92 S. Ioh. Chrys. in Matth, hom. XVII, 4: Migne, gr. ser. t. LVII, col. 259. 260. Ср. в русском переводе «Беседы на Евангелиста Матфея», ч. I, Москва 1839, стрн. 353–355. 93 Homil. in Matth. LXII (al. LXIII), 2: Migne, gr. ser. t. LVIII, col. 597– 598. Беседы, ч. III, Москва 1839, стрн. 60 сл. 94 А. Дэллингер (Op. cit. S. 396. 464–465) называет эту идею «измышленною (протестантами) теорией», чуждою «учению и практике христианской Церкви»!?.. 95 Homil. XIX in Eplst. 1 ad Cor., 3. 2: Minge, gr. ser. t. LXI, col. 154. 155. По русскому переводу ч. I, Спб. 1863, стрн. 330–331. 329. 97 Homilia V in Matth. XIX, 3 ap. Migme, gr. Ser. t. XL, col. 237 A-B; см. Русский перевод при июнской книжке «Богословского Вестника» за 1893 г. стрн. 393–394. Далее Астерий отсылает к иному своему наставлению по тому же предмету, но до нас оно не сохранилось. 99 Отсюда видно, насколько несправедлив Luckock (р. 150–151), считая или-вернее – выдавая Астерия за выразителя протеста против всяких брачных послаблений, не исключая и вины любодеяния. 108 .Comment. in Math. V, 32: Migne, gr. ser. t. CXXIX, col. 217; ср.русский перев., Киев 1886, стрн. 72–73. 109 Comment. in Math. XIX, 32: Migne, gr. ser. t. CXXIX, col. 517; ср.русский перев., стрн. 285, 286. 110 Hilarii Comment. In Math V, 31–33: Migne, lat, ser. t. IX, col. 939–940. В изъяснении главы XIX-й (ibid., col. 1023–1024) стих 9-й обойден: здесь объясняется лишь, почему слова Адама усвояются Богу, и далее указываются различия между евнухами. 111 Comment. in Matth, ар. Migne, lat. ser. t. XXVI, col. 135 В своем «прологе» Иероним упоминает Victorini, Fortunati (Fortunatiani) opuscula (ibid., col. 20 В), но эти сочинения не дошли до нас. 115 Ср. у И. M. Милованова О преступлениях и наказаниях церковных, Спб. 1888, § 52, стрн. 115–116, а о св. Ефреме Сирине (ср. «Творений» ч. IV, 30; ч. II, 334–335) см. у г. Порф. Смирнова в «Трудах Киевской духовной Академии» за 1894 г. 11, стрн. 327–328. По словам митр, московского Филарета (см. «Собрание мнений и отзывов», т. IV, стрн. 521), Церковь «и для всех христиан совершенным признает один брак, потому что христианский брак, по Апостолу, есть образ союза Христа с церковью; Христос же есть единый жених единые невесты, православной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Герману I К-польскому; в службе ап. Анании (1 окт., славник на «Господи, воззвах») «Τ σκεος τς κλογς» (    ) 1-го гласа - Анатолию; в службе сщмч. Дионисия Ареопагита (3 окт., славник на «Господи, воззвах») «Δετε συμφνως, ο πιστο» (      ) 2-го гласа - свт. Андрею Критскому (Иерусалимскому). В слав. печатных Минеях оба греч. надписания чаще всего переданы одним и тем же способом - «  », в нек-рых случаях надписание отсутствует. Почти все указанные стихиры присутствуют в древнейших сохранившихся списках греч. Стихираря (Athen. Bibl. Nat. gr. 883, XII в.; Crypt. E. a. II, XIII в.?; Cantabr. S. Trin. 256 (B. 11, 17)), однако во мн. рукописях - напр., Vindob. gr. theol. 136 (1-я пол. XII в.) и Vindob. gr. theol. 181 (1-я пол. XIII в.) - без надписания. В «Антологии», составленной Кристом и Параникасом, приведен список самогласнов В., к-рые содержатся в печатных Минеях, и напечатано 3 самогласна из служб 21 мая, 1 янв. и 6 авг. с указаниями разночтений по рукописным Минеям Vindod. theol. gr. 332 et 338 (XII в.), Ibid. 121 (XII в.), Стихирарям Vindod. theol. gr. 33 (XIII в.), Monacensis (olim Augustanus) gr. 471 (XI-XII вв.) и печатному венецианскому изданию Миней и Пентикостариона (1869), подготовленному Варфоломеем Кутлумушским. Исследователи не пришли к единому мнению, следует ли считать Византия и Византа одним и тем же лицом. По мнению П. Трембеласа, самогласны, надписанные именем Византа, уступают по поэтическим качествам творениям, автором к-рых назван Византий. Согласно М. Карпентеру, самогласны В. испытали на себе влияние творчества прп. Романа Сладкопевца (в частности, кондака на Рождество Христово). Крист и Параникас полагали, что В. следует отнести к ранним гимнографам, исходя из того, что под этим именем не сохранилось канонов. Однако позднее митр. Софроний (Евстратиадис) обнаружил в Ирмологии X в. Laur. B. 32 (Fol. 49v) и издал носящие имя Византия ирмосы полного канона на праздник Богоявления «Τ ρυθραων πεζεων Ισραλ πλαγος» (Чермное пешешествовал Израиль море) 2-го гласа (ирмос 9-й песни в описании не указан - по-видимому, не сохр.).

http://pravenc.ru/text/158418.html

gr. 75 М. Е. переписал «Грамматику» Мануила Хрисолора, в к-рой значительная часть текстов принадлежит учителю М. Е. Иоанну Хортазмену и им же была записана. Также М. Е. лично переписал различные тексты в сборниках, составленных, по-видимому, им самим в К-поле - Monac. gr. 624, ГИМ. 423 и 440, Oxon. Bodl. Baroc. 145. Сохранились пометки, сделанные М. Е. на двух рукописях 2-й пол. X в., принадлежавших мон-рю св. Георгия в Манганах,- Monac. gr. 356 с гомилиями свт. Иоанна Златоуста и Vindob. Hist. gr. 20 с «Иудейскими древностями» Иосифа Флавия. Записи М. Е. сохранились также в кодексах Palat. gr. 398 (2-я пол. IX в., сочинения Арриана и др. авторов) и Coislin. gr. 155 (нач. XIV в., диалоги Платона). Учение Мн. богословские идеи М. Е. были им изложены в сочинениях, написанных в связи с Ферраро-Флорентийским Собором и заключенной на нем церковной унией. По всей видимости, первым из таких сочинений стала «Гомилия к папе Евгению IV», подготовленная в нач. мая 1438 г. по просьбе кард. Дж. Чезарини. Не употребляя в ней самого слова Filioque, М. Е. называет его «новым прибавлением, которое рассекло и разделило Тело Христово». Говоря сразу вслед за этим в 1-м лице мн. ч.: «Мы... сделали ущербной веру отцов и вводим как бы более совершенную нашу веру... проповедуем иное Евангелие вопреки тому, которое приняли»,- М. Е. тем самым дает понять, что именно зап. христиан он считает виновными в этих неблаговидных действиях. Он призывает папу «ради икономии» изъять добавление из Символа веры, ввиду того, что оно смущает вост. христиан. Точно так же он призывает отказаться и от пресного хлеба на литургии - не потому, что он плох, но потому, что он вводит в соблазн греков, к-рые считают его несовершенным и мертвым. Эти призывы к переменам в зап. Церкви М. Е. обосновывает картиной великих несчастий, претерпеваемых вост. христианами от «варваров», т. е. турок,- как если бы сами изменения в церковной практике на Западе могли избавить греков от притеснений. Свое учение об уделе умерших М. Е.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Не поддается надежной классификации не имеющий лакун фрагмент Sinait. gr. МГ 4, IX-X вв., содержащий полные тексты мн. служб на июль-авг., за исключением древнейших: Преображению Господню, прп. Максиму Исповеднику, Успению Богородицы. Служба Усекновению главы Иоанна Предтечи помещена в дополнительную часть: после службы прп. Савве (26 авг.) на Fol. 90 начинается служба на 17 окт. (Маме [Маманту?]), заканчивающаяся на Fol. 93r, вслед за к-рой на той же стороне листа следует служба Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 авг.). Возможно, что важнейшие праздники, каноны к-рым были написаны свт. Андреем Критским, прп. Иоанном Дамаскином и прп. Космой Маюмским, не вошли в состав Sinait. gr. МГ 4, т. к. они уже находились в Тропологии (служба прп. Максиму Исповеднику помещена в Тропологии Sinait. gr. МГ 5 под 22 янв.). Вероятно, фрагмент Sinait. gr. МГ 4 является своего рода «дополнительной Минеей», восполнявшей службы на те дни, к-рые отсутствовали в Тропологии. Состав и календарные особенности фрагмента Sinait. gr. МГ 4 существенно отличаются от позднейшей традиции минускульных служебных Миней, в т. ч. синайского собрания. Сложность классификации фрагментов Sinait. gr. МГ 4, 15, 37 объясняется тем, что они относятся к эпохе, когда типология большинства гимнографических сборников находилась на стадии формирования и не имела устойчивых черт. Вместе с тем состав и структура синайских Тропологиев, «Стихирокафизматаря», Стихираря со стихирами «на подобен», Минеи дополнительной позволяют судить об источниках сложившихся в послеиконоборческую эпоху в русле визант. обряда визант. служебной Минеи и Стихираря. Состав архаических синайских памятников заставляет отказаться от распространенного мнения, что праздничная служебная Минея как тип сборника древнее полной повседневной Минеи. Сопоставление синайского Тропология с архаическими слав. служебными Минеями (в частности, с Ильиной книгой ) доказывает, что древнеболг. служебная праздничная Минея сформировалась на основе полной визант. служебной Минеи и не связана с Тропологием.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Правящий архиерей: митрополит Андрей (Трембелас) Хиротония: 28.01.1995 Тел.: 26570-22203 Факс: 26570-22344 Сайт: http://www.imdpk.gr Ε-mail: imdpk@hol.gr Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия Кафедра: г. Эдесса. В епархии действуют четыре мужских монастыря и пять женских, из которых самый крупный – исихастирий свт. Григория Паламы, где подвизаются 32 монахини; приходских храмов – 139, остальных – 122, клириков – 171. Правящий архиерей: митрополит Иоиль (Франгакос) Хиротония 05.10.2002 Тел.: 2381-23300 Факс: 2381-29945 Сайт: http://www.imepa.gr/ Ε-mail: imepa@otenet.gr Элассонская митрополия Кафедра г. Элассон. В епархии действуют один мужской монастырь и семь женских; приходских храмов – 61, остальных – 167, клириков – 63. В храмах епархии хранятся честные мощи святого Элевферия Элассонского, святителя Арсения Элассонского и святого Прокопия. Правящий архиерей: митрополит Василий (Колокас) Хиротония 21.07.1995 Тел.: 24930-22245 Факс: 24930-25146 Элевферупольская митрополия Кафедра: г. Элевферуполис. В епархии действует один мужской монастырь, - Никисианис, в честь св. Иоанна Предтечи, где подвизается 18 монахов, и три женских обители; приходских храмов – 39, остальных – 114, клириков – 45. Выходит периодическое издание «μβων Παγγαου». В монастыре Панагия Пангэотиссис хранятся частицы мощей апостола Фомы, святых Нектария, Харлампия, Дамиана и др. Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Аваянос) Хиротония : 28.04.2004 Тел.: 25920-23450, 25920-23450 Факс: 25920-24186 Сайт: http://www.imelef.gr/ Ε-mail: imelef@otenet.gr Закинфская митрополия Кафедра: г. Закинф. В епархии действуют четыре мужских монастыря и один женский, приходских храмов – 61, остальных – 199, клириков – 68. Выходит периодическое издание «Ορθδοξη Κατρτιση». В храмах епархии хранятся честные мощи святителей Закинфских Дионисия, Полиухия и Простата, блаженного Иосифа Самакского. Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Синетос) Хиротония: 16.08.1976 Тел.: 26950-22233, 26950-42552 Факс: 26950-22348

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Tsamis D. G. ( Τσμις) (1985) Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου γιολογικ ργα, m.I, Θεσσαλονκη. Williams C. A. (1926) Oriental Affinities of the Legend of the Hairy Anchorite, Urbana University Press. Φιλοκαλα (1976 3 ) Φιλοκαλα τν ερν νηπτικν, τ.4, cov iepcov vrjnriKwv, t. 4, θναι. 1 Подробнее см.: ИАБ, 919–1039 (с. 378–393: библиография, составленная А. Г. Дунаевым). 2 В настоящее время А. Г. Дунаевым в нашей серии (SF) готовится перевод первых двух антирретиков свт. Паламы. 6 PS 5 (1992), рр. 161–191 (ed. P. Christou). Это издание Жития основано на девяти рукописях: манускрипт из монастыря св. Анастасии, и далее – codd. Athen. ЕВ 2715, Vatopedi 134, Coislin. 97> Iviron 266, Pantel. 215, Paris, gr. 1239, Sinait gr. 1851. He были учтены три кодекса: codd. Mosq. Syn.212 (XIV в.) [рассмотрен и учтен в настоящем издании, с. 31], Lavra 1573. Л 82 (XV в.), Lavra 1907. W- 95 (XVIII в.): р. 153. К перечисленным рукописям следует также добавить cod. Bruxell. Bolland. gr. 193 (p. 285), который, вероятно, послужил основой для издания Яннинга: по словам П. Христу (PS 5> р. 152, N3), оно нуждается в исправлениях и дополнениях. По поводу текстов, изданных в этом томе, следовало бы повторить наблюдения, сделанные разными составителями других томов, и посетовать на отсутствие полноценного исследования рукописной традиции данных сочинений. Что же касается кодексов, на которые опирается указанное издание, – их взаимосвязи были проанализированы А. Филиппидис-Браат (Philippides Braat 1979, рр. 123–125). По необъяснимой причине это исследование не попало в поле зрения П. Христу. Так, cod. Sinait. gr. 1851 и рукопись монастыря св. Анастасии являются списками с cod. Paris, gr. 1239, a cod. Sinait. gr. 1851, в свою очередь, послужил образом для «очень близкой» рукописи, cod. Athen. 2715. 7 И. Мейендорф (Meyendorff 1959, р.383) ограничился парой наблюдений: «Житие прп. Петра стало первым произведением Паламы. В Византии начинающему оратору часто предлагали в конце обучения составить похвальное слово тому или иному святому (...). На Афоне стиль изложения был иным, однако метод оставался тем же: для того чтобы иметь право учительствовать (sic!), требовалось в качестве испытания произнести речь перед монашеской братией (...). Описывая духовную жизнь прп. Петра, «учитель исихазма» говорил о том, что желал бы видеть повсюду на Афоне». Случайные замечания П. Христу (PS 5, pp. 126–132) не добавляют ничего нового. На сегодняшний день наилучшим суждением о Житии остается обобщающая фраза Д. Папахрисанфу (Papachryssanthou 1974, рр. 19,21): сочинение Григория Паламы «не представляет интереса для историков» и «по сути является восхвалением отшельнической жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

gr.s., t.110, col.733(17). В этой краткой заметке говорится, что преп. Нил Синайский, наряду с Проклом, Палладием, Врисоном, Феодоритом, Марком и Исидором Пелусиотом, был учеником святителя Иоанна Златоуста. 4. Георгий Кедрин в своем труде " Historiarum Compendium " дословно повторяет выражение Георгия Амартола, произведениями которого он, по-видимому, пользовался (Migne Patrol. gr.s., t.121, col.632B). 5. Текст синаксаря составлен во второй половине IX или в начале X в. Его опубликовал H. Delehaye. Propylaeum ad acta Sanctorum. Novembris. Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae. Bruxellis, 1902, с.217. 6. В " Церковной истории " Никифора Каллиста мы находим упоминания о преп. Ниле в трех местах: два раза приводятся свидетельства о том, что известный аскет Нил был современником преп. Евфимия (476573) и преп. Симеона Столпника (начало V века) и вместе с преп. Исидором, Марком и Феодоритом был учеником святителя Иоанна Златоуста (см.: Migne Patrol. gr.s., t.146, Histor. eccles., lib.XIV, cap.30, col.1156D и 1157A и cap.53, col.1249D1252A), а также более обширные о нем сведения в гл.54, kh.XIV (ibid., col.1256AB). 7. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.589694. Содержание " Narrationes " см. во второй части нашей работы. 8. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.580581. 9. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.695712. 10. В изложении событий в данном письме имеются все-таки отдельные черты, отличающие его от повествования в " Narrationes " . Так, например, здесь сын спасается из рабства, пользуясь чудесной помощью святого мученика Платона, и возвращается к своему отцу на коне. В " Narrationes " же сам отец, после долгого и утомительного путешествия, находит сына в Элузе, в доме епископа Для нас это письмо имеет весьма важное значение, так как, наряду с " Похвальным словом Альбиану " , дает возможность сделать вывод о месте рождения преп. Нила: автор этого письма, кто бы он ни был, безусловно, повествует о жизни самого преп. Нила. 11. Tillemont. Memoir pour servir a l " histoire ecclesiastique des six premier siecles.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Правящий архиерей: митрополит Агафоник (Фатурос) Хиротония: 24.11.1985 Тел.: 23510-23512 Факс: 23510-78044 Сайт: http://www.imkitrous.gr Ε-mail: info@ imkitrous.gr Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия Кафедра: г. Коринф. В епархии действуют семь мужских монастырей и двадцать один женский, из которых самый крупный – в честь св. Патапия Лутракского, где подвизаются 39 монахинь; приходских храмов – 165, остальных – 625, клириков – 153. В коринфском храме в честь апостола Павла хранятся честные мощи святителя Нектария Пентапольского, в монастыре Фанероменис Хилиомодиу – мощи святителя Софрония Иерусалимского, в монастыре Панагия Корифис Камариу – мощи святого Макария Корнфского, а честные мощи святого Патапия Фиваидского почивают в одноимённом храме Лутраки. Правящий архиерей: митрополит Дионисий (Мандалос) Хиротония: 14.10.2006 Тел.: 27410-22549 Факс: 27410-20340 Сайт: http://www.imkorinthou.gr/ Ε-mail: mitropoli@imkorinthou.org Кифирская митрополия Кафедра: г. Хора (Кифирская). В епархии действует один мужской монастырь; приходских храмов – 30, остальных – 332, клириков – 19. Выходит периодическое издание «Παναγα Μυρτυδιτισσα». Правящий архиерей: митрополит Серафим (Стеръюлис) Хиротония : 02.07.2005 Тел.: 27360-31281 Факс: 27360-31202 Сайт: http://www.imkythiron.gr/ Ланкадасская митрополия Кафедра: г. Ланкадас. В епархии действуют три мужских монастыря и один женский, приходских храмов – 48, клириков – 74. Имеется радиостанция (106,8FM). Правящий архиерей: митрополит Спиридон (Транделлис) Хиротония: 26.06.1967 Тел.: Λαγκαδς. Τ.Κ. 57200. Факс: 23940-23864 Сайт: http://www.imlagada.gr Ε-mail: imlagada@otenet.gr Ларисская и Тирнавосская митрополия Кафедра: г. Лариса. В епархии действуют два мужских монастыря, из которых самый крупный – в честь св. Рафаила, Николая и Ирины Лесбосских, где подвизается 12 монахов, и два женских; приходских храмов – 116, остальных – 224, клириков – 127. Имеется радиостанция (96,3FM), выходит периодическое издание ”Τλαντο”. В епархии хранятся честные мощи святого Ахиллия Ларисского (в одноимённом храме), святой Марины, преподобного Никона Метаноита (там же), новомученика Иоанна Монемвасийского (в храме сорока мучеников), святого Георгия Янинского (в одноимённом храме), святого Рафаила (в монастыре св. Рафаила Пиргету) и в других храмах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

40v - 64v) - отрывки из толкований сщмч. Ипполита Римского и свт. Иоанна Златоуста, заимствованные из фрагментарной катены, построенной на основе паремийника, содержавшего избранные чтения из 3 указанных библейских книг, расположенные в порядке литургического цикла Великого поста. Кодексы Marc. gr. 23, X в., и Paris. gr. 174, X-XI вв. (CPG. C. 94), являются, по мнению Ришара, лучшими свидетелями, сохранившими часть утерянного «источника C». Обе рукописи восходят к одному прототипу, текст к-рого лучше передан в Paris. gr. 174, хотя объем последнего меньше, чем в Marc. gr. 23. Общий для обеих рукописей материал происходит из «Эпитомы» Прокопия Газского и «источника C» (критическое издание части этих схолий: на Притч 30. 15-16, 18-20, 24-33; сщмч. Ипполита Римского, Аполлинария Лаодикийского и Дидима Слепца см.: Richard. 1976. P. 359-364). Книга Екклесиаста I. «Катена на Екклесиаста Прокопия Газского» (Ες τν Εκκλησιαστν Προκοπου χριστιανο σοφιστο ξηγητικν κλογν πιτομ, π φωνς Γρηγορου Νσσης κα Διονυσου Αλεξανδρεας, Ωριγνους, Εαγρου, Διδμου, Νελου [κα Ολνμπιοδρου]; «На Екклесиаста Прокопия христианского софиста сокращение экзегетических извлечений, со слов Григория Нисского и Дионисия Александрийского, Оригена, Евагрия, Дидима, Нила [и Олимпиодора]»; CPG, N 7433=С. 101; Leanza, ed. 1978. P. 5-39) сохранилась частично в виде фрагмента на Еккл 1. 1-4. 6 в рукописи Marc. gr. 22. Fol. 67v - 83r, XII в. (на полях комментария-катены Олимпиодора, долгое время рукопись считалась единственным свидетелем текста), а также в Vindob. Theol. gr. 147, XI в. (Еккл 1. 1 - 4. 8). Данное сочинение называется так же, как «Эпитома» на Восьмикнижие (ξηγητικν κλογν πιτομ), однако в отличие от последнего произведения, которое в строгом смысле слова катеной не является, «Эпитому» на Екклесиаста следует относить к катенам. Оно содержит не просто пересказ Прокопием избранных экзегетических фрагментов, а сам текст этих фрагментов, предваряемый леммами с указанием имен авторов, хотя присутствует и недословное цитирование отрывков.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

1057 В особенности см. творения св. Афанасия Великого , «отца православия», напр., «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти» (Oratio de incarnatione Verbi. Migne. P.s.gr., t.25, col.95–197; рус. пер., m.I, с.91–264. Ср. у других, напр., проф.В.А.Троицкий (архим.Иларион). Воплощение. Моск. церк. вед., 1912, с.1167–1178). 1058 Ср., напр., Gregorius Theologus. Oratio 38. Migne. P.s.gr., t.36, col.316; рус. пер., m.III, с.194. 1060 Gregorius Theologus. Oratio 40; Migne. P.s.gr., t.36, col.365; рус. пер., III, с.228: Владыка «воссоздал получивших бытие созданием, которое божественнее (θειοτραν), выше прежнего (ψηχοτραν)». См. также в диссертации проф.С.М.Зарина. Аскетизм, m.I. кн.2, с.35–36, прим.36. 1062 Athanasius Magnus. Oratio II Contra Arian. Migne. P.s.gr., t.26, 269, col.260; рус. пер., с.331. 1064 De incarn. Verbi, Migne. P.s.gr., t.25, col.152; рус. пер. с.232; Oratio II. Contra Arian, col.295; с.352; Oratio III. Contra Arian, col.268, с.440–441. 1076 Oratio II. Contra Arian, col.156; с.339; Gregorius Theologus. Oratio 30. Theologica III. Migne. P.s.gr., t.36, col.100; рус. пер. III, с.59: «дабы и мне быть богом, поколику Он стал человеком». 1079 Христологическое учение Церкви столь значительное и высокое, понятно, не принималось гордым сознанием еретиков, послушных велениям врага рода человеческого. О христологических заблуждениях см. у В.И.Несмелова (Догматическая система св. Григория Нисского , напр., с.431–438), и у В.А.Снегирева (Учение о Лице Господа Иисуса Христа, с.27–103 и др.). 1080 Вполне понятно, что и само воплощение является первым здесь и основным чудом. Ср., напр., K.Beth. Die Wunder Jesu, s.3, 23. P.Dausch. Die Wunder Jesu, s.92, справедливо восклицает: «Kein Christus ohne Wunder». 1083 Говоря, что чудеса Иисуса Христа имеют значение доказательства Его Божественности, мы подразумеваем, что они имеют таковое значение лишь потому, что Он Сам учил о Себе как о Боге и в подтверждение этого творил разнообразные чудеса. Таковые творили также свв.пророки и апостолы, но они учили о себе, лишь как о посланниках Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010