Собор в Тарасоне. Башня над средокрестием. 40-е гг. XVI в. Собор в Тарасоне. Башня над средокрестием. 40-е гг. XVI в. Наибольшее развитие мудехар получил в архитектуре Центр. и Юж. Арагона, где сохранилось множество памятников разного времени. Для декора местных зданий нехарактерны восходящие к романике ряды ниш: поверхности покрывались плоскостными орнаментами с плетенками и изразцовыми вставками. Типология местных храмов - они в основном однонефные, с полигональными апсидами - ориентируется на готические образцы (напр., ц. Санта-Мария-Магдалена в Сарагосе; 1-я пол. XIV в.). Колокольня собора в Тарасоне. 1496–1588 гг. Колокольня собора в Тарасоне. 1496–1588 гг. Иногда воспроизводится венец капелл и даже контрфорсы, как в ц. Сантьяго-эль-Майор в Монтальбане (пров. Теруэль; XIII-XIV вв.). Восходящие к романской архитектуре 3-нефные композиции редки (собор Санта-Мария-де-Медьявилья в Теруэле; 1171 - ок. 1270). Особый местный тип - церкви-крепости, строительство к-рых связывается с деятельностью ордена Св. Гроба ( L ó pez Guzm á n. 2005. Р. 269-274); образцом для них послужила бесстолпная 3-апсидная ц. Нуэстра-Сеньора в Тобеде (пров. Сарагоса; 1356 - ок. 1410). Башни над средокрестиями упоминаются с XIV в., но сохранились всего 3 поздних образца, сооруженные на соборах в Сарагосе (1505-1520), Теруэле (1538) и Тарасоне (40-е гг. XVI в.). Колокольни арагонского мудехара представлены в большом количестве. Ориентирующийся на образцы ломбардского романского стиля в Каталонии тип квадратных в плане колоколен сохранялся как минимум до XV в.; среди лучших - колокольни собора (1257-1258) и церквей Сан-Мартин (1315-1316) и Сан-Сальвадор (20-е гг. XIV в.) в Теруэле. Восьмигранные колокольни, возникшие под влиянием форм каталон. готики (при ц. Сан-Пабло в Сарагосе; 1342), широко распространяются в последний период развития стиля мудехар, достигая огромных размеров и изощренных форм. К лучшим образцам относятся башни при церквах Сан-Андрес в Калатаюде (нач. 1508), Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон в Утебо (1544), Санта-Ана в Майнаре (1544-1590) и соборе Нуэстра-Сеньора-де-ла-Уэрта в Тарасоне (1496-1588), все - в пров. Сарагоса, а также ц. Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон в Муньесе (пров. Теруэль; XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В период после II Ватиканского Собора в храмах И. преобладает прикладная музыка. Тем не менее профессиональные традиции национального хорового искусства продолжают жить благодаря концертной практике - ансамблям, исполняющим старинную музыку в аутентичной манере, и совр. композиторам, авторам произведений на лат. богослужебные тексты, свободно сочетающим традиц. и новейшие техники композиции. В числе последних можно выделить представителей «поколения 50-х» Кристобаля Альфтера (род. в 1930) и органиста собора в Гранаде Хуана Альфонсо Гарсию (род. в 1937). Лит.: Carreras L ó pez J. J. La música en las catedrales durante el siglo XVIII: Francisco J. García «El Españoleto» (1730-1809). Zaragoza, 1983; idem (Carreras J. J.). La música sacra española en el siglo XVIII. Zaragoza, 1986; Gomez Amat C. Historia de la música española. Madrid, 1984. T. 5: Siglo XIX; Bermudez E. Música e ideología: Domenico Scarlatti y España, 1719-1757//Texto y contexto. 1985. Vol. 6. P. 21-34; Martin Moreno A. Historia de la música española. Madrid, 1985. T. 4: Siglo XVIII; L ó pez-Calo J. Felip Pedrell y la reforma de la música religiosa//Recerca Musicologica. 1991/1992. N 11/12. P. 157-209; Marco T. Spanish Music in the 20th Cent./Transl. by C. Franzen. Camb. (Mass.), 1993; Virgili Blanquet M. A. La música religiosa en el siglo XIX español//La música española en el siglo XIX/Ed. E. Casares Rodicio, C. Alonso González. Oviedo, 1995. P. 375-406; Recasens A., Castillo B. P. Spain: Art Music: Later 18th Cent, 19th Cent., 20th Cent.//NGDMM. 2001. Vol. 24. P. 114-154; Кажарская Ю. Д. Музыкальная культура мадридского двора XVIII в. и творчество Антонио Солера: Канд. дис./МГК им. П. И. Чайковского. М., 2003; Gonz á lez Valle J. V. Liturgical Music with Orchestra, 1750-1800//Music in Spain during the 18th Cent./Ed. by M. Boyd and J. J. Carreras. Camb., 2006. P. 53-71; Torrente A. Italianate Sections in the Villancicos of the Royal Chapel, 1700-1740//Ibid. P. 72-79. Р. А. Насонов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Испан. церковная музыка включает не только песнопения, но и танцевальные композиции. Неск. раз в год в церкви исполнялся танец мальчиков, называемый «сейсес» (seises, от seis - шесть; таково было первоначально количество танцующих детей, со 2-й пол. XVI в.- 10 мальчиков). Танцевали и взрослые, даже монахи. Так, в 1659 г. советник парижского парламента, посетив Мадрид с дипломатической миссией, был шокирован тем, что на утрене сочельника монахи в масках и гротескных одеяниях плясали перед алтарем под аккомпанемент органа, скрипок и бубенцов. Тьенто 2-го тона на тему литании Деве Марии испан. композитора и органиста Пабло Бруны (1611-1679) написано в форме вариаций на гармонизацию фрагмента литании, представляющих по сути испан. традиц. танец - фолию. Впрочем, повторность гармонической формулы фолии прекрасно сочеталась с формой литании, предполагающей многократное повторение строки молитвы. Известными авторами органной музыки в этот период были также Бернардо Клавихо де Кастильо (ок. 1545-1626), Себастьян Агилера де Эредия (1561-1627), Франсиско Корреа де Араухо (1584-1654), Хосе Хименес (1601-1672), Габриель Менальт († 1687), Антонио Брокарте († 1696), Андрес де Сола (1634-1699), Хуан Кабанильес (1644-1712). Лит.: Collet H. Le mysticisme musical espagnol au XVIe siècle. P., 1913; Trend J. B. The Music of Spanish History to 1600. L., 1926; Araiz Martinez A. Historia de la música religiosa en España. Barcelona, 1942; Jacobs C. La interpretación de la música española del siglo XVI para instrumentos de teclado. Madrid, 1959; Shergold N. D., Varey J. E. Los autos sacramentales en Madrid en le época de Calderón, 1637-1681. Madrid, 1961; L ó pez-Calo J. La música en la Catedral de Granada en el siglo XVI. Granada, 1963; Taylor Th. F. The Spanish High Baroque Motet and Villancico: Style and Performance//Early Music. L., 1984. Vol. 12. N 1. P. 64-73; Fern á ndez Manzano R. De las melodías del reino nazarí de Granada a las estructuras musicales cristianas. Granada, 1985; Stein L. K. Accompaniment and Continuo in Spanish Baroque Music//España en la música de Occidente: Actas del congreso intern. Salamanca, 1987. T. 1. P. 357-370; Preciado D. Canto tradicional y polifonia en el primer Renacimiento español//Ibid. P. 171-183; Jambou L. Evolución del órgano español, siglos XVI-XVIII. Oviedo, 1988. 2 t.; Кряжева И. А. О музыке Испании XVI в.//Очерки истории латиноамериканского искусства. М., 1997. Ч. 1: XVI-XVIII вв. С. 34-44; Torrente A. J. The Sacred Villancico in Early 18th-Cent. Spain: The Repertory of Salamanca Cathedral: Diss./Univ. of Cambridge (UK). Camb., 1997; Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000; Asensio J. C. El canto gregoriano: Historia, liturgia, formas... Madrid, 2003; Historia de la música española/Ed. P. López de Osaba. Madrid, 2004 2. T. 1: Fern á ndez de la Cuesta I. Desde los orígines hasta el «ars nova»; T. 2: Rubio S. Desde el «ars nova» hasta 1600; T. 3: L ó pez-Calo J. Siglo XVII.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Правда, есть известия, что в 818 году Reinhardus baptizat omnes Moravos – Bernardi Norici chron. Laureac. ap. Pez Scriptores rerum Austriac. 1, – что в 824–7 г. папа Евгений II назначил пасовского епископа Урольфа митрополитом моравским – Jaffé Regesta Pontificum Romanor. 1946, Erben 21; но известия эти не имеют достоверности. В пользу церковного устройства Моравии пасовским духовенством и за многоплодную деятельность Урольфа говорит Шафарик – т. II, кн. II, § 41, 2. 6; веря в подлинность грамоты Евгения II, по которой уже в 824–7 г. в Моравии были учреждены две епископские кафедры, в Оломуце и Нитре, и одна митрополия, Шафарик ссылается на авторитет Фильца – Jahrbüch. der Literat. 70. S. 55, – считающего эту грамоту хитро составленною, но подлинною. Мы сделаем несколько указаний, опровергающих и успехи пасовского духовенства в Моравии, и подлинность буллы Евгения II. Первый храм в Нитре был построен в 836 г., его святил зальцбургский архиепископ Адальрам, по свидетельству Anonymi Salisburg.; в 900 г. архиепископ Дитмар говорит о Викинге, что он послан был к народу, недавно обращенному – in quandam neophytam gentem – Erben 54. Этим опровергается все, что известно из сомнительного документа о существовании епископии нитранской в 826 г., о лице мнимого епископа Алевина: как же мог быть епископ в Нитре в 826 г., когда там в 830 г. княжил еще язычник Прибина, когда первый христианский храм освящен был спустя 10 лет – в 836 г. См. Jirecek, Slovanské Právo v Cechách., str. 102, § 22. Он говорит о булле Евгения II: Recena bulla jest vûbec pramen velmi kalny; co se tam pravi о obráceni Moravanû za Urolfa а о zalozeni biskupstvi na Moravê... jest vse smysleni а liché, ceho se о domnêlém arcibiskupstvi Lavreackém za Urolfa na pocatku 9 stoleti docitáme az do smisnósti zachàzi. Впрочем видно, что епископ Урольф, домогавшийся архиепископского достоинства вопреки епископам зальцбургским, имел довольно большую заслугу в обращении Мораван. Палацкий в Dêjiny národu Ceskeho, str. 127, прим. 65, выражая сомнения в достоверности буллы Евгения II, говорит, что все грамоты, относящиеся до начала лавреакской епископии, к которым относится и эта булла, или очевидно подделаны, или подозрительны. Подделка документов в X веке и позднее была очень обыкновенна. После угорского погрома, изменившего прежний порядок вещей, значительно обрезавшего епархиальные границы Пасова и Зальцбурга, начинается подделка грамот и документов на поземельные владения и высшие привилегии. О подложных документах, касающихся лавреакской епископии, см. Pritz, Geschichte des Landes ob der Enns, § 22, где подробно изложен этот вопрос. Любопытно сравнить при этом широкие и смелые притязания епископа пасовского Пилигрима, ссылавшегося тоже на ложные документы. Dümmler, Piligrim v. Passau. Büdinger, Oesterreich. Geschichte 1. 274–284 и в конце Excurs 4 – подложные документы Пилигрима пасовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Кратет и его сподвижники являются зачинателями кинической художественной и публицистической лит. традиции. По-видимому, именно среди учеников Кратета впервые были созданы и получили распространение сборники изречений Диогена; им же принадлежит заслуга создания жанра кинической диатрибы, развитого последующими К. Отказавшись от написания философских и научных трактатов, Кратет использовал для пропаганды кинических идей традиц. жанры поэтической греч. лит-ры того времени (лирические и драматические стихи, трагедии и комедии), но при этом нарушал все жанровые устои, пародируя и разрушая изнутри сложившиеся формы, полемизируя как с древними, так и с новыми, современными ему поэтами. Во всех сохранившихся фрагментах стихотворений Кратета (всего ок. 10; см.: SSReliq. V H 66-86; АнтКин. С. 170-173) царит дух насмешки и иронии; переиначивая сочинения греч. лит-ры, в к-рых восхвалялись боги, герои и их подвиги, Кратет превращал их в остроумную похвалу киническим идеалам (бедности, беззаботности, самодостаточности) и порицал тягу современников к удовольствиям и роскоши (см.: Нахов. 1981. С. 55-66). Последователь Кратета Менипп, ставший киником фиванский раб, известен как создатель жанра кинической, или менипповой, сатиры. По словам Диогена Лаэртского, «его книги были полны насмешек и острот» ( Diog. Laert. VI 8. 99-101); его лит. стиль высоко оценивали Варрон и Лукиан, писавшие в подражание ему собственные сатиры, однако подлинных фрагментов его сочинений не сохранилось ( Нахов. 1982. С. 68-69). По-видимому, в III в. до Р. Х. киническая лит-ра пользовалась большой популярностью и активно распространялась; отзвуки обычных для кинических авторов язвительных насмешек над богачами и восхваления простой природной жизни обнаруживаются во мн. сохранившихся поэтических фрагментах этого времени, напр. в отрывках сочинений Сотада из Маронеи, Феникса из Колофона, Керкида из Мегалополя, Леонида из Тарента и др. поэтов (см.: АнтКин. С. 202-210). Попытка рассмотреть творчество всех этих авторов как представителей кинической традиции была предпринята Наховым (см.: Нахов. 1981. С. 69-128); в западной науке преобладают более осторожные оценки, поскольку с уверенностью говорить о принадлежности поэтов к кинизму как к философской школе сохранившиеся источники не позволяют (см., напр.: Relihan J. C. Ancient Menippean Satire. Baltimore, 1993; Lomiento L., ed. Cercidas: Testimonia et fragmenta. R., 1993; L ó pez Cruces J. L. Les méliambes de Cercidas de Mégalopolis: Politique et tradition littéraire. Amst., 1995).

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Согласно «Галльскому Мартирологу» А. дю Соссе, части мощей К. хранились в Тулузе (в базилике св. Сатурнина) и в Арле (в капелле монастыря тринитариев). В 1535 г. часть реликвий из Арля была перенесена в Вильжюиф (близ Парижа) ( Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 360-361; ActaSS. Iun. T. 3. P. 21; Crosnier. Notice. 1868. P. 13). В наст. время в приходской ц. во имя К. в Вильжюифе хранится фрагмент челюсти и кость ноги мученика. Частицы мощей К. почитались и в др. храмах и мон-рях Франции; в честь мученика названы мн. города и селения (Сен-Сир, Сен-Сирг и др.). Ист.: BHL, N 1801-1814b; ActaSS. Iun. T. 3. P. 15-37; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 109; Cartulaire de Saint-Cyr de Nevers/Éd. R. de Lespinasse. Nevers; P., 1916; Desilve J. De schola Elnonensi sancti Amandi a saeculo IX ad XII usque. Lovanii, 1890. P. 178-187 [литургические тексты из Невера и из Эльнона]. Лит.: Crosnier A. J. Monographie de la cathédrale de Nevers. Nevers, 1854; idem. Études sur la liturgie nivernaise, son origine et ses développements. Nevers, 1868; idem. Notice historique sur saint Cyr et sainte Julitte, martyrs, patrons de l " insigne et royale Église de Nevers. Nevers, 1868; Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 52, 154, 335, 430, 482; MartHieron. Comment. P. 321; Tassoti B. I santi martiri Quirico e Giulitta e il loro culto. Ancona, 1932, 1990; Delehaye. Origines. P. 167-168, 343, 350, 371; MartRom. Comment. P. 239-240; Rimoldi A., Cardinali A. Quirico e Giulitta//BiblSS. Vol. 10. Col. 1324-1328; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XIIe siècle. R., 1977. P. 255-256; La cathédrale de Nevers: Du baptistère paléochrétien au chevet roman (VIe-XIe siècles)/Éd. C. Sapin. P., 1995; Chartier Y. Clavis operum Hucbaldi Elnonensis: Bibliographie des oeuvres d " Hucbald de Saint-Amand//J. of Medieval Latin. Turnhout, 1995. Vol. 5. P. 202-224; idem. L " oeuvre musical d " Hucbald de Saint-Amand. [Québec], 1995; Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 71; Jessop L. P. Pictorial Cycles of Non-Biblical Saints: The 7th- and 8th- Century Mural Cycles in Rome and Contexts for Their Use//Papers of the British School at Rome. L., 1999. Vol. 67. P. 233-279; Palumbo M. L. L " enigma di Durro: Agguinte all " iconografia di San Quirico e Santa Giulitta nell " ambito della pittura romanica catalana//Materia: Revista d " art. Barcelona, 2006/2007. N 6/7. P. 19-37; Pibernat L ó pez A. Primera acta de consagració de l " església del monestir de Sant Quirze de Colera (935)/Annals de l " Institut de " Estudis Empordanesos. 2010. Vol. 41. P. 277-294; Pag è s Paretas M. Pintura al fresc del segle XI: De nou, Pedret//Urtx: Revista cultural de l " Urgell. Tarrega, 2011. N 25. P. 163-169.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

1990). В этих мастерских создавали и скульптуры - статуи, украшавшие улицы и площади города и объединявшиеся в группы, построенные по единой идеологической программе (статуи с «колониального форума» - L ó pez. 1997; Garriguet. 1997). Пик их производства пришелся на кон. I - сер. II в. Старый «колониальный» форум, возникший в республиканский период, стал центром местного городского управления. По данным раскопок, здесь находились 2 храма, 2 арки, оформлявшие вход на форум, многочисленные статуи. Другой форум, «провинциальный», был окружен портиком по периметру, на нем находился храм имп. культа. Кроме 2 форумов в Кордубе была площадь, представлявшая собой культовый центр города - т. н. религ. комплекс на ул. Клавдия Марцелла. Посреди площади, окруженной портиками, на 10-метровом постаменте возвышался храм, вероятно, в честь Марса. Во 2-й пол. II в. был построен цирк (в совр. р-не Сан-Андрес-Сан-Пабло). Среди инженерных сооружений самыми крупными были новый акведук, носивший имя имп. Домициана (Aqua Nova Domitiana Augusta), и мост через р. Гвадалквивир, сохранившийся в почти неизменном виде (16 из 17 арок; длина моста 331 м). В рим. эпоху это был единственный мост через Гвадалквивир; возможно, он был построен как элемент т. н. дороги Августа из Рима в Гадес (ныне Кадис). С сев. стороны моста находились ворота городской стены (в 1572 рим. постройка заменена воротами Пуэрта-дель-Пуэнте (архит. Эрнан Руис II); рим. крепостные стены близ моста не сохр.). Вакхическое шествие. Фрагмент мозаики рим. виллы в Альколее. 2-я пол. II в. (Музей археологии и этнологии, Кордова) Вакхическое шествие. Фрагмент мозаики рим. виллы в Альколее. 2-я пол. II в. (Музей археологии и этнологии, Кордова) С кон. III в. заметно сокращение публичного пространства. Так, в IV в. «колониальный» форум был застроен небольшими жилыми домами, религ. центр на ул. Клавдия Марцелла пришел в упадок: портик разрушился и не был восстановлен, на площади вокруг храма появились частные дома. Тем не менее по меньшей мере до кон.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

1562). Соч.: De meditatione et oratione libellus aureus. Augsburg, 1843; Œuvres spirituelles de St. Pierre d " Alcantara/Trad. en fr. M. Bouix. P., 1862; Das «goldene Büchlein» des heiligen Petrus von Alkántara über die Betrachtung und das innerliche Gebet/Hrsg. Ph. Seeböck. Würzburg, 1900; A Golden Treatise of Mental Prayer/Engl. transl. G. S. Hollings. L., 1905; Super psalmum miserere//Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 154-159; Vida y escritos de S. Pedro de Alcántara/Ed. R. Sanz Valdivieso. Madrid, 1996; Tratado de la oración y meditación/Ed. E. Bustamante. Madrid, 19994; El tratado de la oración y meditación// L ó pez Ruano R. E. Edición crítica de «El tratado de la oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara: Diss. Cáceres, 2009. P. 147-447. Лит.: Moles J. B. Memorial de la provincia de S. Gabriel, de la orden de frayles menores de observancia… Madrid, 1592, 1984r; San Bernardo J., de. Chrónica de la vida admirable, y milagrosas haçañas del glorioso, y S. Pedro de Alcántara, reformador de la orden seráfica, fundador de los descalços de N. S. P. S. Francisco... Nápoles, 1667; ActaSS. Oct. T. 8. P. 623-809; Lopes F. F. Influéncia de S. Pedro de Alcántara na espiritualidade portuguesa do seu tempo//Revista Portuguesa de História. Coimbra, 1955. Vol. 6. P. 283-347; Sala Balust L. Textos desconocidos de San Pedro de Alcántara y del Beato Diego José de Cádiz//Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 151-163; Eug è ne Ch. Saint Pierre d " Alcántara. P., 1959; Estudios sobre S. Pedro de Alcántara en el IV centenario de su muerte (1562-1962). Madrid, 1962. (Archivo Ibero-Americano. Ser. 2; 22); Castro M., de. Algunas ediciones del «Tratado de oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara, O.F.M.//Revista de literatura. Madrid, 1967. Vol. 31. N 61/62. P. 105-117; Polo Cordero J. El Extremeño Santo. Madrid, 1969; Jereczek B. Louis de Grenade et le «Tratado de la oración»//RHSp. 1977. Vol. 53. P. 245-260; Gonz á lez Ramos V. Biografía de S. Pedro de Alcántara: Apoyo de la reforma Teresiana.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Ар-Руми разместил здесь гарнизон, а подходы к городу контролировали мусульм. отряды. Некоторые церкви были превращены в мечети, часть храмов оставили христианам. Мусульмане заняли также дворцы в городе и в ближайшей округе, покинутые местной знатью. В 717 г. аль-Хурр, эмир пров. Андалус, входившей в состав араб. халифата, перенес свою резиденцию из Севильи в К. С этого момента город стал политическим центром мусульм. Испании. До создания в 756 г. независимого Кордовского эмирата в городе царила нестабильность, вызванная враждой между наместниками халифа (эмирами и вали) и их противниками, представителями араб. знати и предводителями берберов. В 741 г. для усмирения мятежа в К. прибыл отряд сирийцев под командованием Балджа аль-Кушайри, наместника Ифрикии (Сев. Африки). Положение города значительно улучшилось, когда бежавший от Аббасидов представитель династии Омейядов Абд ар-Рахман I (756-788) провозгласил себя независимым правителем, эмиром Андалуса. Эмиры вкладывали значительные средства в строительство в К. По-видимому, строительная программа эмиров была призвана превратить К. в мусульм. столицу, не уступающую по роскоши Багдаду и Дамаску. При Абд ар-Рахмане I началось восстановление крепостных стен, была построена новая цитадель (Алькасар) и резиденция эмира - дворец Эр-Русафа (это загородное имение к северу от К. первоначально принадлежало некоему знатному вестготу, затем здесь находилась резиденция Мугиса ар-Руми; Абд ар-Рахман I приобрел его у бербера Расина аль-Бурнуси). В 80-х гг. VIII в. по указанию эмира у христиан выкупили землю, на к-рой находилась базилика св. Винцентия; на месте церкви началось строительство главной городской мечети (это здание занимало сев.-зап. часть совр. кафедрального собора). В сер. VIII в. территория К. существенно увеличилась преимущественно за счет возникновения предместий (аррабалей) к северу от города. Появлению одного из них способствовало строительство резиденции Эр-Русафа; были сооружены мечеть с кладбищем, а возможно и новый акведук ( Morena L ó pez.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Что же касается внешнего человека, то благочестиво и спасительно верить, что тело Христово как бы разливается по членам человеческого тела, как имеющее оказать пользу тем, кто воскреснет при всеобщем воскресении (Quod si ad exteriorem pertineat hominem pium sit et salutare, diffundi per membra credere profuurum resuscitandis in generali ressurectione). 370 Novit enim in hoc sacramento vis divina virtutis, quid naturae reservaverit, quid benedictione effecerit, cuius iuris est quod condidit posse efficere quod voluerit, et idipsum, quod natura firmavit in id mutare quod consecratio infudit. – Таким образом, аноним по вопросу об отношении евхаристического тела к видам стоит на менее решительной точке зрения, сравнительно с участниками второго евхаристического спора, относившими существование видов насчет иллюзии наших чувств. 371 См. Migne, 112, 1510–1511, примечание. Мабильон не упоминает, какие это сочинения aliqua alia. 374 Acta ss. о. В., saec. IV, р. 2, п. 47–49; ср. Naegle, о. с., S. 81 Anm.; Morin, о. с., р. 1–2, 5–6. 375 Oudinus Casimir, Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis, tom. secundus, Lipsiae, 1722, p. 112, 485. 376 Pez Bernardus, Thesaurus anecdotorum novissimus, t. I. p. II. Текст перепечатан у Миня в 139 т. 377 Отчасти в связи с этой выдержкой Astier, проф. Тулузского лицея, доказывал на конгрессе Societes savantes в 1902 г., что наш аноним (Dicta Herigeri) принадлежит самому Скоту, – мысль очень странная, если иметь в виду, что наш аноним является довольно поверхностной компиляцией; данные манускриптов тоже абсолютно противоречат этому предположению. Гипотезу Astier подвергает подробному разбору (вовсе ею не заслуженному) Heutevent (о. с., р. 257–267). 378 Accepit itaque Christus carnem nostram non phantasticam, sed naturalem. Ergo et caro nostra naturalis unde sumpta est illa. Sed et illa naturalis, quae uniret utrasque et faceret connaturales, et ipsa connaturalis. Sed, ut ait quidam sapiens, non ob hoc plures carnes vel corpora, sed nec multa sacrificia, sed unum; licet a multis offeratur per loca diversa et tempora, etc.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

  001     002    003    004    005