Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава четвертая. Право таинств 10. Понятие таинства в каноническом праве В 1614 г. публикация Rituale Romanum (Римского ритуала) увенчала тридентскую реформу римско-католической литургии. Новое плодотворное пробуждение так называемого литургичес кого движения 304 , имеющего ярко выраженный пастырский характер, отмечается в связи с появлением Motu proprio о литургической музыке, опубликованного папой Пием Х 22 ноября 1903 г. Латинское выражение partecipatio actuosa (деятельное участие), употребленное Пием Х для обозначения активного участия верующих-мирян в литургии, поистине становится с этого момента девизом широкой литургико-пастырской работы. На ее ход оказали влияние такие выдающиеся личности, как Ламбер Бовье, Одо Казель и Романо Гвардини. Итогом ее стала энциклика Mediator Dei, опубликованная Пием XII в 1947 г., и соборная конституция Sacrosanctum Concilium 1963 г. Первый документ, предупреждая восприятие литургии мирянами как вспомогательного и внешнего действа, подчеркивает ее христологическое измерение; второй, во избежание сведения ее к пиетизму, в большей степени выделяет экклезиологическое измерение христианской литургии 305 . Осознание этих двух главных измерений литургии Церкви позволило отцам собора теологически определить таинства как знаки присутствия Христа и в то же время как основные средства самореализации Церкви 306 . Именно к этому соборному видению литургии и сакраментального знака следует обратиться, чтобы оценить в первом приближении совокупность кодексных норм, посвященных таинствам. 10.1 Учение Второго Ватиканского собора о таинствах и его восприятие в Кодексе канонического права В догматической конституции Lumen Gentium отцы собора с первого же параграфа говорят о Церкви как о таинстве, то есть знаке-орудии, посредством которого проявляется и осуществляется внутреннее соединение с Богом и единство всего человеческого рода 307 . Этот факт сразу же высвечивает соборное богословие таинств: как и все литургические действия, «они суть не частные акции, а служения Церкви. Церковь же представляет собой таинство единства, то есть святой народ, собранный и организованный под водительством епископов. Поэтому эти действия принадлежат всему телу Церкви, проявляя или подразумевая его» (SC 26). В этом смысле посредством таинств актуализируется «священный и органичный характер священной общины» (LG 11), каковой является Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Accettare Il sito utilizza i cookie per aiutarvi a visualizzare le informazioni più aggiornate. Continuando ad utilizzare il sito, l " utente acconsente all " uso dei metadati e dei cookie. Gestione dei cookie Sua Santità il Patriarca Kirill: “salutiamo ogni missione mediatrice che è finalizzata a superare il tragico conflitto in Ucraina e a stabilire la giusta pace” Servizio di comunicazione del Decr, 29.06.2023.  Il 29 giugno 2023, nella Residenza patriarcale e sinodale nel Monastero Danilov (San Daniele) a Mosca, ha avuto luogo l’incontro di Sua Santità il Patriarca Kirill di Mosca e di tutta la Rus’ con il Presidente della Conferenza episcopale italiana, il Cardinale Matteo Zuppi, arrivato in Russia con una missione speciale di pace per incarico di Papa Francesco. All’incontro hanno partecipato anche: il Presidente del Dipartimento per le relazioni ecclesiastiche esterne (Decr) del Patriarcato di Mosca, il metropolita Antonij di Volokolamsk, il consigliere del Patriarca di Mosca e di tutta la Rus’, l’arciprete Nikolaj Balashov e il vice presidente del Decr, l’archimandrita Filaret (Bulekov). Il Cardinale Matteo Zuppi è stato accompagnato dal Nunzio Apostolico nella Federazione Russa, l’arcivescovo Giovanni D’Aniello, il consigliere della Nunziatura Apostolica nella Federazione Russa, Monsignor Petr Tarnavski, l’addetto della Segreteria di Stato di Sua Santità, Monsignor Paul Butnaru e il vice presidente della Comunità di Sant’Egidio, Prof. Adriano Roccucci. Il Primate della Chiesa ortodossa russa ha cordialmente salutato l’illustre ospite, sottolinenado, fra l’altro: “Nei tempi, in cui sono sorti i grandi problemi nei rapporti tra la Russia e l’Occidente, quando affrontiamo sia una grande tensione nella sfera delle relazioni politiche che le minacce reali di un grave conflitto armato mondiale, è molto importante che tutte le forze, interessate al mantenimento della pace e della giustizia, si uniscano per prevenire un tale sviluppo possibile degli eventi. Sua Santità ha osservato che la Chiesa ortodossa russa e la Chiesa cattolica romana hanno l’esperienza di cooperazione, anche sullo sfondo di un clima politico assai sfavorevole: “Nelle circostanze della «guerra fredda», le nostre Chiese avevano contatti regolari e reciprocamente utili, nel contesto dei quali, per esempio, venivano esaminati i problemi che disturbavano i nostri popoli”. A questo proposito, Sua santità il Patriarca Kirill ha menzionato il ruolo positivo della Comunità di Sant’Egidio che, nelle circostanze abbastanza difficili legate alla “guerra fredda”, la quale durò la maggior parte della seconda metà del XX secolo, attivamente manteneva i contatti con la Chiesa ortodossa russa.

http://mospat.ru/it/news/90496/

Ha avuto luogo l’incontro tra il presidente del Decr e i rappresentanti della Chiesa dell " India responsabili dei rapporti con la Chiesa ortodossa russa. Chiesa ortodossa russa Dipartimento per le relazioni esterne del Patriarcato di Mosca Chiesa ortodossa russa Dipartimento per le relazioni esterne del Patriarcato di Mosca Sul Dipartimento Nozioni storiche Contatti Documenti Archivio Analisi Notizie Il Patriarca Il Presidente del Dipartimento Reti sociali Accettare Il sito utilizza i cookie per aiutarvi a visualizzare le informazioni più aggiornate. Continuando ad utilizzare il sito, l " utente acconsente all " uso dei metadati e dei cookie. Gestione dei cookie Home page Notizie Ha avuto luogo l’incontro tra il presidente del&nb… Ha avuto luogo l’incontro tra il presidente del Decr e i rappresentanti della Chiesa dell " India responsabili dei rapporti con la Chiesa ortodossa russa. Servizio di comunicazione del DECR, 25.01.2024. Il 24 febbraio a Kottayam in India si è svolto un incontro tra il Presidente del Dipartimento per le relazioni ecclesiastiche esterne del Patriarcato di Mosca, il metropolita di Antonij di Volokolamsk, e i membri del gruppo di lavoro per il coordinamento delle relazioni bilaterali tra la Chiesa ortodossa russa e la Chiesa Malankarese. All " incontro hanno partecipato: il co-presidente del gruppo di lavoro, il metropolita di New York Zachariah Mar Nicholovos; il metropolita della diocesi di Gran Bretagna, Europa e Africa Abraham Mar Stephanos e il direttore esecutivo del Dipartimento per le relazioni ecclesiastiche esterne della Chiesa malankarese padre Ashvin Fernadis. A nome del Patriarcato di Mosca erano presenti all " incontro il segretario del gruppo di lavoro e segretario del DECR per le relazioni intercristiane, lo ieromonaco Stephan (Igumnov) e il segretario del presidente del DECR, il diacono Nikolai Vasin. I partecipanti all " incontro hanno notato che il gruppo di lavoro ha avuto un impatto importante sullo sviluppo dei legami tra le due Chiese. Era stato istituito con le decisioni dei santi sinodi delle due Chiese (protocollo n. 137 della sessione del Santo Sinodo della Chiesa Ortodossa Russa del 29 ottobre 2023) dopo la visita in Russia del sempre memorabile Primate della Chiesa Malankarese Sua Santità Basilio Mar Tommaso Paolo II e il suo incontro con Sua Santità il Patriarca di Mosca e di tutta la Rus’ Kirill a settembre 2019. “Dalla creazione del gruppo di lavoro nel 2019, una serie di progetti sono stati realizzati in ambito accademico , umanitario, mediatico e culturale, nell " ambito della pastorale sociale della Chiesa, nello studio delle tradizioni del monachesimo russo e in altri ambiti”, ha sottolineato il metropolita Mar Stephanos.

http://mospat.ru/it/news/91417/

Quaerimus, an rogetur Christus ut mediator, an vero ut author, principium omnium rerum et a seipso Deus? An Verbum Dei in divinitate sit quiddam substantivum et essentiale? Accipio Verbum pro Filio. – Item quid est proprie in divinis persona? Utrum sat esse possit fidelibus credere in unum Deum Patrem, in unum Dominum lesum et in unum Spiritum S. quantum pertinet ad articulum Trinitatis, absque ulla altiore de essentia illa unica speculatione, cum scriptura nihil etiam dixerit? Demum locos communes interpretaberis. Illum Bientii Tom. 17. «Jesus secundum ejus divinam naturam est filius Dei» Et illum: «Tees personae constituunt unum Deum». Illum: «Unxitte, о Deus! Dcus tuus»: an de personis intelligatur? Et illum: «Deus homo factus, Deus manifestatus est in carne, Verbum caro factum est, Deus verus de Deo vero». Et illum: «tres coaeterni et anus aeternus: coessentiales, consubstantiales, tamen non tres substantiae; una substantia». Et illum: «Tu es filius Dei viventis», an dici possit «personae viveutis»? Nam Deus vivus simpliciter prolatus semper de Patre vero Deo dictus fuit. Item illum: «Deus caput est Christi»; an de Christo Deo simpliciter, an homine intelligatur, cum caput cum membris debeat esse ejusdem naturae. Et illum: Pater est origo omnis divinitatis, cum nulla unquam fuit orta divinitas. Demum an Testullianus in libro de Trinitate et lustinus in Colloquio pie et recte scripserint, et an tuto illis in hac parte subscribere possiinus? III. Приложение к стр. 109. Valentini Gentilis Itali Domini Iesu Cliristi servi de uno Deo, de unius Dei vero filio et de Spiritu S. Paracleto Catholica et Apostolica Confessio ad III. Dom. Simonem Wurstenbergerum Gaji Praefectum dignissimum. Illustrissime Praefecte! Lussisti, ut quidquid de Trinitate sentirem, breviter literis mandarem. Ego vero, etsi ea questio justum volumen requirit (neque enim potest res tanta parva pagella cxplicari), conabor tamen pro viribus, ut pii omnes intelligant, nihil mihi prius aut antiques esse, quam ut amplitudini tuae morem geram, simulque ut cunctis pateat, meam fidem tum a scripturis canonicis, tum etiam a catholicis symbolis ne latum quidem unguem recedere; sed me in omnibus et per omnia simplici Dei verbo niti et evangelicam veritatem profiteri, ut ex sequentibus cuilibet cordato lectori licebit judicium facere.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

The course of history has been radically challenged by God – at one crucial point. According to Brunner, since the coming of Christ, time itself has been charged, for believers, with a totally new quality – eine sonst unbekannte Entscheidungsqualität [«an otherwise unknown quality of decision»]. Ever since, believers are confronted with an ultimate alternative, confronted now – in this «historic time.» The choice is radical – between heaven and hell. Any moment of history may become decisive – for those who are bound to make decisions, through Christ’s challenge and revelation. In this sense, according to Brunner, «the earthly time is, for faith, charged with an eternity-tension» – mit Ewigkeitspannung geladen. Men are now inescapably called to decisions, since God has manifested His own decision, in Christ, and in His Cross and Resurrection. Does it mean that «eternal decisions» – that is, decisions «for eternity» – must be made in this «historic time»? By faith – in Jesus Christ, the Mediator – one may, already now, «participate» in eternity. Since Christ, believers dwell already, as it were, in two different dimensions, both inside and outside of the «ordinary» time – hoc universum tempus, sive saeculum, in quo cedunt morientes succeduntque nascentes [this universal time, or age, in which the dying give place to those being born. St. Augustine, Civ. Dei, Time has been, as it were, «polarized» by Christ’s Advent. Thus, it seems, time is related now to eternity, that is to God, in a dual manner. On the one hand, time is always intrinsically related to the eternal God, as its Creator: God gives time. On the other hand, time has been, in those last days, radically challenged by God’s direct and immediate intervention, in the person of Jesus Christ. As Brunner says himself, «temporality, existence in time, takes on a new character through its relationship to this event, Jesus Christ, the eph hapax of history, the once-for-all quality of His cross and Resurrection, and is newly fashioned in a paradoxical manner that is unintelligible to thinking guided by reason alone.» 315

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Литургическое движение стремилось, чтобы богослужебная жизнь стала для всех христиан глубочайшим экзистенциальным выражением их существования. Для верующих должно иметь исключительное значение все, что происходит в литургической жизни Церкви. Они должны всецело посвящать себя участию в ней. Ранер писал, что совершение таинств должно быть самым экзистенциальным из всех человеческих действий 305 . Немногие действительно живут евхаристической жизнью и понимают значение евхаристической жертвы всего бытия, считал Бодуэн; все сводится к исполнению внешнего ритуала, в чем протестанты справедливо упрекали Церковь 306 . Богословы и пастыри литургического движения требуют полного соответствия существования и молитвы 307 – ни одна область нашей жизни не должна оставаться вне молитвенных объятий Церкви: Литургия должна представлять собой освящение жизни в ее целостности. Не нужно иметь зону сакрального существования, отделенную от жизни; сама жизнь требует, чтобы в ней совершалось Божественное богослужение с алтарем как исходной точкой 308 . Сторонники литургического движения исходили из того факта, что богослужение в течение своего исторического существования менялось, развивалось (в тех аспектах, где возможны изменения); это подразумевает, что изменения возможны и в будущем. Потом это было подтверждено известными энцикликами Mediator Dei 309 и Dominicae Cenae 310 . Бодуэн считал день, когда вышла энциклика Mediator Dei, очень важной датой для литургического возрождения и истории Церкви нашего времени 311 . Энциклика, с одной стороны, явно поддержала усилия представителей литургического движения: Конец прошлого и начало этого века отмечены ранее невиданным возрождением литургических исследований, за что следует благодарить достойную восхищения инициативу многих людей, но особенно благочестивую ревность некоторых монастырей знаменитого бенедиктинского ордена 312 . С другой стороны, с помощью этой энциклики литургическое движение было поставлено под непосредственный контроль и направлялось в желаемую сторону. Хотя стремления литургического движения в целом одобрялись, однако в этом явлении усматривалась и определенная опасность, что побуждало поставить движение под надлежащий контроль 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кенкер сказал в 1954 году, что на него произвел большое впечатление реформаторский характер литургического движения. Он добавил, что высшая церковная власть полностью осознает характер того брожения, которое нарастает в теле Церкви, поэтому она или найдет способ направить реформаторские стремления в нужное русло и сделать их менее опасными, или осудит их как ненужные нововведения 314 . Случилось первое. Энцикликой Mediator Dei церковная иерархия взяла литургическое движение в свои руки 315 . Бенуа отмечает: Эта энциклика, как и большинство энциклик, не вводит в Церковь ничего нового; она, прежде всего, свидетельствует о наличии и жизненности движения, которое уже существует. Она не создает его, но санкционирует и в то же время контролирует, согласовывает и ограничивает 316 . Мы не можем согласиться с существующим мнением, что литургическое движение в большой мере является результатом не научных исследований, но практических причин 317 . Литургическое движение невозможно рассматривать и анализировать, да и понять, если поставить его вне контекста родственных ему в прямом смысле научных феноменов – библейского и патристического движений. Они оставили заметный след в интеллектуальной и духовной жизни Католической Церкви конца XIX – начала XX века. Эти движения представляли собой своеобразное выражение стремления к новому открытию смысла и значения святоотеческих и библейских чтений для жизни Церкви. В то же время, главные деятели литургического движения, прежде всего немецкого, французского и австрийского происхождения, принадлежали к высшим кругам научного мира. В чем же состояла их взаимная связь? Бернар Ботт, объясняя успешное распространение литургического движения, считал необходимым прежде всего принять во внимание, что литургическое движение опиралось на другие движения, устремленные к истокам 318 . Это были библейское 319 и патриотическое движения. Значительную часть своих основных идей литургическое движение установило именно благодаря библейскому движению, развитию библейских исследований 320 , библейскому возрождению и повышению интереса к проповедничеству, который был следствием этого возрождения 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Джеймс Уайт пишет о двух литургических движениях. Первое, или раннее, литургическое движение, по его мнению, начинается около 1830 года, а заканчивается вскоре после Второй мировой войны. Разделяющим моментом является энциклика Mediator Dei 1947 года. Этот этап Уайт называет романтическим и монашеским. Его целью была реставрация богослужебных форм и выражений, а не их реформа. Второй этап, точнее, позднее литургическое движение, продолжался только шестнадцать лет – с 1947 до 1963 года, то есть до II Ватиканского Собора. Основные движущие силы этого этапа уже не монахи, а прихожане и миряне; они не довольствуются только реставрацией обряда, но требуют и его реформы. Поэтому Уайт еще называет этот этап реформаторским или приходским 167 . Нам представляется, что исторический обзор литургического движения следует начать с монастырей, затем говорить о литургических центрах, институтах и конференциях, а в конце посмотреть, как все это воплотилось, конкретизировалось в приходском окружении. Эти границы условны и не являются строго хронологическими. Интерес к литургике параллельно процветал в монастырях и тогда, когда он уже затронул приходы, а деятельность литургических центров и институтов предназначалась и для монастырей, и для приходов, и одновременно поддерживалась и теми, и другими. Следовательно, приведенное деление – прежде всего проблемно-методологическое, обусловленное особенностью конкретных вопросов. Мы также прибегнем к параллельному изложению: к основной информации о каждом этапе добавим богословский портрет наиболее известного его представителя. Так, рассказывая о монашеском влиянии на формирование литургического движения, особое внимание мы посвятим дону Просперу Геранже, при анализе феномена литургических центров, институтов и конференций мы будем говорить о доне Одо Казеле и его мистериальном богословии и, конечно, о доне Идельфонсе Хервегене, а говоря о приходах, мы дадим портрет дона Ламбера Бодуэна. А. Монашество и литургическое движение Монашеские общины, особенно бенедиктинского ордена, сыграли большую роль как в процессе становления, так и в последующем формировании и развитии литургического движения. Этот факт подчеркнул и папа Пий XII в своей известной энциклике Mediator Dei:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6. Non enim per luxuriam nobis Christus, sed per ieiunium salutem adtulit neque ille emerendae gratiae suae causa, sed nostrae eruditionis gratia ieiunauit neque infirmitate corporis uictus est, ut esuriret, sed esuriendo suscepti corporis fidem praestitit, ut non solum corpus, sed etiam infirmitates nostri corporis doceret a se esse susceptas, sicut scriptum est quoniam infirmitates nostras suscepit et aegritudines nostras portauit. Христос даровал нам спасение в воздержании, а не в роскоши, и постился Он не ради стяжания благодати, но ради нашего научения. Он взалкал, но не был побеждён телесной слабостью, удостоверив нас в подлинности воспринятого тела и показав, что воспринял не только наше тело, но и наши телесные немощи, как написано: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ). 2. 7. Corporis est igitur, hoc est nostrum est, quod esuriuit, nostrum est, quod fleuit, quod tristis fuit usque ad mortem. Cur ad diuinitatem, quae sunt nostra, referuntur? Corporis est, quod etiam factus adseritur; denique sic habes: Mater Sion, dicet homo, et homo factus est in ea, et ipse fundauit eam altissimus. Homo, inquit, factus est, non «deus factus est». Свойственно телу, то есть нам, что Он алкал, что Он плакал и скорбел даже до смерти 330 . Зачем приписывать божественной природе то, что свойственно нам? К телу относится слово «стал», как ты читаешь: Мать Сион, скажет человек, и Человек стал в ней, и Сам Всевышний основал её ( Пс.86:5 ). Человек стал, а не «Бог родился». 8. Qui autem idem altissimus, idem homo, nisi mediator dei et hominum, homo Christus Iesus, qui dedit semet ipsum redemptionem pro nobis? Et hoc utique ad incarnationem pertinet; redemptio enim nostra per sanguinem, remissio per potestatem, uita pergratiam. Quasi altissimus donat, quasi homo precatur: aliud creatoris, aliud redemptoris est. Distincta licet, unius tamen auctoris beneficia sunt; «decuim enim, ut ille nos redimeret, qui creauit». Кто же называется и «Всевышним», и «Человеком», как не Посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, отдавший Себя для нашего искупления ( 1Тим.2:5–6 )? И здесь тоже речь о Его воплощении, мы искуплены Его кровью, прощены Его властью, живём Его благодатью. Он дарует как Всевышний и просит как человек: одно относится к Творцу, другое – к Искупителю. Хотя они и различны, однако все эти благодеяния дарует один Творец: ведь надлежало, чтобы нас искупил Тот, Кто нас сотворил 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

“Penso che nelle circostanze attuali, ugualmente caratterizzate da molti rischi e pericoli, le Chiese possano, con sforzi congiunti, prevenire uno sviluppo negativo delle condizioni politiche e servire la causa di pace e di giustizia”, ha espresso la sua convinzione Sua Santità. A sua volta, il Cardinale Matteo Zuppi ha trasmesso al Patriarca Kirill di Mosca e di tutta la Rus’ un saluto di Papa Francesco. Dopo aver menzionato l’intensità del dialogo nei tempi della “guerra fredda”, l’ospite ha sottolineato che nell’attuale situazione difficile il dialogo non debba fermarsi, ma diventare ancora più intenso. “Come cristiani, dobbiamo aiutare gli uni gli altri per capire cosa fare”, ha affermato il Cardinale Matteo Zuppi. “Davanti alle difficoltà oggettive di questi tempi, dobbiamo capire cosa il Signore ci chiede di fare. E oggi siamo molto contenti di poter ascoltarla e di cercare soluzione dei problemi”. Sua Santità il Patriarca Kirill si è detto d’accordo con l’idea secondo cui, nei momenti di una tensione particolare nei rapporti fra i Paesi e i popoli, le Chiese non debbano mettersi da parte, ma partecipare al lavoro per riconciliare, sviluppare e instaurare rapporti più stabili e, cosa più importante, per raggiungere la comprensione reciproca. “Se i Paesi e i popoli si comprendono gli uni gli altri, allora si costruisce una politica reale che prende in considerazione gli interessi dei Paesi e dei popoli. È molto importante che in questi tempi difficili le comunità cristiane d’Oriente e d’Occidente partecipino al processo di riconciliazione”, ha sottolineato il Primate della Chiesa ortodossa russa. “La situazione in Ucraina è estremamente dolorosa per me”, ha detto il Patriarca Kirill. “Guido la Chiesa ortodossa, il cui gregge si trova sia in Russia che in Ucraina e in altri Paesi. Perciò le sofferenze dei popoli ucraino e russo feriscono profondamente il mio cuore. Per questo, ormai dal 2014, in tutte le nostre chiese recitiamo le preghiere speciali per la pace in Ucraina. Adoperiamo e adopereremo tutti i mezzi affinché questo conflitto orribile finisca prima possibile e ci siano meno vittime”.

http://mospat.ru/it/news/90496/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010