Павел VI и Иоанн Павел II в диалоге с мусульманами РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_560.html 08 ноября 2002 Морис Боррманс Павел VI и Иоанн Павел II в диалоге с мусульманами Дух Декларации Nostra Aetate Источник:  " Новая Европа " , 2002 28 октября 1965 г. отцами II Ватиканского собора была подписана и папой Павлом VI обнародована декларация Nostra Aetate – один из самых громких документов Собора, посвященный отношениям Церкви с нехристианскими религиями. С тех пор эта декларация является " хартией " межрелигиозного диалога для Католической Церкви и " основополагающим текстом " для Секретариата по делам нехристиан, созданного Павлом VI на Пятидесятницу 1964 г. и переименованного позднее в Папский совет по межрелигиозному диалогу. Разработку этого текста сопровождали многочисленные дебаты, в ходе которых уточнялось его догматическое и пастырское содержание. Это было особенно необходимо постольку, поскольку декларация комментирует важное место конституции Lumen Gentium, где речь идет о Церкви: " Спасительный Промысл объемлет тех, кто признает Творца, и среди них, в первую очередь, мусульман, которые, считая себя исповедующими веру Авраама, с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день " (16) 1 . В Декларации Nostra Aetate прежде всего идет речь о религиозном человеке и встающих перед ним фундаментальных вопросах. Ибо " люди ожидают от различных религий ответа на сокровенные тайны человеческого бытия, которые сегодня, как и вчера, глубоко тревожат сердца людей: что такое человек, каковы смысл и цель нашей жизни, чтó добро и чтó грех, откуда страдание и какова цель его, где путь к истинному счастью, что такое смерть, суд и воздаяние после смерти, наконец, чтó представляет собою последняя и неизреченная тайна, окружающая наше бытие, откуда мы пришли и куда стремимся? " (1). Далее Декларация последовательно рассматривает ответы, предлагаемые традиционными религиями индуизма и буддизма (2), затем мусульманской религией (3) и иудаизмом (4), в заключение призывая ко " всеобщему братству, исключающему всякую дискриминацию " (5) 2 .

http://religare.ru/2_560_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «NOSTRA AETATE» [Лат. «В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям. История составления Первоначальная схема под рабочим названием «Decretum de iudaeis» (Декрет об иудеях), ставшая потом гл. 4 «N. a.», была разработана накануне Собора по личной инициативе папы Римского Иоанна XXIII усилиями основанного им в 1960 г. секретариата по содействию христ. единству во главе с кард. Августином Беа при активном участии евр. историка иудаизма и общественного деятеля из Швейцарии Э. Л. Эрлиха и австр. прелата евр. происхождения Й. М. Эстеррайхера (подробно см.: Recker. 2007. S. 167-169, 243-254, 386-399). Целью папы и его единомышленников являлось провозглашение документа, направленного против любых проявлений антисемитизма в католич. богословии, церковной жизни и культуре, отражающего отношение католицизма к иудейскому народу в исторических условиях после пережитого нацистского геноцида, к тайне его избрания в домостроительстве спасения Божия. Однако ввиду последовавшей крайне негативной реакции на это намерение араб. стран, находившихся в конфликте с Израилем, многостороннего внешнеполитического давления и внутреннего сопротивления епископов Ближневосточного региона (см. ст. Восточные католические Церкви ), опасавшихся последствий для своей паствы, его принятие было временно отложено. На 2-й соборной сессии в 1963 г. схема снова обсуждалась, но уже в качестве составной части или приложения к декрету об экуменизме «Unitatis redintegratio» и в контексте вопроса о свободе вероисповедания. В сообщении кард. А. Беа Собору особо подчеркивалась необходимость избежать поводов для искажающих замысел политических интерпретаций ( Bormanns. 2010. S. 33). В известной степени их предотвращению способствовали встречи папы Римского Павла VI с представителями Иордании и Израиля, состоявшиеся в рамках его паломничества на Святую землю в янв. 1964 г., и его энциклика «Ecclesiam suam» (6 авг. 1964), в к-рой понтифик обратился к теме диалога с верующими др. религий, в особенности монотеистических, призвав католиков уважать и признавать их духовные и моральные ценности (bona spiritualia et moralia) и стремиться к сотрудничеству в различных сферах на основе общих социально-культурных идеалов (AAS. 1964. Vol. 56. P. 654-655).

http://pravenc.ru/text/2577967.html

В статье, основанной на материалах книги автора «Ислам в Европе», прослеживаются взаимоотношения Римско-Католической Церкви (Ватикан) с мусульманскими государствами на протяжении нескольких столетий. В кратком историческом обзоре приводятся наиболее яркие факты, свидетельствующие о противостоянии Святого Престола исламской агрессии в Южной Европе начиная с VII столетия – времени возникновения ислама . Со второй половины XIX в. католические исследователи начали углубленное изучение ислама; коренное изменение взаимоотношений Римско-Католической Церкви с мусульманским миром произошло после II Ватиканского Собора (1962–1965). Такие предстоятели Римско-Католической Церкви, как папы Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск, на протяжении десятилетий пытались улучшить отношения с исламским миром, но при этом они нередко сталкивались с фанатизмом представителей мусульманской уммы. В статье отмечается, что межрелигиозный богословский диалог сегодня не дает каких-либо позитивных результатов. За несколько десятилетий, прошедших со времен II Ватиканского собора, диалог мусульман и католиков не удалось вывести на серьезный богословский уровень. Ключевые слова : Аббас Махмуд, арабы, Ахмадинежад Махмуд, Урс фон Бальтазар, геноцид, Ж. Даниелу, декларация «Nostra aetate», Г. Ж. Дури, митрополит Иларион (Алфеев) , Израиль, ислам , Конгар Ив, Коран, А. де Любак, Д. Массиньон, Ранер Карл, Регенсбург, Сирия, терроризм, Трамп Дональд, Турция, папа Павел VI, папа Иоанн Павел II, папа Бенедикт XVI, папа Франциск, Перес Шимон, Эрдоган Реджеп Тайип. Введение. Исторические контакты Рима и арабов Вторгнувшись с Аравийского полуострова на Ближний Восток, арабы-мусульмане в 630-е гг. завоевали Святую Землю. Впоследствии исламской экспансии подверглась Южная Европа. Захватив Сицилию, «сарацины» устремились оттуда на Корсику и Сардинию, опустошая провансальское и итальянское побережья. Мусульмане посягали на самый Рим (841 и 846 гг.), выжигали Дофинэ и Прованс, взбирались на Альпы, переходили Мон-Сенис и, заняв западные проходы Альп, держали в трепете Пьемонт и Монферрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > На пути к антихристу: механизмы иудаизации христианства 1 часть 26.10.2015 6307 Время на чтение 33 минут Ровно полвека назад внутри Католической церкви произошёл переворот, положивший начало утверждению внутри католицизма ереси жидовствующих, осуществляемому под видом иудейско-католического «диалога». Речь идёт о принятии Декларации Nostra Aetate 1965 г., изменившей христианское учение о Церкви Христовой и перенявшей иудейский взгляд на отношения между Ветхим и Новым Заветом и на избранничество еврейского народа. Событие это готовилось давно и стало результатом глубинной идейной диверсии, разработанной иудейскими богословами и философами и осуществлённой последователями их взглядов внутри самой Католической церкви. Как известно, христианство учит, что избранничество древнего еврейского народа состояло в том, чтобы, сохранив истинное Единобожие, дождаться Мессии, а затем понести Благую Весть о пришествии Его народам земли, что и совершили впоследствии апостолы. Однако иудейский народ отверг Мессию - Христа Спасителя, о котором свидетельствовали пророки, и тем самым завершил период своего избранничества, переданного апостолам и тем христианским общинам, которые стали основанием нового Народа Божьего - Церкви Христовой. Самим Христом сказано было иудеям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка » ( Мф. 21, 43-46 ). И если, согласно апостолу, Церковь Христова есть «род избранный..., народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2,9), то любые утверждения о продолжающейся, якобы, богоизбранности всего еврейского народа являются богословски несостоятельными. Именно это положение было категорически отвергнутое фарисеями и сформировавшимся на основе их учения талмудическим иудаизмом и стало основным объектом критики и осуждения. Иудаизм утверждал и продолжает утверждать исключительное право иудеев, гарантированное им самим фактом рождения, на господствующее положение в мире, рассматривая христианство либо как идолопоклонство, либо как приемлемую для неиудеев форму монотеизма, ведущую их к поклонению богу Израиля. Последнее утверждение исходило от Маймонида, и именно оно легло в основу плана разрушения изнутри католического учения, наиболее разработанного итальянским раввином, учёным-каббалистом Эли Бенамозегом (1823-1900), которого называют «Платоном итальянского иудаизма» и «одним из учителей современно иудейской мысли» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ [Итал. Pontificio Istituto Biblico], высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики . Основан папой Римским Пием X (1903-1914) апостольским посланием «Vinea electa» от 7 мая 1909 г. С момента основания П. б. и. находился под патронажем ордена иезуитов : 1-м ректором был Л. Фонк (1865-1930), нем. библеист и богослов, консультант Папской библейской комиссии . 1909-1936 гг. С 1909 г. в адм. отношении П. б. и. зависел от Папской библейской комиссии, в ведении которой находились аттестация и присвоение ученых степеней выпускникам ин-та. 15 авг. 1916 г. папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) апостольским посланием «Cum Biblia sacra» признал за П. б. и. право присвоения выпускникам степени лиценциата, а 30 сент. 1928 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) motu proprio «Quod maxime» учредил консорциум Григорианского университета , П. б. и. и Восточного папского института , что означало предоставление П. б. и. автономии с правом присвоения докторской степени, а также его подчинение напрямую Папскому престолу. Важной вехой в истории П. б. и. стало основание 7 авг. 1932 г. наряду с библейским (Facolma Biblica) факультета исследований Др. Востока (Facolma Orientalistica), состоявшего из 4 секций: семитской, ассириологической, египтологической и санскрито-иранистической. 1937-1964 гг. В связи с необходимостью углубленного изучения ближневост. языков и археологии Св. земли (см. в статьях Археология библейская , Археология христианская ) в июле 1927 г. открылся филиал П. б. и. в Иерусалиме (действует в наст. время). В 1937 г., когда П. б. и. возглавлял А. Беа (кардинал с 1959; его имя носит Центр иудейских исследований при Григорианском ун-те в Риме (Centro «Cardinal Bea» per gli Studi Guidaici)), в ответ на критику со стороны консервативно настроенных ученых ин-т вступил в новый период своего развития, для к-рого характерно стремление к защите собственной научно-экзегетической парадигмы. Энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г. стала практическим руководством дальнейшей деятельности П. б. и. и имела целью постепенный переход к экзегезе, принимающей во внимание историческую перспективу анализа священного текста. Кард. А. Беа был главным разработчиком декларации «Nostra aetate» , принятой 28 окт. 1965 г. Ватиканским II Собором и заложившей основы совр. иудео-христ. диалога. Данная программа реализуется в П. б. и. и др. папских ин-тах библейского профиля в рамках учебного процесса, в т. ч. обмена студентами между христианами и иудеями. 1964-1965 гг. (II Ватиканский Собор) до настоящего времени

http://pravenc.ru/text/2578953.html

Новости Делегация раввинов передала Папе Франциску документ, направленный на укрепление отношений между иудеями и католиками 01.09.2017 15:10 Ватикан, 1 сентября. Делегация Совета раввинов Европы представила 31 августа Папе Римскому Франциску ответ на декларацию Nostra Aetate ( " Наш век " ), принятую в 1965 году папой Павлом VI в ходе II Ватиканского собора. Этот документ был направлен на примирение и заложил основу диалога между католиками и иудеями. Как заявил ТАСС входивший в делегацию главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт, принятая 52 года назад декларация имеет огромное значение для отношений между католиками и иудеями. " Nostra Aetate изменила отношения между католиками и евреями " , - сказал он. При этом Гольдшмидт отметил, что подготовка ответа заняла столь долгий срок в том числе потому, что готовился он почти всем еврейским миром. " У нас сегодня была тройная делегация, включая главного раввина Израиля и представителей Совета раввинов Америки, соответственно, мы представляем здесь большинство еврейской общины мира " , - рассказал главный раввин Москвы. Он подчеркнул, что 50 лет - " не слишком большой срок по сравнению с почти двумя тысячелетиями, что ушли у Католической Церкви на подготовку декларации " , принятой в 1965 году. Самый короткий документ II Ватиканского Собора был направлен на примирение основных конфессий и вносит существенный вклад в развитие межрелигиозного диалога, неприятие любых форм дискриминации и притеснения людей по их национальному признаку и вероисповеданию и, что немаловажно, в переосмысление враждебного восприятия христианами иудаизма и осуждение антисемитизма. В представленном документе отмечается среди прочего вклад католических священников в борьбу с антисемитизмом. Представленный документ содержит призыв к межконфессиональному сотрудничеству между католиками и иудеями, которое было бы направлено на достижение взаимопонимания и борьбу с различными проявлениями экстремизма. Так, среди прочего в документе подчеркивается необходимость противостояния радикальным ответвлениям ислама, которые " угрожают мировому сообществу и не щадят также многочисленных умеренных мусульман " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

П.В. Безобразов Иеромонаху Сергию Томовичу от 7 июля 1841 г. 6 Reverentiae ac pietatis tuae civilitatem, consuetudinem ac promerita, in Leopoli a te mihi exhibita, memoria mea bene teneo. Volo atque desidero scire, quomodo vales, quid agis, quid legis; an templum, ubi spirituales filii tui preces suas coram Deo effundere debeant, erectum ornatumque est? Quod me attinet, ego bene valeo, et per singulos dies linguam Germanicam disco, sed facile loqui imo non possum. In mea enim aetate difficile est aliena innumerabilia vocabula memoria retinere. Spero tanem fore, ut spatio unius totius anni habitum loquendi Germanice adipiscar. Windobona ob eius plarearum angustiam ac aëris impuritiam parum mihi placet. Studiosus ex Bucowina Georgius Bendewsky, familiaris tuus, qui in Windobonensi universitate jura ecclesiastica ac historiam sacram discit, me frequentat, et ego sincero amore illum prosequor ideoque aliquibus libris orthodoxis illum donavi. Memini, quod ac tuae Reverentiae bene promise emitter cathechismos et alios libros, qui in orthodoxa doctrina nos confirmant. Dabo curam, ut meam promissionem adimpleam, sed rogo te: annuntias mihi, num sanus es, num meum donum accipiendi paratus es? Acceptis litteris tuis statim emittam tibi libros promissos, mediante nostra legatione. Rogo et obsecro te, ut in litteris, quas mittis ad episcopum Bucowinensem, meae humilitati benedictionem expetas. Optarem scriber ad eius Eminentiam, sed sine eius permissione non audeo; hanc ob causam interroga suam Eminentiam: permittatne mihi scriber ad illum? Impatienter expect episcopum Temeschwariensem, qui veniet ad Windobonam, ut Austriae regi pro eius confirmatione episcopalis ipsius dignitatis gratias maximas agat 7 . Amabillime! Si archiepiscopalem modum ac ordinem perficiendi sacrosanctam liturgiam in ecclesia unita, minibus rebus exceptis, mihi describes ac discrimina a nostra liturgia episcopali ostendas, multum ad gratias tibi referendas me obliges. Appella, si potes, aliquem unitum, qui ordinem huius cultus tibi explicare posset.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Новости Продолжается полемика вокруг возвращения в лоно Католической Церкви епископов-лефевристов 04.02.2009 15:10 Вена – Берлин – Берн – Прага, 4 февраля, Apic/Благовест-инфо. Полемика, вызванная возвращением в лоно Католической Церкви четырех последователей епископа-схизматика Марселя Лефевра, не утихает. Так, архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн в своем выступлении на австрийском телевидении отметил, что сведения о восстановленном епископе Ричарде Уильямсоне были изучены «не слишком тщательно». В результате, по мнению кардинала, без должного внимания остался тот факт, что Уильямсон отрицает ужасы Холокоста. Таким образом, Шёнборн отмечает опасность антисемитизма, против которого была направлена декларация Второго Ватиканского собора «Nostra aetate». Но поскольку последователи Лефевра отрицают данную декларацию (наряду с другими постановлениями Собора), австрийский иерарх выразил опасение, что их возвращение в лоно Церкви не принесет плода. «Того, кто отрицает Шоа, не следовало реабилитировать в Церкви», - заявил кардинал. Вместе с тем Шёнборн подчеркнул значение речи Бенедикта XVI, в которой понтифик заявил о своей солидарности с еврейским народом и недопустимости отрицания Холокоста. Сходную точку зрения высказал и кардинал Карл Леман, бывший председатель Германской конференции епископов, в интервью немецкой газете «Welt am Sonntag». Как и Шёнборн, Леман подчеркнул, что комиссия «Ecclesia Dei», подготовлявшая воссоединение лефевристов с Римом, не изучила должным образом сведений о епископе Уильямсоне, прежде всего, о его отношении к Холокосту. «Комиссии следовало бы знать эти факты», - заявил кардинал Леман. Кроме того, кардинал отметил, что Лефевр и его последователи отвергают многие noлoжehuя II Ватиканского собора, в том числе носящие догматический характер. В частности, Леман указал, что лефевристы не приняли заявления Собора об отказе Церкви от каких-либо притязаний на мирскую власть и о недопустимости принуждения в вопросах веры. Леман отметил и ряд других воззрений, характерных для основанного Лефевром Братства св. Пия X. Так, по мнению лефевристов, усиление принципов коллегиальности в епископате подрывает авторитет Папы (что противоречит постановлениям II Ватикана), а любая экуменическая деятельность является " предательством истины " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций) ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев О " КОННЕЛЛ Даниел (1775 - 1847), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОЛИБА [Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 1046), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии «ОПТАТАМ ТОТИУС» «Optatam Totius», декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании

http://pravenc.ru/rubrics/130118_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь НИКОЛАЙ III (между 1212 и 1220 - 1280; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277) НИКОЛАЙ V (ок. 1258 - 1333; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330) НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций) ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке

http://pravenc.ru/rubrics/122074_25.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010