1025 . Du Bourget P. Entretien de Chenouté sur des problèmes de discipline ecclésiastique et de cosmologie//Bulletin de l’lnstitut français d’archéologie orientale. 1958. 57. 99–142. 1026 . Grohmann A. Die im äthiopischen, arabischen und koptischen erhaltenen Visionen Apa Schenute’s von Atripe//Zs. der Deutschen morgenländischen Gesellschaft. 1913. 67. 187–267. [Эфиоп. тексты]; 1914. 68. 1–46. [Араб. тексты]. [Апокалиптические видения, атрибуированные Шенуте]. 1027 . Klein W. Ein koptisches Antimanichaikon von Schenute von Atripe//Studia Manichaica. II. Internationaler Kongress zum Manichäismus. 6–10. Aug. 1989./Hrsg. ν. Wiessner G., Klimkeit H.-J. Wiesbaden 1992. 367–377. (Stud. in Orient. Rel. 23). 1028 . Leipoldt J. Shenute von Atripe und die Entstehung des national-ägyptischen Christentums. Leipzig 1903. (TU 25). 1029 . Lucchesi E. Chénouté a-t-il écrit en grec?//Mélanges Antoine Guillaumont. Genève 1988. 201–210. (Cahiers d’orientalisme. 20). 1030 . Orlandi T. A catechesis against apocriphal texts by Shenute and the gnostic texts of Nag Hammadi//Harvard Theol. Rev. 1982. 75:1. 85–95. 1031 . Quasten J. Shenoute of Atripe//Quasten. Patrology-3 4 .308). 185–187. [Библ.]. 1032 . Schroeder C. T. Purity and pollution in the asceticism of Shenute of Atripe//StPatr 35. 2001. 142–147. 1033 . Young D. W. Coptic manuscripts from the White Monastery: Works of Shenute. Textband, Tafelband. Wien 1993. (Mitteilungen aus der Papyrussammlung der Österreichischen Nationalbibliothek (Papyrus Erzherzog Rainer). Neue Serie. F. 22). [Наиболее полн. библ. «Шенутианы " ]. Беса 1034 . Kuhn К. Н. Letters and Sermons of Besa. Louvain 1956. (CSCO 157–158/Copt. 21–22). 1035 . Kuhn Κ. H. A Fifth-century Egyptian abbot. 1: Besa and his background//JThS 1954. 5. 36–48; 2: Monastic life in Besa’s days//Ibid. 174–187; 3: Besa’s Christianity//Ibid. 1955. 6. 35–48. Нил Синайский TLG 4118 (Nilus Ancyranus); CPGS 6044 Nota . По преобладающему в науке мнению (см., напр., 4 .743, 817, 818, 837 и др.), из всех соч., надписанных именем преп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

114       Подробное описание мраморного скульптурного декора Св. Софии с обширной библио­графией см.: Guiglia Guidobaldi А., Barsanti С. Santa Sofia di Costantinopoli... См. также: Russo E. Le decorazioni diIsidoro il Giovane... P. 25–32. 115       Kautzsch R. Kapitellstudien: Beiträge zu einer Geschichte des spätantiken Kapitells im Osten vom vierten bis siebente Jahrhundert. Berlin; Leipzig, 1936. S. 194–197; Deichmann E VH Studien zur Ar­chitektur Konstantinopels im 5. und 6. Jahrhundert nach Christus. Baden-Baden, 1956. S. 76–84; Strube C. Polyeuktoskirche und Hagia Sophia: Umbildung und Auflösung antiker Formen, Entstehen des Kämp­ferkapitells. München, 1984. S. 91–101; Zolt T. Kapitellplastik Konstantinopels vom 4. bis 6. Jahrhundert. Bonn, 1994; Buchwald. Saint Sophia, turning point... P. 32–36; Kramer J. Justinianische Kämpferkapi­telle mit einem Dekor aus Paaren von Zweigen und die Nachfolgekapitelle im Veneto. Wiesbaden, 2006. S. 25–26,50–52,63–67. 116 Kleinert A. Die Inkrustation der Hagia Sophia... S. 19–21; Strube C. Polyeuktoskirche und Hagia Sophia... S. 74,95; Schibille N. Hagia Sophia... P. 108. 118       Butler L E. The nave cornices of Hagia Sophia in Istanbul: Ph. D. thesis/University of Pennsyl­vania. 1989; Idem. Hagia Sophias nave cornices... 119       Kleinert A. Die Inkrustation der Hagia Sophia... S. 42–44; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 89–96 (автор относит эти инкрустации, как и почти весь декор верхнего яруса, к пе­рестройке 558–562 гг.); Schibille N. Hagia Sophia... Р. 106–107. 121       Guiglia Guidobaldi A. I mosaic! aniconici della Santa Sofia di Costantinopoli nelletà di Giustiniano//La mosaïque gréco-romaine: actes du VII Colloque international pour l’étude de la mosaïque antique. Tunis, 3–7 octobre 1994. Tunis, 1999. P. 691–702; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 59–60,109–110,116,139–141,153; Schibille N. Hagia Sophia... P. 109–125. 122       Подробнее об этом см.: Fobelli M. L. Un tempio per Giustiniano... P. 187–191. Такая аниконическая декорация не имеет, однако, никакого отношения к монофизитству, вопреки мнению X. Эхеа (Egea J. М. Paulo el Silenciario: Un poeta de la corte de Justiniano : estudios preliminaries, textes griegos, traducciones y notas. Granada, 2007. P. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

124 Сербская псалтирь: Munich, Staatsbibliothek, cod. slav. 4, fol. 222v; Der Serbische Psalter. Ed. H.Belting. Wiesbaden, 1978–1983. Псалтирь Томича: Москва, ГИМ, Муз. 2752, л.296; Щепкина М.Б. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири Томича. M., 1963, ил.63, с.82. Паломнические описания носивших Одигитрию в процессии по 125 вторникам указаны в прим.24. В «Синакаре» отмечались четыре осады города: осада 619 г.–5 июня (Synaxarium СР, 729.30–731.5); осада 677 г.–25 июня (там же, 772.8 – 16); осада 626 г., которую отмечали во Влахернах 7 августа (там же, 869.49 –876.3); осада 717–718 гг. –16 августа (там же, 901.30–904.27; ср. 895.46 –897.45). 126 См.: Mateos/. Le Typicon de la Grande Eglise. II. OCA 166, Rome, 1963, p.53.20–54.24. B конце IX–X вв. (Патмосская рукопись этого типикона) дата праздника еще не была закреплена, и его могли отмечать на пятой или шестой субботе Великого Поста, по усмотрению патриарха (там же, с.53, прим.2). Ср. Типикон Великой церкви по дрезденской рукописи XI в.: Arranz M. Les prieres presbyterales de la «Pannychis» de l’ancien Euchologe byzantin et le «Panikhida» des defunts//OCP. 40 (1974), p. 337. Процессия возвращалась в Св. Софию; утреня была в Халкопратии; см.: Дмитриевский А. Древнейшие патриаршии типиконы. Киев, 1907, с.197–201. 127 Текст (BHG, 1060), описывающий события осады 626 r., был помещен Симеоном Метафрастом в девятую книгу (февраль–апрель) его «Менология» в качестве «слова» или проповеди к празднику Акафиста (PG, 92, coi. 1353D–1372; cp. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. II. Leipzig, 1938, p.593–594; cp. также прим. 31. Другой текст (BHG, 1063), приписываемый Никифору Каллисту, сообщает об осадах 626, 674–678 и 717–718 гг.; он был включен в Триодь (PG, 92, col. 1348–1353). Не позднее XI в. гимн разными путями вошел в канон и проповедь; в монастыре Эвергетиды, например, порядок службы был следующий: прооймион 1, слово на часть 1 Акафиста, оды 1–6 из богородичного канона Иосифа Гимнографа (PG, 105, col.1020–28), прооймион 2, икосы 1–4 Акафиста, прооймион 2, икосы 5–8 Акафиста, прооймион 2, икосы 9–12 Акафиста, прооймион 2 икосы 13–16 Акафиста, прооймион 2, икосы 17– 20 Акафиста, прооймион 2, икосы 21–24 Акафиста, прооймион 2, слово на часть 2 Акафиста, оды 7–9 канона Иосифа (Дмитриевский А. Описание, I, с.537).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

171 Хрисовул — грамота с золотой императорской печатью (прим. перев.). 172 Ph. Meyer, Die Haupturkunden far die Geschichte der Athoskloster (Leipzig, 1894), pp. 190—194. 173 George Ostrogorsky, History of the Byzantine State, tr. J. Hussey (rev. ed. New Brunswick, N.J., 1969), p. 487. 174 V. Laurent, «Les grandes crises religieuses a Byzance. La fin du schlsme arsiinite», Acadumu Roumaine, bulletin de la section historique 26 (1945), pp. 61—89- 175 G. Ostrogorsky, op. cit., p. 503 176 Великий доместик - в XI-XIV вв. командующий войском (прим. перев.). 177 См. монографию: G. Weiss, «Joannes Kantakuzenus Aristocrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch», Gesellschaftsentwicklung von Byzance in 14. Jahrhundert (Wiesbaden, 1969). 178 " leptix; το βασιλικο κλρου , Григора, История X, 7, 3 PG 148, cols. 696D-698A. 179 Григора, История XI, 10, Bonn ed., p. 555. Палама подтверждает, что Андроник II, его правительство и церковное руководство были весьма расположены к Варлааму: о Βαρλααμ πανταχθεν εχων τ > δνασθαι και γαρ τ εκκλησα μγας δκει και ττ ) πολιτεα και παρα το βασιλως και των ν τλει πολλς ετγχανε τς ποδοχς , ed. Α . Moutsoukas, Γρηγοριου το Παλαμα Συγγραμματα 2 (Thessaloniki, 1966), pp. 501—502. 180 Партия строгих ревнителей независимости Церкви от государства, в противоположность партии более умеренных в этом смысле «политиков» ( ζηλωτα и πολιτικο — таковы наименования этих партий в византийских источниках) (прим. перев.). 181 G. V. Gianelli, «Un progretto di Barlaam per l " unione delle chiese», Miscellanea С. Mercati (Studi e testi 123, Vatican, 1964), p. 185—201; J. Meyendorff, «Un mauvais thirologien de l " unitü au XlVe siHclë Barlaam le Calabraise», 1054—1954: LMglise et les üglises II ( Chüvetogne, 1954), pp. 47—64. 182 Томос 1347 г., самый прокантакузинистский источник, изображает Калеку главным творцом coup d " ütat [государственного переворота], свергшего власть Кантакузина в октябре 1341 г. (ed. J. Meyendorff, Vizantoloshki Institut, Zbomik Radova 8, 1 ­­ Mülange G. Ostrogorsky 1), p. 217, строки 141—144.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

21 Как мы уже увидели, эта редакция принадлежит древнему иерусалимскому Часос­лову; грузины X века называют ее «Грузинской», технический термин, обозначающий грузинский перевод старого святоградского богослужения. 22 Указания: он содержит молитвы, взятые из иерусалимского Евхологиона, и гимны, взятые из иерусалимского Гимнала (Древний Иадгари). 23 Так, М. Угло отмечает: «...ни один из этих двух терминов (authenticus, authentus) не был заимствован из греческого языка» (Huglo M. Le développement du vocabulaire de l’Ars Musica a l’époque carolingienne//Latomus: Revue d’études latines. Vol. 34. 1975. p. 141); см. также: Huglo M. Comparaison de la terminologie modale en Orient et en Occident//Report of the Eleventh Congress Copenhagen 1972/ed. H. Glahn et al. Vol. II. Copenha­gen, 1973. p. 758–761; за М. Угло следует П. Джеффри: «Шовинизм Аврелия, несомнен­но, широко распространенный в его время, делает легким для нас понимание, почему латинские музыканты в его период создали греческие музыкальные термины, такие как «authentus» и «parapter», которые сами греки не использовали» (Jeffery p. The Ear­liest Octoechoi... p. 169). Что касается термина «parapter», он должен быть сродни гру­зинскому термину «paraptoni» (см.: Met’reveli E., Outtier B. La compréhension des termes hymnographique paraptoni et mosartavi//Bedi kartlisa. Vol. 37. 1979. p. 68–85), что застав­ляет предполагать, что и латинский и грузинский термины транслитерируют грече­ский термин, бывший в действительном использовании. 24 Нумерация лекционария – согласно Aland K. et al. Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Zweite, neubearbeitete und ergänzte Auflage. Berlin & New York, 1994. 25 Ibid.: IX в.; Amphoux Ch.-B. Les lectionnaires grecs//La lecture liturgique des Epitres catholiques dans l’Eglise ancienne/Ed. Ch.-B. Amphoux & J.-P Bouhot. Lausanne, 1996. p. 42: VIII в.; Kamil M. Catalogue of all Manuscripts in the Monastery of St Catherine on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970: ок. VII в. (p. 70); Gardthausen V. Catalogus codicum graeco­rum sinaiticorum. Leipzig, 1886: без даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

246 Некоторые даже из лютеранских богословов, напр. Рюккерт и Шенкель, которых, конечно, нельзя заподозрить в данном случае в пристрастии, считают учение о пресуществлении св. даров древним, хотя самый термин, служащий выражением этого учения, признают новым. Рюккерт, напр., к «метаволикам», т. е. признающим преложение – пресуществление в евхаристии, относить из восточных: Иустина, Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского , И. Златоуста, Феодорита, Анастасия Синаита и И. Дамаскина, из западных: Киприана, Оптата, Илария, Амвросия, Гавденция, Льва I, Кесария арелатского ; Григория В. и Исидора севильского (Ruckert. Das Abendmahl. Sein Wesen und seine Geschichte in der alten Kirche. Leipzig. 1856. §. 393–441 и 450–454). Равным образом и Шенкель семена учения о пресуществлении находить у церковных писателей первых веков христианства – Иустина, Григория Нисского , Кирилла Александрийского и проч. (Schenkel. Die christl. Dogmatik. Wiesbaden. 1859. Lw B. S. 1130–1136) См. указ. ст. проф. Гусева, «Тезисы» и пр. в Пр. Соб. 1901 г. янв. 28 стр. и проф. Меренского, «Старокат. вопрос». Пр. Соб. 1897 г. I т. 236 стр. 248 Злат. На Мф Бес. LXXXVII, 5 О предательстве Иуды Бес. 1, 6 То же говорить и св. Амвросий. De sacrum. Lib IV. 250 Кирил. иер. Тайн. поуч. IV, 2; Григ. нисс. Богос. оглас. сл. 37 гл. Дамаск. Точн. изл. вер. IV, 13. 252 Такого рода евхаристический материализм был присущ р-католическим представлениям прежнего времени об евхаристии. Так, р.-католический катехизис, изданный при папе Пие V, проповедует. что верующие в евхаристии грызут кости, жуют мускулы и нервы и пьют прямо кровь Спасителя В средние века этого рода материализм в католицизме доходил до таких крайностей, что некоторые усвоили чудовищную доктрину о т. н. стеркоранизме, – с точки зрения которой евхаристическое тело И. Христа обсуждалось, как подверженное пищеварительному процессу в желудке Сн. Гетте Еретич. папства в перев. К. Е. Истомина Харьков. 1895 г. 140 стр. 255 Напр. Григорий Нисский – в «Бол. огл. сл.» 37 гл. И. Дамаскин – в «Точи. изл. в.» IV, 13, Амвросий – в «De sacrum.» IV, 5. См. еще речь под заглавием: «Почему св. тело Господа преподается нам под видом хлеба?» приписываемую Ефрему Сирину , хотя не бесспорно ему принадлежащую. Об этой речи – у Кирилловича. Догм. уч. о т. евхар. в твор. св. Ефрема Сирина . Бог. В. нояб. 186–186. 190–193 стр. и в кн. «Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блаж. отец». 65 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

2) Письма Кальвина, изданные Жюлем Бонне в 4 томах. 3) Биография Кальвина, составленная Безою под заглавием: l’histoire de la vie et de la mort de J. Calvin; в сокращении на латинском языке она помещена в 1 томе сочинений Кальвина, изданных в Амстердаме. Из пособий, которыми мы пользовались, укажем следующие: 4) Paul Henry Leben Ioann Calvins, des grossen Reformamors. Berlin 1835–1844. 3 Bde. В приложениях к этому сочинению есть много документов реформаторской деятельности Кальвина. 5) Stähelin’s Ioannes Calvin. Leben und anagewälte Schriften 1. 2. Hälfte. Elberfeld, 1863. Сочинение это проникнуто конфессиональным сочувствием к реформатору и вследствие того во многих отношениях пристрастно. 6) Bungener, Calvin, sa vie, son oevre et ses écrits. Paris 1862. Этот автор, как и предшествующий, пристрастный почитатель реформатора. 7) Herzog’s Calvin Artikel im 2 Bande ReaI-Encyklopädie fur Theologie und Kirche. 8) Schenkel’s Die Reformatoren und die Reformation. Wiesbaden 1858. 9) Kampschulte’s Ioann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf. Erste Band. Leipzig 1869. 10) Audin Histoire de la vie, des ouvrages et des doctrines de Calvin. Paris 1861. Оба эти сочинения принадлежат католическим ученым; первое из них излагая деятельность Кальвина до 1546 года, открывает в ней много новых сторон по неизданным архивным документам; последнее написано в ультрамонтанском духе. Для знакомства с направлением времени, в которое жил Кальвин, для характеристики тех лиц, с которыми он входил в соприкосновение и определения влияния, произведенного его реформою, мы пользовались сочинениями: 11) Ranke’s Französiche Geschichte vornehmlich im 16 und 17 Jahrhund. Stuttgart 1852. 12) Polenz’s Geschiehte des Französichen Calvinismus bis zur Namionalversamlung im J. 1789. Bde 5. 13) Merle d’Aubigné Histoire de la Reformation du sizième siècle tom 3. Paris 1860. 14) Того же автора Histoire de la Reformation en Europe au temps de Calvin tom. I. II. III. Paris 1863. Биографиями под заглавием: Leben und ausgewälte Schriften der Väter und Begründer der reformirten Kirche; из них особенно:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

3842 De legibus, I, 11, 32; cp. De finibus, III, 17, 57; De officiis, II, 9, 31; 10, 36 – 37; 11, 38; 12, 43. Стоики не были единодушны в решении вопроса о том, как относиться к славе; одни, как, например, Аристон, относились к ней безразлично, другие почитали её желанной. Сам Цицерон не всегда последователен в своём отношении к славе. O. Heine, Op. cit., S. 69, Anm. 1. 3856 Hirzel, II, 1, 324 – 325, 327; cp, 314: «Между раннейшими и позднейшими стоиками различие заключается, между прочим, в том, что, по воззрению первых, мудрый и немудрый подчинены одним и тем же законам, а, по взгляду последних, для мудрых существуют одни законы, а для глупых – другие». 3859 De officiis, III, 4, 15; 3, 14; cp. I, 3, 8. О допущенной в этом месте Цицероном неточности см. у P. Barth”a, S. 141, Anm. 2. 3860 De officiis, III, 4, 15. Cp. Friedrech Brandscheid, “Ethik, zur Cicero von den Flichten und zum Selbststudium für Jedermann verfasst”, Wiesbaden, 1895, S. 52 und Anm. 1. 3863 De officiis, III, 10, 44: «При клятвах нужно помнить, что свидетелем ты имеешь бога, т. е., как я думаю, твой ум (mentem suam)». 3864 De officiis, III, 6, 28: «Кто нарушает справедливость, кто чрез это отрицает благотворительность…, тот должен почитаться грешником и пред бессмертными богами». 3866 De officiis ministrorum, I, 31, 163. Cp. De fuga saeculi, 4, 17, где добродетель изображается, как подражание Богу. 3874 Это был грех, свойственный всей греческой и римской этике. Cp. Friedländer, “Darstellungen aus der Sittengeschichte Romis in der Zeit von August bes zum Ausgang der Antonine”. Dritter Band, Leipzig, 1881, S. 612. 3875 Этим утверждением нисколько не отрицается возможность самому человеку опознать заложенные в духовную природу религиозно-нравственные стремления, но только последний путь познания нравственных обязанностей человека ставится в зависимость от единственно истинного и безусловного ведения, сообщаемого в божественном Откровении. 3876 De officiis ministrorum, I, 23, 102: «Multa praelerca de ratione dicendi dant praecepta saeculares viri, quae nobis praelereunda arbitror ut de iocandi disciplina. Nam licet interdum bonesta ioca ac suavia sint, tamen ab ecclesiastica abborrent tegula, quoniam quae in scripruris (sanctis – Migne) nom reper imus ea quemadmodum usurpare possumus?» Cp. Ibidem I, 8, 25. Cp. Ewald, 62 – 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

61 «Gaudentius... als Zeugniss kann dienen neben Ambrosius, dass am Ende des, vierten Jabrhnnderts das kirchliche Vorstellen wirklich dieses nar es werde im Abendmahle das dargebrachte Brod durch Christi allmächtige Schöpferkraft in seinen Leib verwandelt, und dieser von Gläubigen gegessen...» Rückert. Dae Abendmahl. Sein Wesen und seine Geschichte in der alten Kirche. Leipzig. 1856. S. 478–479. Равным образом и Шенкель семена учения о пресуществлении находит у церковных писателей первых веков христианства – Иустина Мученика , Григория Нисского , Кирилла Александрийского и проч. См. Schenkel. Die christliche Dogmatik. Wiesbaden. 1859. Zweiter Band. S. 1130–1136. 63 Моск. Вед. 1892 г. 55. Смотр. также: Старокатолицизм. Его история и внутреннее развитие, преимущественно в вероиспов. отношении. Казань. 1894 г. 64 Самая постановка указанного вопроса, сделанная С.-Петербургской коммиссией, однако же существенно отличается от той постановки, которая усвоялась по этому вопросу русскими исследователями старокатоличества. Комиссия исключительное внимание обращает на хиротонию Стееновена, первого утрехтского архиепископа, получившего свою хиротонию от Доминика-Мариа-Варле, епископа вавилонского, между тем исследователи старокатолического движения главное внимание сосредоточивали обычно на хиротонии Иосифа Рейнкенса, первого старокатолического епископа, получившего хиротонию от Германа Хейкампа, утрехтского архиепископа. Сущность дела однако же от такой постановки не меняется: при хиротонии как того, так и другого епископа, т. е. и Стееновена, и Рейнкенса были допущены одни и те же канонические отступления. Поэтому все, что можно сказать относительно хиротонии Рейнкенса, следует сказать и относительно хиротонии Стееновена, и наоборот. В виду этого мы не считаем нужным особенно распространяться касательно действительности хиротонии Стееновена. 67 Старокатолицизм. Его история и внутреннее развитие, преимущественно в вероисповедном отношении. Казань. 1894 г. стр. 151–159. 76 Сюда напр. относятся выше цитированные сочинения статьи: 1) Watterich Der Konsekrationsmoment in h. Abendmabl. Heidelberg. 1896; 2) Watterich. Das Passah des neuen Bundes. Baden-Baden. 1889; 3) Статьи проф. Мишо в Revue internationale de tbéologie 1895. 4) Статья проф. Лянгена в Revue Internationale de tbéologie. 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

—69— Нагпаск. Lehrbuch der Dogmengeschichte. В. I, 56–73, § 4 (Freib. i. B. und. Leipzig 1894). Hastings. A Dictionary of the Bible. A. Kingdom of Cod, с библиогр. – Encyclopaedia Ed. by T. K. Cheyne aud. J. Black. (A. Kingdom of God). – Herzog’s. Real-Encyklopädie В. XII, A. Heich-Gottes (Lpz. 1883) и A. Kling. Reich Gottes, в 1-м изд. R. E. – Herm. Cremer. Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. Gotha 1892. A. βασιλεα (с библиогр.) – Wilkü. Clavis Novi Testamenti Philologica. (Lexicon Graeco-Latinum in libros Novi Testamenti), A. Βασιλεα. – Schenkel. Bibel-Lexicon, A. Reich Gottes. Жизнеописания Иисуса. Фаррар, Гейки, Эдершейм, Дидон – в перев. на русск. яз. (ср. R. Р. Didon. Iésus Chrisc. Paris 1891. t. I, pp. 258–265, 357–365, весьма типично для латинского богословия, особ. рр. 263–265:361) – Rénan, Réville, Strauss, Hase (§§ 33–35, 57–61). – Schenkel. Charakterbild Jesu. Ein biblisches Versuch. Wiesbaden 1864, pp. 103–171. – B. Weiss. Das Leben Jesu. Berlin 1888, B. II, 16–30. – A. Neander. Das Leben Jesu Christi. Gotta 1874 7 , pp. 86–121. – Keim. Geschichte Jesu von Nazara. Zürich 1871. B. II, 40–101. – Hausrath. Neutestamentliche Zeitgeschishte. München 1879, B. I, pp. 399–412. – W. Braudt. Die evangelische Geschichte 1893. – Fairbairn. Studies in the Lite of Christ. – Fritz Barth. Die Hauptprobleme des Lebens Jesu. Eine geschichtliche Untersuchung. Gütersloh 1899, pp. 32–67. – Дальнейшие указания к этому отделу литературы см. в Herzog’s Real-Encyklopädie VI, 643–675, А. Zöckler’s. Jecus Christus (Lpz. 1879). Содержательная статья знаменитого богослова-апологета О. Цэкклера заключает в себе: I) обзор источников жизнеописания; II) самый очерк жизни Иисуса Христа (Lebensabriss); III) хронологию Евангельской истории и IV) литературу (ср. Hase §§ 17–21), тщательно распределенную в группы, от древнейших до новейших времен; А) древнехристианская литература; В) средневековая; С) более поздняя (XVI-XVIII вв.) и Д) новейшая с делением ее на 1) отрицательно-критическую (с подразделением этой на а) критико-мифическую, b) тенденциозно-критическую и с) эклектическую) и 2) положительно-апологетическую (рр. 670–675). В новом 3-м издании R. Е., вероятно, к библиографии сделаны дополнения; впрочем, дополнит. свед. о позднейшей литер. см. Hastings. А Dictionary of the Bible, t. II, 603–653, A. W. Sanday. Jesus, с указ. особ. английской литературы (р. 653).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010