Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2019/07/05, 10:29:32 Святые Отцы слыхали ли Вы о предсказании для России где сказывалось что запретят компартию и уберут идола ? Говорилось там что тогда верующих услышит Господь так? Романовы 2019/07/04, 14:47:17 Святые отцы горы Афон! Прошу помолитесь о даровании деток в семье р. Б Антония и р. Б Екатерины. Умоляю вас вымолите у Господа прощения для р. Б. Антона и р. Б. Екатерины, пусть Господь пошлет их семье деток. Верую и низко кланяюсь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Любовь 2019/07/04, 14:43:39 Святые отцы Пантелеймонова монастыря! Прошу помолитесь о здравии р. Б. Фатиньи, пусть все женские болезни покинут ее тело. Умоляю помолитесь о здравии р. Б Фатиньи. Верую и низко кланяюсь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Любовь 2019/07/04, 13:56:14 Святые братия и отцы! Прошу ваших молитв о моём здоровье чтобы остановилось маточное кровотечение .Вразумите меня какое надо купить лекарство чтобы вылечиться. Надежда 2019/07/02, 18:44:19 Батюшка 5июля нестало моего дедушки Георгия.Помяните пожалуйста его в етод день одноразово на литургии и заодно о упокоении моей бабушки Людмилы.Спасибо! Екатерина 2019/07/01, 16:14:49 Батюшка 8лет не могу никак выехать на море.Помолитесь пожалуйста за меня грешную чтобы Бог миловал.Ето всё земное,но так хочется. Екатерина 2019/06/30, 15:13:52 Дорогие братья!прошу Вас помолиться о тяжелоболящей рабе Божьей Надежде!уже год не прекращаются кровотечения,ноги опухоли,вздулись вены,еле ходит!умоляю по молитесь о моей маме Надежде!с низким поклоном Елена 2019/06/27, 17:08:50 Батюшка, мой отец Ярослав замучил своими постоянными обманами на деньги!Сплошной егоизм,безумство,нежелание понимать ближнего.ЗАМУЧИЛ! Живёт гдето в другом мире далёком от реальности,и нехочет никай правды.

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=4

616 Rev. 20: 12.15; 21: 27. 617 I Tim. 6: 20. 618 Mt. 8: 12; 22: 13. 619 I Pet. 1: 21—22. 620 I Pet. 1: 14—16. 621 Heraclites, fr. 10 Marc. (22 DK). 622 Возможно, намек на начало книги Гераклита (ср. fr. 1). «Золотой род» ср. Plato, Rep. V 468 e; Strom. IV 16, 1; V 98, 2; V 133,6. 623 Hesiod, Opera et dies, V 289—292 (пер. В.В. Вересаева). 624 Sophocles, fr. 366. 625 Timocles, fr. 36 CAF. 626 Предыдущая цитата, вероятно, из какой-то неизвестной нам трагедии. Высказывание Эпихарма: fr. 250 Kaibel. 627 Cf. Diog. Laert. Proem. 12; Cicero, Tusc. Disp. V 3, 9. 628 Cf. Tim. 1:9. 629 Heraclites, fr. 45 Marc. (23 DK). 630 Неизвестное место. 631 Lev. 19: 18; Deut.6: 5; Lk. 10: 27; Mt. 22: 37.39. 632 Homer., Odyssea, XVII 322—323. 633 Пс. 48: 13, 21. 634 Job 11: 12. 635 Gen. 49: 17 etc. 636 Cf. Plato, Phaedo 67 d; 80 e. 637 Cf. Gal. 2: 20; Phil. 3: 20. 638 Empedocles, fr. 119 DK; cf. Plutarch., Mor., 607 e. 639 Cf. Mt. 19: 29—30. 640 Cf. Mt. 20: 21. 641 Heraclites, fr. 96 Marc. (24 DK). 642 Plato, Rep. V 468 e. 643 Plato, Rep. III 410 c. 644 1Кор. 7: 28.32.35. 645 Simonides, fr. 190 a (cf. Aristoteles, Rhetorica, II 1394 b 13). 646 Theognidea, fr. 175—176. 647 Antiphanes, fr. 259 CAF. 648 Euripides, Alex., fr. 54. 649 Euripides, Polyidos, fr. 641. 650 Cf. Euripides, Oedip., fr. 542. 651 Cf. Mt. 5: 6. 652 Cf. Lk. 6: 21; Mt. 5: 4. 653 Cf. Mt. 5: 3. 654 Cf. Lk. 10: 19. 655 Plato, Rep. VII 521 c. 656 Mt. 12: 8.12; Mk. 2: 28; Lk. 6: 6. 657 Cf. Gen. 1: 26. 658 Lk. 16: 19 sq. 659 Cf. Mt. 6: 24; Lk.16: 13. 660 Mt. 22: 2 sq.; Lk. 14: 16. 661 Cf. Mt. 8: 20; Lk. 9: 58. 662 Mt. 8: 20; Lk. 9: 58. 663 Mt. 13: 7.22; Lk. 8: 7.14. 664 Cf. Is. 29: 13. 665 Cf. Ps. 61: 5. 666 Пс. 30: 19; 11: 4—9. 667 Lk. 12, 33. 668 Cf. Lk. 12: 33. 669 Cf. Exod. 33: 19; Rom. 9: 15. 670 Cf. Mt. 7: 13. 671 Cf. Lk. 12: 20. 672 Cf. Lk. 12: 15. 673 Cf. Lk. 12: 22—23. 674 Cf. Mt. 6: 32—33; Lk. 12: 30—31. 675 Cf. Mt. 10: 42. 676 Plato, Phaedo, 114 b-c. 677 Os. 6: 6; Mt. 9:13. 678 Cf. Rom. 7: 23. 679 Cf. Mt. 5: 10. 680 Очевидно, имеются в виду какие-то раннехристианские «филологи», которые редактировали текст Нового Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

No nos limitamos solamente a esto, sino que no hacemos otra cosa que maquinar insidias los unos contra los otros, morder y devorar nuestros miembros con palabras y obras, actuando como verdaderos y propios locos; esto, es pues el más claro signo revelador de una innegable posesión diabólica o locura. ¿Cómo, pues, tenemos que comportarnos con el adversario? Según la ley que destierra también las desenfrenadas concupiscencias, las miradas desordenadas, el amor irregular que es la causa de ruinas ( Mt. 5:27 ). El ojo derecho y la mano derecha ( Mt. 5:29 ) que debemos suprimir, están para significarnos las personas que nos tienen un amor ruinoso: ¿no es cierto que, a menudo, por eso está violada y pisoteada la ley de no repudiar la propia mujer? ( Mt. 5:31–32 ). Los Motivos de Contrición: Perjurio, Resistencia, Avaricia y Soberbia Siento vergüenza de recordar las palabras del Señor que prohiben el juramento ( Mt. 5:33–37 ), tanto si se jura continuamente, como si se perjura. Si el jurar, afirmando lo verdadero, es ya pecado y prevaricación de la ley, ¿dentro de qué categoría colocaremos al perjurio? Si no se considera más palabra del maligno, aquella que no va más allá del sí, sí, no, no ¿de quién viene la que va más allá de tal transgresión? Está escrito además: «Si alguien te da una bofetada en la mejilla derecha, preséntale también la otra. Al que quiere hacerte un juicio para quitarte la túnica, déjale también el manto; y si te exige que lo acompañes un kilómetro, camina dos con él. Da al que te pide, y no le vuelvas la espalda al que quiere pedirte algo prestado» ( Mt. 5:39; 39–42 ). ¿Qué cosa agregar a estas palabras? No nos queda por todo eso, más que llorar y cubrirnos de vergüenza, desde el momento que la vía por nosotros deliberadamente seguida, corre en dirección opuesta. Pasamos el tiempo siempre en criticar y en hacernos la guerra, en litigar y en tomarnos de los pelos; no soportamos la más mínima molestia de las acciones o palabras de los otros, al contrario guerreamos apenas sea posible, contra aquellos que nos ofenden. Dar Libremente

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

580 Mt. 5: 27; Rom. 7: 7. 581 Rom. 7: 7; 7: 17—18; 20. 23—24; 8: 10. 2—4.11. 582 Лакуна в тексте. 583 I Tim. 3: 4—5; I Cor. 7: 22—24. 584 Rom. 7: 2; I Cor. 7: 39—40. 585 Татиан (или Тациан), ок. 150 г. н.э., автор труда, называемого Diatessaron, представляющего собой попытку гармонизировать все версии Евангелия. Из других источников известно, что он действительно ратовал за крайний аскетизм. 586 I Tim. 4: 1—5. 587 Rom. 14: 21; I Cor. 7: 8. 588 Климент цитирует Epist. Barnabae, 11: 9. Источник этого «пророчества» неизвестен. 589 1Кор. 7: 32—33.34. 590 Действительно, см.: Strom. VII 75, 3; VI 147, 1. 591 Is. 50: 1; Bar. 3: 10. 592 I Tim. 5: 14—15. 593 I Tim. 2: 15. 594 Cf. Jer. 3: 4. 595 Exod. 20: 14; Deut. 5: 18. 596 Имя это до Иеронима никем, кроме Климента, не упоминается. Трудно сказать что-либо более определенное относительно воззрений этого раннехристианского писателя. См. т.ж.: Strom. I 101. 597 В этой фразе или в манускрипте, или же у самого Климента, части предложения не вполне согласованы. Смысл, однако, ясен. 598 Mt. 19: 12; Is. 56: 3. 599 Этот же пассаж цитируется Климентом Римским (II Clem. Ad Cor. 12, 2). 600 Cf. Plato, Phaedo 81 c; Phaedrus 248 c. 601 II Cor. 11: 3. 602 Gen. 3: 21; cf. Philo, Legum Allegoriae, III 69. 603 1Кор. 7: 1—2.5. 604 Источник неизвестен. 605 Io. 13: 33; Gal. 4: 19; I Cor. 4: 15. 606 Deut. 23: 1; Mt. 19: 12. О соблюдающих пост говорится в Oxyrhynchus Papyrus 1, 3 (J. Ferguson). 607 II Esd. 5: 35. 608 Cf. I Cor. 7: 6. 609 В смысле, «и познал Адам жену свою Еву…». Cf. Gen. 2: 9. 610 Место неизвестное. Ср. Rev. 9: 10.19. 611 Оба эти слова означают «хвост», однако часто используются для указания на половой член. Метафора, впрочем, вполне очевидная. Именно так употребляется, например, последнее слово в комедии Аристофана (Aristophanes, Thesmophoriazusae, 239). 612 Очевидно, цитата из первого послания Климента Римского к Коринфянам (I Ad Cor. 46, 8). Cf. Mt. 26: 24; Lc. 17: 2, etc. 613 Is. 52: 5; Rom. 2: 24. 614 I Tim. 3: 4.2. 615 Titus 1: 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Holy Prophet and God-seer Moses The Holy Prophet and God-Seer Moses was of the tribe of Levi, the son of Abram and Jochabed (Exodus 6:20). His life is described in the Bible (Exodus 2 through Deuteronomy 34:12). Moses was born in Egypt around 1689 B.C. When Pharaoh ordered all male children of the Hebrew slaves to be killed (Exodus 1:22), Moses’ mother placed him in a basket of papyrus coated with pitch, and set him adrift on the Nile. Pharaoh’s daughter found him and raised him as her own son. At the age of eighty, Moses fled to Midian, where he spoke to God in the Burning Bush on Mt. Horeb (Exodus 3:2). God chose Moses to lead His people from the slavery of Egypt. They crossed the Red Sea as if it were dry land, and for forty years they wandered in the desert. Arriving in the land of Moab, Moses went to the top of Mt. Nabau, or Nebo (Deuteronomy 32:49), which is called Phasga (Deut. 34:1). There, according to the will of God, he died in 1569 B.C. at the age of 120 without entering the Promised Land. The first two Biblical Odes are attributed to Moses: “Let us sing to the Lord...” (Exodus 15:1-9), which was sung on the shores of the Red Sea after the Hebrews had crossed it. “Attend, O heaven...” (Deut. 32:1-43) was sung in the land of Moab, a few days before Moses’ death. He is also regarded as the author of the Pentateuch (the first five books of the Old Testament). The holy Prophet Moses performed many miracles during his lifetime, and also after his death. He appeared on Tabor with the Prophet Elias at the Transfiguration of the Lord (August 6). On the day that St John of the Ladder (March 30) was installed as abbot of Mt. Sinai, the Prophet Moses was seen going around and giving orders to the cooks, stewards, and servants. When the guests had gone and the monks were sitting at table, they wondered what had become of the stranger who had been giving orders. St John said, “Our Lord Moses does nothing strange by serving in the place which belongs to him.” Troparion — Tone 2 You ascended to the heights of the virtues, Prophet Moses;/therefore, you were deemed worthy to see the glory of God./Having received the grace-filled tablets of the Law,/and bearing the grace of the writing within yourself,/you were the honorable praise of prophets,/and a great mystery of piety. Kontakion — Tone 2 The choir of prophets rejoices with Moses and Aaron today,/for the fulfillment of their prophecy is in our midst./The Cross, by which You have saved us, shines forth today./By their prayers, O Christ God, have mercy on us. The Orthodox Church in America 16 сентября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97107.html

About Pages Проекты «Правмира» Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation Break the Holy Bread, Master: A Theology of Communion Bread In the sacral life of the Church, we may speak not only of natural bonds between humans, not only of the “gluten” inherent to humans and coming from within them, but also of the leaven of the Holy Spirit that transforms and transcends, that lifts up, raises the otherwise “flat” mass, that comes from without and makes us what we have not ever been. In Orthodoxy, “the liturgy of the Eucharist is best understood as a journey or procession … of the Church into the dimension of the Kingdom” (ibid. 26). (Reidman) Schema-Archimandrite Avraam 15 April 2009   Christ’s institution of the Mystery of the Eucharist is the primary theme of the liturgical services of Thursday of Holy Week. Both the Epistle (I Cor 11: 23-32) and Gospel readings (Mt 26:1-20; Jn 13:3-7; Mt 26:21-39; Lk 22: 43-45; Mt 26: 40-27:2) read during the Divine Liturgy of St Basil the Great celebrated on this day speak of Christ’s Mystical Supper with His disciples. It is customary for all Orthodox Christians to receive Holy Communion on this day. Fr Sergei Sveshnikov, Rector of the Holy New Martyrs and Confessors of Russia Orthodox Church in Mulino, OR, is the author of a new book titled Break the Holy Bread, Master: A Theology of Communion Bread , in which  he examines the history, theology, and practice of the use of sacramental bread in Orthodox Christianity. Given that the Church invites us on this day to contemplate the Mystery of the Eucharist, it seems appropriate to offer the following excerpt from Fr.Sergei’s book.       Orientale Lumen Dawn Therefore in the east give glory to the LORD… —Isaiah 24:15 So far we have focused mostly on Western thought concerning the Eucharist and the nature of sacramental bread.   It will probably not come as a surprise that the Eastern understanding of the matter has a few peculiarities worth exploring.   The source of these differences between the East and the West, according to Father Alexander Schmemann, is the context of scholastic theology which is “deeply, if not radically, different from that of the early Church” ( For the Life of the World 136):

http://pravmir.com/break-the-holy-bread-...

( 65 , 1) Давшая всем начало потому и зовется «Жизнь»   , ибо, являясь виновницей возникновения всех, кто рожден и грешит, она есть праматерь и неправедных, и праведников в равной мере. Ведь каждый из нас проявляет себя так или иначе. (2) Сомневаюсь, что в следующих словах апостол выказывает пренебрежение к жизни во плоти: « При всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь есть Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня и то, и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А остаться во плоти нужнее для вас.»   (3) Говоря так, он ясно показывает, как мне кажется, что любовь к Богу вызывает стремление покинуть тело, в то время как остаться в телесной оболочке необходимо ради тех, кто нуждается в спасении. ( 66 , 1) Продолжение разговора с Соломеей они конечно же опускают, доказывая тем самым, что интересует их все что угодно, кроме истины и верного следования евангельскому канону. (2) Она говорит далее: «Значит лучше мне не рождать детей», — полагая, что деторождение не является обязанностью женщины. Господь отвечает ей: «Ешь каждое растение, кроме того, которое горькое». (3) Означает это, что каждая женщина по своей воле, а не с необходимостью и в силу завета, избирает замужество или воздержание. Поясняет это также и положение о том, что деторождение есть содействие делу творения. ( 67 , 1) Нет греха в сознательном выборе жизни в браке, если рождение и воспитание детей не кажется слишком трудным. (Ибо для многих остаться бездетными есть великое горе.) В то же время, если женщина не считает рождение детей отвлекающим фактором на ее пути к Богу, и ее не привлекает одинокая жизнь, она вполне вправе желать замужества, поскольку нет ничего плохого в умеренных желаниях, и каждая женщина вправе сама решать, следует ли ей иметь детей или нет. (2) Отсюда видно, что некоторые осуждают брак и воздерживаются от него отнюдь не ради святого гносиса, но из ненависти ко всему человеческому и растратив христианскую любовь. Другие же, напротив, женятся ради удовлетворения своей похоти, прикрываясь авторитетом закона, превратившись, как говорит пророк, «в подобие животных».  X  Истолкование Mt. 28: 20

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

9 Noэmoмy henpab d’Herbigny (I, 253), robopя, чmo hic ( Mt. 16, 19 ) datur soli Petro id, quod dein toti collegio, includendo Petrum. Minime vero extensio 18, 18 derogabit privilegio alterius concesus». Петру не дается, но лишь обещается то же, что обещается 18, 18 и всем апостолам (которым раньше это было обещано в лице Петра, а не Petro soli, как это явствует из всего контекста). Ipsa in Evangelio repetitio textus, qui sub utraque forma alibi deficit, magis significat distinctionem historicam utriusque collectionis: eadem potestas datur, sed hinc uni, illinc collegio (he damur, но promittitur!), b) Magis ex utroque Lextis patet Petrum signulariter pro se etiam solum, ea quae ceteris collecmive (cobepшehho npouзboльhoe ymbepждehue); ceteros vero non recipere nisi in quantum et Petrus includatur in eorum collecmive (bыboд uз npeдыдyщero), c) Immo, qui per se solum eam habeant, Petrus exercere eam possit supra cunctos a se distinctos, etiam ergosupra ceteros Aposmolos. (Эmo произвольное утверждение, несогласуемое с контекстом Евангельского рассказа, опирается на допущенное уравнение настоящего и будущего bpeмehu: dabimur и datur). «At ut patet (!), non collegium supra Petrum hoc etiam collegium supra aliud membrum nisi ex auctoritate et delegatione Petri, ae reservata semper etiam tunc ultima appellatione et sententia ad Petrum solum». 10 В этом свете понимаем мы и сюда относящиеся тексты об общем и равном значении апостолов, как-то: отвечая на спор о первенстве, Господь продолжает: «но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вами, как Отец Мой царство, да ядите и пиете за трапезою Моей в царстве Моем, и сядете на престоле судить двенадцать колени Израилевых» ( Лк. 22, 28–30 ). Уже если искать основания об обосновании власти «in utraque ecclesiae conditione, sive initiali, sive perfecta» (см. выше примечан.), то его можно находить при желании именно здесь, но в применении к двенадцати. Еще выразительнее Мф. 18, 27–28 . Спрашивает от лица всех «старшина» Петр: «вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нами? Иисус же сказали ими: истинно говорю вами, что вы, последовавшие за Мною, – в паки-бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в. Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии ), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (=под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

http://pravenc.ru/text/675019.html

Icons of Mt. Sinai There is at least one icon from Mt. Sinai that even people far from the Church know: the famous Christ Pantocrator, one of the most ancient iconographic depictions of Christ, painted in Constantinople in the mid-sixth century and given to the monastery at Mt. Sinai. There is at least one icon from Mt. Sinai that even people far from the Church know: the famous Christ Pantocrator, one of the most ancient iconographic depictions of Christ, painted in Constantinople in the mid-sixth century and given to the monastery at Mt. Sinai. What is generally representative of icons from Mt. Sinai? The art scholar Galina Kolpakova, in one of her books, notes: “In the icons of Sinai there is no canonicity, no dependence on examples. And this is not only because there were no examples. Their spontaneity and individuality came as the result of a sort of clairvoyance; they are witnesses to a strong and living faith that could not be translated onto the plane of a calculated system.” We offer a few examples of icons from Mt. Sinai for your attention. Compiled from open sources. Christ Pantocrator. Encaustic icon from the mid-sixth century Christ Pantocrator Christ Pantocrator. Thirteenth century The Theotokos between Sts. Theodore and George. Sixth century. (There is an interesting visual parallel with the icon of the Ascension: two angels gazing at heaven, but in place of the apostles two of the most famous warrior saints of the East; it is evidentially an icon turned to in prayer during the many raids and sieges of the monastery by Muslims.) Icons of Mt. Sinai. The Theotokos with Child Icons of Mt. Sinai. The Theotokos with Child Icons of Mt. Sinai. The Theotokos with Child The Theotokos with John the Theologian. Seventeenth century The Nativity. Seventh century Christ’s appearance to Mary Magdalene. Seventh century The raising of Lazarus. Twelfth century Icon of the Holy Martyrs Sergius and Bacchus of Antioch Martyrs Sergius and Bacchus of Antioch. Thirteenth century

http://pravmir.com/icons-of-mt-sinai/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010