А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лyk. XII, 47, 48 ). Фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся, примут тем большее осуждение ( – XX, 47). Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели гному городу, в котором не примут апостолов ( Мф. Х, 15 ), а Тиру и Сидону отраднее, нежели Хоразину и Вифсаиде ( – XI, 21, 22). Праведный Судия на всеобщем суде воздает каждому по делам его ( Puм. II 6). Согласно с Писанием и святые отцы и учители церкви учили, что будут различные роды мучений для грешников. Св. Василий Великий говорит: «Надобно знать, что выражения: бит будет мною и бит будет мало – означают не конец, а разность мучения. Ибо, если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого или слабейшего или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять или сноснее или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, и иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой – от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в притчах: во дне ада (IX, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами; другой чувствует только лихорадку, и то не в равной степени с другим; иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком–либо члене, и то опять более или менее другого» 351 . Св. Ефрем Сирин рассуждает: «Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тьма кромешная ( Mф. VIII, 12 ): а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; геенна огненная ( Mф. V, 22 ) – иное место мучения; скрежет зубов ( Mф. XIII, 12 ) – особое тяжкое место; червь неусыпающий ( Mф. IX, 48 ) – в ином месте; озеро огненное ( Anok. XIX, 20 ) – опять иное место; тартар (2 Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

По общему признанию исследователей, в Новом Завете встречаются цитаты из всех священных книг Ветхого Завета за исключением книги Екклезиаста, Песнь Песней, Есфири 101 . Отсутствие цитации в Новом Завете из некоторых книг Ветхозаветного канона нисколько не говорит за то, что объем этого канона еще не был устойчивым во время Спасителя. Рассмотрим какие по этому вопросу данные представляет Новый Завет . Весь состав священных книг Господь обозначает выражением, заимствованным, очевидно, от современного иудейства – α ϒ ραα писания, или – что еще важнее – γρα писание: Uoah. V, 39 – Испытайте писаний, Mpk. XII, 24 – 26 – прельщáетеся, не ведуще nucáhi ( τς γρας) ... несте ли чли въ книгах Моисéовых, Mф. XXI, 42 : несте ли чли николиже в писáниих: кáмень, егóже и пр. из псалма 117, 22. 23. Следовательно, γραα прилагается к Псалмам, книге из третьего отдела Писаний (кетувим), как это же название в форме единственного числа – γρα прилагается к Псалмам у Иоан. Х, 35 : Не может раззоритися Писание, имеющем в виду Пс. 81, 6 : Аз рех: бóзи естé, и Uoah. XVII, 12 : да сбудется Писание о сыне погибельном ( Пс. 108, 17 ). Наравне с обозначением священных ветхозаветных книг названием γρα или γρα Господь употребляет другое – Закон и Пророки νμος κα προη ται: Mф. XXII, 40 – В ciю обою зánobeдiю вéсь закóн и прорóцы висят, λος νμος κα ο προη ται κρμανται. Равно и под именем Закона Иисус Христос, вместе с современными Ему иудеями 102 , разумел иногда весь объем Ветхозаветного канона. Иоан. Х, 34 : несть ли писано в закóне вáшем: Аз рех: бóзи естé (ср. пс. 81, 6). Uoah. XV, 25 : но да сбýдется слóво, писанное в закóнеих, яко возненавидеша Мя тýне (пс. 68, 5). С этим должно сравнить 1 Коринф. XIV, 21: В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. В этом месте слово Закон прилагается к пророку Исаии XXVIII, 11. 12: За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу... но они не хотели слушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

День День (см. Времясчисление библейское ). В Свящ. Писании упоминаются различные часы дня, как-то: а) Заря – время пред появлением солнца. В это время воскрес Господь ( Mk. XVI, 2 , Mф. XXVIII, 1 ); б) Восход солнца ( II Цap. XXXIII, 4 ); в) Дневной зной ( Быm. XVIII, 1 ) – около 9 ч. утра. Самое жаркое время дня; г) Полдень ( Быm. XLIII, 16 ); д) Прохлада дня. Время пред солнечным закатом ( Быm. III, 8 ). Персы до сих пор называют таким образом эту часть дня; е) Вечер. Евреи принимали два вечера: первый начинался около 3 часов, а последний около 5 час. пополудни. Спаситель испустил дух на кресте при начале первого вечера, а при начале второго снят с креста. Разность между самым длинным (21 или 22 июня) и самым коротким днями в Палестине (21 или 22 декабря) составляет четыре часа и несколько минут. Первый продолжается около 14 час. и 10 мин., а второй 9 час. и 50 мин. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Немного позднее князь мира снова приступил ко Христу: это было гефсиманское борение ( Лyk. XXII, 44 ). Многие относящиеся сюда евангельские изречения указывают на участие диавола в Гефсиманских страданиях Христа. Уже описание пасхальной вечери евангелисты Лука и Иоанн предваряют замечанием, что сатана вошел в Иуду и вложил ему в сердце предать Иисуса ( Лyk. XXII, 3 ; Uoah. XIII, 2 , ср. 21). Во время вечери Сам Иисус, напомнив ученикам о напастях, в которых они пребыли с Ним, обратился к Петру с словами: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лyk. XXII, 28. 31 ). Пред выходом с вечери в Гефсиманию Он сказал: идет князь мира сего ( Uoah. XIV, 30. 31 ; ср. Лyk. XXII, 53 ). – Самое борение началось еще на вечере, когда Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал ученикам: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ( Uoah. XIII, 21 ). Пришедши же в Гефсиманию, Он, взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть, ужасаться и тосковать, и сказал им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Mф. XXVI, 36–38 ; Mk. XIV, 33, 34 ; Лук, XXII, 39–40). Затем Он отошел от них на вержение камня, преклонил колена, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша, сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Mф. XXVI, 39 ; Mk. XIV, 35 ; Лyk. XXII, 41–44 ). Затем, встав от молитвы, приходит к ученикам и, найдя их спящими (от печали), говорит им: бодрствуйте и молитесь! чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна ( Mф. XXVI, 40. 41 ; Mp. XIV, 37. 38 ; Лyk. XXII, 45. 46 ). Потом так же молился во второй и третий раз ( Mф. XXVI, 42. 44 ; Mk. XIV, 39, 41 ). Когда, наконец, пришел Иуда и предал Его первосвященникам, начальникам храма и старейшинам, Христос сказал последним: теперь ваше время и власть тьмы ( Лyk. XXII, 53 ). – Что же это была за власть тьмы? Это была порожденная диаволом злоба против Него, теперь, не более как за день до распятия, совершенно созревшая в сердцах человеческих и только ждавшая своего крайнего внешнего проявления: это было неверие в Него, достигшее теперь высшей степени: смерть Его уже была решена не только устами первосвященника, не только в сердцах руководителей народа, но на нее согласилась в глубине души и вся народная толпа, уже приготовившаяся кричать: распни, распни Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   И, наконец, замечательны слова святого Симеона о Спасителе Богомладенце:    « се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет    пререканий»... Что это значит? Это значит, что Христос Спаситель не пройдет    мимо всей мировой истории людей, но напротив, явится центральною Личностью    на все века для всех людей в мире. К Спасителю будут относиться люди или    с ненавестью, или с любовью великою. И мы это видим на протяжении всей истории    человечества.О ком больше всего люди думали, говорили, спорили, писали, как    не о Христе Спасителе? Иные всячески злословили Его, Церковь Его, служителей и    последователей Христа Бога, старались изгладить самое имя христианства.    Другие- напротив, умирали за Христа, признавая Его своим Богом и Спасителем, любили Его всем сердцем, всю жизнь свою- личную и общественную строили по заветам Христовым. Так было, так и ныне есть, и так будет. И это потому, что Христос Спаситель был не только идеальнейший Всесвятой Человек, и такого не было и не будет никогда, но вместе с тем Бог, пришедший на землю и явившийся среди людей для их спасения. (Npop.Bapyxa,III,36—38; Mф.I:21—23; Ebp.XIII,8)...    Возлюбленные, пусть бушуют волны неверия, пусть люди не хотят признавать нашего Господа Спасителя, но мы, Его последователи и члены Его Святой Церкви Православной, и словами, и жизнью будем немолчно возвещать, что Иисус Христос есть истинный Человек и истинный Бог Наш, Спаситель мира, что Он воистину есть тот Камень, который отвергли строители, но который является краеугольным! (Mф.XXI,42). Аминь. О приеме в Святую церковь Православную обращающихся от обнов...    «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то    будет связано на небе; и что разрешите на земле,    то будет разрешено на небе» (Mф.XVIII,18).    Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мельница Мельница (жернова) ( Ucx. XI, 5 ). – Мельницы для молотьбы зернового хлеба – изобретение очень древнее. В первый раз мы встречаемся с ними еще во времена Исхода, когда в Египте господствовал обычай заставлять женщин ворочать жернова, как это принято на Востоке даже до настоящего времени. Израильтяне мололи манну в жерновах ( Чuc. XI, 8 ), и мельничный жернов был столь важным предметом в домашнем обиходе, что его не дозволялось даже брать в залог ( Bmop. XXIV, 6 ). Указания на жернова вообще, мельничные жернова и их употребление, нередки в Свящ. Писании, и некоторые из означенных указаний весьма замечательны. Так, напр., в кн. Cyд. XI:53, XVI:21 , Uc. XLVII, 2 , Uep. V, 13 , Mф. XXIV, 41 и др. Одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Филистимляне взяли Самсона, выкололи ему глаза... и он молол в доме узников ( Cyд. XVII, 21 ). Возьми жернова, говорит пр. Исаия, и мели муку. Юношей берут к жерновам, говорит пр. Иеремия в описании бедствий Иерусалима, и отроки падают под ношею дров. И прекращу у них, говорит тот же пророк в другом месте, голос радости и голос веселия... и шума от жерновов не будет слышно у них ( Uep.XXV, 10 ), что означает не только прекращение веселия, но и отсутствие самого необходимого и существенного для ежедневного пропитания в Иудее под игом ц. вавилонского. То же предвещается и о судьбе самого Вавилона ( Anok. XVIII, 22 ). Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, говорит Спаситель, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской ( Mф. XVIII, 6 ). Означенный в Евангелии род казни был нередко употребляем в Сирии и был в одно время введен в Риме по указанию Августа кесаря. Ручные мельницы, как уже замечено выше, составляют на Востоке одну из необходимейших домашних утварей и обыкновенно состоят из двух круглых, лежащих друг на друге мельничных жерновов или камней, которые быстрым вращением верхнего трутся друг о друга и таким образом перемалывают находящиеся между ними зерна. Нижний жернов твердо стоит в своем основании, а верхний приводится во вращение на нем животными, машиной или даже человеческими руками. Потому-то Спаситель и говорит: Две мелющие в жерновах: одна берется, другая оставляется ( Mф. XXIV, 41 ). Так как труд этот был очень тяжел, то он часто возлагался на рабов, пленников и рабынь, как то видно из истории Самсона, Седекии и др. Молотьбой зернового хлеба на мельницах обыкновенно занимались две женщины – одна из них бросала зерна в мельницу, а другая вертела верхний жернов ( Лk. XVII, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

По пути в царство Божие «мытари и блудницы» идут впереди «первосвященников и фарисеев» ( Mф. XXI, 31 ); но в самом царствии Божием нет места блудникам (Кор. V, 10; Eфec. V, 5 ). Мытари и блудницы предваряют постников и девственников только в определенном направлении – в направлении к тому смирению, которое, в противоположность самоправедности и самодовольству, есть условие веры во Христа, пришедшего призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Mф. IX, 13 ). Мытари и блудницы предваряют тех постников и девственников, которые в воздержании видят добродетель, ведущую к совершенству и к заслуге пред Богом, к самодовольству приточного фарисея. Но когда определенное направление пройдено, тогда какое же оправдание для беззакония? Теперь уже путь изменился: что было впереди, теперь стало сзади. Для уверовавшего во Христа жить по плоти то же, что: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Nem. II, 22 ). «Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (20 – 21). Почему, хотя закон был дан евреям для познания греха, хотя язычники были предоставлены своим путям, чтобы познали свое бессилие, хотя вообще наша неправда открывает правду Божию, хотя верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, но это еще не значит, что и христиане должны делать зло, чтобы вышло добро. Праведен суд на тех, которые так говорят ( Puмл. III, 5 – 8 ). Ведь мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Итак, да не царствует грех в смертном нашем теле, чтобы нам повиноваться ему в похотях его ( Puмл. VI ). Потому-то апостол различает блудников мира сего, с которыми дозволяет христианам общение, «ибо иначе надлежало бы им выйти из мира сего», от тех, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или пьяницею и пр., повелевая извергать таковых из среды христиан и даже не есть с ними ( I Kop. V, 9 – 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Содержание тех и других просьб – самое разнообразное: не только вторые, но и первые имеют иногда объектом общественные или, во всяком случае, не единоличные интересы: с другой стороны, не только первые, но иногда и последние имеют иногда своим объектом интересы частного, отдельного лица и т. под. К просьбам, идущим от лица целого общества людей, обыкновенно обращаются для того, чтоб указать на степень важности, на степень значимости их. Отсюда такие просьбы удовлетворяются сравнительно чаще: общее мнение, общий голос менее субъективны, более правдивы, чем мнение и голос одного лица, и потому скорее могут привлечь к себе – кого надлежит... – Все это находит себе нечто совершенно аналогичное в том, что на богословском языке известно под именем молитвы. Последняя также бывает и частною, и общественною: каждый из нас – христиан – постоянно молится частным образом, встает ли утром со своего ложа, делает ли что, отправляется ли куда, ложится ли спать и т.д. При этом если мы совершаем свою молитву видимым для других образом, то в этом случае (разумеется частная именно молитва) Словом Божиим рекомендуется нам уединяться, чтоб каким-либо образом не пострадала чистота нашей молитвы ( Mф. VI, 6 ). Общественная молитва рекомендуется Самим Господом весьма ясно: где двое или трое, говорит Он, собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Mф. XVIII, 20 ) 19 . Смысл места не нуждается в каких либо комментариях. О том, что св. апостолы, следуя совету своего Господа, молились вместе, находим не мало свидетельств в кн. Деяний Апостольских. Все они, читаем в одном месте (И, 14) 20 , единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (сравн. II, 1); и они, читаем в другом месте (II, 42) 21 о принявших христианство , постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (ср. –46). Общественная молитва , получившая широкое употребление среди апостолов и первенствующих христиан, затем окончательно привилась в христианском обществе, определенно отлившись в известные формы так называемого общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Глава 8 1–8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. 9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество. Тов.8:1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Тов.8:2 Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Тов.8:3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. 1–3 . Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., Чuc. XXI:8–9 ; сн. Толков. Библ. т. I или 4Цap. II:19, 22 и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т.е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ( Лев. 16:9–10, 17:7, 13:21, 34:18 ; ср. Мф. 12:43 ), а также понятие «связать», т.е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ( Mф. XII:29 ; 2Nem. II:4 ; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ( Откр. ХХ:1–3 , ср. XII:9) (см. у А. Глаголева , Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). Тов.8:4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. Тов.8:5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5) Отпадением от Вселенской Церкви и духовным разрывом с Православием. 6) Отречением от истинной веры в Бога под влиянием страха или выгоды. 7) Состоянием душевного отчаяния , когда верующий теряет надежду на Божие милосердие, на свое душевное спасение и на Божие о нас попечение. 8) Эта же заповедь нарушается применением волшебства, когда человек ищет, помимо Бога, помощи от какой-нибудь таинственной, а еще хуже – злой силы. Грехом против этой заповеди является также суеверие, которое приписывает вещи или факту сверхестественную полезную или вредную силу. 59. Противоречит ли 1-й Заповеди свято почитать Божию Матерь Приснодеву Марию, ангелов и святых? Нет . Ибо Им мы выказываем глубокое сердечное почитание не такое, как Богу, но как носителям Божией благодати, за их особую близость к Богу и как к достойным членам семейства Божия. 60. Есть ли прямое указание Священного Писания на особую близость к Богу Пречистой Богоматери, ангелов и святых? «И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Веевышняго» ( Лк. 1, 30–32 ). »Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим« ( Лк. 1, 34–35 ). «Тогда оставляет Его диавол, и вот Ангелы приступили и служили Ему» ( Mф. IV, 11 ). »Очи Господа обращены на праведных, и уши Его – к воплю их» ( Nc. XXXIII, 16–21 ). " И вознесся дым фимиама с молитвами святых от рук Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 4 ). 61. Говорит ли Священное Писание о великой неизреченной славе Божией Матери? Ветхий Завет дает много прообразов Богоматери, предрекая Ея мировое значение: Ея предназначение послужить тому, чтобы небо и земля возсоединились бы после Искупления нас Спасителем; Ея совершенную чистоту в вечном девстве. Так патриарх Иаков «увидел во сне: вот лестница стоит на земли, а верх ея касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» ( Быm. XXVIII, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010