Div. nom. 1,4, PG.3, 589D. 125 Div. nom. II,7, PG.3, 645A-B; Myst. theol. I,1, PG.3, 997B-1000A. 126 Coel. hier. III,3, PG.3, 165D. 127 Ibid.; ср. Div. nom. XI,2, PG.3,949D: υλος νησις. 128 О всех трех стадиях см. Coel. hier. III,2.3, PG.3, 165B,165D-168A; VII,3, 209С; VIII,1,2, 240B,240C-D; X,1, 272D; XIII,4, 305С; Eccles. hier. V,3, 504В; VI, III,5. 6, 536С.537В; Div. nom. IV,2, 696В. О θεολογας μυστρια см. Myst. theol. I.1, PG.3, 997A-B. Через κθαρσις и φωτισμς осуществляется уподобление Богу, а через τελεωσις — единение с Ним, и, таким образом, достигается обожение (θωσις), которое есть η προς Θεν, ως εφικτν, αφομοωσς τε και νωσις. Eccles. hier. I,3, PG.3, 376A; ср. Coel. hier. I,3. II,1, PG.3, 124A,164D. 129 Аскетика Ареопагита — только незначительный момент в его системе, как и человек — во всем мировом бытии, по его воззрению. Это характерно для системы Ареопагита, центральная идея которой — идея Бога, затмевающая собой все другие проблемы мировоззрения. 130 См. выше здесь прим. 8. 131 Замечательно при этом, что принцип иерархизма (как и некоторые нравственные понятия: любовь, мир) расширяются у Ареопагита до степени космического начала, характеризующего жизнь всего мира. 132 Св. Иоанн Дамаскин, De haeresibus, c.88, PG.94,757A. 133 Св. Иоанн Дамаскин, De haeresibus, С.90, PG.94,757B. Против них писал Евстратий Константинопольский. (Фотий, Biblioth. cod.171, PG.103,500A). ср. преп. Максима, Ер.7, PG.91, 436А-437В, р.245–246. 134 J. Junglas, Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften. Quellen und Anschauungen. Paderborn 1908 (Forsch. zur christl. Literatur-und Dogmengeschichte VII,2), S.57–65. 135 Об этом замечательном писателе в нашей литературе еще не имеется (в печати) исследования; в иностранной же литературе их немало: Fr. LoofS. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Scriftsteller der griechischen Kirche (Texte und Untersuchungen В. III,1–2), Leipzig,1887: W. Rügamer, Leontius von Byzanz, Wurzburg,1894; V. ErmonI, De Leontio Byzantino, Paris,1895; J. P. Junglas, Leontius von Byzanz. Paderborn,1908. 136

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron//S. Giet. Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. [Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Éditions du Cerf, 1968]: 86–522 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos//PG 31: 385–424 (TLG). S. Basilius Caesariensis. In illud: In principio erat verbum//PG 31: 472–481 (TLG). S. Basilius Caesariensis. In sanctam Christi generationem//PG 31: 1457–1476 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Liturgia (recensio brevior vetusta)//PG 31: 1629–1656 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Prologus 8 (de fide)//PG 31: 676–692 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Regulae morales//PG 31: 692–869 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Sermo de renuntiatione saeculi//PG 31: 625–648. S. Basilius Caesariensis. Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti//PG 32: 1116–1381 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Quod Deus non est auctor malorum//PG 31: 329–353 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG 31: 1857–1866: 540–564 (TLG). Basilius Seleuciensis. Sermones XLI//PG 85: 28–474 (TLG). Chrysippus. Fragmenta logica et physica//Arnim J., von. Stoicorum veterum fragmenta. Vol. 2. Leipzig: Teubner, 1903: 1–348 (TLG). Claudius Ptolemaeus. Apotelesmatica//E. Boer, F. Boll. Claudii Ptolemaei opera quae exstant Omnia. Vol. 3. 1. Leipzig: Teubner, 1940 (repr.: 1957): 1–213 (TLG). Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae//L. Früchtel, O. Stählin, U. Treu. Clemens Alexandrinus. Vol. 3. 2nd edn. [Die griechischen christlichen Schriftsteller 17. Berlin: Akademie Verlag, 1970]: 137–155 (TLG). Clemens Alexandrinus. Fragmenta// PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//M. Harl, H.-I. Marrou, C. Matray and C. Mondésert. Clément d’Alexandrie. Le pedagogue. 3 vols. [Sources chrétiennes 70, 108, 158. Paris: Éditions du Cerf, 1: 1960; 2: 1965; 3: 1970]: 1: 108–294; 2: 10–242; 3: 12–190 (TLG), PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Protrepticus//C. Mondésert. Clément d’Alexandrie. Le protreptique. 2nd edn. [Sources chrétiennes 2. Paris: Éditions du Cerf, 1949]: 52–193 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

S. Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in Lucae Evangelium//PG 72: 475–950. S. Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in Psalmos//PG 69: 717–1273 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Explicatio duodecim capitum//PG 76: 293–312. S. Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos//PG 69: 717–1273 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Expositio sive commentarius in Ioannis Evangelium//PG 73: 9–1056, 74: 9–756. S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli epistulam i ad Corinthios//P. E. Pusey (ed.). Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. Vol. 3. Oxford: Clarendon Press, 1872: 249–318 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Hebraeos//Ibidem: 362–423 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli episrulam ad Romanos//Ibidem: 173–248 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Deuteronomium//PG 69: 643–678. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Exodum//PG 69: 385–538. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Genesim//PG 69: 13–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Numeros//PG 69: 589–642. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Pentateuchum//PG 69: 9–678 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Homiliae Paschales//PG 77: 391–982. S. Cyrillus Alexandrinus. Pro christiana Religione adversus Julianum Imperatorem//PG 76: 489–1058. S. Cyrillus Alexandrinus. Sermo prosphoneticus ad Alexandrinos de fide (homilia diversa 21) (fragmenta)//P. E. Pusey (ed.). Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. Vol. 3. Oxford: Clarendon Press, 1872: 538–541 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Solutiones (e tractatu de dogmatum solutione)//Ibidem: 549–566 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate//PG 75: 9–1074 (TLG). S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos//W. C. Reischl, J. Rupp (eds.). Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera quae supersunt omnia, 2 vols. München: Lentner, 1: 1848; 2: 1860 (repr.: Hildesheim: Olms, 1967): 1: 28–320; 2: 2–342 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Ин. 16:13. 403 Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна (16:13), 10, PG 74, 444В. 404 Дионисий Ареопагит, Послание 9, 1, Сочинения, С. 828 (р. п.: С. 829). 405 В издании Христу дается следующая ссылка: Иоанн Златоуст, Слово на сказанное Авраамом, 2, PG 56, 535. На самом деле должно стоять: PG 56, 555. Однако буквально данная цитата в тексте нами не обнаружена. 406 Василий Великий, Послание 52, PG 32, 396А. 407 См. выше, примечания 373 и 374. 408 Там же, 34, PG 75, 576С. 409 См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение. Кн. 3. Гл. 15; Кн. 4. Гл. 18. 410 Афанасий Великий, Sermo in annuntiationem deiparae (Sp.), PG 28, 924B. 411 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4,1, Сочинения, С. 78 (р. п.: С. 79). 412 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59,174 (р. п.: Т. 8 (1). С. 193). 413 Иов. 38:1. 414 Иов. 40:6. В славянской Библии разбивка глав здесь отличается от Сегпуагинты, так что этот стих считается 40:1. 415 Иоанн Дамаскин, Точное изложение, 1, 8, op. cit., section 8,173 (р. п.: С. 21 (93)). 416 Григорий Богослов, Carmina dogmatica, 32 PG 37, 512Α. 417 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 418 Исх. 15:18. 419 Мф. 4:4. 420 Лк. 4:22. 421 Ин. 6:63. 422 Ин. 7:38. 423 Ин. 4:14. 424 Ср. Быт. 2:10 — Река же исходит из Едема. 425 Василий Великий, Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos, 6, PG 31, 612 С (р. п.: Творения. Ч. IV. С. 486). 426 См.: Григорий Нисский, Великое огласительное слово, op. cit., 2, 28–31 (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 427 «ν κρισει τους λγους οκονομοντες» — парафраз Пс. 111:5: « устроить словеса своя на суде». 428 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577D. 429 Там же, 609Α. 430 Пс. 67:8. В тексте Писания: внегда исходити Тебе пред людьми Твоими. 431 Григорий Богослов, Слово 31, 25, PG 36, 160D–161A (р. п.: Т. 1. С. 457). 432 Кирилл Александрийский, De incarnatione unigeniti, PG 75, 1241Α. 433 Иоил. 3:1. 434

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Григорий Богослов, Слово 31, 6, Barbel, 228/PG 36, 140В. 556 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 557 «Τς των λγων περπμπουσι βολς» — буквально: «слишком далеко направляют удар своих слов». 558 Буквально: «прячет за зубами». 559 См.: Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 48–50, PG 90, 1100С–1101В. 560 Ин. 5:39. 561 Имеется в виду собор в июне 1341 г. 562 Ин. 5:39. 563 2 Кор. 10:4–5. 564 Здесь, по–видимому, неологизм самого св. Григория, т. к. это или подобное слово не встречается не только у Ареопагита, но также и у других Отцов или античных писателей. По крайней мере, оно отсутствует в электронной библиотеке «Thesaurus Linguae Graecae» 565 Цитата не идентифицируется. 566 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1,1, с. 208/PG 3, 588В. 567 1 Кор. 1:21. 568 2 Петр. 2:22. 569 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 936CD. 570 См.: Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564B. 571 См.: выше, 1, 7,14–46. 572 Схолия: у Василия Великого: «Красота Сильного сущего — это умопостигаемая Его и созерцаемая божественность». Ср.: Василий Великий. Толкование на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С. 573 Дословно: «которые никогда не выдыхали…». 574 Имеются в виду андрогины. См.: Платон, Пир, 189–190. 575 Т. е. боги. 576 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С. 577 Там же, 772CD. 578 1 Кор. 2:14. 579 1 Кор. 2:13. 580 1 Кор. 2:9. 581 Ин. 14:23. 582 Евр. 9:11; 10:1. 583 1 Кор. 2:10. 584 1 Кор. 15:28. 585 Ср.: Деян. 3:21 — «χρι χρνων αποκαταστσεως» — « до лет устроения ». 586 Григорий Богослов, Слово 30, 6, Barbel, 148/PG 36, 112АВ. 587 Еф. 1:13–14. 588 Исх. 34:29–30. 589 2 Кор. 3: 7. 590 Пс. 4:7. 591 Мф. 13:43. 592 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Слова Бога, 15, PG 26, 1009В. 593 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 104АВ. 594 Рим 8:17. 595 1 Кор. 15:42–44. 596 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46,157А. 597 Ср.: 1 Кор. 2:9. 598 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 152А. 599

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Святитель Афанасий Великий. De incarn., 26, PG 25, 141. Ср. Святитель Иоанн Златоуст. In Ioann., hom. 85 (al. 84), 2: «Всячески показывает, что это некая новая смерть, ибо все было во власти умиравшего и смерть не ранее приблизилась телеси Его, чем Он возжелал того» (PG 59, 462). 82 Пасхальный канон, песнь 2, тропарь 2. 83 Седален воскресен, 3–го гласа. 84 Святитель Иоанн Златоуст. In Hebr., hom. 17, 2 (PG 63, 129). 85 Святитель Афанасий Великий. De incarn., 21, PG 25, 132. 86 Тропарь воскресен 7–го гласа. 87 Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 16. — Ed. Srawley, pp. 70–72. Ср. аналогичные соображения в Антирретике, гл. 17: «Смерть есть не что иное, как разрешение души и тела, — но Соединивший в Себе и то и другое (душу и тело) не отделяется ни от того, ни от другого… Простой и несложный не разделяется при разделении души и тела, но, напротив, совершает их соединение и Собственной своей неразделимостью приводит в единство и разделенное. Единородный Бог Сам воскрешает соединенного с Ним человека, сперва отделив душу от тела, потом соединив их опять, — и так происходит общее спасение естества» (Adv. Apollin., PG 45, 1153, 1156); ср. также In Christi resurr., or. 1, PG 25, 617. 88 Святитель Григорий Нисский. Adv. Apollin., 55, PG 45, 1257, 1260. 89 Ср.: Муретов М. Д. Новый Завет как предмет православного богословского изучения. Сергиев Посад, 1915 (из «Юбилейного сборника Московской Духовной Академии»), с. 53 и далее. 90 Святитель Кирилл Иерусалимский. Mystag. II, 4–5, 7, PG 33, 1080–1081, 1084; ср. Mystag. III, 2, 1089. См. и Святитель Василий Великий. De Spiritu Sancti XV, 33, PG 32, 128–129. 91 Святитель Кирилл Иерусалимский. Mystag. III, 1 (PG 33, 1088); ср. Mystag. III, 6, PG 33, 1093. 92 Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 33. — Ed. Srawley, pp. 123, 126. 93 Ibid., 35; ed. Srawley, pp. 129–139. 94 Ibid., 40; ed. Srawley, pp. 159–164. Ср. Orat. I in S. Pascha, PG 46, 604 ss.; De propos. sec. Deum, PG 45, 289 ss. Именно поэтому святитель Григорий с большим пылом спорит «против тех, кто отлагает святое крещение» (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Плутарх, Отсрочки божественного воздаяния. Сенека, О провидении. Григорий Богослов , Песни I, I, 5 и б, PG 37, 424–453. Григорий Нисский , Против судьбы, PG 45, 145–174. Иоанн Златоуст , О Провидении, SC 79 (1961). Синезий Киренийский, Египетские беседы, или О Провидении, PG 66, 1209–1282. Феодорит Кирский , Шесть бесед о Провидении, PG 83, 555–774, франц. nep.Y. Azéma, Paris 1954; id., Врачевание эллинских недугов VI, 22 слл., SC 57 (1958), с. 261 слл. Проблема зла Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, б, SC 18 (1964), с. 118121 (зло не существует само по себе, его творят люди). Иоанн Златоуст , О статуях 1, б слл., PG 49, 23 слл.; 4, col. 59 слл.; 15, 1, col. 153 слл. Кассиан, Трапеза 8, 6, SC 54 (1958), с. 14 (что Бог не сотворил никакого зла). Псевдо-Дионисий, О Божьих именах IV, 33 слл., PG 3, 812 слл. Максим Исповедник , Сотн. III, 1–5, SC 9 (1943), с. 123 слл. (разумное пользование способностей, предметов; бесы не являются злыми по своей природе). Страдания Ориген, Толковая. на св. Матфея 10, 18, SC 162 (1970), с. 244–229 (страдания пророков). Василий Великий , Что Бог не сотворил зла, PG 31, 329–353. Иоанн Златоуст, Ad Stagirium a daemone vexatum, PG 47, 423–494. Он же, Послание к Олимпии и всем верным (Quod пето laeditur), SC 103 (1964). Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 177 слл. (через Крест к совершенной любви). Максим Исповедник , К Таласию, вопр. 61, PG 90, 625–641. Эсхатология Авва Исайя, Logos 22, франц. пер. Etiolles 1970, с. 186 слл. (испытывать себя, помышляя о будущем суде); Logos 16, с. 141 слл. (приготовление к Парусии и суду). Nersès Snorhali, Иисус- единородный Сын Отца, SC 203 (1973), с. 207 слл., с. 858 слл. (Парусил). Феофан Затворник , в кн.: S.Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 219 слл. (будущий век). АнЬкатастазис Григорий Нисский , ln illud: Quando sibi subiecerit omnia, PG 44, 1303–16. Кирилл Иерусалимский , О втором пришествии Христовом, PG 33, 869–916. Кирилл Александрийский , Об исходе души и втором пришествии Христа, PG 77, 1071–90.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Ср. Holl К. Ор. cit, SS. 124–125, 203 ff. 537 Преп. Макарий Египетский. Horn. XLIV, 8–9, PG 34, 784: измениться и превратиться… в иное, в Божественную природу. 538 Ср. StoffelsJ. Die mystische Theologie Makarius des Aegypters. Bonn, 1908, SS. 58–61. 539 Преп. Макарий Египетский. De charitate, 28, PG 34, 932. 540 Преп. Максим Исповедник. Capita theologica, 1, 67, PG 90, 1108. 541 Ibid., 11, 21, PG 90, 1133. 542 Преп. Максим Исповедник. Ad loannem cubic., epist. XLII1, PG 91, 640; ср. Divers, capit. 1, 42, PG 90, 1193; De charit. Ill, 25, PG 90, 1024: по причастию, а не по природе; по благодати, а не по естеству. Ambig. 127а: «боготворимый благодатью воплотившегося Бога» (PG 91, 1088 et 1092). 543 Преп. Максим Исповедник. Ambig. 222: цель тварного восхождения в том, чтобы, «соединив через любовь тварную природу с нетварной, показать их в единстве и тожестве no стяжанию благодати и, целостно и всецело сопроникаясь с целым Богом, стать всем тем, что есть Бог» (PG 91, 1038); ср. Свят. Анастасий Синаит. Viae dux, cap. II: «Об о жение есть возвышение к лучшему, но не увеличение или изменение природы … и не изменение собственного естества» (PG 89, 77). 544 Преп. Максим Исповедник. Ad loannem cubic., ep. XLIII: «Для тогой сотворил нас, чтобы мы стали общниками Божеского естества и причастниками самой вечности, и явились Ему подобными по об о жению от благодати, через которую (совершается) всякое сущетворение существующего, и приведение и возникновение не сущих» (PG 91, 640). 545 Епископ Феофан. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесеям. М., 1882, cc. 112–113, к Еф. 1, 23. 546 Николай Кавасила. Stae liturgiae expositio, cap. 38, PG 150, 452; русский пер.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб., 1857, с. 385. 547 Balthasar, Hans Urs von. Eschatologie//Fragen der theologie Heute. Ed. Feiner, Trьmsch Bцckle. Zьrich, 1958, SS. 403–421. 548 Блаж. Августин, Ое Civ. Dei XV, 1. 549 Brunner, Emil. Eternal Hope. Philadelphia, 1954, p.48. 550

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Barnabae epistula//R. A. Kraft (ed.). Épître de Barnabé [Sources chrétiennes 172. Paris: Éditions du Cerf, 1971]: 72–218 (TLG). S. Barsanuphius anachoreta Paliestlnus. Quaestiones et responsiones ad coenobitas//P. de Angelis-Noah, F. Neyt (eds.). Correspondance (Volume II, Aux cénobites: Tome I, Lettres 224–398; Tome II, Lettres 399–616) [Sources chrétiennes 450/451. Paris: Éditions du Cerf, 2000]: 138–870 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Adversus eos qui per calumniam dicunt dici a nobis tres Deos//PG 31: 1488–1496 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium//PG 29: 497–669, 672–768 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae)//PG 31: 1052–1305 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae)//PG 31: 901–1052 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Constitutiones asceticae [Sp.]//PG 31: 1320–1428 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos//PG 31: 600–617 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De baptismo libri duo//PG 31: 1513–1628 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De jejunio (homilia 1)//PG 31: 164–184 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De legendis gentilium libris//F. Boulenger (ed.). Saint Basile. Aux jeunes gens sur la manière de tirer profit des lettres Helléniques. Paris: Les Belles Lettres, 1935 (repr.: 1965): 41–61 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De Spiritu Sancto//B. Pruche (ed.). Basile de Césarée. Sur le Saint–Esprit, 2nd edn. [Sources chrétiennes 17 bis. Paris: Éditions du Cerf, 1968]: 250–530 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Epistulae//Y. Courtonne (ed.). Saint Basile. Lettres, 3 vols. Paris: Les Belles Lettres, 1: 1957; 2: 1961; 3: 1966: 1: 3–219; 2: 1–218; 3: 1–229 (TLG). S. Basilius Caesariensis. In Mamantem martyrem//PG 31: 589–600 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homilia adversus eos qui irascuntur//PG 31: 353–372 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homilia de gratiarum actione//PG 31: 217–237 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homilia de invidia//PG 31: 372–385 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010