иерей Александр Сухарев Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора Источник Список сокращений IGMR (Institutio Generalis Missalis Romani) – Общие наставления к Римскому миссалу LG (Lumen Gentium) – Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского собора NOM (Novus Ordo Missae) – новый чин мессы, введенный в обиход римско-католической церкви в 1969 г. PE (Prex Eucharistica) – Евхаристическая молитва SC (Sacrosanctum Concilium) – Конституция о священной Литургии II Ватиканского собора Апол. – Апология мученика Иустина Введение Актуальность темы В последнее время в Православной Церкви активно обсуждается вопрос о способах приспособления богослужения к пониманию современного человека. Несмотря на кажущуюся очевидность решения этой задачи научно-просветительскими методами (новые переводы, издание богослужебной литературы с комментариями, курсы и лекции), сама по себе эта работа носит только прикладной характер. Наиболее полное и сознательное участие в литургическом действе Церкви заключается не в том, чтобы разбираться в структуре богослужения или понимать значение прежде непонятных слов. Сознательно участвуя в соборной молитве Церкви, человек получает возможность достичь главной цели христианской жизни – соединения с Богом. Являясь средоточием жизни Церкви, богослужение может и должно быть центром жизни современного христианина, главным богословским основанием его веры и конечной целью его существования. Вступая в область литургического богословия, любой исследователь неизбежно сталкивается с вопросом соотношения внешнего литургического действия с его богословским содержанием. О существовании этой связи говорил еще свт. Ириней Лионский , когда утверждал, что христианское учение о воскресении «согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение» (Против ересей, кн. 4; 18. 5). Уверенность в том, что литургические формулы должны быть основаны на вере Церкви и испытываться церковной традицией, в V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

Кард. Ж. М. Люстиже.Фотография. 2002 г. [Франц. Lustiger] Жан Мари (17.09.1926, Париж - 5.08.2007, там же; имя до крещения Арон), кард., архиеп. Парижский (с 1981 по 2005). Род. в семье евреев-ашкеназов; отец Л. в конце первой мировой войны эмигрировал во Францию. До 1939 г. Л. учился в лицее Монтеня в Париже. В связи с началом второй мировой войны Л. вместе с сестрой пришлось переехать в Орлеан, где он продолжил учебу в лицее им. Р. Ж. Потье. Под влиянием чтения Свящ. Писания и бесед с духовником лицея пресв. А. Фёйатром и с лицейской преподавательницей С. Комб, в доме которой он жил, весной 1940 г. Л. принял решение стать католиком. 25 авг. Л. и его сестра были крещены Орлеанским еп. Жюлем Мари Виктором Курку в епископской капелле. В 1942 г. из-за преследования евреев его отец с сестрой перебрались на юг Франции, мать была арестована в Париже (депортирована в концлагерь в Освенциме, погибла в февр. 1943). Заявив о намерении стать католич. священником, Л. нашел убежище в Парижской малой семинарии, расположенной в Конфлане, где в июне 1943 г. сдал экзамены, получив т. о. среднее образование. До окончания войны проживал вместе с отцом и сестрой в г. Деказвиль (деп. Аверон), в 1944 или 1945 г. вернулся в Париж, где стал изучать филологию в Сорбонне, а в 1946 г. вопреки воле отца поступил в семинарию в парижском пригороде Иси-ле-Мулино, и затем продолжил учебу в семинарии при Католическом институте в Париже . По окончании семинарии 17 апр. 1954 г. ректор ин-та титулярный еп. Эмиль Арсен Бланше рукоположил Л. в сан пресвитера, после чего он был направлен в «Центр Ришелье», занимавшийся духовным окормлением парижских студентов; в 1959 г. назначен его руководителем. В мае 1968 г. Л. призывал студентов прекратить волнения, к-рые, как он считал, могли привести к тоталитаризму и богоборчеству. В 1969 г. Л. оставил руководство «Центром Ришелье» и был назначен настоятелем храма св. Жанны де Шанталь в 16-м округе Парижа. В рамках проведения литургической реформы, провозглашенной Ватиканским II Собором , Л. выступил инициатором обновления всех аспектов литургической жизни своего прихода, включая не только переход на изданный в апр. 1969 г. новый чин мессы (см. Novus ordo ), но и изменение храмового убранства. Активная позиция в отношении послесоборных изменений церковной жизни принесла Л. известность в кругах сторонников обновления католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561086.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Путину ехать в Китай? Отношения в треугольнике Россия – США - Китай 30.09.2011 1095 Время на чтение 7 минут Давняя история вопрос Как учат классики марксизма: «История – это наука всех наук»! В истории Святой Руси был период с названием монголо-татарское иго. Тогда в XIII – XV веках князья русских уделов ездили в «Орду» (так назывался стан кочевников) получать от хана ярлык (указ с клеймом) на право правление. А между Московским и Тверским князьями была лютая борьба за получение ярлыка «Великого Князя», имевшего особую милость собирать дань со всех русских земель. И расплачиваться с ханом от имени всей земли русской. Тюрко-монгольская глобализация Старого Света охватывала практически всю евразийскую ойкумену 13-14 веков от Индокитая через Китай, Сибирь, Русь, Иран и до Южной Европы. И если в покоренном Китае (Срединное государство) установилась монгольская династия Великого Хана с именем «Юань» и столицей Ханбалык (ныне Пекин). То Русь была всего лишь окраиной и платила дань хану (по-китайски вану ) северной Золотой Орды. В начале 13 века мировой порядок был установлен «Севером Старого Света», ядро которого составляли племена монгольского корня. В конце 20 начале 21 века новый мировой порядок устанавливает «Север Нового Света» – североамериканские Соединенные Штаты с англосаксонским ядром. Иными словами в устройстве общества периода кочевников старой Орды следует искать подсказки принципов финансово-экономического и социально-культурного общежития племен и народов разных цивилизаций для периода глобализма «новых кочевников»: «Нового мирового порядка», который по-латыни именуется «Новой Ордой повторившейся в цикле» (см. надпись на обороте купюры в один доллар США: « novus ordo seclorum » ). Можно сказать, что после поражения Советской России в холодной войне и образования однополярного мира во главе с США, Новая Россия живет в периоде англо-американского ига. И в условиях «Нового мирового порядка» (латинский корень ordo значит – «порядок») платит Новой Орде дань деньгами и ресурсами. Соответственно и «князья» новой России должны ездить в «Орду» на поклон к американцам, дабы получить «ярлык» на право распоряжаться народами России и собирать дань с земли русской.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/01/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАПА [лат. alapa- пощечина, заушение], в богослужении римского обряда - легкий удар по щеке при совершении конфирмации (см. также Миропомазание , Жесты литургические ). В Вульгате этим словом передается греч. πισμα; в НЗ встречается только в повествовании о Страстях Христовых (Ин 18. 22; 19. 3; Мк 14. 65). А. как символический жест при изменении общественного статуса человека была известна еще в Римской империи, когда в результате тяжбы раба с хозяином в присутствии претора или др. магистрата раба отпускали на волю (manumissio iusta). Смысл этого жеста истолковывался по-разному: оберег от завистливого глаза, предостережение от заносчивости в новом положении, «запечатление» важнейшего момента в жизни освобожденного от рабства, символическое напоминание об унижениях, к-рые он мог испытывать прежде и от к-рых теперь избавлялся (Nisbet). Этот рим. обычай нашел отражение в античной лит-ре: у Федра (Басни. II 5: Цезарь и служитель), Петрония (Сатирикон. 38. 10), Сидония Аполлинария (К Анфиму. II 456) и др. Сходство с античной имела А. при посвящении в рыцари (ударом руки по шее или щеке, либо клинка плашмя по плечу), трактовавшаяся сначала как дарование сеньором свободы своему слуге, затем как испытание смирения рыцаря перед сеньором. Первое свидетельство о церковной А. относится к кон. XIII в.: в Понтификале Вильгельма Дуранда, еп. Менде, описано, как епископ, помазав конфирмируемого, дает ему легкую пощечину со словами «Pax tecum» (Мир тебе.- Lodi. Enchiridion. P. 1668). Позднее этот обычай был перенесен и в «Pontificale Romanum». Ш. Дюканж связывал ее происхождение с рыцарской А. Соглашаясь с ним, Дж. Дэвис полагал, что она могла также послужить заменой лобзанию мира , дававшемуся новопросвещенному епископом (Davies). Вслед за И. Хервегеном Г. Кречмар возводил А. к обряду инициации у германцев (Herwegen; Kretschmar; эта т. зр. в наст. время считается наиболее вероятной. В Балтиморском катехизисе 1921 г. А. интерпретировалась как напоминание о том, что конфирмируемый должен быть готов претерпеть за Христа все, вплоть до смерти (Ч. 3. Вопрос 689). Эта готовность в вероучительных документах католич. Церкви трактуется как один из главных плодов совершаемого таинства (Thom. Aquin. Sum. th. III 63. 2; Догматическая конституция Ватиканского II Собора «Lumen gentium» , § 11; Катехизис Католической Церкви. Ч. 2. Разд. 2. Гл. 1). Однако в ходе реформы католич. богослужения в 70-х гг. XX в. (см. Novus ordo ) в новом издании текста чина конфирмации (Ordo confirmationis. 1971) указание о совершении А. опущено.

http://pravenc.ru/text/64008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИАННЕЯ СВ. ЖАНА МАРИ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА [лат. Sancti Ioannis Mariae Vianney Administratio Apostolica], образована 18 янв. 2002 г. папой Иоанном Павлом II , действует на территории еп-ства Кампус (Бразилия). В наст. время в ее составе числится 26 священников, окормляющих 27730 верующих (An. Pont. 2003. P. 994). C 16 дек. 2002 г. апостольский администратор еп. Фернандо Ареас Рифан. С началом проведения реформ в католицизме, основанных на постановлениях Ватиканского II Собора , еп-ство Кампус стало одним из центров католич. традиционализма. В 1969 г., после введения папой Павлом VI нового чина мессы (см. ст. Novus Ordo), еп. Кампуса Антонио де Кастро Майер отказался совершать мессу «по новому обряду», и практически во всех приходах Кампусского еп-ства до вынужденной отставки еп. А. де Кастро Майера (1 июня 1981) богослужение совершалось по дореформенному чинопоследованию. Задачей нового еп. Карлоса Альберто Наварро (назначен 29 авг. 1981) было введение богослужебной реформы во всех приходах. Большая часть местного духовенства не согласилась перейти на «Чин мессы 1969 г.» и объединилась в т. н. «Священнический союз св. Жана Мари Вианнея» (португ. União Sacerdotal São João Maria Vianney ), возглавленный еп. А. де Кастро Майером. Члены «Союза» не принимали не только новые богослужебные чинопоследования, но и нек-рые положения в области вероучения, особенно принцип религ. свободы, изложенный в декларации II Ватиканского Собора «Dignitatis humanae» . Однако они не считали это проявлением непослушания папе. По мере закрытия традиционалистских приходов и увольнения клириков, не желавших принимать богослужебную реформу, «Союзом» открывались новые храмы и часовни, в к-рых совершалось традиц. католич. богослужение. В 1983 г. на территории частного владения близ Кампуса была открыта семинария для подготовки священников-традиционалистов. «Союз» поддерживал тесные контакты со «Священническим братством св. Пия Х», основанным архиеп. Марселем Лефевром в 1970 г. 21 нояб. 1983 г. архиеп. М. Лефевр и еп. А. де Кастро Майер направили совместное «Открытое послание Св. Отцу», в к-ром подвергли критике богословие II Ватиканского Собора и призвали папу отказаться от экуменизма, принципа коллегиальности в управлении Церкви, концепции прав человека на религ. свободу и присутствующего в Novus Ordo протестант. понимания мессы.

http://pravenc.ru/text/158352.html

Папа Бенедикт XVI подписал документ, разрешающий совершение Тридентской мессы 21 июня 2007 г. 10:36 Папа Римский Бенедикт XVI подписал документ, позволяющий священникам служить Тридентскую мессу. Публикация этого решения предполагается в течение нескольких недель. «Мы ждем публикации с некоторой тревогой, — отметил высокопоставленный представитель Ватикана, комментируя инициативу Бенедикта XVI. — Все зависит от точной формулировки письма». В ноябре 2006 года появились слухи, что Папа собирается вскоре издать документ, так называемое motu proprio (лат. «собственной волей»), который снял бы с Тридентской мессы отпечаток неблагонадежности. Тогда же пять французских епископов и 30 священников подписали письмо, в котором просили Папу не отступать от курса II Ватиканского Собора и не отказываться от изменений, которые этот собор внес в литургическую практику. Возрождение латинского богослужения «создаст большие сложности, особенно для тех, кто верен II Ватиканскому Собору», — заявил тогда епископ Тулузский Робер Ле Галль, один из прелатов, подписавших обращение. После II Ватиканского Собора (1962-1965) католическим священникам было практически запрещено служить латинскую Тридентскую мессу (это было возможно только с персонального разрешения епископа). Вместо этого вводилась новая месса (так называемый Novus ordo — «новый чин») на местных языках. Разница состоит не только в богослужебном языке, но и в стиле совершения службы — новая месса предполагает, что священник стоит лицом к верующим, которые произносят слова молитв вместе с ним. Более древняя практика требует, чтобы священник стоял лицом к алтарю и спиной к прихожанам, как бы возглавляя общину в ее молитве ко Всевышнему. В новой мессе алтаря в старом понимании вообще нет — вместо него используется переносной столик. Изменен и сокращен также набор молитв и песнопений, упрощено облачение клира и т. д. Запрет Тридентины и введение Novus ordo послужили причиной так называемого «лефеврианского раскола», когда из подчинения Риму вышла группа приходов во главе с епископом Марселем Лефевром — т. н. «Священническое братство Святого Пия X». Отношения этой организации с Ватиканом зашли в тупик и увенчались отлучением Лефевра от Церкви в 1988 году. Сам Бенедикт XVI, будучи сторонником латинской мессы, в истории с Лефевром занимал проватиканскую позицию (в те годы кардинал Ратцингер возглавлял Конгрегацию вероучения).

http://patriarchia.ru/db/text/260337.htm...

Novus Ordo Seclorum. Новый мировой порядок.      Давно не бродит по Европе призрак коммунизма, потерял привлекательность и влияние западный либерализм, но на смену этим уходящим идеологиям в последней трети ХХ века выдвинут новый всемирный идеологический проект. Имя новой идеологии - глобализм. Многими событиями отмечен 1991 год - год крупнейшего геополитического потрясения ХХ столетия, вызванного исчезновением с карты мира Советского Союза, расчлененного на 15 частей; в числе этих событий - приуроченный к распаду-развалу СССР выход книги " Первая глобальная революция " (авторы А.Кинг и Б.Шнайдер) под эгидой знаменитого Римского клуба. В предисловии сказано, что началом " глобальной революции " нужно считать 1968 год. Начавшие революцию революционеры в книге А.Кинга и Б. Шнайдера указаны не были - читателя оставляют при мысли, что глобальный революционный процесс и круговорот " глобальных проблем " , в который втягивалось сознание, творятся не по воле человека, а, так сказать, соприродны стихиям. Но некоторые имена активистов и руководителей " глобальной революции " , которая в ряде случаев явилась победоносной (уничтожению СССР была посвящена, например, вышедшая в США книга " Победа " ), можно назвать достаточно уверенно. Среди них - Джордж Сорос и Дэвид Рокфеллер. Сорос хорошо известен своими многочисленными " соросятниками " - институтами или фондами " открытого общества " , создававшимися этим финансовым игроком повсюду, где назревали серьезные потрясения - от ЮАР до России и от Китая до Восточной Европы. " После революции 1989 года, - делится воспоминаниями Сорос, имея в виду серию шести синхронных переворотов в бывших социалистических странах Восточной Европы, - количесто новых фондов резко возросло… В 1987 г. фонд был организован в Советском Союзе. " В качестве приоритетных объектов деятельности своих фондов (институтов " открытого общества " ) этот международный спекулянт, предпочитающий именовать себя философом, сразу выделил " образование, гражданское общество, закон, средства массовой информации, культуру, библиотеки и развитие Интернет " . Другими словами - инфраструктуру, позволяющую благодаря применению новейших технологий контролировать сознание и общественное поведение человека.

http://pravoslavie.ru/5096.html

Папа Франциск фактически запретил совершение традиционной латинской мессы 19.07.2021 13:52:25 ВАТИКАН Совершив ошеломляющее проявление папской власти, папа Римский Франциск фактически запретил совершение традиционной латинской мессы в обычных приходских церквях по всему миру, сообщает Седмица.ru со ссылкой на CWN. В motu proprio , выпущенном 16 июля 2021 года и озаглавленном Traditionis Custodes , понтифик объясняет свое неожиданное постановление тем, что рост популярности традиционной мессы вызвал разногласия в Католической церкви. «В защиту единства Тела Христова я вынужден отменить меру, предоставленную моими предшественниками», — написал Франциск в письме католическим епископам мира, сопровождающем motu proprio . Как отмечает CWN, Traditionis Custodes , несомненно, вызовет новый всплеск роста традиционалистских католических общин, которые уже продемонстрировали свою готовность противостоять авторитету Ватикана, в первую очередь это касается Общества Святого Пия X. Папа Франциск пишет, что его motu proprio было вызвано опросом епископов мира, в ходе которого их попросили сообщить об использовании традиционной литургии. «Ответы раскрывают ситуацию, которая беспокоит и огорчает меня и убеждает меня в необходимости вмешаться», — говорит Франциск. Он утверждает, что разрешение на использование TLM «было использовано для расширения разногласий, усиления расхождений и поощрения разночтений, которые наносят ущерб Церкви, преграждают ей путь и подвергают опасности разделения». В своем письме к епископам папа Франциск заметил, что некоторые католики, связанные с традиционалистскими общинами, отрицают законность новой Мессы — Novus Ordo и/или учения Второго Ватиканского собора. Хотя, несомненно, есть некоторые традиционалисты, которые придерживаются этого крайнего подхода, Франциск воспринимает его как характерную черту всего традиционалистского движения и сетует на «тесную связь между выбором богослужения в соответствии с литургическими книгами, изданными до II Ватиканского Собора, и отказом от Церкви и её институтов во имя того, что называется “истинной Церковью”».

http://radonezh.ru/2021/07/19/papa-franc...

Представители культурной элиты Франции и Италии выступают за возвращение латинской мессы 25 декабря 2006 г. 14:38 Две группы интеллектуалов из Франции и Италии независимо друг от друга выступили в поддержку планов Папы Бенедикта XVI вернуть в католическое богослужение латинскую Тридентскую мессу, которая была основной формой католической службы на протяжении тысячелетия. После Второго Ватиканского собора, провозгласившего обновление католицизма, был введен новый чин мессы (т.н. Novus ordo), а тридентину служить запретили иначе как по личному разрешению Папы. В последнее время некоторые высказывания Бенедикта XVI давали повод думать, что он хотел бы вернуть Тридентскую мессу в литургический обиход. Это вызвало беспокойство части духовенства. В частности, несколько французских епископов направили Папе письмо, где возражали против разрешения тридентины и высказывали опасения, что оно станет первым шагом к тому, чтобы отказаться от реформ Второго Ватиканского собора. Во Франции более 50 известных интеллектуалов во главе с членом Французской академии философом и критиком Рене Жираром опубликовала в газете «Фигаро» «Манифест в защиту Тридентской мессы». В тот же день итальянская газета «Фолио» поместила документ схожего содержания — среди подписавших его тоже был Рене Жирар, а также такие известные итальянские интеллектуалы как журналист и писатель Антонио Соцци и кинорежиссер Франко Дзефирелли. Итальянский документ начинается словами: «Я хотел бы призвать мир культуры поддержать решение Бенедикта XVI». Французский манифест подчеркивает, что подписавшие его «свидетельствуют понтифику свою верность, свою поддержку и свою преданность». Французский манифест напоминает слова, которые кардинал Ратцингер написал задолго до того, как стал Папой: «Кризис Церкви во многом обусловлен распадом Литургии». В нем высказана благодарность Папе за то, что он решил признать «Институт Доброго Пастыря» — организацию французских священников, посвященную Тридентской мессе. Манифест напоминает, что Второй Ватиканский собор провозгласил: «Церковь признает все законные литургические чины и желает сохранить их все в будущем и всячески их поощрять».

http://patriarchia.ru/db/text/175333.htm...

В процессе перевода Свящ. Писания на языки христ. народов неоднократно поднимался вопрос об адекватной передаче евр. слова «А.». В грекоязычных Церквах, пользовавшихся переводом LXX («А.» переведено как γνοιτο (да будет, лат. fiat), оно приобретало оттенок пожелания, не передававший всех значений употребления этого слова в Библии. С др. возможной передачей слова «А.» как πεπιστομνως (истинно), имеющего значение констатации факта и известного из перевода Акилы , соглашались блж. Иероним , свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин , св. Исидор Севильский (их варианты лат. перевода: «fideliter, vere, verum est» - Stuiber. S. 155f.), признавая при этом возможное сосуществование обоих значений. Непереводимость А. защищал блж. Августин, ссылаясь при этом на традицию (лат. sanctior auctoritas) и религ. чувство (лат. motus animi) (De doctrina christiana. II 11. 16). Оставшиеся непереведенными библейские евр. слова «А.», « Аллилуия », «Осанна» усваивались христ. богословием языку ангелов. Блж. Августин, напр., изобразил участников грядущего после всеобщего Воскресения Царства Божия поющими: «Аминь, Аллилуия» (Sermo. 236. 3; 362. 28). Представители зап. схоластического богословия неоднократно делали попытки дать объяснение факту существования разных значений (по сути вариантов лат. перевода) слова «А.». Аббат цистерцианцев Орегий (XII в.) различал А.-пожелание (когда оно употребляется как ответ) и А.-утверждение (в словах Иисуса) (PL. 184. Col. 907f.). Г. Биль (XV в.) различал 3 вида употребления слова «А.»: «именное» (лат. nominaliter) в значении «истина» (veritas), как в Откр 3. 14; «глагольное» (verbaliter) в значении «да будет» (fiat), как в конце молитв; «наречное» (adverbialiter) в значении «верно» (fideliter), как в словах Иисуса. В анафоре рим. мессы А. произносится не общиной, а священником (отражено в рукописях с IX-X вв.). Эта практика восходит к возникшему в V в. обычаю «частных месс» (missa privata) и замене гласного чтения анафоры чтением «про себя». После реформ Ватиканского II Собора (см. Novus ordo ) в анафору рим. обряда вновь введено возглашение народа «А.». В богослужение лютеран. церквей А. вошло без перевода, в соответствии с т. зр. М. Лютера . Пример гимнов Лютера способствовал тому, что начиная с XVI в. вновь созданные нем. гимны (более 500) содержат непереведенное слово «А.». В XVIII в. появились характерные для Нового времени предложения перевода «А.», но они не нашли применения в богослужебных текстах.

http://pravenc.ru/text/114466.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010