Тем не менее окружающие эти нагорья равнины и долины рек эксплуатировались всегда интенсивнее, чем нагорья. На нагорьях большинство крупных поселений находится возле их внешних границ, ближе к равнинным угодьям. Нагорья были сравнительно плотно заселены только в эпоху Римской и Византийской империй и отчасти в начале эпохи Арабского халифата. Население нагорий сильно зависело от социально-экономической конъюнктуры и было в состоянии поддерживать хозяйство только в условиях стабильного спроса на свою продукцию. С наступлением неблагоприятных факторов (эпидемий и войн, вызвавших обрушение рынка торговли в Средиземноморье в кон. VI-VII в.) территории нагорий были почти покинуты людьми, и жизнь не возобновлялась мн. столетия. В брошенных селениях никто не использовал строения как материал для нового строительства, и до наст. времени мн. здания стоят в почти полностью сохранном виде, утрачены лишь деревянные детали: кровли, перекрытия этажей, отделка интерьеров, двери и т. п. М. г. исследованы мало. Единственный вид письменных источников, содержащих прямую информацию о М. г.,- значительное число надписей эпох античности и средневековья, найденных в поселениях. В сочинениях древних и средневековых авторов существенная информация о М. г. почти отсутствует. До сер. XIX в. регион не привлекал внимания и никогда не воспринимался как особая зона, отличная от других местностей Сирии. Большая часть исследований М. г. до настоящего времени проводилась археологами и искусствоведами. В основном это описания внешнего вида построек, частично сведения об обмерах. Систематические археологические раскопки проводились на некоторых объектах. Изданные каталоги памятников М. г. (TIB; Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987; Iidem. 1990; Iidem. 1999; Iidem. 2003) пока очень кратки и дают лишь самое общее представление о характере поселений. Исследователи до сих пор не решаются делать к.-л. значительные выводы об истории и об особенностях развития этих мест. Первое описание М. г. опубликовал французский путешественник Ш.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Кроме того, декор К.-С. оказал большое влияние на развитие архитектурного стиля в Сирии и Палестине. Сир. зодчие во многом ориентировались на классическую архитектуру: выбор сухой техники кладки, подъем здания на подиум, выравнивание квадров стен почти до идеально гладкой поверхности, обильное использование колонок и капителей. Свободно располагавшаяся «сирийская лента» и коринфские капители с развевавшимися листьями создали особенное, свойственное только сирийской архитектуре сочетание логики и иррациональности. Это своего рода отход от принципов античной архитектуры, в к-рой все декоративные детали были в значительной степени подчинены стоечно-балочной системе. Рядом с центральным комплексом в К.-С. расположен небольшой баптистерий, представляющий собой октагон (диаметр 8,1 м), заключенный в базилику. С сев. и юж. сторон в здание вели лестничные пролеты. В его центральной апсиде находилась крестильня в виде небольшого крестообразного углубления. Ее оформление проще, хотя в нем также использовалась «сирийская лента». В верхней части каждую грань октагона прорезало окно. По 3 вост. граням расположены узкие и высокие апсиды. Их ниши ориентированы по центру октагона, их оси совпадают с радиусами. Окна в апсидах располагались строго по оси «восток-запад», из-за чего они прорезали стены под косым углом и их очертания несколько искажены. Подобная особенность встречается в архитектуре М. Азии (ц. Бинбир-килисе, ок. 600; базилика на о-ве Ая-Никола (Гемилер), VI-VII вв.). У зап. подножия холма, на котором расположен К.-С., находится дер. Дейр-Симъан (бывш. греч. название - Теланисс), возникшая как центр приема паломников, большая часть к-рого состояла из гостиниц разных видов и классов. В поселении и рядом с ним обнаружено неск. храмов и мон-рей, улицы и лавки, где паломники могли покупать продукты и сувениры, а также остатки столпа неизвестного подвижника нач. VI в. ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1975. P. 147-155). В V-VI вв., когда еще продолжалась борьба христианства и античных культов, К.-С.

http://pravenc.ru/text/Калъат-Симъан.htm...

XIII до нач. XVI в.- египетского гос-ва мамлюков. В местности М. г. наибольшее значение приобрели крупные крепости Сармада и Харим за пределами нагорий, закрывавшие выходы на равнины к западу и востоку от М. г. В эпоху крестовых походов произошла окончательная исламизация М. г. Военное противостояние неоднократно сопровождалось резней между христианами и мусульманами и депортациями тех и других; победа мусульман определила судьбу страны. Последнее важное указание в источниках на присутствие христиан в М. г. содержится в воспоминаниях о детстве араб. автора Хамдана аль-Атариби (XII в.), когда он жил у мон-ря Дайр-Маркус, в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 22). C XII в. в селениях появляются арабоязычные надписи, граффити, возникают мусульм. кладбища. Было построено несколько небольших мечетей, для которых частично использовались античные здания. С началом османской эпохи (1517) хозяйственная и строительная активность в М. г. почти полностью прекратилась. Нет следов построек, почти все населенные пункты на неск. столетий покинуты; продолжаются захоронения лишь на некоторых мусульм. кладбищах. Новое медленное возрождение горных плато начинается в кон. XIX в. с ростом населения в Османской империи. Некоторые деревни вновь населены общинами арабов-суннитов, друзов, курдов и алавитов. К наст. времени заселенными полностью или частично являются ок. половины селений М. г. ранневизант. эпохи; большинство древних построек в них по-прежнему пустует. Перечень селений М. г., сохранивших наиболее значительные памятники христианской культуры Аллата-эш-Шаркия Базилика в Калуте. 492 г. Базилика в Калуте. 492 г. ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 50-52; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 824-825), маленькое поселение на сев.-вост. склоне Талль-эд-Дувайр в горах Эль-Ала; возникло во II в. Частные здания почти полностью разрушены, но сохранились алтарная часть и фундаменты христ. базилики VI в. Это был 3-нефный храм довольно больших размеров (28,8×18,8 м) с полукруглой апсидой с 3 окнами.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Интерьер оформляли 2 ряда по 8 колонн; сохранились неск. их капителей, современных постройке. Аршин (Араб.  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 26; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 889), небольшая заброшенная позднеантичная деревня в горах Бариша. Существовала еще в средние века, т. к. известна по сообщениям Якута и еще неск. араб. источников XIII-XV вв. Как и везде в М. г., большинство памятников относится к IV-VI вв. О раннем присутствии здесь христиан известно по греч. надписи некоего Евбула, названного христианином, на портале частного дома (393). Наиболее значительны в поселении остатки базилики нач. VI в.: хорошо сохранилась ее полукруглая алтарная апсида с 3 большими окнами, украшенная орнаментом в виде меандровой ленты. Ее архитектура была сходна с современными ей базиликами в Кальб-Лузе, Басуфане (св. Фоки), Кауканае, Бабиске и др. Бабиска (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 27-32; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 919-920), одно из древнейших поселений в горах Бариша; существовало по крайней мере со II в. Бабиска упоминается в араб. Житии св. Тимофея из Кахушты (жил в VIII - нач. IX в.) как место подвигов не названного по имени святого (The Life of Timothy of Ka  khushta  /Ed., transl. J. C. Lamoreaux, C. Cairala. Turnhout, 2000. (PO; T. 48. Fasc. 4)). Большинство сохранившихся зданий появилось между сер. IV и сер. VI в. Крупная постройка 547 г., вытянутая в длину, имела несколько независимых входов. Ее назначение невозможно точно определить (андрон, общественное здание или частное владение). На рубеже IV и V вв. в вост. части поселения на подиуме была построена 3-нефная базилика. Подиум был возведен в 143 г. и первоначально служил основанием для языческого храма или мавзолея. Согласно надписи, ктитором базилики был диак. Евсевий, а строили его Маркиан Кир и Марин. Во дворе базилики сохранился саркофаг некоего святого, почитавшегося местными христианами. В зап. части Бабиски находилась еще одна 3-нефная базилика, посвященная св. Сергию и построенная неким Соломоном в 609/610 г.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

(  ) ( Burns. 1999. P. 160-161; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1533), один из наиболее сохранных христ. храмов в Сирии, в 25 км западнее Алеппо. Впервые исследован археологом Батлером в нач. XX в. Больших поселений рядом с храмом не было. Исследователи описывают его как типичный для архитектуры 3-й четв. V в.; отмечают близость его конструкции к базиликам в Хараб-Шамсе и Сарджилле (473). Базилика была возведена скорее всего в чистом поле на одной из молитвенных остановок паломников, к-рые направлялись из Алеппо (Верои) в Теланисс, расположенный неподалеку. Трехнефная базилика (18×12 м) сохранилась в очень хорошем состоянии: вост. стена прямая; внешние и внутренние стены и колоннады почти не разрушены, нет только деревянной крыши. Интерьер разделен 2 рядами колонн (высота 4,5 м) по 5 в каждом. Эти колоннады поддерживают аркады и клересторий с 9 окнами арочной формы. Общая сохранившаяся высота здания 7,1 м. Большое число окон в здании на всех уровнях хорошо освещает интерьер базилики. Декор постройки скромен, выделяются лишь разнообразные капители. Рас-эль-Хисн (    ; тур. Башмишлы) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 44-46; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1643), турецкая деревня на месте позднеантичного поселения. От рим. времени сохранились остатки языческого храма, у к-рого была найдена недатированная греч. надпись некоего клеруха (владельца земельного участка) Тимофея о том, что он построил храм. В центре поселения христ. базилика и баптистерий (в наст. время полностью разрушен). Согласно надписи на его зап. фасаде, баптистерий был построен (или реконструирован) в 536/7 г., при Антиохийском патриархе Иоанне. В 200 м от сев. окраины поселения находится 2-я сохранившаяся базилика (1-я пол. VI в.) - 3-нефная (14,25×11,5 м), с 2 колоннадами в интерьере и с баптистерием. Она могла стать основой для создания мон-ря, остатки зданий к-рого распознаются в ее окрестностях. Рувайха (  ) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1667-1668), крупное селение в горах Эз-Завия, частично заселенное в наст.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

(    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 144-146; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1289), небольшое поселение рим. и визант. эпох на плато Бариша. О его истории ничего не известно. Среди частных домов присутствуют маслодавильни и складские помещения. Хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика, построенная, согласно надписи на ее зап. портале, в 585 г. Она утратила внутренние колоннады и клересторий, но внешние стены почти полностью сохранились. Декор храма соответствует эпохе, когда традиционные для архитектуры М. г. V - нач. VI в. мотивы меандровой ленты по фасадам и вокруг окон воспроизводились в несколько схематичном, упрощенном виде. Эш-Шейх-Сулейман (    ) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1710), один из крупнейших М. г. в горах Симъан, в 5 км к юго-востоку от Дарат-Аззы. Существовал со II в.; во 2-й четв. IV в. разросся. Здесь были 4 христ. храма и баптистерий. Базилика 1 находится в юж. части поселения (кон. V - нач. VI в.). Базилика 2 почти исчезла: видна только часть ее апсиды. Базилика 3 в лучшем состоянии, находится в юго-зап. части поселения. Это 3-нефная постройка; в ее интерьере использованы столбы вместо колонн. Из найденной надписи, сделанной на греч. и сир. языках, известно, что храм построили свящ. Сергий и диак. Евфалий в 602 г. Базилика 4 была построена в 1-й четв. VI в. в стороне от поселения, на холме, в 200 м к югу от застройки; посвящена Пресв. Богородице или Вознесению. Ее архитектурный облик также довольно прост; для колонн в интерьере использованы ионические и тосканские капители, для нартекса - коринфские. Лит.: Vog üé Ch. J. M., de. Syrie centrale: Architecture civile et religieuse du Ier au VIIe s. P., 1865-1877. 2 vol.; Syria: Publications of the Princeton University Archaeological Expeditions to Syria in 1904-1905 and 1909. Leyden, 1907-1920. Division 2: Butler H. C. Ancient Architecture in Syria. Sect. B: Northern Syria. Pt. 1-6; 1934. Division 4: Littmann E. Semitic Inscriptions. Sect. B: Syriac Inscriptions; Littmann E. Zur Topographie der Antiochene und Apamene//Zeitschrift fur Semitistik und verwandte Gebiete.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

В 500 м к юго-западу от Барада расположены руины мон-ря Каср-эль-Барад (VI в.). Его основу составлял однонефный храм (длина 15,8 м), к-рый хорошо сохранился. Мон-рь не имел ограды; рядом с храмом находились помещения для братии, колонна для неизвестного столпника, 3-этажная башня, маслодавильни и гробницы. Басуфан (  ) ( Burns. 1999. P. 61; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 991-992, 1011), совр. курдская деревня в 3,5 км от Дайр-Симъана, в к-рой расположены остатки позднеантичного поселения. Предположительно в VI в. здесь находился монофизитский мон-рь Дайра-д-Бет-Писион. Его игум. Стефан в 567 г. участвовал в церковных заседаниях в К-поле по вопросу о тритеизме и подписал акты, осудившие эту ересь. Мон-рь находился в зап. части поселения. От него сохранились едва различимые остатки базилики, к-рая была построена ок. 527 г. В посвятительной надписи строителями базилики указаны игумен, а также диаконы Сахрон, Лука и Марк из Галилеи. Среди древних сооружений Басуфана - руины 3-нефной базилики св. Фоки (491-496). Это одна из крупнейших базилик в горах Симъан (15,4×24 м); посвятительная надпись, высеченная на стене, содержит имена строителей периодевта Дамиана и диаконов Даниила и Мары. В отличие от большинства сир. храмов, имеющих плоскую вост. стену, эта базилика была украшена с востока ярко выраженной апсидой; колонны имели капители дорического ордера. Базилика была очень близка по стилю к храмам Калъат-Симъана и, по предположению Чаленко, могла быть построена той же артелью. В средние века она использовалась как центр небольшой мусульм. крепости. В наст. время базилика почти полностью разрушена; пространство ее бывш. интерьера используется как приусадебный двор одного из деревенских домов. Бахью (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 85-90; Burns. 1999. P. 61-62; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 926), небольшое селение на плато Эль-Ала, к-рое наиболее подробно исследовал Чаленко. По его наблюдениям, процесс развития Бахью несколько отличался от обычных для М. г. тенденций. Подъем селения как центра производства оливкового масла начался позднее, чем во всех окрестных поселках, вероятно из-за состава местных почв.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Вероятно, владельцы гробницы происходили из среды рим. военных ветеранов, к-рые получали земельные участки в Сирии. В период расцвета ранневизант. эпохи в селении были построены 2 базилики, западная и восточная. Обе они имели довольно стандартную 3-нефную структуру, полукруглые апсиды. Вокруг селения сохранились остатки 3 мон-рей. В 1 км к северу находился мон-рь, известный под названием Эс-Сиджн; состоял из 2 жилых помещений, странноприимного дома, оборонительной башни, гробницы и маслодавильни. Монастырь Каср-эд-Дайр находился в 1 км южнее селения и напоминал первый. Крупнейший из местных мон-рей находился на юго-востоке от селения. Его арабское название - Дайр-эль-Малик; в ранневизантийскую эпоху его сир. название - Дайра-д-Бет-Шандлая, т. е. название современного селения происходит от названия этого мон-ря. В VI в. мон-рь принадлежал монофизитам. Известен его игум. Йоханнан (Иоанн), который в 569 г. в К-поле подписал 2-й синдоктикон Сирийской яковитской Церкви с осуждением тритеизма. Мон-рь был обнесен оградой, большого храма внутри не было. В монастырский комплекс входили 2-этажные жилые кельи, большой приют для больных и паломников. В юж. части находились открытый двор и колонна неизвестного столпника. К хозяйственным сооружениям относились цистерна для воды и маслодавильни. Дайр-Бурайдж (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 84; Burns. 1999. P. 69; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1008-1009, 1096, 1402, 1767-1768), мон-рь на плато Бариша, к северо-западу от Сарфуда. Вслед за Чаленко ряд совр. исследователей определяет этот комплекс как монофизитский мон-рь св. Даниила в Шолаке (Шуллаке), известный по неск. упоминаниям в письменных источниках. Мон-рь не имел ограды, состоял из 3 больших, хорошо сохранившихся зданий VI в. Крупнейшее из них представляло собой единый комплекс монастырской однонефной церкви и жилых помещений высотой в неск. этажей, 2-этажное жилое здание находилось рядом, неподалеку был мавзолей с 4 погребальными камерами. Вокруг сохранились остатки маслодавилен, 2 цистерн и др.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

менее значительных каменных построек. Если отождествление этого комплекса с обителью св. Даниила верно, то известно, что игумен монастыря Агафон ок. 565 г. участвовал в составлении письма 20 настоятелей монофизитских обителей Сирии в К-поль по вопросу об избрании Павла из Бет-Уккаме в патриархи Антиохии. Т. о., мон-рь в это время входил в число важнейших монофизитских монашеских центров в стране. В 567 и 569 гг. тот же игумен подписал соборные определения Сирийской яковитской Церкви по вопросу о ереси тритеизма. Согласно записи в рукописи Vat. syr. 112 (собрание творений прп. Ефрема Сирина), 20 февр. 552 (или 551) г. переписчик Варлаха из Эдессы завершил работу над этой рукописью по заказу данного мон-ря. Дар-Кита (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 88-91; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1088-1089), позднеантичное поселение средних размеров в сев. части плато Бариша; начало развиваться со II в. Сохранилось неск. надписей владельцев домов II-VI вв. Атрибуция нек-рых из этих зданий как общественных остается спорной. Начальный период присутствия христиан в селении зафиксирован в надписях неких Флавия Евсевия и его жены из Александрии, названных христианами (339/40 и 355). В Дар-Ките 3 больших христ. храма. В сев.-вост. части селения хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика. Согласно надписи 418 г., она была посвящена святым Павлу и Моисею и построена архит. Маркианом Киром во время служения свящ. Диодора. В 515/6 (или 615/6) г. к базилике были пристроены баптистерий и мавзолей, к западу от базилики располагался странноприимный дом (пандохион). В зап. части селения находилась вторая 3-нефная базилика (VI в.) с прямоугольной алтарной апсидой, посвященная, вероятно, Св. Троице. Третья подобная базилика в вост. части селения была построена в 537 г. и посвящена св. Сергию. На ее портале сохранилась обстоятельная греч. надпись, в к-рой указано, что в 566/567 г., в правление имп. Юстина II (565-578) и при предстоятельстве Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита (559-570, 593-598), базилика была обновлена стараниями священников Иоанна, Даниила, Вакха и Ралмия (?).

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Небольшая прямоугольная 2-этажная постройка в вост. части поселения, вероятно, служила домом для клириков или резиденцией некоего зажиточного землевладельца. Ее фасады богато украшены рельефными поясами. В интерьере в нач. XX в. Г. К. Батлер еще смог увидеть остатки оштукатуренного и расписанного потолка. На окраинах Капрокеры находились 3 мон-ря - в северном, южном и юго-вост. направлениях (все ок. VI в.). Сев. мон-рь был пристроен к входным воротам поселения и имел небольшой однонефный храм. Южный сохранился крайне плохо. Юго-вост. мон-рь имел 3-нефную базилику, от которой сохранились колоннады интерьера с аркадами. Здесь же находились жилые постройки и оборонительная башня. История этих комплексов неизвестна. Бурджка (  ; вероятно, древнее название - Капрохеркеон; греч. Καπροχερκεων) ( Burns. 1999. P. 70; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1033, 1358), курдская деревня, в к-рой сохранились небольшая визант. базилика и оборонительная башня (VI в.). Однонефная церковь нарядно украшена резной лентой по боковым фасадам и центральному порталу. Вместе с башней она образовывала монастырский комплекс. Найденная здесь же надпись на одном из межевых камней рим. эпохи гласит, что он установлен межевой комиссией цензитора Юлия Сабина в 297 г. Бшандлая (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 69-78; Burns. 1999. P. 62; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1022-1023), крупное селение; в настоящее время частично занято жителями. Его расцвет начался сравнительно рано. Древнейший памятник - большая подземная вырезанная из скалы рим. гробница, построенная в 134 г. по Р. Х. для Тиберия Клавдия Сосандра и его супруги Клавдии Кипарус их сыном Тиберием Клавдием Филоклом. Их имена и изображения были вырезаны на 7-метровой стеле, стоящей у входа в гробницу. Еще в XIX в. путешественники (в т. ч. Вогюэ) могли их видеть и зарисовать, но в наст. время они утрачены. Подобные стелы или колонны рим. эпохи в качестве надгробий иногда встречаются в М. г. (напр., в Банабиле в горах Эль-Ала). Внутри обследованы 6 погребений.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

  001     002    003    004    005