Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИАННЕЯ СВ. ЖАНА МАРИ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА [лат. Sancti Ioannis Mariae Vianney Administratio Apostolica], образована 18 янв. 2002 г. папой Иоанном Павлом II , действует на территории еп-ства Кампус (Бразилия). В наст. время в ее составе числится 26 священников, окормляющих 27730 верующих (An. Pont. 2003. P. 994). C 16 дек. 2002 г. апостольский администратор еп. Фернандо Ареас Рифан. С началом проведения реформ в католицизме, основанных на постановлениях Ватиканского II Собора , еп-ство Кампус стало одним из центров католич. традиционализма. В 1969 г., после введения папой Павлом VI нового чина мессы (см. ст. Novus Ordo), еп. Кампуса Антонио де Кастро Майер отказался совершать мессу «по новому обряду», и практически во всех приходах Кампусского еп-ства до вынужденной отставки еп. А. де Кастро Майера (1 июня 1981) богослужение совершалось по дореформенному чинопоследованию. Задачей нового еп. Карлоса Альберто Наварро (назначен 29 авг. 1981) было введение богослужебной реформы во всех приходах. Большая часть местного духовенства не согласилась перейти на «Чин мессы 1969 г.» и объединилась в т. н. «Священнический союз св. Жана Мари Вианнея» (португ. União Sacerdotal São João Maria Vianney ), возглавленный еп. А. де Кастро Майером. Члены «Союза» не принимали не только новые богослужебные чинопоследования, но и нек-рые положения в области вероучения, особенно принцип религ. свободы, изложенный в декларации II Ватиканского Собора «Dignitatis humanae» . Однако они не считали это проявлением непослушания папе. По мере закрытия традиционалистских приходов и увольнения клириков, не желавших принимать богослужебную реформу, «Союзом» открывались новые храмы и часовни, в к-рых совершалось традиц. католич. богослужение. В 1983 г. на территории частного владения близ Кампуса была открыта семинария для подготовки священников-традиционалистов. «Союз» поддерживал тесные контакты со «Священническим братством св. Пия Х», основанным архиеп. Марселем Лефевром в 1970 г. 21 нояб. 1983 г. архиеп. М. Лефевр и еп. А. де Кастро Майер направили совместное «Открытое послание Св. Отцу», в к-ром подвергли критике богословие II Ватиканского Собора и призвали папу отказаться от экуменизма, принципа коллегиальности в управлении Церкви, концепции прав человека на религ. свободу и присутствующего в Novus Ordo протестант. понимания мессы.

http://pravenc.ru/text/158352.html

Чего, например, не случилось у восточных католиков, для которых наличие византийского обряда стала идеей фикс и ядром национального самоопределения. Повторюсь, безусловно, общины западного обряда существуют в мире, в основном или а) в виде самостоятельных общин не находящихся в общении с Мировым Православием; б) в рамках Русской Православной Церкви Заграницей и б) в границах викариатства Североамериканской митрополии Антиохийской Церкви. Но эти общины малы и не демонстрируют тенденцию к какому-либо росту, а наоборот. Поэтому вряд ли есть смысл создавать нечто подобное в Москве. Поэтому не стоит из-за этого страдать. Возрадуйтесь лучше тому, что вы имеете, а так же то, что ваш интерес делает вас более разносторонним; когда я на видео на YouTube смотрел последования старой Тридентской мессы, а затем один раз увидел в живую служение Novus Ordo, то понял 2 вещи: 1) Византийский обряд гораздо насыщеннее глубоким символизмом, и, в то же время, проще западного и б) Своим Novus Ordo римо-католики растеряли свои последние полимеры; отказаться от такого и сделать его " экстраординарным " ... неудивительно, что процент традиционалистов в католицизме всегда стабилен. Черных Александр, Москва 07 июня 2017г. 20:35 Максим, добрый день! Вы безусловно правы насчёт того, что в Церкви могут сосуществовать различные богослужебные чины (об этом говорит хотя бы тот факт, что в рамках РПЦ существует единоверие, практикующее старый дораскольный чин Божественной Литургии, в а рамках североамериканских приходов Антиохийской Церкви на общины западного обряда выделено целое викариатство). Отчасти, я даже могу вас понять в вашем тяготении к западному обряду. Однако, всё не так-то просто. Понимаете, все попытки " оправославить " западные чины были предприняты относительно недавно: в конце XIX - первой половине XX века. Иными словами, это было не столько " открытие " древних западных литургий, сколько их " реконструкция " . Понимаете? В итоге оказалось, что простого внесения эпиклезы в евхаристический канон римской (и не только римской) мессы и служение на антиминсе недостаточно.

http://bogoslov.ru/article/5241286

Папа Бенедикт XVI подписал документ, разрешающий совершение Тридентской мессы 21 июня 2007 г. 10:36 Папа Римский Бенедикт XVI подписал документ, позволяющий священникам служить Тридентскую мессу. Публикация этого решения предполагается в течение нескольких недель. «Мы ждем публикации с некоторой тревогой, — отметил высокопоставленный представитель Ватикана, комментируя инициативу Бенедикта XVI. — Все зависит от точной формулировки письма». В ноябре 2006 года появились слухи, что Папа собирается вскоре издать документ, так называемое motu proprio (лат. «собственной волей»), который снял бы с Тридентской мессы отпечаток неблагонадежности. Тогда же пять французских епископов и 30 священников подписали письмо, в котором просили Папу не отступать от курса II Ватиканского Собора и не отказываться от изменений, которые этот собор внес в литургическую практику. Возрождение латинского богослужения «создаст большие сложности, особенно для тех, кто верен II Ватиканскому Собору», — заявил тогда епископ Тулузский Робер Ле Галль, один из прелатов, подписавших обращение. После II Ватиканского Собора (1962-1965) католическим священникам было практически запрещено служить латинскую Тридентскую мессу (это было возможно только с персонального разрешения епископа). Вместо этого вводилась новая месса (так называемый Novus ordo — «новый чин») на местных языках. Разница состоит не только в богослужебном языке, но и в стиле совершения службы — новая месса предполагает, что священник стоит лицом к верующим, которые произносят слова молитв вместе с ним. Более древняя практика требует, чтобы священник стоял лицом к алтарю и спиной к прихожанам, как бы возглавляя общину в ее молитве ко Всевышнему. В новой мессе алтаря в старом понимании вообще нет — вместо него используется переносной столик. Изменен и сокращен также набор молитв и песнопений, упрощено облачение клира и т. д. Запрет Тридентины и введение Novus ordo послужили причиной так называемого «лефеврианского раскола», когда из подчинения Риму вышла группа приходов во главе с епископом Марселем Лефевром — т. н. «Священническое братство Святого Пия X». Отношения этой организации с Ватиканом зашли в тупик и увенчались отлучением Лефевра от Церкви в 1988 году. Сам Бенедикт XVI, будучи сторонником латинской мессы, в истории с Лефевром занимал проватиканскую позицию (в те годы кардинал Ратцингер возглавлял Конгрегацию вероучения).

http://patriarchia.ru/db/text/260337.htm...

На протяжении XVII-XVIII вв., несмотря на высокий авторитет Тридентского Собора, во мн. франц. диоцезах тридентский М. был заменен местными (т. н. галликанскими) редакциями. Борьбу за возвращение к единому тексту в XIX в. возглавили еп. Лангра П. Л. Паризи ( 1866) и родоначальник литургического движения аббат П. Геранже . Новая редакция Missale Romanum вышла в 1884 г. при папе Льве XIII. Изменения касались только новых праздников и памятей святых. Начало подготовки более серьезной редакции инициировал папа Римский Пий X, однако новый М. вышел уже при Бенедикте XV (25 июля 1920, но в предисловие была добавлена булла Пия X «Divino afflatu» от 1 нояб. 1911). Изменения в рубриках не были инкорпорированы в текст М., но помещены в виде отдельного дополнения - «Additiones et variationes in rubricis Missalis». Реформа богослужения Страстной седмицы при папе Римском Пии XII (декрет «Maxima redemptionis» от 16 нояб. 1955), в результате которой были восстановлены пасхальное триденствие (Triduum paschale) и возможность совершения мессы вечером, на тексте М. сразу не отразилась (новые тексты печатались отдельно). В 1962 г. вышло последнее офиц. издание тридентского М. (в отличие от предыдущих изданий имя папы Иоанна XXIII не было включено в официальное заглавие). В этом издании изменения в рубриках 1920 г. были внесены в основной текст, тексты Страстной седмицы изменены в соответствии с реформой папы Пия XII, сокращено общее число октав и вигилий в течение года, имя прав. Иосифа исключено из канона мессы, изменены слова молитвы Великой пятницы, касающиеся иудеев. М. Novus Ordo Программа реформ II Ватиканского Собора (1962-1965) подразумевала серьезные изменения в тексте М. (значительное количество изменений в чинопоследовании мессы было указано уже в инструкции «Inter oecumenici» от 26 сент. 1964). Еще до публикации нового М. на лат. языке стали выходить издания М. на национальных языках. Лат. текст М., напечатанного в 1970 г., был утвержден Апостольской конституцией Павла VI «Missale Romanum» (3 апр. 1969). Реформа коснулась всех частей М. и элементов чинопоследования мессы (см. в ст. Novus ordo ).

http://pravenc.ru/text/2563374.html

Купель. 1410–1412 гг. Скульпторы Донателло и др. (Собор в Ареццо, Италия) Чин К. взрослого (Ordo baptismi adultorum) может совершаться не только на Пасху и Пятидесятницу, но и в др. праздничный день, если есть необходимость. Предварительно должно быть дано наставление в христ. вере и нравственности. Хотя крещаемый взрослый сам отвечает на вопросы, в чине участвует крестный, который может ему помогать. Перед К. предписывается покаяться в грехах и поститься. Чинопоследование начинается с пения антифонов и Пс 28 и 41. Священник встает в дверях церкви, задает вопросы желающим креститься об их целях и дает краткое наставление в вере. Далее совершаются отречение от сатаны и исповедание веры. Священник трижды дует в лицо, читает экзорцизм и изображает пальцем знак Креста на лбу и груди крещаемого. Бывшие язычники в этот момент отрекаются от идольского служения, а еретики, мусульмане и иудеи - от своих заблуждений. После просительной молитвы священник снова начертывает пальцем знак Креста на лбу, ушах, ноздрях, глазах, губах, груди, между лопатками, а также на всем теле, но уже не касаясь рукой. Читаются 2 молитвы и совершается возложение руки на голову с чтением еще одной молитвы. Далее происходят благословение соли, вложение ее пальцем в уста катехумену, чтение молитвы после принятия соли, преклонение колен катехуменом и его крестными и чтение Молитвы Господней. Когда они встают, крестный благословляет катехумена, начертывая пальцем знак Креста у него на лбу. Затем священник делает такой же знак Креста и возлагает руку на голову катехумена, читает молитву, совершает экзорцизм и читает еще одну молитву с возложением руки. После этого, взяв катехумена за руку или возложив на него край столы, вводит его в церковь. После входа крещаемый и крестные простираются ниц. Когда они встают, священник возлагает крещаемому руку на голову и вместе с ним читает Символ веры и Молитву Господню. Опять совершается экзорцизм, производится касание пальцем, смоченным слюной, ушей и ноздрей, далее следуют отречение от сатаны, помазание груди и между лопатками елеем, исповедание веры и изъявление желания креститься. Крестные поддерживают крещаемого за руки, когда он наклоняется над купелью, священник трижды возливает ему воду на голову из ковшика с крещальной формулой, затем помазывает хризмой лоб. Налагаются повязка на голову и белые одежды, дается свеча, которую держат до Конфирмации, если она совершается сразу после К. Для К. большого числа взрослых приводится более краткое последование. Выписываются также особенности совершения чина К. епископом. Без существенных изменений эти чинопоследования использовались до Ватиканского II Собора . Novus Ordo

http://pravenc.ru/text/крещение.html

SS. MM. Cyri et Joannis (M.), 1099–1106. 19 . Sermo steliteuticus adversus eunuchos (M.), 1105–10. 20 Quod non sit dicendus homo theophorus (M.), 1109–12. 21 . Ex sermone prosphonetico de fide (M.), 1111–14. 22 . Ex homilia ad Alexandrinos (M.), 1115–16. – De obitu sanct. 3 puerorum et Danielis (M.), 1117–12. Liturgia S. Cyrilli, latine (Renaudot), 1291–1318. Index analyticus in Epist, et horn., 77, 1515–22. Index eorum ad quos vel contra quos scripsit Cyrillus (FH.), 68, 89–90. Aubertus. Præfatio, 68, 115–120. Mai. Præfationes ad S. Cyrilli anecdota scripta, 68, 91–116. Migne. Monitum novæ editionis, 68, 7–8. Migne. Operum ordo novus cum vetere collatus, 77, 1531–34. Migne. Ordo vetus cum nova collates 1533–36. Veterum Testimonia, 68, 125–30. Vita S. Cyrilli (AA. SS.), 68, 9–40. Notitia FH., 68, 39–90. S. CYRILLUS HIEROSOLYMITANUS ep.,s. IV,33. (Editio Dom. Toullæi) Index, 321–28. Procatechesis, 331–66. Catecheses, 1–23: 1 . Illuminandorum introductio, 369–78. 2 . De pænitentia et remissione peccatorum, 381–408; secunda recensio, 409–24. 3 . De baptismo, 425–50, 4 . De decem dogmatibus, 453–504. 5 . De fide et symbolo, 504–24; appendix de symbolo hierosolymitano, 523–36. 6 . De uno Deo, 537–604, 7 . De Patre, 605–22. 8 . De Providentia Dei, 625–36. 9 . De Deo omnium Creatore, 637–56. 10 .De uno Domino Jesu Christo, 659–90. 11 .De Filio Dei unigenito, 691–714. 12 .De Christo incarnato, 725–70. 13 .De Christo crucifixo et sepulto, 771–822. 14 .De Christi resurrectione et ascensione, 825–66. 15 . De secundo Christi adventu, 869–916. 16–7. De Spiritu Sancto, 1, 917–66; 2, 967–1012. 18 . De resurrectione, Ecclesia, vita seterna, 1017–60. 19 . Mystagogica 1, de cæremoniis baptismo præviis, 1065–76. 20 . Mystagogica 2, de cæremoniis baptismi, 1077–84. 21 . Mystagogica 3, de sacro chrismate, 1087–91. 22 . Mystagogica 4, de corpore et sanguine Domini, 1097–1106. 23 .Mystagogica 5, de sacra liturgia et communione, 1109–28. Homilia in paralyticum ad piscinam jacentem, 1131–56; monitum, 1127–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Симеона (Nunc Dimittis - Ныне отпущаеши ), псалом 67/66, Апостольский Символ веры, Kyrie, «Отче наш» и респонсорий. В конце читаются те же молитвы, что и на утреннем богослужении. Литания (Litany), или общий молебен, совершается после утреннего богослужений по воскресеньям, средам и пятницам. Литания состоит из множества прошений и ответов народа и в общем носит покаянный характер. Состав вечернего и утреннего богослужений воскресных дней таков: 1-я часть (вступление) - призыв к покаянию, исповедь, благодарственная молитва и вступительное песнопение (для утреннего богослужения это песнь вавилонских отроков, Пс 95/94, Пс 100/99 или Пасхальный гимн; для вечернего богослужения - Свете тихий , Пс 141, Пс 104). 2-я часть (Слово Божие) состоит из псалмов дня, ветхозаветной песни, библейского чтения, респонсория, евангельской песни (Benedictus на утреннем богослужении, Magnificat - на вечернем), т. н. Апостольского Символа веры, ектении и «Отче наш». 3-я часть (заключение) включает последние молитвы и благословение. Вечернее и утреннее богослужения должны совершаться клириками англикан. Церкви ежедневно. В XX в. в А. Ц. получили также широкое распространение самостоятельные чины повечерия и 1-го часа. 2 чина повечерия (на среднеангл. и совр. англ. языках) соответствуют чину повечерия рим. обряда и включают обряд покаяния, гимн Te Lucis (Тебя, Света), неизменяемые псалмы, краткие чтения из Свящ. Писания, 2 респонсория, Nunc Dimittis с антифоном и заключительные коллекты. Чины повечерий на совр. и среднеангл. языке отличаются друг от друга порядком следования частей. Повечерие на среднеангл. языке больше соответствует состоянию рим. чина повечерия до богослужебной реформы, начатой II Ватиканским Собором, а повечерие на совр. англ. языке - послереформенному (см. Novus ordo ). Евхаристия (англ. Eucharist, Вечеря Господня - Lord " s Supper, Святое Причащение - Holy Communion). После утреннего богослужения и литании предписывается совершать евхаристическую литургию. Вводная рубрика Книги общих молитв обязывает мирян сообщать о своем намерении причаститься минимум за 1 день.

http://pravenc.ru/text/115120.html

John Chrysostom , an early Church Father who died in the year 407. In his 1984 translation of St. Germanus’ On the Divine Liturgy , Dr. Paul Meyendorff, a prominent American Orthodox author, editor of St. Vladimir’s Theological Quarterly , and Alexander Schmemann Professor of Liturgical Theology at St. Vladimir’s Seminary, cites a noted Byzantine scholar who observes that the final developments in the Constantinopolitan or ‘Byzantine’ Rite occurred between the fourteenth and fifteenth centuries prior to the fall of Constantinople to the Ottomans in 1453. Most historians trace the core development of the Eastern liturgy to between the first and seventh Ecumenical Councils of the early Church, in other words, between 325 and 787 when the ‘Triumph of Orthodoxy’ occurred with the restoration of icon veneration. The Russian Orthodox liturgy assumed its present form shortly after Patriarch Nikon ordered corrections to the Russian liturgical structure beginning in 1653 in order to bring his Church in line with the liturgical practices observed in Constantinople. By comparison to any of the variants of the Byzantine Rite, the current Ordinary form of the Roman Catholic Mass dates to only forty years ago in 1969 when Pope Paul VI promulgated the revised Novus Ordo form after the reforms enacted at Vatican II. Orthodoxy has admittedly had its own periods of liturgical change, but these occurred centuries ago and did not result in any Orthodox doctrinal teachings being altered or abandoned. The liturgy remains the unchanging cornerstone of faith and worship. What does it say about other branches of Christianity that so many worshippers either feel unfulfilled by their services as they currently exist, or that some churches hold councils and parish meetings where a majority vote can strip a service of many of the things that define it as Christian? Many of my Catholic friends do get a sense of spiritual fulfillment from the Mass, and this is wonderful, but none of them have exhibited the kind of enthusiasm for it which I have encountered among Orthodox anticipating the Divine Liturgy.

http://pravoslavie.ru/89986.html

Время начала пощения определялось разными Соборами по-разному (11, 15 нояб. или 23 сент.- осеннее равноденствие) и еще в 1-й пол. XI в. вызывало споры. Тогда же появилось запрещение совершать таинство Брака в период А. до праздника Богоявления (1-е и 3-е прав. Собора в Зелигенштадте; 1023). С XVIII в. пост считался обязательным только в 1-ю неделю А. (см. Четыре времени года ) и в рождественский сочельник (см. Навечерие ). Кодексом канонического права 1917 г. пост в указанную неделю А. был отменен, сохранилось ее значение как времени усиленной молитвы. Начало А. всегда приходится на воскресенье («1-е воскресенье А.»): в рим. обряде - ближайшее ко дню св. ап. Андрея (30 нояб.), в амвросианском и испано-мосарабском - ко дню св. Мартина. Соответственно в А. входят 4 или 6 воскресений. В рим. обряде А. делится на 2 периода: до 16 дек. (включительно) - преимущественно покаянный по характеру с преобладанием эсхатологических мотивов и с 17 дек., дня, называемого «O Sapientia» (лат.- О, Премудрость), по 24 дек. (канун Рождества) - радостный, посвященный Таинству Боговоплощения. Темы богослужебного празднования определяются особыми евангельскими чтениями для 4 воскресений А., взятыми из Мф (24. 37-44; 3. 1-12; 11. 2-11; 1. 18-24). В Novus ordo эти чтения вошли в лекционарий литургического года «А», в годы «B» и «C» используются отрывки из Мк (1. 1-8; 13. 33-37), Лк (1. 26-38, 39-48; 3. 1-6, 10-18; 21. 25-28) и Ин (1. 6-8). Особые чтения и молитвы назначены также для будней. Др. тексты Бревиария (чтения из ВЗ и НЗ, молитвы, гимны, О-антифоны к «Magnificat» ) говорят о Грядущем Искупителе, Его страданиях, Крестной смерти и конечной Славе и призывают верующих к духовному бодрствованию, радостному ожиданию Спасителя, Его достойной встрече и прославлению. Богословское содержание А. носит одновременно исторический и эсхатологический характер: ожидание Рождества Спасителя соединяется с ожиданием Второго пришествия Христова . С этим связаны и др. богословские аспекты А.- призыв к надежде, обращению и нестяжанию; возвещение Царства Божия ; понимание спасения как нового творения (Ис 45. 7-8). Такое восприятие А., по мнению католич. богословов, призвано способствовать созиданию как отдельных христиан, так и всей христ. общины, долженствующей стать душой мира (Bergamini. P. 245).

http://pravenc.ru/text/63488.html

В энциклике «Ex quo primum» папы Бенедикта XIV (1 марта 1756) был затронут вопрос о возложении рук как о части обряда К. в связи с отсутствием такового в чине миропомазания у греков ( Benedicti XIV Bullarium. Prati, 1847. T. 3. Pt. 2. P. 320). Папа приводил мнения разных богословов: одни считали, что простирание рук в сторону конфирмируемых при чтении молитвы может рассматриваться как возложение рук, другие - что возложение происходит в момент касания головы 4 пальцами правой руки при помазании лба большим пальцем. Поскольку оба ответа противоречивы, достаточно признавать, что К. совершается помазанием лба освященной хризмой с произнесением соответствующей формулы. Поэтому отсутствие возложения рук у греков не препятствует признанию их миропомазания достаточным. В XIX в. окончательно сложилась традиция, утвержденная несколькими поместными Соборами, согласно к-рой первое причастие совершалось до К. ( Levet. 1958). При этом Римские папы пытались вернуть прежнюю последовательность, когда Евхаристия была завершением вступления в Церковь. Особенно остро встал вопрос после декрета «Quam singulari» (8 авг. 1910), переносившего для оживления литургической жизни возраст первого причастия на 7 лет, когда традиционно совершалась первая исповедь (AAS. 1910. Vol. 2. P. 577-583). Кодекс канонического права 1917 г. определял возраст для совершения К. в пределах 7-12 лет (статья 788). В декларации Конгрегации таинств «De aetate confirmandorum» (Ibid. 1932. Vol. 24. P. 271-272) было дано разъяснение, что 7 лет не минимальный возраст, а наиболее подходящий. Совершение К. раньше возможно в случае опасности смерти и недоступности епископа (Ibid. 1935. Vol. 27. P. 16). На практике К., наоборот, откладывалась на более позднее время, так что в 1952 г. было издано постановление, согласно к-рому не запрещено совершать К. над теми, кому меньше 10 лет (Ibid. 1952. Vol. 44. P. 496). Согласно Кодексу канонического права 1917 г., епископы обязаны были каждые 5 лет совершать визитации для совершения К. в пределах своего диоцеза (статья 785. 3). В 1929 г. папа Пий XI дал латиноамер. епископам право назначать пресвитеров для помощи в совершении К. (AAS. 1929. Vol. 21. P. 555). В 1946 г. Конгрегация пропаганды веры разрешила пресвитерам совершать К. детей и взрослых в случае опасности смерти (Ibid. 1946. Vol. 38. P. 350-357), а в 1947 г. дала разрешение епископам в пределах их миссионерских территорий передавать совершение таинства пресвитерам (Ibid. 1947. Vol. 40. P. 41). Novus Ordo

http://pravenc.ru/text/2057158.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010