Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы подобны побеленным гробам, которые совне представляются людям красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты, так (quidem) и вы совне являетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и неправды. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы устраиваете гробницы пророков и украшаете памятники праведных, и говорите: «Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками в пролитии крови пророков. Итак, вы для самих себя являетесь свидетелями того, что вы – дети тех, которые убили пророков, а вы пополняете меру отцов своих. Змеи, порождения ядовитых гадов, каким образом вы спасетесь от суда – геенны. И посему вот Я посылаю к вам пророков и мудрецов – книжников, и из них вы [некоторых] убьете и распнете и будете бичевать в собраниях своих и преследовать из города в город; так что на вас падет (venial) вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все это придет на это поколение [ст. 1–12; 23–36]. [Гл. XXIV:] И так как будет изобиловать неправда то охладится любовь многих; а кто твердо претерпит до конца, тот будет спасен... Будьте готовы, потому что вы не знаете, в который час придет Сын человеческий. Кто по твоему верный слуга и благоразумный, которого господин его поставил над семейством своим, чтобы он своевременно давал ему пищу? Блажен тот раб, которого господин его по возвращении – найдет делающим так. Истинно говорю вам, что он поставит его над всем именем своим. А если раб скажет самому себе (in corde suo): «Господин мой медлит придти», и начнет бить рабов сослужителей своих, а будет пить и есть с пьяницами то господин раба того явится в день, в который он не ожидает и в час, о котором он не знает, и отсечет его и назначит участь ему с лицемерами. Там будет плачь и скрежет зубов [ст. 12; 43–51]. [Гл. XXV:] Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа...

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Господь, скорбя внутренне, приходит ко гробу. To была иссеченная в скале пещера, устье которой завалено было камнем. Таковы были гробы, по обычаю, всех богатых людей в Иудее. Иисус Христос говорит: отнимите камень. Марфа на это сказала: Господи! уже смердит четыре дня как он во гробе. Иисус Христос говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Тогда Господь Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда послушаешь меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав сие, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит: развяжите его, пусть идет. ( Ин.11:17–45 ). Так Господь новым решительным чудом оживил в уме народа память о прежних Своих знамениях, и даровал ученикам и последователям Своим твердую опору веры и залог надежды, в то самое время, когда для них предстояло теперь самое великое искушение – в Его страданиях и смерти, от коего могла пасть неукрепленная вера. XXV. Решение Синедриона убить И. Христа Никогда чудо не могло произвести большего впечатления, как теперь, будучи совершено близ Иерусалима, в присутствии многих его обитателей – пред праздником Пасхи, когда святой град наполнен был Иудеями со всего света, и следовательно всё, в нем случившееся, могло вскоре сделаться известным всюду, где только были Иудеи. И действительно, внезапное воскресение четверодневного мертвеца, уже смердящего во гробе, произвело потрясающее действие: многие из Иудеев уверовали в Иисуса Христа; слава о Великом Чудотворце разнеслась между наполнявшим Иерусалим народом, все стали искать удобного случая видеть Его, и с нетерпением ожидали, когда Он войдет в Иерусалим. Вместе с тем весть об этом чуде привела в трепет врагов Иисуса Христа, и побудила их к решительным против Него мерам. Они представили себе, что столь необыкновенное чудо, не могло быть совершено без цели, что цель эта – привлечь народ, что теперь легко может быть, что весь народ перейдет на сторону Чудотворца, власть вся будет находиться в руках презираемого ими Галилеянина, и они – главы народа Божия должны будут ожидать милости и призрения от рыбарей Геннисаретских.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его ( Откр.20:1–3 ); е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад ( Пс.9:18 ). Как овец, заключат их в преисподнюю ( Пс.48:15 ). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Мф.11:23 ). Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 9 Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Да поможет в сем деле ревнителям веры – Христос, Пастыреначальник наш и Бог! АМИНЬ.    г.Харьков,1926 г. 2815 февраля. Вечные муки и вечное блаженство    «И пойдут они в муку вечную,    а праведники в жизнь вечную». (Mф.XXV,46).    Какие страшные слова для одних! и как желанны для других! Муки вечные... Вечная радость... Кто же эти несчастные, которых ждет вечная гибель? И кто счастливые, наследующие нескончаемую блаженную жизнь?    Я представляю себе, возлюбленные, две дороги: одна дорога ведет от подошвы горы к ее вершине. Трудный путь – колючие растения на каждом шагу, рытвины, овраги, реки быстрые, опасности со стороны людей злых и страшных зверей. Но впереди, там, вверху горы сияет светлый чертог, весь залитый огнями. Там отдохнет усталый путник от всех трудов и страхов, и оттуда он никуда не будет спешить, но обретет вечный покой... А вот и другой путь: широкий, просторный – ведет он по наклонной плоскости к ... пропасти. И знают люди, что конец этой дороги – неминуемая гибель, но легкомысленно и со смехом бегут они, мчатся, друг друга опережая... Ехать легко, удобно, весело. Таковы две дороги: одна трудная, ведет к вечному блаженству, другая просторная, к вечным мукам, как и говорит Спаситель мира всем своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Mф.VII:13—14). Желаешь вечной блаженной жизни, живи по-Божьи, как велят заповеди Господни. А ты Бога не хочешь знать, не желаешь и слышать о Его учении, живешь по своим страстям – ожидают тебя вечные муки. Это не речи человеческие ограниченные и изменчивые. Это слова Самого Бога, непреложные и истинные: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Mф.XXIV,35). Но, слышу возражения: неужели так строго будет поступлено с грешниками: краткая греховная жизнь и вечные муки, где же путь справедливости? – Да. Это так, но и не забывай, что и краткая, благочестивая жизнь ведет к вечной радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Е.А.Тихомиров Отдел шестой. Второй бесконечный период загробной жизни И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.( Mф. XXV, 46 ). 1. О вечных муках грешников а) Виды адских мук Приговор, ужасный для одних, бесконечно–сладостный для других, произнесен. В ответе на него праведников сказывается чувство истинного смирения и умаление своего достоинства; в ответе же грешников слышится дерзкий вопрос с оттенком упрека. Правосудный Судия остается верен раз высказанному приговору – как оправдательному, так и обвинительному. Отверженные, несчастные грешники идут в муку вечную, идут безвозвратно, навсегда, на веки: таков приговор хотя и бесконечно Милосердого, но и Всеправедного, Непогрешимого, Нелицеприятного Судии. В чем же будут состоять муки грешников в месте осуждения – аде? Первый и самый ужасный вид мучения для человека, созданного по образу Божью, будет – удаление от Бога Идите от Меня, проклятые (Мф. XXV, 41). Не знаю вас: отступите от Меня, делатели неправды! ( Лyk. XIII, 27 ; снеси Mф. VII. 21 ). «Для имеющего чувство и разум быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну 340 ». «Нестерпимая геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не знаю вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали. Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас 341 . Вечное удаление от Источника жизни будет для грешников смертью второю ( Апок. ХХ, 14 ), смертью лютейшею. Затем грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Маф. VIII, 11, 12; сн. XXII, 13) и, находясь в муках, будут видеть издалека Авраама и праведников на лоне его ( Лyk. XVI, 23 ). «Это лишение благ причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души... Многие безрассудные желают только избавиться геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

е. будут стеснять, тревожить, ставить в безвыходное положение тяжкими напастями. И она, со своей стороны, не оставит воинствующего положения, потому что названа именем стана. Глава XII. Идет ли речь об окончательной казни нечестивых, когда говорится, что сошел огонь с неба и пожрал их    А что книга говорит: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Апок. XX:9), то под этим нужно разуметь не ту последнюю казнь, которая наступит, когда будет сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дияволу и ангелам его» (Мф. XXV:41). Ибо тогда они будут посланы в огонь, а не на них придет с неба огонь. Здесь же под огнем с неба уместно разуметь саму твердость святых, с которою они не поддадутся производящим жестокости, не станут поступать по их воле. Ибо твердь есть небо, твердость которого заставит их терзаться жесточайшею ревностью; так как они окажутся не в состоянии привлечь на сторону антихриста святых Христовых. И ревность эта будет тем огнем, который пожрет их, и это будет от Бога; то — дар Божий, что святые остаются непобедимыми, заставляя этим терзаться врагов. Как говорится в добрую сторону: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс. 68:10), так говорится и наоборот: ревность овладела народом ненавидящим, и ныне «огонь пожрет врагов Твоих» (Ис. XXVI:11). Именно ныне, т. е. независимо от огня того последнего суда. Если же огнем, нисходящим с неба и пожирающим их, книга назвал а тот удар, которым будут поражены преследователи Церкви, которых застанет живущими на земле в само уже пришествие Свое Христос, когда «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2Фес. II:8), то и это не будет последнею казнью нечестивых, но такою казнью будет то, чему они подвергнутся уже по воскресении тел. Глава XIII. Следует ли время антихристова гонения полагать в число тысячи лет    Это последнее гонение, имеющее быть от антихриста, как мы уже говорили (потому что так сказано и в этой книге выше, и в книге пророка Даниила), продолжится три года и шесть месяцев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

е. когда он будет строить козни и нападать со всеми силами, какими прежде никогда не располагал, предусмотрительно поймут и терпеливо перенесут; и, таким образом, будут похищены у него и не связанного. От этого не потеряет своей истины и приведенное евангельское изречение: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Ибо, по буквальному смыслу изречения, указанный в нем порядок сохранится; сперва сильный связан, и по расхищении у него вещей долго и повсюду в среде всех народов из сильных и слабых церковь будет размножаться так, что, укрепившись верою при виде исполнения на деле свыше предсказанных событий, в состоянии будут похищать вещи и у развязанного. Как следует признать, что любовь многих охладеет, когда умножится беззаконие (Мф. XXIV:12), и что многие, которые не записаны в книгу жизни, поддадутся необычным и величайшим преследованиям и обманам диявола, на ту пору освобожденного, так же следует думать, что не только те, которых время не застанет добрыми и верными, но и некоторые из тех, которые еще будут вне Церкви, через внимательное с помощью благодати Божией изучение Писаний, предсказавших среди прочего и сам этот конец, наступление которого они почувствуют, окажутся более твердыми для того, чтобы победить дьявола и не связанного. Если это будет так, то нужно сказать, что наложение уз предшествовало для того, чтобы расхищение производилось и в то время, когда он был связан, и в то, когда развязан; потому что об этом сказано: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного».    Пока диявол в продолжение тысячи лет связан, святые, несомненно, царствуют со Христом в эти самые тысячу лет, т. е. царствуют уже и в это время Его первого пришествия. Если бы, независимо от того царствования, о котором Христос скажет в конце: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф. XXV:34), святые Его, которым Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. XXVIII:20), не царствовали уже с Ним ныне некоторым иным, хотя и далеко не равным образом, то церковь Его, конечно, не называлась бы уже теперь Его царством или царством небесным (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

е. то, что он строил, огнем не будет сожжено, тот получит награду; а чье дело сгорит, тот потерпит осуждение; то, очевидно, огонь этот не есть огонь вечный. В вечный огонь будут посланы одни только стоящие по левую сторону на последнее и вечное осуждение, между тем как этот огонь служит испытанием и для стоящих направо. Но он испытанием служит для одних так, что постройка их, которая окажется опирающеюся на основание-Христа, не будет сожжена и истреблена, у других же то, что они построили, сгорит, и потому они потерпят ущерб; впрочем, сами спасутся, потому что в силу преимущественной любви ко Христу непоколебимо держались Его, как основания. А если спасутся, очевидно, станут по правую сторону и вместе с прочими услышат: «Приидите благословенные Отца Моего», а не по левую, где станут те, которые спасены не будут и потому услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Ибо от огня того никто из них не спасется, так как все они пойдут в муку вечную (Мф. XXV:46), где червь их не умирает и огонь не угасает (Ис. 66:24), в котором они будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10).    Но если скажут, что этого рода огонь претерпевают души умерших в промежуток времени после смерти сего тела до тех пор, пока не наступит день, который по воскресении тел будет последним днем осуждения и воздаяния; что его не испытывают те, которые не имеют нравов и привязанностей такого рода, чтобы нужно было сжечь их дрова, сено и солому, а испытывают те, которые приносят с собою такого рода постройки; что, наконец, испытывают они его или только там, или здесь и там, или же здесь, потому что там нет огня преходящих бедствий, сжигающего все временное и заслуживающее извинения; такого мнения я отрицать не стану, потому что оно, может быть, и верно. Действительно, сама уже смерть тела, получившая начало от совершения первого греха, может относиться к такому бедствию; так что следующее за нею время каждый чувствует себя сообразно со своею постройкой. И точно так же венчающие мучеников и испытываемые некоторыми христианами гонения, подобно огню, испытывают постройки того и другого рода, и одни из этих построек сжигают вместе с самими строителями, если основанием в них оказывается не Христос, другие — без строителей, если основанием им служит Христос, потому что сами строители спасутся, хотя и с ущербом; наконец, третьих совсем не касаются, потому что находят их такими, что они остаются навеки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором Дух Святый нисходит на больного Своею благодатью: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Елеосвящение должно быть совершаемо непременно над больным верующим, и при том находящимся в полной памяти: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Елеосвящение совершается лицами освященными, церковными пресвитерами: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Цель елеосвящения: · отпущение грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ); · исцеление от болезни: И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Почему не все после совершения елеопомазания выздоравливают? Это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею ( Рим.9:15 ; сн. Исх.33:19 ). Во-вторых, это зависит от того, насколько крепка вера и усердна молитва самого больного и окружающих его [и молитва веры исцелит болящего… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться]. Сам Спаситель для получения от Него исцеления требовал от приходящих веры: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). По вере вашей да будет вам ( Мф.9:29 ). На каком основании в сем таинстве елей смешивается с вином? По примеру того, как милосердный самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином ( Лк.10:34 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

если море потопит корабль, то никто не избавит от обеднения потерпевшаго кораблекрушение; если наводнение затопит ниву и заглушит семена, то земледелец должен уйти домой с пустыми руками. Но с нами, говорящими и увещевающими, бывает не так; но, если ты повергаешь семена, и слушатель не примет их и не принесет плода послушания, тебе уготована награда от Бога за совет, и ты получишь такое же воздаяние - хотя он не послушался - какое ты получил бы, если бы он и послушался; потому что ты исполнил все с своей стороны. Наш долг не убедить слушателей, но только посоветовать; наше дело предложить увещание, а убедиться - их дело. Как, если они сделают много добрых дел без наших увещаний, вся награда будить принадлежать им одним, а нам не будет никакой пользы, потому что мы не предлагали совета; так и если они не послушаются наших увещаний, все наказание постигнет их, а нам не будет никакого осуждения, но еще будет дана великая награда от Бога, потому что мы все свое исполнили. Нам повелевается только вдати сребро торжником (Матф. XXV, 27), сказать и предложить совет. Скажи же и сделай увещание брату. Но он не послушался? А тебе уготована награда, только бы ты всегда делал это, только бы не отставал, доколе не убедишь, доколе не воодушевишь его. Окончанием совета пусть будет послушание принимающаго увещание. Диавол непрестанно противодействует нашему спасению, сам не получая от этого усердия никакой пользы, но еще испытывая величайший вред; и однако он одержим таким неистовством, что нередко отваживается даже на невозможныя дела, и нападает не только на тех, которых надеется непременно побороть и низвергнуть, но и на тех, которые, вероятно, преодолеют козни его. Так услышав, что Иова хвалит ведущий все сокровенное Бог, он возъимел надежду, что успеет низложить и его, и не переставал, коварный, употреблять все меры и хитрости, чтобы побороть этого человека, и не отчаявался в этом нечистый и злейший демон, хотя сам Бог признал в праведнике такую добродетель. После этого, скажи мне, как нам не стыдиться и не краснеть, если, тогда как диавол никогда не отчаявается в нашей погибели, а всегда ожидает ея, мы будем отчаяваться в спасении братьев? Ему надлежало бы, и не делая опыта, отступить от борьбы, потому что Бог свидетельствовал о добродетели праведника; однако он не отступил, но по великому неистовству своему против нас, и после свидетельства Божия, надеялся преодолеть того доблестнаго мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010