Только спустя нек-рое время после Собора свт. Филофей написал опровержения сочинений Прохора ( Филотей Кокин . De Domini luce=За Таворската светлина: Ed. princeps/Изд. на текста и пер. от среднов. грецки: П. Янева. София, 2011. Ср. рец. И. Бея//Christianity and the Development of Culture: Zb. prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie 20.-21. maja v Prešove/Ed. V. Jezek. Prešov: Prešovska univerzita, 2013. P. 106-110). (Вопреки уверению авторов предисловия к болг. изд. эти 2 Слова были изд. не в 1361, но уже после Собора 1368 г., поскольку свт. Филофей опровергает теорию о тварной и нетварной природах Фаворского света, причем имеются и букв. соответствия сочинений Прохора и Филофея. Так, Филофей ссылается на 1 Тим 3. 16 в выражениях, схожих с «Апологией» Прохора Кидониса (ср.: Макаров Д. И. Три заметки о датировке «Двух слов о Свете Фаворском» св. Филофея Коккина//Вестн. Екатеринбургской ДС. 2013. Вып. 1(5). С. 63-69, здесь 67, с рядом неточностей). Вероятные параллели 2 Слов Филофея и «Апологии» нуждаются в отдельном исследовании. Опровержения сочинений Прохора о Фаворском свете, написанные Иоанном Кантакузином, появились также после Собора.) Примерно летом-осенью 1371 г. Димитрием Кидонисом была написана апология «В защиту брата Прохора к патриарху Филофею» ( Mercati. 1931. P. 313-338). О Соборе повествуется со с. 326, строка 453. В вину свт. Филофею ставится (Ibid. P. 334. 695-701) призвание Прохора на Собор без специального предуведомления, чтобы застать обвиняемого неподготовленным; отказ от выслушивания и рассмотрения вопросов Прохора; принуждение силой к молчанию в окружении негодных людей. Никаких новых фактов или деталей Димитрий не сообщает, хотя рассказ изобилует многословной риторикой. Лит.: RegPatr, N 2541; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Vat., 1931, 1973r. (ST; 56); Loenertz R.-J., ed. Démétrius Cydonès: Correspondance. Vat., 1956. Vol. 1; 1960. Vol. 2. (ST; 186, 208); Rigo A. Giacomo Trikanas, Procoro Cidone e Filoteo Kokkinos//Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino/A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. P. 1-177. (Orientalia Venetiana; 16).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

W. P. Eckert. Mainz, 1974. S. 837-912. (Walberger Studien. Philos. R.; 5); Voordeckers E., Tinnefeld F., ed. Iohannis Cantacuzeni Opera. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo... Turnhout; Leuven, 1987. S. XVI-XVIII. (CCSG; 16); Hunger H. Prochoros Kydones " Übersetzungen von S. Augustinus, De libero arbitrio I 1-90 und Ps.-Augustinus, De decem plagis Aegyptiorum. W., 1990. (WSt; 14); Polemis I. D. Theophanes of Nicaea: His Life and Works. W., 1996. (Wiener byzant. Studien; 20); idem, ed. Theologica varia inedita saeculi XIV. Turnhout, 2012. (CCSG; 76); Rigo A. Giacomo Trikanas, Procoro Cidone e Filoteo Kokkinos//Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino/A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. P. 1-177. (Orientalia Venetiana; 16); Макаров Д. И. О полемике с антипаламитами в «Пяти словах о свете Фаворском» Феофана Никейского//АДСВ. 2006. Вып. 37. С. 329-341; Russell N. Prochoros Cydones and the Fourteenth-Century Understanding of Orthodoxy//Byzant. Orthodoxies: Papers from the Thirty-Sixth Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Durham, 23-25 March 2002/Ed. by A. Louth, A. Casiday. Aldershot; Burlington, 2006. P. 75-91; Κλτσιου-Νικτα Α. Η θερηση του Ησυχασμο στην εργογραφα των αδελφν Πρχορου και Δημητρου Κυδνη//ΕΕΘΣ. Τμ. θεολογας. 2006. Τ. 16. Σ. 83-99 [рус. пер.: Колциу-Никита А. Представление об исихазме в сочинениях братьев Прохора и Димитрия Кидонисов//Россия-Афон: тысячелетие духовного единства: Мат-лы междунар. науч.-богосл. конф. Москва, 1-4 окт. 2006 г. М., 2008. С. 103-113]; L öß l J. Palamite Soteriology in Augustinian Dress?: Observations on Prochoros Kydones " Writings and Translations of Works of Augustine//Journal for Late Antique Religion and Culture. Cardiff, 2008. Bd. 2. P. 33-43 (Idem//Salvation According to the Fathers of the Church: The Proc. of the Sixth Intern. Patristic Conf., Maynooth/Belfast, 2005. Dublin, 2010. P. 153-164); Plested M. Orthodox Readings of Aquinas.

http://pravenc.ru/text/1684327.html

550 . Rigo A. Monaci esicastie monaci bogomili. Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze. 1989. XII, 299. (Orientalia venetiana. 2). 1992. 50. 317; Лурье В. М. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма 3 .367); Dennis G. Т.//Catholic Hist. Rev. 1994. 80:2. 345–346. 551 . Rigo A. Messalianismo e bogomilismo//OCP 1990. 56. 53–82. 552 . Rigo A. Il processo del Bogomilo Basilio (1099 ca.): una riconsiderazione//OCP 1992. 578. 185–211. 553 . Rigo A. Il bogomilismo bizantino in età paleologa (XIII-XV secolo). Fonti e problemi//RSLR 1996. 32(3). 627–641. См. также 11 .69, 70, 127, 233 (богомильство в Болгарии); Дунаев, 2002 4 .540), 159–301. Исихазм XIV в.: историко-социальные аспекты 554 . Алексеев А. С. Политический исихазм//Социальные институты в истории. Омск 1996. 24–28. 555 . Барабанов Н. Д. Борьба внутри византийской церкви на рубеже XIII-XIV вв.//АДСВ 1981. 18: Античный и средневековый город. 141–156. 556 . Вернер Е. Народная ересь или движение за социально-политические реформы? Проблемы революционного движения в Солуни в 1342–1349 годах//ВВ 1960. 17. 155–202. 557 . Коскина О. С. Социальный состав византийского монашества конца XIII-haчaлa XIV вв.//Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов XVIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 23–27 ноября 1998 года). СПб. 1999. 16–18. 558 . Кочев Н. Исихазмът и варлаамитството и политико-църковната двупартийност на зилоти и политици//Духовна култура. 1983. 4. 16–30. 559 . Кущ Т. В. К социальной характеристике византийской интеллектуальной среды конца XIV-XV веков//АДСВ 2002 (2003). 33 (К 70-летию М. А Поляковской). 242–252. 560 . Лебедев А. П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви с конца XI до половины XV века. 2 М. 1902. 489. СПб. 1998. 383. 561 . Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//ТОДРЛ 1974. 29. 291–305. Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2000. 561–574.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

13 Pitra J.-B. Spicilegium Solesmense. T. I. Parisiis, 1852. P. 463: «Τ ν γραφας Εαγγλιον, ο τν δναμιν, ε κα παχτερον, μφαντικτερον δμως, ποφρονται». В возражении его же De magnete указываются миниатюры, изображающие блаженного Макария в древнейшем кодексе: ibid. P. 307. 14 Монфокон расположил собранные им записи по векам, но материал с его времени значительно возрос: Montfaucon B. Palaeographia Graeca. Parisiis, 1708. P. 39–86. Свод писцов в алфавитном порядке с указанием дат сделан Гардтгаузеном: Gardthausen V. Griechische Paläographie. Leipzig, 1879. S. 310–341. Там же (S. 406–429) свод данных о происхождении писцов. 16 См. Labbe Ph., Cossart G., Coleti N. Sacrosancta concilia ad regiam editionem exacta. T. VII. Venetiae, 1728. P. 371 о рукописях, уничтоженных иконоборцами. 17 См. ниже описания рукописей: Псалтыри Лондонской, Евангелий с календарями по студийскому образцу, сборника (палеи) ркп. Христины 1. О значении монастырей в борьбе с иконоборством см. письма Феодора Студита и свидетельства византийских историков (см. ниже). Pichler A. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident von den ersten Anfangen bis zur jüngsten Gegenwart. T. I. München, 1865. S. 21, 50, 99, 137, 139, etc. 18 Betrachtungen über den Mönchsstand: eine Stimme des zwölften Jahrhunderts/Aus dem griechischen des Eustathius von Thessalonich übers. von G. L. F. Tafel. Berlin, 1847. 19 Правда, однако же, что на Востоке литературная деятельность монашества после высокого состояния в IV и V вв. временно пала в последующее время. См. Hasemann J. Griechische Kirche//Allgemeine Encyclopädie der Wissenschaften und Künste/Edd. J. S. Ersch, J. G. Gruber. T. 84. Leipzig, 1866. S. 116. 20 Bandini A. M. Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Medicae Laurentianae. T. I-III. Florentiae, 1764–1770. 22 Lambecius (Lambeck) P. Commentariorum de augustissima Bibliotheca caesarea vindobonensi libri I-VIII/Ed. A. F. Kollar. Vindobonae, 1776–1782; сокращение: Nessel D. Catalogus, sive recensio specialis omnium codicum manuscriptorum graecorum, necnon linguarum orientalium, augustissimae Bibliothecae caesareae vindobonensis. T. I-II. Vindobonae et Norimbergae, 1690.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Strahlenberg. Stokholm, 1730. Exempl. 5. (Кера 18). 7 . Il regno d’Erode l’Ascalonita, el grande dell’ abbate Miloni. In Roma, 1690. (4-ку, 708). 8 . L’histoire des Empereurs Romains, avec leurs portraits, ecrite par Suetone. A Paris, 1661. (4-ку, 644). 9 . L’histoire des Imperatrices Romaines, avec leurs portraits. A Paris, 1646. (Остермана 15. – 4-ку, 645). 10 . Chronologia historica scritta in lingua Turcica da Hasi Halifè Mustafa, e tradotta in Italiano. In Venetia, 1697 (Остермана 17). 11 . Synopsis διαφορν στοριν. Graece. Venetiae, 1676. Sine titulo. 12 . Hottingeri historia orientalis. Tiguri, 1660. (Кера 2. – 4-ку, 667). 13 . Parte primera у secunda D. Quixote de la Mancha. En Madrit, 1655. 14 . Joh. Loccenii historiae Sueciae. Francofurti, 1676 (4-ку, 491. Ex libris A. Manchewitz). 15 . Inventarium ecclesiae Sueo-Gothorum, continens integram historiam ecclesiae Sueciae, studio Joh. Baazii senioris. Lincopiae, 1642. (Остермана 38. – 4-ку, 510). 16 . Historia orbis terrarum geographica et civilis de variis negotiis. Francof., 1685. 17 . Historia Christi, persice scripta a Hieronymo Xavier. Lugd. Bat., 1639. («Из Академии» по реестру 1749 г. – 4-ку, 970). 18 . Supplementum historiae dynastiarum, in quo historiae orientalis series a Gregorii Abulfaragii exitu ad nostra usque tempora compendiose deducitur, auctore Pocockio. Oxoniae, 1663. (Кера 8). 19 . Joh. Demt. Sulikowii archiep. Leopol. commentarius brevis rerum Polonicarum a morte Sigismundi Augusti, Poloniae Regis. Dantisci, 1647. (Остермана 101. – 4-ку, 460). 20 . Libri historico-politico, solo Madrit es Corte у e Cortesano en Madrid, рог Don Alonzo Nunez de Castro. En Madrid, 1669–1675. Exempl. 2. (4-ку, 663). 21 . Compendio de las historias de los des cubrimientos conquistas, у guerras da la India oriental. En Madrid, 1681. (4-ку, 688). 22 . Floro historico de la guerra movida por el Turco contra Emperador. En Madrid, 1. parte, 1684; II. parte, 1686; III. parte, 1687. Vol. 3. (4-ку, 720). 23 . Oost-Indische voiagien van de Oost-Indische compagnie.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

51 [RPK, p. 254: 465; PG 151, 691 С] – 210 187 Там же [RPK, p. 254: 472–477; PG 151, 691 D] – 222 240 52 [RPK, p. 254: 477–483; PG 151, 691 D – 692 A] – 210 185 Там же [lin. 477–481] – 211 191 53 [RPK, p. 254: 481–483; PG 151, 692 A] – 222 240 Там же [lin. 467–470] – 211 180 54 [RPK, p. 254: 483–490; PG 151, 692 A] – 210 186 55 [PG 151, 692 D] – 207 174 1347 г. Соборный том. 5056/2. ИАБ VI, 599. RPK, vol. 2, p. 370: 290–293; PG 152, 1280 C – 299 9 1351 г. Соборный том. Крит. изд. нет (готовит А. Риго), перечень публ.: ИАБ VI, 601. PG 151, 725 B – 300 13 1351/1352 г. Доп. к соборным актам 1351 г.: Синодик в неделю Православия. 4408/1. ИАБ VI, 610–615. Изд. греч. текста с параллел. древнерус. пер.: Успенский Ф. И. Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893. [Против богомилов и мессалиан] [p. 67: 327–341 и 342–346 Gouillard] – 136 35 Против Варлаама и Акиндина, 2 [p. 83: 589–590 Gouillard; с. 31 Успенский] – 461 20 1368 г. Соборный том. ИАБ VI, 621–622. Yjdtqitt rhbn. bpl.: Gregorio Palamas e oltrë Studi e documenti sulle controversie teologich e del XIV secolo Bizantino A cura di A. Rigo. Firenze, 2004 (Orientalia Venetiana; 16). P. 124: 681–686 Rigo; PG 151, 709 D – 710 A – 299 сн . Неустановленная цитата – 281 538 Богослужебные тексты Часослов Молитва ко Святому Духу «Царю Небесный…» – 220 230 , 284 552 Великое повечерие, стихи «Яко с нами Бог» – 221 236 Минея 6 августа (служба Преображения Господня), седален второй по полиелее на утрене – 190 104 , 221 235 См. также: Митрофан Смирнский; Синодик в Неделю Православия. Именной указатель 2022 Древние лица и мифические персонажи А арон (библ.) 361 Авель (библ.) 140 Авраам (библ.) 32, 36 сн. , 58, 122, 147, 153, 373, 387, 395 Агафон, авва 151 72 Адам (библ.) 26 83 , 146, 216 214 , 371, 461 Алексей Апокавк, наварх 173 11 Алипий Столпник, прп. 122 (17) Алоады (миф.) 475 Амалик (библ.) 35, 57, 361 Аммон Нитрийский, прп. 25 сн. , 501 Анаксимандр, философ 282 540 , 488. Анастасий апокрисиарий 183 71 , 490, 507

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Le premier tome. A Amsterdam, 1702. 83 . Tag Register was sich in der Belagerung der Weitberühmten Pommerischen Haupt Stadt Stettin bis sie sich dem Grosfürsten von Brandenburg den 16-ten Dec. ergeben, zugetragen hat. – 1678. (8-ку, 1299?). 84 . Lettres historiques, contenant ce qui s’est passé de plus important en Europe, des années 1704, 1711, 15, 17, 18 et 20. Dix livres. 85 . Mercure historique et politique, mois de Septembre 1711. A la Haye. 86 . Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова. Переведено с немецк. Таубертом. В С. П. Бурге, 1738. (Остермана 145). 87 . Письма к государю императору Петру великому от графа Петра Борисовича Шереметева. В четырех частях. 88 . Рассуждение о причинах войны между Россией и Щвециею. Соч. Г. Шафировым. В С. П. Бурге, 1722. 89 . Glossarium manuale. Halae, 1772–78. Tomi 5. 90 . Recueil historique d’actes, negociations, memoires et traitez depuis de la paix d’Utrecht jusqu’a celle d’Aix-la Chapelle, par M. Rousset. A la Haye, 1728–55. En 21 tomes. 91 . Histoire du traité de la paix de Pyrenées en I’an 1659. A Cologne, 1665. (8-ку, 1491). 92 . Histoire de Don Quichotte, en deux vol. A Paris, 1681. 93 . Histoire du roy Henry le Grand, par Perefixe. A Amst. 1664. (8-ку 1348). 94 . Histoire amoureuse de France par M... A Bruxelles, 1708. 95 . Der Könige in Schweden Leben, Regierung und Absterben aus den bewährtesten Schwed. Geschichtschreibern zusammengetragen von Joh. Christ. Beern. Nürnberg, 1675. (Остермана, – 8-ку 1179). 96 . Agrippina minore, e mutatione dell’ Imperio de premieri Cesari. In Venetia, 1662. (8-ку, 3435). 97 . Relation de l’etablissement de la compagnie frangoise pour le commerce des Indes orientales. A Amsterdam, 1666. (Менгдена 165. – 8-ку, 1379). 98 . Les campagnes de Charles XII, roi de Suede, par Grimaret. A la Haye, 1705. 99 . Naam Wyser de heeren Regenten der stad Leyden. Те Leyden, 1718. 100 . Bericht van vegaderingen en collegien in s’ Gravenhage. In s’ Gravenhage, 1706. 101 . Histoire de ministre du cardinal de Richelieu.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Fue en Siria donde el ascetismo alcanzó sus formas más extravagantes. San Simeón Estilita (muerto en el 450) pasó treinta años en lo alto de una columna. Ejerció gran influencia sobre la población de los alrededores, y tanto los cristianos como los paganos iban en peregrinación hasta él, en busca de su ayuda espiritual y su consejo. Le imitaron otros estilitas, como San Daniel (muerto en el 489) y San Simeón el Joven (muerto en el 593). En Capadocia el monacato tomó otra dirección. Bajo el caudillaje de San Basilio el Grande (muerto en el 379), se perfeccionó la vida cenobítica o comunal que inició Pacomio. San Basilio redujo el número de monjes de cada monasterio para que el abad pudiese conocer íntimamente a cada uno de ellos y se cerciorase de que se conservaba el adecuado equilibrio entre la oración y el trabajo, el estudio y el descanso. En sus reglas, San Basilio defendía una forma más moderada de ascetismo y dejó una señal permanente en el desarrollo del monacato oriental. No obstante, sería inexacto llamar «basilianos» a los monjes ortodoxos, como hacen algunos autores occidentales, pues la idea de órdenes religiosas no ha apelado nunca a la mente ortodoxa. Las disputas cristológicas que causó el Concilio de Calcedonia dividieron en dos el monacato oriental. Las conquistas mahometanas del siglo VII detuvieron el desarrollo de su rama oriental, pero continuó floreciendo entre la clerecía ortodoxa bizantina. Desde el siglo X, el Monte Atos, con sus numerosos monasterios y celdas de ermitaños, se convirtió en el gran centro de la tradición ascética. También Constantinopla, hasta su caída en el 1453, contuvo muchos monasterios y conventos, y en los siglos posteriores el movimiento monástico halló un suelo favorable en Rusia, donde se difundió por todo el país, llegando a las orillas del Océano Pacífico. Fueron varios los motivos que promovieron el crecimiento del monacato oriental. El principal impulso procedió de las palabras que Cristo dirigió a aquel joven: «Si quieres ser perfecto, ve a vender lo que tienes y dáselo a los pobres.» Muchos adeptos se unieron a las comunidades monásticas en busca de esta perfección y les animaron los extraordinarios dones de profecía y curación que ostentaban los ascetas, que eran considerados como muestra de aprobación divina con respecto a este tipo de vida.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

El las iglesias orientales, con la resolución de cuestiones dogmáticas, aparecieron las herejías. En el occidente, prácticamente, no había herejías; antes la ausencia de la comprensión inteligente del cristianismo solo surgían escisiones. La herejía oriental trataba de refutar a todas las herejías y establecer la enseñanza de la fe ortodoxa sobre principios firmes; la occidental – trataba con todos los medios conservar el orden de la iglesia, colocarse en situación independiente del poder civil y potenciar su influencia sobre la sociedad y el estado. En una palabra, la iglesia oriental tenia sus intereses, y la occidental – los suyos. Esta misma diferencia de intereses y tendencias de la parte oriental y occidental del imperio, los separaba entre si, pero no hasta sentirse ajenas una a la otra, La unidad de la fe, los sacramentos y toda la organización de la Iglesia, durante largo tiempo ligaba en una unidad. La separación con la ruptura de toda relación de las iglesias occidental y oriental podía ocurrir solo si de parte de cualquiera de ellas se vulneraría la unidad de la fe, los sacramentos y la organización de la iglesia. Para la desgracia de todo el mundo cristiano, la iglesia de occidente vulneró a esta unidad y rompió la unión con la iglesia oriental. De lo arriba expuesto se ve como la iglesia occidental, poco a poco, durante varios siglos, arbitrariamente permitía en si las innovaciones y deformaciones en la parte dogmática, ceremonial y canónica. Así en siglos VI-XI, en todas las iglesias del occidente se afirmó la enseñanza sobre la emanación del Espíritu Santo también del Hijo (filioque). Enseñanzas semejantes, que deformaban los dogmas del cristianismo, la Iglesia Universal, incluyendo a la occidental, siempre consideraba heréticas y a los que las seguían, excluía de su sociedad. Además la iglesia occidental permitió muchos cambios ceremoniales – ayuno el sábado, realización de la Eucaristía sobre pan sin levadura, realización de la oleouncion solo por obispos, celibato del clero, etc.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/el-cis...

Theodore Zisis who describes such an approach as “an unprecedented instance in Church history when the Orthodox Church rejects its own teaching to please the heretics”. Regardless of the religious factor in the issue, we find a grave academic problem. Thus, I do agree with the paper of Prof. Zisis in his commentary on this un-academic approach where he says: “the bitter experience of the recent inter-confessional discussions leaves one with an impression that the members of Orthodox delegations lack systematic theological training, a knowledge of patristic writings and of conciliar resolutions.”   On the other hand, I personally knew the co-chairman from the Oriental side, Metropolitan Beshoy of Damietta, along with the other members of the Coptic commission. Except Dr. Joseph M. Faltas who holds a PhD in Patrology from Athens University, none of the members studied Theology in any university. When I discussed those papers with them I was astonished that they hadn’t even read the writings of their own Fathers, particularly the writings of Severus, since they didn’t have a proper knowledge of the original Greek language. I had even to provide to one of them the letters of Severus, which have been recently translated into English.   In 2005, a Coptic delegation was invited to Moscow to discuss the project of moving on to a more successful dialogue with Russia. However, the disappointing paper presented by Metropolitan Beshoy led to a delay and reduced the interest in having a professional dialogue. There is a will now to carry on but under the supervision of the Moscow Patriarchate, which I’m quite sure will avoid the mistakes of the previous dialogue that led to this dead end.   In the next article, I will discuss the historical and dogmatic context of the controversy and explain the teachings and writings of the Monophysites that are used in Arabic now and totally hidden from the Orthodox side. Then I will discuss the doctrinal developments of the Oriental communion based on their Christology, which is what leads them to condemn other major Orthodox doctrines like Deification and Eucharist. To be continued…         “Report to the Holy Synod of the Church of Greece Concerning the Assembly in Geneva of the Joint Commission for Dialogue between The Orthodox Church and Oriental Orthodox Churches” protocol no. 416 (October 1 1990). cited by Holy Monastery of   Saint Gregory, The Non-Chalcedonian Heretics. Etna California 1996 p.9 “Severus knavishly says that hypostasis is the same as nature”, PG Vol.xci col.40A John S. Romanides, Orthodox and Oriental Orthodox Consultation: Leo of   Rome’s Support to Theodoret, Dioscorus of Alexandria’s Support of Eutiches and The Lifting of The Anathemas. [http://www.romanity.org/htm/ro4enfm.htm ]

http://pravmir.com/the-history-and-devel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010