ГЛАВА LVIII Тимофей, епископ 511 , автор книги «О рождении Господнем и воплощении»: воплощение рассматривает он как Богоявление. ГЛАВА LIX Лепор, пресвитер 512 , в бытность монахом, увлекшись учением Пелагиевым, более из самонадеянности, чем из серьезного убеждения, усомнился в богоявленности Иисуса. Впоследствии же, вняв увещеваниям галликанских богословов, отправился он в Африку и исцелился там, с Божией помощью, под благотворным воздействием проповеди Августина. Написал он книгу об исцелении своем, полную раскаяния и благодарности. В исправление же ошибки согласился он полностью с православным учением относительно воплощения Христова, согласно которому Христос, Сын Господа, един о двух началах – божественном и человеческом. ГЛАВА LX Викторин Массилийский, ритор 513 , обращаясь к сыну своему Эферу, дал комментарий на Книгу Бытия от начала ее и вплоть до кончины праотца Авраама, впоследствии издав его в трех отдельных книгах. Рассуждениям его присуще христианское восприятие и благочестие, но из-за того, очевидно, что человеком он был исключительно светским и наставления духовного не получившим, суждения его весьма поверхностны. Умер он в годы правления императоров Феодосия и Валентиниана 514 . ГЛАВА LXI Кассиан, родом из Скифии 515 , в Константинополе самим Иоанном Великим возведен был в диаконы, основал два монастыря в Массилии, мужской и женский, существующие и поныне. Опытный наставник, писал он слогом ученым, изящным, выразительным и проникновенным о вещах, крайне необходимых в монашеском служении. Сочинения его следующие: «О житии монашеском, молитвенном каноне и о духовном песнопении, исполняемом денно и нощно в монастырях египетских» в трех книгах, «Книга наставлений», «О происхождении и характере восьми первейших грехов и избавлении от них» соответственно в восьми частях. Разобрал он и многое в сравнении с заветами Отцов Египетских относительно следующих вопросов: о пострижении в монахи и монашеском успокоении; о трех условиях, необходимых для служения Господу; о борении плоти с духом и духа с плотью; о природе греха; об успокоении святых; о непостоянстве души; о восьми первейших грехах; о существе молитвы; о совершенстве; о целомудрии; о Божией защите; о духовном звании; о Божией благодати; о дружбе; о том, в чем должно ограничивать себя, а в чем не должно; о трех разновидностях монашества и о четвертой, недавно возникшей; об усердии в вере у братии и у отшельников; о раскаянии и об отпущении грехов; о Пятидесятнице; о словах апостола Павла: «Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7:19 ); об убиении. Наконец, по просьбе епископа Римского Льва 516 написал он семь книг против Нестория «О воплощении Господнем». Не окончив этого труда, он умер в Массилии в годы правления императоров Феодосия и Валентиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1898, IX, 123–142; X, 38–54; Корсунский, Иуд. толкование, стр. 125 и след. 324 F. Weber говорит, что собственно происхождение (die Genesis) новоиудейской теологии относится ко времени древнейших соферимов, от Ездры до Маккавейских времен; век же великах школь, особенно Гиллела и Шаммая, был посвящен образованию ее (Ausgestaltung); последующие генерации, от разрушения 2-го храма до заключения талмуда, только собирали ранее приобретенное, развивали в подробностях и записывали. Die Lehren des Talmud, s lX=Judische Theologie, s. XIII. 326 Cp. Bousset, Die Religion des Judenthums im neuetestamentlichen Zeitalter. Berlin. 1903. S. 291. 327 Цитаты мы по необходимости заимствуем не из талмуда, а из книг, явившихся приблизительно в исследуемое время. В вопросах общих богословских они, конечно, носят отражение господствующих идей времени. См. Bousset, Die Religion Judenthums, S. 292–293. W. Baldensperger, Die Messianisch-Apokalyptischen Hoffnungen des Judenthums. Strasburg. 1903. S. 57, 59–60. 328 Bereschith rabba с. XVII. Weber, Die Lehren Talmud. S. 14 и след.­ Jüdische Theologie, S. 14. 329 Проф. M. И. Муретое: „Учение о Логосе у Филона Александрийского и И. Богослова. Вып. 1. Москва. 1885, стр. 33–34, У него же см. примеры или доказательства из таргумистов, стр. 34–35. 333 Между ангелами есть прежде всего такие, которые имеют чрезвычайно скоротечное бытие. Они ежедневно создаются, прославляют Бога и исчезают. Но есть еще „ангелы служения“, которые, прославляя Бога, в то же время служат „орудиями божественного управления и промышления“. Во главе таких ангелов стоят Гавриил и Михаил. Задача этих ангелов ограничивается управлением над силами природы и естественными стремлениями человека. Но там, где требуется творческое вмешательство в историю и излияние особой благодати Божией, там должны выступать, по иудейскому сознанию, посредствующие ипостаси. К таким существам принадлежат: 1) Метатрон, 2) Мемра или слово Иеговы, 3) Шохина Господня и др. Соответствующие указания в талмуде, см. у Weber " a, Dio Lehren Talmud. S.S. 166–167, 170–3, 177=Judische Theologie, 172–3; 175–8, 183. Проф. М.И. Муретов, Учение о Логосе, стр. 30–82; Bousset, Religion des Judenthums, S. 336–350. Baldensperger, Die Mes.-apokal. Hoffnungen. S. 62 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

66 Употребляются и другие, несколько более витиеватые напевы, энгармонический и хроматический, но гораздо реже диатонического. Scala diatonica принадлежит двум прямым (ορθο) гласам 1-му и 4-му, с которыми сродны два косвенных (πλγιοι) 5-й и 8-й; enharmonica – 3-му и сродному с ним 7-му; chromatica 2-му и сродному с ним 6-му. При том 3-й и 7-й гласы – самые бедные подобными (церк. пен. Рааум. стр. 53), а 4-й и 8-й самые богатые ими. 67 Между тем, г. Крист находит возможным это, впрочем, неудавшееся у него, соединение трех систем в ямбических канонах св. Иоанна Дамаскииа и старается найти даже в них хотя малое подтверждение своей теории, своеобразно разлагая их по акцентам на особенные части (p. CII). 68 Особенно негодовали на нее константинопольский грамматик Иоанн Tzetzes (12 века) в своих ямбических стихах (Chiliad. 1–14. 187 и д. Chiliad. XII, 239 и д.), и Максим Planides, учёный монах 14 века. Последний в своем разговоре о грамматике (Bachmar. Anecdot. II, p. 28) восклицает против начавших писать тоническими стихами: τνους γ κα λιε, πρ τν ςοιχιων, εξ ν τ μακρ κα βραχα, τν υθις τ μτρον τιθντες, ωσπερ ι τνοις εγρφομεν κα μ γρμμασι: κα ηη δ τ κακν ξενικησεν. Христ. Чтен. 3–4. 1876 г. 69 Разумеются силлабическая и тоническая европейских языков, которые существенно отличаются от силлабической симметрии кардинала Питры и тоно-метрической системы г. Криста, и за тем малоизвестные формы поэзии восточных народов, индийцев, китайцев и других. 70 Гимн, выдаваемый в первые времена Христианства присциллианами за гимн Христов, тайно преданный Апостолам, разобран и признан неподлинным еще у блаж. Августина. Epist. ad Ceret. См. Gerbert. de cantu et mus. I, 69. 71 Обзор. Песн. Греч. Цер. стр. 1–39. Die Heilige Psalmodie von Armfeld. 1855. p. 35 и д. О происх. Псалтири, H. Вишнякова, СПБ. 1875. стр. 1–4. 72 Обзр. песноп. гр. ц. стр. 39 и д. Geschichte des Kirchengesanges und der Kirchenmusik. E. von Häuser. 1834. p. 6, и дал. 74 Филолог. замеч. о языке новозав. Смирнова, 1873. стр. X и LX. Зампелий в указ. сочин. (стр. 598) говорит: τς παλαας Διαθκης εξελλνισις ες πολλο λγου ξια περ τν βιολογαν τς ελλδος φωνς. Конст. экономид. о перев. 70 толк. Т. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В декабре был утвержден состав ВРЦУ: председатель – митрополит Антоний, члены – митрополит Одесский и Херсонский Платон, архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (избранный заместителем председателя), архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан и епископ Севастопольский Вениамин. Также были определены границы их деятельности: забота о религиозных потребностях беженцев, забота об окормлении православного духовенства, которое вынужденно оставило Россию, руководство русскими церквами и духовными миссиями в эмиграции в качестве легитимного представителя Священного Синода и Патриарха; обеспечение материальных интересов Русской Церкви и установление нормальных связей с Патриархом Тихоном [lix]. ВРЦУ также издало по всем заграничным церквам указ с сообщением, что оно продолжает быть «правопреемником Высшего церковного управления на Юге России» и «представляет из себя высшую церковную власть для всех русских заграничных причтов, приходов и мирян, впредь до установления правильных и свободных почтовых сношений с Святейшим Патриархом Московским», ныне «находясь под покровительством Вселенского Патриарха» [lx]. После окончания карантина эвакуированные из Крыма архиереи с парохода «Великий князь Александр Михайлович» переехали жить в Константинополь. Митрополит Антоний (Храповицкий) поселился у архиепископа Анастасия, который имел две небольшие комнаты в чердачном помещении здания посольства России. Здесь Владыка Антоний прожил около 3 месяцев до своего отъезда в Королевство сербов, хорватов и словенцев [lxi]. На заседании ВРЦУ 19–21 апреля 1921 г. было решено «организовать собрание представителей Русской Православной Церкви за границей для объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности» [lxii]. Для разработки вопроса церковной политики была образована комиссия под председательством епископа Вениамина (Федченкова). Благословение на проведение этого собрания дал Местоблюститель Константинопольского Патриаршего Престола митрополит Кесарийский Николай. В дальнейшем подобные собрания прошли в Константинопольском, Сербском, Болгар­ском и Западно-Европейском русских церковных округах (однако Всезаграничный русский церковный собор состоялся уже в другой стране).

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

Значение этого идеального понимания, по которому монашеская община есть тело Христово и каждый отдельный член принимает участие в духовных силах, насквозь проникающих целое, нельзя ослабить утверждением, что это представление – только форма, только примерный образ выражения (образная оболочка) для обозначения вещи в действительности гораздо более умеренной. Напротив, следовало бы вспоминать о том, что этот взгляд предложен не в проповеди о монашестве или в нравоучительном трактате, но в правиле т. е. в произведении, которое содержит основоположения для воспитания. Уже это одно само по себе должно было повести к тому, что, в тех, которые жили по этому правилу, развивалось чувство собственного достоинства, сознание, что они – люди духовные. Впрочем, в сравнении с “Жизнью“ Антония энтузиазм в идеале Василия кажется затемненным и ослабленным. Можно сказать, что воззрение обоих законодателей монашества относительно Духа относятся между собой, как первохристианская община к общине Апостола Павла. Василий среди способностей, которыми наделяет Дух, мыслит на первом плане нравственные силы и дары, которые служат к споспешествованию целого. О чрезвычайных действиях, об откровениях и исцелениях говорит он почти только в том случае, когда цитирует библейские места, в которых эти дарования названы между харисмами; интересно в этом отношении, как он высказывается (reg. fus. tract. interr. LX) о приглашении врачей. Это ослабление энтузиазма является необходимым результатом идеала Василия: община не могла бы устоять в такой строгой дисциплине, если бы он дал силу правам харисмы помимо тех, которые получили признание по своей рассудительности ( δοκιμασα) и которым вверена должность. Но приписывает ли также Василий дарованиям монахов право и обязанность действовать на других, т. е. не монахов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, должно представить себе, в каком свете у Василия являются Церковь и Мирская жизнь. 1453 Под потрясающим впечатлением обстоятельств своего времени, Василий в «moralia“ представил зеркало Церкви: раздираемую спорами о вере Церковь он убеждает в том, что она должна быть телом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Но в самом начале 30-х гг. XX в. появляются работы исследовательницы Венеции Коттас, которая с новой силой поднимает, казалось уже забытый вопрос о традиционной идентичности трагедии «Страждущий Христос» [lvii] . Исследовательница критикует выводы Ф. Дюбнера, относительно авторства Иоанна Цеца. Она, ссылаясь на многочисленные документальные источники, атрибутирует трагедию свт. Григорию Назианзину [lviii] . Разбирая богословские аспекты Пролога драмы, В. Коттас обращает внимание на наличие в нем антиарианской и антиаполлинарианской направленности, что убеждает ее в авторстве Назианзина [lix] . Она отмечает, что автор центона Еврипида «заставил плакать св. Деву не для того, чтобы подражать Гекубе, оплакивающей своих сыновей, но чтобы доказать реальность воплощения Слова для спасения человечества» [lx] . Такие глубокие выводы, по мнению В. Коттас, мог сделать только свт. Григорий Назианзин [lxi] . В. Коттас утверждает, что прп. Роман Сладкопевец, вдохновленный красотой некоторых мест «Страждущего Христа», позаимствовал их при написании своего кондака «Песнь Девы у Креста» [lxii] . Исследовательница при этом ссылается на подобные примеры заимствований из еврипидовского «Ипполита» у Иоанна Евхаита и свт. Григория Паламы [lxiii] . В. Коттас приходит к заключению, что гимнолог прп. Роман не только подражал стихотворной технике трагедии, но и стал продолжателем идей, заложенных свт. Григорием в этом произведении. В частности эту богословскую преемственность исследовательница видит на примере Пасхального кондака прп. Романа [lxiv] . Но не только прп. Роман Сладкопевец, а и свт. Иоанн Златоуст, по мнению В. Коттас, вдохновленный теологией драмы, включает строки из нее в одну из своих проповедей [lxv] . Далее В. Коттас продолжает этот ряд реминисценций именами Епифания, епископа Кипрского (V в.), Германа Константинопольского (VII в.), Симеона Метафраста (X в.), монаха Епифания (XI в.) [lxvi] и Георгия Никомидийского (IX в.). Последний, по мнению автора исследования, в двух своих проповедях дал комментарии на трагедию свт. Григория Назианзина [lxvii] . Более того, В. Коттас высказывает предположение о возможном влиянии текста трагедии на формирование апокрифического Евангелия от Никодима [lxviii] , сохранившиеся греческие списки которого восходят к V в. [lxix] .

http://bogoslov.ru/article/434669

2098 Слов. к Феод. падш. в Хр. Чт. 1844, 1, 370—372. 2099 Феоф. ad Antol. I, 7. 14; Афинаг. Legat. pro Christ. c. 12, 31; Ирин. adv. haer. V, 20, n. 5, 7; Клим. алекс. Strom. 1, 19; V, 1. 2100 Ibimus eo, ubi paradisus est jucunditatis, ubi… sola Dei fulgebit claritas…; ibimus eo, ubi servulis suis Dominus Jesus mansiones paravit… et caet. (De bono mortis, c. 11. 12). Illic bona omnia, illic cuncta felicia, illic prospera universa…; famem nemo sentiet, lacrimae detergentur, timor nullus… (De poenit. c. 30). 2101 Haec haereditas sancti est: vita, et incorruptio, et regnum, et coeterna Deo habitatio (Tract. in Ps. LX). 2102 Quanta erit illa felicitas, ubi nullum erit malum, nullum latebit bonum, vacabitur Dei laudibus, qui erit omnia in omnibus (De civit. Dei XXII, 30). 2103 Иппол. adv. Graec. n. 3; Ориг. de princip. II, 11, n. 2; in Joann. T. 1, n. 16; Григ. нисск. Catech. c. 40. 2104 Multae mansiones apud Patrem, quoniam et multa membra in corpore (Adv. haer. III, 19, n. 3). 2105 Οταν απθη τ θνητν και ενδση την αφθαρσαν , ττε ψει κατ ’ αξαν τον Θεον (Ad Autolyc. 1, 7). 2106 Strom. VI, 13, in Opp. T. III, p. 300. 2107 Omnes (erimus) apud Deum unum, licet merces varia, licet multae mansiones penes Patrem eundem (De monog. c. 10). 2108 Plures mansiones diversae dignitati habitantium praeparantur... (Tract. in Ps. LXIV). 2109 In 1 Corinth. XV, 41. 2110 De civit. Dei XXII, 30, n. 2. 2111 O блаж. обител., в Тв. св. Отц. XIV, 496. 2112 Толков. на Ис. IV:5, там же VI, 182. 2113 Толк. на. Ис. XI:10, там же 353—354. 2114 Слов, о любви к бедным, там же II, 5. Снес. слов. о богосл. 1, там же III, 13. 2115 Слов. к Феодор. падш. 1, в Хр. Чт. 1844, 1, 414. И в другом месте: «одни воссияют, как солнце; другие, как луна; третьи, как звезды " … и дал. (Adv, oppugn. vitae monast. III, 5). Cfr, in 1 Cor. homil. XLI, n. 3. 2116 Ad Autolyc. I, 14. 2117 Слов. на втор. приш. Господа, в Тв. св. Отц. XIII, 404. 2118 Там же стр. 398. 2119 См. выше прим. 2101. 2120 Слов. к Феод. падш. 1, в Хр. Чт. 1844, 1, 380.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Следующий стих (как в Ис. 40:12–17 как в Ис. 44:24 ) после пророчества напоминает Израилю о могуществе Создателя, о Котором так часто забывал плотский Израиль. 12 . Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. 13 . Я воздвиг его в правде, и уравняю все пути ето. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф. В 13-м стихе пророчество возвращается к избранному Богом мужу: во-первых, Киру; а во-вторых к Тому, которого удостоился Кир быть прообразованием 1503 . Потому и стих 13-й имеет и ближайшее и более таинственное отдаленное значение. Киру поручается построить град Господень и отпустить „Господних пленных“ даром. Пленные Иудеи-не пленники Вавилона; не сила человеческая взяла их: они-пленники Господни, потому что Он так повелел; поэтому и освобождение их происходит не за дары, а по Божию повелению: „Господь возбудил дух Кира, царя Персидского“, ( 1Ездр. 1:1 ), и он объявил по царству своему, что „Господь (Иегова) повелел ему построить Ему дом в Иерусалиме“. ( 1Ездр. 1:2 ). В священном таинственном своем значении стих 13 объемлет всех пленников греха, о которых Господь сказал, что Он пришел даровать им освобождение 1504 . Следующий 14-й стих обращен к духовному Израилю, освобожденному от рабства 1505 . 14 . Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Мы выше в гл. XVIII, 7 Исаии видели, что: „будет принесен дар Господу Саваофу от народа крепкого.... и рослого.... к месту имени Господа Саваофа на гору Сион- на ту „гору дома Господня, к которой потекут все народы“. ( Ис. 2:2–3 ). Мы видели в Ис. 19что: „Господь явит Себя в Египте и Египтяне познают Господа и принесут дары.... и дадут обеты и исполнят“. Мы увидим ниже в гл. LX, что великая слава предсказана Иерусалиму, к которому потекут народы с дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

#lx_705130 #lx_705130 .lx_home_button #lx_705130 .lx_home_button svg #lx_705130 .lx_home_button svg path #lx_705130 .lx_home_button:hover #lx_705130 #lx_705130 .lx_close_button #lx_705130 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_705130 .lx_no_click #lx_705130[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > О птицах небесных и порождённых ими недоумениях Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет Николай Сомин   08:41 20.01.2024 1367 Время на чтение 10 минут Фото: Из личного архива автора I . Есть в Евангелии от Матфея удивительный фрагмент, который, как его ни крути, никак не умещается в нашу повседневную жизнь. Жизнь, как мы думаем, вполне христианскую. Приведу его целиком, несмотря на обширность цитаты: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 25:34).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/20/o_...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Нам оставалось только одно войти во Временное Революционное правительство» Ираклий Георгиевич Церетели (1881—1959) Андрей Иванов   00:01 10.01.2017 2340 Время на чтение 11 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный одному из лидеров меньшевизма И.Г. Церетели . Ираклий Георгиевич Церетели родился 20 ноября 1881 года в Кутаиси и принадлежал к древнему, но обедневшему грузинскому княжескому роду. Его отец Георгий Ефимович был известен как писатель-романист, поэт и публицист. В студенческие годы Г.Е. Церетели увлекся демократическими идеями и за участие в антиправительственной демонстрации в 1861 году был арестован и ненадолго заключен в Петропавловскую крепость. Мать будущего политика Олимпиада Яковлевна, была сестрой известного грузинского либерального журналиста Нико Николадзе. Во время обучения в Тифлисской гимназии Ираклий Церетели увлекся народническими идеями, которые разделяли его отец и дядя. Но познакомившись с марксистским учением, Церетели изменил свои взгляды на социал-демократические. В 1900 году он поступил на юридический факультет Московского университета и уже на первом курсе был избран председателем Исполкома студенческих землячеств Москвы . С головой окунувшись в «освободительное» движение, Ираклий Церетели принял самое активное участие в организации студенческих забастовок и демонстраций. За антиправительственную деятельность в 1902 году студент Церетели был сослан в Сибирь, но в связи с болезнью летом 1904 года ему разрешили вернуться в родную Грузию, где он был взят под полицейский надзор.

http://ruskline.ru/history/2017/01/10/na...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010