Затем, духовная любовь стоит в неразрывной связи с страданиями и уничижением. Это, может быть, закон, которым управляется не одна духовная любовь; страдания и естественной любви придают свойства христианской, поднимают ее до этой высоты. Мать, любящая своего больного, доставившего ей много беспокойств ребенка, любит в нем свои страдания. Когда Пилат сидел на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Mф. XXVII, 19 ). Страдания даже во сне сделали для нее близким этого праведника. Вот путь, каким христианин может возрастить в себе любовь к Богу, ко Христу. Нужно «пострадать за Него», – потерять ради Него так много, чтобы уже не к чему было возвратиться назад в мир, – порвать с миром все связи. Христианин в себе бесприютен: он умер для мира, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге ( Koл. III, 3 ), подобно тому как для зерна, давшего росток и сгнившего, вся надежда – в этом ростке. Все помыслы христианина в области невидимого, божественного. Там его сокровище ( Mф. VI, 21 ). Он становится участником дела Христова, Его другом, – у него со Христом, если можно так выразиться, «общие интересы», он вложил в дела Христа весь свой капитал (ср. Mф. XIII, 44,46 ), он продолжает Его дело, он, как сказал о себе апостол, «восполняет недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь » ( Koл. I, 24 ). Такая именно общность дела и ожиданий слышится в словах апостолов, оставивших все ради Христа ( Mф. XIX, 27 пар.), – и того, который удерживал Его от страданий и говорил Ему: «будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою» ( Mф. XVI, 22 ), и того, который говорил другим ученикам: «пойдем и умрем с Ним» ( Uoah. XI, 16 ), и того, который пишет: «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Puмл. VIII, 35 )? Пожертвовав всем миром, уж нет смысла остановиться пред новыми жертвами. Поистине «никто возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лyk. IX, 62 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

То будет знамение Сына человеческого на небе ( Mф. XXIV, 30 ). Сын человеческий придет с неба, – и знамение Его явится на небе. Что это будет за знамение? По толкованию Отцов церкви, это будет крест. «Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, то есть, крест, который светлее солнца, поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является: он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей» 304 . «Честный крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и Святой скипетр Царя Христа» 305 . Увидев знамение Сына человеческого на небе, восплачутся все племена земные ( Mф. XXIV, 30 ), восплачутся все те, которые сделали себя чадами осуждения и погибели, и возрадуются те, которые претерпели до конца и теперь дождались своего освобождения... Имеющие уверовать к этому времени, иудеи, при виде Святого знамения, которое они прежде считали соблазном для себя, а теперь признали орудием искупления, воскликнут торжественным хором на встречу Грядущему вслед за этим знамением: Благословен грядый во имя Господне! По отношению к самому пакипришествию Христову знамение креста на небе будет означать славное, победное, торжественное шествие Христа с неба. И увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Mф. XXIV, 30 ), со святыми Ангелами ( Mapk. VIII, 38 ), со тьмами святых Ангелов Святых (Посл. Иуды 14 ). Второе пришествие Господа на землю будет совершенно отлично от первого пришествия. Тогда Он приходил в уничижении, в образе раба ( Фuлun. II, 3 ), подвергался преследованиям и бесчисленным оскорблениям и поруганиям, был распят, как злодей: теперь Он придет во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей ( Mф. XXV, 31 ), и пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фuлun. II, 10 ). Тогда Он приходил не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. ХХ, 28 ), не для тою, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Небо ( Uh. III, 17 ): теперь Он придет праведно судить вселенную ( Дeяh. XVII, 31 ) и воздать каждому по делам его ( Mф. XVI, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

106. Что назвали христиане Первосвященнической молитвой Спасителя? Богочеловек, преисполненный Божественной любви, созерцая все величие предстоящей искупительной жертвы, по окончании Тайной Вечери с апостолами, – вознес горячую Сыновнюю молитву. Спаситель в ней изъявил Богу Отцу, что Им завершено Его дело на земле, возложенное на Него: ныне Отец прославлен. Затем последовали просительныя обращения к Отцу: о соблюдении тех, кто уверовали в Сына Божия; об их единстве, подобном единству Отца и Сына; об освящении их истиною, которая в Слове Божием; об утверждении в них Божественной любви, которой они стали причастны, приняв в сердца Сына Божия ( Uoah. XVII, 4, 5, 9, 17, 19, 23, 26 ). 107. Как Спаситель просвещал апостолов и учеников о предстоящем Его уничижении? После того, как ап. Петр от лица своего и других апостолов исповедал Иисуса – Христом Сыном Божиим ( Mф.XVI, 16 ), Господь »начал учить, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о семь открыто« ( Mpk. VIII, 31, 32 ). В Преображении ближайшие апостолы увидели Христову небесную славу ( Mpk. IX, 2 ): «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное» (Кондак праздника). Спаситель повторял Своим ученикам: «вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческия» ( Лyk. IX, 44 ). 108. Как Божественная воля Христа направляла события к Его вольному страданию? Обличение фарисеев в искажении библейской веры, порицание их лицемерия, чудесное воскрешение Лазаря, народное ликование при входе Господнем в Иерусалим, пророчества Христовы об «избранном народе», и весь ход событий Божеской волею Богочеловека был направляем так, что враги Господа не могли оставаться в бездействии: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем» ( Mф. XXVI, 24 ) или – «идет по предназначенному» ( Лyk. XXII, 22 ). На допросе у Каиафы «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий» ( Mф. XXVI, 63 ). «Иисус сказал: Я. И вы узрите Сына Человеческаго, сидящого одесную силы и грядущого на облаках небесных» ( Mk. XIV, 62 ; Mф. XXVI, 64 ; Лyk. XXII, 70 ). Так совершши Господь человеческое самопогубление, но Божественное прославление. Богочеловек мог избежать уничижения, но Он восхотел принять страдания. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтоб опять принять ее» ( Иоан. Х, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В книгах Священного Писания Нового Завета. Слова Самого Господа в Евангелии и апостольския послания приводят много ссылок на тексты Ветхого Завета. " Иисус говорить им: неужели вы никогда не читали в Писании...» ( Mф. XXI, 42 ). »... зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет. 1, 20 ). Поучение об использовании Писаний Ветхого Завета дает Церковь . В церковных молитвах, в самом составе богослужений введены тексты тоже и из книг Ветхого Завета. Книга псалмов св. царя Давида неотемлема от наших богослужений и молитв. Часто в храмах читаются отрывки из книг великих и малых пророков, и бывают чтения из других книг Ветхого Завета. 5. Можно ли видеть различие по духу между Синайскими заповедями Ветхого Завета и заповедями Блаженства, которыя возвестил Иисус Христос в Его Нагорной Проповеди? Различие есть потому, что эти законодательства были преподаны народу, стоявшему на разных ступенях веры. Во время св. пророка Моисея – израильтяне, едва сохранявшие Единобожие, могли лишь усвоить закон, в котором выражены восемь запретов и два повеления. Иисус Христос возвысил верующого до высшей ступени: Господь обещал ему блаженство, если он соберет в себе добродетель и проявит это Богоугодным образом; »... и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Mф. V, 40 ); »... и кто принудить тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Mф. V, 41 ). " Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего ( Лeb. XIX, 17, 18 ). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас ...» ( Mф. V, 43,44 ). 6. Есть ли высший Божий закон, который сближает заповеди Ветхого и Нового Заветов? Высший духовный закон, проистекающий от Существа Божия и все соединяющий, есть заповеданная Богом любовь. Эта заповеданная человекам любовь выражена дважды в Ветхом Завете, как Божье повеление: «и люби Господа, Бога твоего всим сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими« ( Bmop. VI, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великим подвижником милосердия в Российской Церкви был святой пр. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), соединивший личное и общественное милосердие, с непрестанным чудотворением чрез свою молитву и одновременно являясь пресветлым духовным учителем нашей эпохи. 240. Что оправдает человека в очах Божиих: правильная вера или добрыя дела? В православном исповедании веры невозможно ставить такой вопрос: 1) Вера нравственно возвышает человека тогда, когда он собирает в душе добродетели нераздельныя в жизни с делами милости. 2) Милосердие богоугодно, если творится оно по любви, которая есть, как знаем, блюдете заповедей, что и выражает веру. " Горе Вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в закони: суд, милость и веру; сие надлежит делать, и того не оставлять« ( Mф. XXIII, 23 ). 241. Что является важным условием христианского милосердия? Творя во имя Бога милосердие, должно избегать похвалы от людей и даже огласки, иначе неизбежно являются ростки тщеславия.   «Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтоб прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» ( Mф. VI, 2 ). »Чтоб милостыня твоя была втайни; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Mф. VI, 4 ). 242. Обретает ли человек духовную пользу, если творить добро без помысла о Боге и о Христовых заповедях? Наставления святых предостерегают от подобного доброделания. Душевное утешение такого благотворителя покоится на признании своей заслуги и он невольно переступает за порог самомнения. От мысли, даже мимолетной, что кто-то оценит добрый поступок, является зерно тщеславия. Большей частью благотворительность не во имя Христа есть выражение безсознательного христианства. Такое добро творится в неведении происхождения добра и по забвению Источника милосердия. «Он же сказал в отвит: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ( Mф. XV, 13 ). »Все святые, оставляя свою правду, искали правды Божией, и в ней обрели святую любовь, скрытую от естества» (Пр. Макарий Вел., Бес. 37, гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. когда он будет строить козни и нападать со всеми силами, какими прежде никогда не располагал, предусмотрительно поймут и терпеливо перенесут; и, таким образом, будут похищены у него и не связанного. От этого не потеряет своей истины и приведенное евангельское изречение: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Ибо, по буквальному смыслу изречения, указанный в нем порядок сохранится; сперва сильный связан, и по расхищении у него вещей долго и повсюду в среде всех народов из сильных и слабых церковь будет размножаться так, что, укрепившись верою при виде исполнения на деле свыше предсказанных событий, в состоянии будут похищать вещи и у развязанного. Как следует признать, что любовь многих охладеет, когда умножится беззаконие ( Mф. XXIV, 12 ), и что многие, которые не записаны в книгу жизни, поддадутся необычным и величайшим преследованиям и обманам диавола, на ту пору освобожденного, так же следует думать, что не только те, которых время не застанет добрыми и верными, но и некоторые из тех, которые еще будут вне Церкви, через внимательное с помощью благодати Божией изучение Писаний, предсказавших среди прочего и сам этот конец, наступление которого они почувствуют, окажутся более твердыми для того, чтобы победить дьявола и не связанного. Если это будет так, то нужно сказать, что наложение уз предшествовало для того, чтобы расхищение производилось и в то время, когда он был связан, и в то, когда развязан; потому что об этом сказано: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Глава IX. Что такое тысячелетнее царствование святых со Христом, и чем оно отличается от вечного царствования Пока диавол в продолжение тысячи лет связан, святые, несомненно, царствуют со Христом в эти самые тысячу лет, т. е. царствуют уже и в это время Его первого пришествия. Если бы, независимо от того царствования, о котором Христос скажет в конце: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» ( Mф. XXV, 34 ), святые Его, которым Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ), не царствовали уже с Ним ныне некоторым иным, хотя и далеко не равным образом, то церковь Его, конечно, не называлась бы уже теперь Его царством или царством небесным ( Mф. XIII, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И верно то, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет; кто с охотою подает милостыню, без всяких задних мыслей, без самолюбия и других видов корыстных, тот щедро и получит еще и здесь – на земле, и там – на небе. Здесь, на земле, милостыня очищает грехи ( Cup. III, 30 ), привлекает особенное благоволение Божие. За милостыни язычник Корнилий от Бога получил чрез Ангела одобрение и был удостоен просвещения христианством чрез апостола Петра ( Деян. Х ). Человеку доброму радостнее жить на земле. Если кто подавал от чистого сердца истинно бедному, тот испытывал, какое утешение и довольство бывает в нашей душе в те минуты! Как же счастлив и блажен тот добродетельный человек, который поставил задачею всей своей жизни благотворить ближним, служить для других, быть полезным всякому во всем добром! Еще: милостыня защищает человека во дни бед и несчастий общественных. Господь иногда видимо сохраняет благоденствие доброго человека. Затвори милостыню в клетех твоих и та измет тя от всякого озлобления ( Cup. XXIX, 15 ). Семья добродетельного, его потомство благословляется Богом и никогда не бывает оставлено. Поэтому, родители, будьте сами первее всего добры. За ваше добро и вашим детям будет хорошо. Кто подаст милостыню, тот эту милостыню взаймы дает Богу, Бога имеет своим должником ( Npumч. XIX, 17 ; Mф. XXV, 40 ). Но Господь Бог всегда за наше добро воздаст сторицею; тогда и нам будет хорошо, и детям нашим. Св. царь Давид на закате дней своих высказал свое наблюдение над участью людей добродетельных и их потомства. Я, говорит он, был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы без лихвы дает, и потомство его в благословение будет ( Nc. XXXVI, 25–26 ). Именем честного отца благоустрояется жизнь детей; так значит, лучше имя доброе, чем богатство многое. Милостыня к ближнему для Бога приятнее, чем жертвы ( Oc. VI, 6 ; Mф. IX, 13 ; Mф. XII, 7 ). При пожертвованиях, например на храм, нужно в то же время иметь милосердие к ближним. Подобает, говорит Христос, и сие… делать, и того не оставлять ( Mф. XXIII, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Не говорим уже о том, что допущение внешних благ и чувственных удовольствий в царстве Христовом после воскресения есть явно черта не христианская. В воскресении не женятся и не выходят замуж ( Mф. XXII, 30 ; Лук. ХХ, 34 ). Царствие Божье – не пища и питие (Рим. XIV, 17). Божественный Основатель христианства вообще учил о чисто нравственном, духовном, неземном характере Своего царства и всегда уклонялся (см. напр. Uoah. VI, 15 ), когда Ему представлялся случай основать земное царство под видимым Своим главенством. Поэтому все выражения Его о царстве (не исключая и выражения о наследовании земли кроткими – Mф. V, 5 ) должно понимать в образном смысле о высших благословениях, о высших благах как в Его церкви на земле, так еще более в будущей вечной жизни на небе. Отдельные места в свящ. книгах Нового Завета, на которые обыкновенно ссылаются хилиасты, представляют только кажущиеся основания для их учения. Так, напр., слова Самого Господа о том, что оставивший отца и мать, жену и поле ради Него получит сторицею и живот вечный наследит ( Mф. XIX, 20 ), без сомнения, следует понимать о замене земных благ высшими духовными; иначе было бы в высшей степени непристойно, основываясь на этих словах, считать будущею наградою каждого добродетельного мужичины, целую сотню жен. Точно также выражение Христа Спасителя на тайной вечери, что Он не будет более пить от плода виноградного, пока не станет пить с учениками новое вино в царстве Отца ( Mф. XXVI, 29 ), указывает на вино в высшем смысле, т. е. на духовные наслаждения в будущем небесном мире. Что касается апокалипсического выражения «тысяча лет», то его следует признать за символическое число, подобно другим числовым обозначениям в Апокалипсисе. Для правильного понимания этого символического числа нужно припомнить известное выражение во 2–м послании св. апостола Петра: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (III, 8; сн. Псал. LXXXIX, 5). Это апостольское слово высказывает не только то, что время для Бога не представляет определенного промежутка или предела, но прежде всего и главным образом то, что Бог, в Своем высшем управлении родом человеческим в один день может произвести действие столь же важное и с такими же многоплодными последствиями, как в другой раз в тысячу лет, и наоборот. Бог по Своей премудрости может замедлить историческое развитие так, что род человеческий в тысячу лет не уйдет далее, чем как в иной раз может уйти в продолжение одного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

208. Покушается ли тщеславие на искажение лика смирения? Одно лишь смиреннословие, как и показное поведете, противоположны истинному смирению, так как являются от тщеславия. Еще более погибельно – «мнение», т.е. убежденность в своем смирении, что уже относится к гордости. Истинное смирение «не видит себя», оно закрыто простотой или молчанием. Смиряться пред некоторыми – ложное смирение; следует быть смиренным пред всеми. Слепое суждение часто видит смирение в человекоутоднике. " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием» ( Кол. 11, 18 ). 209. Что Бог открыл нам о внутренней природе смирения? Смирение есть блаженное ощущение в душе благодати Божией, что возможно познать только своим опытом. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Mф. XI, 29 ). Христос говорить: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но – от Меня, то есть от Моего в вас вселения и осияния и действия. Потому и говорить пр. Иоанн Леств., что смиренномудрие есть Божие наименование. 210. Что обещано нищим духом по 1-й Заповеди Блаженства? Блаженство , как предощущение вечного блаженства и приобщение к Царству Небесному . См. учение о Царстве Небесном в Части Второй в изучении 12-го члена Символа Веры . § 27. О второй заповеди блаженства 211. Кого Господь Иисус Христос ублажает во 2-й Заповеди Блаженства? " Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Mф.V, 4 ). Сокрушение, охватившее душу, об удалении от Бога, скорбь о разлучении с Богом, есть духовный плач. После нищих духом Господь причисляет к блаженным тех, кто слезно скорбит о крайнем своем недостоинстве. Так взывал в покаянной скорби пророк царь Давид: «...каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими увлажняю постель мою» ( Nc. VI, 7 ). Так скорбел отрекшийся Апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» ( Mф. XXVI, 75 ). Так блаженство первое – нищета духа, рождает второе – блаженный плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010