Еще Св. Иоанн Златоуст , в прологе 18 апреля, в слове своем говорит: «где бы ты ни находился, говори так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Хотя бы ты и не двигал устами, но умом в сердце так молись: ибо и молчащих слышит Бог . Блаженству соименный, Египетское, лучше же сказать, вселенское солнце, ярче солнца просиявший неизреченными дарованиями Св. Духа, небесный человек, Великий Макарий (IV в.) в небесных своих словах об этой молитве говорит так: христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы он не только тогда, когда входит в молитвенный дом любил Господа, но и тогда, когда ходит, беседует, есть и пьет, имел память о Боге, и любовь, и желание: ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Mф. VI:21 ), Преп. Симеон (XI в.), просиявший в царствующем граде, как солнце, умною молитвою, в неизреченных дарованиях Пресвятаго Духа, и за это получивший от всей Церкви наименование Нового Богослова, в Слове своем о трех образах молитвы, пишет об умной молитве и о внимании следующее: «Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и та суть оскверняющая человека ( Mф.XV:19 ), Учившего очищать внутренние сткляницы, да и внешнее ее будет чисто ( Mф. XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно, зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может». Эти слова преподобного ясно показывают, что вышеупомянутые Слова Господа Божественные Отцы признавали свидетельством и основанием хранения сердца, т. е. мысленного призывания Иисуса. Преп. Исаак Сирин (VI в.), всею святою Церковию приемлемый и почитаемый, великая похвала и светило, богодарованный учитель и наставник истинного безмолвия – во многих своих словах, исполненных благодати Божией, богомудро и премудро научает об этой святой и священной, умной, сердечной, непрестанной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

На Mф. XVI, 24–27 . По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть • Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою • Что значит отвергнуться самого себя • До чего должно простираться самоотвержение • Не всякое страдание является последованием Христу • В чем истинное спасение и истинная погибель души • Равночестие и единосущие Сына с Отцом • Похвала жизни иноков • Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи • Увещание подражать образу жизни иноков. Беседа 56 На Мф. XVI, 28-XVII, 9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями • Почему являются при преображении Моисей и Илия • От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия • Любовь Петра ко Христу • Равенство Сына с Отцом • Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий • Слава будущего пришествия Христова • Добродетель легка, порок тягостен • Против ростовщичества. Беседа 57 На Mф. XVII, 10–21 . Двоякое пришествие Христа • Илия • предтеча второго пришествия • Почему Иоанн называется Илиею • Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца • Маловерие отца бесноватого отрока • Почему бесноватые называются лунатиками • Апостолы не всегда были одинаково совершенны • Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою • Роскошь и пьянство источник всех зол • Должно осуждать не вино, а пьянство • Пагубные следствия пьянства. Беседа 58 На Mф. XVII, 22-XVIII, 6 . Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам • Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа • Христос • истинный Сын Божий и владыка вселенной • Страсть тщеславия не чужда была ученикам • Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию • Великость награды и наказания презирающим людей смиренных • Высокомерие делает человека безумным • Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества • Богатство лишает благородства и свободы • Почести не приносят пользы телу и вредят душе. Беседа 59

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если говорить о неотложных практических задачах нашей церковной жизни, то прежде всего надо говорить о том, чтобы вновь, как в апостольское время, как в древней церкви, быть всегда собранными вместе, «κοιν πντες» на одно и то же (π τ ατ), «Всегда все и всегда вместе». 13/26 ноября 1950 года. День св. Иоанна Златоуста . 71 Порядок совершения иудейских трапез до некоторой степени дает возможность решить вопрос, принял ли Иуда участие в Тайной вечери Христа. Из описаний Мт. (XXVI, 20 сл.) и Мк. (XIV, 18 сл.) следует, что Иуда покинул помещение до начала трапезы, тогда как согласно Луке он покинул вечерю после установления Евхаристии. Иоанн дает только указание, что Иуда покинул вечерю после умовения ног. Из этого указания видно, что трапеза еще по настоящему не начиналась. Таким образом, Иоанн скорее совпадает с Матфеем и Марком, чем с Лукою. Согласовать эти указания на основании данных Евангелий нет возможности. Надо решить вопрос или в пользу Луки или в пользу остальных евангелистов. Если мы примем во внимание слова Христа: «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо ( Mk. XIV, 20 ; ср. Mф. XXVI, 23 ), то ясно, что речь идет о предварительной части трапезы, когда собственно трапеза по настоящему еще не начиналась. Этим объясняется, что Марк и Матфей два раза упоминают: «когда они ели». Второе упоминание ( Mk. XIV, 22 ; Mф. XXVI, 26 ) непосредственно перед благословением хлеба было бы излишне, если настоящая трапеза уже началась после возлежания. Именно в этот промежуток времени между возлежанием и благословением хлеба вышел Иуда. В этот же промежуток времени совершено было омовение ног. 73 In Genes. Horn. X. Мы не вполне уверены, имел ли в виду Ориген Евхаристические собрания или синаксисы, т. к. он главным образом упрекал своих современников, что они не охотно идут слушать Слово Божье. 74 21-е правило Элызирского собора. Об этом правиле упоминает Сардикийский собор (середина IV-ro века) в своем 12-м правиле, а также ТрулльскиЙ собор(692 г .) в своем 80-м правиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   Испрашиваю на нее благословение Божие и желаю душевного спасения. Всему Богом хранимому семейству вашему и вам посылаю мои поклоны, испрашивая на вас благословение Божие. Поздравляю с радостным праздником Рождества Христова и желаю умеренно наслаждаться земными благами и пещися о вечном спасении.     21 декабря 1838 года. 61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного    Крестьянской женщине, ежели ей возможно у меня быть, то пусть побывает, а ежели не позволяет время, то должно троекратно помолится Богу. Ежели она после моления почувствует себя жалеющую, то познавайте, что есть на сие воля Божия. Равно и тогда, когда за кого пожелает выйти. А ежели после моления почувствует страх и смущение, за кого она идет, то пусть опасается за того идти. А равно и другие, — ежели будет жених, пусть так же помолится.     30 мая 1839 года. 62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» (Mф.:XIX, 26). Молитва — первейшее и самонужнейшее средство к примирению    О ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Mф.:XIX, 26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий.    Касательно Марии Петровны Гендриковой и ее семейной скорби и расстройства отвечаем, что первейшие и самонужнейшее не токмо сей, но и всем средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них, по заповеди Христовой, — посоветуйте ей молиться.     5 июля 1839 года. 63. «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лk.:XXI, 19)    Писание ваше получили, из оного усмотрели некоторые выражения вашего устроения, которым вы, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия, почему, сколько возможно, пишем вам во утешение и для укрепления в находящих на вас искушениях. Вы желаете спасения душевного, а оное стяжевается терпением. Глаголет Господь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лk.:XXI, 19) и Св. Илия Екдип пишет: «Достойно всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отсюда естественно, что мирянам запрещается читать Библию на родном языке и вести беседы частно или публично о делах веры. Буллою Александра IV они подпадали аа это церковному отлучению, а оставаясь год под оным могли быть привлечены к суду инквизиции. См. у Лебедева. О главенстве папы. 49 стр. 801 Пред своим посвящением латинские епискспы и дают присягу в том, что будут «защищать, приумножать и распространять права почести, преимущества и авторитет св. римской церкви, государя нашего папы и преемников его“, а вместе с сим «еретиков, схизматиков и противящихся папе, сколько возможно, гнать и преследовать”. В подлиннике и русском переводе полный текст р.-католической епископской присяги, отзывающейся ужасами средних веков, приведен в указ. кн. А. Востокова. Об отношениях римской церкви и пр. II ч. XX гл. 38–51 стр. по изд. 1863 г. 802 Злат. На Матф. Бес. LIV, 2. Сн. Бес 3. Под “камнем» исповедание Петрово, твердость его веры, разумели св. Епифаний (Ер. LIX, 7), Иларий (De lib. IV, с. 37), Амвросий (De сар. V), Григорий В. (lib. III, ер. 33), св. Кирилл алекс. (О Троице, кн IV), блаж. Феофилакт (на Mф. XVI гл.) и др. 803 Так объяснял Mф. XVI, 18 блаж. Августин, на которого паписты особенно любят ссылаться, как на главного будто бы защитника римских заблуждений: «Господь, пишет он, сказал: на сем камне созижду церковь Мою, поскольку Петр сказал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, т. е., на сем камне, который ты исповедал, созижду церковь Мою. Ибо камень бе Христос ( 1Кор. 10:4 ). На этом основании утвержден и сам Петр; ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос“ (in Iohan. с. 21, tract. 124). И еще: «на сем камне, который ты (т. е. Петр) познал, говоря: ты еси Христос, Сын Бога Живаго, созижду церковь Мою, т. е. на Мне Самом, Сыне Бога Живаго, созижду церковь Мою; на Мне созижду тебя, а не Меня на тебе“... Симону дано имя Петр «в том значении, чтобы он знаменовал церковь . Так как камень-Христос, то Петр – христианский народ. Ибо камень (petra) есть имя коренное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Первое и самое главное условие, какое требуется от каждого образа жизни в христианстве, – его сообразность с учением Христа, со Святым Писанием: так как христианин – законник Христу ( 1Kop. IX:21 ). Отсюда, образ жизни, сколько бы он ни представлялся благовидным, но коль скоро не основывается на этом краеугольном камне, не может иметь важности и нравственного достоинства. Далее – главная цель учения Христа, как и всего благодатного строительства Церкви, – да ecu живот имущ ( Ин. Х:10 ); потому важность в деле спасения должна быть также необходимою принадлежностию каждого образа жизни в христианстве. Кроме того, в царстве Христовом – в царстве любви – каждый член должен заботиться не только о собственном спасении, но и о спасении других. Отсюда, естественно, возникают вопросы: заповедуется ли Словом Божиим такой необыкновенный образ жизни, который ведут Христа ради юродивые, и что такое юродство о Христе по существу? Значение в душе человека чистого, христианского разума и отношение к нему Христа ради юродивых; сообразен ли подвиг юродства вообще с духом христианства и в частности с природою человека? Ведет ли и каким образом ведет он человека к нравственному совершенству; сообразен ли он с любовию христианина по отношению к ближним и, наконец, не может ли этот подвиг служить поводом к соблазну других? Глава I Заповедуется ли Словом Божиим сей подвиг? – Время и условия, благоприятствовавшие появлению подвижничества в христианстве. – Предписания иноческих уставов относительно подвига юродства. – Указания на существенные черты юродства в посланиях апостола Павла к Коринфянам В Святом Писании не находим прямых и подробных указаний о всех возможных родах христианского подвижничества. В Слове Божием тот или иной подвиг самоотвержения как добровольная жертва со стороны христианина не предписывается как нечто обязательное для всех, а предлагается как совет для тех, имже дано есть ( Mф. XIX:11 ), предоставляется усердию стремящихся к высшему совершенству: могий вместити да вместит ( Mф. XIX:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Я и поднесь слаб, мало только по кельи хожу, вас же, предостопочтеннейший мой благодетель, прошу и молю великодушно простить, в чем я, яко человек, по невежеству своему непристойное что нашему званию говорил и тем мог вашу честность опечалить.    И за благодеянии ваши и оказанные милости, угощении и упокоении, какими попремногу пользовался я, недостойный, не в силах возблагодарить. — Всемилостивый Господь и Великодаровитый мздовоздатель да воздаст вашему щедролюбию за все ваши содеянные милости Своим неизреченным милосердием стократно.     30 октября 1826 года.     Александро-Свирский монастырь. 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть    Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению, простить обидящих и враждующих вас, а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «Аз же глаголя вам не противиться злу: но аще тя кто ударил в десную твою ланиту, обрати ему и другую. И хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поимет тя поприще едино, иди с ним два. И еще аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословляйте клянущая вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся зло творящим вам ни за что и изгоняющим вы, яко да будите сынови Отца вашего, иже есть на Небесе; яко солнце свое сияет на злые и благия и дождит на праведныя и неправедныя» (Mф.:V , 39—41, 44—45).    Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящие вам напасть. Такожде подтверждает св. апостол Павел, пишет к Римской церкви: «Ни единому же зла за зло воздающие, промышляющие добрая пред всеми человеки. Мир имейте, не себе отмщающие, возлюбленные, но дадите место гневу. Писано бо есть: мое отмщение, аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет брат твой, ухляби его. Сие бо творя, угли огненнии собираете на главу его. Той побежден бывает от зла, но побеждает благим злое» (Puм.:XII, 17—21). И да видим, прелюбезнейшие, каковое нам утешение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. И возлюбленный Его ученик св. апостол Павел, просветитель вселенной, ясно научает, как нам поступать с обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение вседневной Евангельской молитве (т.е. Отче наш) всегда читаем: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Mф.:VI, 9, 12—13). Стих 14 и 15-й: «Аще бо отпущается и в главном согрешения наши, их отпустит вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешения ваши».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Послание к православным пастырям и мирянам Херсоно-Одесской ...    Херсонско-Одесской епархии к празднику Рождества Христова.     «Мысли в преддверии праздника Рождества Христова»    «Христос рожджается, славите, Христос с небес срящите.    Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земли и веселием воспойте людие, яко прославися»...    Приближаются великие и святые дни праздника Рождества Христова,    Бога Спасителя нашего. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы воспели мы чудные ирмосы рождественские. А еще раньше, в первый день после памяти Святого Апостола Филиппа вступили мы, по послушанию Церкви Святой нашей Православной, на путь продолжительного поста Рождественского.И в преддверии наступающего великого праздника мне хочется, возлюбленная и богодарованная паства моя, поделиться некими своими думами...    Когда рождается в мир новый человек, в душу окружающих его близких вселяется тревога: «что убо отроча сие будет» (Лк.1:66). Возрадуются ли многие о рождестве его (Лк.1:14), или о нем скажут: «лучше было бы, если бы не родился человек сей» (Мф.26:24).    Всякий человек, возлюбленные, вносит в мир сей или добро, или зло, в той или иной мере. Как тяжело вспомнить о том, кто сеял среди людей ложь, вражду, злобу. И как отрадна память о сеятеле всего доброго, вечного, святого!... Представьте же себе, как много добра для всех нас и для всего человеческого рода на все времена принес Христос Спаситель наш. Господь Иисус Христос даровал людям Свое божественное учение, которое разъясняет навсегда и самым премудрым образом все самые запутанные вопросы нашей жизни.    Именно Спаситель научил нас, что смысл нашей земной жизни – в исполнении заповедей Божиих (Лк.Х,25—28; Mф.VII:21), что земная жизнь есть приготовление к вечной жизни, загробной (Mф.XXV,46) и многое, многое другое.    Господь даровал нам еще здесь на земле особую благодатную жизнь, которая содержится только в пределах Церкви Православной. Он зовет приступить к святым таинствам церковным для нашего духовного роста все выше и выше. Господь открыл нам вход в Царство Свое Небесное, куда призывает вслед за благоразумным разбойником, войти и всех нас. Сколько любви, милосердия, сострадания внес Спаситель в человеческую среду, полную лжи, зависти, вражды и ненависти! Ум человеческий не может разъяснить всю силу добра, сделанного Христом Богом всем людям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

а) В чем будет состоять блаженство праведников? Праведники наследуют царство, уготованное им от создания мира. В этом царстве, граде, доме Божьем первым источником блаженства будет для них постоянное сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько это возможно и доступно для твари. Они удостоятся зреть Триипостасного лицом к лицу: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Mф. V, 8 ). В этом лицезрении Всесовершенного они будут находить полнейшее удовлетворение для всего своего богоподобного существа. Ум, жаждущий истины, достигнет совершенного ведения. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, – тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, – и тогда познаю подобно как я познан ( 1Kop. XIII, 12 ). Тогда то, что отчасти, прекратится ( – 10), вера прекратится и настанет одно непосредственное видение ( 2Kop. V, 7 ). Воля жаждущая добра, получит полное удовлетворение своему стремлению. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Mф. V, 6 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Uh. III, 2 ). Сердце, жаждущее блаженства, найдет себе полное успокоение в единении с Богом, Источником блаженства. Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Uh. IV, 16 ). На праведниках исполнятся во всей силе слова Спасителя: Да будут все едино: как Ты, отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино (Ин. XVII, 21, 23). К этому присоединится ближайшее, блаженнейшее общение праведников между собою и с ангелами: они будут связаны между собою узами чистейшей взаимной любви, как дети одного общего Отца, который будет все во всем (1 Кор. XV, 28). Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать в царствии небесном состояние их по телу. Кроме того, что тела их восстанут для будущей жизни нетленными, славными, сильными, духовными, они будут изъяты от всех назойливых нужд настоящей жизни. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной ( Anok. VII, 16 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ( – XXI, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

274. Какая Христова проповедь подготовляла слушателей к разумению значения Святого Причащения? Беседа Спасителя с учениками после вторичного насыщения народного сборища семью хлебами : " Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?» ( Mk. VIII, 17 ). «Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда сем для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? сказали: семь, и сказал им: как же не разумеете?» ( Mk. VIII, 19–21 ). Этим Господь потребовал веру в чудо Божие, которое с избытком может восполнять любой недостаток земной пищи . 275. Как Христос вводил учеников в еще более глубокое понимание Тайны Причащения? Господь пожелал пробудить в учениках вожделение хлеба, сходящого с неба, вместо их внимания к земному насыщению: «. . вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» ( Uoah. VI, 26 ). «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Uoah. VI, 33 ). 276. Как Иисус Христос предустановил Таинство? Поучая народ в Капернауме, Господь произнес и повторил слова, которыя требовали веры в буквальное их понимание : «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлиб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира« ( Uoah. VI, 49–51 ). 277. Как были приняты слова предустановления Таинства? »Многис из учеников Его, слыша то, говорили: какия странныя слова! Кто может это слушать?» ( Uoah. VI, 60 ). " Симон же Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни« ( Uoah. VI, 68 ). Таким образом проповедь о Причащении, основанная на вере слушателей Слову Божию, одних ввергала в сомнение, иные даже покинули Христа, третьи же – с горячей верой за Ним ь последовали. 278. Как произошло установление Таинства Причащения? Христос установил это Таинство, когда Сам совершил его на Тайной Вечери в Сионской горнице, накануне Своих страданий : " И когда ели, Иисус взял хлеб и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Mф. XXVI, 26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010