. «Deuteronomy». В Old Testament Theology. Пер. D. H. G. Stalker. 2 vols. New York: Harper and Row, 1962, т. I, c. 219–231. Schultz, S. J. Deuteronomy. Everyman " s Bible Commentary series. Chicago: Moody, 1971. Thompson, J. A. Deuteronomy: An Introduction and Commentary. Tyndale Old Testament Commentary. Downers Grove, IL: Inter-Varsity, 1978. Weinfeld, M. «Deuteronomy». В EncJudS (1971): 1573–1583. . Deuteronomy and the Deuteronomic School. Oxford: Clarendon Press, 1972. Wijngaards, J. N. M. The Dramatization of Salvific History in the Deuteronomic School. Leiden: E. J. Brill, 1969. Wright, G. E. «Deuteronomy: Introduction». В Interpreter " s Bible, том 2, Nashville: Abingdon, 1953, c. 311–331. Второзаконие (1:1–4:40) Brueggemann, W. «The Kerygma of the Deuteronomistic Historian. Gospel for Exiles». Mr 22 (1968): 387–402. Gazelles, H. «Passages in the singular within discourse in the plural of Dt 1–4». CBQ 24 (1967): 207–219. Davies, G. I. «The Significance of Deut. 1:2 for the location of Mt. Horeb». PEQ 111 (1979): 87–101. Fishbane, M. «Varia Deuteronomica». ZZ WU (1972): 349–352. Freedman, D. N. «Deuteronomic History, The». В IDBSuppl, c. 226–228. Kitchen, K. A. «Ancient Orient, " Deuteronomism,» and the Old Testament». В New Perspectives on the Old Testament. Под ред. J. Barton Payne. Waco, TX: Word Books, 1970, c. 1–24. Lilley, J. P. U. «By the river-side». VT28 (1978): 165–171. Lindars, B. «Torah in Deuteronomy». В Words and Meanings: Essays presented to David Winton Thomas on his retirement from the Regius Professorship of Hebrew in the University of Cambridge. Под ред. Peter R. Ackroyd and Barnabas Lindars. London: Cambridge University Press, 1968, c. 117–136. McKenzie, J. L. «The Historical Prologue of Deuteronomy». В Fourth World Congress of Jewish Studies, papers, т. 1, c. 95–101. Noth, M. The Deuteronomic History. Journal for the Study of the Old Testament, Supplement Series, n.15. Ann Arbor, MI: Eisenbrauns, 1980. Английский перевод немецкого подлинника был опубликован в 1943 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Isid. eccl. off. – Lawson, Christopher M. ed. (Ш9) Isidori Hispalensis De ecclesiasticis officiis, Brepols, Turnhout. Isid. etym. – Lindsay Wallace M. ed. (1911) Isidori Hispalensis Etymologiarum sive originum libri XX. Clarendon Press, Oxford. 2 vols. Isid. nat. rer. – Fontaine, Jacques éd. (1960) Isidore de Séville. Traité de la nature. Péret et fils, éditeurs, Bordeaux. Isid. sent. – Cazier, Pierre ed. (199B) Isidori Hispalensis sententiae. Brepols, Turnhout. Mart. Brac. Form. vit. – Barlow, Claude W. ed. (19S0) Martini Episcopi Bracarensis Opera Omnia, Yale University Press, New Haven, pp. 236–2S0.Quint. inst. – Radermacher, Ludwig, Buchheit Vinzenz eds. (1971) M. Fabi Quintiliani Institutionis Oratoriae. Pars II. Libri VII–XII. Teubner, Leipzig. Sen. ep. – Hense, Otto. ed. (1938) Senecae Epistulae morales ad Lucillium. Teubner, Leipzig. Ссылки – References in Russian Ауров, Марей 2012 – Ауров О.В., Марей А.В. Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. M.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. Биркин 2017 – Биркин М.Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского //Вестник древней истории. 2017. Т. 77. С. 126–139. Зюмтор 2003 – Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. Пер. с франц. И.К. Стаф. СПб.: Алетейа, 2003. Криницына 2010 – Криницына E.C. Lex autem iuris est species: понятие закона (lex) в сочинениях Исидора Севильского //Вестник РГГУ. 2010. 10. C. 249–267. Лотман 1996 – Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. Фуко 2012–Фуко М. Археология знания. Пер. с франц. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: Гуманитарная академия, 2012. Штаерман 1985 – Штаерман Е.М. От гражданина к подданному/Культура Древнего Рима. Под ред. Е. С. Голубцовой . М.: Наука, 1985. С. 22–105. Origo in De ecclesiasticis officiis of Isidore of Seville 55 Sergey Vorontsov Most texts of the last centuries of Late Antiquity are compilations.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Из этого вывода проводится дальнейшее сопоставление позиций .   Gillett C. Physicalism and Panentheism: Good News and Bad News//Faith and Philosophy. 2003. 20. Р. 3-23. В статье рассматривается совместимость панентеистических идей с наукой, выделяются сильные и слабые стороны панентеизма в этом отношении.   Leidenhag M. Is Panentheism Naturalistic: How Panentheistic Conceptions of Divine Action Imply Dualism//Forum Philosophicum. 2014. 19. Р. 209-225. В статье рассматривается проблема совместимости панентеизма с натурализмом. Утверждается, что пантеизму не удается избежать онтологического дуализма. Обзорные работы Culp, John. Panentheism//The Stanford Encyclopedia of Philosophy Clayton Р . and Peacocke А . (eds.), In Whom We Live and Move and Have Our Being: Panentheistic Reflections on God’s Presence in a Scientific World, 2004. В сборнике представлены работы ученых и богословов, касающиеся панентеизма и его перспектив. Авторы исследуют противоречия между традиционными взглядами на Бога и современной наукой и задаются вопросом, является ли панентеизм более предпочтительным, чем другие концепции. Сборник включает разделы, посвященные следующим темам: панентеистическая интерпретация отношения между Богом и миром, научные перспективы панентеизма, теологические перспективы панентеизма. Книга содержит также краткое введение в тему и обзор исторических предпосылок современного состояния панентеизма. В сборник включены работы следующих авторов: Джозеф А. Бракен, Майкл В. Брирли, Филип Клэйтон, Пол Дэвис, Силия Е. Дин-Драммонд, Дэнис Эдвардс, Нильс Хенрик Грегерсен, Дэвид Рэй Гриффин, Роберт Л. Херрманн, Кристофер С. Найт, Эндрю Лаут, Гарольд Дж. Моровиц, Алексей В. Нестерук, Рут Пейдж, Артур Пикок, Рассел Стэннард, Кит Уорд, Каллист (Уэр). Biernacki L. and Clayton Р . (eds.). Panentheism. Oxford: Oxford University Press, pp. 18-36. Авторы данного сборника исследуют различные философские и религиозные традиции – христианство, индуизм, буддизм, иудаизм и другие, чтобы выявить в них панентеистические идеи.

http://bogoslov.ru/article/6021560

 См. Хейфманн С. Павел и его интерпретаторы.//Словарь Нового Завета. Т.2: Мир Нового Завета./Эванс К. и др., ред. М.: ББИ, 2010. С. 532-545.  Подробнее см. в: Krentz E. The Historical Critical Method. Philadelphia: Fortress, 1977. В православной перспективе такой подход следует признать в корне неверным, поскольку человеческий разум представляется помраченным вследствие грехопадения.   Иванов С.А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 7.  Подробнее см.: Юревич Д., свящ . Библейская критика или библейский анализ? Доклад на семинаре преподавателей библейских дисциплин духовных учебных заведений Московского Патриархата.//Кафедра библеистики Московской духовной академии (сайт). URL: (дата обращения: 07.10.2015).  См.: Adam A.K.M. What is Postmodern Biblical Criticism? Minneapolis: Fortress, 1995.  The Oxford Handbook of Biblical Studies./Lieu J.M., Rogerson J.W., eds. Oxford: University Press, 2006. P. 657-674.   Десницкий А.С. Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики?//Научный богословский портал Богослов.ру (сайт). URL: http://www.bogoslov.ru/text/1240183.html дата обращения: 07.10.2015).  См. напр. докторскую монографию преподавателя кафедры библеистики МДА иеромонаха Филофея (Артюшина) «Рассказывая о спасении посредством взгляда: Богословское значение и прагматический аспект развития темы «видеть Иисуса» в Евангелии от Луки»: Artyushin S . Raccontare la salvezza attraverso lo sguardo. Portata teologica e implicazioni pragmatiche del «vedere Gesù» nel Vangelo di Luca. Roma: Editrice Pontificia Università Gregoriana, 2014. 624 pp. См. также аннотацию книги на сайте МДА: http://www.mpda.ru/publ/text/2591878.html (дата обращения: 07.10.2015).  Библеистика.//Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. V. Бессонов-Бонвеч. С. 25.   Юревич Д., свящ . Учение о Богодухновенности Священного Писания и его актуальность в современных библейских исследованиях.//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: материалы 2005 г. М., 2005. Т. 1. С. 32.

http://bogoslov.ru/article/6175221

Соответственно, глава заканчивается спуском Моисея с горы с сияющим лицом – факт, который, несомненно, очевиден для всех, кроме самого Моисея (34:29:30). Чайлдс замечает, что «библейская история заботится о том, чтобы божественный свет на лице Моисея не воспринимался как некий тип метаморфозы. Сам Моисей не стал божеством. Он не подозревал о каком- либо преобразовании. Вся суть истории в том, чтобы подчеркнуть, что его слава была только отражением Божьей славы» 116 . В этом и есть суть 8-го псалма – человек немного умален пред Богом и увенчан славою и честью. Человек является отражением Бога, но ни в коем случае не равен с Ним. Библиография Скиния (25–31, 35–40) Abrahams, I. «Tabernacle». В EncJud 15 (1971): 679–688. Blenkinsopp, J. Prophecy and Canon: A Contribution to the Study of Jewish Origins. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1977, c. 54–79. . «The Structure of P». Bibl 38 (1976): 275–292. Eichrodt, W. Theology of the Old Testament. Пер. J. Baker. 2 vols. Philadelphia: Westminster, 1967, т. 1, c. 102–114. Feinberg, C. «Tabernacle». В ZPEB, 5, c. 572–583. Glueck, N. «Incense Altars». В Translating and Understanding the Old Testament: Essays in Honor of Herbert G. May. Под ред. Harry T. Frank and William L. Reed. Nashville: Abingdon, 1970, c. 325–329. Gutmann, J. «The History of the Ark». ZAtV S3 (1971): 22–30. Haran, M. «Priestly Vestments». В EncJud 13 (1971): 1063–1069. . «Shewbread». В EncJud 14 (1971): 1394–1396. . Temples and Temple Service in Ancient Israel. Oxford: Clarendon Press, 1978. Kearney, Р. J. «Creation and Liturgy: The P Redaction of Ex 25–40 ». ZA W 89 (1977): 375–387. Lewis, J. «The Ark and the Tent». RExp 74 (1977): 28–44. Lipinski, E. «Urim and Thummim». VT20 (1970): 495. McEvenue, S. E. «The Style of a Building Instruction». Semitics 4 (1974): 1–9. Motyer, J. A. «The God Who Is Sufficient: The Indwelling God (Exodus 25:1–40:38)». The Keswick Week 1974, c. 111–121. Woudstra M. H. «The Tabernacle in Biblical-Theological Perspective». В New Perspectives on the Old Testament. Под ред. J. Barton Payne. Waco, TX: Word Books, 1970, c. 88–103. Золотой телец и обновление завета (32–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

84. Lawrence F. Kaplan and William Kristol, The War Over Iraq, Lanham: Encounter Books 2003, p. 5. 85. Dipesh Chakrabarty, Provincializing Europe. Postcolonial Thought and Historical Difference, Princeton: Princeton University Press 2000. Цифры в скобках отсылают к соответствующим местам в данной книге. 86. Религиозная организация, возникашая в Китае в 1992 г. и запрещенная властями в 1999 г. Относится к сектам из группы Квигонг, или «космического дыхания». — Прим. ред. 87. Хотя можно сказать, что реинкарнация — это путь к практике жребия, которая на самом деле является демократическим средством, широко использовавшимся в Древней Греции. 88. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Соч., Т. 4, С. 427. 89. Хотя самым знаменитым Дизартом был Ричард Бертон, который играл эту роль на Бродвее и в киноверсии, два других актера вызывают куда более любопытные ассоциации: Энтони Хопкинс и Энтони Перкинс — Дизарт между Ганнибалом Лектором и Норманом Бейтсом! 90. «Эквус» обычно истолковывается в нью-эйджевском ключе как пьеса, прославляющая жизненную силу возрожденной языческой духовности; но само повествование пьесы говорит об обратном: языческая духовность взрывается, когда наша западная (христианская) религия терпит провал, когда символический Закон, который поддерживает ее, рушится. То, что кажется более «первичным», оказывается вторичной реакцией, мифом, сотканным для того, чтобы закрыть дыру приостановленного отцовского Закона. В каком-то смысле Алан — это «человек с лошадями», как маленький Ганс, фрейдовский пациент-ребенок — с той лишь разницей, что здесь лошадь выступает не объектом фобии, а объектом избыточного jouissance, некастрированного отцовского либидо. 91. Айн Рэнд, Атлант расправил плечи. Т. 2. М.: Альпина бизнес букс, 2008, С. 134. 92. Злой гений (франц.) — Прим. ред. 93. Nicolas Malebranche, Treatise on Nature and Grace, Oxford: Clarendon Press 1992. 94. Catherine Malabou, Les nouveaux blesses, Paris: Bayard 2007. Цифры в скобках отсылают к соответствующим страницам в данной книге.

http://predanie.ru/book/220964-razmyshle...

Mendenhall, G. E. «The Census Lists of Numbers 1 and 26». JBL 11 (1958): 52–66. Milgrom, J. «Priestly Terminology and the Political and Social Structure of Pre-Monarchic Israel». JQR 69 (1978): 65–81, особенно 79–81. Sasson, J. «A Genealogical " Convention» in Biblical Chronography?» ZA W 90 (1978): 171–185. Vaux, R. de. The Early History of Israel. Philadelphia: Westminster, 1978, c. 724–727. Wenham, J. W. «Large Numbers in the Old Testament». ТВ 18 (1967): 19–53, особенно с. 24–39. Главы 3–4 Abba, R. «Priests and Levites». В IDB, 3, с. 876–889. Cody, A. A History of Old Testament Priesthood. Rome: Pontifical Biblical Institute, 1969, c. 29–38. Milgrom, J. Studies in Levitical Terminology, 1: The Encroacher and the Levite. the Term Aboda. University of California Publications in Near Eastern Studies, том 14, Berkeley: University of California Press, 1970. Cm. «References», c. 102. Vaux, R. de. Ancient Israel, t. 2, Religious Institutions. New York: McGraw-Hill, 1965, c. 358–371. Глава 5 ст. 5–10 Milgrom, J. Cult and Conscience: The ASH AM and the Priestly Doctrine of Repentance. Leiden: E. J. Brill, 1974, c. 104–106. ст. 11–31 Brichto, H. C. «The Case of the Sota and a Reconsideration of Biblical Law». HUCA 46 (1975): 55–70. Fishbane, M. «Accusations of Adultery: A Study flaw and Scribal Practice in Numbers 5:11–31». HUCA 45 (1974): 25–45. Frymer, T. S. «Ordeal, judicial». В IDBSuppl, c. 638–640. Phillips, A. C. Ancient Israel " s Criminal Law. A New Approach to the Decalogue. Oxford: Basil Blackwell, 1970, c. 118–121. Sasson, J. «Numbers 5 and the " Waters of Judgment. BZ 16 (1972): 249–251. Ward, E. F. de. «Superstition and Judgment». ZAIV89 (1977): 1–19, особенно c. 13–14. Глава 6 ст. 1–21 Eichrodt, W. Theology of the Old Testament. Перевод J. Baker. 2 vols. Philadelphia: Westminster, 1967, т. 2, c. 303–306. Milgrom, J. Cult and Conscience: The ASH AM and the Priestly Doctrine of Repentance. Leiden: E. J. Brill, 1974, c. 66–70. . «Nazirite». EncJud 12 (1971): 907–909.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Остается лишь пожелать, чтобы Херинг высказался более ясно: воскресший и живой Христос есть принцип, норма, центр и цель нравственного мышления, суждения и поведения. Брайан Джонстон обращает внимание на то, что о воскресении Христа Херинг практически молчит 249 . Гимн в Послании Колоссянам 1 понимает Христа не только как центр творения, но и как центр нового творения, начатого Его воскресением. Нравственное богословие, верное видению этого гимна, не говоря уж о посланиях Павла к Римлянам, 1 Коринфянам и др., должно снова и снова возвращаться к вопросу: чего хочет от нас воскресший Иисус? Как мы должны мыслить, решать, поступать? Разумеется, ответить на этот вопрос не всегда легко. Однако если мы не будем его задавать, можем ли мы надеяться сохранить своей нравственной жизни ту верность живому Иисусу, которой Он от нас ждет? Описывая этику, основанную на воскресении, Джонстон предполагает, что она может привести к тринитарной морали истинного мира и единства в отношения, а не «мира», созданного насилием 250 . О том, как идут рука об руку мораль, ориентированная на воскресение, и мораль, ориентированная на Троицу, следовало бы написать отдельную книгу. Однако предположение Джонстона обращает наше внимание еще на один случай примечательного молчания современной христианской этики – молчания о Троице, центральном предмете веры христиан, открывающемся в событиях Пасхи и Пятидесятницы. Но прежде чем развивать этику на основе веры в Троицу, христианским моралистам стоит задуматься над предложением Джонстона о «тройственной роли», которую должны играть в христианской этике «повествования о воскресении и вытекающее из них учение»: «Во-первых, они должны формировать наши этические представления; во-вторых, предлагать новое и ясное восприятие жизни, которое сделает возможной христианскую критику культуры; и, в-третьих, дать принципы истинно христианского понимания добродетели» 251 . 179 Blaise Pascal, Pensees, trans. A.J. Krailsheimer (London: Penguin Books, 1966), 424. [См. рус. пер.: Блез Паскаль, Мысли, Малые сочинения. Письма, ACT, 2003, с. 47–364. – Прим. ред.] 180 Второй закон можно выразить понятием «энтропии», которая представляет собой степень беспорядочности или случайности в составляющих любой замкнутой системы. Энтропия в изолированной системе может только возрастать, но не уменьшаться. 182 См. John Polkinghome, The God of Hope and the End of the World (New Haven, CT: Yale University Press, 2002), 74–76, 113–116. 183 Pierre Teilhard de Chardin, Science and Christ, trans. Rene Hague (New York: Harper & Row, 1968), 27, 35, 63–64, 75–76. 185 См. Christopher F. Mooney, Teilhard de Chardin and the Mystery of Christ (London: Collins, 1966), 120,135; и Robert Faricy, All Things in Christ: Teilhard de Chardin’s Spirituality (London: Collins, 1981), 13–31. 186 A. Peacocke, Creation and the World of Science (Oxford, UK: Clarendon Press, 1979), 353; курсив мой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Gregorius Palamas. Homiliae 53// Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Τ. 6. Πραγματεαι/κδ. Β. Σ. Ψευτογκς. Θεσσαλονκη: Κυρομνος, 2015. Σ. 551–585. Iamblichus. De mysteriis//On the Mysteries/transl. by E. C. Clarke, J. M. Dillon, J. P. Hershbell. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003. Καρμρης . Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα τς ρθοδξου Καθολικς κκλησας. T. Α´. θναι: [Χ. .], 1960. Maximus Confessor. Ambigua ad Ioannem//PG. T. 91. Col. 1061–1417. Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho//PG. T. 91. Col. 287–354. Nicephori Gregorae. Historiae Byzantinae. Vol. 3/ed. I. Bekker, L. Schopen. Bonn: Weber, 1855. (CSHB). Nikephoros Gregoras. Antirrhetika/hrsg. von H.-V. Beyer. Wien: Osterreichische Akademie der Wissenschaften, 1976. (Wiener byzantinische Studien; Bd. 12). Proclus. Elementatio theologica//The Elements of Theology/ed., transl., comment. E. R. Dodds. Oxford: Clarendon Press, 1971. Proclus. In Platonis Parmenidem// Procli philosophi Platonici Opera inedita/ed. V. Cousin. Paris: Durand, 1864. P. 617–1244. The Orations of St. Athanasius Against the Arians: According to the Benedictine Text/ed. by W. Bright. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. Аристотель. Сочинения: в 4 тт. Т. 1/Академия Наук СССР Институт философии. М.: Мысль, 1976. Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина/пер. с греч. Р. В. Яшунского. Краснодар: Текст, 2010. Григорий Палама, свт. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч. 1/пер. с греч. архим. Амвросия (Погодина). М.: Паломник, 1993. Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав/пер. и прим. А.И. Сидорова. Краснодар: Текст, 2006. Григорий Палама, свт. Трактаты/пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Текст, 2007. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. М.: Канон+, 1995 (История христианской мысли в памятниках). Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих (новый перевод)/пер. и коммент. Р. В. Яшунского; сост. О. И. Ласточкин. СПб.: РГПУ, 2021.

http://bogoslov.ru/article/6172777

Основные источники Обновляемая библиография по теме: http://philpapers.org/browse/monism . Ниже указаны представители экзистенциального и приоритетного монизма. Следует учитывать, что классическими примерами субстанциального монизма могут служить материализм и нейтральный монизм, однако отдельное рассмотрение этих концепций в данной статье не вполне целесообразно ввиду их распространенности и разнообразия. Экзистенциальный монизм Horgan T. & Potr M. Austere Realism: Contextual Semantics Meets Minimal Ontology. MIT Press, 2008. Аргументация в пользу подходов, близких к экзистенциальному монизму: Benovsky J. Eliminativism, objects, and persons – The virtues of non-existence. Routledge, 2018. Cornell D. Taking monism seriously//Philosophical Studies. 2016. 173 (9), р. 2397-2415. Приоритетный монизм Schaffer J. Monism: The Priority of the Whole//Philosophical Review 2010. 119 (1), р. 31-76. Trogdon K. Priority monism // Philosophy Compass. 2017.  12 (11), р. 1-10. Brzozowski J. Monism and Gunk//Mark Jago (ed.),  Reality Making . Oxford University Press, 2016, pp. 57-74. Calosi C. Quantum mechanics and Priority Monism// Synthese. 2014.   191 (5), р. 1-14. Calosi C. Quantum monism: an assessment//Philosophical Studies. 2018. 175 (12), р. 3217-3236. Другие работы см. в указанном ниже сборнике. Обзор, анализ и критика За последние годы вышло два больших сборника, посвященных теме монизма, содержания которых достаточно для того, чтобы ознакомиться с данной темой. Исследование данной темы в более полном объеме требует погружения во множество других дискуссий, что невозможно в рамках краткого обзора. Это связано с тем, что выбор между монизмом и плюрализмом – это один их базовых вопросов метафизики. Большая часть известных авторов, которые занимаются проблемами монизма в настоящее время, приняли участие в создании обоих сборников. Bachli A., and Petrus К . Monism. Frankfurt: Ontos, 2003. Сборник посвящен рассмотрению проблемы монизма и его альтернатив как в исторической перспективе, так и с точки зрения современной аналитики. Часть статей в этом сборнике написаны на английском языке, вот их список:

http://bogoslov.ru/article/6027893

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010