В этом подобии вся сила искупительного дела Христа. И при этом ударение апостол делает не на родовом сходстве природы, но на живом отношении и подражании Господу Иисусу Христу. Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес в третий день, являлся Петру, двенадцати и более чем пятиста братьям, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили ( 1Кор.15:3–8 ). А после всех явился и мне, – добавляет апостол. Очень выразительно, что ап. Павел прямо сопоставляет себя с прочими апостолами и подчеркивает, что он видел Иисуса Христа, Господа Нашего ( 1Кор.9:1 ). Дамасское видение было не видением, но явлением Господа во славе и свете. Оно имеет не менее реалистический характер, чем и вся уничиженная жизнь Господа на земле. Воскресение и вознесение Христа не разрывает связи с Ним. В восприятии и в изображении ап. Павла Христос один и тот же и во дни плоти своей, и ныне, когда Он во славе. С этим единым образом, с живым Христом связано все благочестие назидаемых апостолом общин, средоточием которого является Евхаристическая трапеза, совершаемая в воспоминание Христа и Его смерти (срв. 1Кор.11:23 и след.). В воскресении Христа апостол утверждает надежду на всеобщее воскресение мертвых, всех мертвых ( 1Кор.15:12 и след.), – и в этом сопоставлении снова подчеркивается реальное человечество Христа, почему именно Он и является первенцем, начатком умирающих людей, с которыми Он нерасторжимо связан. В средоточии проповеди ап. Павла стоит исторический образ Христа, жившего среди иудеев, обращавшегося на земле среди людей, из которых многие еще в живых, учившего, пострадавшего за грехи и от грехов человеческих, распятого и погребенного и восставшего во славе. Христос – первенец умерших, прообраз и пример для людей, с которым надлежит сообразоваться и согласовать свою жизнь. Апостол не останавливается на воспоминании и воспроизведении обстоятельств земной жизни Спасителя, не ограничивается этим. В своих наставлениях он ведет верующих, которых он родил благовествованием, от видимого человечества к сокрытому Божеству Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Важно также и то, что в то время как Христос учит нас называть Бога Отец наш, Он Сам всегда называл Его Мой Отец, так как с Богом Отцом у Него особые отношения, высоко поднимающие Его над обыкновенным уровнем человеческих сынов, делающихся таковыми исключительно через возрождение и усыновление. Христос основывает все Свое учение, как и Свое царство, на Своем Лице; Его Богочеловеческое Лицо есть всегдашняя тема и предмет Его проповеди . Он Сам есть Евангелие («благая весть»), И все это Он делает, не имея и отдаленнейшего побуждения гордости, тщеславия или честолюбия, но исключительно с простотой и авторитетом очевидной истины. Вот почему Его слова имеют такую непреодолимую власть над сердцами. Истинно, истинно, Я говорю вам... Так говорит Бог в Ветхом Завете, но никто из людей. Поэтому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших... ( Ин.8:24 ). Какое величие заключается в этом свидетельстве! Христос всегда представляет Себя как Существо не от мира сего ( Ин.8:23 ), но как Посланника Божия (см. Евр.3:1 ) от Бога рожденного, – Существо, которое, хотя и находится на земле, но в то же время пребывает на небе ( 1Пет.3:22 ). Он не только возвещает истину, как другие вестники Божии, но и Сам объявляет Себя светом мира ( Ин.8:12 ), Путем, Истиною и Жизнью ( Ин.14:6 ). Все предано Мне, – говорит Он, – Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). 13 Он обещает жизнь в высшем и глубочайшем смысле этого слова – именно жизнь вечную всем, кто верит в Него ( Ин.3:36, 5:24, 6:40, 47, 50–58, 11:25 ). Он Сам говорит о Себе, что Он – Христос и Мессия, о Котором свидетельствовали Моисей и древние пророки ( Ин.4:26, 5:36, 39 ; Мф.15:33, 16:16 и след.; 26:63 и след.). Ввиду близкой смерти Его, после торжественного заклинания Его Живым Богом, иудейский первосвященник от имени освященной, хотя и испорченной теократии, предлагает Ему вопрос: Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? – и Он ответил спокойно и внушительно: Ты сказал – и указал на Свое будущее славное возвращение в мир на облаках небесных. Так Он провозглашал Себя в минуту глубочайшего Своего уничижения и видимого торжества сил тьмы Господом и Судией мира ( Мф.26:63–65 ). 14

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Во–вторых, Святые Отцы и учители церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божья, и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях; след. по справедливости должно участвовать и в ее вечных наградах или наказаниях. 313 Премудрость, ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения: след. премудрость Божья не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душою, снова не соединилось с нею для составления полного человека. Какими качествами будут отличаться воскресшие тела? Они будут существенно те же, каковыми были в соединении с известными душами в продолжение земной жизни. Это видно из примера Христа Спасителя. Первенца из умерших, воскресшего из гроба в Своем собственном теле ( Ин. ХХ, 25 – 27 ). Да это же прямо явствует и из самого понятия о воскресении, которое есть только восстановление или сотворение чего–либо нового. Но с другой стороны воскресшие тела будут и отличны от настоящих тел: они восстанут в преображенном виде, по подобию воскресшего тела Христа Спасителя, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Фuлun. III, 21 ). Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Kop. XV, 42 – 44 ). В этих словах апостола указаны те новые качества, которые наши тела приобретут после воскресения: они будут нетленны и бессмертны ( 1Kop. XV, 53 ), славны или светоносны, подобно телу Христа Спасителя во время преображения Его на Фаворе ( Фuлun. III, 21 ; Mф. XIII, 43 ) 314 , сильны и крепки, непричастны немощам настоящей жизни, духовны 315 , весьма тонки и легки. Одним словом, сподобившиеся достигнуть того, века и воскресения из мертвых будут равны Ангелам ( Лук. ХХ, 36 ; Mф. XXII, 30 ). Будут ли воскресшие тела праведников отличаться чем либо от воскресших тел грешников? Несомненно будут. Общими свойствами как тех, так и других будут нетление и бессмертие. Вострубит последняя труба, и мертвые воскреснут нетленными ( 1Kop. XV, 52 ). Но несообразно было бы с существом дела думать, что и тела грешников восстанут в славе и просветятся. «Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если кто грешен, получит вечное тело долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Воплощение у апостола Павла Воплощение Логоса — одна из центральных тем, обсуждаемых по мере распространения Евангелия. Оно неразрывно связано с ангельским миром, в иконографии которого оставило свой уникальный существенный след. И этот след также связан со знаком креста. Полемика той эпохи отражена в посланиях апостола Павла: «[Мы] проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал» (1 Кор. 2. 7-8). И кто же эти «власти века сего»? В другом месте он говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6.12; 2 1-2). И еще: «Открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалось известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе…» (Ефес. 3.11). Таким образом, боговоплощение и спасение, содеянные через крест-распятие, показаны апостолом как тайна Божия, сокрытая от духовных сил. Эта тема позднее будет очень развита в литургических рождественских текстах Церкви. Разрушение власти князя века сего через воплощение у Игнатия Богоносца Святитель Игнатий Богоносец говорит: «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем. Как же они открылись векам? Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченным, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, не похожее на те звезды, явление. С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески и для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как речь шла о разрушении смерти» .

http://bogoslov.ru/article/6176142

Воскресший Христос сидит одесную Отца и ходатайствует о нас. Но и в своем прославлении Он остается и не перестает быть человеком, подобным нам, как не был Он только человеком и не переставал быть Богом и Сыном Божьим «во дни плоти Своей». В этом «подобии» людям вся сила искупительного дела Христа. И при этом, ударение апостол делает не на родовом сходстве природы, но на живом отношении и подражании Господу Иисусу Христу. Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес на третий день, являлся Петру, Двенадцати и более, чем пятистам братьям, «из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» ( 1Кор.15:3–8 ). «А после всех явился и мне», – добавляет апостол. Очень выразительно, что ап. Павел прямо сопоставляет себя с прочими апостолами и подчеркивает, что и он видел Иисуса Христа, Господа Нашего ( 1Кор.9:1 ). Дамасское видение было не видением, но явлением Господа во славе и свете 569 . Оно имеет не менее реалистический характер, чем и вся униженная жизнь Господа на земле. Воскресение и вознесение Христа не разрывает связи с Ним. В восприятии и в изображении ап. Павла Христос один и тот же и «во дни плоти своей», и ныне, когда Он во славе. С этим единым образом, с живым Христом связано все благочестие назидаемых апостолом общин, средоточием которого является евхаристическая трапеза, совершаемая «в воспоминание» Христа и Его смерти (ср. 1Кор.11:23 и след.). В воскресении Христа апостол утверждает надежду на всеобщее воскресение мертвых ( 1Кор.15:12 и след.), – и в этом сопоставлении снова подчеркивается реальное человечество Христа, почему именно Он и является первенцем, начатком умирающих человеков, с которыми Он нерасторжимо связан. В средоточии проповеди ап. Павла стоит исторический образ Христа, жившего среди иудеев, обращавшегося на земле среди людей, из которых многие еще в живых, учившего, пострадавшего за грехи и от грехов человеческих, распятого, и погребенного, и восставшего во славе. Христос – первенец умерших, прообраз и пример для людей, с которыми надлежит сообразоваться и согласовать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Глава 23 1–8. Будущий пастырь из дома Давидова. 9–22. Ложные пророки в Иерусалиме. 23–32. Сон и пророчество. 33–40. Неуместность употребления слова «бремя». Иер.23:1–8 . Пророк возвещает горе правителям Иудейского государства за их дурное управление. Но в то время как правители будут нести положенное им наказание, Господь Сам соберет рассеянных иудеев и отдаст их под попечение лучших пастырей-правителей. Говоря определеннее, пророк выясняет, что таким истинным пастырем иудеев и израильтян будет праведный потомок Давида. При нем народ будет вести праведную жизнь и, след., не будет уже наказываем Богом. Иер.23:1 .  Горе пастырям, которые губят и раз­гоняют овец паствы Моей! говорит Го­с­по­дь. Пастыри – это не только цари, но и поставленные царями правители народа (ср. Иер 17.20 ; Иер 21.12 ). – «Овцы паствы Моей» – пасущееся в моей стране стадо и след., стадо, принадлежащее Иегове (ср. Иер 13.17 ). Иер.23:3 .  И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и воз­вращу их во дворы их; и будут плодиться и раз­множаться. Здесь изгнание иудеев приписывается Богу, тогда как во 2-м ст. сказано, что их разогнали пастыри. Но во 2-м ст. указывается причина суда Божия над иудеями, а в 3-м указывается, что совершителем самого суда был Иегова. Иер.23:5 .  Вот, наступают дни, говорит Го­с­по­дь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарит­ся Царь, и будет по­ступать мудро, и будет про­изводить суд и правду на земле. «Отрасль праведная». Это имя Мессии уже упоминается у Исаии пророка ( Ис 4:2, 11:1 ), а у пророка Захарии берется как вполне принятое у иудеев обозначение Его ( Зах 3:8, 6:12, 13 ). В каком отношении этот Пастырь стоит к другим хорошим пастырям, о которых упомянуто в 4-м ст.? На основании Иер 22:22, 17:20, 21 можно видеть в этих многих пастырях людей, поставленных будущим праведным Пастырем, Его помощников. Праведной названа эта Отрасль потому, что справедливость – первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова. Иер.23:6 .  Во дни Его Иуда спасет­ся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут назы­вать Его: «Го­с­по­дь оправдание наше!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава четвертая. Образование желательной способности § 92. Важность 1. Последняя цель нашей жизни, как многократно уже говорено было прежде, есть теснейшее, по мере приемлемости существа человеческого, единение с Богом в жизни вечной. В продолжение временной жизни мы непрерывно должны более и более приближаться к Богу, пока, наконец, там, в стране совершения, чрез единение с Ним достигнем полного блаженства. Но этого теснейшего единения с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви. Поэтому главную заповедь Господь Спаситель изрекает так: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей, – продолжает Господь, – возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф. 22:37–40 ). Непрестанно возрастать в сей любви, чтобы она со дня на день становилась чище и крепче, – вот в чем состоит назначение нашей земной жизни! Только эта любовь истинно усовершает все дела наши; без нее и самые блистательные подвиги ничего не значат на весах вечной Правды ( Мф. 10:41 и след., 1Кор. 13:1 и след.). Здесь говорится о любви в духе и истине, по которой человек, обнимая верою своего Искупителя и одушевляясь Его Духом, всецело предается Богу, желает только того, что угодно Ему, и только потому, что это Ему угодно. Такая истинная, деятельная любовь, хотя обыкновенно сопровождается сладостным ощущением таинственного общения с Богом, но это не необходимо. Свободная воля, возбуждаемая и подкрепляемая Божественною благодатию, может предаваться Богу и во время самой сильной внутренней сухости. Кто так лишен был утешения, как Господь Спаситель наш, когда вися на кресте, Он взывал: Боже Мой Боже Мой! вскую Мя оставил еси? И однако ж, когда более обнаружилась любовь Его, как не в то же время, когда Он приносил Свою жизнь в жертву за грехи мира и с сыновнею преданностию взывал к Небесному Отцу: Отче, в руце Твои предаю дух Мой! 2. Хотя каждую способность в воспитаннике надобно усовершать так, чтобы чрез то усиливалась или, по крайней мере, не ослаблялась любовь к Богу и ближним (§ 8), но это правило особенно должно иметь в виду, когда говорим об образовании воли или способности желательной, ибо все достоинство человека зависит от усовершения воли и только одна святая любовь соединяет нас с Богом, последнею нашею Целию. Все просвещение ума, все образование чувства, вся тонкость внешнего поведения не имеет истинного достоинства, если при том не усовершается воля или не возвышается нравственное образование души. Воспитатель может заслуживать одобрение, образуя только разум своего воспитанника, может обольщать не знающих дела, воспитывая в детях только так называемые благородные чувства или приучая их к тонкости во внешнем обхождении, но удовлетворить своему долгу и совершенно достигнуть цели воспитания он может единственно посредством истинного христианского образования воли в своих воспитанниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

д. Кроме того, и предусмотрительному, осторожному человеку необхо­димо, не ограничиваясь этими своими качествами, постоянно заботиться о приобретении христианской рассудительности, христианской мудрости, чтоб с помощью этого средства внести больший порядок в свою нравственную жизнь. Не сообразуйтесь с веком сим, говорить св. Ап. Павел, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Puмл. XII, 2 ) 22 . Молюсь, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании..., чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов (Филипп. I, 9. 10) 33 . Испы­тывайте, что благоугодно Богу ( Eфec. V, 10 ) 44 , не будьте не­рассудительны , но познавайте, что есть воля Божия (–17) 55 , все испытывайте (1 Солун. У, 21) 66 и т. под. Все эти и по­добные им советы даются св. апостолом христианам на те случаи, когда их посетят какие-либо „сомнения“, имею­щие характер рассматриваемых нами коллизий и проч. Если же у кого, говорит св. ап. Иаков, недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков ; и дастся ему (I, 5) 77 . Эта христианская мудрость потребовалась христианам уже в первые времена существования Христовой Церкви на земле. С одной стороны, христиане, вступившие в Христову Церковь из иудейства, сознавали себя обязан­ными исполнять требования христианского закона; а с дру­гой, они не могли (по крайней мере, известная их часть) примириться с мыслью, что исполнение ветхозаветного за­кона для них уже не обязательно более, поскольку послед­ний отменен новозаветным. Недоумение было разрешено христиански-мудрыми свв. апостолами ( Дeяh. XV ). Чит. также, между прочим, Деян. Х, 13 и след.; Puмл. XIV; 1 Коре. VIII, 7 и след. и т. под. Раз, при ненормальности течения человеческой жизни, ненормальности, постоянно заявляющей о себе и в христиан­ской даже среде, столкновения интересов общественного ха­рактера и частного, высших–духовных и низших–мате­риальных, требований справедливости и любви и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Далее в той же главе сказано: «Вы видесте, яко с небесе глаголах к вам. Не сотворите себе сами богов сребрянных, и богов златых не сотворите самым себе» ( Исх. 20:2–4, 22–23 ). Во Второзаконии Господь говорит: «Слыши, Израилю: Господь Бог ваш Господь един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея». И в другом месте: «Вонми себе, да не забудеши Господа Бога твоего, изведшаго тебе от земли Египетския, от дому работы. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися. Да не ходите в след богов иных, богов языческих, иже окрест вас: яко Бог ревнив Господь Бог твой посреде тебе: да не разгневается яростию Господь Бог твой на тя, потребит тя от лица земли». Предлагая народу Своему благословение и проклятие, Он говорит: «Благословение» (даётся вам), «аще послушаете заповедей Господа Бога вашего, елики Аз заповедаю вам днесь, и клятву, аще не послушаете заповедей Господа Бога вашего, елики Аз заповедаю вам днесь, и совратитеся с пути, его же заповедах вам, идущее послужити богом иным, их же не весте». Надлежит истребить их без пощады: «Пагубой погубите вся места, в них же служиша тамо языцы богом своим, яже вы приимете, на горах высоких и холмех, и под древом сеновным. И да раскопаете требища их, и сокрушите столпы их, и дубравы их ссечете, изваяние богов их сожжете огнем, и погубите имя их от места того». При вступлении народа Его в обетованную землю и при потреблении чуждых народов, Он возобновляет Свои предостережения: «Внемли себе, да не взыщеши последовати им, по потреблении их от лица твоего, не взыщи богов их, глаголя: якоже творят языцы сии богом своим, сотворю и аз» ( Втор. 6:4–5, 12–15. 9:27–28. 12:2–3, 30 ). Следующее повеление замечательно: «Аще востанет в тебе пророк или видяй соние, и даст тебе знамение или чудо, и приидет знамение или чудо, еже рече к тебе, глаголя: идем, да послужим богом иным, их же не весте. Да не послушаете глагол пророка того, или видящаго сон мой: яко искушает Господь Бог твой вас, еже уведети, аще любите Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею. Во след Господа Бога вашего ходите, и Того бойтеся и заповеди Его сохраните, и гласа Его послушайте, и Тому служите и к Нему прилепитеся. И пророк той или видяй сон да умрет: глагола бо еже прельстити тя от Господа Бога твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/sko...

Два ангела поддерживают мандорлу — особый нимб, символ славы Божией — с возносящимся Христом. Елеонская гора Именно отсюда Христос вознесся на Небо. Масличная, или Елеонская гора находится совсем рядом со Старым городом. Богородица Богородица с воздетыми руками — образ «Оранта», то есть «молящаяся» — символически обозначает всю Церковь. Согласно Церковному Преданию, Она присутствовала среди учеников Христа во время Вознесения. Ангелы в белых одеждах Два ангела в белых одеждах явились апостолам после Вознесения и передали от Бога обетование Второго пришествия Спасителя. След След от ноги Христа. На поздних иконах изображают отпечаток ноги Христа на камне скалы. 3 факта о празднике Вознесения Господня: 1 Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом. 2 Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения. Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма. Фото: DYKT Mohigan / CC BY 2.0 3 Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-vozne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010