«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24, 42 ). Бодрствовать не значит сидеть сложа руки, но, имея в мысли, что Господь внезапно придет, так себя держать и так вести свои дела, чтобы быть готовыми встретить Его во всякое мгновение, не опасаясь получить укор и осуждение. Как же это сделать? Очень просто. Ходить по заповедям, не нарушая ни одной; а случится нарушить какую, – тотчас очищаться покаянием и должным удовлетворением с своей стороны. Тогда и будет у нас все чисто. И минуты не оставляй греха на душе: тотчас кайся, плачь в сердце своем и беги к духовному отцу исповедаться и получить разрешение; а затем опять берись за дела по заповедям Божиим. Если ревностно возьмешься за то, чтобы быть исправным в жизни, – скоро исправишься, только не оставайся долго в падении. Падения при таком порядке будут все реже и реже, а там и совсем прекратятся при помощи всеисцеляющей благодати Божией. Тогда водворится радостная уверенность, что не встретишь Господа неготовым. Святитель Феофан Затворник ( 107, 295–296 ). Внимание и умиление признаются даром Святого Духа. Только Дух может остановить волны ума, разбегающиеся повсюду ( 108, 148 ). Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при любой рассеянности, в которую он иногда против воли вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда легко будет сохранять внимание к себе... ( 108, 298 ). Рассеянность, столь вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания, постоянных и напряженных ( 108, 373 ). Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые занятия ( 108, 375 ). Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе ( 108, 275 ). Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится узреть Бога ( 109, 152 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом проводя жизнь свою. Однако они различают в житейском быту порядки от порядков, ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их, другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает, как они, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности, преходящий меру, колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтобы не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя да семью свою устроить по-христиански, в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «Кто меня поставил судьею?» Такой тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым, и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно есть источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях. Святитель Феофан Затворник ( 107, 335–336 ). Духовное место, на котором только и заповедано приносить духовные жертвы, – смирение ( 108, 129 ). Истинное смирение – Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшей премудростью, оно представляется безумием для плотского разума ( 108, 536 ). Смирение не видит себя смиренным. Напротив, оно видит в себе множество гордости... ( 108, 536 ). Смирение – небесная жизнь на земле ( 108, 536 ). Смиренный предает себя всецело воле Божией ( 108, 540 ). Блаженна душа, которая осознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя, как окаянная и грешная. Она – на пути спасения: в ней нет самообольщения ( 109, 123 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии, чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами... и заразившие душу, обветшали и уничтожились ( 108, 288 ). В Новом Завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним... Любодей казнится смертью душевной, [от него] отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в – смертный грех... – залог неминуемой гибели... если этот грех не уврачуется благовременно покаянием ( 108, 333 ). Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд, но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которая видит Бога. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от сладострастных помышлений, мечтаний и ощущений ( 108, 339 ). Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения ( 108, 490 ). Закон Моисеев воспрещал прелюбодеяние. Господь воспретил плотское вожделение ( 108, 510 ). Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд ( 109, 216 ). Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве... ( 112, 341 ). Особенно тяжелое впечатление производит на нас услаждение плотскими вожделениями. Отцы называют их осквернителями духовного храма Божия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 358 ). ...Никогда не было так своевременно, как в тот период, внушать христианам из язычников воздержание от блуда, потому что никогда развращение языческих нравов не доходило до такой степени, как в тот период. Евреи, нельзя не сказать правды, из всех племен могли считаться народом чистейшей нравственности, но и они смотрели на этот грех не как на преступление против нравственности, потому что такой взгляд был установлен только христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

видит и падшее естество свое и падение человечества и лукавых духов ( 110,56 ). Обличает лукавых духов сердце: ум недостаточен для этого; ему не отличить одними собственными силами образы истины от образов лжи... ( 110, 59 ). Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами ( 111, 144 ). Убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами ( 111, 145 ). Познания, доставляемые Словом Божиим, вернее познаний, до ставляемых даже истинными и святыми видениями ( 111, 229 ). Мир, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива... От этих опытных познаний подвижник приобретает холодность к земной жизни ( 112, 145 ). Книги Святых Отцов... подобны зеркалу, смотрясь в них: внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки ( 108, 113 ). Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся видение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач ( 108, 292 ). Достигший познания себя посредством духовного подвига видит себя окованным страстями, видит действующих в себе отверженных духов ( 108, 294 ). Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из своего сердца соблазн на ближнего, нужно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами... ( 108,423 ). Смущение и недоумение при открывшемся действии страсти служит доказательством, что человек не познал самого себя ( 108, 524 ). Человек! Внемли себе, себя рассматривай! Из ясного, по возможности своей, понимания себя яснее и правильнее будешь смотреть на все, что подлежит твоим взорам вне тебя ( 109, 92 ). Божественное откровенное учение возвещает мне опыты жизни, доказывает мне, что я – создание Божие, я – создание Бога моего! Я – раб Бога моего, раб, вполне подчиненный власти Бога, объемлемый, хранимый Его властью... ( 109, 95 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Instructor.– Ostkirchliche Studien 4. Würzburg,  1955. P.108–128. Krueger. Cynics ­­ D.Krueger. Cynics, Christians and Holy Fools: The Late Antique Context of Leontius of Neapolis» Life of Symeon the Fool. Ph.D. thesis. Princeton University, 1991. Krumbacher. Geschichte ­­ A.Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897. Lamb. Psalms ­­ A.Lamb. The Psalms in Christian Worship. London, 1962. Lampe. PGL ­­ G. W.H.Lampe. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1991. Lampe. Seal ­­ G. W.H.Lampe. The Seal of the Spirit. London – New York – Toronto, 1956. Lascaris. Liberation ­­ D.Lascaris. The Liberation of Man in Symeon the New Theologian. D.Phil, thesis. Oxford, 1969. Lawson. Theology ­­ J.Lawson. The Biblical Theology of Saint Irenaeus. London, 1948. Leloir. Désert ­­ L.Leloir. Désert et communion. Spiritualité Orientale 26. Bellefontaine, 1978. Lemerle. Elèves ­­ P.Lemerle. Elèves et professeurs à Constantinople au X e siècle. Paris, 1969. Lemerle. Humanisme ­­ P.Lemerle. Le premier humanisme byzantin. Paris, 1971. Lequien. Oriens ­­ M.Lequîen. Oriens Christianus. Paris, 1740. Leroy. Réforme ­­ J.Leroy. La réforme studite.– II monachesimo orientale. OCA 153. 1958. P.181–214. Leroy. Vie ­­ J.Leroy. La vie quotidienne du moine studite.– Irénikon 27. Chevetogne, 1954. P.21–50. Lewy. Ebrietas ­­ H.Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. Lossky. Image ­­ V.Lossky. In the Image and Likeness of God. New York, 1985. Lossky. Mystical Theology ­­ V.Lossky. The Mystical Theology of the Eastern Church. New York, 1976. Lossky. Vision ­­ V.Lossky. The Vision of God. London, 1963. Lot-Borodine. Cabasilas ­­ M.Lot-Borodine. La vie et l " oeuvre de Nicolas Cabasilas. Paris, 1958. Lot-Borodine. Déification ­­ M.Lot-Borodine. La déification de l " homme selon la doctrine des Pères grecs. Paris, 1970. Lot-Borodine. Larmes – M.Lot-Borodine. Le mystère du «don des larmes» dans l " Orient chrétien.– La vie spirituelle 48. Juvisy, 1936. P.65–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христос... Сам первый на деле показал ученикам возможность исполнить то, что заповедал. Преподобный Нил Синайский ( 48, 195 ). Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, читают закон Божий только поверхностно. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 11 ). Веруй святым животворящим Евангельским заповедям... исполнение которых составляет так называемую святыми отцами деятельную веру христианина ( 108, 499–500 ). Заповеди Моисеева Десятисловия... не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен ( 108, 507 ). Заповеди Десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они претворяют христианина в храм Божий ( 108, 507 ). Пространные врата и широкий путь – это деятельность по воле и разуму падшего естества. Узкие врата – деятельность по Евангельским заповедям ( 108, 516 ). Узкие врата – тщательное, основательное изучение закона Божия и в Писании, и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по Евангельским заповедям ( 111, 345 ). Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия ( 111, 177 ). Между Евангельскими заповедями и крестом – чудное сродство! Делание заповедей привлекает на плечи делателя крест, а крест совершенствует, утончает нашу деятельность по закону Христову. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 134 ). Служит Христу тот, кто, отвергнув тяжкое сатанинское иго грехов, носит благое иго Христово, по слову Его: «Возьмите иго Мое на себя» ( Мф. 11, 29 ). Благое иго Христово означает заповеди Его, святые и легкие, ибо «заповеди Его нетяжки» ( 1Ин. 5, 3 ). Что легче, чем любить, как сказано выше? Он заповедует нам любить друг друга: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» ( Ин. 15, 17 ). А от любви все добрые дела проистекут, как ручьи от источника, ибо любовь есть корень добрых дел ( 1Кор. 13, 1–8 и 13). И кто имеет истинную христианскую любовь, тот носит иго Христово и заповеди Его исполняет и так Ему служит ( 104, 787 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В настоящее время жалованье распределено у нас не равномерно, приходы разделены на классы. Там, где приходы многолюдны, настоятель получает 144 рубля в год, его помощник 108 рублей. В средних приходах настоятель получает 108 рублей, помощника ему не полагается; в малолюдных настоятель получает 72 рубля. Многолюдные селения, обыкновенно, более или менее, богаче малолюдных. Там, кроме обязательных треб, за которые отплачивается часто с избытком, бывает множество необязательных: служатся по домам всенощные, молебны, панихиды, служатся сорокоусты и др. Есть приходы, где священники получают до 3000 рублей. Таких приходов хотя и немного, но всё-таки они есть. В таких приходах и жалованья положено больше, высокий оклад, 144 рубля. В малолюдных селениях народ всегда бедный; за обязательные требы, крестины, похороны и т. под., платит 3–5 коп., молебнов, кроме пасхальных и праздничных, не служится, всенощных, сокороустов не бывает никогда совсем, — и священник получает 100, 70 и даже 50 рублей; казённого жалованья получается 108–72 рубля. Кто же пойдёт в такой приход? Иван, да Михаил, когда выгонят их из Усовки. Очень нередко, что туда попадают люди и очень хорошие; но, за то, они несут такую нужду, что читатель не поймёт её, если б я и сказал ему. У меня, например, в соседстве есть священник, в с. Слепцовке, состояние которого до того бедственно, что не понимаешь, как существует он? Село это приписано к моему, и священник пишется моим помощником, хотя там имеется своя церковь, своя земля при ней, свой отдельный составляет приход, словом: приписка эта не имеет никакого смысла. В приходе числится 661 душ. м. п., — народ крайне бедный. Правда, там есть и помещики, и даже очень состоятельные, но от них не разживёшься и гнилым поленом. Кружечного дохода священник не получает и ста рублей, казённого жалованья 108. Хлебный сбор бывает самый скудный. При таких средствах едва только можно пробавляться одному с женой, но у этого несчастного шесть сыновей! В прошлом году он поместил одного, старшего, в училище, и не знал, как он будет содержать его; но ныне отвёз другого. Что он будет делать с ними, я и не понимаю. А между тем в запасе у него ещё четыре. Что же он будет делать чрез четыре-пять лет? Шестнадцать прошений подавал он о перемещении его в приходы, более состоятельные; но всегда «ин прежде его слазит», — всегда не удаётся ему почему-то. Между тем, это человек в высшей степени симпатичный: умный, прекроткий, предобрый, тихий, скромный, вежливый, непьющий никаких вин, не то чтоб водки, — этот человек считался бы совершенно на своём месте в любом городе.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

Пс.107:13.   Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. За чрезмерную скорбь дарует Господь помощь ищущим Его. Таков был и Павел, хвалившийся скорбями, и за это мог говорить: «когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). «Скорбь» — есть труд для приобретения добродетели, а «помощь» — последующая за нею благодать Божия. А всякая надежда на людей без Божьего содействия — напрасна и «суетна» (Златоуст, Василий В., Максим). Пс.107:14.   О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Возымеем упование на Божию силу, и в едином Боге будем искать надежду спасения; ибо естество человеческое безсильно в отношении к видимым врагам и удобоуловляемо грехом. Но «Богом» мы можем «сотворить силу» , Который стал для нас «оружием благоволения» (Пс. 5:13) (Афанасий, Кирилл). В конец, псалом Давиду, 108 Давид изображает страдания Христовы и будущее наказание Иуде и другим некоторым таковым. Должно же знать, что все сказанное в виде желания, говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине их злобы. Сперва говорит псалом об Иуде, а затем и против людей, восстающих на священство, и об участи тех, которые обижают ближних (Златоуст, Афанасий). Пс.108:1.   Боже, хвалы моея не премолчи: Эти слова говорит Христос. Как Человек, Он молится, исполняя меру правды человеческой; а как Бог, Он принимает искренние молитвы молящихся. А хвалою Он называет страдания. И в божественном Евангелии Он называет их славою, когда говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» (Ин. 12:23) (Феодорит). Пс.108:2.   Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым. «Уста грешнича» — уста диавола; «уста льстивого» — уста Иуды предателя; потому что оба говорили против Христа (Афанасий). Пс.108:3.   И словеси ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Видишь ли лукавство в высшей степени? Оно-то особенно оскорбляет Бога, именно: когда злое дело производится с намерением, с умыслом и великим усилием (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

мирской жизни прибегают к оправданиям... заключается великая таинственная купля смирения ( 108, 312 ). Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват – ты или ближний твой, постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения ( 108, 510 ). Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла, – смирение ( 108, 511 ). Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй Евангельские заповеди, вместе с ними... (обретешь) святое смирение, то есть свойство Господа нашего Иисуса Христа ( 108, 539 ). Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова; только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать к Господу ( 109, 375 ). Смириться – значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства ( 111, 27 ). Будем удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас Неба ( 111, 488 ). Покорите ум ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердце ( 111, 494 ). Требование от себя неизменяемости и непогрешимости – требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогрешимость свойственны человеку в Будущем Веке, а здесь мы должны великодушно переносить немощи ближних и свои немощи ( 111, 528–529 ). Изменяемость (наша) научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией... ( 111, 533 ). Представлю один пример смирения, которое показал не начинающий, а совершенный и игумен. И слыша о нем, могут более возревновать о совершенном смирении не только молодые, но и старцы. В одном многочисленном египетском общежитии, недалеко от города Панефиса, был авва и пресвитер Пинуфий, которого все уважали за его годы, добрую жизнь и священство. Видя, что при всеобщем к нему уважении, он не может упражняться в вожделенном смирении и послушании, тайно удалился он в крайние пределы Фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

45. 2, 6; Praef. ad Paulinian. Col. 103). В результате И. С. был осужден и вынужден подписать документ, обязывавший его немедленно уехать из Рима (Adv. Rufin. III 21; Kelly J. 1975. P. 113-114). В авг. 385 г. И. С. окончательно покинул Рим и вновь отправился на Восток, собираясь обосноваться в Иерусалиме, где жил его друг Руфин. Вместе с ним отправились Павлиниан, пресв. Викентий, ранее приехавший вместе с И. С. из К-поля, и неск. монахов ( Hieron. Adv. Rufin. III 22). Перед отплытием И. С. на палубе корабля продиктовал прощальное письмо Азелле, в к-ром приводил оправдания в предъявленных ему обвинениях (Ep. 45). Вторая поездка на Восток. Первые годы в Вифлееме (385-393) По дороге в Палестину И. С. посетил Кипр, откуда они вместе со свт. Епифанием Кипрским отправились в Антиохию, где встретились с еп. Павлином и пресв. Евагрием (Adv. Rufin. III 22). Вероятно, в Антиохии (или еще ранее на Кипре) к И. С. присоединились прибывшие туда прп. Павла, прп. Евстохия и неск. др. рим. монахинь (Ep. 108. 6-7; Cavallera. 1922. T. 1. P. 123; Kelly J. 1975. P. 116-117). Из Антиохии И. С. и его спутницы, сопровождаемые еп. Павлином, совершили паломничество по св. местам Сирии, Финикии и Палестины и в дек. 385 г. прибыли в Иерусалим. Поклонившись там христ. святыням, они направились в Вифлеем, где посетили пещеру Рождества ( Hieron. Adv. Rufin. III 22; Ep. 108. 8-9); затем побывали в Газе, Хевроне, Сигоре, Вифании, Иерихоне, у Иордана, в Самарии, Галилее, Сихеме, Севастии, Назарете, Кане, Капернауме, Тивериаде, на Фаворе и в др. местах (Ep. 108. 10-13). Путешествие дало И. С. бесценные материалы для написания новых трудов по переводу и толкованию Библии. Далее И. С. и его спутницы отправились в Египет, где посетили скиты и мон-ри в Нитрийской пустыне, познакомились с еп. Исидором Исповедником, пресвитерами Макарием, Арсением и Серапионом (Adv. Rufin. III 22; Ep. 108. 14). Затем они отправились в Александрию, где И. С. ок. месяца провел в гостях у Дидима Слепца, вместе с к-рым они разбирали трудные места из Свящ.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010