Demonologie populaire – demonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64–132. Текст см.: Wellesz E. A history of Byzantine music and hymnography. Oxford, 1965. P. 176; Pitra J.B. Analecta Sacra Spicilegio Solesmensi parata. Parisio, 1876. P. XXI–XXIV. Никон Черногорец. Пандекты. Слово 29. М., 1889. Л. 208. См. также: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. Вступ. гл. Киев, 1910. С. 243. Jn. 1: 29. Разрыв библейской цитаты словами «Сыне Отеч», возможно, связан со стремлением акцентуировать Божество Сына. καθμενος ν δεξια του Πατρς (Сидящий одесную Отца),/ χων ξουσαν πντα κριναι σζειν (Имеющий власть все судить и спасать),/δ ο ποησεν πατρ τ π ρχης μχρι ανων (Чрез Него же сотворил Отец от начала до веков). – Melito. Peri Pascha. Linia. 821// Meliton de Sardes. Sur la Paque/Ed. Perler O.//Sources Chretiennes. T. 123. Paris, 1966. P. 130. «Я же прибегнул к Богу живому, к Спасителю царей и владык, Который есть Судия всех». – Acta Thomae. Sect. 139/Ed. M. Bonnet//Acta apostolorum apocrypha. Vol. 2. 2. Leipzig: Mendelssohn, 1903 (repr.: Hildesheim: Olms, 1972). P. 139. Mercati G. Osservazioni sul testo e sulla metrica di alcuni papiri cristiani//Chronique d’ Egypte. Paris, 1932. T. 7. P. 194. О социальной дифференциации и проблеме бедности и богатства в византийском обществе см.: Чекалова А.А. Быт и нравы византийского общества//Культура Византии IV–VII вв. М., 1984. С. 630–667. Здесь же см. и библиографию вопроса. Лев Великий. 28-е послание. Цит. по: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Пг., 1918. С. 268. О христологической проблематике V–VI вв. см.: Мейендорф И. Христос в восточно-христианской мысли. М., 2004. Приведем пример «теопасхистского» богословия в гимнографии III–IV вв. Папирус «Амхерст», датируемый первой половиной IV в., содержит несколько более ранний текст – акростихический крещальный (?) гимн, в котором есть следующие строки: Θες λυθε πολλ κομσας, – Бог пришел, даруя многое, Θαντου τ τριτπημα τελσας – свершив триденствие смерти, ησους παθν π τοτοις – Иисус, при сем пострадавший, Επων τι ντα παρχω – сказав; даю плечи [на раны], να μ θαντω περιπσης – чтобы ты не подвергся смерти.

http://pravoslavie.ru/50315.html

DHGE V (1931). P. 15–42, особенно Р. 20–26. Он же . Corinthe. DHGE XIII (1956). P. 876–880, особенно P. 878. Он же . Corcyre. Там же. Р. 829–831. Bohmer H. Kirche und Staat in England und in der Normandie im 11. und 12 Jahrhundert. Leipzig, 1899 (перепечатано Aalen 1968). Norwich J. J. Die Wikinger im Mittelmeer. Das Sudreich der Normannen 1016–1130. Wiesbaden, 1968. de Vries W. Rom und die Patriarchate des Ostens. Freiburg—Munchen, 1963. S. 220, 236. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Eine Sammlung von Selbstdarstellungen der christlischen Kirchen/Hrsg. von F. Sigmund–Schultze. Leipzig, 1939, 1941. Bd 10. Lief. 45–56. Die Ostkirche. Sonderheft der Vierteljahrschrift «Una Sancta». Stuttgart, 1927. Die Ostkirche und die russische Christenheit/Hrsg. von E. Benz. Tübingen, 1949. Östliches Christentum. Dokumente/Hrsg. von H. Ehrenberg und N. Bubnoff. München, 1923–1925. 2 Bde. Salaville S. Liturgies orientales, notions générales, éléments principaux. Paris, 1932. Seraphim (Lade), mitr. Die Ostkirche. Stuttgart, 1950. Silbernagl J. Verfassung und gegenwärtiger Bestand sämtlicher Kirchen des Orients/Hrsg. von Schnitzer. Regensburg, 1904. Smolitsch I. Russisches Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen. 988–1917. Würzburg, 1953 (Das östliche Christentum. NF 10/11). Spuler B. Die Gegenwartslage der Ostkirchen in ihrer völkischen und staatlichen Umwelt. Wiesbaden, 1948. Stasiewski B. Zum Begriff der osteuropäischen Geschichte und Kirchengeschichte//Münchener Theologien Zeitschrift. 1953. Bd 4. Tyciak J. Die Liturgie als Quelle östlicher Frömmigkeit. Freiburg; B., 1937 (Ecclesia orans. Bd 20). Tyciak J. Morgenländische Mystik Charakter und Züge. Düsseldorf, 1949. Tyciak J. Östliches Christentum. Warendorf i. W., 1934; 2 Ed. 1947. Tyciak J. Wege östlicher Theologie. Bonn, 1946. Vries W. de. Der christliche Osten in Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1951 (Das östliche Christentum. NF 1). Wunderle G. Das geistige Antlitz der Ostkirche. Würzburg, 1949. Zaikyn W. Zarys dziejów ustroju Koœcio³a wschodnio–slowiañskiego. 1: Podzia³ na okresy. Lemberg, 1939 (Archiwum Towarzystwa naukowego we Lwowie. Dzia³ 2. T. 24. Z. 1). Zankow St. Das orthodoxe Christentum des Ostens: Sein Wesen und seine gegenwärtige Gestalt. B., 1928. Zankow St. Die orthodoxe Kirche des Ostens in ökumenischer Sicht. Zürich, 1946. б) Культурная, политическая и социальная история России XVIII–XX вв. Вернадский Г. В. Очерк истории Русского государства. XVIII–XIX вв. (период империи). Прага, 1924.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Etnographisch-archaölogische Zeitschrift Florilegium Marianum Inscriptiones Graecae IGBulg Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae. Vol. I–V. Ed. G. Mihailov. Sofia, 1958–1997 Inscriptiones antique orae septentrionalis Ponti Euxini. Ed. B. Latyschev. Petropoli, 1885–1916 Journal of American Oriental Society Journal of the American Research Center in Egypt Journal of Egyptian Archaeology Journal of Roman Studies H.G. Liddell, RA. Scott. Greek-English Lexicon. Oxford Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts. Abteilung Kairo. Berlin-Wiesbaden-Mainz The Oxford Dictionary of Byzantium, Vol. 1–3. Ed. A.P. Kazhdan. New York-Oxford, 1991 Dittenberger W. Orientis Graeci inscriptiones selectae. I–II. Leipzig, 1903–1905 Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca. Vol. 1–161. Ed. Jacques-Charles Migne. Paris, 1857–1866 A.HM. Jones, J.R. Martindale, J. Morris. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971–1992 Proceedings of the Prehistoric Society Pauly’s, Realencyclopadie der Classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa, hrsg. von W. Kroll. Stuttgart, 1894–1972 Thesaurus linguae Graecae the Online TLG database Zeitschrift der Deutschen morgenlandischen Gesellschaft Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 1 Оригинальный заголовок жития Галактиона и Эпистимы реконструирован предположительно. В своём издании Ипполит Деле (см. прим. 4) избрал заголовок рукописей F и V (расшифровку сигл см. в предисловии к критическому изданию), а именно: «Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Эпистимы» Βος κα μαρτριον τν γων σιομαρτρων Γαλακτωνος κα πιστμης, схожий заголовок имеется также в неучтённой им рукописи Е). В таком виде заголовок не мог быть авторским, потому что термин «преподобномученик» (σιομρτυς и в слитном, и в раздельном написании) довольно поздний и нечастый он встречается с IX в. Подобный титул получал святой монах, σις, и одновременно мученик, погибший от рук тех или иных завоевателей (арабов, турок и других).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

M.Elferink. La descente de l’âme d’après Macrobe. Leiden, 1968. C.Zintzen. Römisches und Neuplatonisches bei Macrobius. – In: Politeia und Res Publica. Beiträge zum Verständnis von Politik, Recht und Staat in der Antike, dem Andenken R.Starks gewidmet, hrsg. von R.Steinmetz. Wiesbaden, 1969, S. 357 – 376. H.de Ley. Macrobius and Numenius. A.Study of Macrobius " In Somn. I, 12. Bruxelles, 1972 (Latomus, vol. 125). J.Flamant. Macrobe et le néo-platonisme latin, à la fin du IV e siècle. Leiden, 1977. МАРЦИАН КАПЕЛЛА Текст Martianus Capella, ed. A.Dick. Lipsiae, 1925. Martianus Capella, ed. J.Willis. Leipzig, 1983. Более общая литература F.Eyssenhardt. De Martiano Capella. Berlin, 1861. P.Courcelle. Les lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. Paris, 1943, p. 198 – 205. F.Lémoine. Martianus Capella. A Literary Re-evaluation. München. W.Stahl, R.Johnson, E.L.Burge. Martianus Capella and the Seven Liberal Arts. London, 1971 – 1977, I – II. Общие проблемы K.Heyer. Martianus Capella und die 7 freien Künste. – Die Drei, 1924, 4, S. 841 – 857. R.Uhden. Die Weltkarte des Martianus Capella. – Mnemosyne, 1935 – 1936, 3, S. 97 – 124. G.Dumézil. Remarques sur les trois premières " regiones caeli " de Martianus Capella. – In: Hommages à Max Niedermann. Bruxelles, 1956, p. 102 – 107. P.Ferrarino. La prima e l " unica. Reductio omnium artium ad philologiam. Il De nupptiis Philologiae et Mercurii di Marziano Capella e l " apoteosi della filologia. – Italia medioevale e umanistica, 1969, 12, p. l – 7. L.Cristante. Musica e grammatica nella Enciclopedia di Marziano Capella. – Atti e memorie dell " accademia Patavina, 1974 – 1975. 87, p. 335 – 379. Частные проблемы F.Lüdecke. De Nartini Capellae libro sexto. Gottingae, 1862. J.Jürgensen. De tertio Martiani Capellae libro. Lipsiae, 1874. P.Tannery. Ad Martiani Capellae librum VII. – Revue de philologie, 1892, 16, p. 137 – 139. G.Thulin. Die Götter des Martianus Capella und die Bronzeleber von Piacenza. Giessen, 1906. S.Weinstock. Martianus Capella and the Cosmic System of the Etruscans. – Journal of Roman Studies, 1946, 36, p. 101 – 129.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

-. «Recherches sur l " histoire du monothelisme.» Echos d " Orient 27 (1928): 6–16; 257–77; 28 (1929): 19–34; 272–82; 29 (1930): 16–28. Hage, Wolfgang. Die syrisch-jakobitishe Kirche in fruhislamischer Zeit: Nach orientalischen Quellen. Wiesbaden, 1966. Helmer, Siegfried. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. Исследование в области современной историографии вероучения. Hjelt, Arthur. Emudes sur l " Нехатегоп de Jacques d " Edesse notamment sur ses notions geographiques contenues dan le 3иете Traime. Helsinki, 1892. Kawerau, Peter. Die Jakobitische Kirche im Zeitalter der syrischen Renaissancë Idee und Wirklichkeit. Berlin, 1955. Kayser, C. Die Canones Jocob " " s von Edessa ubersetzt und erlautert, zum Theil auch zuerst im Grundtext veroffenmlichm. Leipzig, 1886. Kleyn, Hendrik Gerrit. Jacobus Baradeus: De Stichter der syrische monophysietische kerk [Якоб Барадей, основатель сирийской монофизитской Церкви]. Leiden, 1882. Koffler, Hubert. Die Lehre des Barhebreus von der Auferstehung der Leiber. Rome, 1933. Labourt, Jerome. De Timotheo I. Nestorianorum patriarcha (728–823): Accedunt XCIX eiusdem Timothei definitiones canonicae e textu syriaco inedito nunc primum latine redditae. Paris, 1904. Lebon, Joseph. «La christologie de Timothee Elure d " apres les sources syriaques inedimes.» Revue d " histoire ecclesiasmique 9 (1908): 677–702. -. Le monophysisme severien: Emude historique limmeraire et theologique sur la resismance monophysite au concile de Chalcedoine jusq " а la constitution de l " Eglise jacobite. Louvain, 1909. -. «La christologie du monophysisme syrien.» In Das Konzil von Chalkedon, Ï425–580. (См. ниже: Grillmeier and Bacht). Лебон научил западных богословов по достоинству оценивать более глубокий смысл «единой воплотившейся природы Бога-Слова». Merx, Adalbert. Historia artis grammaticae apud Syros. Reprint edition. Nendeln, Liechtenstein, 1966. Moberg, Axel. On Some Syriac Fragments of the Book of Timotheus Ailuros against the Synod of Chalcedon. Lund, 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Древняя Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001; Flusin B. L " empereur hagiographe: Remarques sur le rôle des premiers empereurs macédoniens dans le culte des saints//L " empereur hagiographe: Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine/Ed. P. Guran, B. Flusin. Bucur., 2001. P. 29-54; Featherstone M. J. Preliminary Remarks on the Leipzig Manuscript of De Cerimoniis//BZ. 2002. Bd. 95. S. 457-479; idem. Olga " s Visit to Constantinople in «De Cerimoniis»//REB. 2003. T. 61. P. 241-251; idem. Further Remarks on the «De Cerimoniis»//BZ. 2004. Bd. 97. S. 113-121; idem. The Chrysotriklinos as Seen through «De Cerimoniis»//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beitr. zur byzant. Geschichte und Kultur/Hrsg. L. M. Hoffmann. Wiesbaden, 2005. S. 845-852; idem. The Great Palace as Reflected in the De Cerimoniis//Visualisierungen von Herrschaft/Hrsg. F. A. Bauer. Istanbul, 2006. S. 47-61; idem. De Cerimoniis: The Revival of Antiquity in the Great Palace and the «Macedonian Renaissance»//The Byzantine Court: Source of Power and Culture. Istanbul, 2013. P. 139-144; Koutava-Delivoria B. La contribution de Constantin Porphyrogénète à la composition des Geoponica//Byz. 2002. T. 72. P. 365-380; Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2004. С. 46-52, 222-236; Featherstone M., Gruskov á J., Kresten O. Studien zu den Palimpsestfragmenten des sogenannten Zeremonienbuches: 1. Prolegomena//BZ. 2005. Bd. 98. H. 2. S. 423-430; Арутюнова-Фиданян В. А. «Закавказское досье» Константина Багрянородного: Информация и информаторы//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 5-18; Кузенков П. В. Реальная политика или великодержавная идеология?: Византийская дипломатия X в. по данным трактатов Константина Багрянородного//История: дар и долг: Юбил. сб. в честь А. В. Назаренко. М.; СПб., 2010. С. 73-99; Каждан А. П. История визант. лит-ры (850-1000 гг.). СПб., 2012. С. 144-157; Magdalino P. Knowledge in Authority and Authorised History: The Imperial Intellectual Programme of Leo VI and Constantine VII//Authority in Byzantium/Ed.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Письменные источники позволяют датировать этот гимн лишь периодом 9–12 вв.; один из крупных авторов этого времени – папа Григорий V (996–999), которому гимн и приписывается. 1117 Рондо – поэтическая (твердая форма) и музыкальная форма с рефреном преимущественно во Франции 13–15 вв. Название происходит от фр. rondeau – «круг», «движение по кругу». Первые рондо написал в 13 в. Адам дела Аль (ум. 1287). Наиболее типично 8–строчное рондо с двухстрочным рефреном, причем музыка и текст составляют единую взаимосвязанную систему. 1118 Малахия, архиепископ Армаский (в Ирландии), был другом Бернара Клервоского; ум. в Клерво в 1148 г. 1119 Из последних изд. ее поэтических творений см.: Symphonia: Gedichte und Gesange/Hrsg. W. Berschin. Gerlingen, 1995. 1120 Cm.: Baldwin J.W. Master Stephen Langton, Future Archbishop of Canterbury: The Paris Schools and Magna Carta/The English Historical Review. 2008. Vol. 123. Issue 503. P. 811–846. 1121 Випо Бургундский известен как автор жизнеописания императора Священной Римской империи Конрада II (1024–1039), у которого Випо служил придворным капелланом, – Gesta Chuonradi imperatoris (1046). Это – одна из самых первых светских биографий Средневековья. Труд Випо основан на его личных наблюдениях и анналах, впоследствии частично утраченных. 1122 См.: Vogt J. Architekturmosaiken am Beispiel der drei jordanischen Stadte Madaba, Umm al–Rasas und Gerasa. Greifswald, 2004; Warland R. Die Mosaikkarte von Madaba und ihre Kopie in der Sammlung des Archaologischen Instituts der Universitat Gottingen. Gottingen, 1999; Donner H. The Mosaic Map of Madaba. Kampen, 1992; Donner H., Cuppers H. Die Mosaikkarte von Madeba/Abhandlungen des Deutschen Palastinavereins 5. Wiesbaden, 1977; Avi–Yonah M. The Madaba mosaic map. Jerusalem, 1954; Piccirillo М. Chiese е mosaici di Madaba/Stadium Biblicum Franciscanum. Collectio maior 34. Jerusalem, 1989 (араб, версия: Madaba. Kana’is wa fusayfasa’. Jerusalem, 1993); Nebenzahl K. Maps of the Holy Land, images of Terra Sancta through two millennia. N.Y., 1986; Jacoby A. Das geographische Mosaik von Madaba, Die alteste Karte des Heiligen Landes. Leipzig, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С вещей Ананьинского Могильника, находящихся в С.-Петербурге в Императорском Географическом Обществе и в Императорской Археологической Комиссии, недавно тщанием госпожи Раевской для Московского музея сделаны слепки. В июле прошедшего 1870 г. мы сами были на месте Ананьинского Могильника, и нашли, что разрыта только средина его, а оба бока, обещающие довольно еще открытий, равно и другой подле разрытого меньший курган, не вполне еще исследованы. У крестьян деревни Ананьиной мы приобрели довольно вещей, найденных в Могильнике, почти исключительно бронзовых и несколько кремневых стрел, называемых у них громовыми, главное же – надгробный камень, хотя раздробленный на семь частей, по нашему мнению современный Могильнику с изображением на нем тогдашнего человека. Теперь в интересах науки и для заключения об Ананьинском Могильнике, мы сравним этот Могильник как по устройству его и образу погребения в нем скелетов, так и по содержанию или вещам, при них положенным, с другими могильниками или курганами в Западной Европе и у нас в России. Для этой цели были у нас под руками следующие специальные сочинения: 1) Саккена-Галльштатский Могильник (Das Grabfeld von Hallstatt in Oberösterreich und dessen Alterthümer, Wien 1868) в верхней Австрии, в округе Траунском, по исследованию автора (S. 144–148) принадлежащий народу Кельтского племени и относящийся к I веку христианской эры; 2) Дорова-Мольбища и могилы Германцев и Римлян на Рейне (Opferstätte und Grabhügel der Germaner und Römer am Rhein, Wiesbaden 1819) – в окрестностях Висбадена, с бронзовыми вещами и признаками трупосожжения; 3) Липденшмита – Древности нашего языческого прежнего времени (Die Alterthümer unserer heidnischen Vorzeit, Mainz 1858), содержит в себе описание таковых древностей Римско-Германского центрального музея в Майнце; 4) Нильсона Первобытные жители Скандинавского севера. 1 Бронзовый век (Die Ureinwohner des Skandinawischen Nordens 1 Bronzealter, Hamburg 1863, aus d. Schwedischen tibersezt); 5) Ворсо-Северные Древности королевского музея в Копенгагене (Спб. 1861); 6) Бэра-Могилы Лифляндцев (Die Gräber der Liven, Dresden 1850), собственно принадлежащие древнему Финскому племени (S. 30–35). 7) Крузе-Ливонские могилы (Necrolivonica oder die Geschichte und Alterthümer Liv-Est-und Curlands, Leipzig 1859), относящиеся к древнейшим временам до Рождества, по Рождестве Христове и к средним векам. Прочие, под руками бывшие, подобные сочинения означим в своих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

См.: Schürer E. Op. cit., Bd. III, S. 503-504. 44 См.: Dobschütz E. Zeit und Raum im Denken des Urchristentums. - Journal of Biblical Literature, 1922, p. 212: Boman Th. Op. cit., S. 120, 133. 45 T. Боман стремится даже показать, что временные формы глаголов греческого языка имеют пространственную окраску. См.: Boman Th. Op. cit., S. 124. 46  Ibid., S. 133. 47 Hessen J. Op. cit., S. 90. 48 См. подробнее: Boman Th. Op. cit., S. 131 - 133. См. также: Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность», с. 229-230. А. Еремия переводит olam, отмечая, что в Новом Завете ему соответствует αν, как «Weltlauf», понимая его как некую пространственно-временную целостность. См.: Jeremias A. Das AT im Lichte des Alten Orients. Leipzig, 19304, S. 127. 49 См.: Boman Th. Op. cit., S. 148-149, 158; Ср.: Hessen J. Op. cit., S. 88. 50 См.: Cullmann O. Christus und die Zeit. Zürich, 1962, S. 61. Пониманию древними греками истории и времени посвящены, в частности, следующие работы: Тахо-Годи А. А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним. - В кн.: Вопросы классической филологии. М., 1969, т. II, с. 107 - 126; Тахо-Годи А. А. Эллинистическое понимание термина «история» и родственных с ним. - Там же, с. 126-157; Гайденко В. П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении, - Вопросы философии, 1969, 9; Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1977. Кропотливо исследовав все зачатки историзма в греческой культуре, А. Ф. Лосев заключает: «Это необычайно сужало и ограничивало античную философию истории и навсегда оставило ее на ступени таких концепций, как вечное возвращение, периодические мировые пожары, душепереселение и душевоплощение» (Указ. соч., с. 201). 51   Cullmann О. Op. cit., S. 61. 52 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, т. I, с. 84 и др. 53 Там же, с. 82, 91 и др. 54 Там же, с. 76. 55  Греческая эстетика и греческая гносеология берут начало от зрительного восприятия, а многие их термины восходят этимологически к глаголу «видеть» (εδω) (ср.: Bultmann R. Zur Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum. - Philologus. Wiesbaden, 1948, Bd. 97, H. 1/2, S. 17-29). 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010