242 См.: Malingrey А.-М. «Philosophia». Étude d " un groupe de mots dans la litérature grecque des présocratiques au IV siècle. Paris, 1981. P. 207–261. 243 Фраза из его сочинения «О цели [жизни] по Богу и об истинном подвижничестве». См. наш перевод в кн.: Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 144. 245 Поэтому понятие «богословие», идущее в неразрывной связке с жизнью любомудренной ( κατ φιλοσοφ αν β ος) или добродетельной ( κατ ρετν β ος), было тождественно для него с понятием «боговедения» ( θεογνωσ α). См.: Leys R. La théologie spirituelle de Grégoire de Nysse//Studia Patristica. 1957. Vol. 2. Pt. 2. P. 497. 248 См.: Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. New Haven; London, 1993. P. 234. 249 Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. Краснодар, 2002. С. 64–65. Ср. здесь точное замечание о сути лжеучения евномия: «Вечная жизнь, по его взгляду, заключается в абсолютном познании Бога, и христианство есть познание, есть лишь система догматов ( δογμτων κρ βεια), дающих возможность разуму проникнуть в сущность Божества, и заключается его сущность. Спасается, по его мнению, тот, кто больше знает Бога и через свое знание приближается к Нему; вне знания нет спасения, и проповедь о спасении есть вместе с тем и проповедь знания». Типологически лжеучение евномия достаточно близко к ереси гностицизма. 251 См. предисловие к изданию: Grégoire de Nysse. Discourse catéchetique/Ed. par R. Winling//Sources chrétiennes. 458. Paris, 2000. P. 47–52. 255 Подробно см.: Lenz J. Jesus Christus nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa. Eine dogmengeschichtliche Studie. Trier, 1925. S. 16–87; Hübner R. M. Die Einheit des Leibes Christi bei Gregor von Nyssa. Untersuchungen zum Ursprung des «physischen» Erlösungslehre. Leiden, 1974. S. 103–147. 258 См.: Lenz J. Op. cit. S. 88–119; Bouchet J. R. La vocabulaire de l " union et du rapport des natures chez saint Grégoire de Nysse//Revue thomiste. 1968. T. 68. P. 533–582.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

М.: ИВИ РАН, 2008. С. 31–36. Иоанн Златоуст /Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 159–205. Dagron G. Les moines de la ville: Le monachisme a Constantinople jusqu " au concile de Chalcedoine (451)//Travaux et memoires. 1970. Vol. 4. Pp. 229–276. Сократ Схоластик . Церковная история/под ред. И.В. Кривушина. М., 1996. Theodosiani libri XVI (CTh). Ed. Th. Momsen. Berolini, 1905. Callinicos Vie d’Hypatios. Introduction, texte critique, traduction et notes par G. Bartelink. Paris: Sources chrétiennes, 1971. Williams S., Friell G. Theodosius. The empire at bay. London, 1994. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. Rufinus. Historia ecclesiastica/Migne Patrologia latina. Vol. XXI. Col. 464–541. Apophthegmata partum. Collectio alphabetica/Migne Patrologia graeca. Vol. LXV. Col. 72–440. Collection systématique. ed. J.-C. Guy. Paris: Cerf, Sources chrétiennes. 1993. Vol. 1. Римские историки IV в. М.: РОССПЭН, 1997. С. 295–297. MacMullen R. Christianizing the Roman Empre (AD 100–400)//Yale University Press, 1984 Les lois réligieuses des empereurs Romains de Constantin à Théodose II (312–438). Vol. I Code Théodosien. Livre XVI. Text e latin par Th. Mommsen, trad. Par J. Rougé. Paris: Sources chrétiennes, 2005. The Theodosian Code and Novels and the Sirmondian constitutions. Trans., comm., bybl. by Clyde Pharr. New Jersey, 2001. Житие и подвизание иже во святых отца нашего Порфирия Газского. Публикация и перевод И. Помяловского//Палестинский патерик. Вып. 5. Императорское православное Палестинское общество. СПб., 1895. Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity//The Journal of Roman Studies. 1971. Vol. 61. Pp. 80–101. Речи Либания. Перевод с греч. С. Шестакова. Казань, 1914. Т. 1. Jean Chrysostome. Lettres à Olympias. Introd. et traduc. de A.-M. Malingrey. Paris: Sources chrétiennes, 1947. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexikon. Oxf., 1961. Lexikon zur byzantinischen Gräzität. Wien, 1996. Fasc. 2. Joannes Chrysostomus. Epistulae 18–242/Migne Patrologia Graeca .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mona...

494 [Pseudo-]Maximus Confessor, Scholia in Dionysii Areopagitae, De coele- sti hierarchia, b: PG, vol. 4, col. 320B (cm . также: т. 2, c. 444 , прим. 750). 500 Maximus Confessor, Capita theologica et oeconomica, 1,82, в: PG, vol. 90, col. 1116C-1117A. 501 στασαστος. Maximus Confessor, Ambigua ad Thomam, 1, в: Maximi confessoris Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eundem, ed. B. Janssens (Turnhout–Leuven, 2002) (Corpus Christianorum. Series Graeca, 48), p. 7.21–23. 528 πρ τν νεργουμνων. Joannes Chrysostomus, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae 1–5), 3.353–354, в: Jean Chrysostome, Sur l’incompréhensibilité de Dieu, éd. A.M. Malingrey (Paris, 1970) (SC, 28 bis), p. 92–322 (TLG 2062 012). 533 Basilius, Epistulae , Ep. 234, 1.28–31 (в русском переводе: Письмо 226 (234), К тому же Амфилохию [епископу Иконийскому]). 536 τ κυρως εναι κα ο κυρως. Контаминация из: Maximus Confes­sor, Ambigua ad Ioannem, в : PG, vol. 91, col. 1184D, и idem, Capita theologica et oeconomica, 1, 6, b: PG, vol. 90, col. 1085A. 538 Gregorius Nyssenus, Liber de cognitione dei (=Θεογνωσα) (fragmenta ap. Euthymium Zigabenum, Panoplia dogmatica), в : PG, vol. 130, col. 313D. 541 Монофелиты (греч. Μονοθελται, от μνος – «один, единственный» + θλημα – «воля») – приверженцы христологического учения об одной воле Богочеловека Иисуса Христа. Согласно же православному вероучению, Христос, как Бог и человек, обладает, соответственно, и двумя волями – божественной и человеческой. 542 Нам не удалось найти подходящую цитату. Ван Дитен (Bd. 6, S. 56, Anm. 84) ссылается на Афанасьевы Orationes tres contra Arianos (PG, vol. 26, col. 445CD), но b этом месте говорится, что Сын «рожден волением и хотением (βουλσει κα θελσει) Отца», а не что Сам Он есть воление (βολησιν ατν εναι). 547 См.: Joannes Damascenus, Dialectica sive Capita philosophica (recensio fusior), 63 , b: Die Schriften des Johannes von Damaskos, ed. B. Kotter, vol. 1 (Ber­lin, 1969) (PTS, 7), p. 47–95, 101–142 (TLG 2934 002).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

196 См.: Minnerath A. Les chretiens et le monde (I er et II е siecles). Paris, 1973. P. 173–175. 199 Origene. Contre Celse. Vol. 2/Ed. par M. Borret//Sources chretiennes. Paris, 1968. M. 136. P. 318–320. 202 См. предисловие Ф. Вертеля к изданию: Saint Justin. Apologie/Introduction, texte critique, traduction et index par A. Wertelle. Paris, 1987. P. 15–16. 204 Есть неплохой перевод творений св. Иустина, осуществленный П. Преображенским : Сочинения святаго Иустина Философа и Мученика. M., 1892. Тексты этих творений мы берем по греческому изданию: ΠΟΛΤΚΑΡΠΟΣ ΣΜΤΡΝΗΣ ΕΡΜΑΣ ΠΑΠΙΑΣ ΚΟΔΡΑΤΟΣ ΑΡΙΣΤΕΙΔΗΣ ΙΤΣΤΙΝΟΣ ( ΜΕΡΟΣ A’)// ΒΙΒΛΙΟΦΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΚΑΙ ΕΚΚΛΕΣΙΑΣΤΙΚΩΝ ΣΤΓΓΡΑΦΕΩΝ. Τ. 3. ΑΦΗΝΑΙ, 1955. 205 Следует отметить, что современные св. Иустину представители так называемого «среднего платонизма», например Нумений и Альбин, выделяли в человеке «две души»: высшую (божественную, принадлежащую сфере умопостигаемого бытия, разумную и благую) и низшую (животную, относящуюся к области бытия чувственного, неразумную и «злую»), подразумевая, что вторая имеет иную «сущность» ( ουσα), чем первая, хотя и тесно сопряжена с ней. Естественно, что в перспективе подобной «психологии» только первая душа была «сродной» с Богом, а вторая воспринимала свою сущность от тела. См.: Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen Seelenlehre. Wiesbaden, 1983. S. 62–94. 207 См.: Winden J. C. М, van. An Early Christian Philosopher: Justin Martyris Dialogue with Trypho Chapters One to Nine. Leiden, 1971. P. 127. 208 См.: Nonis R. A. God and World in Early Christian Theology: A Stu­dy in Justin Martyr, Irenaeus, Tertullian and Origen. London, 1965. P. 36. 211 См.: Malingrey A. M. «Philosophia»: Etüde d’un groupe de mots dans la litterature grecque des presocratique au IV siede apres J.-C. Paris, 1961. P. 100–102. 213 Г. Нелц отмечает, что «занятия» ( διατριβα) св. Иустина носили характер богословско-научного преподавания; в то же время они не конституировались в «богословскую школу» с четко выраженными гранями образовательного института. См.: NelzH. R. Die theologischen Schulen der morgenländischen Kirche. Bonn, 1916. S. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

ce. 114–138; T. Spidlik, Spiritualität des östlichen Christentums, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 483–502. 116 С. van der Aalst, Contemplation et Hellénisme, in Proche-Orient Chrétien 14 (1964), cc. 151–168; Grégoire de Nazianze, cc. 9 слл. 119 . R. Leys, L " image de Dieu chez saint Grégoire dy Nysse, Bruxelles 1951, cc. 28 слл.; см. с слл. 120 См. J. Mouroux, L " expérience chrétienne, серия Théologie 26, Paris 1952, гл. 5–6; A. Léonard, Expérience spirituelle, DS 4,2 (1961), coll. 2004–2006. 122 . Id., Vie de Syméon le Nouveau Théologien, in Orient Christ. 12 (1928), с LXXIV; см. Hieronymus Graecus, PG 40, 860–865. 123 I. Hausherr, L " erreur fondamentale et la logique du Messalianisme. OCP I (1935), ce. 238–260; ОСА 183 (1969), ce. 64–96. 125 . См. É. des Places, Diadoque de Photicé,OS 3 (1957), coll. 825; F. Dörr, Diadochus von Photike und die Messalianer, Ein Kampf zwischen wahrer und falschen Mystik im fünften Jahrhundert, серия Freiburger theologische Studien 46, Freiburg im Breisgau 1937, с 50. 126 См. A. Guillaumont, Le «coeur» chez les spirituelles grecs à l " époque ancienne, DS 2, 2 (1953), coll. 2281–2288; см. с. слл. 142 См. Grégoire de Nazianze, с. 139, прим. 1 (библиогр.); G. Bardy, " Philosophie» et «philosoph» dans le vocabulaire chrétien des premiers siècles, RAM 25 (1949), ce. 97–108; A. M. Malingrey, « Philo sophia». Étude d " un groupe de mots dans la littérature greque des Présocratiques au IVe siècle après J.C., Paris 1961. 144 . См. напр. работу русского исследователя С. M. Зарина Акскетизм по пра- вославно-христианскому учению, СПб., 1907. 149 См. G. Verbeke, UOvolution de la doctrine du Pneuma, du stoïcisme à Saint Augustin, Paris-Louvain 1945; I. Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois, OCA 144, Roma 1955, в частности, на ce. 45–55 излагается история слова pneumatikos; DS 3, coll. 1015 слл., 1025, 1049 слл.; DS 2, 1833. 152 CM. J. Gribomont, L " Esprit sanctificateur dans la spiritualité dßs Pères grecs, DS 4, 2 (1961), coll. 1257–1272; см. с.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

З., объясняется апологетическим характером мн. его проповедей, в к-рых он противопоставлял светскому образованию в риторской школе духовное - в мон-ре ( Festugière . 1959). В ряде случаев И. З. признает пользу изучения эллинской словесности как источника практической мудрости ( Soffray. 1948). Кроме того, исторический контекст создания сочинений И. З. показывает, что наиболее резкие отзывы он написал, когда стремился «защитить монахов от враждебности, жертвой которой они стали во время гонений» имп. Валента ( Malingrey A.-M. «Philosophia»: Étude d " un groupe de mots dans la littérature grecque, des Présocratiques au IVe siècle après J.C. P., 1961. P. 266). Наибольшее влияние софистических моделей на стиль христ. проповеди и, в частности, на стиль И. З., проявилось в жанре энкомия, или панегирика (см.: Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Brux., 1921). В отличие от энкомиев каппадокийцев, к-рые следовали традиц. софистической модели построения, панегирики И. З. не укладываются в традиц. схему, однако сохраняют стандартный набор риторических фигур. Наиболее часто встречаются повтор, антитеза, гипербола, сравнение и экфраза ( Hubbel. 1924; Simonetti. 1953; Piedagnel A. Panégyriques de S. Paul//SC. 300. P. 21-38). Анализ лит. источников, прямых и скрытых цитат в текстах И. З. показывает, что творения святителя представляют важный источник по истории античной философии и просопографии ( Coleman-Norton. 1930). И. З. был хорошо знаком с произведениями Иосифа Флавия , к-рого цитирует почти так же часто, как Платона ( Idem. 1931). Нередко встречаются цитаты из произведений античных поэтов и историков ( Idem. 1932). Особое внимание исследователей уделено пословицам и поговоркам в сочинениях И. З. ( Kukules. 1939; Jean Chrysostome et Augustin. 1975. P. 199-218). Лексический анализ ранних сочинений И. З., произведеннТехт fontName=ый Г. Фабрициусом ( Fabricius. 1962), опроверг восходившее к мнению У. Виламовица-Меллендорфа представление о И. З. как о чистом аттицисте: И.

http://pravenc.ru/text/540881.html

И. З. затрагивает такие темы, как пороки и добродетели (Пс 100, 142, 146), истинная молитва (Пс 7, 9, 141), домашнее пение псалмов и гимнов (Пс 41, 134, 150), священство (Пс 113, 116), девство (Пс 44, 113), достойное принятие Св. Таин (Пс 133), паломничество в Св. землю (Пс 109). Кроме того, здесь встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс 46, 109, 148). В отличие от др. своих ветхозаветных толкований в этом И. З. цитирует Свящ. Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха , Акилы и Феодотиона (см.: Пс 4, 9, 53, 55 и др.). Помимо этого комментария сохранились проповедь И. З. на Пс 41, произнесенная в 387 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 435), проповедь на Пс 145 (CPG, 4415; PG. 55. Col. 519-528; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 580-590), произнесенная ок. 396 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 560), и фрагменты комментария на Пс 103-106 ( Malingrey. 1987. P. 351-378) и Пс 115. 1-3 ( Haidacher. Drei unedierte Chrysostomus-Texte. 1907). И. З. принадлежат также 2 гомилии «На слова: «Не бойся, когда богатеет человек» (Пс 48. 17)» (In illud: Ne timueris cum dives factus fuerit homo; CPG, 4414; PG. 55. Col. 499-518; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 574-580), произнесенные в июле 399 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 542-543). «Комментарий на Книгу Иова» (Υπμνημα ες τν μακριον Ιβ; Commentarius in Iob; CPG, N 4443; SC. 346, 348; Hagedorn U. und D. 1990; PG. 64. Col. 503-506), охватывает бóльшую часть Книги Иова с небольшими лакунами; сохранился в 2 рукописях IX-X вв., а также частично в составе экзегетических катен; долгое время оставался неизданным; 1-е критическое издание было подготовлено А. Сорленом, вышло в свет в Париже в 1988 г.; вслед за этим было выпущено берлинское издание 1990 г. под редакцией У. и Д. Хагедорн. Авторство И. З. в отношении данного комментария было убедительно доказано Сорленом на основании внешних и внутренних критериев (характерные для И. З. особенности употребления лексики, цитирование Свящ.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Изображение К. есть в составе груз. агиографического сборника (НЦРГ. Н 2077, 1736 г. Л. 231), к-рый до 1922 г. находился в б-ке МГАМИД (вывезен в Тифлис). На миниатюре представлены великомученики Константин и Давид Аргветские и великомученицы Шушаник и К. (фигуры каждой пары обращены друг к другу) ( Белоброва. 1992. С. 50). Ист.: Gregorios, ierom. A Letter, Relating the Martyrdome of Ketaban, Mother of Teimurases Prince of the Georgia/Transl. T. Croshield. Oxf., 1633 (то же: Кенчошвили И. Английское послание о царице Кетеван//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1961. 1. С. 163-168 (на груз. яз.)); Claude Malingre. Histoire XVI: De Catherine Reyne de Georgie, et de Princes Georgiens mis à mort, pav commandement de Cha Abas Roy de Perse// Idem. Histoires tragiques de nostre temps. P., 1635. P. 469-532; Ant ó nio da Purifica çä o. Chronologia Monástica Lusitana. Ulysipone, 1642. Vol. 1; Gryphius A. Deutshe Gedichte. Bresslaw, 1657. Bd. 1: Leo Armenius oder Füksten Mord. Camharina von Georgien oder Bewehrete Beständigkeit et al. (то же: Грифиус А. Екатерина Грузинская: Трагедия в 5 действиях. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.)); idem. Catharina von Georgian: Abdruck der Ausgabe von 1663 mit den Lesarten von 1657. Halle, 1928; idem. Catharina von Georgien: Trauerspiel. Stuttg., 2008; Ioannes Bisselius. Illustrium, ab orbe condito, ruinarum. Delingae, 1663. Bd. 4. Pars 2 (то же: Начкебия М. Сведения о царице Кетеван и о Грузии в труде нем. иезуита Иоганна Бисселиуса//Картули цкаротмцоднеба (Груз. источниковедение). Тбилиси, 1993. Вып. 8. С. 248-258 (на груз. яз.)); Аракел Даврижеци. Книга историй. Амстердам, 1669 (на арм. яз.); он же. То же/Пер. с арм., предисл., коммент.: Л. А. Ханларян. М., 1973; он же. Сведения Аракела Даврижеци о Грузии/Пер.: К. Куция. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Caterina, královná gurziánská, vlastní krve ozdobenà, na divadlo predstavenà. S. l., 1707; Idem//Anmólogia staršej slovenskej literatúry/Na vydanie pripravil úvod a poznámky napísal J. Mišianik. Brat., 1981.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

146. Gleichwohl и schon являются наречиями в немецком языке. — Примеч. перев. 147. Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos/Hg. und ubersetzt von Theresia Heither, III. Freiburgi. B.: Herder, 1993. S. 73. 148. Ibid. S. 75. 149. По действию Его мощи (силы, возможности) (греч.). 150. Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos. S. 42. 151. Tyconius. The Book of Rules. P. 3. 152. Делать aergon и бездеятельным, приостанавливать свои дела, снимать, отменять (лат.). 153. Византийский энциклопедический словарь X века. —Примеч. перев. 154. Перевод изменен в соответствии с переводом Агамбена. См.: Аристотель. Метафизика//Аристотель. Собрание сочинений. Т. 1.1976. С. 163,235. 155. Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos. S. 150. 156. Chrysostome J. Sur l’incomprehensibilite de Dieu, I: Homelies I–V. Edition Anne–Marie Malingrey. Paris: Editions du Cerf, 1970. P. 104. 157. Рим. 3:31 в переводе Лютера. — Примеч. перев. 158. Гегель Г В. Ф. Наука логики. С. 92. 159. Ср. перевод Г. Шпета: «Но то, что было (was gewesen ist), на деле не есть сущность (kein Wesen); оно не есть, а ведь дело шло о бытии» (Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. С. 58). — Примеч. перев. 160. «Оттого, что нечто снимает себя, оно не превращается в ничто» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2002. С. 91). 161. Коуте A. Hegel a Jena//Revue d’Histoire et de Philosophic religieuse. 1935. XXVI. P. 458. 162. Праздный проходимец (фр). 163. Kojeve A. Les romans de la sagesse//Critique. 1952. LX. P. 396. 164. Трубецкой H. С. Основы фонологии. M.: Аспект–пресс, 2000. С. 79–89. 165. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. С. 433. 166. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999. С. 117, перевод слегка изменен. 167. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. С. 92–93, перевод слегка изменен. 168. Имеется в виду «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936). — Примеч. перев. 169. Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон–Пресс–Ц, 2000. С. 27–29.

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

22 Евагрий использует здесь наречие κερισπστως («без развлечения»), которое в 1Кор.7:35 применяется к служению Господу. Св. Григорий Нисский , следуя за своим братом св. Василием Великим , прилагает данное наречие к жизни монашеской (вернее, девственной), которая только и позволяет в полной мере осуществлять идеал христианской жизни и посвящать себя целиком высшим заботам (τας ψηλοτραις σχολαις παρεδρεειν κερισπστως) (см.: Gregoire de Nysse. Traité de la virginité. Ed. par M. Aubineau (Sources chrétiennes, 119). P., 1966, p. 248–249). B духе этой традиции, восходящей прежде всего к каппадокийским отцам, и следует понимать указанное изречение Евагрия, для которого молитва есть высшее средоточие христианской жизни. Характерно одно высказывание его, сохранившееся в «Изречениях святых отцов»: «Много значит молиться без развлечения, а ещё более – петь [псалмы] без развлечения» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. СПб., 1853, с. 96). – 79. 23 Уже в эпоху возникновения христианства понятие «философия» у позднеантичных мыслителей приобрело оттенок «искусства жизни» (Плутарх: τχνη περ βον; Мусоний отождествлял понятия «философствовать». (φιλοσοφεν) и «жить добропорядочно» (καλν ζν)). Христианство восприняло этот оттенок, изменив и само содержание понятия «философия»: доступ к духовным реалиям как главному предмету философских поисков осуществляется уже не путём личного исследования, но есть дар Откровения; этот дар человек, правда, может стяжать, но он не является плодом только собственных усилий человека (см.: Malingrey А.-М. «Philosophia». Etude d " un groupe de mots dans la littérature grecque des presocratiques au IV siecle apres J. C. P., 1961, p. 99 ff.). Глагол φιλοσοφω в данном случае у Евагрия имеет значение «практиковать, упражняться» (см.: Lampe G.W.H. Ор. cit., p. 1481), а поэтому фраза πρ προσευχς φιλοσφει имеет смысл не столько «размышления о молитве», сколько «осуществления молитвы на деле». – 79. 24 Указанное слово (φιλοσοφσης) имеет здесь более широкое значение, обозначая жизнь христианскую вообще и жизнь монашескую (подвижническую) в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010