Так, митрополит Петр предписывает священникам внушать народу – чтобы во время поста все причащались св. таин, а не причающихся повелевает лишать иерейского благословения; ибо то «нехристиане» 1003 . В дополнение к этому, в одном из пред-исповедных поучений к XVI в. мы читаем: «[#(в) велиныи по с повеле г бг правоверным христианам говети. аще кто согрешил в ве с год, тем постом греси чистятся: поне ж тот по с питемью. за ве с го д . не токмо покаяние саме м имети, но и дете м , чела д своя на покаяние приводити#]» 1004 . В XVII в. развивается воззрение на обязательность исповеди уже четыре раза в году, причем за уклонение от этого требование угрожается церковным наказанием. В постановлениях Большого Московского собора 166 6 / 7 г. между прочим определяется: «Поучати прихожан, чтобы ко отцам духовным на исповедание, мужи и жены и их дети, приходили почасту, паче же в четыре святые посты, и по рассуждению отцов духовных пречистых таин приятия, тела и крове Христовы, себе не лишали. Аще кто пробудет целый год без исповедания, кроме путешествий и нужных случаев, а случится ему смертный час, и такова у Церкви не погребати и последования усопших христиан над таковым не пети: зане таковый, жив сый, удалил есть сам себе божественные Церкви» 1005 . В мал. катихизисе на вопрос – «которая есть четвертая заповедь», – дается такой ответ: «четырещи летом подобает исповедатися, аще и частее благоговейнешие могут: но никто же паки да не имеет того, который бы не имел ни единого летом исповедатися: таковый бо под клятвою и отлучением от Церкви» 1006 . В самом конце XVII в. патриарх Адриан писал всем: [#Врачйте, чада д-ховные, болезнющы ваши д-шы частым исповеданпем грехов своих ко цем д-ховным в четыре посты ставленные, и прч с тых таин причащенпем по рассмотренпю д-ховных отцев со всеми своими домочадцы: небрегий бо о сем аще умре т , недостоин есть погребения хр-стианского#][# 1007 #]. В тоже время в его «инструкции поповским старостам» внушается «Священников же велеть научать прихожан своих мужского и женского полу и детей их, чтобы они пред отцы духовными в год в четыре с-тые годы исповедывались, паче же но св. велиый пост никто б без исповеди отнюдь не был» 1008 . При этом и здесь же повторено, что не исполнившие долга исповеди и св. причастия, в случае внезапной смерти, лишаются церковного погребения, как «лица, заявившие о своей холодности к Церкви» 1009 . – Из этих и других, подобных им, свидетельств, однако, явствует, – что проводя с особенною настойчивостью – четверократную в году исповедь каждого христианина, – русское церковное правительство XVII в., все таки, в принципе считало достаточным, если кто и один раз в году исполняет трактуемую христианскую обязанность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

5:15 Эфа — мера объема сыпучих тел, около 22 л. 998 5:26 Евр. азкара; см. примеч. к Лев 2:2. 999 6:7 Этот человек — мужчина или женщина — должен быть постоянно ритуально чистым, чтобы иметь возможность принять участие в жертвоприношении Господу и затем в трапезе Господней. Трезвенность ему (или ей) необходима, чтобы быть способным различить чистое и нечистое. 1000 6:9 Букв.: запятнал/ осквернил свою голову, здесь используется метонимия, т. е. речь идет о длинных волосах как знаке обета назорейства. 1001 а 6:11 Букв.: потому что он согрешил из–за мертвого. Слово «грешить» имеет много значений, в том числе и «не попасть в цель». 1002 б 6:11 Букв.: освятить свою голову. 1003 6:12 Назорейство всегда дается на конкретный, относительно небольшой срок. Для женщин детородного возраста этот срок естественен — менее одного месяца, иначе ее физиологическая нечистота сделает обет невыполнимым. 1004 6:26 Букв.: возложит на тебя. 1005 7:14 Т .е. блюдо было весом 1,5 кг, чаша–кропильница — 0,8 кг, а чаша из золота — 0,1 кг; то же в подобных случаях в этой главе. 1006 7:85 Т.е. 27,6 кг. 1007 7:86 Т.е. 1,4 кг. Хотя численность колен Израилевых была различной и, следовательно, они отличались своим богатством, дары их равны. Такое пространное перечисление одинаковых даров каждого колена есть изобразительный прием повествования, цель которого — показать нравственную высоту народа Божьего, когда более богатое колено не хочет унизить менее богатое. 1008 7:89 Букв.: на ковчеге Свидетельства. 1009 8:4 И ли: до цветков. 1010 8:7 Букв.: водой греха; возможно, что для этого обряда использовалась вода из большого медного сосуда для омовений (см. Исх 30:18). В толкованиях раввинов эта очищающая вода отождествляется с той, о которой говорится ниже, в гл. 19. 1011 8:11 Т аков один из возм. переводов фразы, букв. переводимой: размахивать левитами… как возносимой жертвой – с размахиванием возносимая жертва была частью обряда благодарственного жертвоприношения и указывала на ту, принадлежащую священникам, долю, которая таким образом преподносилась Богу, чтобы ее все могли видеть. Возможно, Аарон должен был махать руками над левитами, так или иначе показывая, что народ отдал их Богу, Который возвращает их израильтянам на положении слуг этого народа. Другими словами, они были своего рода «живой жертвой», отдаваемой для служения при Святилище. Указание на подобную жертву можно видеть в Рим 12:1. То же в ст. 13, 15 и 21. 1012

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Потому-то еще задолго до христианского века иудеи соединили с именем Веельзевува представление о злом духе, или главе демонического царства 999 . Вместе с тем имя получило новую форму _ baal-zebul 1000 , в какой форме ( Βεελζεβολ) оно и встречается в синоптических евангелиях, как название το ρχοντος δαμιονων 1001 , или сатаны 1002 . Имя, в этой форме обозначающее бога жилища 1003 , раввинами (по созвучию слова zebel – жилище с zebel – навоз) изменено было в имя бога навоза, что сделано было иудеями, конечно, с целью выразить свое крайнее отвращение к культу этого бога, как духа всякой нечистоты, нравственной и физической; так как жилищами злых духов издревле представлялись нечистые пустынные места, развалины 1004 , равно и места погребальные, где суеверные чтители идолов, по свидетельству Исаии 1005 , проводят и ночи, надеясь с помощью демонов вызывать умерших 1006 . Итак, самый факт изменения имени Веельзевула достаточно говорит за то предположение, что с именем этого аккаронского бога-оракула у иудеев прочно соединялось представление о злом духе, действовавшем в культе и прорицаниях этого, как и других языческих богов. В тесной связи с запрещением в законодательстве Моисея языческих культов с их обрядами и обычаями стоят, как мы видели, предостережения против ложных пророков 1007 . Это соединение двух явлений – не случайное: они связаны между собою исторически и по существу. Во всех языческих религиях существовал, в более или менее развитом виде, мантический институт. И у евреев во все время их до пленного существования, отчасти (на короткое время) и после плена, когда временно появлялось идолослужение, – оно всегда соединялось с ложным пророчеством. Потому-то пр. Захария, возвещая о наступлении мессианских времен, когда имеют быть омыты грех и нечистота дома Давидова и жителей Иерусалима 1008 , говорит: и будет в тот день, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как и лжепророков и нечистого духа ( o o aafao) удалю с земли ( Зах. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

 Слова эти блаж. Феодорит приводит, защищая Феодора. Но, не противореча автору апологии, ими можно выразить мысли его и относительно Диодора. – Глубоковский Н. Н. I, 154 стр. 988  Facund. Germ. Pro defens. tr. cap. VIII, 5. PL LXVII, col. 728. Mansi. IX, 261. ДСВ V, 89–90. 994  Martin. Actes du brigandage d’Éphèse. Amien, 1874. P. 97, not. a. Глубоковский H. H. I, 179 стр. О личности Диоскора см. Подробнее у проф. А. П. Лебедева  – Вселенские соборы IV-V b.b. I т., 212 стр. Гидулянова П. В. – Восточные патриархи. Цит. изд. стр. 683–684. Тьерри. Несторий и Евтихий, V века. Перевод Д. В. Поспехова. В. И. Киев 1880. Стр. 75. 995  Victor Tonnenensis. Chronic. ad 450. PL LXVIII, col. 942. Liberati Breviarium. XI. Ibid. col. 999. 1002  Vicm. Tonnenens. Chronic, ad 450 PL LXVIII, col. 942, Ср. Niceph. Call. Hist. Eccl. PG CXLVI, col. 1231–1232. 1003  Mansi. VI, 936. Смерть Диоскора в 454 г. в ссылке в Гаигре Пафлагонской – Liberati Breviar. XIV. PL LXVIII, col. 1016. 1004  Вместе с Хрисафием пал и Евтихий, хотя осуждение ему было уже произнесено на Константинопольском соборе 448 г. (Hefele II, 315). 1005  Биография Мария Меркатора дана Garnerius’oм – Praefatio generalis in omnia opera Marii Merc. PL XLVIII, col. II. Общую характеристику Мария см. у Глубоковского Η. Η. Цит. соч. 1, 297. 1007  Переписка Иакова переведена с сирийского на французский Мартэном в Zeitschrift der deutschen Morgenländischen Gesellschaft Leipzig, 1876. S. 225. Perry. The second synod of Ephesus. Dartford, 1877. 259–261. Цит. она у Глубоковского Η. Η. Блаж. Феодорит еп. Киррский. Цит. изд. I, 307. 1010  Ср. Sévère ibn–al–Mogaffa, évèque d’Aschmonnain. Refutation d’Eutychius III, fasc. 3. 166 p. Trad. Chébli P. 1011  Victor Tunnonensis. Chron. ed. 499. PL LXVIII, col. 949. Marcellini. Chronic, ad ann. 511. 512. PL LI, col. 937. Hefele CG. II, 607. О Филоксене Иерап. см. Theodori Lect. Fragm. V, synod. VII. PG LXXXVI, L 216; русский перевод 535 стр. 1014  Вспомнить богословский диспут в 531 г. с крайними выразителями монофизитских стремлений, когда ясно звучало недовольство Халкидонским собором. Mansi. VIII, 817–834. Глубоковский Н. Н. I, стр. 313 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

1004 Есть у Маркелла и Августина, но отсутствует у Руфина и в Псалтири Ательстана. См. об этих добавлениях и их вероятной дате в таблицах моей книги Creeds of Christendom, II. 54, 55. 1006 Первая таблица взята из книги автора Creeds of Christendom, vol. II. 40, 41 (с разрешения издательства Harpers). В этом труде есть и другие сравнительные и хронологические таблицы древнейших символов веры . См. vol. I. 21, 28 sq.; vol. II. 54, 55. 1007 «Omne quod est corpus est sui generis. Nihil est incorporate, nisi quod non est. Habente igitur anima invisible corpus», etc. (De Carne Christi, с. 11). «Quis enim negabit, Deum corpus esse, etsi Deus spiritus est? Spiritus enim corpus sui generis in sua effigie» . (Adv. Prax., с. 7). 1010 Полное изложение космологии Оригена см. в Möller, I.c., p. 536–560. Он справедливо называет ее «kirchlich wissenschaftliches Gegenbild der gnostischen Weltanschauung». См. также Huetius (Origenianà), Neander, Dorner, Redepenning. 1012 Тертуллиан, De Anima, с. 27: «Ex ипо homine tota haec animarum redundantia». Cap. 36: «Anima in utero seminata pariter cum carne pariter cum ipsa sortitur et sexum», то есть «душа, посеянная во чреве одновременно с телом, также принимает с ним свой пол»; и происходит это настолько одновременно, «что ни одна из двух субстанций не может рассматриваться как причина пола» (ita pariter, ut in causa sexus neutra substantia teneatur). У Тертуллиана эта теория была связана с несколько материалистической или весьма реалистической направленностью мысли. 1014 В нашем веке к ней обращался один из наиболее проницательных и здравых евангельских богословов доктор Юлиус Мюллер в своем замечательном труде «Христианское учение о грехе» (Julius Müller, The Christian Doctrine of Sin, Urwick " s translation, Edinb. 1868, vol. II, pp. 357 sqq., см. также pp. 73, 147, 397). Он полагает, что человек в некоем трансцендентальном, довременном или вневременном существовании посредством акта свободного выбора определил свой моральный характер и судьбу в своей текущей жизни. Этот вывод, по его мнению, позволяет примирить факт всеобщности греха с идеей индивидуальной вины и соответствует невообразимой глубине нашего осознания своей виновности и степени таинственности той неистребимой тоски и печали, которая наиболее сильна в самых благородных натурах. Но Мюллер не нашел решения проблемы, и против его теории возразили Рот, Дорнер и другие. В Америке независимым адвокатом теории предсуществования выступил Эдвард Бичер. См. Edward Beecher, The Conflict of Ages. Boston 1853.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«В мысленной силе души (логикон) рождаются помыслы, в раздражительной (тимос) – зверские страсти, в вожделевательной (эпитимии) – скотские похоти, в уме (нус) – мечтательные воображения, в рассудке (логистикон) – мнения» 1004 . Григорий Синайский различает помыслы простые или естественные, противоестественные и сверхъестественные: «Вещи сами по себе рождают помыслы простые, бесовский же прилог (воздействие) порождает помыслы злые. Естественные помыслы отличаются от противоестественных по сравнению (по степени). Помыслы мгновенно изменяются одни в другие: естественные в противоестественные, и те, кои по существу, в такие, кои выше естества. Бесовские же прилоги ко всему прилипают, даже и к божественным» 1005 . Исаак говорит еще о плотских и срамных помыслах 1006 . Ап. Павел говорит о плотских и духовных помыслах ( Рим. 8, 6–7 ), первые суть смерть, а вторые – жизнь и мир. В Евангелиях говорится о добрых и злых помышлениях сердца (Матв. 15, 18–19). Злой фактор О роли злого фактора, внутреннего и внешнего, в образовании комплексов помысла и страсти говорится с исчерпывающей полнотой в древнецерковной аскетической литературе. Эндогенный фактор (внутренний) – это демон сладострастия, сердечный змей, который, наслаждаясь сам, как бы купается в сладострастной нечисти человека, и в то же время собирает эту нечисть для своего господина, Змея-Дракона. Экзогенные (внешние) помыслы – это навеянные внешним врагом, внешнею демонскою силою, пускающей ядовитые стрелы в страстное человеческое сердце. Григорий Синайский говорит о бесовской силе как причине помыслов и страстей: «… Без бесов ничего тут не творится: ни мечтание не строит образов, ни страсть не действует без скрытой бесовской силы. Впрочем, они берут силу над нами больше по нашей беспечности… Помыслы суть слова бесов и предтечи страстей. Испытание желания есть прилог, прилог же от бесов, коим Промыслом попускается обнаружить, каково наше самовластие» 1007 . Таким образом, самовластие, «своя воля» – это самообман, за ними стоит скрытая демонская сила, нашептывающая как извне, так и изнутри. Психологический процесс прилога и приражения объясняет Нил Синайский так:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

до н. э.) – римский полководец и политический деятель. Луций Корнелий Сулла (138–78 гг. до н. э.) – первоначально сподвижник Мария, а затем его противник. 999 ...до царя Бога о отданъе Югурты измнника... – Царь Нумидии Югурта во время войны с Римом (111–105 гг. до н. э.) был выдан римлянам царем Мавритании Бокхом. 1000 Темистоклес – Фемистокл, государственный деятель и полководец в Афинах (525–460 гг. до н. э.). 1001 ...чесной римлянин Нумус... Сатурнинемъ нареченному. – Речь идет, возможно, об убийстве Сатурнином, сподвижником Мария, племянника Суллы Нония. 1002 ...над сынами Писистратеса мучителя... – Сын афинского тирана Писистрата Гиппарх был убит в 514 г., а другой сын – Гиппий изгнан из Афин в 510 г. до н. э. 1003 ...Димостину, риторю греческому... – Демосфен (384–322 гг. до н. э.) – афинский политический деятель и оратор, активно боровшийся за независимость Афин от Македонии. 1004 ...Александръ, царъ македонский... въхалъ и Атены... взяти и овладти хотлъ. – Демосфен выступал против Филиппа, а не его сына Александра. 1005 ...Димокритус у царя Филипа... – Здесь и далее вместо Демосфена ошибочно назван Демокрит – выдающийся греческий философ V в. до н. э. 1007 Тивериушъ. – Античные историки упоминали необычайную скупость римского императора Тиберия (14–37 гг. до н. э.). 1008 ...гетманъ лакедимонъский Клиоменес... – Речь идет, видимо, о спартанском царе Клеомене (ум. в 219 г. до н. э.). 1009 ...оному Сарданапалию... на каменой столпи положив, спалилъ. – Упоминаемый в античных источниках ассирийский царь Сарданапал отождествляется обычно с царем Ашшурбанипалом (VII в. до н. э.), который, согласно легенде, покончил жизнь самоубийством, сгорев вместе со своими сокровищами. 1011 Агасиклес – легендарный спартанский царь VI в. до н. э. из рода Еврипонтидов. Изречение его приводит Плутарх (Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 287) (сер. «Литературные памятники»). 1014 ...до Хероние. – Херонея, город в Беотии, возле которого в 338 г. до н. э. Филипп Македонский нанес поражение войску, выставленному против него греческими городами. 1015 ...убилъ... старого приятеля своего, Клитусем нареченного... – Напиру в порыве гнева Александр Македонский убил своего друга и полководца Клита, обвинившего Александра в измене македонским традициям и нравам. 1016 ...Камбисеса, царя перскаго... – Камбиз – древнеперсидский царь из династии Ахеменидов (VI в. до н. э.). 1017 ...города, Олинту нареченного... – Олинф, город в Халкидике, разрушенный македонским царем Филиппом в 348 г. до н. э. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 14: Конец XVI - начало XVII века. - 2006. - 758 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рахав и Левиафан – одно и то же, так как оба имени могут переводиться словом κτος При этом параллелизм в стт. 26:12–13 показывает, что кит отождествляется со змеем. 2 . «Великий кит» будет побежден 1001 , возможно, в определенный и «проклятый» (т.е. заклятый, освященный) день 1002 . 3 . Выражение κτη τ π’ ορανν что под может быть понято в том смысле, что все киты, т.е. все сильные и могущественные создания, находящееся в поднебесной, склонятся перед Богом 1003 . Но может быть и так, что LXX наряду с китами морскими подразумевают еще других китов, живущих под небом и служащих опорой Божественному престолу 1004 : в таком случае понятен статус «великого кита» как восставшего против изначального мирового порядка. 4 . «Засовы небесные», которые «вострепетали» перед Господом, опять указывают на сопротивление в небе, подобное тому, что в море. Сюда же можно отнести «безмерное падение злодеев», которое связано с «разделением облаков» 1005 . 5 . Змей называется «отступником» (ποστης), что подразумевает или беглого раба, или мятежника. Рассмотренные фрагменты открывают перед читателем две вещи. Во-первых, Иову известно о существовании некоего противника Бога, живущего в море, а также, возможно, в воздухе, и заведомо более слабого, чем Тот, Кто сокрушает его разумом и разит рукой. Это следует из МТ почти так же ясно, как из LXX. Во-вторых, данные представления выстраиваются в один ряд с финальным откровением о характере мирового зла, делая для Иова, наконец, понятным и оправданным его страдание как непримиримую нравственную борьбу со злом. Но этот ряд с очевидностью представлен только в греческом тексте, за счет отсутствия в нем слова «бегемот», которое через Вульгату (где оно транслитерировано как behemoth) пришло в европейские языки. Стандартный взгляд комментаторов еврейского текста состоит в том, что само еврейское имя есть «название гиппопотама» 1006 . Считается, что африканский зверь в 40-й главе выписан «очень подробно и сильно, и достоверность его [описания] подтверждается естественной историей» 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Первая буква алеф означает собой учение (doctrina), потому что тот отдел 118 псалма, для которого она служит заглавием, полон учения 1001 ; бет – замешательство (confusio) – косвенное указание на необходимость исправления собственной жизни, потому что, кто исправляет свою жизнь, тот избежит замешательства 1002 ; гимель – воздаяние (retributio) 1003 , так как всякой непорочной совести свойственно просить себе награду у Того, Кому она служит 1004 ; далет – страх (timor) или рождение (nativitas), что, впрочем, одно и то же, потому что здесь разумеется земное или телесное рождение, а страх рождается от всего телесного и материальнаго 1005 ; ге – есть (est) или живу (vivo): кто существует (est), тот живёт, и кто живёт, тот существует 1006 ; вав– он именно, а не иной (ille est, et non alius) 1007 ; заин – управляй собой (due te) или призыв к управлению самим собой и направлению своей жизни к упокоению в Божественном слове 1008 ; хет – благоговейный трепет (pavor), свойственный святым 1009 ; тет – исключение (exclusio): как человек исключённый из дома, лишается права на пользование гостеприимством, так и тот, кто исключается из Царства Божия, лишается вместе с тем и благ этого царства 1010 ; иод – исповедание (confessio) или же разорение (desolatio) – опять значения, не исключающие друг друга, так как разорённые более способны к исповеданию 1011 ; каф – согбенные (curvati sunt), а такими называются вообще все, наклоняющиеся к земле, имеющие к ней пристрастие 1012 ; лямед –сердце (cor) или служу (servo), что указывает на необходимость разумно (prudenter) понимать содержание отдела и тщательно исполнять его предписания 1013 ; мем– внутренности (viscera) 1014 ; нун – единственный (unicus) или пастбища их (pascua eorum) – выражения, относящиеся к Единородному Сыну Отца – Иисусу Христу 1015 ; самех – слушай (audi) и твердь (firmamentum) – призыв к слушанию, необходимому для всех и доступному всем уже по самому праву природы 1016 ; айн – глаз (oculus) или источник (fons) 1017 ; фе– погрешил (erravi) или открыл уста (os aperui) 1018 ; цаде – утешение (consolatio), потому что после слёз раскаяния должно последовать утешение 1019 ; коф – заключение (conclusio) или же смотри (aspice), так как тот, кому предстоит заключение, должен быть очень осмотрительным 1020 ; реш – голова (caput) или первенство (primatus), потому что голова управляет всеми членами и чувствами 1021 ; шин – поверх раны (super vulnus), чем выражается очень простая мысль, что во избежание духовной смерти нужно накладывать на свои духовные раны соответствующие медикаменты и повязки 1022 ; наконец, последняя буква алфавита – тав значит: согрешил (erravit) или же совершил, окончил (consummavit), что также легко можно согласовать одно с другим, потому что тот, о ком сказано только в прошедшей форме, уже перестал грешить и исправил своё заблуждение 1023

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Совершая Евхаристию и принося Богу безкровную жертву, Священник представляет в своем лице Самого великого Архиерея, Иисуса Христа, Сына Божия 1004 , священнодействующего и приносящего Богу Отцу в жертву, по долгу вечного своего Святительства, хлеб и вино, по чину Мельхиседекову, претворенные на Алтаре церковном в самое Тело Свое и Кровь; потому Священник исповедует: Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш! 1005 . «И ныне присутствует Христос (беседует 1006 Святый Златоуст), трапезу сию украшаяй. Украсивый бо оную на вечери, Той и сию украшает ныне. Не человек бо есть творяй предлежащая быти Тело и Кровь Христову, но Сам распеншийся за нас Христос. Образ един Христов исполняя, стоит Священник и молитву приносит, глаголы вещая: сие есть Тело мое! Благодать же и сила Божия есть вся действующая». И еще 1007 : «Приношение сие, хотя б каковой Священник принес, хотя б Павел, хотя б Петр, есть Самое тоже, которое Христос ученикам подал, и которое ныне Священники совершают: ни чем же сие, как и оное, есть меньшее. Ибо и сие не человеки освящают: но самый Той же и оное освятивый. Как бо глаголы, яже Христос провозгласил, теж самые суть, кои и ныне Священник глаголет: тако и приношение тоежде есть». – «Господь даже доселе сие истиннейшее и святейшее Тело Свое творит и освящает и благословляет», говорит святый Киприан, в Слове о вечери Господней. Образ священнодействия Таинств «Иисус Христос, единожды Себя самого вознесши в жертву, от Священства не престал: но всегда тоже священнодействие нам совершает, по которому и ходатай нам есть к Богу во веки; для того и речено есть к Нему: Ты еси Священник во веки 1008 . Образ же, каковым Христос совершает священнодействие, есть сей: дело Тайноводствия и конец, т. е. священнодействие Даров и освящение верных, сам Он един совершает; о сих же молитвы, моления и прошения суть дело Священника. Оныя бо суть Владычни; сия – рабии; сей молится, оный же молитвы совершенными творит; Спаситель дает, Священник же о данных благодарит; Иерей приносит, Господь же приемлет дары. Приносит убо и Господь, но Себе Самого Отцу, и дары сии тогда приносит, когда будут они Самым Им. когда (то есть) в Тело Его и Кровь преложатся. Поскольку же Себе Самого приносит: для того и глаголется быти Сам приносяй, и приносимый, и приемляй. Приносяй убо и приемляй, яко Бог; приносимый же, яко человек; хлеб и вино, еще сущим им дарам, приносит убо Иерей, приемлет же Господь; и что творит, приемля Дары? освящает сии, и в Тело Свое и Кровь претворяет»; так богословствует Николай, Архиепископ Фессалонитский 1009 . § 111. Время освящения Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010