И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: да страшится и да трепещут вас вси звери земные… (LX, 1.2). Благословение Божие об обладании тварями, что нового содержит после потопа? Новое то, что повиновение и подчинение человеку тварей основывается уже на страхе перед ним, тогда как прежде (до падения человека) сего страх не было, и животные спокойно и кротко подчинялись человеку, как богоподобному своему владыке. Страх и отчуждение животных перед нами, как пред врагами своими, должны напоминать нам, что мы лишись через грех части своих богоподобных совершенств. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу … (Ст. 3). Почему Господь назначает человеку в пищу после потопа и животных, тогда как прежде назначал одну растительную пищу 212 ? Потому что климатические условия жизни изменились на земле после потопа, и самая земля стала менее плодородна, а силы человеческие сделались слабее. Святые отцы полагают еще и то, что дозволение употреблять в пищу животных направлено против боготворения животных; потому что, – рассуждает блаж. Феодорит, – крайнего маломыслия дело – поклоняться тому, что употребляется в пищу 213 . Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте… (Ст. 4). Почему запрещено было употреблять в пищу кровь животных? Так как кровь животных представляется седалищем животной жизни и главным ее двигателем 214 , то запрещение вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству. Посему то, конечно, законом о крови животных поставлен рядом и в связи с законом, направленным против человеческого кровопролития 215 . Кроме сего закон о крови животных имел в Ветхом Завете обрядовое и вместе прообразовательное значение. Поскольку кровь животных, при жертвоприношениях, должна была умолять у алтаря о душах людских 216 , а сие конечно потому, что она прообразовала кровь Иисуса Христа, то Господь и усвояет ее Себе, воспрещая вкушать ее людям 217 . в. Благодатный завет Бога с людьми и значение сего завета ( IX , 8–17) И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот Я поставляю завет Мой с вами … что не будет уже потопа на опустошение земли … (Ст. 8.9.11). В чем состоит сущность послепотопного завета Божия с людьми? Повидмому Господь обещает только, что земля не будет более опустошаема водами потопа, но это только видимая сторона завета Божия; ибо на каком же именно основании правосудный Бог обещает целость и безопасность греховному миру? Очевидно, что это обещание в сущности своей есть повторение Богом всех обетований о победоносном Семени Жены, т.е. ради того Господь не хочет более истреблять людей, что не хочет изменить своему древнему обещанию послать Спасителя роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Что уподобление зверям народов не чуждо языку Исаии ср. Ис. 43:20 . Присоединяются они не к плотскому, а к духовному Израилю, ибо пророчество видит духовное оскудение плотского Израиля в следующих стихах. 10 . Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. 11 . И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего на свою корысть; 12 . приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. Мы ограничимся указаниями тех мест Исаии, в которых он указывал на сильный упадок нравственности, и, главнейше, отсутствие всяких начал правды среди правящих классов Израиля. См. Исаии I вся глава; . Но напомним еще главу V Исаии и сравним ее с притчей о виноградарях в Мф. 21и сл. (ср. еще в 4 т. Св. Лет. ч. I, конец Песни Песней стр. 334) и напомним Ин. 10:8,12,16 с нашими замечан. в изучении этого Евангелия. Главы с пятьдесят седьмой по пятьдесят девятую Обличение Израиля, начинающееся с 10-го стиха 56-ой главы, продолжается в трех последующих главах, которые, однако заканчиваются в гл. LIX, 19–21 радостным благовестием об Искупителе, вслед за чем в главе LX говорится о прославлении Сиона; в LXI о славе „Отрока Господня“, в LXII о вечной милости Господа к Церкви и о славе Иерусалима духовного. В главе LXIII изображено величественное шествие Господа после победы над врагами. В этой же главе с 7-го стиха начало молитвы пророка об Израиле; эта молитва продолжается и в главе LXIV. В гл. LXV пророчество о возмездии преступному Израилю и о новом народе, управляемом Богом; а также о наступлении спокойствия и мира на земле. Наконец в LXVI главе пророк видит, что древнее Богослужение отменяется и наступает эра нового Богослужения в духе и истины 1710 . Мы приводим здесь, руководствуясь в особенности толкованием Спб. Дух. Акад., общую схему пророчеств, произнесенных пророком в последние годы его жизни, чтобы еще раз остановить наше внимание на величии пророческого дара Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бог умозрительной философии становится для разума чем-то портативным и служебным: " Бог уже не является для него потусторонностью " [LX], если не вовсе атрибутом сознания: " Если бы не было Бога, не было бы и меня. Если бы не было меня, не было бы Бога " [LXI]. Таким образом, получается, что змий был прав, обещая, что знание " уравняет " человека с Богом. Однако тут-то и разверзается роковая бездна человеческого падения: это новое знание не только не " уравняло " человека с Богом, не только обмануло его иллюзией того, что оно способно обнаружить и исследовать в Боге ту же природу, которую открывает и в самом человеке, но оно оторвало его от Создателя, лишило благодатного познания истины, превратило его в раба. Словно в насмешку над " божественным " разумом, человек носит в себе некий дух иррационального противоборства, о котором писал апостол Павел: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 15, 19). Однако и не всегда человек хочет доброго и не всегда не желает злого . По своей свободе человек ( " внутренний человек " ), его ум, дух, сердце могут сознательно возжелать зла, греха, преступления. Человек может захотеть бунта против Бога, может сознательно попрать закон Божий, осквернить святыни, поставить на место Господа свое гордое " я " . Грехопадение обнажило два аспекта человеческого противления – противление духа и противление плоти. С одной стороны – сатанинский дух противоборства: нарушайте Божий запрет, будете, как боги , " все позволено " . С другой – вожделения плоти: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно (Быт. 3, 6). С этих пор человек низвергнут в пучину противостояний, противоречий, противоборств и обременен этой " противопоставленностью... как постоянно повторяющейся редукцией к состоянию " нет " и его безнадежной перспективе " [LXII]. Вот как свидетельствует об этом святоотеческая мысль: " …Диавол, прельстивший человека... отделил нашу волю от Бога и друг от друга. Отклонив с прямого пути [человека, лукавый] разделил образ бытия естества его, расчленив его на множество мнений и представлений... он учредил в качестве закона поиск и нахождение всяческого зла, используя для этого силы нашей [души], и для постоянного пребывания зла во всех [людях] заложил лукавое основание – неуступчивость воли " [LXIII].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Значительно меньше затруднений для принятия мысли о другом исходе, – о конце мучений в смысле прекращения существования личной жизни людей (или духов) грешных. Правда, и здесь восстает перед нами вышеприведенное возражение святого Василия Великого , основанное на заключительных словах беседы о Страшном суде, где как грешные идут в муку вечную , так и праведницы в живот вечный . Однако, как мы уже, отчасти и видели, та будущая участь праведных и грешных, со стороны времени продолжения ее, далеко не всегда и не везде определяется одними и теми же словами. Напротив, всякий, кто обращал внимание в соответствующих местах Библии на эту сторону, не может не заметить, что прежде всего даже простого упоминания о том, что мучения будут вечны, там несравненно, меньше, чем указаний на вечность жизни будущей – того, что ожидает «благословенных Отца Небесного». Возьмем для примера гл. LX пророка Исаии, откуда мы уже приводили выдержки. «Восстань, светись Иерусалим» восклицает он, и этот свет его – свет от Господа, он называет далее светом вечным, как на веки же наследует землю живущий в нем народ его, народ праведный. И вот, «… этот город святой, правителем которого будет мир и надзирателями – правда; стены которого будут называться спасением и ворота – славою». «Я, – говорит Господь, соделаю величием навеки, радостью – в роды родов» 921 . Об иной же участи, о том, что не войдет в этот город (а войдут не один Израиль; «народы и цари»), сказано лишь: «… вот, тьма покроет землю, и мрак – народы»; народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся» 922 . Так же говорил пророк о конце нечестивых и в других местах. «Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею, и истребить с нея грешников ея… Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их» 923 . «Вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою… делали злое в очах Моих и избирали то, что было не угодно Мне… вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание… Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог» 924 …

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Глава LX 118 . Далее Матфей говорит: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?», и проч. до слов: «Найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» ( Мф. 17:24–27 ). Об этом говорит только один Матфей, и после этой вставки следует тому же порядку расположения событий, по которому вместе с ним идут Марк и Лука. Глава LXI 119 . Затем Матфей говорит так: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?», и т.д. до слов: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф. 18:1–35 ). Из этой пространной речи, следуя тому же расположению, Марк предложил не все, но только кое-что, и еще сам включил нечто такое, чего Матфей не говорит ( Мк. 9:33–49 ). А вся речь до того места, до которого мы назначили рассмотрение, вызвана только вопросом Петра о том, сколько раз должно прощать брату. Действительно, Господь говорил это так, что всякому должно быть ясно, что и вопрос Петра, и ответ на него относятся к одной и той же речи. А Лука, при соблюдении того же порядка, не вспоминает ни о чем, кроме дитяти, которое Господь поставил перед учениками как пример для подражания, когда они помышляли о своем величии ( Лк. 9:46–48 ). Глава LXII 120 . Матфей так продолжает свое повествование: «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною», и проч. до слов: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:1–12 ). Об этом сообщает и Марк, держась того же порядка ( Мк. 10:1–12 ). Конечно, можно видеть, что нет никакого противоречия, когда тот же Марк влагает в уста Господа вопрос фарисеям: «Что заповедал вам Моисей?, и такой их ответ, что им дозволено давать разводную запись; в то время как Матфей сказал словами Господа, которыми Он показал им из книги Закона, что Бог соединил мужа и жену, и потому человеку не должно их разъединять, а они сослались на Моисея: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» Но Он снова сказал им: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так». Действительно, ведь и Марк не умалчивает об этом ответе Господа; но это уже после того, как они ответили на вопрос о разводной записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Знаешь ли ты уставы неба»? 515 (id. ст. 33). В главе XXXIX говорится о законах животного мира, указывается на жизнь диких коз в горах и онагра в степях, на единорога (носорога), громадную силу которого человек не может употребить в свою пользу. Далее говорится о птицах, о красивом павлине и о быстроногом страусе; о ястребе и вообще о хищных птицах, и между прочим также о коне, описание которого полно необычайной поэтической красоты. По поводу всего этого отдела мы заметим, что глас Божий предупреждает человека, что он не имеет права относить к себе одному все величие законов мироздания и природы. Эта мысль очень отчетливо выдается в обеих главах, о которых мы говорили. В главе XXXVIII в ст. 25–27 прямо указано на благодатный дождь, который орошает «безлюдную пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию». А в главе XXXIX, кроме коня, исчисляются именно те животные и птицы, которые по силе своей, или по дикости своей не могут быть приручены человеком и включены в число обыкновенных домашних животных. Посему человек, – одно из созданий Божьих, – смеет ли он состязаться с Вседержителем? «Вот я ничтожен», восклицает Иов (XXXIX, 31 – 34). Господь Бог продолжает Свое поучение через Иова всему человечеству: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя»? (XL, 3). «Укрась себя величием и славою!... унизь и сокруши нечестивых... тогда Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (ст. 5, 7, 9). Главная мысль этой XL и XLI главы – указать на бессилие, и нравственное и физическое, человека, который потому и может искать своего спасения только в Боге, его Создателе и милосердном Отце. «Вгляни на бегемота 516 и на его силу... или на левиафана 517 (LX, 10, 20), и пойми, сколь ты ничтожен»! В главе XLII Иов приносит полное покаяние: «Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (ст. 3)... «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (ст. 6). Мы видели выше, как три старших мудреца подверглись гневу Божию за неразумные речи и за обвинение Иова, и как при легком наложенном на них наказании, им было приказано просить молитв за них того Иова, которого они так упорно и жестоко обвиняли. Иову возвращается земное счастье, и вместе с тем он восстановляется нравственно в глазах друзей и всего общества того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Явившаяся на небе жена, облеченная в солнце и увенчанная двенадцатью звездами, которой подножием служила луна, и имевшая во чреве и кричавшая от болей и мук рождения, – это в собственном и точном смысле есть Мать наша, девы, некоторая сила сама по себе отличная от детей своих, которую пророки, в виду приписываемых ей свойств, называли то Иерусалимом, то Невестою, то горою Сионскою, то Храмом и скиниею Божию. Ибо сила, стремящаяся к просвещению, по словам пророка: святись Иерусалим, как взывал к ней Дух, – ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою; ибо вот тьма покроет землю и мрак – народы, а над тобою возсияет Господь, и слово Его явится над тобою и прийдут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию; возведи очи твои и посмотри вокруг; все они собираются и идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут (Исайи LX, 1 – 4), есть Церковь , дети которой все вместе придут к ней по воскресении, стекшись к ней отвсюду; а она, достигнув невечернего света и облекшись сиянием Слова, как бы одеждою, будет радоваться. Ибо каким другим драгоценнейшим, или достойнейшим украшением надлежало бы украшаться царице, которая облекается в свет, как в одежду, чтобы сделаться невестою Господа, для чего она и призвана Отцом? Приступите же, возвысившись умом, посмотрите, подобно как (смотрите) на брачных дев, на эту великую жену, которая сияет чистою и непорочною, всецелою и неувядающею красотою, ни в чем не уступающею сиянию света, вместо одежды облеченную в самый свет, вместо драгоценных камней украшенную на голове сияющими звездами. Ибо, что для нас одежда, то для ней свет; что для нас золото, или блестящие камни, то для ней звезды не такие, какие находятся на видимом своем месте, но лучшие и блистательнейшие, так что здешние могут считаться не более, как их образами и подобиями. Глава VI. Дело Церкви – рождение детей в крещении. Она как бы свет луны при крещении. Полнолуние страдания Христова. То выражение, что она вступила на луну, по моему мнению, в переносном смысле указывает на веру очищающихся от (греховного) тления посредством крещения; потому что свет луны много походит на теплую воду, и она имеет влияние на всю влажную стихию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Посему и Бог , радуясь таким помыслам их, с клятвою обещает даровать им превосходные почести, поставить впереди и посадить их во главе веселия. Он так говорит: если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Псал. CXXXVI, 5. 6), Иерусалимом называет Он, как я сказала, эти самые чистые и непорочные души, которые, воздержно вкушая питие девства неоскверненными устами, обручаются единому мужу, чтобы предстать на небе Христу чистою девою ( 2Kop. XI, 3 ), одержав победу непорочными подвигами ( Npeм. IV, 2 ). Так и пророк Исаия возглашает: восстань, святись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою (LX, 1). А что эти обетования исполнятся по воскресении ( Фuлun. III, 11 ), это ясно для всякого; ибо Дух Святый пророчествует не об иудейском известном городе, но о том небесном и по истине блаженном городе Иерусалиме, который есть собрание душ, который Бог , по Его словам, ясно обещает поставить впереди, первыми, во главе веселия новых веков, поселив их, облеченных блистательнейшею красотою девства, в чистом жилище незаходимого света, за то, что они не думали совлекать с себя украшение невест, т. е. омрачать ум гнусными помыслами. Глава VI. Девство везде и всегда должно быть соблюдаемо и восхваляемо. Подлинно, слова Иеремии: забываешь ли девица украшение свое и невеста наряд (στηθοδεσμδα) свой (II, 32) означают то, чтобы не распускать и не ослаблять уз целомудрия пред соблазнами и обольщениями. Ибо под словом στηθη (грудь), конечно, разумеются мысли и ум наш; а στηθδεσμος (грудная повязка) – этот пояс, связывающий и укрепляющий расположение души к девству, – есть любовь к Богу, который (пояс) предводитель наш и пастырь, Владыка и Жених Иисус да поможет мне и вам, прекрасные девы, сохранить до конца неослабным и запечатленным; потому что не легко найти другую помощь людям лучше этого сокровища, угодного и приятного Богу. Посему я утверждаю, что все должны почитать девство, и всегда соблюдать и восхвалять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Бог постоянно именуется в Ветхом Завете Отцом. Поэтому иудеи не удивлялись, когда Христос называл Бога Отцом, хотя они понимали отечество Божие в отношении к людям, а не в отношении к Сыну Бо–жию, как Богу. Христос считал правильным и второе значение Божественного отечества, за что и был приговорен к смерти синедрионом… «Ныне, Господи, Ты Отец наш, мы глина, а Ты — Образователь наш, и все мы дело руки Твоей» (Ис., XIV,8). В этом тексте понятие почти совпадает с понятием Творца. Но в других текстах (например, Иер. III, 19, Ос., 1, 10) отечество Божие имеет широкий смысл: Бог есть Отец Израиля, потому что Он любит его и хочет, чтобы евреи относились к Нему, как истинные дети… Следовательно, отечество свойственно Богу; Ему свойственна любовь к другим не только, как к твари, но и как к личностям, способным быть причастными Ему и любить Его, как Отца. О Сыне Божием говорится в Ветхом Завете под образом Слова, Премудрости или Мессии. С наибольшей ясностью свидетельствует о Сыне Божием образ Премудрости, о Которой мы говорили выше. Премудрость часто описывается, как активная Божественная личность, в Которой Бог выражает всю Свою мудрость. Она именуется и Образом Бога и посвященной в Его тайны и сопрестольной Ему… О слове Божием говорится большей частью, как о творческой мысли Бога в том смысле, в каком сказано, что Бог творил мир, высказывая Свои повеления (Быт., I). «Словом Господним созданы небеса и Духом уст Его всё воинство их (т.е. звезды)». (Пс., XXXII, 6). «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исх. LX, И). «Слово Бога нашего пребудет вечно»! (XL, 8). «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; в род и род истина Твоя» (Пс., CXIII, 89–90). В этих текстах иногда видят указания на Бога Отца под символом «уст»; из уст Отца выходит дыхание (Св. Духа) и в нем слово (Сын Божий)… Слово Божие понимается и как поучение Божие: «Он возвещает слово Свое Иакову, уставы Свои и законы Свои Израилю». (Пс., CLXVII, 19)… О послании Слова Божия на землю говорится и в книге Премудрости Соломона (XVIII, 15–16) и в Псалмах (СХ VII, 15–19)… Во всех этих местах речь идет скорее о проявлениях Слова Божия, о Его словах–логосах, а не о Самом Сыне Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Шева. Жилище потомства его должно быть неподалеку от Наватеев (см. Serab. L XVI). От сего, по догадке Бохарта, Савии, хищники стад Иова (Иов. I. 15). Дедан. См. прим. на Быт. 10. 7. Ефа. У Исаии (LX. 6) сие имя соединяется с именем Мидиана. Наложниц. То есть Агари и Хеттуры. Достойно примечания, что Хеттура, взятая в супружество по смерти Сарры тогда, когда Авраам не имел иной жены, называется только наложницею. Так уважается единоженство. Отпустил их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей. Чрез сие предупреждает Патриарх смешение племен и наследий, дабы земля, определенная Богом Исааку, осталась неприкосновенною от других его братьев. В землю Восточную. Имя сие не относится к стране света, которая указана уже словом к востоку, а знаменует в св. книгах особливую страну (Суд. VI. 3. 3 Цар. IV. 30. Иов. I. 3. Ис. XI. 14. Иер. XLIX. 28), коей жители, как догадываются, после названы по–арабски Шаркиин, то есть Восточными, просто Сарацинами, хотя, впрочем, некоторые дают сему имени иное происхождение. Флавий (L. I. с. 15) пишет, что они были трудолюбивы и остроумны (3 Цар. IV. 30. Мф. И. I). О КОНЧИНЕ АВРААМА 7. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет. 8. Наконец Авраам изнемог и умер в старости доброй, будучи престарел и насыщен (жизнью), и присоединился к народу своему. 9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпела, на поле Ефрона, сына Цохаь ра Хеттея, которое находится против Мамре. 10. На поле, которое Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр–лахай–Рои. Насыщен жизнью. В еврейских кодексах большею частью читается только насыщен; но полнее представляется сие выражение ниже, о смерти Исаака (XXXV. 29). Черта сия, для изображения мирной и радостной кончины праведника, взята с образа пиршества. Присоединился к народу своему (см. прим. на Быт. XV. 15). И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его. Двум только приписывается совершение сего сыновнего долга, вероятно, не по близости только их пребывания к месту кончины Авраамовой, но и по праву их старшинства. О ЖИЗНИ ИЗМАИЛА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010