Gregorius Nazianzenus . Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia episcopi (orat. 43) 31, 5:1–4// Grégoire de Nazianze . Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée/éd. F. Boulenger. Paris, 1908. P. 126. Basilius Caesariensis . Epistula 41. Βασλειος πρς ουλιανν 1:8–14// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 1. Paris, 1957. P. 96–97. Basilius Caesariensis . Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. Basilius Caesariensis . Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. 31. Col. 556:38–43. Joannes Chrysostomus . Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) 6, 1//PG. 49. Col. 81:41–46. Joannes Chrysostomus . Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. См. также: Joannes Chrysostomus . De baptismo Christi//PG. 49. Col. 363:40 — 364:2. Joannes Chrysostomus . De sancto hieromartyre Phoca//PG. 50. Col. 702:49–52. Joannes Chrysostomus . Non esse desperandum//PG. 51. Col. 368:17–21. Joannes Chrysostomus . Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 304:11–18. Joannes Chrysostomus . In Matthaeum (homiliae 1–90) 3, 4//PG. 57. Col. 36:10–14. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in xii prophetas minores// Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford, 1868. [Brussels, r 1965]. Vol. 2. P. 327:8–11. Cyrillus Alexandrenus . De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. 68. Col. 817:18–23. Cyrillus Alexandrenus .Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1337:51–54. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 221:30–33. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 324:27–31. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1128:3–4. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1208:53 — 1209:2. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1196:14–19. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1212:35–39.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНАГИИ МУХЛИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ В Константинополе [греч. Παναγα Μουχλιτισσα, Παναγα τν Μαγουλων, Панагия Монгольская; известна также как Θεοτκος Παναγιτισσα, Богородица Всесвятая], храм и мон-рь средне- и поздневизантийской эпох. Название связано с покровительницей мон-ря в кон. XIII в. деспиной Марией Палеологиной (ум. после 1307). Мария (в монашестве Мелания) - внебрачная дочь византийского имп. Михаила VIII Палеолога . В 1265 г. выдана замуж за хана Абаку, сына Хулагу, правителя могущественного монг. гос-ва Хулагуидов (1265-1282). После смерти мужа Мария вместе с дочерью Феодорой Арахантлун вернулась в К-поль. В Византии и Европе за ней закрепилось имя Мария Монгольская. История Монастырь Панагии Мухлиотиссы. Рис. в кн.: Paspathj A. G. Buzantinai Meletai, topo-grafikai (KwnstantinoÚpolej, 1877) Монастырь Панагии Мухлиотиссы. Рис. в кн.: Paspathj A. G. Buzantinai Meletai, topo-grafikai (KwnstantinoÚpolej, 1877) Мужской мон-рь Богородицы Панагиу (Παναγου, Всесвятой) возник на 5-м холме К-поля (ныне район Фенер, см. Фанар ) не позднее нач. XI в. В это время известен игумен мон-ря Антоний, ближайший ученик прп. Афанасия Афонского (BHG, N 187). П. М. м. представлял собой образец духовной жизни для Византии, так что его устав (типикон) в кон. XI в. взял за основу визант. полководец Григорий Пакуриан для основанного им Петрицонского монастыря (ныне Бачково, Болгария), вложив один экземпляр своего устава в П. М. м. (Byzantine Monastic Foundation Documents/Eds. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 2000. Vol. 2. P. 519-520). Также в кон. XI в. богослов Никита Стифат переписывался с игуменом П. М. м. Афанасием по вопросам применения церковных канонов ( Nicet. Pector. Orat. 9//SC. Vol. 81. P. 464-484). Ок. 1100 г. игуменом П. М. м., возможно, был Константин, пресвитер Великой церкви и Влахерн (Actes d " Iviron. Vol. 2. P. 191-192). В кон. XI в. здесь (in monasterio Panagiotum) гостил Иоанн Амальфийский, который перевел с рукописи П. М. м. на латынь части «Луга духовного» Иоанна Мосха (BHL, N 6536p). Известна печать из П. М. м. 2-й пол. XI в. ( Laurent. 1965. P. 95). В XII в. мон-рь упоминается в эпитафии его благодетеля - Феодора Тронха (Marc. gr. XI 22. F. 93v). В 1192 г. П. М. м. владел домом в к-польском квартале пизанцев ( Miklosich, Muller. Vol. 3. N 18).

http://pravenc.ru/text/2578780.html

461 См. хроник. Сигебер. Телесфор 7-й папа после Ап. Петра устан. Berno. Augiens. de illustr. Ml. de Eccl. obsurd. 469 Бес. на гимн Сераф. Смот. житие Корнил. Сотн. 13 сент. полн. месяц. восток. т. 2. Арх. Сергия. 475 6-й всел. соб. см. канон. прав. Иоанна т. 2-й ст. 482. Ник. Каллист, ист. церкви кн. 18, гл. 51. 478 Libellus synod ар. an. 465. Прав. 81. 6-го всел. соб. смот. в книге правил и кормч. ч. 1 л. 202. 483 Он исчисл. их так: 104, 105, 106, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 118, 134, 146, 147, 148, 149, 150. 523 Источники о пении: «Исследование о русском церковном пении», помещенное в журнале Министерства Народного Просвещения за 1849 г. Сахарова. «Церковное пение в России» Разумовского Д. В. «Руководство к практическому изучению древнего Богослужебного пения», Потулова. «Разные заметки о церковной музыке и пении», Князя Одоевского; «Замечания для истории церковного пения в России», Ундольского; о пении в минутах пастырского досуга Гермогена, Еписк. Таврич. т. 2. 1882, стр. 654, – там же о крюковой ноте, стр. 714. 526 У греков издревле знание музыки почиталось принадлежностью каждого образованного человека и от поэзии она никогда не была отделяема. Они находили поэзию скучною без музыки, а музыку без поэзии немою. Диод. Сицил. в кн. de structura orat. 532 См. Амбергера Past. theolog. t. 12, стр. 222. замечательн. ученого по своему сочинению «Пастыр. Богословие». 534 В Сирии и Армении еретики привлекали к себе православных громким и стройным сочинением тона (Созом. ист. кн. 8, Никиф. Калл. кн. 13 гл. 8) и содержание пения излагали в гармонич. стихах. 535 С. 1. Послание 90. Касательно этого предмета писано у Add. Herb. Sript. Eccl. de musica t. 1. p. 5. 553 Сведение о древней греческой музыке можно заимствовать у древних авторов, писавших о музыке, сочинения которых собраны в издании antiquae musicae avctoris [auctores] septem: Aristoteni – Elementa harmonica, Evclidis – introductio musicae, Gavdentis – harmonica introductio, Bacohii Senjoris – introductio artis musicae, Aristidis Quintiliani – de musica libritres, Martiani – capelae de nuptus philologiae et Meravris lib IX. Ed. M. Meibonius Amsterdami 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Григория Богослова (Orat. XLIII, 67 .3 ). Письма 1271 . Бенедиктинцы опубликовали 365 писем св. Василия или его корреспондентов и разделили их на три класса: 1–46 письма, написанные до епископства, 47–291 письма, относящиеся ко времени епископства св. Василия, и, наконец, те, для датирования которых нет никаких данных. Это хронологическое распределение писем признается основательным и в настоящее время, после бывших сомнений и нового исследования. Мало внесено изменений и по вопросу о подлинности писем: только немногие из признанных мавринцами подлинными отвергаются, между тем как некоторые из сомнительных находят защитников. Но в общем критическое исследование писем св. Василия еще не закончено. Можно пока сказать, что 16 письмо – «против Евномия» – на самом деле не письмо, а отрывок из сочинения Григория Нисского «Против Евномия» (Contra Eunomium Х[, 1/III, 8.2–4] 1272 ); 50 и 81 письма – к епископу Иннокентию 1273 , может быть, написаны Иоанном Златоустом к папе Иннокентию I. Переписка между св. Василием и Ливанием (Epist. 335–359) признается подложной, хотя есть и защитники подлинности. Подложна переписка с императором Юлианом. Переписка между Василием и Аполлинарием (Epist. 361–364) вызывает еще не закончившиеся споры, – впрочем, пока большинством исследователей признается подлинной. Письмо 189 весьма вероятно принадлежит Григорию Нисскому . 1274 Письма св. Василия отличаются выдающимися литературными достоинствами и имеют важное значение: направленные к очень многим лицам разного положения, они отражают в себе историю жизни самого Василия Великого и его времени, и церковным историкам доставляют богатый и ценный материал, до сих пор полностью не исчерпанный. В них в красочных образах отражается многосторонняя деятельность и исключительные достоинства ума и сердца св. Василия, его постоянная забота о благе всех Церквей, глубокая скорбь о многих и столь великих бедствиях, постигших Церковь в его время, ревность по истинной вере, стремление к миру и согласию, любовь и благожелательность ко всем, в особенности к бедствующим, благоразумие в ведении дел, спокойствие духа при самых тяжелых и несправедливых оскорблениях и сдержанность по отношению к соперникам и врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Христианин в М. может обращаться к ангелам, веря, что они, пребывая у Бога, слышат нас и всегда готовы ответить на нашу М. Ангелы ходатайствуют перед Богом за людей, поэтому человек и обращается с М. к ангелу, чтобы тот помог ему, оградил его от греха. «...Святые Ангелы побуждают нас к молитве и стоят рядом с нами, радуясь и молясь о нас» ( Evagr. De orat. 81). Христиане обращаются с М. к святым - помощникам и ходатаям о человеке перед Богом: святые - это люди, к-рые достигли совершенного богообщения, пребывают с Богом в Его блаженной жизни. Христиане всегда прибегали к чтению Житий святых как к стимулу духовной жизни, как к утешению и поддержке. Св. Иоанн Кронштадтский спрашивает: «Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы?» - и отвечает: «Душа святая, соединяясь с Богом, как с духовным солнцем, видит через посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящегося» ( Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе. I 2). В результате грехопадения внутренние силы человеческой природы оказались разобщены, поэтому для их соединения в М. к Богу необходимо прилагать значительные и постоянные усилия. На практике это сводится к отстранению от всех внешних факторов и посторонних мыслей, к-рые могут отвлекать ум от М., и сосредоточению внимания на словах М. «…Душа всегда, в особенности же в часы молитвы… пусть сделает усилие, сколь возможно, презрев ради Бога все видимое телесным оком, собраться от всех привычек и неправильных предубеждений, всегда имея перед взором страх Божий, дабы оказались собранными в молитве все члены помышлений ее..!» - говорит прп. Макарий Египетский ( Macar. Aeg. Hom. et ep. 29. 1. 11). Христиане сопровождают М. крестным знамением. Совершая крестное знамение, христианин воспоминает Честной и Животворящий Крест Христов, к-рый есть орудие спасения и высшее свидетельство любви Божией к человеку, призванному, по словам ап. Павла, распять свою плоть «со страстями и похотями» (Гал 5. 24); устремляя к великой Жертве Христовой свои мысли, чувства и желания, молящийся выражает христ. надежду о блаженном воскресении со Христом и жизни с Ним. Когда христианин полагает на себя крестное знамение, сила Божия ощутимым образом присутствует в нем.

http://pravenc.ru/text/2564062.html

Fr. Matthæi præfatio, 483–92. Notæ in Nemesium edit. Oxoniensis et Antuerpiensis, 819–42. Index scriptorum a N. laudatorum, 841–44. Collatio paginarum editionis Oxoniensis et Antuerpiensis, 843–4. Nolitia G., 479–84; F., 501–2. NEOPHYTUS, presbyter, s. XIII, 136. De calamitatibus Cypri, 495–502. Martyrium S. Mamantis latine (Surius) 115, 565–74. Notitia Cotelerii, 135, 495–6. NESTORIUS HæRETICUS, CP. patr., s, V, 77. Epistolæ ad Cyrillum (inter cyrillianas 3, 5), 43–44 et 49–50, in Synodico, 84, cap. 3, 8, 15, 25. Ps. Chrysostomus, hom. in Mt. IV, 6, 61, 683–8 . Alia in Heb. III, 1, 64, 479–91. NICEPHORUS BLEMMYDA, 1272, 142. De processione Spiritus S., orat. 1–2 (Allatius), 533–84. Sermo ad monachos suos [ex tertio libro de fide] (Dositheus), 583–606. De regia pellice templo ejecta (Allatius), 605–10. De regis officiis (cum Maii monito, 609–12), 611–58. Textus græcusus genuinus, 657–74. Epitome logica, 685–1004. J. Wegelini præfatio, 675–86. Index analyticus, 1621–28. Epitome physica, 1021–1320. J. Wegelini præfatio, 1005–22. Index analyticus, 1627–34. Expositio in Psalmos, græce (editio princeps), 1321–1622. Notilia FH., 527–532. NICEPHORUS IV BOTANIATA, CP. imperat., 1078–81, 127. Aurea bulla (Mansi), 1481–84. (De incestis nuptiis atque sponsalibus, confirmans decreta Joannis Xiphilini.) NICEPHORUS BRYENNIUS, s. XII, 127. Historiarum, lib. 1–4 (editit Possinus cum notis С. Du Cange, 23–216. Possini epist. nuncup. et præfatio, 9–18. Testimonia veterum, 17–20. Index rerum, 1487–1492. Notitia F., 9–10. NICEPHORUS CALLISTUS, s. XIV, 145–47. Historia ecclesiastica, lib, 1–18 (Ducæus), 145, 559–1332; 146 integr. (1. 8–14), 147, 9–448 (lib. 15–18) 613–6. Vita S. Dionysii Areop.] Ducæi epist. nuncup., 145, 557–60. Index analyticus, I: 147, 1177–224. – – II: 1225–64. Enarratio de episcopis CP. (Banduri), 147, 449–68. Bandurii notæ, 469–540. Sermo in S. Mariam Magdalenam (Bandini), 539–76. Precationes (Goar), 575–90. Precatio confessoria (ed. Basileæ, 1545), 591–600. Synopsis S. Scripturæ, , græce (ed. Basileæ, 1545), 605–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

68 μητε τρεις ρχας λληλαις ντεπεξαγοντας συντασσοντας πολυαρχιαν εσαγειν λληv ικην‚ ν πεφευγαμεν. 73 Григорий учит, что должно признавать в Божестве только единство существа, силы и воли, но не единство по числу. По его мыслям, Отец, Сын и Дух суть одно в том только отношении, что они равным образом участвуют в одном, неделимом Божестве, не составляя, однако ж, одного и по числу; по числу они три. Он не допускает той нелепости, будто бы одно могло быть тремя. О сем говорит он часто в речах своих: так на пр. Orat. XXXIII. 16. р. 614… μιαν φυσιν ν τρισιν διοτησι ριθμω διαιρεταις κα ου διαιρεταις θεοτητι. Orat. XXXI. 31. р. 576. Подобия заимствованного от сокрытой в земле жилы, ключа и потока, которые, не смотря на троичность, суть одно, он не хочет приложить к Троице, чтобы сим подобием не ввести единства и по числу. Но самые пространные объяснения на сей предмет можно найти Orat. XXXI. 1619. p. 566. Seqq. Наконец Orat. XXIX. 2. р. 524. στε κν ριθμ διαφερη, τη γε οσια μη τεμνεσθαι. 77 Св. Григорий именно Троичность почитает числом важным и значительным: μονας π ρχης ες δυαδα κινηθεισα, μεχρι τριαδος στη. Orat. XXIX. 2. p. 524. Хотя мы не находим у него никаких дальнейших замечаний о необходимости тройственного числа в Божественной природе. 78 ’ ου πραγματων νισων παριθμησις λλ σων και μοτιμων συλληψις, νουσης της προςηγοριας τα νωμενα κ φυσεως, και οκ ωσης σκεδασθηναι ριθμω λυομενω τα μη λυομενα. 81 και κατα το ν και ταυτο της θεοτητος‚ να οτως νομασω κινημα τε και βουλημα, και την της οσιας ταυτοτητα. 82 Особенно хорошо выразился Св. Григорий о том, на чем основывается Монархия, или единство Бога. Orat. XXIX. 2. р. 523. μοναρχια δε‚ οχ ν ν περιγραφει προσωπον‚ στι γа ρ και το ν στασιαζον προς αυτ, πολλα καθιστασθαι, λλ’ ν φυσεως ματιμια συνιστησι, και γνωμης συμπνοια, και ταυτοτης κινησεως, και προς το ν των ξ ατου συννευσις, περ μηχανον πι της γεv νητης φυσεως. Единоначалие не от того бывает, что оно заключено в одном лице. Иногда и одно с собою несогласное есть то же, что многие. Единоначалие же держится одинаким достоинством, единством мыслей и тождеством воли и согласием всех на одно, чего в сотворенных существах не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

49 Homilia adversus eos qui irascuntur 31. 365. 46–47; “Beseda 10 Na gnevlivykh (Conversation 10. On anger)”, 961–962 in Vasilii Velikii, svt. 2008. Vol. 1. 50 «τας δονας τς σαρκς δουλεειν θλωσι μλλον τ Κυρ», Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti 32. 1141. 44–45. 53 «Пока не узнал змия и не вкушал плода и смерти, питал же душу простыми (δ νομασιν τρεφεν πλος), небесными помыслами», Carmina moralia 534. 9. 60 In laudem Cypriani (orat. 24) 35. 1173. 8; Funebris in laudem Caesarii fratris oratio (orat. 7) 19. 3. 5; Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) 35. 837. 31 и др. 61 Речь в этом отрывке идет о различии аскетического подвига «между опытными и преуспевшими в созерцании (ν θεωρ) и между теми, которые просто (πλς) исполняют должное», Apologetica (orat. 2) 35. 437. 21–22. 62 «τν παχυτραν σρκα, κα θνητν, κα νττυπον», In Theophania (orat. 38) 36. 324. 46–47; «Δερματνους δ χιτνας φσσατο σρκα βαρεαν», Carmina dogmatica 455. 9. 63 “Slovo 28, o bogoslovii 2 (The word 28, the theology of the second)”, 339 in Grigorii Bogoslov, Svt. 2007. Vol. 1. 64 «Τς γρ ρετς κα τς κακας οχ ς δο τινν καθ’ πστασιν φαινομνων», PG 45. 28 С, Oratio catechetica magna 6. 57–58. 66 «Κακν γρ ξω προαιρσεως κεμενον, κα κατ’ δαν πστασιν θεωρομενον, ν τ φσει τν ντων στν οδν», PG 46. 372А; “O devstve (On virginity)”, 343 in 394 in Grigorii Nisskii, Svt. 1868. 72 «τ δοκον μν κακν δι τ τς ασθσεως λγεινν, γαθο δ δναμιν χον», ibidem 31. 341. 21–22. 73 «τ δοκον κακν, τ κατ’ ασθησιν λυπηρν», Joannes Damascenus, Scr. Eccl. et Theol. Contra Manichaeos 81. 9–11. 74 «δι πσης ασθσεως ουσαν τν πλαυσιν», Basilius Caesariensis, Theol. Homiliae super Psalmos 29. 224. 27. 75 «π τς το διαβλου πικρς τυραννδος», Basilius Caesariensis, Theol. De baptismo libri duo 31. 1516. 33. 76 В частности, это можно видеть в описании Святителем противостояния Каина и земли, которую он должен возделывать: «Наложена на него какая-то сокровенная необходимость, понуждающая его к возделыванию земли, так что невозможно ему успокоиться, хотя бы и захотел, но всегда будет жаловаться на враждебную ему землю, которую сам для себя сделал проклятою, осквернив ее братнею кровию», Pismo 252 (260). K Optimu episkopu (Letter 252 (260). The Optim, Bishop)”, 864 in Vasilii Velikii, svt. 2008. Vol. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

(Strom. Lib. V. p. 740.)... [Greek] ... «Quinetiam precatur cum Angelis, ut qui jam sit etiam aequalis Angelis, neque est unquam extra sanctam custodiam, et licet oret solus, habet chorum Angelorum una assistentem.» 81 It was one of the errors of Tatian, that he believed the soul partook of the matter of the body: Orat. contra Graecos, p. 169. B. seq. Edit. 82 Syr. [Syriac]. Ovens in the East are not unlike large stone jars, as may be seen in Mr. Taylor " s Fragments to his Edition of Calmet " s Dictionary, No. CIX. Plate 38. fig. 5. Edit. 1838. The allusion, made to the spark of fire, in the last section, is perhaps intended to be kept up here, with the notion of a silent process going on, as in baking any thing in an oven. 84 This, according to our author, Demonstr. Evang. Lib. IV. cap. IX. is the person spoken of, Is. XIV. 12 . That the king of Babylon is here primarily meant, there can be no doubt: but whether the «common enemy» of man is secondarily, may be matter of debate. 85 We now come again to certain passages in the Orat. de laudd. Constantini, identical with some in this work. Cap. XIII. pp. 531, D. 632, &c. See also Demonstr. Evang. Lib. IV. cap. X. 86 It must, I think, be sufficiently certain from this place, that Eusebius was no Arian. A passage, similarly strong, is to be found in his Orat. de laudd. Constantini, (cap. II. p. mihi 501. A----D.) in these words: [Greek] «Et ille quidem unigenitus Dei Sermo, a saeculis principio carentibus, ad infinita usque et interminata saecula regnat cum Patre.» See above Book i. §. 4, 30: also III. 19, 39: IV. 8: V. 51. and, above all, Theodoriti Hist. Eccles. Lib. i. capp. XI. XII. in the latter of which a Copy of the Nicene Creed is given, as emanating from Eusebius, and this for the specific purpose of shewing, that he was no Arian. See also his Eccl. Hist. Lib. I. cap. II. also the Introduction to this Work. See also, generally, the two Works of our author against Marcellus. In Lib. II. Eccl. Theolog. cap. xiv. he speaks, indeed, of His having a beginning, but this is with reference to his proceeding from the Father: in other words, bis being revealed to created rational existences.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Амфилохий гораздо решительнее, чем Григорий Богослов , формулирует учение о двух природах и одном Лице Богочеловека. Эту формулу он повторяет часто в различных оборотах речи. Например: A­ λλ’ πειδ ες ν πρ σωπον συντελοσιν α φσεις παθς τ τς παθητο οκειοται (Fr. XV с, 113 Α). Ες ν γρ πρσωπυν, καθ ς κα μετρα διδσκει γιοσνη, συνδραμον α δο φσεις (Fr. XIX b, 117 В. Срав. Fr. XII, XV b, d, XVI, XXII). Но Амфилохий употребляет для обозначения двух природ и одного Лица преимущественно термины φσις и πρσωπον, и обнаруживает некоторую сдержанность в применении к догмату о Лице Иисуса Христа наиболее принятых в троичной терминологии слов οσα и πστασις. Однако, пользуется и ими. Так, например, он называет Христа единосущным ( μοοσιον) Отцу по Божеству и единосущным Матери по человечеству. (Fr. XXII, 117 D). Уже это предполагает во Христе две сущности. Но это и прямо высказывает Амфилохий в дальнейших словах той же выдержки: διπλον τν οσαν τοι κατ τν φσιν (ibidem). В другом месте, опровергая признающих во Христе одну сущность, он говорит: ν ε πωσι ς μι ς οσας ε ναι, ρωτσατε ατος. Πς ο ν κατ μν τν θετητα παθ λγετε Χριστν κατ δ τν σρκα, παθητν; τ γρ μι ς πρχον οσας, λον μοιον; γρ παθς λον, παθητν (Fr. XV e, 113 С). Для обозначения единого Лица Амфилохий употребляет и термин πστασις. Например: ο διπλον δ τν πστασιν (Fr. XXII, 117 D). Божественной природе Спасителя соответствует имя Христос. Как и другие каппадокийцы, Амфилохий называет Христом Сына Божьего. Например: Δι τοτο Χρισς αυτν κνωσεν, να ημες πντες κ το πληρματος ατο λβωμεν (Fr. III с, 101 Α). Πσχει τονυν Χριστς, Γς το Θεο, ο θετητι: λλ’ νθρωπτητι (Fr. XV с, 113 В. Срав. Orat. I, 36 В). Именем же Иисус Амфилохий называет Христа в Его человеческом явлении. Например: ‘О κ το Δαβδ ν στροις παιρος τεχθες ησος (срав. Orat. IV, 76 А, В); 77 В; 81 С; In Steph. Holl, S. III, 17). Таким образом, соединение двух имён могло бы обозначать Спасителя в двух Его природах. Но эта мысль, высказанная Василием Великим (ер. 8. Migne, PG, t. 32, col. 252 В), у него не встречается, и даже соединение двух имён можно указать только в одном месте – Fr. XV а, 112 В 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010