1 " Исторический аспект " декларации, а также этапы подготовки и окончательного редактирования текстов, относящихся к различным религиям, подробно рассматриваются в " Les relations de l’Eglise avec les religions non chrétiennes " (Paris, Cerf, Unam Sanctam 61, 1966, 325 p.) и Maurice Borrmans, " Les évalutations en conflict autour de Nostra Aetate " – Communio , Paris, XXV, 5, sept-oct 2000, pp. 96-123. [ вернуться ] 2 Павел VI, обнародуя декларацию Nostra Aetate 28 октября 1965 г., сказал в заключение: " Пусть наши братья-христиане, все еще пребывающие в отделении от полноты католического общения, всмотрятся в его прекрасный облик. Пусть также всмотрятся в него последователи других религий, и среди них те, с которыми нас роднит общий праотец – Авраам. Прежде всего это евреи, к которым мы должны относиться, разумеется, не с осуждением и недоверием, но с уважением, любовью и надеждой " . [ вернуться ] 3 Из этого декрета Павел VI и Иоанн Павел II часто цитируют пункт 9: " Миссионерская деятельность не что иное и не менее, чем явление Божия замысла, то есть Епифания, и исполнение его в мире и в истории мира, в которой Бог, посредством миссии, явственно завершает историю спасения... Итак, все доброе, посеянное в сердцах и умах людей или в обрядах и культурах народов, не только не погибает, но врачуется, возвышается и завершается ко славе Божией " . Также пункт 11: " [Ученики Христа] должны знать людей, среди которых они живут и с которыми беседуют, чтобы через смиренный и терпеливый диалог узнать, какие богатства прещедрый Бог даровал народам " . [ вернуться ] 4 Оба папы охотно обращаются к различным параграфам этой Декларации с целью укрепить религиозную свободу и обеспечить ее беспрепятственное осуществление: " Религиозным общинам принадлежит также право беспрепятственно учить свой вере и исповедовать ее открыто, устно и письменно. Но распространяя веру и вводя религиозные обычаи, нужно всегда воздерживаться от всякого рода действия, которое походило бы на принуждение, недобросовестное или просто не совсем честное уговаривание, а особенно когда это касается людей некультурных или обездоленных " (4). [ вернуться ]

http://religare.ru/2_560.html

Отсюда постоянный призыв папы к межкультурному и межрелигиозному диалогу христиан и арабских мусульман, его настойчивые попытки положить начало необходимому сотрудничеству, ибо речь идет о том, чтобы " совместно способствовать, во имя всех людей, утверждению социальной справедливости, нравственных ценностей, мира и свободы " . К этому присоединяются более конкретные темы религиозной свободы и защиты прав человека, звучавшие во всех выступлениях папы. Он призывает верующих быть свидетелями и признает это в Уганде, говоря об " исповедниках мусульманской веры, первыми принявших смерть в 1848 г. за отказ преступить предписания своей религии " . Лояльность при взаимном уважении, состязание в духовном свидетельстве, поиски возможных сближений, призыв к прощению и примирению 15 – такое развитие декларация Nostra Aetate постепенно получила в выступлениях Павла VI, после того как основные направления этого развития были уточнены совместно с Секретариатом по делам нехристиан, созданным в 1964 г. В то время Секретариат, под руководством кардинала Пиньедоли и благодаря усилиям монсеньора Пьеро Россано 16 , умножил свои пастырские публикации и положил начало диалогическим встречам. В связи с трудностями, возникшими вокруг Семинара по исламо-христианскому диалогу в Триполи 17 , были сделаны некоторые уточнения относительно прочтения Декларации 18 , в то время как Ливан по-прежнему оставался темой выступлений Павла VI. Например, 8 апреля 1976 г. папа заявил на встрече с президентом Арабской Республики Египет: " Эта гражданская война наносит неисчислимый ущерб братскому сосуществованию и может иметь плачевные последствия для взаимоотношений между мусульманами и христианами во всем регионе " . Учительство Иоанна Павла II (с 1978 г. до наших дней) [ к началу ] Несомненно, Иоанн Павел II дальше продвинулся в использовании Декларации Nostra Aetate , тем более что его инициативы, подчас неожиданные, приняли " пророческий " характер, что обогатило их теологическое и пастырское содержание.

http://religare.ru/2_560.html

свободы и коллегиальности; особую роль К. сыграл в разработке декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , декларации об отношении католической Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» . В 1960 г. папа Иоанн XXIII включил его в состав Центральной подготовительной комиссии Собора; 27 нояб. 1961 г. К. посещал Стамбул, где участвовал в переговорах с К-польским патриархом Афинагором I (Спиру) о присутствии на Соборе представителей православных Церквей. Богословским консультантом К. в период подготовки и проведения Собора был видный католический теолог пресв. Карл Ранер , при участии к-рого К. работал над проектом декрета об экуменизме. Во время соборных дискуссий о границах Церкви и о месте христиан, к-рые сторонниками традиц. католической экклезиологии воспринимались как находящиеся вне Церкви, не принадлежащие к Римско-католической Церкви, К. предложил формулировку «communitates ecclesiasticae» (церковные общины), признававшую, что христианам-некатоликам «свойствен некий церковный характер», хотя «для полноты церковного бытия» им недостает единства с Папским престолом. Во многом благодаря К. II Ватиканский Собор отказался от унионального понимания взаимоотношений католич. Церкви с др. христ. конфессиями, предполагавшего присоединение христиан-некатоликов к католич. Церкви, что заложило основы совр. католического экуменизма. Решающее значение в составлении проекта декларации о нехристианских религиях «Nostra aetate» имело предложение К. включить в него ранее отклоненный текст об отношении католич. Церкви к иудеям, из которого были удалены упоминания об ответственности евреев за распятие Христа. К. подчеркивал примиряющее значение поиска общности с др. религиями в ходе дискуссий с их представителями. Во время Всемирного евхаристического конгресса в Бомбее (1964) К. руководил встречей представителей разных религий, выступил там с речью о необходимости взаимного уважения в условиях нестабильности современного мира.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Расширению диалога, активизации диалога с атеистами и марксистами способствовало то, что 8 апреля 1965 года папа создал Секретариат по делам неверующих. Летом 1965 года в перерыве в работе собора папа информировал епископов о нескольких запланированных им реформах: о реформе курии, о ревизии церковного законодательства, о новом регулировании смешанных браков, а также об изучении вопроса регулирования рождаемости. Однако перед тем, как приступить к осуществлению реформ, папа решил завершить работу собора. Это имело место на четвертой сессии (8-14 декабря 1965 года). Четвертая сессия собора была самой продуктивной. При открытии сессии Павел VI объявил об обновлении постоянного епископского синода. На соборе обсуждалось 11 проектов документов. Наибольшую дискуссию вызвали декларация о свободе вероисповедания, а также духовно-пастырская конституция о роли церкви в современном мире. 28 октября 1965 года собор принял три декрета и две декларации: о духовно-пастырском предназначении епископов («Christus Dominus»), декрет об обновлении в современном духе монашеской жизни («Perfectae caritatis»), декрет о воспитании и обучении священников («Optatum totius»), декларация о христианском воспитании («Gravissimum educationis momentum») и, наконец, декларация об отношениях церкви и нехристианских религий («Nostra aetate»). Весьма важным документом для нового толкования экуменизма, а также для понимания отношений между католической церковью и иудейством явилась декларация «Nostra aetate». Еще в сентябре 1960 года папа Иоанн XXIII поручил кардиналу Беа, председателю Секретариата христианского единства, представить проект документа об отношении церкви к евреям. Многократно перерабатываемый текст расширился затем также и за счет новой католической оценки великих мировых религий. Декларация исходила из того, что религиозность - естественный спутник человека и каждая религия есть проявление этого; поэтому и нехристианские религии также содержат ценные, достойные уважения со стороны христианина элементы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441713/

Nil igitur mirum si de Immaculata Deiparae Virginis Conceptione doctrinam iudicio Patrum divinis literis consignatam, tot gravissimis eorumdem testimoniis traditam, tot illustribus venerandae antiquitatis monumentis expressam et celebratam, ac maximo gravissimoque Ecclesiae iudicio propositam et confirmatam tanta pietate, religione et amore ipsius Ecclesiae Pastores, populique fideles quotidie magis profiteri sint gloriati, ut nihil iisdem dulcius, nihil carius, quam ferventissimo affectu Deiparam Virginem absque labe originali conceptam ubique colere, venerari, invocare, et praedicare. Quamobrem ab antiquis temporibus Sacrorum Antistites, Ecclesiastici viri, regulares Ordines, ac vel ipsi Imperatores et Reges ab hac Apostolica Sede enixe efflagitarunt, ut Immaculata sanctissimae Dei Genitricis Conceptio veluti catholicae fidei dogma definiretur. Quae postulationes hac nostra quoque aetate iteratae fuerunt, ac potissimum felicis recordationis Gregorio XVI Praedecessori Nostro, ac Nobis ipsis oblatae sunt tum ab Episcopis, tum a Clero saeculari, tum a Religiosis Familiis, ac summis Principibus et fidelibus populis. Nos itaque singulari animi Nostri gaudio haec omnia probe noscentes, ac serio considerantes, vix, dum licet immeriti arcano divinae Providentiae consilio ad hanc sublimem Petri Cathedram evecti totius Ecclesiae gubernacula tractanda suscepimus, nihil certe antiquius habuimus, quam pro summa Nostra vel a teneris annis erga sanetissimam Dei Genitricem Virginem Mariam veneratione, pietate et affectu ea omnia peragere, quae adhuc in Ecclesiae votis esse poterant, ut beatissimae Virginis honor augeretur, eiusque praerogativae uberiori luce niterent. Omnem autem maturitatem adhibere volentes constituimus peculiarem VV. FF. NN. S. R. E. Cardinalium religione, consilio, ac divinarum rerum scientia illustrium Congregationem, et viros ex clero turn saeculari, turn regulari theologicis disciplinis apprime excultos selegimus, ut ea omnia, quae Immaculatam Virginis Conceptionem respiciunt, accuratissime perpenderent, propriamque sententiam ad Nos deferrent. Quamvis autem Nobis ex receptis postulationibus de definenda tandem aliquando Immaculata Virginis Conceptione perspectus esset plurimorum Sacrorum Antistitum sensus, tamen Encyclicas Litteras die 2 Februarii anno 1849 Caietae datas ad omnes Venerabiles Fratres totius catholici orbis Sacrorum Antistites misimus, ut, adhibitis ad Deum precibus, Nobis scripto etiam significarent, quae esset suorum fidelium erga Immaculatam Deiparae Conceptionem pietas, ac devotio, et quid ipsi praesertim Antistites de hac ipsa definitione ferenda sentirent, quidve exoptarent, ut quo fieri solemnius posset, supremum Nostrum iudicium proferremus.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

76 . e) Туризм, все более частые контакты между людьми разной веры и развитие межрелигиозного диалога побуждают Церковь к осмыслению многочисленных и таинственных путей Божиих (ср. Nostra aetate 1–2) и собственной миссии. 77 . Развитие экклезиологии общения и богословия надежды, печаль об участи младенцев, раскрытие библейской истины о божественном милосердии и осознание особенного действия Духа Святого в жизни каждого «ведомым Богу образом» (Gaudium et spes 22) – все эти особенно характеризующие современность факторы также говорят о необходимости новой контекстуализации рассматриваемой тематики. Так, промыслительность исторической ситуации раскрывается в возможности по-новому осмыслить содержание обсуждаемой нами темы. Вспомоществуемая Духом Святым в своем внимании к современному миру, Церковь делается способной углублять свое понимание Откровения Божия, раскрывая, таким образом, новые измерения проблематики. 78 . Наше размышление должно вдохновляться надеждой. С этой обновленной надеждой о мире отвечает Церковь на знамения времени в наши дни, на вопрос о некрещеных младенцах 769 . В согласии со словами Апостола Петра, призывающего нас дать ответ в нашем уповании (ср. Пет.3:15), вероучительный авторитет Церкви постепенно раскрывал вопрос о возможности спасения некрещеных младенцев на протяжении последних пятидесяти лет. Навстречу этой же логике раскрывалось и сознание верных (sensus fidelium). Литургическая жизнь христианской Церкви является непрестанным свидетельством победы Христа над грехом и смертью 770 , бесконечного милосердия Божия и исполненного любви общения святых на небесах. Это вдохновляет наше упование, день за днем обновляемое в литургии, упование, которое нуждается в объяснении и провозвестии. Опыт этого упования служит основой для нашего размышления. 79 . Прежде всего, следует признать, что Церковь не обладает знанием относительно спасения некрещеных младенцев. Празднуя память невинно убиенных Вифлеемских Младенцев, Церковь осознает, что участь других некрещеных младенцев не была ей открыта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

После II Ватиканского собора, принявшего ряд принципиальных решений относительно взаимоотношений Католической церкви с инославными церквами и церквами иных обрядов (Декрет о Восточных Католических церквах Orientalium Ecclesiarum, Декрет об экуменизме Unitatis redintegratio, Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям Nostra aetate, Декларация о религиозной свободе Dignitatis humanae, Декрет ο миссионерской деятельности Церкви Adgentes divinitus и др.), среди католических ученых возникает живой интерес к восточной христианской традиции, связанный, в частности, и с миссионерскими соображениями. В 1992 г. в Риме в рамках Папского Восточного института (организован в соответствии с motu proprio папы Бенедикта XV Orientis catholici 15 октября 1917 г., с 1922 г. курируется «Обществом Иисуса» – орденом иезуитов) создается Центр Э. Алетти – иезуитский научный центр по изучению восточнохристаанской традиции. Один из ведущих современных католических литургистов-востоковедов архимандрит-иезуит Роберт Ф. Тафт (р. 1932), профессор восточной литургики Папского Восточного института (а в 1995–2001 гг. – его проректор), вступивший в «Общество Иисуса» в 1949 г. и рукоположенный по славянскому (русскому) обряду в 1963 г., проявляет активную миссионерскую заинтересованность (в духе «западного литургического возрождения») касательно восточных христиан 1131 и проводит содержательные исследования различных аспектов восточнохристианского богослужения 1132 , обобщенные в специальном труде «Византийский церковный обряд» (Collegeville, 1993; Paris, 1996; СПб., 2005). Ему принадлежат и сравнительно-исторические работы касательно восточных и западных богослужебных обычаев 1133 . Исследованию византийских литургических толкований посвящены некоторые работы современного специалиста о. Рене Борнера 1134 , бенедиктинца из монастыря Клерво в Бельгии. Основываясь на скрупулезном исследовании доступных источников, о. Борнер выводит корни иллюстративных символических толкований литургии, доминирующих до настоящего времени, из катехизических наставлений новообращенным в период их подготовки к крещению (возводя их к исторической традиции 1135 антиохийской богословской школы, к которой восходят катехизические наставления Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоуста и Феодора Мопсуэстийского, и александрийской школы с ее теоретическим 1136 осмыслением Писания, к традиции которой принадлежали Ориген , Григорий Нисский и Псевдо- Дионисий Ареопагит ) и адресованных «верным» мистических (тайноводственных) толкований, цель которых – объяснить тайну (μυστριον), духовный смысл, духовную реальность, стоящую за видимыми знаками и обрядами литургии (их началом явилась «Мистагогия» Максима Исповедника ). Р. Борнер известен также как церковный археолог 1137 и исследователь литургических обычаев Католической церкви в их исторической динамике 1138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Готовить стези этой веры — одна из лучших надежд, связанных с научным изучением рели­гии” 11 . В 1960 г. эта мечта начала материализовываться, когда по инициативе “простой американки” Джудит Холлистер была основана международная организация “Храм понимания”, под­держанная одновременно далай-ламой, Иоанном XXIII, амери­канским католиком Томасом Мертоном, Джавахарлалом Неру и Альбертом Швейцером. «Храм понимания» стал одним из уч­редителей Глобального форума духовных и парламентских ли­деров за выживание человечества и впоследствии организовал Североамериканскую международную ассоциацию, объединив­шую 125 межрелигиозных групп США и Канады, а также про­ведение конференций “межрелигиозных сетей” в Латинской Америке и на Ближнем Востоке 12 . Начиная с 1960-х годов само слово “диалог” в связи с меж­религиозными отношениями входит в моду среди либерального крыла католиков и протестантов, а также среди христиан третьего мира. Правда, консервативные религиозные круги этот термин не приняли, поскольку в нем религии как бы уравниваются или, по крайней мере, недостаточно эксплицируются приоритеты христианства. Однако в прениях по поводу данного термина существенный перевес либералам над консерваторами был обеспечен документами II Ватиканского собора (1962–1965), в которых термин получил однозначную легитимизацию. В декларации “Об отношении Церкви к нехристианским рели­гиям” и в ряде других официальных текстов указывалось, что церковь увещевает “своих чад через диалог и сотрудничество с последователями других религий” признавать и хранить духовные и нравственные ценности инорелигиозных культур, а также — что христиане “могут познать посредством искреннего и терпеливого диалога, какие сокровища милостивый Бог распределил среди народов земли” (ср. Nostra aetate 2; Ad gentes 2.11). 1960-е—1970-е годы были рассмотрены столь подробно потому, что они были “формационной эпохой” межрелигиоз­ного диалога. Именно тогда были прочерчены и основные его формы — совместные конференции представителей основных мировых религий и двусторонние “консультации” отдельных участников “форума религий” — и основные движущие силы в виде Всемирного Совета Церквей, католического аджорнаменто 15 и внеконфессиональных организаций типа “Храма понимания” с его “проектами создания всемирного сообщества религий”.

http://pravmir.ru/dialog-religiy-ideolog...

Enchiridion. N 3011-3012, 3020), Ватиканский II Собор говорит о явлении триединым Богом Самого Себя ради принятия людей в дружеское общение (ad societatem) (CVatII. DV. 2), ставя на первый план событийную и эсхатологическую составляющие истории спасения: Воплотившийся Христос «словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же Своею смертью и славным воскресением из мертвых и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и подтверждает его божественным свидетельством, что означает: с нами Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную» (Ibid. 4). Т. е., О. здесь мыслится как Самооткровение Бога, основное содержание к-рого есть Он Сам. В рамках этой концепции наряду с утверждением о невозможности нового всеобщего О. до Второго пришествия высказывается мысль о постепенном углублении его понимания (intelligentia) с помощью Св. Духа, непрестанно совершенствующего веру Своими дарами (Ibid. 4-5; подробно см. в ст. «Dei Verbum» ). Примером такого углубленного уразумения может служить принятие II Ватиканским Собором учения о религ. свободе в декларации «Dignitatis humanae» , в к-рой сказано, что, хотя О. его прямо не утверждает, «тем не менее оно раскрывает достоинство человеческой личности во всей его полноте, показывает уважение Христа к свободе человека по отношению к обязанности верить Слову Божию и учит нас тому духу, который ученики такого Учителя должны распознавать и проявлять во всем» (CVatII. DH. 9). Также элементы подлинного О. могут быть обнаружены за пределами христианства - в естественных (т. н. примитивное О.) либо в сформированных культурой формах. В соответствии с декларацией об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям «Nostra aetate» , в др. религ. традициях нередко присутствует «луч Истины, просвещающей всех людей», поскольку все народы глубоко связаны с Создателем и по природе восприимчивы к Его спасительным замыслам, распространяющимся на каждого без исключения (CVat. NA. 1-2). В протестант.

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Характерно, что иудейские богословы не позволяли себе в этом вопросе никакой двусмысленности. Как писал духовный лидер иудаизма Джошуа Иехуда в своей книге «Антисемитизм – зеркало мира», «христианство претендует на то, чтобы нести миру «настоящий» мессианизм. Он стремится убедить всех язычников, включая и иудеев. Но пока существует монотеистический мессианизм Израиля, который присутствует даже не выявляя себя открыто, …мессианизм христианский предстаёт тем, что он есть на самом деле: только имитацией, которая исчезает при свете истинного мессианизма». Он же утверждал: «ваш монотеизм является ложным монотеизмом; это побочная имитация и фальсифицированная версия единственного истинного монотеизма, каковым является еврейский монотеизм, и если христианство и вернётся к своим еврейским корням, оно будет окончательно осуждено». Цит. по: Vicomte Léon de Poncins. Op. cit. P. 20. Архим. Серафим (Алексиев) и Архим. Сергий (Язаджиев). Ожидание новых «мессианских» времён//Православие или смерть. Москва. 5. С. 21. Orientations et suggestions pour l " application de la Déclaration conciliaire Nostra Aetate. Rome, le 3 janvier Цит.по: Путилов С. Зловещая поступь масонства//Публицистический альманах «Православие или смерть». 5. С.2. L’interprétation de la Bible dans l " Église, Comission Biblique Pontificale, В обновлённом катехизисе Католической церкви главная вина за страдания Христа теперь возлагается на христиан: «Учитывая, что наши грехи ранят Самого Христа, Церковь, не колеблясь, считает христиан наиболее ответственными за страдания Иисусовы, в то время, как слишком часто христиане возлагали бремя этой ответственности только на иудеев; Мы должны рассматривать как виновников этого ужасного греха всех, кто продолжает погрязать во грехе. Именно наши преступления заставили Господа нашего Иисуса Христа претерпеть крестные страдания, и поэтому те, кто погружается в безнравственность и зло, несомненно «снова распинают в себе сына божия и ругаются Ему (Евр. 6.6). И, надо в этом признаться, наше собственное преступление в данном случае больше, чем преступление иудеев». В катехизисе также утверждается, что «народ Божий Ветхого Завета и новый народ Божий устремлены к сходным целям: к чаянию пришествия (или возвращения) Мессии. Но с одной стороны чают второго пришествия Мессии, умершего и воскресшего, признанного Господом и Сыном Божиим, с другой — пришествия Мессии, черты которого остаются сокровенными». См. Катехизис Католической Церкви. М., 2001.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/20/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010