PG, t. 44, col. 1316. PG, t. 94, col. 856. PG, t. 120, col. 507-509. PG, t. 36, col. 161-164. Антифон 4-го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 С. Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная молитва. PG t 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361-362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108-109. PG, t. 44, col. 1116-1117. PG, t. 160, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.] Выражение, взятое из " Слова 41-го, на св. Пятидесятницу " св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.] Там же. Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.] Глава IX. ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Миссия посланных в мир двух Лиц Пресвятой Троицы неодинакова, хотя Сын и Святой Дух совершают на земле одно и то же дело: Они созидают Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом. Как мы уже говорили, Церковь есть одновременно и Тело Христа и полнота Духа Святого, " наполняющего все во всем " . Единство Тела относится к природе, " единому человеку " во Христе; полнота Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но, как личность, он также существо, содержащее в себе целое. Святой Дух, как царское помазание почивающий на человечестве Сына - Главы Церкви и сообщающий Себя каждому члену этого Тела, создает как бы многих христов, многих помазанников Божиих: это - личности человеческие на пути к обожению, стоящие рядом с Личностью Божественной. Так как Церковь есть дело и Христа и Духа Святого, то учение о ней имеет двойное обоснование: таким образом экклезиология одновременно уходит своими корнями в христологию и пневматологию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

2284 De unitate Eccl, 14, 35. PL. Т. 43. Col. 418; Contra litt Petil., II, 45, 106. PL. T. 43. Col. 296; II, 47, 110. Col. 297; II, 78, 174. Col. 312; Contra Crescon, III, 65, 73; III, 66, 75. PL. T. 43. Col. 536, 537; Epist. 10. С. 3, 11. PL. Т. 33. Col. 411. 2286 Contra epist. Parmenian, II, 2, 5. PL. T. 43. Col. 52; Cfr.: Contra litt. Petiliani, II, 90, 199. PL. T. 43. Col. 321–322; Contra epist. Parmenian, III, 3, 19. PL. T. 43. Col. 97. 2289 Epist. 93, 9, 36. PL T. 33. Col. 339. Cfr.: Contra litt. Petil. III, 37, 43. PL T. 43. Col. 370. Retract. II, 17. PL T. 32. Col. 637. 2290 Contra litt. Petiliani, III, 4, 5: «Neque hoc ideo dixerim ut neglegatur ecclesiastica disciplina, et permittitur quisque facere quod velit sine ulla coneptione, et quadam medicinali vindicta et terribili lenitate et charitatis severitate». PL T. 43. Col. 350. 2291 Ibid. III, 4, 5: «Neque enim ferrum est inimici vulnerantis, sed medici secantis». PL T. 43. Col. 350. 2297 Contra epist. Parmeniani, III, 2, 13: «Non dormiat severitas disciplinae, in qua tanto est efficacior emendatio pravitatis, quando diligentior conservatio charitatis. Tunc autem hoc sine labe pacis et unitatis et sine laesione frumentoram fieri potest, cum congregationes Ecclesiae multitudo ab eo crimine quod anathematur, aliena est». PL. T. 43. Col. 92. Cfr.: Brevicuius collationis cum Donatistis, dies 3; 9, 16: «Quamvis debeat vigilare ecclesiastica disciplina, ad eos non solum verbis, sed etiam excommunicationibus et degradationibus corripiendos, tarnen non solum in ea latentis nesciantur, sed plerumque propter pacem unitatis etiam cogniti tolerentur». PL. T. 43. Col. 632. 2298 Ibid. III, 2, 13. PL. T. 43. Col. 92: «Tunc etiam ille et timore percutitur, et pudore sanatur, cum ab universa Ecclesia se anathematum videns, sociam turbam cum qua in delicto suo gaudeat et bonis insultet non potest invenire. Contra epist. Parmeniani». 2300 Ibid. III, 2, 14: «Jam propter multitudine non poterant ita corripi, ut ab eorom conjunctione se caeteri continerent, et eos erubescere facerent». PL. T. 43. Col. 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

V. M. et de pueritia et infantia Salvatoris); 7) история Иосифа плотника (historia Josephi fabri lignarii); 8) евангелие Фомы израильтянина (evangelium Thomae Israelitae); 9) арабское евангелие детства Спасителя (evangelium infantiae Salvatoris); 10) беседа об Успении Богородицы (ο ε ο εοου) и 11) евангелие Никодимово, подразделяющееся на два отдельных сочинения: а) дела Пилата (acta или gesta Pilati) и б) сошествие Христа во ад (descensus Christi ad inferos) и мн. др. ложно озаглавленных книг, искаженных изданий Св. Писания, а больше всего чисто еретических сочинений, появлялось много и впоследствии, и против подобных сочинений соборы и пастыри церкви всегда возвышали свой голос, о чем мы говорим в толковании 9-го правила VII Всел. Собора и 59-го правила Лаодикийского Собора Примечания: 169. () υ οε, замечает Зонара в толковании этого Ап. правила (Аф. Синт., II,77). Канонической книге противополагается апокрифическая, а подлинной - ложно озаглавленная (ευεο). 170. Tertull., " Adv. Marcion. " 5,1 [Migne, s.l, t.2, col.468-470]; " Apolog. " 21 [Migne, s.l, t.1, col.391-404]; " De patientia, " c.14 [Migne. s.l, t.1, col.1270,1271]. - Irenaei, " Contra haereses, " I,20 et al. [Migne. s.g., t.7, col.653-657]. - Clem. Alexandr., " Stromat. " II,9, III,9,13, VII,13 et al. [Migne, s.g., t.8, col.976-981, col.1165-1169, 1192-1193; t.9, col.512-517]. - Epiphan., " Haeres. " 5, 4. 26. 8. 28, 3. 30, 14. 16. 39, 4. 47, 1. 50, 1. 51, 7. 61, 1. 62, 2. 63, 2 et al. [Migne, s.g., t.41, col. 201, 341,380, 429, 432, 669, 849, 881, 900, 1040, 1052, 1064]. 171. Cp. J. A. Fabricius, " Codex pseudepigraphus Veteris Testamenti collectus, castigatus, testimoniisque, censuris et animadversionibus illustratus. " Hamb. 1722; его же, " Codex apocryphus Novi Testamenti collectus, castigatus, testimoniisque, censuris et animadversionibus illustratus. " Hamb. 1703; J. C. Thilo, " Codex apocryphus Novi Testamenti Fabriciani, e libris editis et manuscriptis collectus, recensitus notisque et prolegomenis illustratus. " Lips. 1832; Tischendorf, " De Evang. apocryphorum origine of usu. " Hagae, 1851. См. Herzog, " Real-Encyklopdie " (1 Aufl.), XII,300 и сл., Wetzer und Welte, Kirchenlexikon (2 Aufl.), I,1036 и сл. 172. О некоторых из упомянутых апокрифов см. " Христ. Чтение " 1871 г., I,43 и сл. Кроме некоторых новозаветных, упоминается и несколько ветхозаветных апокрифов в толковании этого Ап. правила в Пидалионе (изд. 1864), стр.76-78. Но этим далеко не исчерпываются все апокрифические сказания из Ветхого и Нового Завета. Ср. И. Порфирьев, " Апокрифические сказания о ветхоз. лицах и событиях " (Казань 1873) и - " ...о новоз. лицах и событиях " (СПб. 1890), и др. И. Смирнов, " Апокриф. сказания о Божией Матери и деяниях св. Апостолов " в " Прав. Обозрении " 1873, кн. 4. См. перечень других апокрифов и литературы о них, между прочим, в " Прав. богословской энциклопедии " , изд. А.П. Лопухина, СПб. 1900, m.I, столб.930-936.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

1188 Facundi Liber contra Mocianum: Μ. 67, col. 862. Григорий В. (590–604 гг.) уверяет даже, что Вигилий осудил Феодору (epist. 36 ad episcopos Hiberniaë Mansi, IX, 1105. C. D. Деян., V, стр. 458), но это едва ли справедливо. 1189 Facundi Liber contra Mocianum: M. 67, col. 860. Theophanis Chronographiä Migne, gr. ser. t. 108, col. 496. 1190 Mansi, IX, 351–352. В третьем заседании шестого вселенского собора папские ле­гаты, пресвитеры: Феодор в Георгий и диакон Иоанн, отрицали подлинность этих писем Вигилия (Mansi, XI, 225. 228. Деян., VI, стр. 54–55), но Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. S. 794–795. 832–834. § 259. 267) на достаточных основаниях признает принадлежность их означенному папе, считая интерполяцией монофизитов выражение: unam operationem i. e. confitemur in Christo. 1191 Theophanis Chronographia (Migne, gr. ser. t. 108, col. 497); cni. Ioannis Malalae Chronographia, lib. XVIII (Migne, gr. ser. t. 97, col. 700, p. 483). Pagii ad an. 547 not. V (Baronii Annales, t. X, p. 28–29). 1192 Facundi Liber contra Mocianum: M. 67, col. 859. 860. Cnf. Pro defens., praef.: M. 67, col. 527. 1196 Так, по примеру Борония (Annales, t. X, p. 9–10: ad an. 546 not. 38–39), по­лагает г. Доброклонский (Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав. Москва. 1880. Стр. 15–19), не соглашаясь с мнением Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. S. 803–804. § 200), который относит издание сочинения Pro defensione trium capitulorum ко времени по обнародовании Judicatum’a Василия от 11-го апреля 548 года. В подтверждение мнения г. Доброклонского, с коим согласен и проф. А. Гарнак (Theol. Literaturzeitung, 1880, Nr. 26, S. 634), можно указать на praefatio Факундова труда, которое заставляет предполагать в авторе мысль, что, не имея возможности вы­сказать свои мнения на ехатеп’е, он, как бы в удовлетворение требования Вигилия о письменных responsiones, и издает свою апологию «глав» (Migne, lat. ser. t. 67, col. 527–528). 1217 V, 3, col. 638–639. Ко всем следующим показаниям относительно участия деятельности Киррского пастыря на Халкидонском соборе см. выше гл. VI, стр. 275 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но лучшие видят здесь указание на соединение во Христе и Его церкви двух народов — обрезанных (иудеев) и необрезанных (язычников). Есть и такие, которые под двумя животными разумеют два Завета — Новый и Ветхий, которые поистине суть животные животворные, которые дышат и среди которых познается Христос (ibid. 1309).    Тертуллиан под двумя животными разумеет Моисея и Илию, среди коих был Господь во время преображения (Aduersus Marcionem, lib. IV. cap. 22, ed. Oehier, t. 2. pag. 218).О сем толковании упоминает и Августин, как и о толковании применительно к двум заветам и двум разбойникам (De civ. Dei, XVIII. 32. Migne, Patr. lat. t. 41. col. 588). Св. Мефодий Патарский разумеет херувимов ковчега (Migne, Patr. Gr. t. 18. col. 357 — в слове на Сретение). Феодор Monc: мидяне и персы или Дарий и Кир (Migne, Patr. Gr. t. 66. col. 441). Есть и такое толкование, которое видит тут указание на двух животных (вола и осла), находившихся в пещере (яслях), где родился Господь (так апокриф. Евангелие Псевдо-Матфея cap. XIV. у Tischendorf-a, Evangelia aporcrypha, pag. 77, — и неизвестный автор сочинения De promissionibus et praedictionibus Dei y Migne, Patr. lat. t. 51. col. 820). Ср. вообще также Феофилакта к этому месту (Migne, Patr. Gr. t. 126, col. 877). На греч. чтение двух животных обращает внимание также Григ. Баргебреус (Barhebraeus), относя это к ангелам и людям, коим открывается Бог как Промыслитель о слугах Своих, — и к вавилонянам и евреям. См. подробнее к 3:1—2 у Knabenbauer-a, Comm. in prophetas minores, pars II. pag. 92—97, в известном Curcus Scripturae Sacrae.    У св. Кирилла прибавлено «Фаран», как и у LXX во многих списках, — (ср. евр., халд., сир. Но по свидетельству Иеронима, LXX не читали этого слова, как и у Евсевия, Феодорита).    Слав.: «и изыдет на поле при ногу его».    Так у Феофилакта. Но другие (евр., сир., ит., араб.) как в слав.: «шествия вечная его, за труд видеша селения».    Соотв. греч. «верховая езда, конница».    Евр.: «потоками Ты разсек землю».    У св. Кирилла: «богату». Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

498 Жизнь и подвиги преп. отца нашего и исповедника Феодора, описанные монахом Михаилом. Творения св. Феодора Студита в русском переводе, т. т I стр. 115; Migne, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. XCIX, col. 324. 500 Жизнь и подвиги преп... Феодора, описанные монахом Михаилом. P. П. стр. 83. Migne, col. 264: σχεδιασθεισν αυτ ατ τ σνηϑες τς πς τος δελφος μιλας… 503 Вел. Оглаш. ч. II сл. XX. Р. П. стр. 711. М. К. В. δετεον, σ. 137: οτω με τ μ τατεινσεω το μαϑο λγον αϑξεσϑε α νν παομενοι. 505 Творения преп. Феодора в русском переводе, т. II стр. 222, письмо X. Migne, col. 941. То же самое в «Завещании» Р. П. стр. 857. Migne, col. 1820. Подобное же в статье о «Епитимиях». Р. П. стр. 839. Migne col. 1736. 506 Вел. Оглаш. ч. I сл. XXXIII. Р. П. стр. 535, ч. II сл. XCL. Р. П. стр. 877. М. К. В. δετεον, σ. 651. 507 «Всякий, кто без благословной причины не присутствует за тремя оглашениями во время недели, должен вести епитимью сухоядения. Кто ушел от вечернего оглашения, тот должен стоять». P. II. стр. 839. Migne. col. 1736. 510 Текст этой редакции издан проф. Дмитриевским по рукописи Афонского Ватопедского монастыря XIII–XIV вв. 322 (556), но этот текст находится и среди рукописей отечественных книгохранилищ, именно в рукописи Московской Синодальной Библиотеки 456 (л. 140–150), имеющей дату 1293 года (см. Мансветов «Устав», стр. 408–413) и бывшей в нашем распоряжении. 511 Не полностью памятник издан также на греческом языке Гедеоном Мануилом в книге «Ο ϑως» 1885, на русском языке в книге арх. Антонина «Заметки поклонника св. Горы». Киев, 1864, стр. 173–182, 199–212. О Διατπωσις-е св. Афанасия принято выражаться, что он лишь «создался на основе» ποτπωσις-а (см. Дмитриевский , стр. 17). Мы признаем его, по крайней мере, в отношении чисто-литургических указаний, такой же редакцией ποτπωσις-а, как и тексты, изданные Migne-Mau с одной стороны и Дмитриевским (по рукописи Ватопедской) с другой, потому что при сопоставлении всех трех текстов оказывается, что текст Διατπωσις-а в чисто литургической части имеет не больше отличий от первоначального текста ποτπωσις-а, равно как и текстов 1-й и 2-й редакций, чем текст первой и второй друг от друга и от первоначального.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 Толкование на послание. Казань, 1867, стр. 123. Приведем еще толкование православного богослова проф. Д. И. Богдашевского. «Единение Духа есть единство, которое соделовает Дух, или производит его. Это единство, обитающее в Церкви, от Духа Божия». Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Киев, 1904. стр.505. 34 Там же, О единстве Церкви. Гл. 15. Ч. 2, стр. 190. См. еще: О молитве Господней. Гл. 24. Ч. 2, стр. 217–218; Письмо 43 к Антониану. Ч.1, стр.239. 49 Habere jam поп potest Deum patrem, qui Ecclesiam non habet matrem. О единстве Церкви, гл. 6. Творения, ч.2, стр.181. Сравн. гл. 17, стр. 191: Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяет себя от общения с Его клиром и народом. 51 Письмо 58 к Квинту, гл. 1. Творения, ч. 1, стр. 326; Письмо 61 к Помпею, гл. 2. Творения, ч.1, стр.351. 52 О единстве Церкви, гл. 11. Творения, ч. 2, стр. 185–186. Сравн. письмо 60 к Юбаяну. Творения, ч. 1, стр.346. 58 De baptismo, I, 2, 3. Migne, P. L., t. 43 col. 110. Contra Cresconium. I, 22, 27; IV, 21, 26. Migne, P. L.; t.43, col.460–563. 68 Contra litteras Petiliani, II, 77,172. De bartismo IV, 17, 24. Migne, P. L., t.43, coll.312. 169. 71 Serm. 268, 2. Migne, P. L., t. 38, col. 1232. Contra Cresconium, II, 12, 15; II, 13, 16; II, 14, 17. Migne, P. L., t.43, col.476, 477. 73 Epist. 208, 6 Epist. 185, 9, 42. Migne, P. L., t. 33, col. 952. 811. Contra epist. Parmeniani, II, 3, 6. Migne, P. L., t.43, col.54. 83 См. проф. А.А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906. Стр.651. 89 Канон Космы, песнь I, тропарь 1. Срвн. того же канона 2-й тропарь 3-ей песни: «причастием плоти горшия подав Бо-жественнаго естества». 90 Канон Иоанна, песнь 9, тропарь 2. Срвн. того же канона песнь 7, тропарь 2: «богатство обожения носяй». Ирмос 4 песни: «рода человеча обновление, древле поя пророк Аввакум предвозвещает... людей во обновление слово». 96 H. Терентьев. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань. 1910. стр.460.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1309 Замечательно, что акты 18-го собрания VI вселенского собора упоминают только о сочинениях Феодорита, «написанных в опровержение двенадцати глав достохвального Кирилла» (Mansi, XI, 632. Е. 709. С. 732. D. Деян., VI, стр. 467. 537. 556). 1310 Подобные мотивы Леонтий Византийский усвояет уже Юстиниану. По его словам (De sactis, act. VI, cap. 6: Migne, gr. ser. t. 86, 1, col. 1237. D), император осудил Феодорита и Иву «благоразумно. Ибо он видел, что из-за них евтихиане ( τος διακρινομνους) отвращаются собора (Халкидонского), и потому рассудил, что если он анафематствует их, то собор будет принят. Посему-то он и решил анафематствовать этих двоих (хотя бы и не следовало анафематствовать их?), дабы всех привести в единение». 1312 Ibas ergo et Theodoretus sicut rectae fidei suscepti sunt a synodo (Chalcedonensi), et sicut rectae fidei in divinis diptychis recitantur: так заявляли Севериане на собеседовании с православными в 531 году (Mansi, VIII, 829. С). Ср. выше на стр. 313. 1313 Photii Biblioteca, cod. 204 init. (Migne, gr. ser. t. 103, col. 676); это место чи­тается различно: νεγνσθη το ατ μακαρου или θεσπεσου νδρς ( Θεοδωρ του) ξγησις ες τν κττευχον. Селье (Hist, générale, XIV, p. 44, not. c) приводит свидетель­ство Марцеллина, где Феодорит именуется святым – sanctus (Theodoretus episcopus sanctus Cyri civitatis scripsit de incarnatione Domini adversus Eutychem et Dioscorum), но в издании Миня (lat. ser. t. 51, col. 930: ad an. 466) этого слова нет. Нам известно однакоже, что несправедливо усвояемое Киррскому епископу сочинение Περ το βαπτσματος τν γ ων ποστλων носит в манускриптах такое надписание: Το ν γ οις Θεοδωρτου (Petri Lambecii Commentariorum liber tertius. Ed. Kollarii. Vindobonae. 1776. Col. 138, not. A). 1315 Photii Bibliotheca, cod. 203 init. (Migne, gr. ser. t. 103, col. 673): ανεγνσθη το μακαρου Θεοδωρτου, πισκπου Κρου, " Ερμηνε α ες τν Δανι λ. 1316 De sectis, act. IV, cap. 5 (Migne, gr. ser. t. 80,1, col. 1224). Сочинение это известно в рукописях под заглавием: Λεοντου οχολαστικου Βυζαντου Σχλια ( π θεσις) π φωνς Θεοδρου, το θεοφιλεσττου ββ, κα σοφωττου φιλοσφου, τ ν τε θεαν κα ξωτικν φιλοσοφσαντος γραφν, посему и цитированное нами в тексте свидетельство приво­дилось обыкновенно под именем Феодора (см., напр., Migne, gr. ser. t. 80, col. 31: Theodori abbatis et philosophi in Argumento synodi Ephesinae), так как текст труда De sectis усвоялся названному авве, который будто бы был учителем Леонтия (Gave. Historia literaria, I, p. 538. Fabricius-Harles. Bibl. gr., X, p. 364). В последнее время Лоофс до­казал (Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig. 1887. Erstes Buch, drittes Capitel, S. 136–147), что Леонтий есть автор первоначальной редакции названного трактата, который после был переделан каким-то Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ser. t. 55, col. 543–544. Cnf. not. d ad dissert. X Quesnelli: M. 55, col. 742. 906 На это указывают Ballerini: Observations, n. 2 (Migne, lat. ser. t. 55, col. 755). Cnf. Baronii Annales. T. VIII, p. 35: not. 121 ad ann. 449. Подробнее см. not. a ad epist. 113 (52) Theodoreti ad S. Leonem (Migne, lat. ser. t. 54, col. 851), где схолиаст ссылается на Дeяh. XXV, 11 (слова Ап. Павла: Κασαρα πικαλομαι), св. Златоуста и Плутарха (cnf. Mansi, VI, 46: not. 6). Из этих примеров совсем не видно, чтобы в церковной литературе и по отношению к христианской Церкви термин πικαλομαι имел значение апелляции к верховному суду папы. Св. Златоуст в споем письме к Инно­кентию говорит об обращении к собору ( μν σνοδον πικαλουμνων) и притом не к западному, Римскому. Вообще, на филологии в данном случае нельзя ничего основать, и католики напрасно злоупотребляют ею. 907 Quesuellus (Dissert. X, n. III: Migne, Iat. ser. t. 55, col. 741) пишет, что в этом случае Феодорит действовал «согласно обычаю Африканской церкви и определению Кар­фагенского собора» 407 года. Одно из правил последнего гласит: si (quis) autem fuerit provocatus ( γνηται κκλητος) eligat, qui provocaverit ( κκαλεσμενος), judices, et cum eo et ille contra quem provocaverit: ut ab ipsis deinceps nulli liceat provocare (Mansi, III, 801. 802. Ä Concil. African, cap. 63). 909 Epist. 113, cap. 5: M. 83, col. 1317, p. 1191; Iat. ser. t. 54, col. 852. Гарнье, старающийся всеми, позволительными и непозволительными, способами очернить личность Феодорита, замечает, что Киррский епископ «благоразумно или – скорее – лукаво» (prudenter, aut callide potins) умолчал о своих трудах, которые могли свидетельствовать не в его пользу (Dissert. III – do fide Theoodoreti, cap. II, art. IV, n. XIV: Μ. 84, col. 423). Это – пример, как способны перетолковать всякий мелочный поступок Феодорита не монофизиты только, но и сыны «католической апостольской церкви». Мы заметим здесь, что проситель указывает на все когда-либо писанные им сочинения и, если не упоминает о «Пенталоге, Опровержении глав, Апологии за Диодора и Феодора», то, конечно, потому, что он был не намерен подробно перечислить заглавия всех своих произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

407 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XXXIII. col. 363–364: „nonne semel immolatus est Christus in seipso, et tamen in sacramento non solum per omnes Paschae solemnitates, sed omni die populis immolatur, nec utique mentitur, qui interrogatus cum responderit immolari " …. 408 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XXXIII. col. 1115–1118: „fideles pro aliis defunctis orare, maximum animabus adjumentum credentes, pro quibus oratio defertur, dum sancta et... tremenda proposita... victima..., pro defunctis orationes offerentes, etiamsi peccatores sint, non coronam plectimus, sed Christum mactatum pro peccatis nostris offerimus, pro illis et pro nobis demereri et propitiari satagentes».... 409 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XVI. col. 94: „Christus offertur.... et offert se ipse...., ut peccata nostra dimittat».... Сравн. tom. XIV. col. 1051–1052: „vidimus principem sacerdotem ad nos venientem, vidimus et audivimus offerentem pro nobis sanguinem suum; sequamur, ut possumus sacerdotes, ut offeramus pro populo sacrificium....; quia etsi Christus nunc non videtur offerri, tamen ipse offertur in terris, quando Christi corpus offertur, immo ipse offere manifestatur in nobis, cujus sermo sanctificavit sacrificium, quod offertur " …. Сравн. tom. XVI. col. 94: „ante agnus offerebatur, nunc Christus offertur, sed offertur quasi homo, quasi recipiens passionem».... 410 Mansi. Amplis. col. concil. tom. II. col. 887: «iterum etiam hic in divina mensa ne humiliter intenti simus ad propositium panem et poculum: sed attollentes mentem, fide inteiligamus situm in sacra illa mensa agnum illum Dei, tollentem peccatum mundi, incruente а sacerdotibus immolatum»....; tom. IV. col. 1075–1078: «nempe unigeniti Filii Dei, hoc est, Jesu Christi mortem, et ex mortuis resurrectionem annuntiantes, ejus demque in coelum assumptionem confitentes, incruentum in ecclesia sacrificium nos celebrare, atque ad mysticas benedictiones accedere et sanctificari»….. 413 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 193–194. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010