В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Иноческий подвиг есть невидимое, но в полном смысле слова мученичество для того, кто проходит этот подвиг, как должно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 280 ). О духовном руководстве и послушании Главная черта, которой отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенньми наставниками, а ныне... должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов божественной благодати ( 108, 83 ). Самочинное монашество – не монашество. Это и есть прелесть! Это карикатура, искажение монашества ... это обман самого себя! Это актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны ( 108, 269 ). Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными ... ( 112, 75 ). Главнейшая причина, по которой скорби особенно тягостны для современного монашества, заключается в нем самом и состоит, преимущественно, в недостатке духовного назидания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 138 ). О чтении Писания и святых отцов Книги святых отцов, написанные для безмолвников, никак не идут для новоначальных и вообще для иноков, подвизающихся в общежительных монастырях ( 108, 266 ). Руководствующийся отеческими писаниями монах во всяком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение; утратит его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне ( 108, 495 ). Инок должен заняться со всевозможной тщательностью и вниманием чтением Святого Евангелия... так, чтобы... он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия ( 112, 32 ). И в цветущие времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе все подряд, что написали отцы, тем более такое приложение невозможно в наши времена ( 112, 382 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

За этим огнем по повелению Божию следили очень внимательно, чтобы он не угасал никогда, но непрестанно светил бы и днем и ночью. Забота о нем лежала на приставленных к нему священниках, которые называли его огнем божественным и употребляли его только для одних жертв и всесожжений, на другие же потребности употреблять его было запрещено под угрозой. Другой огонь находился перед дверьми храма свидения. Этот огонь был не сшедший с Неба, но земной, обыкновенный, и назывался он огнем чуждым. Его не позволялось употреблять для жертв, приносимых Богу, а также нельзя было вносить его и внутрь храма. Когда же два сына Аароновы, Надав и Авиуд, взяв чуждого огня, обыкновенного, и вложив его в свои кадильницы, отважились внести внутрь храма, то за это появился огонь от Господа и сжег их в пепел. Огонь любви нашей к Богу также должен всегда гореть в сердце, подогреваемый и поддерживаемый богомыслием: «В мыслях моих возгорелся огонь» ( Пс. 38, 4 ). Чуждый огонь, то есть мирской, греховный, не должен вноситься внутрь сердца под угрозой, то есть под страхом вечной смерти, чтобы огонь гееннский не сжег нас навеки. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 349–350 ). (Но есть плотская, нечистая) любовь – это ненавистная страсть души... От нее не бывает никакой пользы (для души), но вред и... неразумные издержки, извращение жизни и общее расстройство домов. От духовной же любви – великое богатство добрых дел, великое изобилие добродетелей. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 310 ). Не имеет цены перед Евангелием любовь от движения крови и плотских чувствований ( 108, 123 ). Любовь, возжженная и питаемая Святым Духом, – огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением ( 108, 124 ). Естественная любовь доставляет своему любимому одно земное, о небесном она не думает. Она враждует против Неба и Святого Духа потому, что Дух требует распятия плоти. Она враждует против Неба и Святого Духа потому, что находится под управлением духа лукавого ( 108, 124 ). Ощутивший любовь духовную будет с омерзением взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви ( 108, 126 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

С достоверностью можно утверждать, что руководствующийся в жизни Евангелием не остановится принести полное удостоверение в том, что он не знает за собой ни одного доброго дела ( 108, 309 ) . Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтобы принять Евангелие, надо в Него уверовать ( 108, 497 ) . Евангелие как откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою ( 108, 497 ) . Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно и мало-помалу вселится в тебя живая вера... ( 108, 506 ) . В человеке от жительства по Евангелию является, как бы естественно заповеданное Евангелием, покаяние ( 111, 10 ) . Что значит последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела ( 111, 95 ) . Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее исцеление, которое предлагается всемогущим Врачом – Богом ( 111,344 ). Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно ( 111,432 ) . Евангелие научает нас, что падением стяжали мы лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был природного достоинства, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, остается лжеименным разумом ( 111, 472 ) . Евангелие – тот вертоград, в котором может найти Христа Мария верная душа, пребывающая в покаянии... за городом,вне любви к миру ( 111, 508 ) . Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди ( 109, 360 ) . Изучая Евангелие, стараясь исполнять Его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви ( 112, 37 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Составленное «неизвестным» житие преп. Иосифа Волоколамското, принадлежащее «по содержанию своему к числу лучших житий в древнерусской литературе» ( В. О. Ключевский ), напечатано К. И. Невоструевым в «Чтениях Московского общества любителей духовного просвещения» (М. 1865 г., стр. 77–152) по двум доселе бывшим известным спискам: списку XVI в., принадлежавшему Волоколамскому монастырю, и списку XVII в., находящемуся в одной рукописи В. М. Ундольского. В собрании Петра Алексеевича Овчинникова (село Городец Нижегородской губернии) оказались еще два списка этого же самого жития: один XVI века, другой XVII в. Более древний список наиболее и любопытен, и не по времени написания только, но и по своим особенностям. Прежде всего, этот список XVI в. иначе располагает повествование: начало и конец его те же, что и в Волоколамской рукописи (по изданию К. И. Невоструева стр. 77–108 и 136–152; сего издания стр. 9–26 и 39–47), но середина жития (стр. 108–136; сего изд. стр. 26–39) изложена в другом порядке: список П. А. Овчинникова тот же самый текст, что и в Волоколамской рукописи, делит на пять отделений и размещает его такт: 1) рассказ о пострижении князя Андрея Голенина (стр. 127–132 по Невостр. изданию, по моему стр. 26–29; на стр. 77–108 житие доведено до поселения преп. Иосифа около Волоколамска, на последних страницах говорится об устройстве монастыря и об уставе его), 2) об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 123–127 и ниже стр. 29–30), 3) Герасиме Черном, Касиане Босом и других учениках преп. Иосифа и об архиеп. Геннадии (стр. 120–123 и ниже стр. 31–32), 4) о постоянном пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и князе Андрее (стр. 132–136 и ниже стр. 32–33) и 5) об участии преп. Иосифа в Московских церковных соборах против жидовствующих, касательно второбрачных и о владении монастырей имуществами (стр. 108–120 и ниже стр. 34–39; далее следует, согласно с Волоколамской рукописью, рассказ о деле преп. Иосифа с князем Федором Борисовичем и пр., стр. 136 и след.) – Нельзя не признать, что этот порядок более соответствует течению мыслей: сперва о поставлении монастыря, уставе, его и учениках преп. Иосифа и потом уже о деятельности его вне монастыря, на соборах н проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию ( 108, 316 ). Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу ( 108, 535 ). Истинное смиренномудрие – характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский ( 108, 536 ). «Если кто хочет идти за Мною, – возвещает святое Смирение, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он, Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных, избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святой любовью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 543 ). Об истинном смирении Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, следующие. Считать себя самым грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. Никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всегда всех хвалить и прославлять. Никого никогда не осуждать, не уничижать, ни на кого не клеветать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить. Когда же спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом. Ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить – ни о вере, ни о чем другом, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да», а если плохо, отвечать: «Сам знаешь». Быть в подчинении и гнушаться своей волей, как чем-то пагубным. Смотреть всегда в землю, иметь перед глазами свою смерть. Никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему. С радостью переносить обиды, уничижения и утраты. Ненавидеть покой и любить труд. Не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог является в нем, и делается он наследником Небесного Царства ( 27, 397 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию ( 108, 526 ). Борьба со страстями и страдания, возникающие из этой борьбы, несравненно тягостнее всех искушений извне. Томление и подвиг, в которые возводится христианин невидимой внутренней борьбой, восходит значением своим к подвигу мучеников ( 108, 532 ). Навыки имеют силу, подобную естественным качествам: надо последователю Господа Иисуса Христа стяжать хорошие навыки и уклониться от навыков дурных ( 108, 377 ). Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое Благодатью Христовой, может победить самые закоснелые навыки. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 381 ). Ученик некоторого святого старца был борим духом любодеяния. Но при помощи благодати Божией он мужественно противостоял скверным и нечистым помышлениям, очень прилежа посту, молитве и рукоделию. Блаженный старец, видя усиленный подвиг его, сказал ему: «Если хочешь, сын, я помолюсь Господу, чтоб Он отнял у тебя брань». Ученик отвечал: «Отец! хотя я и тружусь, но вижу и чувствую в себе благой плод: по причине этой брани я пощусь больше, и больше упражняюсь в бдениях и молитвах. Но прошу тебя: моли милосердного Господа, чтобы дал мне силу выдерживать брань и подвизаться законно». Тогда святой старец сказал ему: «Теперь я узнал, что ты верно понял, что этой невидимой бранью с духами при посредстве терпения совершается вечное спасение твоей души»... ( 82, 424–425 ). Поведали братия, что они шли однажды в селение, будучи посланы своим аввою, и на старшего из них пять раз нападал бес, чтобы ввергнуть его в грех блуда. Брат подвизался против помысла в течение нескольких часов, отражая его молитвой. Они возвратились к отцу своему. Лицо искушенного брата было смущенным; он пал в ноги отцу своему и сказал: «Помолись обо мне, отец, я впал в блуд», – и рассказал отцу, как боролся с помыслами. Прозорливый старец сказал ему: «Ободрись! когда ты пришел ко мне, то я увидел на тебе пять венцов. Ты не был побежден, – напротив, ты победил, не исполнив того, что предлагал помысел» ( 82, 425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

After two days, on September 7, 1678, they beheaded the Hieromartyr. Witnesses to the martyric death of Archimandrite Macarius carried his body to the monastery church, in which they were hidden for safety. But the returning Turks placed firewood around the church and burned everything in the temple. When the surviving citizens of Kanev began removing the bodies of those who perished, only one body was found whole and as though alive. This was the body of the Hieromartyr Macarius, attired in a hairshirt, with a cross on his breast and another cross in his hand. The holy body was buried in this church beneath the altar on September 8, 1678. The holy Hieromartyr Macarius was a man of highly righteous and spiritual life, glorified while still alive by miracles and the gift of clairvoyance. At Kanev, he healed the blind and the dying. In 1688, during renovation of the temple, the grave of the Hieromartyr was opened, and the incorrupt body of the saint was found. In connection with the danger of invasion for the Kanev monastery, on May 13, 1688 the holy relics were solemnly transferred to the Pereyaslavl Regimental Resurrection Church, along with the hieromartyr’s beloved book, Discourse of St. John Chrysostom on the Fourteen Epistles of the Holy Apostle Paul (Kiev edition 1621-23) with his signature on one of the pages. Under Bishop Zachariah (Cornelovich) in 1713, the relics were transferred to a newly built temple of the Pereyaslavl Mikhailovsk monastery, and after its closing the relics rested at the Pereyaslavl Resurrection monastery from August 4, 1786. In 1942, the relics were transferred to the Trinity church in the city of Cherkassa, and from 1965 they have been in the church of the Nativity of the Most Holy Theotokos in that same city. Hieromartyr Macarius is separately commemorated twice: September 7/20, the day of his repose, and on May 13/26, the transfer of his holy relics. (From OCA.org ). St. Stephen, Bishop of Vladimir in Volhynia Also commemorated April 27/May 10

http://pravoslavie.ru/87046.html

1 . Orthodox America 1794– 1976: Development of the Orthodox Church in America/Constance J. Tarasar and John H. Erikson, eds.– Syosset, NY: The Orthodox Church in America (OCA), Dep. of History and Archives, 1976. – 352 p.: ill. 2 . Тихон (Беллавин), еп. На Алеутской и Северо-Американской кафедре: Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1905 г./Публ. и прим. А. Ефимова и П. Грюнберга//Богословский сборник: к 75-летию со дня кончины св. патр. Тихона. – М., 2000. – Вып. 6. – С. 176–205. 3 . Тихон (Беллавин), еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1898 г., от 12 апреля 1899 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1707. 4 . Тихон (Беллавин), еп. Слово Православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки/Авт. – сост. свящ. Сергий Широков. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 223 с. 5 . Тихон (Беллавин), еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1900 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1820. 6 . Ефимов А. Б., Минин Д. А. Начало служения Святителя Тихона (Беллавина) на Американской Земле//XV Ежегодная Богословская конф. ПСТГУ. – М., 2006. – Т. 2. – С. 32–40. 7 . Ефимов А. Б., Минин Д. А. Состояние Алеутской и Аляскинской епархии к приезду святителя Тихона (Беллавина) на Американскую землю в 1898 г.//XIV Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 2004 г. – М., 2004. - Т. 2. – С. 464–473. 8 . Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке: В 2 ч./С архипастырского благословения его высокопреосвященства высокопреосвящ. Феофила, архиеп. Сан-Францисского, митр, всея Америки и Канады. – Нью-Йорк: Издание Юбилейной комиссии. – 1945. – Ч. 1. – 314 с.; Ч. 2. – 280 с. 9 . Вострышев М. Божий избранник: крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. – М.: Современник, 1990. – 189 с.: ил. 10 . Вострышев М. Патриарх Тихон. – М.: Молодая гвардия: Русское слово, 1997. – 302 с.: ил. – Вып. 737. – (ЖЗЛ). 11 . Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона//Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X-XX вв./Сост. С. С. Бычков. – М.: Моск. рабочий, 1992. – 333 с.: ил. – (Клуб любителей отечества).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ольга 5 апреля 2012, 15:23 Про то, что не нужно ребёнка перед каждым причастием исповедовать, сказал бы кто нашему батюшке:) Антон 14 марта 2012, 13:24 Хорошая стать, в нашем Храме дети тоже и причащаются и исповедуются, но особенно умиляет когда малыш лет 4-5 от роду ставит свечку (за здравие, упокой) со всей серьезностью и осознанным подходу к делу ))) Andrew, OCA, USA 13 марта 2012, 19:25 В связи со статьёй, в целом нужной и правильной, у меня есть несколько вопросов по поводу младенцев участвующих в таинстве Причастия. Во-первых. Церковь учит, что младенцы до трёх лет пребывают в ангельском подобии. Зачем вообще причащать земных ангелов? И уверены ли мы, что полугодовалое дитя полностью отдаёт себе отчёт, что такое Причастие Святых Крови и Плоти? А если мы не уверены, то не вредим ли мы таким причастием больше, чем приносим пользы им? (Я не имею в виду особых случаев, когда дитя болеет, и над ним было совершено елеепомазание.) И во-вторых, я часто вижу как младенцы выплёвывают Святыню. И часто, это делает один и тот-же ребёнок. Но мамы всё-равно подносит это дитя к Чаше вновь и вновь. (Как вы сказали в статье по поводу младенцев: " Как можно чаще " ) Но может быть, в таких случаях (когда ребёнок выплёвывает Святыню) надо чтобы священик поговорил с мамашей и попросил бы её не подносить пока этого дитя к Причастию? Как вы считаете? Геннадий Вячеславович 13 марта 2012, 03:31 Батюшка Максим! Всё хорошо и правильно Вы написали. Но я-то помню, что ни в сталинское время, ни позже, именно за то, что человек ходит в церковь, в тюрьму не сажали. Кого хотели посадить -- могли посадить ни за что. Но " за посещение храма " -- ни обвинения такого не предъявляли, ни прямо в вину не ставили. Да, если молодой человек ходил в церковь, ему всячески препятствовали. Но находили другие меры воздействия, а не лишение свободы. Светлана 13 марта 2012, 00:14 Очень правильная и нужная статья. Действительно очень опасно, что участие в Таинствах станет для детей формальностью, делом привычным, совершаемым без благоговения.

http://pravoslavie.ru/52122.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010