Протагор и Платон. Протагор утверждал, что человек есть мера всех вещей. Платон – что Бог. На первый взгляд, представляется, что истина Протагора есть истина низкая, а Платона – возвышенная. Но ведь сам же Платон в другом месте говорил, что боги не философствуют, не ищут мудрости – ибо они мудры. А что такое философствовать, искать истину? Разве это не все равно, что «мерить» вещи? И разве такое занятие, в самом деле, не больше приличествует слабым и немудрым смертным, чем могущественным и всезнающим богам? LVIII Задачи философии. Философы стремятся «объяснить» мир, чтоб все стало видным, прозрачным, чтоб в жизни ничего не было или было бы как можно меньше проблематического и таинственного. Не следовало ли бы, наоборот, стремиться показывать, что даже там, где все людям представляется ясным и понятным, все необычайно загадочно и таинственно? Самим освобождаться и других освобождать от власти понятий, своей определенностью убивающих тайну. Ведь истоки, начала, корни бытия – не в том, что обнаружено, а в том, что скрыто: Deus est Deus absconditus (Бог есть скрытый Бог). LIX Возможное и невозможное. Круглый квадрат или деревянное железо есть бессмыслица и, стало быть, есть невозможное, ибо такие сочетания понятий сделаны вопреки закону противоречия. А отравленный Сократ не есть бессмыслица, и, стало быть, такое возможно, ибо на такое соединение понятий закон противоречия дал свое соизволение. Спрашивается: нельзя ли упросить или заставить закон противоречия изменить свои решения? Или нельзя ли найти такую инстанцию, которая вправе отменить его постановления? Так, чтоб вышло, что отравленный Сократ – есть бессмыслица, и, стало быть, Сократа не отравили, а деревянное железо не есть бессмыслица, и, стало быть, возможно, что где-нибудь деревянное железо и разыщется. Или даже так: уступить закону противоречия и железо и квадрат – пусть он себе тут распоряжается, как хочет, – но на условии, чтоб он признал, что отравленный Сократ тоже заключает в себе противоречие и потому Сократа, вопреки всем свидетельствам, никогда не отравляли. Такими вопросами должна была бы быть озабочена философия, и в прежние времена она ими была озабочена. Но сейчас о них совершенно забыли. LX

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Ehoxa-IX, 3; X, 1; XLVI, 7; LX, 1, 22; LXXVII, 1; LCIV, 8; XCVII, 2; XCVIII, 6, 7, 11; XCIX, 3, 10; С, 4; CI, 1, 6, 9; кн. Сивилл III, 519, 580, 719; кн. Юбил. VII, 36; XII, 19; XIII, 16; XVI, 27 и мн. др.; из раннейшего времени Даниил. 4:21, 29, 31; 7:18, 22, 25, 27) 327 . Правда, позже возникло учение о торе, как откровении Бога 328 , чрез что возвышенный Бог как бы низводился в ряды ограниченных существ. Но, несомненно, основная тенденция иудейства заключалась в том, чтобы удалить Бога от человека, бесконечно возвысить Его над миром. На стремление к устранению антропоморфизмов в переводе LXX мы уже указывали (см. Труды К. д. Академии 1905, III, 396 и дал.). В рассматриваемое время доказательства данной мысли можно заимствовать в таргумах. „Те места библии, где Божеству усвояются конкретные образы, видимые явления (теофании) и антропоморфизмы, таргумисты часто с большими натяжками и очевидным насилием тексту стараются перефразировать так, чтобы удалить буквальный смысл текста и выдержать идею недоступности Божества“ 329 . Напр., в Быт. 22:14 : „И нарек Авраам имя месту тому (разумеется гора Мориа): Господь усмотрит. Посему и ныне говорится на горе Иегова усмотрится“. В таргуме Онкелоса это место имеет уже значительно другой характер: „Здесь почтут Бога (грядущие) роды; посему доныне говорится: на горе той Авраам молился пред Богом (см. еще у Онкелоса на Быт. 9:27; 16:13–14; 32:30 ; Вт. 33:14; Исх. 25и др. У Ионафана на прор. Ис. 1:15 , вместо: „когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я закрываю от Вас очи Мои“ читаем: „отнимаю Шехину мою от вас“ и мн. др. По-видимому, идею отрешенности Бога от всего материального чувственного стараются выразить в получившем довольно широкое употребление имени Иеговы – Бог , Господь духов 330 . Это имя встречается в кн. Юбил. X, 3; 2 Макк. 3:24; а в кн. Еноха оно употреблено 100 раз (см., напр., гл. 45–50). Словом, палестинские раввины усвоили себе деистическое представление о Боге, как о самозаключенной, недоступной и даже противоположенной миру сущности, не имеющей к твари никакого непосредственного отношения 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Издание текста Ионы по бревиарию Вита из Омишля выполнено Зденкой Рибаровой (Ribarová 1987). Наконец, фототипически издан 2-й Новлянский бревиарий 1495 г. (Panteli, Nazor 1977) с подробным указателем библейских пассажей, вошедших в него. Миссал представляет собою книгу, предназначенную для общественного богослужения на литургии, его формирование началось в X в. Самый полный и древний хорватский глаголический миссал подробно описан И. Вайсом по рукописи X в. из Ватикана (Illir. 4) вместе с 16 другими рукописями XIV-XV вв. и 6 изданиями XV-XVI вв. (Vajs 1948). В миссал входят незначительные по объему отрывки из ветхозаветных книг Пятикнижия, 3 и 4 Царств, Есфири, Неемии, 2 Маккавейской, 3 Ездры, Притч, Песни, Премудрости Соломона, Иисуса Сирахова и Пророков. Полным текстом представлены Евангелия, за исключением Евангелия от Марка, главы 1–5 и 10–12. Относительно небольшие части Деяний, Посланий и Апокалипсиса не достигают половины объема этих книг. Роспись содержания Ватиканской рукописи см. Vajs 1948, s. 57– 63. В несколько большем объеме Св. Писание вошло в первопечатный миссал (Misal 1483, p. LIII-LX) и в рукописный кодекс начала XV в. (Misal Hrvojev, p. 520–523). Издана и еще одна рукопись XV в., см.: The New York Missal 1977 (второй том со справочным аппаратом вышел в 1995 г.). Евангельский текст хорватских католиков по Ватиканскому миссалу издал Иосип Врана (Vrana 1975). Сводное издание всех пассажей из Св. Писания по бревиариям и миссалам дал в свое время энтузиаст глаголической письменности Иван Берчич (Beri 1864–1871), оно не имеет научного характера. Описание структуры бревиариев и миссалов, заметки о тексте Св. Писания в них дает Иосип Тандарич (Tandari 1985). На общеславянское значение текстов Св. Писания, входящих в католические хорватские книги, писанные глаголицей, впервые указал Ватрослав Ягич. Сопоставив евангельский текст миссалов с кириллическими списками, он показал, что перевод во всех источниках один и тот же и восходит к греческому оригиналу, хотя в миссалах этот текст и правлен кое-где по латинскому тексту (Jagi 1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Рождение Девы… Память 21 сентября Сергей Фурманов   Юрий Яников   22:01 20.09.2023 1401 Время на чтение 5 минут Иудейский народ Вышним Богом избран был на своё служенье. И как мог – по Завету – долго нёс избранника предназначение. Шло то племя: то вправо, то влево; но в Давидовом поколении в нём родилась святая Дева – Та, что миру родит Спасение. Та, Кто станет надеждой миру, Та, Кто станет Вратами Богу. Та, Кто сможет вместить Невместимого в свою Девичию утробу. Купина, что горит, не сгорая, и Ковчега ограда в волнах – Богу чистым сосудом станет – Алтарём, сохранившим Бога! Иоаким со женой своей Анной жизнь прожили в стенах Назарета. Жизнь супругов текла к закату: и честна, и чиста, но – бездетна. И просили они смиренно, чтоб отнял Бог от них поношенье. И Господь внял молитвам усердным и на старость дал утешение. Дал дитя – в их годах преклонных, удостоил их Божьего Дара – терпеливых и Богу угодных во святых – Иоакима и Анну. А потом, Девы Сына Первенца иудейская власть осудила. И железо прошло сквозь сердце Той, Которая Бога родила. – Распинай! Кровь на наших детях! – так кричала толпа Пилату... А ведь Дева родилась меж этих, отсчитавших Иуде плату. Но Господь любит это племя, что к Нему было так жестоко. И покуда не кончилось Время, ждёт его покаянья до Срока. Как Отец, ждущий блудного сына, не Судья, что судить будет строго: Воли Божьей тот род не отринул – и дал миру, родившую Бога. Юрий Яников Сергий Фурманов События Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/20/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Он родился мертвым, а умер живым» Размышления Игоря Евсина о книге Алексея Солоницына, посвященной приснопамятному митрополиту Иоанну (Снычёву) Игорь Евсин   11:33 05.02.2018 1041 Время на чтение 4 минуты О приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве) написано немало книг. И это неслучайно - владыка Иоанн в русской истории конца ХХ века являлся одной из самых значительных личностей. Его огромное значение определяется уже тем, что в деградации нашего народа в конце 1990-х годов при острейшем политическом кризисе, который грозил тогда распадом России, владыка дал растерянному народу нужные ответы на такие основополагающие вопросы «Кто мы, русские люди, и для чего живем?». И вот появилась новая книга Алексея Солоницина о митрополите Иоанне «Он родился мертвым, а умер живым. Крестный путь владыки Иоанна (Снычёва)». Чем же она отличается от других многочисленных изданий?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/05/on...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь Епископ Бачский Ириней (Булович)   09:01 11.05.2023 496 Время на чтение 12 минут Источник: Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru В интервью , которое в апреле 2023 года иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней дал ведущей телевизионной передачи Relativizacija Лиляне Смаилович, была затронута, в частности, тема гонений, которые переживает Украинская Православная Церковь, а также роли в них государственных властей и созданной несколько лет назад раскольнической структуры «ПЦУ». Ниже приводится перевод фрагмента этого интервью.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/11/na_ukr...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #f0592cfe5c Закрыть Серафим, Александр, Николай. Русское «цельное дуновение» Станислав Минаков   00:47 09.06.2014 232 Время на чтение 16 минут 6 июня по установившейся традиции празднуется день рождения Пушкина. Именно по установившейся традиции. Потому что человек, носивший имя Александра Сергеевича Пушкина , пришел в этот мир 26 мая - по юлианскому календарю, по какому жила Россия на протяжении всей почти своей истории, до 1918 года. Мы вот уже без малого 100 лет живем в ногу со «всем цивилизованным человечеством» - по календарю григорианскому. И, переведя 26 мая «старого стиля» на стиль «новый» (как иронично-символичны эти определения: «старый», «новый»!), получим иную дату рождения поэта - 8 июня. Но, может быть, это и хорошо, что пушкинский день мы отмечаем 6 июня: получается, что чествуем мы что-то иное, а не рождение конкретного человека - грешного, хоть и гениального. Условность даты переносит в другое измерение - символическое. Ведь и сам Пушкин давно стал символом - русской культуры, русского человека, Творчества. Николай Бердяев в трактате «Смысл творчества», в главе «Творчество и аскетизм. Гениальность и святость», сделал простое, будто очевидное, но замечательное наблюдение: два величайших (не только потому, что это было совсем недавно, два столетия тому) русских человека - Александр Пушкин и Серафим Саровский - жили в одно время: в начале XIX века. Правда ведь, годы их смертей очень близки - 1837 и 1833! Бердяев вычленил эту «двоицу» и поставил рядом. Что само по себе - колоссальное продвижение русского национального сознания. Но философ, разумеется, не ограничился простым называнием, а дал свою экспозицию: «Пушкин и святой Серафим жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались. Равно достойное величие святости и величие гениальности - несопоставимы, несоизмеримы, точно принадлежат к разным бытиям. Русская душа одинаково может гордиться и гением Пушкина, и святостью Серафима. И одинаково обеднела бы она и оттого, что у нее отняли бы Пушкина, и оттого, что отняли бы Серафима.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова Память 21 мая Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   01:20 21.05.2022 518 Время на чтение 6 минут Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как огромно, как бесконечно величие апостолов? Задумывались ли над тем, как безмерна была их сила? Задумывались ли над тем, какой огромной силой духа, какой отважностью обладали эти избранники Христовы, эти братья Христовы, эти друзья Его? Задумывались ли над тем, что сердцевед Бог наш избрал учениками Себе тех, сердца которых были самыми чистыми, самыми пламенными, самыми способными вместить всю глубину и все величие учения Христова? Задумывались ли вы над тем, какое изумительное чудо совершил над ними Бог, когда в день Пятидесятницы ниспослал Духа Своего на них и дал им силы и уменье говорить на всех языках, ибо это было им необходимо, ибо проповедовать должны были они всем народам и должны были говорить на разных языках.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/20/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #63b9635b7b Закрыть «Заботясь об укреплении национального единства» Раку Александра Невского передадут из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру 15:07 15.05.2023 525 Фото: Mikhail Golub/Рака до реставрации Раку (гробницу) святого благоверного князя Александра Невского передадут из Государственного Эрмитажа в Александро-Невскую лавру, сообщает РИА Новости со ссылкой на музей. «В развитие программы " Большой Эрмитаж " , учитывая обращение Патриарха Московского и всея Руси, имея в виду сегодняшнюю геополитическую ситуацию и символическую роль святого Александра Невского как небесного покровителя российского воинства и отечественной дипломатии, заботясь об укреплении национального единства, Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры», - говорится в сообщении. В День Национального Единства весьма уместно вспомнить гуманитарщиков, добровольцев тыла Отмечается, что министерство культуры РФ издало приказ о передаче монументального украшения гробницы святого Александра Невского из Эрмитажа в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии. «В течение ста лет Эрмитаж хранил и четырежды спасал от гибели гробницу и раку святого Александра Невского. Сегодня эта ответственность на 49 лет передается Церкви. Согласно договору, заключенному между Эрмитажем и Санкт-Петербургской епархией, утвержденному и согласованному Патриархом Московским и всея Руси и министром культуры Российской Федерации, Церкви предстоит воссоздать те уникальные условия состояния воздуха, которые созданы огромным трудом в Эрмитаже. Без этого хрупкая гробница погибнет», - отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, слова которого приводит музей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/15/za...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " @font-face font-family: ArialRub; src: format( " woff " ), format( " truetype " ); unicode-range: U+20BD; Закрыть Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 2 часть Александр Закатов   00:22 30.11.2023 103 Время на чтение 39 минут Фото: Иерей М.И.Страхов с супругой 1 часть Жизнь и смерть священника Михаила Страхова Но вернёмся к судьбе о. Михаила Страхова. Его первое дело было принято к производству в ноябре 1929 г. 26 ноября старший уполномоченный Коломенского окружного отдела (ОКРО) Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при Совете народных комиссаров (СНК) СССР В.С. Чесноков вынес постановление, утвержденное начальником Коломенского ОКРО ОГПУ А.П. Столяровым . Согласно постановления было начато следствие по статье 58 п. 10 в отношении 16 лиц во главе с епископом Феодосием (Ганицким), которыми «проводилась активная антисоветская деятельность, выражающаяся в явной контр-революционной агитации, распространении измышленных провокационных слухов; на почве использования религиозных чувств масса верующих восстанавливалась против Соввласти» . Роль «спускового крючка» для данного дела сыграло задержание монаха Старо-Голутвина монастыря Гермогена (Соколова) , который 1 октября 1929 г. на базарной площади в Коломне будто бы собрал вокруг себя народ и публично заявлял, «что советская власть всех разорила, на Китайской границе объявлена война, советам долго не существовать, большевики вздумали упразднить воскресенье , но это им не удастся, мы с этим будем бороться» . На допросах монах Гермоген, очевидно, подвергшийся «незаконным методам следствия», будто бы дал показания против епископа Феодосия и нескольких священнослужителей Коломны.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/29/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010