– «О случаях последнего времени», л. 126).–Не входя в подробное рассмотрение сих мудрований, как ни на чем не основанных, – считаем достаточным–для опровержения оных – изложить только учение о сем предмете св. Писания и св. Церкви. 160 Протестанты–рационалисты (Vid. D. Weissagungen d. Kirche I. Christ, aus d. letzten Zeiten. d. Heiden gegeben P. Lambert. Herausgegeben von Ioh. Arn. Kanne. Nurnberg. 1818.) возражают, будто дух человеческий (в лице антихриста) не может дойти до такого безумия, чтобы считать себя богом и требовать себе божеского поклонения. – Но такое предположение окажется несправедливым, если даже рассматривать оное на основании исторических свидетельств. Так, из евангелия мы знаем, что сатана требовал от I. Христа божеского поклонения себе, хотя очень хорошо знал, что сам он (то есть диавол) есть только тварь, и что поклонение должно воздавать только единому Богу, бытие Которого он также признавал. Поскольку же антихрист будет всецело во власти сатаны, по действу коего он и явится: то и не может оставаться ничего невероятного или невозможного в том, что антихрист, ослепленный своим счастием и внешним величием, исполненный гордости и духа сатаны, станет богохульствовать и требовать себе от людей божеского поклонения. Притом, нечто подобное уже случалось в истории ослепленного человечества: следовательно может повториться и в другое время. Так римские императоры, высокомерные и гордые, думали, что они имети высшую и совершеннейшую природу, нежели все другие люди. Заблуждение свое они простерли до того, что дозволяли строить храмы и алтари для них, приносить жертвы, клясться их именем, воздавать им божеское почитание еще при их жизни (каковы Нерон, Кай Калигула и другие Vid. Ioseph. Antiquit. lib. XVIII. cap. II ). A посему не должно удивляться тому, что антихрист,–который вместе с земною властию, с чрезвычайным возвышением, будет обладать еще необычайным могуществом, то есть, будет совершать знамения, – станет требовать себе служения от подобных ему людей, которых притом он будет покорять не столько своим величием, сколько страхом. 176 Вот пример неестественного объяснения, какое дают безпоповцы чудесами антихриста «Мертвеца воскресит по привидению: мертвый всяк пребываяй в суеверии, а еже воскрешати есть грехи оставлять в крещении и присно чудодействует сия антихрист; но егда кто в оного купель слазит, паче сквернее и смрадиее оттуду возникает», и тому под. («Щит Веры», ответы на вопросы 347 и 360. – Тоже «О случаях последнего времени», рукопись, гл. 10. – «Цветник.» рукопись 3, в особой статье).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

12 A. Drews: „Die Christusmythe“ (Diederichs). Все цитаты сделаны по 2-му изд. 1910 г. (Уже после составления настоящего очерка вышла еще вторая часть). 13 Fr. Steudel: „Das Christusproblem und die Zukunft des Protestantismus“. 1909. Его же: „Wir Gelehrten vom Fach!“ Eine Streitschrift. 1910 Его же: „Im Kampf um die Christusmythe“. 1910. 14 Dupuis: „Origine de tous les cultes ou religion universelle“: Paris. L’an III do la гер., 3 vols. 15 У проф. Ioh. Вейса вырвались следующие горькие признания: не раз мне было стыдно за нашу немецкую науку, которой понадобится много времени, чтобы смыть с себя это пятно, стыдно того, что мне приходится заниматься этим вздором; мне почти стыдно и теперь того, что я должен по этому поводу выступать пред вами“. (Iohanne Weiss „ Jesus von Nazareth“. Mythus oder Geschichte; стр. 4.) 18 „Долг исторической науки очистить ее от таких плевел (как работы Робертсона: „Pagan Christs“ и „Christianity and mythology“). К сожалению, здесь царит слишком большая терпимость. Всякий, кто находит параллели и увеличивает материал, все еще остается желанным; это понятно, когда дело идет о первоначальном накоплении материала, но теперь можно было бы пойти далее и придавать уже меньше значения полным рукам и больше хорошему научному воспитанию“ (Weiss, I. с. 54). 20 А. Kalthof: „Das Christus Problem. Grundlinien zu einer Sozial-theologie“. 2. A. 1903. Стр. 86–7. 21 Его же: „Die Entstehung des Christentums“. 1904. Стр. 147. Cp. W. Bousset: „Was wissen wir von Jesus“. 1906 и ответ Кальтгофа под тем же заглавием. 23 Ему последовал памфлет под заглавием: „Moses, Jesus, Paulus, Drei Sagenvarianten des babylonischen Gottmenschen Gilgamesch. Eine Anklage wieder Theologen und Sophisten und ein Appell an Laien“. 1909. 25 Чтобы дать понятие о „методе“ Иенсена, приведем хотя маленький отрывок из его сопоставлений (Moses, Jesus etc. 30–1). Эабани умирает. Иоанн Креститель умирает. Гильгамеш уходит в пустыню. Иисус удаляется в уединенное место (εις ερημον τοπον, ερημον=пустыня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Он не заметил или, по крайней мере, не продумал того, что античная τχη не мирится с христианством. При желании сделать образ Прокопия более отчетливым, путем сравнения с древними историками, бросается в глаза его сходство с Поливием: оба стоят на поворотных пунктах двух периодов греческой историографии: Поливий является посредником при переходе от классической эпохи к эллинизму, Прокопий смотрит из исчезающей древности в византийское средневековье. В противоположность многочисленным кабинетным историкам эллинистической и византийской эпохи, Поливий и Прокопий имеют то общее им обоим преимущество, что, в качестве спутников и советников великих полководцев, они сами принимали живое участие в политических и военных событиях и могли лично изучить широко разбросанную арену описываемых ими событий. 1 . Самые старые издания Beamus Rhenanus " a, David Hoeschelius’a и др. имеют только антикварную ценность. Важные: Anecdoma ed. рг. N. Alemannus Lugduni 1623 с ученым комментарием, который повторен в СВ и Anecdoma ed. Ioh. Eichelius (Helmstadi 1654). Оба издания характерны для того, как Прокопий был втянут в политические и религиозные споры реформации. – Новые издания сделаны: Orelli (Turici 1827), lsambert (Paris 1856) (поверхностная работа), последнее М. Krasckeninnikov (lurievi 1899). – Избранные главы из вандальской войны Прокопия II 19–28 критически восстановлены W. Meyer " ом из Шпейера в Jos. Partsch (Corippus=Monumenta Germ. Hist. Auct. antiquissimi I и 2), Berlin 1879 стр. XXXVIII–XLIII. – Критическое издание готской войны с итальянским переводом D. Comparetri пока первый том, Рим 1895 (=Fonti per la storia d " ltalia, Scrittori, secolo VI). – Полное издание Трудов Прокопия дано впервые в СР иезуитом CL Maltretus 2 т., Paris 1662–63 (недостаточно основательное). – Повторено 1729. – В СВ ex rec. G. Dindorfii 3 т. Bonnae 1833–38 без заслуживающего упоминания улучшений все еще сильно испорченного текста; ср. van Herwerden, Mnemosyne IX, 1881, 151, и К. Schenkl, Burslans Jahresbericht, XXXVIII, 255. Новое еще не законченное критическое издание Procopii Caesariensis opera omnia recogn. L. Haury. Vol I–II: De bellis libr. I–VIII. Lipsiae. ВТ 1905. Vol III: Historia quae dicitur arcana 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

31  Voltaire. Sechs Vortrage, Leipzig. 1870. Seit. 258–275. О трудах Вольтера против Библии см. сочинение аббата Ulysse Maynard. Voltaire, sa vie et ses oeuvres. 1867. T. II, p. 540–546. 32  См. сочинения Вольтера: Философский словарь, Толкование на Екклесиаст, Песнь Песней и другие книги св. Писания. 33  S. Kreyher. Die mystischen Erscheinungen des Seelenlebens und die biblischen Wunder. Stuttgart. 1880. Seit. 10. 35  Вообще Вольтер отвергал сверхъестественный элемент в библейских рассказах и объяснял все упоминаемые в них события естественными причинами. Так, несмотря на то, что он отрицал существование ископаемых, он вынужден был признать факт всемирного потопа, но зато объявил, что это просто „игра природы”. См. Principles of Geology. Edit. 8. p. 56. Lyell. 37  Introduct. T. 3, p. III. Ср. G. Fr. N. Sonntag. Doctrina inspirationis ejusque ratio, historia. Heidelberge. 1810, p. 148. Само собой разумеется, что Руссо отвергал библейские рассказы о чудесных событиях, как противоречившие учению деистов. (См. Emile, Liv. 4. Oeuv. Paris. 1819. Т. VII, p. 205 […] т. IX, р. 245–247. 39  Hurst. History of Rationalism. London. 1867, р. 107. Собрав около себя таких людей как Вольтер, Ла-Метри, Мопертюи, Фридрих вообразил себя таким же королём в вопросах веры, как и политики. 40  Философские и религиозные мнения Вольфа преимущественно изложены в следующих сочинениях: Theologia naturalis methodo scientifica petractata, Leipz. 1736. 2 тома; Philosophia moralis, math, scient. petractata. Halle. 1750–1753; Vernünftige Gedanken von Gott der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt. Frankfurt. 1719. 41  Ср. Farrar. А. 5. А. Critical History of Free Thought in Reference to the Christian Religion. London. 1863. p. 215–216. 45  Dogmat. p. 166–168. См. также сочинение Карповия Theologia revelata methodo Scientifica Leipz. 1737. 46  См. Ioh. Fr, Buddei. Institutiones theologiae dogmaticae, Francof. 1741. Lib. 1. §§ XVII и XVIII, p. 14–15. 47  Cap. I, § XIX: Theoreticae notiones naturalis religionis sunt bases et fundamenta omnis religionis.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

13 . Renoux 1985–1987. – Renoux Ch. La chaine armèniene sur les Épitres Catholiques I. La chaine sur l’ Épitre de Jacques. PO 43.1. Turnhout: Brepols. 1985. p. 70, 132. II. La chaine sur les Épitres de Pierre. PO 44. 2. Turnhout: Brepols. 1987. p. 98, 122, 126. 14 . Lücke 1829–1832. – Lücke F. Quaestiones ac vindiciae Didymianae. Göttingen: Dieterich. 1829–1832. Фрагменты толкования на Апокалипсис. Fragmentum in Apocalypsim. CPG 2563. 1 . Diobouniotis & Harnack 1911 – Diobounitis C. And Harnack A. Der Scholien–Kommentar des Origenes zur Apokalypse Johannis. TU 38. 3. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1911. Фрагменты Fragmenta uaria. CPG 2564. 1) Sermo de theophania (fragmentum) (latine). M. Bogaert. Fragment inedit de didyme l’Aveugle en traduction latine ancienne. RBen. 73 1963. р. 9–16. 2) Fragmentum in Osee apud Iohannem Damascenum. Sacra parallela. PG 95, 1381b=PG 96, 520a. TLG 2102/X03 (2934/18). 3) Ad philosophum (fagmentum) apud Iohannem Damascenum. Sacra parallela. PG 39, 1109=PG 96, 524d. TLG 2102/32. 4) De incorporeo (fagmentum) apud Iohannem Damascenum. Sacra parallela. PG 39, 1109=PG 96, 524d TLG 2102/33. 5) Fragmentum in Lot et Dauid (fagmentum) apud Iohannem Damascenum. Sacra parallela. PG 96, 141cd=541b. TLG 2102/X04. (2934/18) 6) Fragmentum apud socrat. H. E. IV. 23. PG 39, 1109.=PG 67. 520c. TLG 2102/X1 (2057 001) 7) Fragmenta apud ps.-Maximum Confessorem. Loci communes. Ioannem Damascenum. Sacra parallela. Antonium Melissam. PG 91 (ps.-Maximum Confessorem. Loci communes).//TLG 2102/035. PG 95–96. (Ioh. Damasc. Sacra parallela) PG 136. (Ant Melis.)//TLG 2102/037. Соответствия. Vatic. Rupef. PG 91 822bc-968bc 952d-953a 1473cd 8)Alia fragmenta apud Iohannem Damascenum. Sacra parallela. PG 95, 1080c, 1085d, 1097a, 1256a, 1312a (=PG 96, 248c), 1353b, 1396a, 1416a. PG 96, 73a, 89c, 101c, 141cd, 220b, 236b, 248d, 274b, 320d-321a, 324d, 325c, 340c, 344ab, 348ab, 372c-373a, 397a, 421c, 436a. TLG 2102/X05. K. Holl. Fragmenta vornicänischer Kirchenväter aus den Sacra paralela herausgegben (TU, N.F.V. 2) Leipzig. 1899 г. S. 124, 155, 233.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

17,186, saeculi certe V. K – Cod. Cyprius Parisiensis, num. 63, saeculi IX. L – Cod. Parisiensis, num. 62, saeculi VIII. M – Cod. Parisiensis, num. 48, post medium saeculi VIII (мн. Tischendorf a). N – Sunt Evangeliorum fragmenta in membranis purpureis, argento auroque scripta. Saeculi VI videtur. O – Fragmenta Mosquensia, saeculi IX. P – Cod. Guelferbytanus palimpsestus, saeculi VI. Q – Cod. Guelferbytanus palimpsestus, saeculi V. S – Cod. Vaticanus, num. 354, scriptus anno 949. T – Cod. Borgianus 1, Collegii Romani pro propaganda fide. Fragmenta. Ed. 1789. U – Cod. olim Nanianus, nunc Venetus Marcianus. Evangelia quatuor integra, saec. IX exeunts vel X. X – Cod. Bibliothicae Monacensis universitatis saeculi IX exeuntis vel X. У – (Y) Fragmenta Evang. sec. Ioh. (XVI, 3–XIX, 43), inter libros bibliothicae principalis Barberinae numero 255 notata. Videtur VIII saeculi. Г – Cod. quatuor Evangeliorum. Subscriptus est, si recte computatio indictionum facta est, annus Christi 844. Δ – Cod. Sangallensis, cum versione Latina interlineari. Edidit Rettig anno 1836. Λ – Cod. Oxoniensis, a nobis ( Tischend.) anno 1853 ex oriente detectus, noni potius, quam octavi saeculi. Π – Cod. Evangeliorum, fere integer, saeculi IX. Antiquae versiones: Italae (factae in Africa saeculo secundo). Сокр. – It. Vulgatae – (Vulg.). Aephiopica – (Aeph.). Armenica – (Arm.). Syriaca – (Syr.). 13 «Первее и паче всего видим здесь, пишет преосв. Иннокентий: слышим, осязаем духом, превосходящую разум любовь Христову, которая распространяется до того, что видимо объемлет небо и землю, время и вечность”... Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, стр. 273. 14 Из службы в Великую Субботу (стихиры на «Господи воззвах”). Подобно изложенному рассуждает Ориген: «Если (замечание): бе же нощь, должно рассматривать, не как бесцельно брошенное Евангелистом, то должно сказать, что (оно сделано) в том символическом смысле, что чувственная ночь была образом, касающимся ночи в душе Иуды, о каковой ночи Павел говорит: несмы сынове нощи, ниже тмы...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

1 Briefe und Erklärungen von I. von Döllinger über die Vaticanischen Decrete 1869–1887. München. 1890. 2 Die Selbstbiographie des Cardinals Bellarmin lateinisch und deutsch mit geschichtlichen Erläuterungen herausgegeben von Iob. Ios. Ign, von Döllinger und Fr. Heinrich Reusch. Bonn. 1887. 3 Geschichte der Moralstreitigkeiten in der römisch-katholischen Kirche seit dem XVI ihrdt. Auf Grund ungedruckter aktenstücke … Ignaz von Döllinger und Fr. Heinrich Reusch. 2 … München 4 В разосланных из Рима приглашениях на собор и в его программе совсем не упоминалось о непогрешимости папы. 5 С полной научной обстоятельностью все это изображено в тех капитальных старокатолических сочинениях, которые мною указаны в статьях «об отношении старокатоликов к православию» в 44, 45, 46 Церковн. Вестника за 1890 год. 6 Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, innerer Gestaltung und rechtlichen Stellung in Deutschland. Von D-r Ioh. Friedrich von Schulte. Giessen. 1887, Стр. 216–236. 7 Кардинал Раушер, князь – архиепископ Вены, был одним из наиболее решительных вождей соборного меньшинства в Риме; написал там и распространил между членами собора сочинение в смысле этого меньшинства, под заглавием: Observationes quaedam de intallibilitatis ecclesiae sabjecto. Но будучи в душе, как говорит Шульте, всецело бюрократом и властолюбцем, он по возвращении в Вену, как и все другие епископы меньшинства, покорился Риму ради избежания схизмы. 8 Кардинал Шварценберг, князь – архиепископ пражский на соборе ревностно отстаивал истину и устным словом и распространением печатного рассуждения, сочиненного его богословом Майером (de summi pontifieis infaliibilitate personali), и, если бы по возвращении из Рима остался верен своим убеждениям, мог бы смело стать во главе старокатолического движения со всею преданною ему паствою и духовенством, среди которых о непогрешимости и помину не было... Но он представляет, по словам Шульте, доказательство того, как благороднейшие и с наилучшею волею люди легко падают, коль скоро им, при известной комбинации политических моментов, не достает основательных знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

22  Quae credere oportet et sine quibus cognitis et creditis salvari nequit. См. Calixt. Ad Ernest. Landgrav, pag. 23. 23  Schwenkfeld. Epist 90: „Verbum externum est vox humana, sonus, litera vel concio, in qua nulla virtus divina est inclusa, nec ad eam alligata”. Ср. Praefat. de Luth. Evang. „Praedicatum Evangelium nondum est rectum Evangelium, sed est vix typus, umbra, testimonium veri et vivi Evangelii Christi”. 25  Schwenkfeld Epistola 79. Weigel. Postill. и Guldengriff в различных местах. Ср. I. Bohme, Theoph. Paracelsus. Tom. I, pag. 318 и далее; Tom. IV, pag. 354. 27  „Die heilige Schprifm ist eine theure Gabe Gottes, und über alle Schatze zu rechnen; doch macht sie keinen selig”. Ср. Postill p II, pag. 238. 28  В книге, которая озаглавлена „Der Stein, den die Bauleute verworfen haben” Seit 2. Ср. p. 4 Fox in XXVII erroribus p. 30. 32  Dial, ad christ. pag. 13. Cf. Postill. p. 3, 19. Ср. Theoph. Paracelsus: Nihil externum confert salutem, quocunque veniat nomine. Litera Scripturae seu verbum exterius nullius est operationis. Phil. mystica. 33  См. предисловие к сочинению: „Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen” у Umhreit’a Ioh. Bohme. Seit 66. Ср. также Mohler, Symbolik. Seit 474: „Verhaltniss der Schrift zum lebendigen Geist” у анабаптистов. 34  См. G. Fr. N. Sonntag, Doctrina inspirationis ejusque ratio, historia et usus popularis. Heidelbergae. 1810, p. 151. 35  Schwenkfeld. Epist. 90: „Verbum externum tantum testatur de verbo interno, quod est Christus, monet, excitat, sed non per illud, tamquam per medium datur remissio et salus, quia id soli Verbo Dei, quod est Christus, competit”. Ср. Вейгеля Guldengriff, Сар. 10, pag. 59. „Die Schrift ist ein ausserlicher Spiegel; sie zeiget dir an, wie du seist, schon oder greulich, krank oder gesund; sie macht dich aber nicht also, kann dir auch keine Krankheit und Schmerzen weder stillen noch heilen”. 36  См. Вейгеля. Guldengriff Loc. cit. pag. 57: „Es ist auch nicht genug sprechen, dieser ist ein solcher Mann gewesen, er hat den Heil. Geist gehabt, er kann nicht irren: Lieber, beweise es vor, ob es wahr sei; es wird dich noch sauer ankommen und schwer werden zu verantworten und zu beweisen. Wer ist Kephas? Wer ist Apollo Wer ist Paulus? spricht der Apostel. Wer ist dieser oder jener? Menschen seiend sie; Gott, Gott, Gott ist allein, der den Glauben wirket und Urteil gießt zu prüfen alle Geister”.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Первый труд по б. археологии принадлежит Иосифу Флавию и называется « ουδακ ρχαιολογ α» или " ρχαιολογ α τν ουδα κ» (Antiquitates judaeorum). В нем, на ряду с историческими сведениями, встречается много сведений, относящихся к б. археологии. Отцы и учители церкви в понимании библейских древностей руководились, кроме библии, этим трудом Иосифа Флавия. Из святоотеческих сочинений, имеющих отношение к б. археологии, можно отметить лишь одно, как сочинение специально археологического содержания, именно, сочинение св. Епифания кипрского : « Περ μτρων κα σταθμν», в котором между прочим говорится о мерах скинии. У блаж. Феодорита и Иеронима дано много материала, имеющего значение для б. археологии, но нет специального сочинения по этой отрасли знания. Появление специальных трудов по б. археологии начинается со времени реформации Лютера, когда особенно оживился интерес к библейским вопросам. Собрание наиболее ценных исследований этого рода, имеющих отношение к б. археологии и явившихся в XVI, XVII, XVIII в.в., находится в издании Блязия Уголини (Ugolini): «Thesaurus antiquitatum sacrarum, complectens selectissima clarissimorum virorum opuscula, in quibus veterum hebraeorum leges, mores, instituta, ritus sacri et civiles illustrantur» (34. tt). Из отдельных систем по б. археологии, явившихся в XVII веке, следует отметить: Lund Ioh., «Die alten judischen Heiligthümer, Gottesdienste und Gewohnheiten», 1695; Spenzer Joh., «De legibus hebraeorum ritualibus earumque rationibus», 1685 (2 изд. 1775 г.); Vitringa Camp., «De synagoga vetere libr. 3», 1696. Из отдельных систем, явившихся в XVIII веке, следует отметить: Reiandi Hadriani, «Antiquitates sacrae veterum hebraeorum», 1708; – Michaëlis, «Mosaisches Recht», 1770 1775; – Bauer G. L., «Kurzgeiasstes Lehrbuch der hebräischen Alterthümer», 1797 (2 изд. Rosenmüller’á в 1835 г.). В XIX веке особенно оживилась литература по библ. археологии. Из отдельных систем по этой отрасли знания, явившихся в XIX веке, следует отметить следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

321 Едва ли верно утверждение, что за весь царский период никогда пасха не праздновалась по закону. Во времена Давида и начала царствования Соломона, праздники, несомненно, праздновались по уставу ( 2Пар.8:1315 ). 322 Также думают многие новейшие западные толковники и археологи: Кейль. Археология, стр. 52; Schegg, 589; Bahr. B. II. S. 6701;Ochler, s. 507. Арабский перевод вхождение первосвященника в святое святых за кадильницей, относит ко времени, следовавшему непосредственно за отосланием козла в пустыню. 23 ст. в арабском переводе читается так: «войдет Аарон в скинию собрания, вынесет кадильницу, и после того скинет льняные одежды...» 325 Проф. Дж. Крюгер утверждает, что в последнем столетии до Р. Х., первосвященник никогда не входил во святое святых, Он ссылается на то, что И. Флавий говорит о вхождении противоречиво, что в своем сочинении «О войне иудейской» он пишет: «внутренняя часть (святое святых) была никому недоступна, неприкосновенна, никому невидима» (5, 5:5). Но на самом деле «Древности иудейские» (3, 10:3) «О войне иудейской» (5, 5:5) и Contra Apionem (II, 7) не содержат ничего такого, что противоречило бы «Войне иудейской» (5, 5:7). Святое святых было действительно недоступно для всех, за исключением первосвященника, и то только в день очищения (См. Haneberg. S. 664; Anm. 387). 328 Ioh. Meyerus. Tractatus de temporibus et festis diebus Hebraeorum p. 2, cap. 15, 3; Lundius 5, 23; Carpzov, p. 433. 329 Corn a Lapide, p. 698; Knobel. S. 494; Kurtz. B. I. S. 336; Keil. Comment. B. II. S. 122; Dillmann. S. 532. 331 Вульгата выражение: «смиряйте души ваши с вечера девятого дня месяца», переводит так: «et alfligetis animas vestrasdie novo mensis». Но такой перевод неверен. Он опускает слово , означающее «вечером», и кроме того, не оправдывается древними (LXX) переводами. Что касается продолжительности празднования дня очищения, то нужно сказать, что позднейшие послепленные иудеи праздновали день очищения 25 часов, так как они праздновали лишних полчаса перед праздником, и полчаса после него (Carpzov, p. 433).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010