Дата памяти П.- 4 окт., под к-рой его Мученичество помещено в груз. Минологии, засвидетельствована и в визант. традиции. Под этим числом краткое сказание о П. приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.; SynCP. Col. 105-106); в нем уточняется, что П. был поставлен во иереи митрополитом Бостры, очевидно уже после того, как стал вести уединенный образ жизни. В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под тем же числом (PG. 117. Col. 85) П. назван епископом Капитолиады; описание его истязаний в целом соответствует повествованию Мученичества, но исторический контекст изменен: П., согласно Минологию, был обращен в христианство вместе с семьей из язычества и пострадал от идолопоклонников (на этой версии, вероятно, основана встречающаяся в лит-ре ошибочная датировка его смерти III - нач. IV в.). В нек-рых более поздних визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память П. отмечена под 5 окт. (SynCP. Col. 107-108). В Палестино-грузинском календаре (Sinait. iber. 34, X в.) память П. как епископа Капитолийского указана под 23 нояб.; по мнению Ж. Гаритта , в этом сказалось влияние соседних памятей сщмч. Петра I , еп. Александрийского (25 нояб.), и Петра , патриарха Иерусалимского (26 нояб.) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 105, 393). В слав. Стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., сказание о П. было включено на основании сведений из Синаксаря К-польской ц. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 15). В ВМЧ митр. Макария оно было заимствовано из Минология имп. Василия (ВМЧ. Окт. Дни. 4-18. Стб. 795). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, внес под 4 окт. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. как о преподобномученике ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 179 об.); в совр. изложении она была незначительно расширена (ЖСв. Окт. С. 111). В 1-е издание Римского Мартиролога 1583 г. память П., очевидно, была включена дважды: под 21 февр.- как Петра Маюмского (вместе с памятью еп. Петра Дамасского на основании сообщения прп. Феофана Исповедника; Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 32-33) и под 4 окт.- как пресвитера «в Амасии у Меотидского озера» (Ibid. P. 176), что Петерс интерпретировал как искаженное «в Эмесе, мон-ре Дайр-Мимас» ( Peeters. 1940. P. 123-125). В пересмотренном издании Мартиролога 1586 г. обе памяти отсутствуют, а на 4 окт. перенесена память Петра, еп. Дамасского (MartRom. P. 433).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

83 Цит. изд., 124. 84 Chronicon Paschale, Venetiis 1729, p. 313—316. 85 Дмитриевский, Описание, 1,101. 86 Delehaye, SynaXarium ecclesiae C-politanae, 1902, p. 870. 87 У Феофана под 4 и 5 гг. Константина Погоната (изд. Боора, I. 1883, стр. 353), у Г. Кедрина тоже под 5-м годом Погоната и повторение Феофана (PG. 121, col. 836); Г. Амартол — PG. 110, col. 893. 88 Цит. изд., col. 836. 89 Delehaye, SynaXarium, 772. 90 Цит. изд., 353—354. 91 Delehaye, цит. изд., 904. 92 Акафист Божией Матери, — Визант. Временник, X, 1903, стр. 357. 93 Там же, 379. 94 А. Дмитриевский. Описание, 1,83. 95 Цит. соч., 391. 96 Цит. соч., 391. 97 Там же, 397. 98 Прибавл. к творен, св. отцов, 1880, II, стр. 497. (реценз. на изд. архим. Амфилохия, Кондакарий XII-XIII в., 1879). 99 PG. 110, col. 893. 100 P. De-Meester, L " lnno Acatisto, Bessarione, fasc. 81 (1904), p. 213. 101 Byzantinische Zeitschrift, XIV, 3—4 (1905), S. 645: рецензия П. Мааса на вышеуказанную статью об акафисте De-Meester " a. 102 Pitra, Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata, I, 1876, p.68 103 Цит. изд., 395 104 Цит. статья Мааса, 645. 105 См. примеч. 52 106 Byz. Zeitschr. XIV. 644. 107 Там же, 645 108 Pitra, цит. изд., 251 109 Цит. статья, 645 — PG 77, col. 991. 110 Цит. изд., 124. 111 Цит. статья, 647. 112 Цит. изд.,316 113 P.G.92, col.1297 114 См. Г.Недетовский, Варлаамитская ересь, — Труды Киевск. Д.А. 1872, I, стр. 354 115 A. I. Maclean, цит. соч., 268. 116 W. Wright, Catalogue of syriac manuscripts in the British Museum, I, 1870, pp. 178,183. 117 Там же, 180. 118 Maclean, 268. 119 Первый датированный у Райта памятник — лекционарий 824 г., 146. 120 Там же, 261,258,264. 121 Там же, 248,260,264—5. 122 А. Дмитриевский, описание, 1,112. 123 Wright, 1,248,260,264 — 5,274. 124 И. Помяловсий, Житие св. Саввы, 1890, стр. 102. 125 В житии св. Стефана Савваита об одном из удалений его в пустыню сообщается, что оно произошло, когда наступил пост, предвозвещающий спасительный праздник Пасхи». — Палестинскиий патерик, вып. 11,1900, стр. 140.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

105 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 113—117; Hefele K.J. Leclerq J. Histoire des Conciles. T.I. Part. I. P. 151—152; Harnack A. Geschichte der altchristlichen Litteratur… Teil. I. Bd. II. S. 114 et seq. 106 Ряд собраний или соборов во II веке, связанных со спорами о дне празднования Пасхи. 107 «В состоянии, требующем обсуждения» (лат.). 108 Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. S. 281. 109 В рукописи «в достаточной форме». 110 Посл. Климента. 44. 111 См. Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. Р. 377 et seq. 112 Alexandriae a Marco Evangelista usque ad Heraclam et Dionysium episcopos, presbyteri semper unum ex se electum in excelsiori gradu collocatum, episcopum nominabat: quomodo si exercitus imperatorem faciat, aut diaconi eligant de se, quem industrium noverint, et archidiaconum vocent (Epist. 146 ad Evangelum//PL 22. 1194). [ " В Александрии со времени евангелиста Марка и до епископов Геракла и Дионисия священники всегда, избрав из своей среды одного и поставив его на возвышенное место, называли епископом: как в том случае, когда войско провозглашает императора или диаконы выбирают из своей среды и называют архидиаконом того, чье усердие им известно».] 113 Brooks E.W. The ordination of the early bishops of Alexandria. P. 612, 613. 114 Eutychii Alexandrini patriarchae annales//PG 111. 982. 115 Butler E.C. The Lausiac History of Palladius. P. 218. Ср.: Dictionnaire d " Archeologie Chretienne et de liturgie. Т. I. Col. 1205. 116 Gore Ch. The Ministry in the early Church. P. 134 et seq. 117 Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. T. I. P. 377: «Aussi bien la periode, de duree imprecise, ou a Rome aussi, la distinction entre l " eveque et le college presbyteral serait demeuree moins explicite quelle ne le fit plus tard». [ " В Риме также некоторое время различие между епископом и коллегией пресвитеров могло оставаться не столь заметным, как впоследствии».] 118 В примечании, относящемся к утраченному фрагменту рукописи, указана литература. Сохраняем ее, так как она имеет отношение к этому абзацу. Duchesne L. Origines du culte chrétien. Paris, 1903; Lightfoot J.B. The Christian Ministry (Appendix: The Epistles to the Philippians); Gore Ch. On the ordination of early bishops of Alexandria; Zanders L. Etudes sur Saint Jerome; Batiffol P. Etudes d " histoire et de théologie positive.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ). Фрагмент Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ). Фрагмент († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.). А. Р. родилась в знатной рим. семье; осиротев в 3 года, воспитывалась в христ. жен. общине, к-рую возглавляла старица София. В возрасте 20 лет А. Р. привели к градоправителю («игемону») Пробу, он много слышал о ее красоте и хотел выдать ее замуж. Исповедав Христа, святая отказалась поклониться языческим богам; в наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Некий христианин Кирилл во время пыток напоил мученицу водой, за что был казнен. Проб приказал подвесить А. Р. и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, вырвали язык. А. Р. была усечена мечом, тело ее погребено Софией и 2 неизвестными христианами. Пространные греч. жития А. Р., одно из к-рых написано Симеоном Метафрастом , относят ее мученическую кончину ко времени имп. Диоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря К-польской ц. Х в. говорят о том, что это произошло в правление имп. Деция и Валериана . В царствование имп. Диоклетиана пострадала также вмц. Анастасия Узорешительница , и уже в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об А. Р. и Анастасии Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), поэтому возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений и посвященных им храмов. В ряде источников к-польского происхождения память А. Р. отмечается 12 окт.: в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 68-69), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 105-106), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 133-134). В большинстве визант. календарей память А. Р. содержится под 29 окт.: в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1329 гг. (Mateos. Typicon. P. 83); в разных редакциях Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 45) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302), а также в Иерусалимском уставе , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. (Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335). Под 29 окт. память А. Р. зафиксирована в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 171-173), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 341, 350) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 110).

http://pravenc.ru/text/114936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОН, ЗИНОН, ЕВСЕВИЙ И ВИТАЛИЙ [Греч. Νων, Ζνων, Εσβιος (Εσβειος) κα Βιτλιος] (I в.), мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.). Краткое сказание о мучениках содержится в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.). Н., З., Е. и В. жили на Керкире, были наставлены в вере св. апостолами Иасоном и Сосипатром и уверовали во Христа. Об этом доложили правителю острова Керкилину. Н., З., Е. и В. схватили, заковали в тяжелые цепи и доставили на суд к правителю, где они смело признали себя христианами. Тогда мучеников раздели, распластали на земле, связав их руки и ноги веревками, и избивали палками. В течение мн. часов их принуждали отречься от Христа и принести жертву идолам, но Н., З., Е. и В. не отступили от веры. Полумертвых их бросили в темницу, а затем предали огню (PG. 117. Col. 428). В некоторых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. Coislin. gr. 223, 1301 г.) под 28 апр. указаны 3 отдельные памяти: Н. с указанием «в огне скончавшийся», Е., а также З. вместе с В. В греч. рукописной Минее (Paris. gr. 1575, XII в.) под 27 апр. указана память В., З., Е., Н. и Нестава (по мнению И. Делеэ, имеется в виду мученик, пострадавший в Никомидии: см. ст.: Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин (пам. 24 апр.) - SynCP. Col. 631-632). В одном из древнейших списков Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.) под 28 апр. к именам мучеников также добавлено имя Нестав ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 278). В греч. печатной Минее (Венеция, 1603 г.) под 29 апр. содержатся 2 памяти: Е. и З. вместе с В.; Н. не упоминается (см.: SynCP. Col. 639-640). Прп. Никодим Святогорец поместил память мучеников под этим же числом, разделив их и добавив Н. В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под 29 апр. обозначена общая память Н., З., Е. и В. В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., под 28 апр. содержатся памяти и двустишия В. и Н., тогда как З. и Е. не упоминаются ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 72-73). В ВМЧ митр. Макария под этим же числом обозначена общая память В., З., Е., Н. и Неостава, а также отдельные памяти В. и Н., принявших мученическую кончину в огне ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 105, 106 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 561-562; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 291-292; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 8. Σ. 274. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 123-125; Sauget J.-M. Zenone, Eusebio, Neone e Vitalio//BiblSS. Vol. 12. Col. 1480-1481; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564938.html

100 О подобной молитве см. также 9.26–29; Прав., 2.10; Собесед., 3.7; 4.2; 4.5; 4.19; 6.10; 9.14–15; 10.10–11; 12.12; 19.4–6. Вообще преподобный Иоанн в своих сочинениях очень большое место уделяет молитве (см. особенно Собесед., lib. 9–10; Прав., lib. 2–3). Он говорит даже о необходимости для подвижника стяжать непрестанную молитву через повторение в сердце одних и тех же слов, подобных позднейшей молитве Иисусовой: “Для приобретения непрестанной памяти о Боге предлагается [некоторыми древними Отцами] такое правило благочестия: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися” (Пс 69:2; Собесед., 10.10; см. Stewart C. Указ. соч. P. 100–113). 101 См. Собесед., 3.7; 19.4–5; также умоисступление (excessusmentis, см. Прав., II.10; Собесед., 6.10; 9.31; 10.10; 19.4); исступление сердца (cordisexcessus, см. Собесед., 10.11; 12.12); исступление духа (excessusspiritus, см. Собесед., 4.5). В этом учение Кассиана резко отличается от учения Оригена и Евагрия, мистика которых не выходит за пределы “знания” ( gnosij). См. Olphe-Galliard M. Указ. соч. Col. 259–266. 104 См. Собесед., 3.7; 4.5; 6.10; 9.14–15; 9.25; 10.10; 19.4–5. Преподобный Иоанн замечает, что мыслящие способности нашего бессмертного духа, несущего в себе образ и подобие Божие, после разлучения его с плотью не только не пропадают, но, наоборот, еще более улучшаются, очищаются и утончаются (Собесед., 1.14). 105 См. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.26–28; 10.11; 12.12. См. также Stewart C. Указ. соч. P. 117. 106 Преподобный Иоанн замечает, что этот момент молитвенного исступления бывает в жизни подвижника очень редко (см. Собесед., 9.25, 10.10) и, за небольшими исключениями (см. Собесед., 19.4), длится лишь краткое мгновение (см. Собесед., 9.25). 107 Эти слова преподобный Иоанн приписывает преподобному Антонию Великому, хотя они более нигде не засвидетельствованы. Ср. подобную мысль у Евагрия (De oratione, 120; ср. Schol. in Ps 126:2//PG 12, 1644A). 109 Более того, по мнению преподобного Иоанна, после достижения возвышенного созерцательного состояния, по домостроительству и попущению Господа, человек может впадать в противоположное настроение печали, уныния, беспокойства, подавленности. Это означает, что подвижник ненадолго оставляется Богом для того, чтобы осознать слабость своего духа и смириться, или для того, чтобы были испытаны твердость и постоянство его духа (Собесед., 4.4). Эту тему “отступления”, “отбрасывания назад” в процессе созерцания впоследствии будет развивать святитель Григорий Великий.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

В. Lewis, в: Constantine Porphyrogenitus, De admtnistrando II, Commentary (London, 1962), p. 72. 103 PG 94, 765А. 104 Ibid., 768D. 105 Ibid., 760D. 106 Греческие трактаты Абу-Курры опубликованы в PG 97, cols. 1461-1609. 107 Этот отрывок о предопределении дословно воспроизводится в «Диалоге», приписываемом преп. Иоанну Дамаскину, PG 96, cols. 1336-1340. 108 PG 105, cols. 669-805. λεγχος γαρηνο, PG 104, cols. 1384-1448; о дате произведения см. Eichner, op. cit., pp. 137-138. 109 λεγχος γαρηνο, PG 104, cols. 1384-1448; о дате произведения см. Eichner, op. cit., pp. 137-138. 110 PG 154, cols. 373-692. 111 Перевод опубликован в PG 154,1035-1152. 112 PG 154, col. 601. 113 Ibid., col. 584. 114 Об этом эпизоде см.: J. Meyendorf, Introduction α l " ütude de Grümire Palamas (Paris, 1959), pp. 157-162. 115 3 Это чинопоследование опубликовано Φ. Силбургом (F. Sylburg, Heidelberg, 1595). Издание Силбурга перепечатано в Thesaurus Orthodoxae fidei Никиты Хониата в PG 140, cols. 123-138. Новое издание этого чина: F. Montet, " Le rituel d " abjuration des Musulmans dans l " flglise grecque " , Revue de l " histoire des religions 53 (1906), pp. 145-163, с французским переводом анафематствований. Это новое издание не заменяет издание Силбурга, так как последнее полнее. См. исследование издания Монте в: S. Ebersolt, " Un nouveau manuscrit sur le rituel d " abjuration des Musulmans dans l " Uglise grecque " , в том же самом Revue de l " histoire des religions 54 (1906), pp. 231-232; см. ClermontGanneau, " Anden rituel grec pour l " abjuration des Musulmans " , Recueil d " archuologie Orientale 7 (Paris, 1906), pp. 254-257; F. Cumont, " L " origine de la formule grecque d " abjuration imposüe aux Musulmans " , Revue de l " histoire des reJigions64 (1911), pp143-150. 116 Никита Хониат, «История», Bonn ed., pp. 278-286; обо всем эпизоде см. С. G. Bonis, " Θεσσαλονκης Ευστθιος και ο δο " τμοι " το ατοκρτορος Μανουλ Α " Κομνηνο (1143/80) περ των εις χριστιανικν ρθοδοξαν μετισταμενων Μωαμεθανν " , πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν 19(1949), pp. 162-169. 117

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

105. См. выше примечание 5 106. Ep. 2//Patrologiae cursus completus. Series Graeca. Ed. J. — P. Migne (сокр. PG). T. 102, cols. 604—605D. 107. Ibid., cols. 733—736. 108. PG, t. 120, cols. 812—813A. 109. PG, t. 126, col. 245B. 110. A Commentary on the Divine Liturgy. Tr. J. M. Hussey and P. A. McNulty. N. Y., 1977, pp. 76—79. 111. Мистагогический (греч.) — вводящий в таинства. — Ред. 112. Acta Maximi//PG, t. 90, col. 121C. 113. Ср., например, Symeon le Nouveau Theologien, Catecheses. Ed. B. Krivocheine and J. Paramelle//Sources Chretiennes, 113. Paris, 1965, p. 150. 114. Ed. V. S. Pseutoga, in Chrestou P. Grhgoriou tou Palama Suggrammata 2. Thessaloniki, 1966, pp. 563—578. 115. Мессалианство, или евхитство, — ересь, возникшая среди монашеских общин Сирии и Малой Азии в IV в. Каждый человек приносит с собой в мир злого демона, и молитва, по учению мессалиан, — единственное средство ко спасению от этого демона, которого даже крещение не в силах изгнать. Монахи–евхиты проводили время в праздности, избегая всякого рода труда как унижающего духовную жизнь, и то же время ощущая мнимое присутствие Св. Духа, предавались экзальтированным созерцаниям. В XI в. мессалианская ересь появляется вновь. — Пер. 116. Hymn 19. Ed. J. Koder//Sources Chretiennes, 156. Paris, 1969, 20, 4. 117. Acta Maximi//PG, t. 90, col. 117CD. 118. Октоих, в неделю утра, глас 8, канон 2, песнь 9, Богородичен. 119. «Византии после Византии» (фр.) — Прим. пер. 120. Vita Constantini 15, 2. Ed. F. Grivec and F. Tomsic, in: Constantinus et Methodius Thessalonicenses, Fontes. Zagreb, 1960, p. 131. 121. Перевод с англ. по изд.: St. Constantine’s Prologue to the Gospel. Tr. Jacobson R.//St.Vladimir’s Theological Quarterly, 7, 1963, pp. 15—18. 122. Пролог — церковно–учительный сборник, прототипом которого послужили греч. Минологии и Синаксари; содержит пересказы евангельских чтений, святоотеческие толкования и поучения, предания и краткие жития. Древнейший список славянского Пролога восходит к XII в. — Пер. 123. The Byzantine Commonwealth. London, 1971, p. 335.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

4. 1906 г. С. 1–189. 73 Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. – Dumbarton Oaks Studies. 19. Wash., 1984. Text 106–107; commentary 423–434. Чертог – это мутаторий, или императорская ложа в яефе Св. Софии, где находился император, когда он присутствовал на службе. Ср. Mathews Т. F. Op. cit. Р. 96, 133–134; Vogt A. Op, cit. Commentaire I, P. 61; Papadopoulos JsP. Le mutatorium des eglises byzantines. in: Memorial L. Petit. – AOC. Bucharest, 1948. T. 1. P. 366–372. 74 Например: Gregorius Nazianzenus. Or. 18, 39. – PG. Т. 35. Col. 1037; Mango С. The Art… P. 26. 76 См. свидетельство XIII-UX вв. в: А поп у mi Narratio de aedificatione templi S. Sophiae 27. Ed. Th. Preger. – Scriptores originum Constantinopolitanarum – BSGRT. 1901, reprint 1989. P. 105. 77 Хотя впервые понятие о храме как о микрокосме было оформлено в Византии ок. 630 г. Максимом Исповедником (ум. 660 г.) в его «Мистагогии» (1–5. – PG. Т. 91. Col. 664–684; Maximus Confessor. Selected Writings. – The Classics of Western Spirituality. N. Y>  – Mahwah, N.J. – Toronto, 1985. P. 186–195; [рус. пер. А. И. Сидорова : Ilpen. Максим Исповедник . Творения. Кн. 1. М., 1993 (Святоотеческое наследие). С. 154–184].), это понятие о храме как о микрокосме естественно присуще человеческой религиозности. Ср.: Eliade Af. Images and Symbols. Studies in Religious Symbolism. N.Y., 1969. Ch. 1; Idem. The Myth of the Eternal Return. L., 1955. Ch. 1; Idem. The Sacred and the Profane. N.Y., 1959. Ch. 1. Оно, очевидно, впервые применено к зданию христианской церкви в поэме VI в., посвященной кафедральному собору Эдессы: Go us sen. Η. Ober eine «Sugitha. auf die Kathedrale von Edessa. – Le Museon. 1925. 38. P. 117. 36. (пер. на англ.: Mango С. The Art… P. 57–60); op.: GrabarA. Le temoignage d’une hymne syriaque sur l.architecture de la cathcdrale d’Edesse au VIe siecle et sur la symbolique de Г edifice chrctien. – CA. 1948. P. 41–67 [см. также: К. E. McVey. The Soghita on the Church of Edessa in the Context of Other early Greek and Syriac Hymns for the Consecration of Church Buildings. – ARAM Periodical. 1993 [изд. 1996j. 5. P. 329–370. – Прим. ред.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010