Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. [Кунигунда Люксембургская; лат. Cunigunda, Chunigunda; нем. Kunigunde] († 3.03. 1033 или 1039, мон-рь Кауфунген, совр. земля Гессен, Германия), св. (пам. зап. 3 марта), супруга имп. Генриха II . Подробные сведения о К. содержатся в ее Житии (BHL, N 2001-2002). Согласно Житию, К.- дочь Гедвиги из Нордгау и Зигфрида, 1-го графа Люксембургского; ее отец считается сыном Вигериха, пфальцграфа Лотарингии и графа Бидгау ( Vanderkindere L. La Formation territoriale des principautés belges au Moyen Âge. Brux., 1902. Vol. 2. P. 328-333). Однако нек-рые исследователи ставят под сомнение родство Зигфрида Люксембургского с Вигерихом (см., напр.: Klein R. Wer waren die Eltern des Grafen Sigfrid?: Eine neue Hypothese zum Ursprung des ersten Luxemburger Grafenhauses//Luxemburgische Gesellschaft für Genealogie und Heraldik: Jb. Bech, 1998. S. 9-27), утверждая, что в XI в. род Зигфрида специально возвели к кор. Людовику II Заике, правителю Западнофранкского королевства (мать Зигфрида якобы являлась его внучкой), чтобы связать К. с имп. династией Каролингов . В 998 или 1000 г. К. вышла замуж за Генриха IV, герцога Баварии, который после смерти бездетного имп. Оттона III (23 или 24 янв. 1002) был избран королем Германии с именем Генрих II. 7 июня 1002 г. в Майнце он получил корону из рук архиеп. Виллигиза . 10 авг. 1002 г. в Падерборне состоялась королевская коронация К. Когда Генрих II стал императором Свящ. Римской империи, папа Бенедикт VIII провел в Риме имп. коронацию его и К. (14 февр. 1014). В Житии сообщается, что К. деятельно участвовала в гос. управлении: она присутствовала на заседаниях имперского совета; в отсутствие мужа, предпринявшего 3 похода в Италию (1004, 1013-1014, 1021-1022) против арабов, единолично правила гос-вом; принимала участие в работе синода во Франкфурте (1007); выступала посредницей в переговорах императора с ее братом гр. Генрихом I Люксембургским и в 1018 г. добилась возвращения брату Баварского герц-ства, к-рого он лишился за мятеж против императора. После того как с целью дальнейшей колонизации и христианизации земель на вост. границе Германии Генрих II основал еп-ство Бамберг (1007), К. пожертвовала свое приданое на его обустройство (об этом она объявила на Франкфуртском синоде, утвердившем создание новой епархии). В Баварском национальном музее в Мюнхене хранится «ларец св. Кунигунды», в котором, по преданию, она передала приданое Эберхарду, 1-му епископу Бамберга.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

Предыдущий поход показал, что обыкновенным путем нельзя бороться с Болеславом: до него скоро доходили сведения о намерениях короля, ему всегда оставалась возможность стянуть своих рыцарей к опасному месту. Немцам оставались непрямые средства и интриги; те и другие они выставляют против Болеслава в следующем, 1004 году. Нужно полагать, что не все жители Праги могли относиться снисходительно к современному порядку вещей; Болеслав был все-таки узурпатор, получивший власть при помощи партии, при чем обойдены были, даже изгнаны из отечества, национальные князья, принужденные искать приюта в Германии; без сомнения и у них была своя партия, которая должна была желать восстановления национальных князей, и с этою целью сноситься с Яромиром и Ольдрихом. Немецкое правительство, весьма нередко пользовавшееся для своих выгод несогласиями в княжеских родах, как у Чехов, так и у других славянских народов, должно было и в настоящем случае обратить внимание на состояние партий в Праге. Хотя и не говорят источники о дурном обращении Болеслава с Чехами, но уже одно то, что он принадлежал к другому народу, что в его дворе должны были находиться Поляки и что он намеревался сделать Прагу своей постоянной столицей – уже эти обстоятельства должны были вооружить против него чешскую шляхту и возбудить в народе неудовольствие к Полякам. 711 Только этим объясняются успешные действия Генриха против Болеслава в 1004 г. В половине августа король Генрих отдал приказание готовиться к походу. Сборным местом назначен был Межибор, целью похода – Польша. Но король употребил хитрость, объявив наперед поход на Польшу; когда собрались войска, и множество судов, нагруженных съестными запасами, появилось на Лабе, – неожиданно отдано было приказание идти в Чехию. Не предполагая в Генрихе умышленного обмана, Болеслав следил за сбором немецкого войска из Лужиц; но заметив хитрость, «подобно льву рыкающему», бросился на защиту Чехии, Чтобы несколько замедлить движение неприятелей, он расставил стрелков по горе, отделяющей Чехию от Лужиц, где должны были проходить Немцы, а сам усиленными переходами направился к Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

s. 273, Anm. 2. 699 Thietmar, V. 10. По объяснению Hirsch’a, Jahrb. I, s. 224, Мильчане занимали верхние Лужицы. Лютичи западную часть нижних Лужиц, от черной Эльстры. Слова Титмара redditis sibi Liudici et Miltizieni regionibus трудны для объяснения. При дословном переводе, sibi можно относить к Болеславу, и тогда упомянутые страны были бы уступлены Генрихом польскому князю; но есть грамота Генриха II от 8 авг. 1004 г., из которой видно, что на эти земли простиралась тогда власть императора. Neumann, N. Lausitz. Magaz. 33 B-d., относит sibi к Генриху; по этому объяснению Болеслав отказался в 1002 г. от всех своих завоеваний во время междуцарствия. См. Zeissberg, Die Kriege... s. 275. 701 Thietm. V. 15; Dobner, Annal. ad Hagek, IV p. 484, 505, замечает по этому случаю: Владивой своим вассальным подчинением Генриху II не только всем нашим, которые или стремились ко власти, или не довольно утвердились на престоле, подал пример, но и последующим королям и императорам германским дал повод считать своим правом и с оружием требовать от князей наших той же вассальной верности и покорности, какую выразил перед ним Владивой. Palacky, Dêjiny I. str. 280, прим. 270. Это было бы верно, если бы было справедливо, что Чехия ранее того не была в податном положении; Zeissberg, Die Kriege, s. 281, Anm. 1. 705 Adelboldi, Vita s. Henrici p. 694. Tandem Bolislavus Meseconis filius jucunditatem Pragae et amoenitatem Boemiae promissae praeponit amicitiae. Весь ход события у Титмара V. 18. 707 Thietmar V. 23; в следующем году Бруно мирится с братом, граф Генрих попадает в плен, в 1003 г. граф Герман ищет расположения у короля и, по ходатайству королевы, оставлен в прежнем звании. Так рушился этот заговор, надолго отвлекший короля Генриха от непосредственного наблюдения над действиями Болеслава польского. См. Annal. Hildesheimens. а. 1003, 1004, Lamberti а. 1003, Annal. Quedlinburg, а. 1002 и Thietmar VI. 2. 708 Lomatsch на левом берегу Лабы, по берегам притоков её, Дольница и Яна; Zeissberg, Die Kriege...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И абстрактные понятия, выражающие отношения и возникшие сами из соотнесений, являются высшим видом рассудочных понятий. Категории предметов, свойств и состояний, а также и вообще частные опытные понятия, не предполагают ничего, кроме функции сравнения, иначе говоря, закона тождества и противоречия 1004 ; абстрактные же понятия и вообще понятия, выражающие отношения, требуют уже третьего закона – закона основания. Понятия, получившиеся подобным образом и соответствующие уже не действительным соотношениям вещей, данных в опыте, а указывающие только на логическую связь, которую мы переносим на внешний мир, – эти понятия Вундт и называет «чистыми рассудочными понятиями»· В силу различения формы и материи ощущений образуется два класса чистых рассудочных понятий; но материальная и формальная стороны здесь не равнозначны друг с другом, так как одна материя ощущений никогда не может рассматриваться отдельно от формы, а форма может исследоваться при безразличном содержании ощущений. —699— Полная сторона опыта дает, таким образом, первый из упомянутых случаев – соединение содержания с формой и вытекающие отсюда «реальные понятия»; форма же при безразличии содержания дает «формальные понятия»; при этом «реальные понятия», принимая во внимание материю ощущений, занимаются, главным образом, действительностью, между тем как формальные понятия могут иметь силу я в сфере возможности 1005 . На рассмотрении указанных двух областей рассудочное познание и останавливается. Науки о внешнем мире, разрушая противоречивую в частях видимость, не уничтожая, однако, реальности первоначальных представлений объектов, строят из этой видимости мир отвлеченный, – мир понятий. Что же касается психологии, то последняя исследует наши переживания в их полном, не тронутом абстракцией, общем течении, и потому не может быть включена в область рассудочных понятий; ни одна из двух наук – психология и естествознание не могут быть сведены одна на другую без помощи метафизики и потому рассудочное познание, имеющее целью лишь «истолкование опыта при посредстве подведения его под общие понятия» 1006 , не в состоянии примирить эти области в общем единстве. Поэтому психологические исследования совершенно не входят в круг рассудочных понятий и объединение психологических фактов в непротиворечивую систему переходит от воспринимающего познания прямо в область разума; в естествознании же подобное стремление к объединению вполне законно лежит, по мнению Вундта, в сфере рассудочного познания, и попытки сведения всех научных данных на общие основания, которые часто предпринимались и предпринимаются в частных дисциплинах и во всей совокупности наук, как нельзя лучше указывают на это стремление. Но понимание мировой связи – только это дело рассудка; «обосновать» же ее он не может 1007 ; лишь на долю разума выпадает эта задача. Закон основания, стремящийся непрерывно вперед к кон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8. Считаю необходимым рассказать об этом Василии: о его возрастании и о том, откуда он, вплоть до этих событий. Родился он в Македонии 1001 , в окрестностях Адрианополя, при императоре Михаиле Рангаве, который был отцом патриарха Игнатия и зятем императора Никифора через его дочь Прокопию. 9. При нем Крум, правитель Болгарии, выступил против христиан, и Михаил обратился в бегство, а Лев его сверг и сам воцарился; и, идя за ним следом, Крум окружил Город. Раненный копьем Львом Армянином, он, возвращаясь в Болгарию, послал войско к Святому Маманту забрать тамошних золотых животных и, подойдя к Адрианополю, захватил его и переселил десять тысяч мужчин, не считая женщин, и поселил их по ту сторону Дуная. 10. A во дни императора Феофила в Македонии был стратилат по имени Кордил 1002 ; был же у него и сын по имени Варда, весьма мужественный, которого он оставил вместо себя управлять македонцами по ту сторону реки Дунай. Он пришел к Феофилу с неким планом, и тот, приняв его с радостью и узнав, чего он хочет, послал корабли, чтобы забрать их и привезти в Город. 11. Правителем же Болгарии был Владимир 1003 , потомок Крума, отец Симеона, правившего после него 1004 . И вот эти люди приняли решение (прежде прибытия кораблей) 1005 уйти с женами и детьми в Романию. А когда Михаил Болгарин отправился 1006 к Фессалонике, они начали переправляться со своим добром. Узнав же об этом, комит переправился на ту сторону, чтобы воевать с ними. Тогда македоняне, потерпев в этом неудачу, сделали своим главой Цандза 1007 и Кордила и, устроив битву, многих убили, а некоторых и взяли в плен. А те болгары, кто не смог переправиться, перебежали к уграм 1008 , рассказав им всё о случившемся с македонянами. Прибыли и императорские корабли, чтобы забрать их и отвезти в Город. И тотчас показались гунны в бессчетном множестве. Те же, увидев их, со слезами стали восклицать: «Боже святого Адриана, помоги нам!», и приготовились к битве с врагом. А турки 1009 сказали: «Отдайте нам всё ваше имущество и ступайте, куда хотите». 12. Однако те с этим не согласились, но стояли строем три дня и на четвертый начали подниматься на свои корабли. Увидев это, турки устроили битву от пятого часа до вечера; и когда этот народ обратился в бегство, прогнали их македоняне. А на следующий день, когда они хотели удалиться, снова появились гунны, чтобы сразиться с ними. Но молодой македонянин по имени Лев из рода Гомостов, который после этого стал этериархом, и другие именитые македоняне, выступив, обратили их в бегство, прогнали и, вернувшись, сели на корабли, добрались до императора и, почтенные им, вернулись в Македонию, в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1004 Сирийцев-монофизитов, выделившихся в V в. сначала как религиозная группировка, но затем приобретших на этой почве самосознание особого этноса. Список народов составлен по принципу максимальной экзотичности, доступной автору. 1006 Древневерхненемецкая форма имени гуннского предводителя Аттилы (с умлаутом и типичным верхненемецким передвижением tt > tz), неоднократно встречающаяся в эпосе. 1007 Легендарные сыновья Этцеля-Аттилы; «Плодель» восходит, вероятно, к имени Бледы, брата и соправителя Аттилы. 1008 Правителю Рима и Италии после смещения в 476 г. императора Ромула Августула, что несколько условно принято считать концом Западноримской империи. 1009 Прототипом этого эпического персонажа является остготский король Теодорих Великий. Вторжение Теодориха в Италию в 489 г., судя по всему, было действительно санкционировано (восточно)римским императором Зиноном. 1012 Венгерский король Аба (видимо, поэтому, по созвучию, хронист именует его Оттоном) Шамуэль (Самуил) был выдвинут венгерской языческой знатью, которая была недовольна политикой пронемецки настроенного короля Петера, который в 1041 г. был изгнан из страны и бежал к германскому королю Генриху III. 1013 Немецкое название Братиславы; описываемый немецкий поход против короля Шамуэля относится к 1044 г. 1014 Эта информация уникальна, ни в каком ином источнике таких сведений нет. О том, что баварский хронист располагал каким-то особым источником по истории 1040-х гг., говорит также другое его уникальное свидетельство – прозвище Шамуэля «Косой» («der scilhende Ottô»: Kaiserchr. Vers. 16 393). Согласно венгерской традиции, Шамуэль был убит своими венгерскими противниками во время бегства «в сторону Тисы», здесь же, близ города Эгер на Средней Тисе он был впоследствии похоронен (Sim. Kez. 50. Р. 176–177; Chron. Hung. comp. 76. P. 332). Если учесть, что битва с немцами, в которой Шамуэль был разбит, произошла при Менфё, на венгерско-немецкой границе, то следует признать, что венгерская историческая традиция не противоречит известию «Хроники императоров» и даже, в известной мере, подтверждает его, так как обычный путь из Венгрии на Русь через Карпаты пролегал в верховьях Тисы. О вероятном политическом контексте этих событий – русско-венгерском сближении после неудачного посольства Ярослава Мудрого к германскому императору Генриху III на Рождество 1042 г. 21/3) – см.: Назаренко 2001в. С. 277–280; ДР. С. 351–352 (IV, 4.3.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 323. Алтарная часть ранневизантийского базиликального храма. Реконструкция В подобной обстановке ввоз в Херсон ценных пород камня (преимущественно пропонтидского, из мрамороломен Марморы) тоже сократился, но утверждения о том, что он прекратился полностью, не соответствуют действительности 1001 . Часть мраморов, как и прежде присылалась, видимо, только обтесанными до предпоследних фаз, а завершающая резьба предполагалась на месте. Как установил Жан-Пьер Содини на основе многочисленных примеров из ранней византийской истории, ими не торговали, а везли под заказ конкретных представителей церковных и светских властей, для конкретной постройки 1002 . Но не все заготовки удавалось пустить в ход и довести до завершения. К примеру, такими недоработанными кубовидными капителями была вымощена апсида поздней, малой «базилики в базилике», перестроенной не ранее X в. 1003 . Разумеется, эти заготовки были более ранними и послужили в качестве сполии, вторичного строительного материала, не сразу. Рис. 324. Кубовидные капители с крестом и трилистником и ионическая круглая капитель с процветшим крестом (по АЛ. Якобсону) Примечательно, что в количественном отношении херсонские провинциальные мраморы VIII–X вв. не уступают предшествующей группе аналогичных архитектурных деталей позднеантичного–ранневизантийского времени 1004 . К ним принадлежит ряд крупных коринфских капителей с мягким, плоскостным аканфом, некоторые кубовидные капители и большая часть импостных капителей «ионийского» ордера с овами и без них, которые некоторые исследователи без достаточных оснований относили лишь к V–VI вв. (рис. 324–326) 1005 . В городе и его округе продолжали стоять храмы с алтарными преградами из мраморных колонок и плит, украшенных как христограммами раннего варианта (IV – первой половины V вв.) (рис. 322), так и более поздними крестами с расширенными концами, так называемые «croix pattee», которые превалировали в юстинианову эпоху 1006 . Как верно заметил C. А. Беляев , по обилию этого материала Херсон не только не уступал, но и подчас превосходил другие центры Византийской империи 1007 . Для сравнения можно заметить, что от Константинополя, наиболее богатого на такого рода памятники, дошло всего лишь около 45 средневизантийских капителей, некоторые из которых тоже сохраняют связь с ранневизантийскими типами и изолированы от своего архитектурного контекста 1008 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соответствии (ντικειμνη) с этим различием, конечно же, и предполагается количество и выражающее его число, которое указывает на отвращение нашей гномической воли от Бога 994 . Богочтимый Отче! Окрылив свой ум Божественным вожделением, возвысив разум усердием и отрешив его от вещества и того, что ему сопутствует, ты не пресыщаешься чтением Священного Писания и способен неустанно, как никто другой, думать о нем с подобающим вниманием. Ведь то, что превыше чувства, не знает пресыщения 998 , а то, что превыше разума, не знает какого-либо ограничения; ибо первое по природе выше всякого течения и истечения 999 , второе – выше всякого вида 1000 и образа. Первое, насколько это [нам] позволено, делает возможным явление сокровенного, а второе дает допустимое представление о не имеющем границ (ορστου) 1001 , каковое достаточно для восприятия умом, и понятие о Святом Духе. Ведь вплоть до этого и по причине этого совершается посредством явления (δικφνσεως) человеколюбивое снисхождение Того, Кто выше человеков – [снисхождение], благодатью боготворящее тех, которые восходят намерением (γνμ) 1002 и, посредством истощания Слова 1003 , воспринимают Его полноту, тщательно исполняя заповеди 1004 . Исполнением заповедей ты был вознесен до совершенной степени рассудительности и мужества, и потому ты явное целомудренно утесняешь, а тайное праведно утучняешь 1005 , дабы первым показать мертвость Иисуса 1006 , уничтожающую всяческий грех , а во втором показать жизнь, сверхмирно являющую всяческую добродетель. Достигнув таким образом священного делания и созерцания, ты удостоился священного предела – спасения. Дабы уделить его другим и сделать его явным – в подражание Богу – ты пожелал обратиться с честным посланием ко мне, недостойному, хотя я ничтожен и безвестен; [обратиться,] во-первых, для того, чтобы меня своим словом умудрить и образумить, а также и освятить посредством присущей тебе благодати, всем повсюду передаваемой (ведь это нечто неограниченное, ибо его причина – не имеющее причины Слово); во-вторых же, [ты обратился ко мне] для того, чтобы искусно привести меня к познанию Нового таинства, согласно которому Бог Слово, воплотившийся ради нас и совершенно вочеловечившийся, воспринял человеческий облик; тем же, что [ты задал в письме] вопрос, ты пожелал не научиться основополагающему, ибо ты постиг все блага, а посвятить в более совершенные таинства того, кто не посвящен еще и в меньшие 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Фульс. На основании некоторых, правда довольно смутных, данных можно предполагать, что тоже звездное божество, что и Сухеиль, арабы боготворили под другим именем Фульс. Озиандер 999 и Ленорман 1000 высказывают предположение, что в идольском почитании Фульса арабы чествовали звезду Канопу или Сухеиля. Действительно, если мы примем во внимание то обстоятельство, что идол этот чтился у колена Тай, что колено это не посещало Каабы 1001 , а между тем у него по свидетельству вышеприведённых арабских писателей было развито почитание звезды Сухеиля, и нигде не упоминается об изображении этой звезды под собственным её именем, то становится вероятным предположение Озиандера и Ленормана. Все арабские писатели единогласно свидетельствуют что Фульс (или фильс или фальс – существуют различные чтении) был идол колена Тай. Колено Тай имело особое капище для него. Относительно самого идола и его чествования арабские писатели передают и общих чертах согласные повествования, разногласия относятся только к частностям. Так Ибн-Исхак говорит: «Фильс был идол, которому поклонялись Тай и другие колена, живущие в Салме и Аджа, горах колена Тай» 1002 . Ибн Гишам говорит: «один ученый рассказывал мне, что посланник Божий послал Али-ибн-Абу-Талиба против этого идола, тот разбил его и нашёл в нем два меча, один назывался Аррасуб , а другой Аль-Михзам . 1003 Когда он принес их посланнику Божию, то он подарил их ему, и это два меча Алия». 1004 По свидетельству Казвини храм этому идолу был на горе Адже 1005 . Сам идол имел человеческую форму, хотя крайне грубую, или лучше сказать, походил на человека 1006 . Автор же Марасид-аль-Иттиля повествует об этом идоле следующее: Аль-Фульс (или как другие выговаривают Аль-Фальс) есть имя идола, которого почитало колено Тай в Неджде, недалеко от Файда. Пророк послал туда Алия, который разрушил идола. Это была красная вершина скалы посредине горы Адша, похожая на образ человека, опоясанная двумя известными мечами 1007 , из которых один назывался аль-Михзам, а другой Расуб, которые подарил идолу Гассанидский царь Харес VII бну-Абу-Самир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Когда старец собирался в путь, он всегда брал с собой милоть и посох 1000 . Посох, часто упоминаемый в текстах, у старых монахов не хранился. Для того чтобы идти по песку, он был бесполезен. Он обычно служил для того, чтобы подгонять упрямого осла или верблюда, чтобы охотиться или убить змею, отогнать назойливую женщину или воскресить покойника 1001 . Путешествующий также брал с собой суму с едой и бурдюк с водой 1002 . Последний, однако, упоминается редко, поэтому можно задаться вопросом: не были ли в состоянии Отцы-пустынники, привыкшие к частому воздержанию от пищи и воды, совершать путешествия по пустыне по нескольку дней без пищи и воды, как это, например, делают верблюды? Авва Эрон проходил по пустыне расстояние в 60 километров 1003 . Когда отшельникам случалось приходить в обитаемую землю, благочестивые миряне могли пригласить их на трапезу, но монахи предпочитали, чтобы их приютили и накормили другие подвижники, занимавшиеся странноприимством. Однако монаху не следовало останавливаться в таверне. Один старец из Скита, увидев, что другой монах заходит в корчму, сделал ему замечание, но тот ответил: «Ступай себе, старче благий, Бог требует от нас только чистоты сердца» 1004 . Как мы видим, не все монахи поддерживали суровые правила отшельников Скита. Во время своих путешествий монахи обычно читали наизусть псалмы или строчки из Священного Писания. Авва Исайя советует монахам, путешествующим вместе, держаться немного поодаль друг от друга с тем, чтобы сохранять покой и молитву в сердце своем 1005 . Данные апофтегм, как кажется, указывают на то, что старец, путешествующий вместе с учеником, обычно отсылал его вперед, чтобы сохранить свою внутреннюю сосредоточенность 1006 . В пути монахи могли неожиданно встретить не только женщин, о чем мы уже говорили, но и охотников 1007 , и зверей – диких или не очень диких, о чем мы еще будем говорить в особой главе. Но не только их. Авва Макарий, например, часто встречал на дороге беса – но он удивлялся этому не более, чем увиденному черепу, который вдруг начинал с ним говорить 1008 . Перемещения, ссылки и переселения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010