Беда Достопочтенный (VIII в.), толкуя Иак 5. 14-15, отмечал, что в его время по-прежнему в соответствии с распоряжением свт. Иннокентия I освященным елеем могли помазывать не только пресвитеры, но и миряне для исцеления тела. Однако, по словам Беды, прощение грехов в этом таинстве происходит только в том случае, если болящий покается перед пресвитером ( Beda. In Jac. 5). В его Толковании на Мк 6. 13 подтверждается обязательность освящения елея епископом ( Idem. In Marc. 2. 6. 13). Согласно 4-му и 29-му правилам св. Бонифация Майнцского (VIII в.), священники всегда должны брать с собой в дорогу освященный епископом елей для исцеления больных (PL. 89. Col. 821). На Востоке 1-е твердое свидетельство о самостоятельном таинстве Е. содержится в приписываемом прп. Иоанну Дамаскину слове «О почивших в вере» (VIII в.?), где различаются св. миро и «иной елей, помазывающий которым, желая помазать болящего, сначала сам приобщается помазания, а потом помазывает и страждущего» (PG. 95. Col. 264; часто упоминаемое в книгах XIX - нач. XX в. свидетельство Виктора, пресв. Антиохийского, в действительности является цитатой из катен, составленных из произведений авторов, живших до VI в.). С кон. VIII в. сохранились литургические рукописи, содержащие молитвы визант. чина Е. Однако и в более раннюю эпоху известно множество случаев, когда св. старцы исцеляли болящих с помощью елея. В «Истории египетских монахов» (кон. IV в.) повествуется о прп. Иоанне Ликийском, к-рый освящал елей и либо сам помазывал болящего, либо посылал елей тому, кто хотел исцелиться (Hist. mon. Aeg. 1. 12). Блж. Иероним Стридонский (IV-V вв.) в «Житии св. Илариона» упоминает, что святой избавил от смерти дочь некой св. женщины, помазав ее елеем ( Hieron. Vita Hilar. 32). О прп. Амуне сообщается, как он исцелил больного мальчика, помолившись и помазав его елеем (Ibid. 9. 11). Согласно «Лавсаику» Палладия (V в.), прп. Вениамин получил от Бога дар исцеления и лечил приходящих к нему возложением рук или помазанием елеем, к-рый сам благословлял ( Palladius. Lausiac. 12). В написанном ок. сер. VII в. Георгием Сикеотом «Житии прп. Феодора Сикеота» неоднократно упоминается о том, как прп. Феодор (к-рый по выходе из затвора имел сан пресвитера и затем епископа) помазывал болящих елеем (реже - водой или вином), причем приведены даже молитвы на освящение воды для помазания и на помазание елеем (главы 31, 85). Помимо исцелений людей в «Житии прп. Феодора Сикеота» упоминаются и случаи исцеления животных (см.: Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского. М., 2005). О подобном случае сообщает и Феодорит , еп. Кирский, рассказывая о подвижнике Афраате, к-рый исцелил коня имп. Валента, помазав животное благословленным елеем ( Theodoret. Hist. rel. 8. 11).

http://pravenc.ru/text/189773.html

1170 Origen. de princ. 1, c. 5; Chrysost. de incompreh. homil. IV; в Хр. Чт. 1841, IV, 195–196, et homil. V, в Хр. Чт. 1842, I, 32; Theodoret. Commentar. in epist. ad Ephes. 1, 21; Theophilact. Commentar. in eundem locum. 1171 Justin. Apolog. 1, с. 28; Tatian. contr. Graec. с. 7; Iren. adv. haeres. III. 20, n. 1; Athenag. Legat. pro Christ. c. 24; Origen. contr. Cels. IV, 32; Ambros. epist. LXXXIV; Augustin. de civit. Dei VIII, c. 22; Lactant. Divin. inst. II, c. 9; Euseb. Demonst. Evang. III, c. 5. 1173 Athenag. Legat. pro Christ. XXIV; Clem. Alex. Strom. VII, 7; Origen. de princ. prol. n. 6; Tcrtull. adv Marc. II, 10; Lactant. Divin. inst. II, 9; Athanas. de Synod. n. 48; Anton. orat. ad monach. n. VII; Epiphan. haeres. LXIV, n. 22; Euseb. Demonstr. Evang. IV, 9; Didym. contr. Manich. n. XIII; Cassian. Coll. VIII, 8; Иоанн Дамаск. Точн. Излож. прав. веры кн. II, гл. 4. 1177 Против Евном. кн. II, в “Творениях святых Отцов” VII, 112. В другом месте святой Отец рассуждает об этом обстоятельнее: “Почему лукав человек? по соб­ственному своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине; потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть, или пребывать с Богом, или удалиться от благого. Гавриил – Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана – ангел, и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытная любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это, отчуждение от Бога, есть зло. Небольшое обращение глаза производит, что мы или на стороне Солнца, или на стороне тени своего тела. И там просвещение готово тому, кто взирает прямо; необходимо же омрачение тому, кто отвращаете взор к тени. Так диавол лукав, имея лукавство от произволения, а не природа его противоположна добру” (Там же VIII, 157). 1183 Origen. in Ez. XII; Кирилл Иерусалимский , Огл. поуч. II, п. 4, стр. 27–28 в русск. перев.; Феодорит. Кратк. излож. Бож. Догмат. гл. 8, в Хр. Чт. 1844, IV, 213–214: “Пророк Иезекииль под именем князя тирского описывает отпадшего князя, диавола, который ему содействовал”..

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

γεηρτης, Miller: cod. Par, 3031,139v (Psel. de quattuor mathematicis scientiis).– KumN. γεηρς irdisch: φρονεν LascEp 23,44. προσκαρως κα γ. LascSubiect 176.– LS, DGE, Stam -ς. γεφρων irdisch gesinnt: AASS Nov II l,409C (V. loannicii). GermPG 301D. γειαροτρ, Pflüger: ταροι TzetzAnt 202. TzetzPost 274.– Vgl. γειαρτης LS, DGE. γενω gebären: LudwAnek 178,24. BoissAn IV 370,90. PsHerod 246.– LS, LSSup γενομαι. γειλοφος, Erdhügel: NikonMet 213,17. LudwAnek 155,25. PsHerod 15.209.– Stam; γελ. LS, DGE. γειμορον, τ Ernteabgabe für den Grundbesitzer: AIv 10,21 (a.996).– (LS -ος). γει(ο)πονα, Ackerbau: LudwAnek 206,24. γεσων, τ Gesims: GrNyssOp VIII 2,82,12. CorpGloss. Josep 112C. Suda γ 220.– LS, DGE, Tgl, OrlTraul. γεισιποδξω den Gesimsfuß anbringen: Suda 1521,31; 522,2 – LS, DGE, Tgl, OrlTraul (vgl. auch -πδισμα, -πους). γεισω (mit einem Gesims) überdecken, schützen: τν πθον ProdRhod 3,144.– LS, Tgl (γεισσομαι). γεισσθεν vom Gesims ? Cod. Marc. XI 22,70r (Mang. Prodr.). γεσωμα, τ Gesims: PhotPonem 3,7.– γεσ(σ)ωμα LS, L, DGE, OrlTraul, HL. γεταινα, Nachbarin: EustIl 1129,10.17.– LS, Tgl, TLG. γειτνεω benachbart sein: HalkChrys 259.– DGE s.v. γειτνιεω. γειτνω benachbart sein: CPR VIII 9,8.– LS, DGE. γειτνιζω benachbart sein: AmphIcon VIII 84. AubRech Th 8,11. CalHypat 3,11; 43,14. Procop. Gaz. Ep. 14,14 (Garzya). Leont XIII 84 – LS, DGE, Tgl, TLG, Kr, Car, Stam. γειτναμα, τ Nachbarschaft, Nähe: Suda I 521,25. PselMin II 255,6 – LS. γειτνιρχης, „Bezirkskommandant»: τν ορανν (=Io. Praecursor) Chrysiplo 33,5.– Vgl. γειτον(ι)ρχης. γειτνιασμς, Nachbarschaft: GregAntEpit 197,28. γειτνιτης, Nähe, Ähnlichkeit: τς ποθσεως Pach II 246,13. γειτονρχης, Vorsteher eines Stadtviertels, Bezirkskommandant: ScholAristPol 317,10.– Vgl. -ιρχης. γειτοναρχα, Amt des γειτονρχης: ScholAristPol 317,9. γειτνευμα, τ Nachbarschaft: LeoLog 184.– DGE; HL -νεμα. γειτονιζω benachbart sein, angrenzen: ScholAristid 87,8.– HL. γειτονιρχης, Vorsteher eines Stadtviertels, Bezirkskommandant: OikList 113,17; 125,2; 161,4. DeCerV II 75,7; 76,20. DeCer I 803,20. ALavra 53,17 (a.1097).– L, TLG, ODB; vgl. -ναρχος LS.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК МОНАХ (XIII в.), автор аскетических сочинений. О жизни М. М. ничего не известно. Свои сочинения, являющиеся единственным источником скудных сведений об их авторе, он писал уже в преклонном возрасте (не позднее 1266, судя по датам пасхалии, и не ранее 1259, когда Михаил VIII Палеолог взошел на трон, см.: Richard M. Les florilèges de Marc hiéromoine//DSAMDH. T. 5. Col. 506-507). М. М. был, по его собственным словам, монахом (Florilegium. I 92//Opera ascetica. P. 8). Ирина Палеологина, сестра имп. Михаила VIII, принявшая постриг после смерти мужа, Иоанна Комнина Ангела († ок. 1257), побудила М. М. написать наставления для ее духовной жизни (Ibid. III 1-4//Opera ascetica. P. 11). Видимо, М. М. был ее духовником довольно продолжительное время. В рукописи Vat. Chigi. gr. 27 (XIII в.) сохранились все сочинения М. М. (отдельные произведения дошли еще в 3 рукописях). По словам М. М. (Epilog. 10-12//Opera ascetica. P. 181), плохое здоровье не позволило ему написать рукопись самому, так что пришлось прибегнуть к услугам переписчиков. 1. Объемная антология «Алфавитные изречения по главам из преподобных отцов наших, собранные на разные темы» (Fol. 1r - 306v). Содержит извлечения, обычно использовавшиеся в XIV в. для защиты афонского исихазма, из Макариевского корпуса, прп. Нила Синайского и прп. Симеона Нового Богослова, а также др. греч. отцов, особенно прп. Максима Исповедника. В сборник включен также полностью Апокалипсис Иоанна Богослова с толкованиями М. М., составленными с использованием комментариев Андрея Кесарийского и Икумения (Fol. 44v - 71v). Издана только небольшая часть (схолии на книгу Екклесиаст под именем Нил (Fol. 200r - 203r)): Luc à S. Nilo d " Ancira sull " Ecclesiaste: Dieci scolii sconosciuti//Biblica. 1979. Vol. 60. P. 237-246; ср.: Idem. Gli scolii sull " Ecclesiaste del Vallicelliano greco E 21//Augustinianum. 1979. Vol. 19. P. 287-296, здесь: 288-289. По-видимому, антология, описанная М. Ришаром ( Richard M. Florilegium patristicum secundum alphabeti litteras dispositum//DSAMDH. T. 5. Col. 507), включает выдержки из этого сочинения М. М.

http://pravenc.ru/text/2562266.html

MangSoph C.Mango – J. Parker, А twelfth Century description of St. Sophia. DOP 14 (1960) 233–245. ManRhet Manuel Rhetor, ρωτματα το φρρ Φρατζσκου. PG 140, 469–81. [s.XIII] Mansi J.D.Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Firenze 1759ff.: XII 980–1154 (Nic. 787); XIII l–496 bis (Nic. 787); XVI 292–550 (Cp. 869): XVII А 371–525 (Cp. 879). ManStrab P.Gautier, Le dossier d’un haut fonctionnaire d’Alexis I er Comnène, Manuel Straboromanos. REB 23 (1965) 168–204. [s.XII] ManuelDial Manuel II., Dialoge mit einem „Perser“, ed. E. Trapp. Wien 1966. Verbesserter Text bei К. Förstel, Manuel II. Palaiologos, Dialoge mit einem Muslim, I–III. Würzburg 1993–1996 (Seitenzahlen der ed. princ. im Text). [s.XIV] ManuelOr Manuel II Palaeologus, Funeral Ovation on his brother Theodore, ed. J.Chhysostomides. Thessalonike 1985. [s.XV] ManusKatrarios M.Manusakas, Στφανος Κατρριος, in: Ες μνμην Κ.μντου. Athen 1960, 265–271. [s.XV] MarcSic А.Амоге, San Marciano di Siracusa. Vatikan 1958. [ca 700?] MargAr L.G.Westerink, Marginalia by Arethas in Moscow Greek MS 231. Byz 42 (1972) 1960–244. [ca 900] MargVat C.M.Mazzuccini, Leggere i classici durante la catastrofe (Costantinopoli, maggioagosto 1203): Le note marginali al Diodoro Siculo Vaticano gr. 130. [II.] Aevum 69 (1995) 201–258. MarkAnek D.Chrestides, Μαρκιαν νκδοτα. Thessalonike 1984 (Index 336–342). [s.XII] MarkDubrov M.Markovi, Vizantijske povelje Dubrovakog arhiva. ZRVI I (1952) 205–262. [s.XIII–XV] MarkKod Sp.Lampros, Μαρκιανς κδιξ 524. NE 8 (1911) 1–59, 113–192. [s.XI/XII] MarkMon Marc le Moine, Traités, ed. G.–M. de Durand. I,II. Paris 1999, 2000 [s.V] MarkVat A.Markopoulos, Le témoignage du Vaticanus gr.163 pour la période entre 945–963. Σμμεικτα. 3 (Athen 1979) 83–119. [s.X] MartAm A.Vasil’ev, Greeskij tekst itija soroka dvuch amorijskich muenikov. Zapiski Imp. Ak. nauk po ist.–fil. oldel. VIII. Ser., VII (St.Petersburg 1898) Nr.3. [s.IX?] MartAmor B.Vasil’evskij – Ρ.Νικitiν, De XLII Martyribus Amoriensibus narrationeset carmina sacra. Zapiski Imp. Ak. nauk po ist.–fit. otdel VIII.Ser.,VII (St.Petersburg 1906) Nr. 2. [s.IX]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Αργυροπολεια. Αθναι, 1910. Σ. 48-67 [ Иоанн Аргиропул. Утешительное слово имп. Константину XI на смерть его матери]; idem. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1912. Τ. 1. Σ. 62-66 [ Иоанн Евгеник. Утешительное слово], 117-122 [ Иоанн Евгеник. Утешительное слово Константину XI Палеологу], 123-134 [Речь к имп. Константину XI Палеологу]; 1924. Τ. 2. Σ. 40-51 [ Геннадий Схоларий. Утешительное слово имп. Константину XI на кончину его матери]; 1926. Τ. 3. Σ. 132-199 [ Исидор, митр. Киевский. Панегирик Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам], 200-221 [Энкомий Мануилу II и Иоанну VIII Палеологу], 266-280 [ Георгий Гемист Плифон. Монодия], 281-283 [ Виссарион, митр. Никейский. Стих на облачение в монашеские ризы при принятии пострига царей Мануила II и Елены]; 1930. Τ. 4. Σ. 239-240 [аргировул Фомы Палеолога], 510 [ Геннадий Схоларий. Хронография]; Gennade Scholarios. Œuvres complètes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1936. T. 4; Τωμαδκης Ν. Β. Η ν τ Πατμιακ κδικι 287 μικρ χρονογραφα//ΕΕΒΣ. 1955. Τ. 25. Σ. 28-37; Georgios Sphrantzes. Memorii, 1401-1477/Ed. V. Grecu. Bucur., 1966; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1; Mioni Е. Una inedita cronaca bizantina (dal cod. Marc. gr. 595)//RSBS. 1981. T. 1. P. 71-88; Critobuli Imbriotae Historiae/Ed. D. R. Reinsch. B., 1983. Лит.: Мошин В. Крст царице Jeлehe, кнеза Драгаша//Уметнички преглед. Београд, 1937/1938. Год 1. Бр. 6. С. 136-137; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453: Thes. diss. Münch., 1938. N 84, 90-98; Д. Jeдuha buзahmujcka царица 1939. 30. С. 1-23; он же. buзahmujcka царица. Београд, 2004; Janin. Églises et monastères. 19642. P. 324-326, 421-429; Barker J. Manuel II Palaeologus (1391-1425). New Brunswick, 1969; Schreiner P. Chronologische Untersuchungen zur Familie Kaiser Manuels II//BZ. 1969/1970. Bd. 63. S. 285-299; Д., Палавестра А., Д. Родословне таблице и грбови српских дuhacmuja и властеле. Београд, 1991. С. 75-77; Μακρυστθης Σ., πρωτοπρ. Η Αγα Υπομον: Ιστορα, σματικ κολουθα κα παρακλητικς κανν. Αθνα, 19993; PLP, N 21366; Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 5: Μος. Σ. 449-450; М. М. buзahmujcka царица: Прича о cpnckoj принцези koja je шест дeцehja седела на престолу и била мajka дbojuцe источно-римских царева. Београд, 2010. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673771.html

Несмотря на господство сакраментальной И., в литургических книгах католич. Церкви сохранялись более старые чинопоследования. Напр., в Понтификале пап Климента VIII и Урбана VIII (1663) был переиздан практически не использовавшийся сложный чин канонического покаяния (с раздачей пепла и возложением власяницы, чтением 7 покаянных псалмов, изгнанием из храма и разрешением в Великий четверг). После проведения Ватиканского II Собора литургические комиссии стали предлагать разные варианты реформирования тридентского чина Покаяния. Главной претензией к старому чину со стороны реформаторов было то, что сакраментальная И. утратила связь с литургией, превратившись из общинного, церковного действа в индивидуальную духовную практику. Новый чин был издан в 1973 г. Он предусматривает 3 формы совершения Покаяния: 1) индивидуальную сакраментальную И.; 2) публичный чин примирения в сочетании с индивидуальной И.; 3) общую И. с общим отпущением грехов (может совершаться при большом стечении кающихся или в случае смертной опасности). Однако последняя форма вызвала много нареканий со стороны нек-рых епископских конференций как противоречащая догматическому учению о таинстве Покаяния, и потому на практике она почти не используется. В качестве альтернативы конфессионалу появились «комнаты примирения», в к-рых возможно совершение И. лицом к лицу, а не через перегородку. И. у восточных христиан В большинстве древних восточнохристианских Церквей тайной сакраментальной И. либо вовсе нет, либо она появилась довольно поздно под греч. или лат. влиянием. Так, в копт. литургической традиции практика тайной И. не фиксируется в источниках до XII в. Основным покаянным обрядом долгое время был чин каждения, совершаемый на вечерней службе, а также покаянная молитва Tahlil El-Ibn («Восхваление Сына») и чтение «Отче наш» во время литургии ( Kopp C. Glaube und Sakramente der koptischen Kirche//OrChr. 1932. Vol. 25. N 1. P. 150-158). Первый трактат, посвященный тайной И. перед пресвитером, написан Марком ибн Канбаром († 1208) ( Zanetti U. Le livre de Marc ibn Qanbar sur la confession retrouvé//OCP. 1983. Vol. 49. N 2. P. 426-433).

http://pravenc.ru/text/675011.html

Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (Л. 171 об.) Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (Л. 171 об.) Рукопись 1591 г., написанная для вклада в костромской Ипатьевский мон-рь (т. н. Первая Ипатьевская, в наст. время хранится в архиве ГММК), имеет более 570 миниатюр, часто занимающих целый лист, и является роскошным образцом «аристократической» редакции Псалтири. Однако содержание миниатюр носит преимущественно истолковательный, а не исторический характер. Особый иконографический извод представляет список Псалтири, написанной в 1548 г. в Новгороде при архиеп. Феодосии и иллюстрированной, как установил Ю. А. Неволин, мастером-знатоком западноевроп. гравюры кон. XV - 1-й пол. XVI в. (ГИМ. Увар. 592-1°), работавшим позднее в Москве при митрополичьем и царском дворах, где он участвовал в создании лицевого Жития свт. Николая Чудотворца (РГБ. Ф. 37. Больш. 15) и Егоровского лицевого сборника (РГБ. Ф. 98. Егор. 1844). Коронование Христом имп. Алексея I Комнина, имп. Ирины и их сына Иоанна. Миниатюра из Псалтири Барберини. Кон. XI в. (Fol. 5v) Коронование Христом имп. Алексея I Комнина, имп. Ирины и их сына Иоанна. Миниатюра из Псалтири Барберини. Кон. XI в. (Fol. 5v) Из отдельных ветхозаветных книг наиболее часто иллюстрируемой является Книга Иова, в т. ч. с комментариями Олимпиодора Александрийского (Патмос, мон-рь Иоанна Богослова - Cod. 171, с миниатюрами VII-VIII и XI вв.; Marc. gr. 538, 905 г.; Vat. gr. 749, IX-X вв.; Vatop. 590, XII в.; Hieros. Patr. Αγου Τφου 5 (один лист в РНБ. Греч. 382), XIII в.; Laur. B 100, XIII в.; Paris. gr. 134, XIII в.; Paris. gr. 135, 1362 г.); Афины, Византийский музей - Cod. 62, XII в.; Vat. gr. 751, XIII в.; Vat. gr. 1231, XIII в.). Известны иллюстрации к Книге пророка Исаии (Vat. gr. 755, X-XI вв.), к Книге Премудрости Соломона (Копенгаген, Королевская б-ка - Gl. Kongl. Saml. 6, X в.). Особую группу составляют иллюминированные Книги пророков с толкованиями, к-рые, как правило, содержат портретные миниатюры (Vat. Chigi R VIII 54, X в.; Taurin. В I 2, X-XI вв.; Laurent. Plut. V 9, XI в.; Vat. gr. 1153, XIII в., Bodl. MS Nev. College 44, 1200 г.). В этом ряду следует назвать рус. рукопись 1489 г. (РГБ. Ф. 173. 20).

http://pravenc.ru/text/209475.html

Тогда Лев Армянин посадил святого ες τ λευθερου νκτορα, 158 где в мрачном помещении Феофан содержался два года. Инок, бывший при святом, говорил ему: может быть царь сжалится над тобою и отпустит тебя умереть в своем монастыре, но Феофан на это будто бы сказал: нет, дитя, он пошлет меня на σκληρν κα παραμθητον остров, где приютит нас некий старец и где я и умру. Предсказание это сбылось, Феофан был сослан на о. Самофраку, где и умер 12 марта, прожив здесь только 23 дня. По вступлении на престол имп. Михаила II преследование иконопочитателей немного прекратилось, хотя и не совершенно; ученики святого, взяв тело его с о. Самофраки, принесли в монастырскую усадьбу ερεα в день Рождества Христова, в самый монастырь положили его в Пасху; еще позже перенесли остатки его в созданный им монастырь «Село» (γρς) и положили их на правую сторону храма в гробнице, которую он сам построил. 84 р. 139: εασας τν κατ τν βαρβρων πλην κα τν τς πολιτικς εταξας διοκησιν ...οτως βολει... ν ερν τ τς βασιλεας σκπτρα διπειν. 85 Латинский перевод в Act. SS. Boll., март, II, 318; Θ. ωννου. Μνημεα γιολογικ, 115–128 (по cod. Marc. 359, XII века). Поправки к изданию – П. В. Никитина в «Зап. Имп. Акад. Наук» (Mémoires, VIII-e série, cl. hist.-philol. I. 1). Спб. 1895, стр. 54. 87 Θ. ωννου 124: ν Νικα τ δετερον οκουμενικ Σνοδος π Ερνης κα Ταρασουκροτηθεσα... Χρνου τοιγαρον κ τοτου τετραετος παροιχομνου. 89 προβτων φ», в латинском: quinquaginta ovium. Что это? опечатка ли в греческом (вм. ν»), или ошибочность перевода в латинском (вм. quingentis)? 91 Обычай этот унаследован Византией с Востока – из Персии и Грузии, где сидение на осле считается самым тяжелым унижением. 92 р. 441: ν τ λεγομν Πλατων (у Феофана Πλαταν, в отцовский дом свой), τοι ν τ μον τ νν καλουμν Χρ. 94 πλησον το γου ερομρτυρος Μωκου ν τ μον το σου κα θαυματουργο ννα· οτω γρ ν τος πατριαρχικος κδιξιν μον ναγρφεται. 96 Genere vero Chazai. Вслед за Баронием болландисты (AA. SS. Boll февраль III. 392) полагают, что надобно читать Chazarum, Chazarorum, или Chazariae. 97 Грузинский патерик; Мартиролог Антония; Сабинин, Полное жизнеописание святых Грузинской церкви. Спб. 1872, II. 105–125. Сначала мы изложили житие Иллариона по Сабинину, но теперь, когда получили новый перевод (в списке о. архим. Августина Мовийона), очень отличный от Сабининского, мы сочли нужным многое из текста «Иверийца» выбросить. Вообще незнание грузинского языка не позволило нам отнестись к задаче вполне самостоятельно. 103 По Сабинину; «во все это время он претерпевал большие оскорбления от латинян». Но этого нет в новом переводе: не вставка ли это «иверийца»? 105 πειδπερ πολλο πεχερησαν (Ed. Kurtz, 1–24). Разбор этого издания в Ж. Μ. Н. Пр. 1899, X, 343–361. 106 Стр. 1: μν ατο θεσαντο, διηγσαντο, δ κα ξ λλων ληθς παρειλφασιν συνεγρψαντο.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Г.-тетракситы были союзниками гуннов-утигуров, выступая вместе с ними на стороне Византии против гуннов-кутригуров. Крымские Г. приняли христианство в форме православия. Уже в 325 г. на Вселенском I Соборе в Никее присутствовал Готский еп. Феофил. Ок. 400 г. свт. Иоанн Златоуст послал к крымским Г. еп. Унилу. В 547 г. Г.-трапезиты требовали епископа из К-поля. В 691 г. представитель крымских Г. присутствовал на К-польском Соборе. В эпоху иконоборчества в VIII–IX вв. гот. еп. Иоанн построил в Крыму мон-рь св. Апостолов, ездил в Иерусалим, Грузию. В VIII–XVIII вв. в Крыму существовала Готская епархия, к-рая подчинялась К-польскому Патриархату. Политическим и религ. центром Крымской Готии был г. Дорос (Феодоро, совр. Мангуп). Обл. Дори, княжество Феодоро, Готия, как и язык крымских Г., известны до кон. XVI в. Крымские Г. находились в зависимости от различных гос-в Вост. Европы: Хазарского каганата, Византии, Золотой Орды, Крымского ханства, Московской Руси. Этноним «Г.» стал собирательным для населения и территории Юго-Вост. Крыма. Ист.: Dio Cassius.Hist. Rom.; Scr. hist. Aug.;Lact.De mort. persecut.; Amm. Marc.Rer. gest.; Eutrop.Breviar.; Sidon. Apol.Ep.; Epiph.Adv. haer.; Hieron.Adv. Rufin.; Aug.De civ. Dei; Philost.Hist. eccl.; Orosius.Hist. adv. pag.; Socr. Schol.Hist. eccl.; Sozom.Hist. eccl.; Theodoret.Hist. eccl.; Olympiod.; Zosim.Hist.; Greg. Turon. Hist. franc.; Procop.Bella; Iord. Rom.; Iord. Get.; Agath. Myr. Hist.; Isid. Hisp. Hist.; Auxentius ep. Dorostorensis.De Ulfila episcopo Gothorum//Über das Leben und die Lehre des Ulfila/Hrsg. G. Waitz. Hannover, 1840. S. 10–21; Malchus Philadelphensis.Fragmenta/Ed. C. Müller//FHG. 1885. Vol. 4. P. 111–132; Petrus Patricius.Fragmenta/Ed. C. Müller//Ibid. P. 181–191; Ioannes Antiochenus.Fragmenta/Ed. C. Müller//Ibid. P. 538–622; Fredegarius. Chronicum cum suis continuatoribus//PL. 71. Col. 605–664; Dexippus.Fragmenta/Ed. L. Dindorf//Historici Graeci Minores. Lipsiae, 1870. Vol. 1. P. 165–200; Eunapius.Fragmenta/Ed. L.

http://pravenc.ru/text/531505.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010