М., 2004; idem. Did the Patriarchal Archive End up in the Monastery of Studios?: IXth Cent. Vicissitudes of Some Important Document Collections//Monastères, images, pouvoirs et société a Byzance/Ed. M. Kaplan. P., 2006. P. 125-134; Krausm ü ller D. Divine Sex: Patriarch Methodios " Concept of Virginity//Desire and Denial in Byzantium/Ed. L. James. Aldershot, 1999. P. 57-65; idem. Being, Seeming and Becoming: Patriarch Methodius on Divine Impersonation of Angels and Souls and the Origenist Alternative//Byz. 2009. T. 79. P. 168-207; idem. Exegeting the «Passio» of St. Agatha: Patriarch Methodios († 847) on Sexual Differentiation and the Perfect «Man»//BMGS. 2009. Vol. 33. N 1. P. 1-16; idem. From «Homoousion» to «Homohypostaton»: Patriarch Methodius of Constantinople and Post-Patristic Trinitarian Theology//JLARC. 2009. Vol. 3. P. 1-20; idem. Sleeping Souls and Living Corpses: Patriarch Methodius " Defense of the Cult of Saints//Byz. 2015. T. 85. P. 143-155; idem. Showing Опе " s True Colours: Patriarch Methodios on the Morally Improving Effect of Sacred Images//BMGS. 2016. Vol. 40. N 2. P. 298-306; Zielke B. Methodios I. (843-847)//Die Patriarchen der ikonoklastischer Zeit, Germanos I.- Methodios I. (715-843)/Hrsg. R.-J. Lilie. Frankfurt a. M., 1999. S. 183-260. (Berliner Byzantinische Studien; 5); Maksimovic K. Patriarch Methodios I. (843-847) und das Studitische Schisma: Quellenkritische Bemerkungen//Byz. 2000. T. 70. P. 422-446; он же (Максимович К. А.). Патриарх Мефодий I (843-847) и теория «Пентархии»//ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 173-178; Παναγιωτπουλος Ι. Α. Ο οκουμενικς πατριρχης Μεθδιος Α μολογητς κα τ ργο του. Αθναι, 2003; Hinterberger M. Wortschöpfung und literarischer Stil bei Methodios I.//Lexicologica byzantina: Beiträge zum Kolloqium zur byzantinischen Lexikographie, Bonn 13-15 Juli 2007/Hrsg. E. Trapp, S. Schönauer. Bonn, 2008. S. 119-150; S é nina T. A. Remarques sur les canons en l " honneur des saints patriarches Taraise et Méthode de Constantinople//Scrinium.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Архитектура Эски-Имарет-джами не имеет ничего общего с раннекомниновским зодчеством вопреки старым представлениям, основанным на отождествлении этого сооружения с кафоликоном П. Х. м. ( Ousterhout. 1992), а является характерным примером столичной архитектуры рубежа IX и Х вв. Ближайшая аналогия - кафоликон мон-ря Константина Липса (907/8). Оба строения являются храмами типа вписанного креста на 4 колонках сложного извода, с апсидиолями в торцах нартекса и с тетраконхиальными пастофориями с собственной «вимой»; различия между храмами касаются устройства 2-го яруса: в Эски-Имарет-джами есть только П-образные хоры, но нет надстроек над вост. угловыми ячейками. В Эски-Имарет-джами сохранились также тыквообразный купол и некоторые мраморные детали. Как предположила Л. Тайс ( Theis. 2005. S. 74-82), у Эски-Имарет-джами первоначально были галереи с деревянным перекрытием, следы к-рого в кон. XIII в. заделали с помощью керамопластической декорации; тогда же, вероятно, был пристроен экзонартекс (однако не именно в 1293-1294, как считает В. Кидонопулос, см.: Kidonopoulos. 1994. S. 29-30). Лит.: Πασπτης Α. Γ. Βυζαντινα μελται τοπογραφικα κα στορικα. Κωνσταντινοπλεως, 1877. Σ. 313-314; Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople. L., 1912. P. 212-218; Ebersolt J., Thiers A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 171-182; Engin O. Fatih I.mareti Vakfiyesi. I.stanbul, 1945; Janin. Eglises et monastères. 1969. P. 513-515; Mathews Th. F. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographical Survey. L., 1976. P. 59-70; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion - Konstantinupolis - Istanbul bis zum Beginn des 17. Jh. Tüb., 1977. S. 120-122; Restle M. Konstantinopel//RBK. 1990. Bd. 4. S. 514-523; Ousterhout R. Some Notes on the Construction of Christos ho Pantepoptes (Eski Imaret Camii) in Istanbul//ΔΧΑΕ. 1992. Τ. 16. Σ. 47-56; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profan- und Sakralbauten. Wiesbaden, 1994. S. 28-30; Mango C. Where at Constantinople was the Monastery of Christos Pantepoptes?//ΔΧΑΕ. 1999. Τ. 20. Σ. 87-88; Talbot A. M. Typikon of Theodora Palaiologina for the Convent of Lips in Constantinople//BMFD. 2000. P. 1254-1286; Theis L. Flankenräume im mittelbyzant. Kirchenbau: Zur Befundsicherung, Rekonstruktion und Bedeutung einer verschwundenen architektonischen Form in Konstantinopel. Wiesbaden, 2005. S. 74-82; Asutay-Effenberger N., Effenberger A. Eski Этагет Camii, Bonoszisterne und Konstantinsmauer//JÖB. 2008. Bd. 58. S. 13-44; Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople: 9th to 15th Cent. Camb., 2014. P. 138-142.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

П. Л. познакомился с этим переводом во время поездки в Рим в 1154 г. Вероятно, он не имел возможности сделать его полную копию и лишь сличил с ним те цитаты, к-рые ранее поместил в «Сентенции» в переводе Цербана, заново отредактировав многие из них с учетом перевода Бургундио (см.: Brady. 1971. P. Т. о., обоснованным выглядит предположение, что в 1154 г. в Риме П. Л. имел при себе текст «Сентенций», либо уже полностью завершенный, либо находившийся на последней стадии доработки (см.: Rosemann. 2004. P. 38; Doyle. 2016. P. 97). Верхняя хронологическая граница (terminus ante quem) завершения «Сентенций» определяется на основе сообщений учеников П. Л. о том, что он дважды читал в Париже курс лекций по «Сентенциям» (см.: Brady. 1971. P. Поскольку эти лекции предшествовали его избранию епископом, наиболее вероятными датировками являются 1156/57 г. для 1-го курса и 1157/58 г. для 2-го курса. Т. о., 1-я редакция «Сентенций» была завершена между 1154 и 1156 гг., а 2-я, окончательная редакция, содержавшая ряд исправлений и маргиналий с дополнительными авторитетными свидетельствами,- в 1158 г. (см.: Ibid. 1971. P. II. Рукописи и издания. Оригинальная авторская рукопись «Сентенций», к-рую П. Л. завещал капитулу собора Нотр-Дам-де-Пари, не сохранилась; неизвестны и списки, к-рые были бы прямыми копиями с нее. Долгое время наиболее ранней считалась рукопись из б-ки Труа (Trec. Bibl. municip. 900). Эту т. зр. оспорил Бради, к-рый считал, что рукопись создана в XIII в., а упоминаемый в колофоне 1158 год указывает на дату завершения «Сентенций» П. Л., а не на датировку рукописи (см.: Brady. 1971. P. Однако др. исследователи продолжают считать раннюю датировку корректной (аргументы см.: Stirnemann. 1998). В основу последнего, 3-го, критического издания были положены 12 наиболее надежных рукописей XII в. (описание см.: Brady. 1971. P. общее число рукописей XII-XIII вв. весьма велико (более 200 рукописей, согласно указателю Ф. Штегмюллера, к-рый не является исчерпывающим; см.: Stegm ü ller.

http://pravenc.ru/text/2580406.html

Lomb. Sent.]; Лит.: Espenberger J. N. Die Philosophie des Petrus Lombardus und ihre Stellung im 12 Jh. Münster, 1901; Baltzer O. Die Sentenzen des Petrus Lombardus: Ihre Quellen und ihre dogmengeschichtliche Bedeutung. Lpz., 1902; Cavallera F. Saint Augustin et le Livre des Sentences de Pierre Lombard//Archives de philosophie. P., 1930. T. 7. N 2. P. 186-199; Schupp J. Die Gnadenlehre des Petrus Lombardus. Freiburg, 1932; Landgraf A. M. Die Stellungnahme der Frühscholastilk zur wissenschaftlichen Methode des Petrus Lombardus//CF. 1934. Vol. 4. P. 513-521; Weisweiler H. La «Summa Sententiarum»: Source de Pierre Lombard//RTAM. 1934. Vol. 6. N 2. P. 143-183; Ghellinck J., de. Peirre Lombard//DTC. 1935. Vol. 12. Pt. 2. Col. 1941-2019; Lottin O. Le premier commentaire connu des Sentences de Pierre Lombard//RTAM. 1939. Vol. 11. N 1. P. 64-71; Stegm ü ller F. Repertorium commentariorum in Sententias Petri Lombardi. Würzburg, 1947. 2 vol.; H ä ring N. M. The Eulogium ad Alexandrum Papam Tertium of John of Cornwall//Mediaeval Studies. Toronto, 1951. Vol. 13. P. 253-300; Glorieux P. L " orthodoxie de III Sentences (d. 6, 7 et 10)//Miscellanea lombardiana. 1957. P. 137-147; Miscellanea Lombardiana: Pubblicata a chiusura delle celebrazioni centenarie organizzate in Novara per onorare Pietro Lombardo/A cura del Pontificio ateneo salesiano di Torino. Novara, 1957; Schneider J. Die Lehre vom dreieinigen Gott in der Schule des Petrus Lombardus. Münch., 1961; Williams J. R. The Cathedral School of Reims in the Time of Master Alberic, 1118-1136//Traditio. N. Y., 1964. Vol. 20. P. 93-114; Brady I. The Distinctions of Lombard " s «Book of Sentences» and Alexander of Hales//Franciscan Studies. 1965. Vol. 25. P. 90-116; idem. Peter Manducator and the Oral Teachings of Peter Lombard//Antonianum. R., 1966. Vol. 41. P. 454-490; [idem.] Prolegomena// Magistri Petri Lombardi Parisiensis episcopi Sententiae in IV libris distinctae. 1971. Vol. 1. Pt. 1. P. idem. The Three Editions of the «Liber sententiarum» of Master Peter Lombard (1882-1977)//AFH.

http://pravenc.ru/text/2580406.html

Позднее с запада ко всему комплексу была пристроена галерея, сложенная в технике opus mixtum. Ее южная часть закрыла западный фасад парекклисиона с карнизом, а западная стала служить экзонартексом. Если мозаичный портрет имп. четы Андроника и Анны находился в экзонартексе и соответственно там были изображены имп. Андроник III Великий Комнин и Анна Савойская (первая супруга Андроника II Великого Комнина, Анна Венгерская, скончалась в 1281, т. е. до строительства экзонартекса), то галерея относится к 1326-1341 гг. (см.: Kidonopoulos. 1994. S. 85). Позднее над зап. входом была сооружена колокольня, а рядом с храмом - другие здания, разобранные в тур. время. Ист.: Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1849; Manuel Philes. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. 2 vol.; Ecthesis Chronica and Chronicon Athenarum/Ed. S. P. Lampros. L., 1902. Лит.: Ebersolt J. Les églises de Constantinople. P., 1913; Hallensleben H. Untersuchungen zur Baugeschichte der ehemaligen Pammakaristoskirche, der heutigen Fethiye Camii in Istanbul//Istanbuler Mitteilungen. Istanbul, 1963/1964. Bd. 13/14. S. 128-193; Mango C., Hawkins E. J. W. Report on Field Work in Istanbul and Cyprus, 1962-1963//DOP. 1964. Vol. 18. P. 319-340; Janin. Églises et monastéres. 1969. P. 208-213; Mathews Th. The Byzant. Churches of Istanbul: A Photographic Survey. L., 1976. P. 346-365; M ü ller-Wiener W. Bildatlas zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 132-135; Belting H. et al. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel, 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profanund Sakralbauten. Wiesbaden, 1994; Weissbrod U. «Hier liegt der Knecht Gottes…»: Gräber in byzant. Kirchen und ihr Dekor (11. bis 15. Jh). Wiesbaden, 2003. S. 181-195; Effenberger A. Zu den Gräbern in der Pammakaristoskirche//Byz. 2007. Vol. 77. P. 170-196; Mihaljevi M. Constantinopolitan Architecture of the Komnenian Era (1080-1180) and Its Impact in the Balkans: Diss. Princeton, 2010. Vol. 1. P. 99-102, 246-252; Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople: 9th to 15th cent. N. Y., 2014. P. 191-198.

http://pravenc.ru/text/2578782.html

С кон. IV в. постоянная угроза нападений варваров делала важнейшим вопросом развития К. совершенствование его оборонительных укреплений. Одновременно, поскольку продолжался быстрый рост населения города, было необходимо расширение его территории. Т. о. крупнейшим событием в истории К. в V в. стало строительство новой сухопутной зап. стены, к-рая получила название по имени правившего в то время имп. Феодосия II. Строительство стены было начато ок. 413 г., при префекте К. Анфимии, частично с использованием ранее существовавших здесь местных укреплений (CTh. XV 1. 151; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 1). К 422 г. башни и стены уже были готовы для использования их гарнизоном, т. е. работы в значительной мере были завершены (CTh. VII 8. 13). Стена располагалась в 1,5 км к западу от старой стены Константина, пересекала сухопутное пространство от сев. берега Мраморного м. до предместья Влахерны на юж. берегу Золотого Рога, имела общую протяженность 5,7 км (после строительства стены вокруг Влахерн в VII в.- 6,7 км). Оборонительный пояс, частично сохранившийся до наст. времени, состоял из 2 линий стен ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 286-295). Передовая стена (ξω τεχος) имела высоту 8 м и была укреплена стрельницами той же высоты. Позади нее на расстоянии 10-15 м находилась главная стена (σω τεχος, μγα τεχος) высотой 11 м и толщиной 4,8 м, укрепленная 96 башнями квадратной и многогранной формы на расстоянии 70-75 м друг от друга. В 15 м перед стенами также располагался укрепленный каменной кладкой ров (περβολος) шириной в 18 и глубиной до 7 м. Укрепления, сложенные из каменных блоков и рядов кирпича в римской технике opus mixtum, отличаются высоким качеством постройки. В стенах предусматривались гражданские ворота для повседневного использования, а также специальные военные калитки и двери для вылазок гарнизона во время осады или для переброски отрядов между стенами и по разным их участкам. Было построено 9 главных ворот с севера на юг: Харисийские, Адрианопольские, или Полиандрия (Χαρσα πλη, θρα τς Αδρανουπλεως, Πολυανδρου; ныне Эдирнекапы), Пятые военные (πλη το πμπτου; Орюлюкапы), Романовы (πλη το γου Ρωμνου, близ церкви св. Романа; ныне Топкапы), Четвертые военные (πλη το τετρτου), Рисиевы (πρτα το Ρησου; ныне Ени-Мевлевиханекапы), Третьи военные (πλη το τρτου), Пиги (Живоносного Источника; πλη τς ζωοδχου πηγς; ныне Силиврикапы), Вторые военные, или Ксилокерка (πλη το δευτρου, Ξυλοκρκου; ныне Белградкапы), Золотые.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Лит.: Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. L., 1847; Am é lineau E. Monuments pour servir à l " histoire de l " Égypte chrétienne aux IVe, Ve, VIe et VIIe siècles. P., 1895; Rohrbach P. Die alexandrinischen Patriarchen. B., 1891; Болотов. Лекции. Т. 3-4; Fowler M. Christian Egypt: Past, Present and Future. L., 1901; Faivre J. Alexandrie//DHGE. T. 2. Col. 289-369; Maspéro J. Histoire des patriarches d " Alexandrie, 518-616. P., 1923; Bell H. I. Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. L., 1924; Diehl Ch. L " Égypte chrétienne et byzantine. P., 1933; Antonini L. Le chiese cristiane nell " Egitto dal IV al IX secolo secondo i documenti dei papiri greci//Aegyptus. 1940. Vol. 20. P. 129-208; Hardy E. R. The patriarchate of Alexandria//Church History. 1946. T. 15. P. 81-101; Telfer W. Meletios of Lycopolis and Episcopal Succession in Egypt//Harvard Theol. Review. 1955. T. 48. P. 227-237; Ortiz de Urbina I. Diritti del vescovo alessandrino prima del concilio di Calcedonia//OCA. 1968. T. 180. P. 71-85; Wipszyska E. Les ressources et les activités économiques des églises en Égypte du IVe au VIIIe siècle. Brux., 1972; eadem. Le monachisme égyptien et les villes//TM. 1994. T. 12. P. 1-44; eadem. Études sur le christianisme dans l " Égypte de l " antiquité tardive. R., 1996; Meinardus O. F. A. Christian Egypt: Ancient and modern. Cairo, 1977. T. 1-2; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет//БТ. 1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153; M ü ller C. D. G. Alexandrien//TRE. Bd. 2. S. 248-261; Martin A. Les premiers siècles du christianisme à Alexandrie//REAug. 1984. T. 30. P. 211-225; Brakmann H. Σναξις καθολικ in Alexandreia//JAC. Bd. 30. 1987. P. 74-89; Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Ser. Episcoporum Ecclesiarum Christianarum Orientalium, II: Patriarchatus Alexandrinus, Antiochensis, Hierosolymitanus/A cura di G. Fedalto. Padova, 1988; Bagnall R. S. Egypt in the Late Antiquity. Princeton, 1993; Worp K. A. A Checklist of Bishops in Byzantine Egypt (A. D. 325-c. 750)//ZfPE. 1994. Bd. 100. S. 283-318; Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. Baltimore; L., 1997.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Athen, 1990); богословские: De Trinitate//PL. 64. Col. 1247–1256 (рус. пер.: Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества// Боэций. «Утешение философией» и др. трактаты. С. 117–126); Utrum Pater et Filius et Spiritus sanctus de divinitate substantialiter praedicentur//PL. 64. Col. 1299–1302 (рус. пер.: Могут ли «Отец», «Сын» и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанциально//Там же. С. 127–128); Quomodo substantiae in eo quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona//PL. 64. Col. 1311–1314 (рус. пер.: Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными//Там же. С. 129–133); Contra Eutychen et Nestorium//PL. 64. Col. 1337–1354 (рус. пер.: Против Евтихия и Нестория//Там же. С. 134–152); De fide catholica//PL. 64. Col. 1333–1338; философские: De consolatione philosophiae//PL. 63. Col. 579–862 (критич. изд.: ed. L. Bieler. Turnhout, 19842 (CCSL; 94); Hrsg. K. Büchner. Hdlb., 1977 3; рус. пер.: Боэтий А. М. Утешение философское/Пер. иером. Феофилакта [Русанова]. СПб., 1794; Боэций. «Утешение философией» и др. трактаты. С. 153–236). Лит.: Nitzsch F. Das System des Boethius und die ihm zugeschriebenen theologischen Schriften. B., 1860; Biraghi L. Boezio filosofo, teologo, martire a Calvenzano Milanese. Mil., 1865; Bosisio G. Sul cattolicismo di A. M. T. Sev. Boezio. Pavia, 1867; Stewart H. F. Boethius. Edinb., 1891; Semeria G. Il cristianesimo di Sev. Boezio rivendicato. R., 1900; Ursoleo E. La theodicea di S. Boezio in rapporto al cristianesimo ed al neoplatonismo. Napoli, 1910; M ü ller A. Die Trostschrift des Boethius. B., 1912; Kligner F. De Boethii consolatione philosophiae. B., 1921; Bruder K. Die philosophischen Elemente in den Opuscula sacra des Boethius: Quellengeschichte der Philosophie der Scholastik. Lpz., 1928; Patch H. R. The Tradition of Boethius: A Study of His Importance in Medieval Culture. N. Y., 1935. L., 1936r; Schurr V. Die Trinitätslehre des Boethius im Lichte der «skytischen Kontroversen».

http://pravenc.ru/text/153285.html

Важнейшим сочинением М. мн. исследователи считают кн. «Великая сокровищница» («Гинза», Ginza Rba), к-рая представляет собой сборник трактатов мифологического и учительного содержания (критическое изд.: Petermann. 1867; нем. перевод: Lidzbarski. 1925). «Гинза» традиционно разделена на 2 части - «правая Гинза» (GR) и «левая Гинза» (GL); эти 2 части обычно расположены в кодексах таким образом, что, прочитав GR, требуется перевернуть книгу, чтобы начать читать GL ( Buckley. 2002. P. 10). В «левой Гинзе» помимо обычного мифологического и вероучительного материала содержатся литургические тексты, нек-рые из них являются параллелями к «Qulasta» ( Burtea. 2005. P. 3). Сб. «Гинза» формировался в течение долгого времени, но свой окончательный вид приобрел, по-видимому, к сер. VII в. ( Buckley. 2002. P. 10). Вторым по значимости вероучительным трактатом является «Книга Иоанна» ( D     I   издание и нем. перевод: Lidzbarski. 1905-1915). К этому роду лит-ры иногда относят и астрологические сочинения, напр. «Книгу зодиака» (Sfar Malwašia - Drower. 1949). Заговорно-заклинательные (магические) тексты К этой группе относятся прежде всего амулеты на свинцовых и золотых пластинках и глиняных чашах. Они представляют особый интерес, поскольку являются древнейшими памятниками письменности М. Мандейские заклинательные чаши входят в корпус арам. магических чаш, к-рые создавались в Вавилонии помимо мандейского также на иудейско-вавилонском арамейском и классическом сир. языках в IV-VII вв. Некоторые исследователи датируют мандейские металлические амулеты примерно тем же временем, что и чаши ( M ü ller-Kessler. 1999). Мацух полагал, что свинцовые и золотые амулеты могут быть датированы начиная с II в. Помимо глиняных и металлических амулетов имеется большое количество разнообразных амулетов на коже и бумаге, а также сборники и заклинательные композиции, сохранившиеся в виде кодексов. Теология и космогония По интерпретации Рудольфа, в основе представлений М. о мире лежит принцип дуализма, роднящий мандеизм с гностическими учениями. Так, мироздание разделяется на Мир Света (    ) и Мир Тьмы (    ). Миром Света правит божественная сущность, выступающая под разными именами: Жизнь (  ), Великая Первая Жизнь (      ), Царь Света (    ) и др. ( Rudolph. 1992. S. 21) Божество окружено множеством ангелоподобных существ, называемых   или   Мир Тьмы также имеет своего правителя, Царя Тьмы (    ), к-рый отождествляется с драконом Уром. Ур является сыном Рухи (   «дух»), противоречивого существа, объединяющего в себе как отрицательные, так и положительные качества ( Buckley. 2002). К низшему миру также относятся низшие ангелы (  ), 7 планет и 12 знаков зодиака.

http://pravenc.ru/text/2561822.html

150. S. 137-157 (Idem.// Idem. Glossatoren des Dekrets Gratians. Goldbach, 1997. S. 1-21); idem. The Development of the Glossa ordinaria to Gratian " s Decretum//The History of Medieval Canon Law in the Classical Period, 1140-1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX/Ed. W. Hartmann, K. Pennington. Wash., 2008. P. 55-97; Pennington K. The Prince and the Law, 1200-1600: Sovereignty and Rights in the Western Legal Tradition. Berkeley, 1993; idem. Due Process, Community, and the Prince in the Evolution of the Ordo iudiciarius//Rivista intern. di diritto comune. R., 1998. Vol. 9. P. 9-47; Viejo-Xim é nez J. M. Paucapalea//Juristas universales/Ed. R. Domingo. Madrid; Barcelona, 2004. Vol. 1: Juristas antiguos. P. 319-323; idem. Las paleae del Decretum Gratiani: Notas para la crítica de su redacción//Annaeus: Anales de la tradición romanística. 2008. Vol. 5. P. 107-141; idem. La Summa «Quoniam in omnibus» de Paucapalea: Una contribución a la historia del derecho romano-canónico en la edad media//Initium: Revista catalana d " historia del dret. Barcelona, 2011. Vol. 16. P. 27-74; idem. Una composición sobre el Decreto de Graciano: La suma «Quoniam in omnibus rebus animaduertitur» atribuida a Paucapalea//De la primera a la segunda «Escuela de Salamanca»: Fuentes documentales y línea de investigación/Ed. M. A. Реса González. Salamanca, 2012. P. 197-252; Kleinheyer G., Schr ö der J. Deutsche und europäische Juristen aus neun Jahrhunderten: Eine biogr. Einf. in die Geschichte der Rechtswissenschaft. Hdlb., 2008; Landau P. Gratian and the Decretum Gratiani//The History of Medieval Canon Law in the Classical Period, 1140-1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX/Ed. W. Hartmann, K. Pennington. Wash., 2008. P. 22-54; Pennington K., M ü ller W. The Decretists: The Italian School//Ibid. P. 121-173; Fiori A. Paucapalea//Dizionario biografico dei giuristi italiani (XII-XX sec.)/A cura di I. Birocchi e. a. Bologna, 2013. Vol. 2. P. 1525. М. А. Пономарева Рубрики: Ключевые слова: АНДЛАУ Петрус (1415 или 1425-?), нем. канонист и юрист, автор труда " De imperio Romano " (О Римской империи)

http://pravenc.ru/text/2579792.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010