У Златоуста понятие снисхождения, хорошо известное в предшествующей богословской традиции, обретает новый существенный оттенок: снисхождение – это Божественная энергия, или, точнее, Бог в Своем явлении сотворенным существам, явлении, которое единственно доступно постижению; иными словами, снисхождение – это явление сущности в энергии. Это понимание подтверждает частое у Златоуста употребление понятия снисхождение вместе с понятием сущность. Бог являет Себя в собственном снисхождении к восприятию сотворенными существами, иными словами, в собственном схождении (κατβασις), или в явлении Себя собственному творению. В таком прочтении понятия снисхождения как энергии открываются богатые смысловые возможности: Бог настолько являет Себя, настолько открывается, насколько снисходит к Своему творению, насколько мы способны Его воспринять 31 . Общий итог полемическим построениям Иоанна Златоуста можно подвести таким образом: для полемики с арианами наиболее ценно содержание первых трех гомилий, которые выстраивают перед слушателями наглядную картину всемирного искупления и обретения тем самым полного знания: и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, но любовь не прекратится; чтобы с праведностью от Бога по вере познать Его, и силу воскресения Его, и достигнуть воскресения мертвых. Златоуст в своей полемике с арианами не является новатором, он не создает новых приемов опровержения, не выявляет новых слабых мест в аргументации своих противников. В обосновании православного учения он пользуется тем, что уже было сделано его великими предшественниками. Однако ему удается в устной проповеди создать стройное и убедительное опровержение аномейства, доступное для восприятия неподготовленных слушателей, и предложить главное противоядие от этой ереси и других рационализирующих подходов к тайне Святой Троицы. Оно состоит в вере в Божественное существование, в надежде обрести часть в будущем знании и в любви, проницающей тварное бытие нетварным Божественным снисхождением. 1 См.: Codex Theodosii. XVI, 1.2//Les lois religieuses des empereurs romains de Constantin … Theodose II (312–438). Vol. I. Code Theodosien, livre XVI/Intr. et notes par R. Delmaire et F. Richard//Sources Chretiennes (далее – SC). 497. Paris, 2005. P. 114. 2 Далее Гомилии против аномеев и внутреннее деление на параграфы приводятся по этому изданию, повторенному в SC 28 bis. Paris, 1970. 3 Jean Chrysostome. Sur l " incomprehensibilime de Dieu. T. I (Homelies 1–5)//SC 28 bis. Paris, 1970/Introduction de J. Dani-lou, texte et notes de A.-M. Malingrey. 4 П. Христу сужает круг гомилий второй группы, имеющих непосредственное отношение в арианской полемике, до трех: 7–8, 11 – см.: ΙΩΑΝΝΟΥ ΤΟΥ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΥ ΠΕΡΙ ΑΚΑΤΑΛΗΠΤΟΥ ΤΟΥ ΘΕΟΥ/Εισαγωγ – κεμενον – μετφρασις – σχλια υπ Π. Χρστου. θναι, 1953. Более вер­ной представляется точка зрения Анны-Марии Маленгрей – только 6 гомилия в память Филого­на выпадает из общего корпуса антиарианских гомилий (см.: SC 28 bis. Р. 65. Not. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

μ θλων; и относится κ Богу-Отцу: «Хотящий Бог Отец или не хотящий?» Тем не менее, Григора не искажает здесь мысль Богослова, т. к. в другом предложении тот действительно проводит аналогию с отцом своего оппонента, хотя и в других словах: «Ты сам от какого родился отца – от хотящего, или от не хотящего?» 500 По-гречески здесь трудно передаваемая по-русски игра слов: ο λγοις μνον, οδ» ργοις μνον, λλ κα πρξεσιν ελγοις κα λγοις μπρκτοις. 504 Idem, Epistulae, Ep. 140, 2.1 (TLG 2040 004) (в pyc пер: Письмо 135 (140). K Антиохийской Церкви). См. издание писем: Saint Basile, Lettres, 3 vols., ed. Y. Courtonne (Paris, 1:1957; 2:1961; 3:1966), vol. 1, p. 3–219; vol. 2, p. 1–218; vol. 3, p. 1–229. 509 Joannes Chrysostomus, Ad eos qui scandalizati sunt, 3,10.4, греч. текст в: Jean Chrysostome, Sur la providence de Dieu, ed. A. M. Malingrey (Paris, 1961) (Sources chretiennes, 79), p. 52–276 (TLG 2062 087). 512 Idem, In epistulam ad Ephesios (homiliae 1–24), 19, b: PG, vol. 62, col. 133A. Златоуст здесь, несомненно, употребляет аллюзию на знаменитое изречение, приписываемое Сократу: «Одно то я знаю, что ничего не знаю» (ν οδα τι οδν οδα). 515 Исаак Сирин (Сириянин, греч. σακ Σρος; ум. ок. 700 r.) – епископ Ниневийский, затем отшельник, духовный писатель, автор аскетических наставлений, известных византийцам в переводах с сирийского. Почитается в православной церкви в лике преподобных, память 28 января по юлианскому календарю. 516 Греческий текст найти не удалось. См. русский перевод: Исаак Сирин , Слово 9. О чине и уставе новоначальных, и о том, что прилично им: «Как мечущегося на всех льва избегай рассуждений о догматах: не сходись для этого ни с питомцами Церкви, ни с чужими». (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижническия (M., 1993), с. 48). 517 Иоанн Лествичник (т. е. автор Лествицы; греч. ωννης τς Κλμακος; 525–595 (605) или 579–649) – христианский богослов, философ, игумен Синайского монастыря. Почитается в православной церкви в лике преподобных, память в 4-ю неделю Великого поста и 30 марта по юлианскому календарю. –

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

StolIgerW Das Menschenbild des Johannes Chrysostomus. – Heidelberg, 1974. Striedl P. M. Antiker Volksglaube bei Johannes Chrysostomus. – Wurzburg, 1948. Symposion. Studies on St. John Chrysostom (P. Christou, E. Amand de Mendieta, J. Coman, M.-L. Guillamin, A.-M. Malingrey, M. Richard, P. Nicolopoulos, J. Dumortier, M. Aubineau, J. Munitiz, R. Carter).//Analekta Blatadon 18. – Thessaloniki, 1973. Tardif H. Jean Chrysostome. – Paris, 1963. Tbancis G. Die Laien in Kirche und Oeffentlichkeit nach griechische Zeugnissen des 4. Jahrhuderts, besonders des Johannes Chrysostomos.– Münster, 1977. Vandenberghe B.-H. John of the Golden Mouth. – Westminster, 1958. Vandenberghe B.-H. St. John Chrysostom and Olympias. – London, 1959. Vandenberghe B.-H. Saint Jean Chrysostome et la parole de Dieu. – Paris, 1961. Verosta S. Johannes Chrysostomus. Staatsphilosoph und Geschichtstheologe. – Graz, 1961. Wilken R. John Chrysostom and the Jews: Rhetoric and Reality in the Late Fourth Century. – Berkeley, 1983. Святого Отца нашего Иоанна Златоуста к Феодору падшему 1-е увещание Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 г. по Р. X., был сверстником и другом св. Иоанна Златоустог о и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора так, что он возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуестского. 1. Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез ( Иер.9:1 ), благовременно сказать теперь и мне, и гораздо более, нежели тогда пророку, потому что я намерен оплакивать хотя не множество городов и не целые народы, но душу, которая стоит, а лучше сказать – и дороже множества народов. Если даже один исполняющий волю Божию лучше тысяч беззаконников, то, конечно, и ты прежде был лучше тысяч иудейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Нил Сорский , прп. Устав. – Nil Sorsky. Règle/Trad. par Sr. Sophia M. Jacamon//Saint Nil Sorsky//SO. 32. Bellefontaine, 1980. P. 38–114. Ориген. Гомилии на Книгу Бытия. – Origene. Homélies sur la Genèse/Texte critique par W.A. Baehrens//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. T. VI. Berlin; Leipzig, 1920; Trad. par L. Doutreleau//SC 7 bis. Paris, 1943. Гомилии на Книгу Левит. – Homélies sur le Lévitique/Texte latin et trad. par M. Boret//SC 286, 287. Paris, 1981. Гомилии на Книгу Чисел. – Homélies sur les Nombres/Texte critique par W.A. Baehrens//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. T. VII. Berlin; Leipzig, 1921; Trad. par A. Méhat//SC 29. Paris, 1951. Гомилии на псалом 37. – Homélies sur le psaume 37. Homélie 1//PG. T. 12. Col. 1369–1380. Комментарии на Третью Книгу Царств. – Commentaire sur III Rois, XV/Texte critique par E. Klostermann//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. T. VI. Berlin; Leipzig, 1901. Против Цельса. – Contre Celse/Texte critique et trad. par M. Borret//SC 132. Paris, 1967; 136. 1968; 147. 1969. Трактат о молитве. – Traite de la prière//PG. T. 11. Col. 416–561; Trad. par A.G. Hamman//Les Pères dans la foi. Paris, 1977. Палладий Еленопольский , прп. Диалог о жизни Златоуста. – Pallade. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome/Texte critique et trad. par A.-M. Malingrey//SC 341, 342. Paris, 1988. Лавсаик. – Histoire lausiaque//PG. T. 34. Col. 991–1278; Texte grec, trad. par A. Lucot. (Hemmer et Lejay). Paris, 1912. Петр Дамаскин , прп. Творения. – Pierre Damascene. Livre//Φιλοκαλα. Τ. ΙΙΙ. θναι, 1960. Р. 5–111; Philocalie/Trad. par J. Touraille. T. II. Bellefontaine, 1980. Серафим Саровский , прп. Духовные наставления. – Séraphim de Sarov. Instructions spirituelles/Trad. par I. Goraiïoff//Goraïnoff I. Seraphim de Sarov. Paris, 1979. Р. 193–214. Симеон Метафраст , прп. Житие святого Пантелеимона. – Syméon Métapkraste. Vie de saint Panteleimon//PG. T. 115. Col. 448–449.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

402.    Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа).    Григорий Нисский, О божестве Сына и Духа, PG 46, 573D.    Иоанн Златоуст, Толкование на 44-й псалом: 2, PG 55, 185D-186A.    Он же, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А.    Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772В.    Там же, PG 29, 716В.    Максим Исповедник, Диспут с Пирром, PG 91, 341 А.    Didimus Caecus, Fragmenta in Psalmos, 59    Стентор медноголосый (Στντωπ χαλκεφωνος) — в греческой мифологии один из ахейцев, участник Троянской войны. Обладал голосом, равным по силе голосам 50 человек. Погиб, состязаясь в своем умении с богом Гермесом. τντωρ χαλκεφωνος — устойчивое выражение, обозначающее очень громкий голос.    Максим Исповедник, Главы о богословии, 2, 1, PG 90, 1125А.    Цитата не идентифицируется.    См.: Он же, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 124—125. Григорий Палама здесь вместо цитаты дает вольный пересказ мысли Григория Нисского.    См.: Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С.    Григорий Богослов, Слово 40, 5    См.: Григорий Богослов, Слово 29, 15, PG 36, 93В; Слово 40, 43, PG 36, 420ВС.    См.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5, PG 75, 68BC.    Ср.: Григорий Богослов, Слово 31, 32, PG 36, 169В.    Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С.    Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 733 С; См. также: он же, О Святом Духе, 18, 44, PG 32, 149А.    Цитата не идентифицируется.    См.: Василий Великий, Против Евномия, 2, 4—5, PG 29, 580CD; Григорий Нисский, К Евномию, 1, PG 45, 461АВ и Там же, 2, PG 45, 1105В.    Василий Великий, Против Евномия, 3, 1, PG 29, 656А.    Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1, с. 78.    Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280В.    Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (­ Contra Anomoeos, homiliae), 1, 4,: Malingrey, A.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для нее были характерны воздержание, прямота суждений, неиссякаемая надежда на Бога. Диаконисса не вкушала мясо и редко мылась. Если же в этом возникала необходимость, то она опускалась в воду, не снимая одежды, т. к. стыдилась собственного тела (Ibid. P. 434-436). О. служила свт. Нектарию К-польскому, к-рый прислушивался к ее советам в церковных вопросах; также она помогала и жертвовала земли и деньги Амфилохию, еп. Иконийскому, Оптиму, еп. Антиохийскому (присутствовал на соборе в К-поле в 381 - Sozom. Hist. eccl. V 8; вероятно, † после 391), Петру, еп. Севастийскому, и Григорию, брату свт. Василия (по мнению Малингрей, автор Жития имеет в виду свт. Григория Нисского, тогда как в «Диалоге...» Палладия, в к-ром пояснение «брат Василия» относится к Петру, подразумевается свт. Григорий Богослов), Епифанию Кипрскому , еп. Констанции (367-403), и многим другим епископам по всей империи. Когда Оптим скончался в К-поле, она закрыла ему глаза. О. во всем помогала Антиоху, еп. Птолемаидскому, Акакию , еп. Веррийскому (ок. 332 - ок. 436), и Севериану, еп. Габальскому, а также всем клирикам города, аскетам и девам ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17//SC. 341. P. 346-348; Malingrey. 1968. P. 436-438. Not. 1). Согласно рассказу о перенесении мощей О., во время восстания «Ника» (янв. 532) основанный диакониссою мон-рь был полностью сожжен, его насельницы бежали в ц. вмч. Мины (о ней см.: Janin. Églises et monastères. P. 333-335) и прожили там 6 лет, т. к. рядом находились «оружейный дом» и мельница, где монахини могли получить некоторое облегчение в своих нуждах. Имп. Юстиниан I (527-565) восстановил и заново освятил обитель в день Рождества Христова 537 г. Император снабдил обитель водой, продовольствием и передал ей церковную утварь. Через неск. лет из-за нашествия персов (между 616 и 626) при имп. Ираклии (610-641) был разрушен мон-рь св. ап. Фомы во Врохфи, где покоились мощи О. Игум. Сергия поспешила туда и забрала мощи О., уцелевшие благодаря тому, что они оказались в резервуаре с водой, к-рая, по словам Сергии, была обагрена кровью.

http://pravenc.ru/text/2578321.html

синаксарях (напр., Paris. gr. 1617, 1071 г.; Ambros. B. 133. Supl., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.- SynCP. Col. 841) память святой указана под 25 июля, в некоторых визант. минеях (напр., Paris. gr. 1575, XII в.- SynCP. Col. 844) - под 26 июля. В синаксарных заметках имя отца О. передается по-разному: в Синаксаре К-польской ц. он назван Секундом, возможно из-за смешения с отцом Иоанна Златоуста, в Минологии имп. Василия II - Акундом. Из визант. церковных календарей память О. под 25 июля перешла в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 328-329 паг.]) и в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, в к-рых сказание о святой несколько искажено: ее дед назван Евлавием и говорится, что его дочь Олимпиада (здесь мать О.) после смерти своего супруга арм. царя Арсака вышла замуж за Секунда. Жених О. назван сыном Невридия, их свадьба не состоялась, поэтому О. сохранила девство; в повествовании о перенесении мощей из мон-ря св. ап. Фомы в К-поль говорится, что останки святой были выброшены в море, из-за чего вода стала багряной; игум. Сергия здесь не упомянута ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 397 об.- 399 об.). В Римском мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Ц. Барония память О. отмечена под 17 дек. с ошибочным указанием, что святая скончалась в К-поле (MartRom. P. 589). В совр. редакции Римского мартиролога память О., как и в греч. церковных календарях, обозначена под 25 июля; местом кончины названа Никомидия (MartRom (Vat.). P. 390). Ист.: BHG, N 1374-1376; Tiraboschi G. Vita di S. Olimpia vedova e diaconessa. Parma, 1775; Delehaye H., ed. Vita S. Olympiadis et narratio Sergiae de eiusdem translatione//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 400-423; 1897. Vol. 16. P. 44-51; Bousquet J. Vie d " Olympias la diaconesse//ROC. 1906. Vol. 11. N 3. P. 225-250; idem. Récit de Sergia sur Olympias//Ibid. 1907. Vol. 12. N 3. P. 255-268; Malingrey A.-M., é d. Jean Chrysostome: Lettres à Olympias. La Vie anonyme d " Olympias. P., 19682. (SC; 13 bis); Νικδημος.

http://pravenc.ru/text/2578321.html

Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь: Рейтинг: 9.9 Голосов: 688 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»   Иоанн Златоуст , святитель. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей//Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского средневековья/Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 173–195.   Malingrey A.-M. , Jean Chrysostome. Sur la vaine gloire et l " éducation des enfants//Sources chrétiennes. Paris: Éditions du Cerf, 1972. Vol. 188. Р. 64–196.   Ζσης Θεδορος . Η ανατροφ των παιδιν κατ τον Αγο Ιωννη Χρυσστομο//Ηθικ Κεφλαια. 2002. Р. 185–199; перевод на английский:  .  Ср.:  Фомина М.С . Древнейшие списки сборника «Златоструй» в ранней славянской письменности XI–XII вв.//ТОДРЛ. СПб, 1993. Т. 47.  Например: «что же отвечаешь в день он богови. егда ти речет не вдах ли ти его изначала. и поставих тя ему учителя и промысленника. и вложих его руцы мягка и млада. и како неси его привел под мой ярем» (РГБ. Отдел рукописей. Ф. 98. Егорова. 240. Л. 249). Это цитата из «Слова о вдовице» святителя Иоанна Златоуста:  Иоанн Златоуст , святитель. In illud: Vidua eligatur//PG. 51, 327; Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1. С. 334, также  Иоанн Златоуст , святитель. Полное собрание творений. Т. 3. Кн. 1. С. 337 (далее – ПСТ). В переводе ПСТ: «предстатель, попечитель и начальник».   Иоанн Златоуст , святитель. In illud: Vidua eligatur//PG. 51. 327; ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 337. Данный текст оказывается ключевым в педагогике Златоуста, об этом свидетельствует и включение его в славянские и древнерусские сборники, посвященные именно воспитанию детей, а также и включение в эклогу (XXVII), составленную в X веке Феодором Дафнофатом (см.: PG. 63. 766; ПСТ. Т. 12. Кн. 2. Слово о воспитании детей (27-е). Содержание этого текста во многом, хотя не во всем, перекликается со словом «О воскормлении детии» Златоструя).

http://pravoslavie.ru/126083.html

Например, в «Диалоге православного с варлаамитом» (11) (ΓΠΣ. Т. 2) приводится цитата, отсутствующая у свт. Иоанна Златоуста: «Сие и Златоустый отец лучем его назвал Божества, ибо он говорит " ярче Себя явился Господь, когда Божество явило свои лучи " ». См., напр., Главы 150, гл. 74, где цитируются известные места из Пс. 44,3. Во втором аподиктическом слове свт. Григорий, опровергая латинское учение об исхождении Святого Духа и от Сына, сослался на толкование Златоустым Пс. 44, 3 и Ин. 3, 34-35 (PG 59,174:7-9). Псаломское речение «излияся благодать во устнах твоих» (Пс. 44, 3) понимается здесь в смысле домостроительного исхождения Духа от Сына («видишь, что о домостроительстве слово») - Духа не как «сущности и ипостаси», но как «благодати и энергии». В качестве доказательства приводится толкование двух евангельских стихов «Его же бо посла Бог глаголы Божии глаголет: не в меру бо Бог дает Духа» (Ин. 3, 34-35), в котором Дух именуется энергией. Приведем два примера: 1) «И о Боге они принуждают философствовать, [излагая] то, что никто из них никогда не смог получить умом» (Κα περ Θεο δ τατα φιλοσοφεν πεθουσι, ..., μηδες μηδποτε κενων μηδ ες νον λαβεν σχυσε), - отрывок из более пространной цитаты из златоустовского Толкования на Мф. в Триаде 1,1,23. 2) « " Не сущность от мудрости, а мудрость от сущности " , - говорит Златоустый богослов». Данное место, не отождествленное П. Христу, легко находится с помощью TLG: οχ οσα π τς σοφας, λλ " σοφα κ τς οσας. De incomprehensibili Dei natura (=Contra Anomoeos), hom. 1:194-195 (ed. A.-M. Malingrey. TLG 2062/12). Цит. в: Что Варлаам и Акиндин являются дихотомистами 12. I, 57:16-17. Ср. In Ioan. homil. 12, 1. PG 59, 81:29-31. Акиндин . Письмо 62:117-120. Акиндин цитирует др. место из толкования Златоуста на Евангелие от Иоанна: πειδ γρ μελλεν ατο Υς δι ληθινς σαρκς φανσεσθαι μν, νωθεν ατος προεγμναζεν ρν το Θεο τν οσαν, ς ατος δυνατν ν δεν (ведь поскольку [Божий] Сын вознамерился явить Себя нам посредством истинной плоти, Он свыше предуготовил [Своих учеников] видеть сущность Божию, насколько им было возможно) (PG 59, 98:19-22) со следующим «послесловием»: «сущность, а не другое божество, ибо нет второго [божества] после первого». Письмо 62:121-122.

http://bogoslov.ru/article/514956

93 В статье мы ограничиваемся только обзором греческой христианской литературы. В латинской патристике тема о соотношении Херувимов и знания отчасти повторяет подход греческих авторов («Посему они стали называться Херувимами, что по-латински объясняется как умножающееся знание или множество знания (multiplicata scientia, sive scientiae multitudo)» (Beda. De templo Solomonis//PL 91, 764B)), но и имеет свои оригинальные интуиции. В частности, блж. Августин писал о том, что Херувимы означают «умножающееся знание» (multiplicata scientia), будучи престолом Бога (Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram//PL 34, 443:52–54). 95 Philo Judaeus. De vita Mosis 2, 97.98.99 (L. Cohn. Vol. 4. B., 1902 (B., r 1962). S. 223–224). 96 Clemens Alexandrinus. Stromata 6, 35, 6.7 (L. Früchtel, O. Stählin, U. Treu. B., (GCS 52 (15)). S. 449). 100 Didymus Caecus. Commentarii in Zacchariam 1, 332:6–7 (L. Doutreleau. P., 1962 (SC 83). P. 368). Ср.: Didymus Caecus. Commentarii in Octateuchum et Reges (in catenis)//PG 39, 1112:45–47. 101 Didymus Caecus. In Genesim Codex P. 113:16–17 (L. Doutreleau, P. Nautin. Vol. 1. P., 1976 (SC 233). P. 266). 102 Joannes Chrysostomus. De incomprehensibili Dei natura homilia 3:329 (=Contra Anomoeos, homiliae 1–5) (A.-M. Malingrey. P., 1970 (SC 28 bis). P. 214). Михаил Глика почти дословно цитирует свт. Иоанна Златоуста : Michael Glycas. Annales (I. Bekker. Bonn, 1836 (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 148:10–11). 103 …Τν δ τν Χερουβμ πλθος γνσεως χσιν σοφας (Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 7, 1 (Heil, Ritter 1991. S. 27:6–8)). 104 «Херувимы же толкуются как множество знания, а через знание в нас возникает стремление к Богу…» (Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 158:8–10 (J. H. Declerck. Turnhout, 1982 (CCSG 10). P. 110)). 105 «Но поскольку Херувимы толкуются как множество знания, а Бог есть Господин знания, ибо Он знает все существа до их бытия и никто не знает Отца, если не Сын, постольку по справедливости и Творец Херувимов толкуется как Херувимы…» (Anastasius Sinaïta. In Hexaemeron anagogicarum contemplationum libros duodecim 1:119–125 (J. D. Baggarly, C. A. Kuehn. R., 2007 (OCA 278). P. 8)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010