219 G. Martinez, Signs of Freedom: Theology of the Christian Sacraments (Mahwah, NJ: Paulist Press, 2003), 92–101,136–143.148–153. 221 «Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Очевидно, Павел цитирует здесь исповедание веры, возможно, связанное с принятием крещения. См. В. Byrne, JHomans (Collegeville, MN: Liturgical Press, 1996), 321–322; J.A. Fitzmyer, Romans (New York: Doubleday, 1993), 588–589, 591–592; D.J. Moo, The Epistle to the Romans (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1996), 657–658. 222 Крещение включает в себя «омовение». Однако первичный символический смысл этого таинства не в омовении, а в причащении смерти и воскресению Христа и принятии на себя Его тройной функции священника, пророка и царя. 223 См. J.A. Fitzmyer, First Corinthians (New Haven, CT: Yale University Press, 2008), 446; A.C. Thiselton, The First Epistle to the Corinthians (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2000), 891–894. 224 О том, что включает в себя это «присутствие», см. G. O’Collins, Christology: A Biblical, Historical, and Systematic Study of Jesus, 2nd ed. (Oxford, UK: Oxford University Press, 2009), 334–357. 225 Gerald Bonner, “Christus Sacerdos: The Roots of Augustine’s AntiDonatist Polemic”, in Signum Pietatis, ed. A. Zumkeller (Wurzburg; AugustinusVerlag, 1989), 325–329, на с 338. 227 См. G. O’Collins and М.К. Jones, Jesus Our Priest: A Christian Approach to the Priesthood of Christ (Oxford, UK: Oxford University Press, 2010). 230 T.F. Torrance, Theology in Reconciliation: Essays toward Evangelical and Catholic Unity in East and West (Eugene, OR: Wipf & Stock, 1996), 209; подробнее о взглядах Торранса на живое священническое присутствие Христа в богослужении см. O " Collins and Jones, Jesus Our Priest, 224–229. 231 См. G. O’Collins, Saltation for All: God " s Other Peoples (Oxford, UK: Oxford University Press, 2008), 142–160. 233 Об этих двух стихах см. J.A. Fitzmyer, The Acts of the Apostles (New York: Doubleday, 1998), 577, 578.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Тотальность и бесконечное. С. 31. 93 Левинас, От существования к существующему, в: Левинас, Избранное. Тотальность и бесконечное. С. 33. 97 Emmanuel Levinas, God, Death and Time, txans. B. Bergo, Sandford: Sandford University Press, 2000. P. 39–40. 102 Gerald L. Bruns, “The Concepts of Art and Poetry in Emmanuel Levinas ‘Writings’» in: Simon Critchley and Robert Bernasconi, The Cambridge Companion to Levinas, Cam bridge: Cambridge University Press, 2002. P. 218. 106 Jean-François Lyotard, Lessons on the Analytic of the Sublime: Kant’s ‘Critique of Judgment», trans. E. Rottenberg, Stanford, CA: Stanford University Press, 1994. P. 50–58 109 Сам Левинас, иллюстрируя эту мысль, отсылал к статуям Родена: Левинас, «От существования к существующему», в: указ. соч. С. 32–33. 110 Emmanuel Levinas, Nine Talmudic Readings, transi. A. Aronowicz, Bloominton: Indiana University Press, 1994. P. 41. 112 Emmanuel Levinas, Otherwise than Being. Or Beyond Essence, transi. A. Lingis, 1974, Pittsburgh: Duquesne University Press, 1998. P. 110–112. 113 Levinas, “Meaning and Sense” in: A. Peperzak (ed.), Levinas. Basic Philosophical Writings, Bloomington: Indiana University Press, 1996. P. 49. 114 Luce Irigaray, “Questions to Emmanuel Levinas” in: Margaret Whitford (ed.), The Irigaray Reader, Oxford: Blackwell, 1991. P. 180. 118 Левинас, «Трудная свобода», в: Эммануэль. Левинас, Избранное: Трудная свобода. М., 2004. С. 334 119 Левинас пишет об этом в работе Beyond the Verse. Talmudic Readings and Lectures, trans. G.D. Mole, London: Continuum, 2007. P. 161–163. 121 David Bentley Hart, The Beauty of the Infinite. The Aesthetics of Christian Truth, Grand Rap ids, Michigan: Eerdmans, 2003. P. 75–92. (Рус. пер.: Дэвид Харт, Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М.: ББИ, 2010). 122 Левинас, «Тотальность и бесконечное», в: Левинас, Избранное. Тотальность и бесконечное. С. 74 123 Emmanuel Levinas, Ethics and Infinity, trans. R. Cohen, Pittsburgh: Duquesne University Press, 1985. P. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

(дата обращения: 26.06.2020). BartlettJ. R.The Books of the Maccabees//The Oxford Companion to the Bible/Ed. by B. M.Metzger and M. D.Coogan. Oxford University Press, 1993. BeecherE.History of Opinions on the Scriptural Doctrine of Retribution. NY: D.Appleton and company, 1878. BergrenT. A. 2 Esdras//The New Oxford Annotated Apocrypha: New Revised Standard Version/Ed. by M. D.Coogan. NY: Oxford University Press, 2010. BickermanE. J.The Colophon of the Greek Book of Esther//Journal of Biblical Literature. 1944. Vol. 63 BookerC.The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories. London; New York: Continuum, 2004. CharlesworthJ. H.Prayer of Manasseh//The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 2: Expansions of the «Old Testament» and Legends, Wisdom and Philosophical Literature, Prayers, Psalms, and Odes, Fragments of Lost Judeo-Hellenistic Works/Ed. by J. H.Charlesworth. NY: Garden City, Doulbleday & Company, Inc., 1985. CooganM. D.Judith//The New Oxford Annotated Bible with the Apocryphal/Deuterocanonical Books the Old Testament. Oxford: University Press, 2007. DancyJ. C.The Divine Drama: The Old Testament as Literature. Cambridge: Lutterworth Press, 2001. DaviesP. R.The Prayer of Manasseh//Eerdmans Commentary on the Bible/Eds. J. D. G.Dunn, J.William. Grand Rapids, Michigan; Cambridge, U. K.: Wm. B.Eerdmans Publishing Company, 2003. DavilaJ.Is the Prayer of Manasseh a Jewish Work?//Heavenly Tablets: Interpretation, Identity and Tradition in Ancient Judaism/Ed. by Lynn LiDonnici, Andrea Lieber. Leiden: Brill, 2007. DeSilvaD. A.Introducing the Apocrypha: Message, Context, and Significance. Grand Rapids: Baker Academic, 2004. FairweatherW.Maccabees, Books of//Encyclopædia Britannica a dictionary of arts, sciences, literature and general information. NY: Encyclopædia Britannica, Inc, 1911. Vol. 17. FitzmyerJ. A.Tobit. Berlin; New York: De Gruyter, 2003. FlusserD.Psalms, Hymns and Prayers//Jewish Writings of the Second Temple Period/Ed. by MichaelE.Stone. Philadelphia: Fortress Press, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

The Trinity: East/West Dialogue/Ed. M. Y. Stewart. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003. Thompson J. W. Ephapax: The One and the Many in Hebrews//New Testament Studies. Vol. 53. Issue 04. October 2007. P. 566–581. Thornton J. W. Made Perfect in Faith. Etna, California: Center for Traditionalist Orthodox Studies, 2006. Tillich P. Systematic Theology. 3 vols. Chicago: University of Chicago Press, 1951. V. 1. Tillich P. The Courage to Be. Yale: New Haven, 2000. Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus Confessor. Lund: Gleerup, 1965. Tollefsen T. Th. St Maximus’ Concept of a Human Hypostasis//Knowing the purpose of creation through the resurrection. Proceedings of the Symposium on St. Maximus the Confessor. Belgrade, October 18–21, 2012/Ed. by bish. Maxim (Vasiljevic). Sebastian Press & the Faculty of Orthodox Theology – University of Belgrade, 2013. P. 115–127. Tollefsen T. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor. Oxford: Oxford University Press, 2008. Torrance A. Personhood and patristics in Orthodox Theology: Reassessing the debate the Heythrop Journal LII (2011). P. 700–707. Torrance T. F. The Christian Doctrine of God: One Being Three Persons. Edinburg: T&T Clark, 1996. Turcescu L. Gregory of Nyssa and the Concept of Divine Persons. Oxford: Oxford University Press, 2005. Turcescu L. Introduction//Dumitru Stniloae: Tradition and Modernity in Theology/Ed. by L. Turcescu. Oxford, Palm Beach, Portland: The Center for Romanian Studies Iai, 2002. P. 7–14. Turcescu L. «Person» versus «Individual» and Other Modern Misreadings of Gregory of Nissa//Modern Theology/Ed. by: J. Fodor and B. Cavanaugh. 2002. Vol. 18. 4. P. 97–109. Turner Jh. D. Sethian Gnosticism and the Platonic Tradition. Paris: Peeters-Louvain Press, 2001. Turner Jh. D. The Gnostic Threefold Path To Enlightenment//Novum Testamentum. Vol. 22, Issue 4, 01 January 1980. P. 324 –351. Тутеков С. Поглед към богословието на волята у св. Максим Изповедник//Црквене Cmyдuje. 2008. 5. С. 43–63.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Франк С.Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания, 1877. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве, 1878. Классическая процессуальная теология Hartshorne C. and Reese, W.L. (eds.), Philosophers Speak of God, Chicago: University of Chicago Press, 1953. Hartshorne С . A Natural Theology for our Time, La Salle: Open Court, 1967. Hartshorne С . The Divine Relativity: A Social Conception of God, (Terry Lectures), New Haven: Yale University Press, 1948. Griffin, D.R. Panentheism and Scientific Naturalism: Rethinking Evil, Morality, Religous Experience, Religious Pluralism, and the Academic Study of Religion, Claremont, CA: Process Century Press, 2014. Cobb , J.B. Griffin, D. R. Process Theology: An Introductory Exposition, 1976. Cobb, J.B. God and the World, 1969. Cobb, J.B., Jr., A Christian Natural Theology, Based on the Thought of Alfred North Whitehead, Philadelphia: Westminster Press,1965. Современный панентеизм Nagasawa Y. Modal Panentheism//Alternative Concepts of God. Oxford University Press. 2016. Р . 91- 105. Bracken, J. A. Panentheism from a Trinitarian Perspective//Horizons. 22. P. 7- 28. Nash, R.H., The Concept of God, Grand Rapids, MI: Zondervan, 1983. Nikkel, D.H., Affirming God as Panentheistic and Embodied//Sophis. 2016. 55. Р . 291-302. Alexander, S. Space, Time, and Deity, 1920. Peacocke A. Creation and the World of Science, Oxford: Clarendon Press, 1979. Peacocke A. Paths from Science towards God: The End of All Our Exploring, Oxford: Oneworld, 2001. Peacocke A. All That Is: A Naturalistic Faith for the 21st Century. Philadelphia: Fortress, 2007. Феминизм в панентеизме Jantzen G. Becoming Divine: Towards a feminist philosophy of religion, Manchester: Manchester University Press, 1998. Keller C. Face of the Deep: A Theology of Becoming, New York: Routledge, 2003. Rubenstein, M.–J. The Lure of Pan(en)theism: Difference and Desire in Divine Enticement//Theology and Sexuality.

http://bogoslov.ru/article/6021560

2 F.-X, Durrwell, The Resurrection, trans. Rosemary Sheed (London and New York: Sheed & Ward, 1960). Много лет спустя Дюрвель вновь вернулся к основным темам «Воскресения» в новой книге Christ Our Passover: The Indispensable Role of the Resurrection in Our Salvation, trans. John F. Craghan (Liguori, MO: Liguori, 2004). 3 См., например, W. Pannenberg, Systematic Theology. Trans. G.W. Bromley, 3 vols. (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1991–1998); G. O’Collins, Jesus Risen: An Historical, Fundamental and Systematic Examination of Christ’s Resurrection (New York/Mahwah, NJ: Paulist Press, 1987). 4 Хотя Джон Собрино и размышляет о воскресении (см. O’Collins, Jesus Risen, 94–97), в целом невнимание богословов освобождения к этой теме дошло до того, что воскресение даже не упомянуто в алфавитном указателе Christopher Row­ land, eds., Cambridge Companion to Liberation Theology (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999). 5 О том, как пренебрегают воскресением нравственное богословие и богословие таинств, см. у Kelly, Resurrection Effect, 159–168 и 5 соответственно. 7 N.T. Wright, Christian Origins and the Question of God, vol. 3, The Resurrection of the Son of God (Minneapolis: Fortress, 2003); см. мой обзор в The Tablet (19 апреля 2003): 28–29. 8 Wright, The Resurrection, 205. «Большинство» – может быть, сильно сказано; но несомненно, что в воскресение верили многие иудеи (как, например, фарисеи) во времена Иисуса. 9 Там же, с. 585–615. Келли также отмечает внимание Райта к «странностям» в евангельских пасхальных повествованиях, однако сожалеет, что Райт ничего не говорит о том, как воскресение «пропитывает» собой всю жизнь веры (Resurrection Effect, 4 , 61–62). 11 R. Swinburne, The Resurrection of the God Incarnate (New York: Oxford University Press, 2003). 13 О действиях Бога и особых деяниях Божьих см. G. O’Collins, Christohgy: A Biblical, Historical and Systematic Study of Jesus, 2 nd ed. (New York: Oxford University Press, 2009), 112–118; и он же, Rethinking Fundamental Theology: Toward a New Fundamental Theology (Oxford, UK: Oxford University Press, 2011), 22–29.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Tertullian, de paenitentia v, 4. «Crucifixus est dei filius; non pudet, quia pudendum est. Et mortuus est dei filius; credibile prorsus est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile». James Moffat, «Tertullian and Aristotle». Journal of Theological Studies 17 (1916): 170-1. См .: Robert D. Sider, Ancient Rhetoric and the Art of Tertullian. Oxford: Oxford University Press, 1971, 56-9. Tertullian, de poenitentia I, 2. «Quippe res dei ratio quia deus omnium conditor nihil non ratione providit disposuit ordinavit, nihil enim non ratione tractari intellegique voluit». W. H. Griffith-Thomas, The Principles of Theology. London: Longmans, Green, 1930, xviii. Вера, таким образом, включает «уверенность в свидетельстве» и «несомненную верность»; она не «слепая, но разумная» (xviii-xix). Яимелввидуработыследующихавторов : Richard Swinburne, The Coherence of Theism. Oxford: Clarendon Press, 1977; Nicholas Wolterstorff, Reason within the Bounds of Religion. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1984; Alvin Plantinga, Warranted Christian Belief. Oxford: Oxford University Press, 2000. Elliott R. Sober, «Modus Darwin». Biology and Philosophy 14 (1999): 253-78. Richard Swinburne, The Resurrection of God Incarnate. Oxford: Clarendon Press, 2003. Timothy Shanahan, «Methodological and Contextual Factors in the Dawkins/Gould Dispute over Evolutionary Progress». Studies in History and Philosophy of Science 31 (2001): 127-51. Gilbert Harman, «The Inference to the Best Explanation». Philosophical Review 74 (1965): 88-95. : Peter Lipton, Inference to the Best Explanation. London: Routledge, 2004. Paul R. Thagard, «The Best Explanation: Criteria for Theory Choice». Journal of Philosophy 75 (1976): 76-92, quote at 77. Thagard, «The Best Explanation», 74. См . Michael Ruse, «Darwin " s Debt to Philosophy: An Examination of the Influence of the Philosophical Ideas of John F. Herschel and William Whewell on the Development of Charles Darwin " s Theory of Evolution». Studies in the History and Philosophy of Science 66 (1975): 159-81; Richard R. Yeo, «William Whewell " s Philosophy of Knowledge and Its Reception». В William Whewell: A Composite Portrait, edited by Menachem Fisch and Simon Schaffer, 175-99. Oxford: Clarendon Press, 1991.

http://bogoslov.ru/article/386477

Онтологические аргументы захватывают. Они убеждают одних людей и не убеждают других. Нашей целью здесь было не убедить, а просто показать, что некоторые онтологические аргументы обоснованы, не содержат порочного круга и защищены от существующих пародий. Тем не менее хорошая логика иногда может убедить. Иногда нужно что-то еще. Литература Ансельм Кентерберийский, Сочинения. Пер. И.В. Купреевой. М.: Канон, 1995. Р. Декарт, Сочинения в 2 т. Т. 2./Сост. и ред. В. В. Соколова . Пер. С.Я. Шейнман- Топштейн и др. М.: Мысль, 1994. И. Кант, «Критика чистого разума» (пер. Н.О. Лосского), в Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. М.: Чоро, 1994. Г.В. Лейбниц, «Есть Совершеннейшее Существо» (пер. Я.М. Боровского), в Сочинения в4т.Т. 1. М.: Мысль, 1982, сс. 116–117. Фома Аквинский, Сумма теологии. Пер. А.В. Апполонова. М.: Савин С. А., 2006. Adams, R.M. (1994) Leibniz: Determinist, Theist, Idealist. New York: Oxford University Press. Adams, R.M. (1995) Introductory note to In S. Feferman (ed.), Kurt Godel, Collected Works, vol. Ill, 388–402. New York: Oxford University Press. Anderson, C.A. (1990) Some emendations of Godel’s ontological proof. Faith and Philosophy 7,291–303. Anselm (1962) Basic Writing, 2nd edn. Trans. S.N. Deane. La Salle, IL: Open Court. Anselm (1967) Proslogion (Chapters II–IV). Trans. A.C. Me Gill. In J.H. Hick and A.C. Me Gill (eds.), The Many-Faced Argument, 3–8. New York: Macmillan. Anselm (1998) Proslogion. Trans. M.J. Charlesworth. In B. Davies and G. Evans (eds.), Anselm of Canterbury: The Major Works, 1–34. New York: Oxford University Press. Copleston, F.C. (1961) Medieval Philosophy. New York: Harper Torchbooks. Findlay, J.N. (1998) Can God’s existence be disproved? In L.P. Pojman (ed.), Philosophy of Religion, 3rd edn, pp. 93–97. Belmont, CA: Wadsworth. Gettings, M. (1999) Godel’s ontological argument: a reply to Oppy. Analysis 59:4,309–313. Girle, R. (2003) Possible Worlds. Montreal: Me Gill-Queens University Press. Godel, K. (1995a) Ontological proof In S. Feferman (ed.), Kurt Godel, Collected Works, vol. Ill, 403–404. New York: Oxford University Press.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

1 . “Something Good,” music and lyrics by Richard Rodgers, 1965. 2 . Stephen Hawking, A Brief History of Time (New York: Bantam, 1988), 174. 3 . Antony Flew, “Stephen Hawking and the Mind of God” (1996), http://ww.infi dels.org/library/modern/antony_fl ew/hawking.html. 4 . Hawking, A Brief History of Time, 9. 5 . Antony Flew, “The Legitimation of Factual Necessity,” in Faith, Scepticism and Personal Identity, ed. J. J. MacIntosh and H. A. Meynell (Alberta: University of Calgary Press, 1994), 111–17. 6 . David Conway, The Rediscovery of Wisdom (London: Macmillan, 2000), 111–12. 7 . Richard Swinburne, The Existence of God (Oxford: Clarendon, 2004), 142. 8 . Richard Swinburne, “The Limits of Explanation,” in Explanation and Its Limits, ed. Dudley Knowles (Cambridge: Cambridge University Press, 1990), 178–79. 9 . John Leslie, Infinite Minds (Oxford: Clarendon, 2001), 194–95. 10 . Stephen Hawking, Black Holes and Baby Universes (New York: Bantam, 1993), 172. 11 . Leslie, Infinite Minds, 193–94. 12 . Swinburne, The Existence of God, 152. Глава 9. В ПОИСКАХ МЕСТА ДЛЯ БОГА 1 . John Gaskin, “Gods, Ghosts and Curious Persons,” unpublished paper. 2 . Thomas F. Tracy, God, Action and Embodiment (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1984), 147, 153. See also The God Who Acts, ed. Thomas F. Tracy (University Park: Pennsylvania State University Press, 1994). 3 . Brian Leftow, personal conversation with the author, Oriel College, Oxford University, October 2006. 4 . David Conway, The Rediscovery of Wisdom (London: Macmillan, 2000), 134. ПРИЛОЖЕНИЕ А : «НОВЫЙ АТЕИЗМ » 1 . Hao Wang, A Logical Journey: From Gödel to Philosophy (Cambridge, MA: MIT Press, 1996), 316. 2 . Palle Yourgrau, A World Without Time: The Forgotten Legacy of Gödel and Einstein (New York: Basic Books, 2005), 104–5. 3 . Daniel Dennett, Breaking the Spell (New York: Viking, 2006), 244. 4 . Anthony Zee, Fearful Symmetry (New York: Macmillan, 1986), 280–81. 5 . J. J. C. Smart and John Haldane, Atheism and Theism (Great Debates in Philosophy) (Oxford: Blackwell, 2003), 228 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

N.Y.: Berghahn Books, 2005. P. 99–119. Grudem W. Christian Ethics. An Introduction to Biblical Moral Reasoning. Crossway, 2018. Kaplan D. Demonstratives//J. Almog, J. Perry, H. Wettstein, eds. Themes from Kaplan. Oxford: Oxford University Press, 1989. P. 481–563. Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. N.Y.: Columbia University Press, 1985/2003. Kripke S. Naming and Necessity. Cambridge: Harvard University Press, 1980. Mittleman A. L. A Short History of Jewish Ethics: Conduct and Character in the Context of Covenant. Chichester: Wiley-Blackwell, 2012. Origen. Homilies on Joshua/B. J. Bruce, transl. Washington: The Catholic University of America Press, 2002. Ross J. Rejecting Ethical Deflationism//Ethics. 2006. Vol. 116. No 4. P. 742–768. Rowlett L. Joshua and the Rhetoric of Violence. A New Historicist Analysis. Sheffield Academic Press, 1996. Salmons P. Moral Dilemmas: History, Teaching and the Holocaust//Teaching History. 2001. Vol. 104. P. 34–40. White H. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2009. Wright C. J. H. The God I Don’t Understand: Reflections on Tough Questions of Faith. Grand Rapids: Zondervan, 2008.   Нав 6. 16. Всякие сомнения в том, что речь идет именно об истреблении всех жителей Иерихона, развеиваются после прочтения Нав 6. 20: «И предали заклятию всё, что в городе, и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов; всё истребили мечем». В Нав 6. 1 Господь говорит Иисусу лишь, что предает в его руки город и царя его и всех находящихся в нем людей сильных. См.: Нав 6. 26. Вопросы этичности библейских героев и их поступков поднимались как критиками христианства, так и самими христианами не раз. История истребления жителей Иерихона — одна из самых обсуждаемых в этой связи. Так, согласно Дж. Кальвину (Calvin J. Commentaries on the Book of Joshua/H. Beveridge, transl. Grand Rapids, 1949), совершенное израильтянами в отношении жителей Иерихона никак нельзя считать образцом этического поведения на войне, но это действие, несмотря на его очевидную жестокость, имеет моральное оправдание в виде Божественной воли.

http://bogoslov.ru/article/6194446

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010