De Trin. 10, 20: anima omnis opus Dei est, carnis vero generatio semper ex carne est. Cfr. ib. 10, 22: anima utique numquam ab homine gignentium originibus praebetur. Как субстанция, отличная от тела, находящаяся по своему происхождению в большей зависимости от Бога, душа Адама, по Иларию, произошла «задолго» до сотворения тела, и уже потом, особым божественным актом, как образ Божий, была соединена с телом. Non cum ad imaginem Dei hominem fecit, tunc et corpus effecit. Genesis docet longe postea, quam ad imaginem Dei homo erat factus pulverem sumptum commoveretur. Ps. 129, 5 n. Triplex cognoscitur hominis facti praeformatique perfectio: cum et fit in imaginem Dei, et formatur ex terra, et inspiratione spiritus in viventem animam commoveretur. Ps. 118, 10. 8 n. Dörner утверждает, что эта оригинальная антропология Илария сложилась именно под влиянием его христологических умозрений, – что …она имеет для него значение, как тип того, что на более высокой ступени повторилось при вочеловечении Логоса». Как при характеристике происхождения ветхого Адама, Иларий первоначально и духовную и материальную сторону его природы «фиксирует an sich», и с возможной резкостью противопоставляет друг другу, чтобы, затем, с большей силою соединить их в понятии об едином человеческом существе, – так же точно Иларий поступает и в вопросе о человеческой и божественной природе нового Адама (Op. cit. 1040 s.). Не находя возможным разделять с Дорнером ответственности за изложенный взгляд, поскольку в сочинениях Илария мы не находим прямых указаний на такую именно зависимость его антропологии от христологии, мы, со своей стороны, склоняемся к мысли, что характеризованное выше учение Илария о трех моментах в творении человека является просто своеобразным отголоском оригенистической антропологий, очищенной от её специфических в духе неоплатонизма идей, – поскольку это учение мы встречаем лишь в «Трактатах Илария на псалмы», – произведении, написанном под значительным влиянием Оригена (Ср. наше цит. сочин. LV стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

105 Вот некоторые опровержения учения Флация, взятые иъ Формулы Согласия: «если грех стал субстанцией человека и отожествился с его природой, то необходимо следует, что Бог творец человеч. природы – виновник самаго греха. Сын Божий, воспринявший на себя человеческую природу, Сам превратился бы в грех, а утверждать это – нелепо. Мы веруем, что тело наше восстанет прославленным, но если оно превратилось в грех, то и во всеобщее воскресение будет другое новое, а не наше, превратившееся в грех, тело и др. (Form. Concord. 648–650 р.). 107 Цвингли о сущности первородного греха выражается с заметным колебанием и двусмысленно, так что его последователи не согласны в определении что именно он разумел под сущностью греха. Так Целлер думаетъ, что Цвингли полагал грех по плоти. Шенкель – в чувственности, влекущей человека ко греху. Зигворт – в естественном безблагодатном состоянии, в уклонении от безконечного Духа Божия. Швейцер и другие – в гордости. Последнее мнение более других согласно с выше приведенным местом из сочинений Цвингли. 108 «Nec absurdum, quod dico Deum поп modo primi hominis casum ei in ео posterorum ruinam praevidisset, sed arbitrio quoque suo dispensasso " . (Instit. theol. 356 p.) 111 Вот как умствует Кальвин: «Quod Deus facit, поп est peccatum, quia поп est contra legem. Unum igitur atque idem facinus, puta adulterium, aut homicidium, quantum Dei avtoris, motoris ас impulsors opus est, crimen поп est: quantum autem hominis est, crimen ас scelus: ille enim lege поп tenetur hic avtem lege etiam damnatur». (Inst. theol). 114 «Unde sequitur, ita exulare а regno Dei, ut quaecumque ad beatam animae vitam Spectant in ео extincta sint». (Calv. Inst. theol. I, II. с. 2). 115 Ап пе glorietur, quod vocanti et ultro se oferenti responderif, nullas ad avdiendum esse avres, nulios ad videndum oculos affirmat Dens, nisi quos ipse facerit». (Calv. Inst. theol. I. I. сар. 15. 353 p.). 116 «Quemvis enim in homine externo refulgeat Dei gloria, propriam tamen imaginis sedem in animam esse dubium поп est... Quare etsi demus поп prorsns exanimamam ас deletam ia ео fuisse Dei imaginem sie. tameu corrupta fuit, ut qnidquid superest, horrenda sit deformitas». Calv, Inst. theol. I. I. сар. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Licet autem de nominibus dei notaverim in diversis locis, — prius super genesim, capitulo 13°, secundo super illo: Oriens nomen eius, Zacharie (6, 12), et philip-pens 2°, super illo: donavit illi nomen quod est super omne nomen, — quia tamen thomas, parte Ia, questione 13a, materiam de nominibus dei, utrum deus sit nominabilis, fundat super isto verbo, Omnipotens nomen eius, placet hic notare ad presens quatuor. [Далее, имя это именуется всемогущим. Подобает, однако, отметить различные места, где сказано об именах Божиих: во–первых, Быт., гл. 13; во–вторых, «Восток — имя Ему» (Зах. 6, 12; в синод. переводе: имя ему ОТРАСЛЬ. — Перев.) и Флп. 2, 9: Дал Ему имя выше всякого имени; поскольку, однако, Фома (ч. Ia, вопрос 13a) тему об именах Божиих (именуем ли Бог) основывает на словах «Всемогуще имя Его», уместно обозначить это место четвертым.] — «Изложение» этого свидетельства является трактатом о значении утверждений и отрицаний, в четырех частях (f. 43vb, l. 5 — 46vb, l. 24); трактату предшествуют несколько замечаний о всемогуществе (f. 43ra, l. 48–vb, l. 4), и он дополнен исследованием Божественных имен у Моисея Маймонида, в комментарии к тексту Исх. 20, 7: Non assumas nomen Dei tui in vanum [Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно] (ff. 50rb, l. 9 — 52va, l. 51). Если к этому добавить рассуждение на тему Ego sum qui sum [Я есмь Сущий] (f. 42rb, l. 6 — 43ra, l. 47), мы убедимся, что Exp. in Ex. содержит важнейшие мысли Мейстера Экхарта о Божественных именах. Этот вопрос рассматривался специально в книге Opus quaestionum [«Книга вопросов»] (до сих пор еще не обнаруженной): Notavi de hoc plenius in libro questionum, ubi agitur de nominibus dei [Подробнее я говорил об этом в «Книге вопросов», где речь идет об именах Божиих] (Exp. in Ex., Cus., f. 43ra, ll. 25–26). 83 Exp. in Ex., Cus., f. 43vb, ll. 25–40: Quantum ad primum, primo accipiatur quod in De causis dicit 6a propositio: " Causa prima superior est omni narratione " ; et ibidem, 22a: " causa prima est super omne nomen " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

2546 Incorporale est, quidquid illud turn de consilii sententia inchoatur: fit enim ad imaginem Dei [...Бестелесно все, что бы тогда ни приняло начало по мысли Бога, и появилось по образу Божиему] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 118, 10, 7, PL 9, 566). 2549 Cum anima omnis opus Dei sit, carnis vero generatio semper ex came sit [...Так как всякая душа является творением Бога, а рождение плоти всегда от плоти] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate X, 20, PL 10, 358). (Anima) quae utique numquam ab homine gignentium originibus praebetur [Душа, которая, конечно, никогда не дается человеком человеку при рождении] (Ibid. X, 22, PL 10, 359). 2550 Si quotidie animarum origines et corporum figurationes occulta et incognita nobis divinae virtutis molitione procedunt [Ежедневно по устроению божественной силы появляются души и создаются тела тайным для нас и неизвестным образом] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 91, 3, PL 9, 495). Igitur quotidie Christus operatus: et, ut arbitror, animarum initia, configurationes corporum, profectus et incrementum viventium opus ejus ostendunt [Таким образом, Христос ежедневно действует, и, как я думаю, начатки душевные, возникновение тел, появление и возрастание живых людей – все это обнаруживает действие Бога] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 91, 4, PL 9, 496). 2552 Quia veluti insitum impressumque omnibus sit, divinam inesse nobis animarum originem opinari, cum non exiguam coelestis in se generis cognationem mens ipsa cognoscat [Это как бы запечатлено и вложено в сознание каждого человека – считать начало нашей души божественным, поскольку сам ум познает, что имеет в себе некое кровное родство с небесным родом] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 62, 3, PL 9, 402). 2553 Hilarius Pictaviensis. De Trinitate X, 20, 44–46, PL 10, 357, 377–379; Tractatus super psalmos, 51, 21, PL 9, 320, 63, 2, PL 9, 408; 91, 3, PL 9, 495. 2554 Ea enim natura corporum est, ut ex consortio animae in sensum quemdam animae sentientis animata, non sit hebes inanimisque materies: sed et attacta sentiat, et compuncta doleat...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

На епархиально-приходском уровне продолжают доминировать идеи, высказанные в документе «Секты или новые религиозные движения: пастырский вызов» (1986 г.), где используется слово секта, культ, частично антикультовая терминология: «промывание мозгов», обман, вербовка и т. п. Такому подходу обучается будущее католическое духовенство. Епархиально-приходскую позицию можно объяснить желанием любыми способами доходчиво показать опасность сект, а здесь не до богословских тонкостей... 1.6. «Опус Деи»: католический культ? Совершенно иной подход к проблеме «промывания мозгов» занимают те немногие католические общины и структуры, которые подвергаются обвинению в «промывании мозгов»; речь идет, в частности, об «Опус Деи» («Opus Dei»). В 1989 г. бывшим католиком иезуитом была издана книга «Секретный мир «Опуса Деи», 164 где говорится, что эта организация представляет секту: «это просто секта, это меньше, чем католичество. Это меньше, чем христианство». 165 С критикой этой книги выступил руководитель Центра изучения новых религий (CESNUR) католик М. Интровинье (Massimo Introvigne). По его мнению, выступление против «Опуса Деи» является спланированной акцией, а употребление применительно к нему выражения католический культ вошло в оборот в июле 1990 г. на XII Мировом конгрессе по социологии в Мадриде, где было представлено сообщение «Католическая секта: Опус Деи» («Sectas catolicas: Opus Dei»). В апреля 1993 г. в Барселоне на международной конференции, посвященной тоталитарным группам и культам, организованной несколькими антикультовыми движениями различных стран, также был представлен доклад на эту тему. С точки зрения светского антикультового движения, «Опус Деи» использует целый ряд «культовых особенностей», среди которых названы: «идеологическая обработка посредством интенсивных курсов», «проникновение в целую сеть общественной жизни», «агрессивное обращение в веру», использование лагерей, поездок, шоу, школ как способов вербовки. Также отмечалось, что «умственная манипуляция» проводится и через участие в мессе, а весь этот процесс, по мнению критиков «Опуса Деи», похож на «духовную педерастию». «Опус Деи» ставят в вину то, что его члены живут культовым укладом жизни, ритм которой задается рядом набожных практик, таких, как использование власяницы, чтение розария, преданность Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Это подразумевало причастность к ее рекламе такой организации, как Приорат Сиона " [с. 351]).Сопротивление этой могущественной ложе оказывает не менее секретная католическая организация " Opus Dei " .В романе Брауна много фантазии. Но сама история раскрутки " Кода да Винчи " подтверждает правоту ее главного тезиса. Ведь с точки зрения художественной роман господина Брауна — очевидная " нулевка " : картонные персонажи, у которых отсутствует внутренняя психологическая глубина и достоверность, выложены в сюжете так, чтобы из них сложился заранее задуманный пазл. Все сюжетные повороты клишированы и подгоняются под некую суперцель пропагандистского характера. Перевод кошмарен. Чего стоит хотя бы то, что в оригинале " Opus Dei " именуется " группой " , а в русском переводе — " сектой " . Научной ценности эта книга тем паче не представляет.Однако рекламная кампания, сопровождавшая выход сначала книги, а теперь и фильма, свидетельствует, что в этот проект были влиты очень серьезные финансы и ресурсы. Вряд ли это были лишь средства автора " Кода да Винчи " или его издателей.Происходящее вокруг романа нельзя охарактеризовать иначе, как очередной залп в многовековой " холодной войне " между масонами и Католической церковью. В рекламной кампании вокруг книги господина Брауна проявила себя реальная масонская структура, действующая в нашем мире.Я не сторонник утверждения, что все, происходящее вокруг, связано с масонами. Не надо доводить себя до такого состояния, чтобы всюду видеть " жидомасонский след " (кстати, след-то очевиден: в любом здании есть две закрытые двери с буквами " Ж " и " М " ! Ну не иначе, как они, проклятые, наследили! [ 1 ]).Но ненаучно было бы и игнорировать присутствие этих закрытых элитарных структур в социальной ткани общества, начиная с XVIII в. и вплоть до настоящего времени.Есть открытые масонские издания, в которых они сами хвалят себя (см., например: Берберова Н. Люди и ложи. Харьков; М., 1997).Есть множество интернет-сайтов (например — www.masons.ru, " Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов) " ).Есть открыто существующие вербовочные пункты — " Ротари-клуб " и " Лайонс-клаб " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1033...

Если задним числом кажется, что Голливуд странным образом проигнорировал риск того, что фильм может встретить противодействие со стороны верующих христиан, то " в его оправдание " приходится констатировать, что позиция киностудии полностью совпадала с отношением к книге Брауна рецензентов, которые в большинстве своем приветствовали выход этого романа, рассматривая его как далеко не худший образец " интеллектульной развлекаловки " . Кажется, никто не ожидал столь шумного успеха, и взмывшие до астрономических высот тиражи книги вызвали недоумение у обозревателей; как бы то ни было, религиозная провокативность романа оказалась вне поля зрения законодателей литературной моды. Идея романа Брауна состоит в том, что христианство в том виде, в каком оно нам известно, является самой грандиозной в истории фальсификацией, осуществленной зловредной, женоненавистнической и, когда это необходимо, не останавливающейся перед кровавыми злодеяниями Католической церковью. " Почти все, что рассказывали нам наши отцы о Христе, было ложью " , – к такому неутешительному выводу приходит один из главных героев книги. Два обстоятельства способствовали тому, что этот аспект романа " Код Да Винчи " переместился вскоре в центр внимания. Во-первых, церковные власти и духовные лидеры осознали, что среди фанатов Дэна Брауна, имя которым легион, немало верующих христиан. И среди них подавляющее большинство составляют люди, убежденные в том, что некоторые – если не все – утверждения, содержащиеся в книге, являются истинной правдой; они верят, что " так все и было " . Во-вторых, в нескольких милях к югу от Sony, в Санта-Монике, находилась другая студия, на которой Мэл Гибсон примерно в это же время снимал первую версию своего, мягко говоря, нестандартного видения страстей Христовых. Нет ничего одиозного – и, тем более, зловещего – в здании, стоящем на пересечении Lexington Avenue и East Thirty-fourth Street: это довольно красивая семнадцатиэтажная башня из красного кирпича и известняка; в ней-то и находится штаб-квартира американского филиала аббатства Opus Dei. Так вот, когда я спросил об этом месте у хозяина расположенного поблизости магазина, он ответил настороженно: " Это Opus Dei, приятель. Я побаиваюсь этой публики. Сказать по правде, – продолжал он, – кое-что из того, что рассказывается о них в " Коде Да Винчи " , всерьез обеспокоило меня как христианина. Это умерщвление плоти, эти набедренные повязки из власяницы, эти самоистязания, когда они хлещут себя через плечо по спинам канатами... Знаете, это как-то не по-людски. Мне кажется, они чокнутые " .

http://religare.ru/2_29834.html

389 Contra duas epist. Pelagii, 1, 2, 5: Nam liberum arbitrium usque adeo in peccatore non periit, ut per illud peccent etc. Opus imperf. VI, 11: Hominis vero liberum arbi-; trium congenitum et omnino inamissibile si quaerimus, illud est quo beati omnes esse volunt, etiam hi qui ea nolunt quae ad beatitudinem ducunt. Gangauf. Metaph. Psych. 412–419, Anmm. 390 De Trin. X, IV, 6, c.976: Non dico, Totum seit; sed quod seit, tota seit. Cum itaque aliquid de se seit, quod nisi tota non potest, totam se seit. etc. 391 Enchir. XXIV, 8, с. 244: deinde jam etiam nolentibus subintravit ignorantia reram agendarum et concupiscentia noxiarum. 392 De actis cum Felic. Manich. II, 8: Eadem (anima) ipsa sua consuetudine sic implicatur, ut postea vincere non possit quod sibi ipsa peccando fabricate est. Confess. VIII, 5: Lex peccati est violentia consuetudinis, qua trahitur et tenetur etiam invitus animus, eo merito quo in earn volens illabitur. Писарев, 152. 393 De civ. Dei, XIII, 23: Non enim stat vel temporis puncto, sed sine intermissione labitur, quidquid continua mutatione sensim currit in finem, non perficientem, sed consumentem. De peccat. merit. 1,16, n.21. 394 De Civ. Dei, XIII, 3: Non enim aliud ex eis, quam quod ipsi; fuerant, nasceretur. Quod est autem parens homo, hoc est et proles homo. De peccat. merit. I, 10: omnes ille unus homo fuerunt. Opus imperf. I, 48: Aliena sunt (peccata), sed paterna sunt; ac per hoc jure seminationis atque germinationis et nostra sunt; III, 25:…nostra, quia fuit Adam, et in illo fuimus omnes. Августин считал, однако, вопрос о способе передачи первородного греха, связанный с вопросом о происхождении душ, Неразрешимым для себя вполне. Ibid. V, 4, 17. Gangauf. Met. Psych. 429, Anm. 15;425, 9; 427, И; 432, 20. 395 Enchir. XLVI, XLVII, 13, c.255: non immerito disceptari potest: utrum omnium malis actibus et multiplicatis delictis originalibus qui nascitur implicetur, ut tanto pejus quanto posterius quisque nascatur; an etc. 397 О христологии Августина ср. H. Kühnei. Augustin’s Anschauung von der Erlsun-gsbeutung Christi. Heidelberg. 1890. Reuter 193–228. Трубецкой, 88–91, 206–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

130  Gratiae fructum nulla res impedire possit, nisi, qui ea (sacraraenta) suscipiunt, se ipsos tauto bono fraudare, et Spiritui Sancto velint obsistere. Cathech. roman. p. II. c. 1. q. 16. 131  Si quis dixerit, non dari gratiam per hujusmodi sacramenta semper, et omnibus, quantum est ex parte Dei, etiam si rite еа suscipiant, sed aliquando, et aliquibus; anathema sit. Concil. Trident, sess. VII. de sacrament. can. 7. 132  Впрочем, исключение из общего правила тридентский собор делает по отношению к евхаристии и покаянию Sess. XIII. cap. VII. sess. XIV. cap. IV. 133  Igitur ut intelligamus quid sit opus operatum, notandum est, in justificatione, quam recipit aliquis, dem percipit sacramenta, multa concurrere, nimirum ex parte Dei, voluntatem utendi illa re sensibili; ex parte Christi, passionem ejus; ex parte ministri, voluntatem, potestatem, probitatem; ex parte suscipientis, voluntatem, fidem et poenitentiam; denique ex parte sacramenti, ipsam actionem externam, quae consurgit ex debita applicatione materiae et formae. Caeterum ex his omnibus id, quod active et proxime et instrumentaliter efficit gratiam justificationis, est sola actio illa externa, quae sacramentum dicitur, et haec vocalur opus operatum, accipiendo passive (operatum), ita ut idem sit sacramentum conferre gratiam ex opere operato, quam conferre gratiam ex vi ipsius actionis sacramentalis a Deo ad hoc institutae, non ex merito agentis, vel suscipientis... Voluntas, fides et poenitentia in suscipiente adulto necessario requiruntur, ut dispositiones ex parte subjecti, non ut causae activae; non enim fides et poenitentia efficiunt gratiam sacramentalem, neque dant efficaciam sacramenti, sed solum tollunt obstacula, quae impedirent, ne sacramenta suam efficaciam exercere possent, unde in pueris, ubi non requiritor dispositio, sine his rebus fit justificatio. Bellarmin, De sacrament. T. II. c. 1. op. t. III. p. 108, 109. 137  Янус, 311–313. борьба против симонии свидетельствует с одной стороны о той неумолимой настойчивости римских епископов, с какой они старались искоренить великое зло, проникшее на западе в самое, так сказать, внутреннее святилище церковных таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

П.В. Безобразов Евгению Гакману, буковинскому епископу, от 28 октября 1841 г. Accepi epistolam tuae eminentiae 8 die octobris, et si adhuc nondum respondi, hoc non ob negligentiam, sed ob oculorum meorum morbum accidit. Remote illo obstaculo officii mei duco, ut scribam ad tuam eminentiam et maximas gratias pro tua clementia ac benignitate, qua me dignatus es, agam. Legendo epistolam tuam non poteram non laetari, quod nostrum numisma placuit tuae eminentiae et magno cum gaudio a te est acceptum. Reapse hoc numisma classicum opus est. Eius idea multiformem significationem habet. Quid aliud exprimit principalis eius inscriptio, nisi quod pontifex et caput nostrae ecclesiae non homo mortalis peccatis et erroribus obnoxius, sed ipse aeternus, sanctus et verus Deus est? Cur non alia quaedam effigies I. Christi, sed sic dicta imago non manibus facta erat efficta? Quod conversio unitorum non hominum, sed ipsius Dei opus fuit. Agnovimus hoc beneficium divinum nobis exhibitum, ideoque non nobismet ipsis, sed soli Deo gloriam ac gratiam reddidimus ob eius misericordiam et amorem, quo nos prosequutus est. In aversa parte numismatis efficta crux demonstrate unitos conversos esse non per hominum conatus, sed per vim salutarem Pendentis in cruce. Lux vero procedens e cruce est amoenissimum symbolum gratiae et veritatis, quarum particeps est nostra ecclesia orthodoxa. Contemplando radios huius lucis quis non speraret fore ut orthodoxa fides, ocius vel serius, totum mundum illuminet, et utut magneslapis omnia ad se attrahat? Ditissima est gratia Domini nostri I. Christi, magna est eius omnipotentia! Adjuvantibus illis nostra ecclesia non solum in occidentalibus Russiae provinciis, sed etiam in Siberia, Kamtschatca et America plures filios spatio postremorum annorum sibi acquisivit. Praeterito anno novus episcopus Kamtschadalensis et Aleutensis constitutus est. Opinor, quod non in longo temporis intervallo nostra ecclesia etiam alia multa incrementa acquiret. Eminentissime! Admiraris propensionem et profundissimum respectum tibi exhibitum a homine ignoto! Sed hic homo sub umbra altarium orthodoxorum et penes cathedras episcoporum educatus est; ergo mirumne est, ut ille maximam reverentiam erga te, ut episcopum orthodoxum, nutria et manifestet? Orthodoxia est sigillum Dei, et quis illo est sigillatus, iste ubiubi sit, plenum cordialem amorem cuiusvis orthodoxi christiani meretur. Sanctus Johannes Theologus, discipulus et amicus Domini, omnes episcopos orthodoxos angelos ecclesiarum esse existimat. Nonne igitur dignus es omni reverentia, uti angelus Domini, cui multae orthodoxorum animae sunt commissae, ut eas salves et in regnum coelorum adducas?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010