Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛИМПИАДА Прп. Олимпиада К-польская. Скульптура Д. М. де Росси на карнизе собора св. Петра в Риме. 1667–1668 гг. Фото: www.stpetersbasilica.iuf Прп. Олимпиада К-польская. Скульптура Д. М. де Росси на карнизе собора св. Петра в Риме. 1667–1668 гг. Фото: www.stpetersbasilica.iuf [Греч. Ολυμπις] († 25 июля ок. 408), св. диаконисса К-польская (пам. 25 июля). Источники Сведения об О. содержатся в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующем о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» (BHG, N 870; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 319-352), написанном ок. 408 г., в «Лавсаике» еп. Палладия, составленном ок. 419-420 гг. ( Pallad. Hist. Laus. 56), в Житии О. (BHG, N 1374-1375; CPG, N 6040), созданном, вероятно, в 1-й пол. V в. ( Honigmann. 1953. P. 111-112; Malingrey. 1968. P. 100), и в «Церковной истории» Созомена сер. V в. ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2-28). Никифор Каллист († ок. 1335 г.), используя более ранние источники, расширил повествование об О. дополнительными подробностями о ее щедрости, ее духовной связи со свт. Иоанном Златоустом , ее ссылке в Никомидию, смерти и о почитании мощей святой ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24). Житие О. создано анонимным автором, к-рый свидетельствует о себе как об очевидце описанных им событий, духовном друге диакониссы , тесно связанном с ее семьей и позаботившемся, согласно желанию святой, о раздаче ее имущества ( Malingrey. 1968. P. 442). При составлении Жития автор использовал «Диалог...» Палладия и практически дословно перенес оттуда рассказ об О., поменяв лишь настоящее время на прошедшее, т. к. Житие в отличие от «Диалога...» было написано уже после кончины диакониссы. Также автор обращался к «Лавсаику» Палладия. Ж. Буске считал, что Житие было написано во 2-й пол. V в. ( Bousquet. 1906. P. 231). Э. Хонигман опроверг данную т. зр. и пришел к выводу, что текст был составлен ок. 440 г. По мнению исследователя, автор Жития является одним лицом с создателем расширенной редакции «Лавсаика» (т. н. редакция В), под которым надо понимать Ираклида, еп. Нисского, и которого не следует отождествлять с одноименным епископом Эфесским, рукоположенным свт. Иоанном Златоустом в 401 г. ( Honigmann. 1953. P. 111-122). Однако А. М. Малингрей допускает возможность такого отождествления ( Malingrey. 1968. P. 395. Not. 2). Первое критические издание Жития подготовил И. Делеэ ( Delehaye. 1896. Vol. 15. P. 400-423), Буске опубликовал его франц. перевод ( Bousquet. 1906); более позднее критическое издание с привлечением новых рукописей и с включением франц. перевода подготовила Малингрей ( Malingrey. 1968. P. 406-448).

http://pravenc.ru/text/2578321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРАКС [греч. Ιραξ] († после 408), прп. (пам. в субботу сырную). Сведений о жизни и деяниях И. сохранилось крайне мало. Известно, что И. жил в Египте и входил в группу нитрийских монахов во главе с т. н. Длинными братьями ( Аммонием , Диоскором , Евсевием и Евфимием). Когда еп. Феофил Александрийский изгнал их из Египта, они пришли в К-поль просить заступничества у свт. Иоанна Златоуста (эту историю, не упоминая имени И., приводят неск. церковных писателей: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 12; Phot. Bibl. 1960. T. 2. P. 57-59). Нек-рую информацию об И. приводит в «Диалоге о житии блж. Иоанна Златоуста» еп. Палладий Еленопольский. По его словам, И. первым из егип. и фиваидских отшельников удалился на Порфирову гору (пик в горной цепи между Нилом и Красным м.), где пребывал в одиночестве 4 года, а затем 45 лет подвизался в Нитрийской пустыне. Будучи изгнан из Египта вместе с др. нитрийскими монахами, И. пробыл с ними в К-поле нек-рое время, а после смерти Аммония, наступившей ок. 403 г., незадолго до начала Собора в предместье Дуб, возвратился в пустыню. Следует отличать И. от др. Иеракса, ученика прп. Антония Великого , самого старшего из нитрийских монахов (во времена Палладия ему было ок. 90 лет), о к-ром упоминается в той же главе «Диалога...». Два изречения И. содержатся в сб. Apophthegmata Patrum . Когда один из иноков спросил И., как спастись, тот ответил: «Сиди в келлии своей. Если голоден, ешь. Если жаждешь, пей. Но не злословь никого, и спасешься» (Великий Патерик. С. 28). В др. изречении И. предостерегал от мирских речей. В некоторых списках рус. святцев XVII в. память И. указывается 5 и 8 мая. Ист.: PG. 65. Col. 252 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П. 1993. С. 88); Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. XVII/Éd. par A.-M. Malingrey. P., 1988. T. 1. P. 338 (рус. пер.: Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста/Пер.: А. С. Балаховская. М., 2002. С. 110-111); Великий Патерик, или Великое Собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 132, 136; Т. 3. С. 532. Ю. А. Казачков Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/293589.html

1 Афанасий Александрийский. Sermo in annuntiationem deiparae, 2—3, [Sp.]. PG 28, 920B-D. 2 Кирилл Александрийский. De sancta trinitate dialogi, 2. PG 75, 733CD. 3 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1, 4. Op. cit., 4, 33—36 (p. п.: С.8—9 (80—81) 4 Там же, 1, 9. Op. cit., 9, 25—26 (р. п.: С. 28 (100)). 5 Там же, 3, 14. Op. cit., 58, 24—25 (р. п.: С. 153 (225)). 6 «Нечестивыми» называются вовсе не чтущие Бога в отличие от «злочестивых», т. е. чтущих Его худо, сиречь недостаточно или неправильно. 7 Максим Исповедник, К Марину. PG 91, 96В и 201AB. 8 Он же. Диалог с Пирром. ГС 91, 341А (р. п.: С. 219). 9 Василий Великий. Послание 189, 8. PG 32, 693D — 696А (р. п.: С. 10 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 1. С. 402 (р. п.: С. 403). 11 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 2. С. 404 (р. п.: С. 405). 12 Там же, И, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 13 Там же, 12, 4. С. 546 (р. п.: С. 547). 14 Там же. 15 Т. е., Бог является причиной как сущих, так и сил и энергий; но первых — как их Творец, а вторых — по природе, ибо природа первична по отношению к своим свойствам. 16 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 542 (р. п.: С. 543). 17 Он же. Послание 2. С. 768—770 (р. п.: С. 769—771). 18 Григорий Нисский. Слова на заповеди блаженства, 7. PG 44, 1280AB. 19 Там же, 4. PG 44,1269А. 20 Выше эта цитата относится Паламой к Григорию Нисскому, см. прим. 425. Издатели греческого текста дают ссылку на слово св. Кирилла Александрийского «О поклонении в Духе», 9. (PG 68, 608А), но там похожих слов не обнаруживается. 21 Василий Великий. Против Евномия, 2. PG 29, 648А (р. п.: С. 120). 22 Григорий Нисский. Слова на заповеди блаженства, 6. PG 44, 1272C. 23 Он же. О божественности Сына и Духа. PG 46, 573D-576A (р. п.: С 160). 24 Афанасий Александрийский. Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14. PG28,1313A. 25 Григорий Богослов. Слово 31,17. PG 36,152С (р. п.: С. 453). 26 Иоанн Златоуст. De incomprehensibili dei natura (­ Contra Anomoeos, homiliae), 1,194—195, Malingrey, A.-M. (editor), Jean Chrysostome. Sur l " incomprnhensibilitn de Dieu, Paris, 1970 (series: Sources chrntiennes 28 bis), p. 13 (p. п.: Т. l.C. 497).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3134...

Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 342-344; Malingrey. 1968. P. 410). Имп. Феодосий, услышав о раннем вдовстве О., вознамерился выдать ее замуж за своего родственника из Испании, по имени Елпидий (Helpidius. 9//PLRE. Vol. 1. P. 416), но О. отказала, заявив, что, если бы Богу было угодно ее замужество, Он не лишил бы ее 1-го супруга ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 344; Malingrey. 1968. P. 411-412). По мнению Малингрей, этот эпизод произошел между 386 (смерть Небридия) и 388 (победа имп. Феодосия в войне против узурпатора Максима) годами ( Malingrey. 1968. P. 411-413. Not. 4); Дельмер датирует событие временем до отправления Феодосия на войну в авг.-сент. 387 г. ( Delmaire. 1991. P. 146). Император приказал префекту города забрать все имущество О. под охрану до тех пор, пока ей не исполнится 30 лет. О. возблагодарила Бога и ответила императору, что он совершил для нее благодеяние, освободив от тяжелого бремени богатства и от заботы о его раздаче. Тем самым Феодосий избавил О. от суетной славы, с к-рой могла быть связана ее благотворительность ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 344-346; Malingrey. 1968. P. 412-414). Префект, воспользовавшись вверенными ему полномочиями, также лишил О. возможности общаться с епископами и посещать богослужения. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал в письмах, что О. проявила в этих обстоятельствах высоту смирения ( Malingrey. 1968. P. 327-330). Когда император пришел с войны против Максима (в 391/2) и услышал об аскетичной жизни О., он приказал вернуть ей право распоряжаться своим состоянием, к-рое она впосл. употребила на служение Богу и ближним ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 346; Malingrey. 1968. P. 414). Иоанн Златоуст восхищался бескрайней щедростью О., сравнивая ее с океаном ( Malingrey. 1968. P. 198). Вероятно, в 397 г. свт. Нектарий , архиеп. К-польский (381-397), посвятил О. в диакониссы ц. Св. Софии в К-поле ( Sozom. Hist. eccl. VIII 1), хотя она не достигла канонического возраста 60 лет, предписанного ап.

http://pravenc.ru/text/2578321.html

В кон. 384 г. О. вышла замуж за Небридия (Nebridius. 2//PLRE. Vol. 1. P. 620; о датировке свадьбы см.: Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 629-630; Delmaire. 1991. P. 145. Not. 69), комита частного имущества (comes rei privatae) в 382 г. и префекта К-поля в 386 г. (Небридий упомянут в законе от 29 июня 386 - CTh. III 4). Исследователи считают, что в письме свт. Григория Богослова к Виталиану ( Greg. Nazianz. Ep. 193//PG. 37. Col. 316) речь идет именно о свадьбе О. и Небридия; святитель объяснил свое отсутствие болезнью и поздравил молодоженов ( Malingrey. 1968. P. 17). Свадебным подарком свт. Григория стала его увещевательная поэма «К Олимпиаде» ( Greg. Nazianz. Carm. ad Olympiadem. 6//PG. 37. Col. 1542-1550), в к-рой он дал мудрые советы, касающиеся манеры одеваться, поведения с мужем, обязанностей хозяйки дома и отношений с посторонними людьми. Однако Н. Маклин попытался доказать, что в письмах свт. Григория к Виталиану ( Idem. Ep. 193, 194//PG. 37. Col. 316-317) и в его поэме «К Олимпиаде» речь идет о др. Олимпиаде, родной дочери Виталиана, к-рая, как и Феодосия, жила со своим отцом в Каппадокии, в окрестностях Назианза, а не в К-поле; т. о. исследователь опровергает общепринятую теорию о воспитании О. Феодосией и о посвящении именно ей поэмы свт. Григория ( McLynn. 1998. P. 228-230). В «Диалоге...» Палладия говорится, что брак О. продлился не более 20 месяцев ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 342), в Житии сказано, что О. была замужем «немного дней», «не более года» ( Malingrey. 1968. P. 408, 410; Небридий скончался в 386 - Ibid. P. 18). На основе сведений из письма свт. Иоанна Златоуста к О. (Ibid. P. 170) в источниках утверждается, что, несмотря на замужество, О. сохранила девство и «поистине не разделила ни с кем ложе» (Ibid. P. 408, 410; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 17. 134//SC. 341. P. 342; Idem. Hist. Laus. 56; Sozom. Hist. eccl. VIII 9; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24). Молодая вдова выделялась знатностью происхождения, была богата, красива и получила прекрасное образование, однако она не желала во второй раз вступать в брак ( Pallad.

http://pravenc.ru/text/2578321.html

70 . Jones A. H. M. The Later Roman Empire. Vol. 1–3. Oxford, 1964. 71 . Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxford, 1971. 72 . Kelly J. N. D. Golden Mouth. The story of John Chrysostom – ascetic, preacher, bishop. London, 1996. 73 . Malingrey A.-M. «Pilosophia». Etude dans d’un groupe de mots dans la littérature grecque des Présocratique au IV-e s. aprés Jean Chrysostome. Paris, 1961. 74 . Maravalle P. Lieux saints et pèlerinages d’Orient. Paris, 1985. 75 . Maspero G. Histoire des patriarchies d’Alexandrie. Paris, 1923. 76 . Maspero J. Organisation militaire de l " Egipte byzantine. Paris, 1912. 77 . Nowak E. Le chrétien devan la souffrance. Etude sur la pensée de Jean Chrysostome. Paris, 1972. 78 . Les æuvres de Philon d " Alexandrie. Paris, 1965. Vol. 5. 79 . Ommeslaeghe F. van. Jean Chrysostome et le peuple de Constantinople/AB, 1981. T. 99, fasc. 3–4. 80 . Ommeslaeghe F. van. Jean Chrysostome et l " impératrice Eudoxie/AB, 1979, T. 99, fasc. 3–4. 81 . Ommeslaeghe F. van. La Fete de S. Jean Chrysostome dans l " Eglise grecque/AB, 1978. T. 96, fasc. 3–4. 82 . Ommeslaeghe F. van. De lijkrede voor Johannes Chrysostomus toegeshhreven aan Martirius van Antiochie. Tekstujtgave met Commentaar Hoofdstukken uit de Historisvhe Kritiek. Louvain, 1974. 83 . Ommeslaeghe F. van. La valeur historique de la Vie de S. Jean Chrysostome attribuée à Martyrios d " Antioch/Studia Patristica. Berlin, 1975. Vol. 12. 84 . Ommeslaeghe F. Que vaut le temoinage de Pallade sur le procès de S. Jean Chrysostome/AB, 1977.T. 95, fasc. 3–4. 85 . Ommeslaeghe F. Une vie acéphale de saint Jean Chrysostome dans le Batopedius 73/AB, 1976. T. 94, fasc. 3–4. P. 317–356. 86 . ΠΑΛΛΑΔΙΟΥ ΛΑΥΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ Á–B». AΘHNAI, 1970. 87 . Pietri Ch. Roma christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade a Sixte III. Paris, 1976. Vol. 2. 88 . Facundus Hermianensis. Pro defensione trium capitulorum/PL 67, 676–678. 89 . Resch A. Agrapha aussercanonische Schriftfragmente. Darm­stadt, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

983 Так, думается, лучше переводить выражение πντες παιδεας ο γιοι γεγνασι μτοχοι. В схожем смысле слово παιδεα употребляется им в «Пастыре Ермы», где говорится, что люди, уклонившиеся от Бога, терпят различные наказания и мучения в ежедневной жизни, а после всяких скорбей предаются «Пастырю» для «благого воспитания» ( ες γαθν παιδεαν), укрепляются в вере в Господа и все остальные дни жизни служат Господу с чистым сердцем (см.: Hermas. Le Pasteur. Ed. par R. Joly. P., 1958, p. 248–250 (Sources chrétiennes, 53)). Учение о «Божественном воспитании» играло существенную роль и в системе Оригена , но здесь оно было связано с идеей «падения» душ и их «апокатастасиса», а поэтому вряд ли оказало непосредственное влияние на миросозерцание преп. Максима, чуждого этих оригенистских концепций. О них см.: Koch Н. Pronoia und Paideusis. Studien über Origenes und sein Verhältnis zum Platonismus. B.; Leipzig, 1932, S. 13–36. Преп. Максиму скорее ближе мысли св. Иоанна Златоуста , который говорит, что Бог не оставляет и падших грешников, но воспитывает их через наказание ( δι κολσεως παιδεων) (см.: Jean Chrysostome. Sur la Providence de Dieu. Ed. par A.-M. Malingrey. P., 1961, p. 132–134 (Sources chrétiennes, 79)). Только преп. Максим считает, что подобное «воспитание» распространяется и на святых. 984 Примечательно, что Псевдо-Кесарий, автор конца V – начала VI вв., соединяет это место Св. Писания с 1Кор. 11 («Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»), и тем самым смысл его обретает объемность и глубину. См. Pseudo-Kaisarios. Die Erotapokrisis. Hrsg, von R. Riedenger. B., 1989, S. 44. 985 Слово πνος в данном случае целесообразно переводить так, хотя чаще оно переводится как «труд». Оба смысловых оттенка слова неразрывно связаны. 986 Типология Адама-Христа, ясно намеченная св. Апостолом Павлом ( Рим. 5:12–21 ; 1Кор. 15:21–22 и 45–49), получила развитие в трудах многих отцов Церкви и прежде всего св. Иринея Лионского , у которого она сопрягалась с указанной выше идеей «возглавления» (см.: Nielsen J.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Василий Кесарийский, De spiritu sancto, изд. J. Sieben (text B. Pruche, SC 17bis), FC 12, Freiburg i.B. 1993. Василий Кесарийский, Epistolae, PG 32,219–1112. Василий Кесарийский, Homiliae in Hexaemeron, изд. E. Amand de Mendieta – S.Y. Rudberg, GCS, N.F. 2, Berlin 1997. Григорий Назианзин , Carmina, PG 37, Paris 1858, 397–1600. Григорий Назианзин , Epigrammata, изд. P. Waltz, Anthologie grecque, I (Anthologie palatine), tome VI, livre VIII, Paris 1944. Григорий Назианзин , Epistulae, I-II, изд. P. Gallay, Paris 1964–1967. Григорий Назианзин , Opera quae exstant omnia, изд. J.-P. Migne, PG 35–56, Paris 1858. Григорий Назианзин , Orationes theologicae, изд. H.J. Sieben, FC 22, Freiburg etc. 1996. Евномий Кизический, Apologia, изд. R.P. Vaggione, Oxford 1987. Иероним, Евсевий, Epistulae I, изд. I. Hilberg, CSEL 54, Wien-Leipzig 1910. Иероним, Евсевий, Commentarius in Ecclesiasten, изд. M. Adriaen, CChr.SL 72, Turnhout 1959, crp. 247–361. Иларий Пиктавийский , De trinitate, изд. P. Smulders, CChr.SL 62–62A, Turnhout 1979–1980. Иоанн Златоуст , Epistulae ad Olympiadem, изд. A.-M. Malingrey, SC 13bis, Paris 21968, стр. 106–388. Ипполит, Refutatio omnium haeresium, изд. M. Marcovich, Patristische Texte und Studien, sv. 25, Berlin – New York 1986. Ириней Лионский , Adversus haereses libri V, изд. A. Rousseau – L. Doutreleau, I, SC 263–264, Paris 1979; II, SC 293–294, Paris 1982; III, SC 210–211, Paris 1974; IV, SC 100/1–2, Paris 1965; V, SC 152–153, Paris 1969. Климент Александрийский , Stromata, VH-VIII, изд. О. Stählin – L. Früchtel – U. Treu, GCS, Clemens III, Berlin 21970. Лукреций Кар, Тит, De rerum natura, изд. C. Buchner, Wiesbaden 1966. Максим Исповедник , Tomus dogmaticus ad Marinum presbyterum, PG 91,227–245. Марий Викторин, Ad Candidum Arrianum, изд. P. Henry – P. Hadot, SC 68, Paris 1960,130–172. Мефодий Олимпийский , De resurrectione, изд. N. Bonwetsch, GCS 27, Methodius, Leipzig 1917, стр. 217–424. Мефодий Олимпийский , Symposion, изд. H. Musurillo, SC 95, Paris 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

На основе писем свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 128, 129, 130//PG. 37. Col. 221-225) принято считать, что рано осиротевшая О. ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 17//SC. 341. P. 342) была отдана под опеку префекту К-поля, имя к-рого в Патрологии Ж. П. Миня передано как Прокопий, однако в новых критических изданиях, осуществленных с привлечением большего числа рукописей, оно исправлено на Виталиан (Виталий) (см.: Greg. Nazianz. Briefe/Hrsg. P. Gallay. B., 1969. S. 140). Исходя из сведений, содержащихся в поэме свт. Григория «К Олимпиаде» ( Idem. Carm. ad Olympiadem. 6//PG. 37. Col. 1549), в научной литературе обычно указывается, что воспитанием О. занималась Феодосия, родная сестра Амфилохия Иконийского (340 или 345 - после 394) и кузина свт. Григория Богослова, к-рая была одной из наиболее образованных женщин того времени ( Malingrey. 1968. P. 15). Дельмер предположил, что такой выбор в вопросе воспитания был сделан в связи с тем, что еп. Амфилохий, как и отец О., в юности обучался ораторскому искусству ( Delmaire. 1991. P. 145). Согласно гипотезе Ж. Бернарди, Феодосия была женой старшего брата О. Авлавия, поэтому после смерти родителей О. стала жить и воспитываться в семье брата ( Bernardi. 1984. P. 355). У Авлавия и Феодосии был сын Селевк (Seleucus. 2//PLRE. Vol. 1. P. 819), которому посвящена поэма, ошибочно приписываемая свт. Григорию Богослову ( Greg. Nazianz. Carm. ad Seleucum. 8//PG. 37. Col. 1577-1660), тогда как ее автором является свт. Амфилохий, еп. Иконийский ( Cosm. Indic. Topogr. chr. VII 68; см.: Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 298); в конце поэмы автор просит Селевка приветствовать его тетю Олимпиаду. Дельмер считает, что Селевк был сыном не брата О., а ее родной или сводной сестры (дочери Виталиана; Delmaire. 1991. P. 144). Возможно, религ. воспитанием О. занимался свт. Григорий Богослов ( Malingrey. 1968. P. 15), к-рый во время своего пребывания в К-поле (379-381) жил в доме Феодосии ( Greg. Nazianz. Or. 26//PG. 35. Col. 1249; Bernardi. 1984. P. 354).

http://pravenc.ru/text/2578321.html

Также источником сведений об О. являются 17 писем, адресованных ей свт. Иоанном Златоустом после его изгнания из К-поля ( Ioan. Chrysost. Epistulae ad Olympiadem 1-17; CPG, N 4405; PG. 52. Col. 549-622; Malingrey. 1968. P. 106-389; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 565-649). Сохранился рассказ о перенесении мощей О. (BHG, N 1376; CPG, N 7981), составленный игум. Сергией при К-польском патриархе Сергии (610-638) и известный по рукописи XI-XII вв. (Paris. gr. 1453. Fol. 210-214v). Буске, опубликовавший франц. перевод текста ( Bousquet. 1907), более точно обозначил время создания этого сочинения - 630 г. и опроверг мнение Никифора Каллиста ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24) о том, что Житие и рассказ о перенесении мощей были написаны одним автором, т. е. игум. Сергией. При этом Буске допустил возможность того, что 11-я глава Жития, в к-рой говорится о чудесном перенесении останков святой в мон-рь св. ап. Фомы, является более поздней вставкой, выполненной в основанном ей мон-ре Сергией или кем-то другим. По мнению исследователя, одиннадцатая глава должна была подготовить почву для появления нового повествования о 2-м перенесении мощей святой ( Bousquet. 1907. Р. 256-258). Рассказ о перенесении мощей издал Делеэ ( Delehaye. 1897. Vol. 16. P. 44-51). Жизнь Жизнь О. происходила из знатной семьи К-поля. Ее дед Флавий Авлавий был родом с Крита, из низкого сословия, однако благодаря личным заслугам стал одним из важнейших сенаторов при имп. Константине I Великом (306-337) и пользовался его расположением; с 329 по 337 г. занимал должность префекта претория; вместе с Юнием Бассом был консулом в 331 г.; исповедовал христианство (Fl. Ablabius. 4//PLRE. Vol. 1. P. 3-4). После смерти Константина Авлавий был отстранен от власти и убит в 337 г. Дочь Авлавия Олимпиада была невестой Константа I (337-350), после смерти к-рого вышла замуж за царя Армении Аршака III (ок. 350 - ок. 364 или 339-369) ( Amm. Marc. Res gest. XX 11. 1-3; Arsaces III//PLRE. Vol. 1. P. 109). Возможно, Олимпиада была сестрой матери О. ( Malingrey. 1968. P. 14), более вероятно,- сестрой отца О. по имени Селевк ( Bernardi. 1984. P. 356). Селевк был ритором (356), занимал важный пост («из числа комитов») при имп. дворе, сопровождал имп. Юлиана Отступника в военный поход против персов в 363 г., в 364/5 г. осужден на изгнание, скончался вскоре после 365 г. (Selevcus. 1//PLRE. Vol. 1. P. 818-819). Либаний хвалит Селевка за его усердие в украшении жертвенников, храмов и статуй богов, из чего следует, что отец О. был язычником ( Lib. Ep. 770// Libanii Opera. T. 10. P. 693-694; сохранились и др. письма Либания, адресованные Селевку: Lib. Ep. 342, 499, 696, 770//Ibid. P. 323, 474-475, 633, 693-694). Мать О. Александра, вероятно, также была язычницей ( Delmaire. 1991. P. 145).

http://pravenc.ru/text/2578321.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010