Eastern Liturgies». London, 1938, p. 10. 122.  Dom. F. Cabrol. «Anaphore» in: DACL. T. I, col. 1908 sqq.; Frere, op. cit., p. 64. 123.  Ор. cit.p. 66. 124.   Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь. 125.  Brightman. «Liturgies Eastern and Western», pp. 126 sqq. 126.  Ibid., pp. 165 sqq. 127.  Ibid., pp. 288. Первым, кто обратил внимание на эту особенность Александрийских литургий, был Иаков, епископ Едесский, в своем письме о древней Сирской литургии, посланном пресвитеру Фоме. См. «Собрание древних литургий». Вып. III, стр. 114-115; Brightman, op. cit., pp. 493 sqq. 128.  Brightman, op. cit., pp. 285 sqq. 129.  «Byzantinische Zeltschrift», IV Band, 1895, S. 193. 130.  Cf. S. Salaville. «Liturgies Orientales». Paris, 1932, note p. 22. 131.  Негтае «Pastor». Simil. V, 5, 2; V, 6, 5. 132.  «Adv haeres». V, 2, 3. 133.  «Paedagog»., II, 11. 134.  Th. Schermann, op. cit., p. 39.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

На берегах Понта Эвксинского длинные стены охраняли колонию Херсон, а сильная цитадель Петра защищала страну лазов. Затем от Трапезунда до Ефрата в несколько линий были расположены цитадели. 1076 Таковы были, кроме замков в стране Тцанов, Феодосиополис (Эрзерум), Кифарицон, Мартирополис; в Месопотамии – Амида, Константина, «оплот римской империи» – Дара 1077 , другой Феодосиополис, Цирцезиум на Ефрате, далее – Зеновия и Пальмира на границах пустыни, не считая промежуточных castella , соединявших указанные большие города и которых на пространстве между Дарой и Амидой насчитывалось не менее пятнадцати. 1078 Несколько позади, во второй линии, находились Сатала, Колонея, Никополис, Себастея, «оплот Армении» Мелитена 1079 , Эдесса, Карра, Каллиникум в Озроене, Сура, Гиераполис, Ценгма в Ефратезе и, наконец, Антиохия, которая после катастрофы 540 г. Была обращена в сильную крепость. Конечно, не все эти сооружения начаты были в царствование Юстиниана; многие из них, например Дара, Мартирополис, Феодосиополис , начаты были императором Анастасием 1080 , но заслуга Юстиниана в том, что он пополнил эти работы и привел их в строгообдуманную систему. 1081 IV. Обозревая всю совокупность этого оборонительного дела, можно прийти в изумление, каким образом все эти так зрело обдуманные меры оказывались так часто недействительными; каким образом эта столь частая сеть укрепленных мест, так разумно расположенных, в конце концов оказалась бессильной остановить нашествия персов и арабов в Азии, славян и гуннов в Европе и берберов в Африке. Это обстоятельство необходимо выяснить. Прежде всего эти укрепления, покрывавшие густой сетью всю страну, были, вероятно, чересчур многочисленны для того, чтобы можно было обеспечить действительную защиту их. Чтобы воздвигнуть в несколько лет такое множество цитаделей, не один раз приходилось жертвовать прочностью сооружения только бы поскорее закончить его. 1111 Поэтому многие из крепостей имели недостаточно хорошо сделанные валы 1112 , а в некоторых они даже остались недоконченными.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

61 Обширное исследование о распространении христианства в первые три века дал в новейшее время A. Harnack, Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Zweite neu durchgearbeitete Auflage mit elf Karten. В. I–II. Leipzig 1905. Апокрифическую литературу автор, однако, почти совсем устраняет в качестве источника истории христианской миссии в древнейшее время, поставляя задачею, по его словам, возможную полноту лишь по отношению к достоверному материалу. Vorrede zur ersten Auflage (1902), 1. c. S. V–VI. (А. Б.). 62 Adversus Judaeos с.7: «in quem enim alium universae gentes crediderunt nisi in Christum? Cui enim et aliae gentes crediderunt: Parthi, Medi, Elamitae, et qui inhabitant Mesopotamiam, Armeniam, Phrygiam, Cappadociam, et incolentes Pontum et Asiam, Pamphyliam, immorantes Aegyptum et regionem Africae, quae est trans Cyrenen, inhabitantes Romam, et incolae tunc et in Hierusalem Judaei et caeterae gentes (= Деян.2:9–10 ): etiam Getulorum varietates et Maurorum multi fines, Hispaniarum omnes termini, et Galliarum diversae nationes, et Britannorum inaccessa Romanis loca, Christo vero subdita: et Sarmatarum et Dacorum et Germanorum et Scytharum, abditarum multarum gentium et provinciarum, et insularum multarum, nobis ignotarum et quae enumerare minus possumus». – Apologetic, с.37: «Plures nimirum Mauri et Marcomanni, ipsique Parthi, vel quantaecunque (unius tamen loci et suorum finium) gentes, quam totius orbis? (полуиронический вопрос, так как предполагается, что вся вселенная наполнена христианами]. Hesterni sumus, et vestra omnia implevimus: urbes, insulas, castella, municipia, conciliabula, castra ipsa, tribus, decurias, palatium, senatum, forum». «Plures hostes [если только христиане вам враги] quam cives vobis remansissent – Nunc – репе omnes cives christianos habetis». 63 In Matth. XXIV, 14: Non enim fertur praedicatum esse evangelium apud omnes Aethiopas, maxime apud eos, qui sunt ultra flumen; sed nec apud Seras [китайцев] nec apud Orientem audierunt christianitatis sermonem. Quid autem dicamus de Britannis aut Germanis, qui sunt circa Oceanum, vel apud barbaros, Dacos et Sarmatas et Scythas, quorum plurimi nondum audierunt evangelii verbum, audituri sunt autem in ipsa saeculi consummatione.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

531 г.) (Zach. Rh., 173–175). 927 Id., 126–127. Ср. Land., Anecd. Syr., IV, 1; в них Павел Перс, представляя свою Логику Хозрою, начинает свое предисловие такими словами: Philosophia, quae est scientia vera omnium rerum, in Vobis est. 938 Id., 186–191, 194. Относительно Новой Антиохии, основанной Хозроем в Персии, см. Tabari, 165, 239. 961 Относительно расселения славян к югу от Дуная, начиная с VI века, см. Aed., 293 (Мизия), 304 (область Филиппополиса), и Jirecek, Gesch. der Bulgaren, 79. О расселении славян, антов и славонцев к северу от реки см. Jirecek, loc. cit., 82, 87. Об их нравах, В. G., 254, 334, 336. 979 Относительно Иллирии см. В.Р., 127; В. G., 26, 199; Malalas, 438; относительно Фракии – В. G., 331, 459; Malalas, 402. 987 Diehl, L’origine des thèmes dans bempire byzantin (Études d " hist. du moyen âge, dédiées à G. Monod, 57 и сл.) и Н. Gelzer, Die Genesis der byz. Themenverfassung, стр. 5–6. 990 C. J., 1, 27; 2, 8. Ср. эдикт Анастасия о военной организации в Ливии, изд. Zachariae de Lingenthal, nn. 2, 14; Mommsen, Das römische Militärwesen seit Diocletian, 198–200; Monnier, l‘πιβολ (Nouv. Revue hist. de droit, 1892, стр. 533 и след.). 1012 Nov. 102, 2; Mal., 435 – Nov. 103, 2, 3; В. P., 155; Mal., 434 – Ed. 4, 2; B. P., 60, 186, 224, 236. 1033 По границе Месопотамии, сверх больших укреплений Дара и Амида, Прокопий перечисляет ряд φροπια, связывавших оба укрепленных города (Aed., стр. 222). Ср. стр. 227–228. О тождестве слов φροπιον u casmellum см. Aed., стр. 225. 1034 Anon., IX, 3, 8. В них содержались небольшие гарнизоны с той целью, чтобы не дать неприятелю повода вести продолжительную осаду такого места. 1036 Aed., стр. 228. О второй линии в Армении см. id., стр. 252–253. (Сатала, Колонейя, многие castella. Никополис, Себастея). 1037 Anon., IX, 7. Он выражает желание, чтобы большие города были вообще довольно удалены от границы, особенно, если они расположены на равнине. 1043 Aed., 299–300 (Редестос). В Африке – Борджи – Халлал, Цана. Относительно подробностей всех этих военных сооружений см.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Не принадлежит ли и Филастрий к числу тех деятелей западной церкви, которые приходили на запад с востока,– (подобно св. Иринею), что весьма могло быть в эпоху арианизма, или таких писателей, которые хотя и писали на латинском языке, но с греческим языком и с греческою богословскою литературой были знакомы более, чем с латинскими (подобно Викторину петавскому)? 645 Несомненно, что в восьмидесятых годах IV столетия Филастрий был епископом Бриксийским. В этом сане он в числе других старших епископов запада подписался под актами Аквилейского собора, бывшего в 381 году против арианствующих епископов галльских Палладия и Секундиана. Но у Гавденция в похвальной речи Филастрию есть фраза, на основании которой некоторые предполагают что Филастрий еще ранее вступления на Бриксийскую кафедру, по изгнании из Медиолана епископа Дионисия, был избран в епископа православными, не хотевшими подчиняться новому арианствующему епископу Авксентию, и в этом сане противодействовал арианству в Медиолане и путешествовал по другим странам для поддержания православия. In Mediolanensi urbe idoneus olim custos Dominici gregis fuit, ariano repugnans Auxentio, priusquam beatus eligeretur Ambrosius... Per vicos et castella diversarum praeteriens regionum, praedicare verbum nunquam destitit fidelis Christi discipulus; Brixiae tandem constitit, ut haberet et in hac urbe apostolicus vir aliquem fructum, sicut et in caeteris gentibus... (См. подробнее разбор этих мест и фактов у Галеарда §§ 4–8). Не беремся решить, можно ли на основании выражения custos Dominici gregis заключать, что Филастрий был в Медиолане епископом православной оппозиционной партии, когда там господствовало арианство, и нужно ли непременно было ему епископское достоинство для совершения православно-миссионерского путешествия по другим странам. Но известно, что во время смут арианских были примеры избрания православными таких оппозиционных и странствующих епископов для поддержания православия в церквах захваченных арианством и странах наполненных арианами. Жизнь свою Филастрий окончил на Бриксийской кафедре в 385, 386 или 387 г. (об этом также разногласят) 18 июля, (Галеарда §§ 11, 12) 647 Гавденций (De vita et obitu) выражается о нем: Tanto fidei pugnavit, ut etiam verberibus subderetur, et in corpore suo stigmata Domini nostri Iesu Christi portaret. Филипп Феррарский (in catalogo S. Italiae): Multa ab haereticis passus est; saepius ab illis percustus et vulneratus, ac etiam cruci affixus periisset, nisi a catholicis ereptus fuisset.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Чтобы дать некоторое понятие о военных постройках Юстиниана, приводим прекрасную страничку из сочинения Дйля: «На пограничной полосе прежде всего видим ряд укрепленных вилл, связанных между собой последовательным рядом военных постов (castella), находящихся в близком расстоянии один от другого, снабженных водой и припасами и занятых небольшими гарнизонами. Цель этих укреплений двоякая: запереть границу и стеречь приближение врага; с другой стороны, служить точкой опоры для отрядов, назначенных идти в неприятельскую страну. Но эта первая линия не казалась достаточной защитой. Поэтому в некотором расстоянии от нее шла вторая линия защиты, состоявшая из более важных укреплений, снабженных значительными гарнизонами. Эта вторая линия поддерживает пограничные посты, служит заслоном против набегов врага и вместе защитой для мирного населения окрестной страны. В этом заключалась главная забота военных инженеров и генералов Византии — обеспечить безопасность жителям провинции и по возможности ослабить вред от неприятельского нашествия. Эта мысль хорошо выражена в следующих словах Прокопия: «Желая прикрыть дунайскую границу, Юстиниан построил на реке многочисленные укрепления и поместил вдоль реки гарнизоны, с целью воспрепятствовать варварам переправу. Но затем, зная всю тщетность человеческих надежд, он подумал, что если бы неприятелям удалось преодолеть это препятствие, то они нашли бы сельское население беззащитным и легко могли бы брать людей в плен и грабить их имущества. Поэтому он не довольствовался тем, что посредством речных укреплений обеспечил общую безопасность, но умножил укрепления во всей стране, так что каждое земельное владение было обращено в крепкий замок или близ него расположен военный пост» . Из более значительных сооружений этого рода можно указать стены вокруг Антиохии, крепость Дара на границе с Персией, Никею, Аназарб, Пальмиру и др. Как бы ни судить о реальном значении этой системы укреплений, нельзя сомневаться в том, что для своего времени она была наилучшей, и что преследуемая императором цель до известной степени была достигаема».

http://sedmitza.ru/lib/text/442787/

   001    002    003   004     005